Скачать epub pdf 20. Андрей I Юрьевич (Георгиевич), великий князь владимирский и всей Руси, сопричтенный православной церковью к лику святых, а в народе известный под прозванием Боголюбский сын Юрия I (Георгия) Владимировича Долгорукого, великого князя суздальского и всей Руси, от первого брака с княжной половецкой, дочерью Аэпы. Родился, надо полагать, в Суздале около 1110 г. Во время войны князя Юрия с великим князем Изяславом II Мстиславичем киевским ходил на Рязань и выгнал оттуда князя Ростислава, союзника Изяславова, в 1147 г.; по занятии Юрием Киева посажен на удел в Вышгороде, под Киевом, в 1149 г.; в походе отца на Волынь чуть не погиб под Луцком 6 февраля; ненадолго примирил враждующих, храбро отстоял Переяслав и получил от отца, вторично овладевшего Киевом, Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопицу в 1150 г.; обострожась в Пересопице (ныне местечко Ровенского уезда Волынской губернии), бился с Изяславом под Киевом в 1151 г. и под Черниговом в 1152 г.; по окончательном вокняжении Юрия на столе киевском вторично посажен на удел в Вышгороде, но немедленно, с семьей и вышгородской иконой Богоматери (ныне Владимирская в московском Успенском соборе), ушел к Суздалю в 1155 г.; там на берегу р. Клязьмы заложил каменный город Боголюбов (ныне монастырь в 11 верстах от г. Владимира) в 1156 г.; по смерти Юрия в Киеве провозглашен князем земли суздальской в 1157 г.; заложил в г. Владимире каменный собор Успения в 1158 г.; подчинил себе Новгород в 1160 г.; заставил своих братьев удалиться из земли суздальской в Грецию в 1162 г.; лично ходил на болгар волжских и взял у них славный город Бряхимов в 1164 г.; недовольный действиями нового великого князя киевского Мстислава II Изяславича, послал против него сильную рать, которая, взяв Киев «на щит», т. е. приступом, 8 марта, утвердила за князем суздальским достоинство великого князя всей Руси в 1169 г.; еще сильнейшая рать, отправленная Андреем на новгородцев, друживших Мстиславу, наголову разбита под Новгородом 27 октября 1170 г., что не помешало Андрею снова подчинить себе Новгород в 1171 г.; после неудачного похода сына Андреева, Мстислава, на болгар камских в 1172 г., рать великокняжеская возвратилась ни с чем из-под Вышгорода киевского, куда не впустил ее князь Мстислав Ростиславич в 1173 г.; но Андрей не успел наказать врагов, быв изменнически убит своими приближенными в Боголюбове 29 июня 1174 г. Мощи его, перенесенные из главного храма владимирского Успенского собора в придел св. Андрея, с 1768 г. находятся открытыми в серебряной раке, сооруженной в 1820 г. Св. великий князь Андрей Боголюбский был женат на дочери боярина Кучко, по преданию, Иулитте Степановне (см. 183). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Ярослав-Фёдор Всеволодович, рождение 1190 † 1246; Великий Князь Владимирский, родоначальник угасших Великих Князей Московских и Тверских, князей Суздальских и Галицких, и угасших князей: Боровских, Можайских,Верейских, Углицких, Волоцких и Шемякиных; женат: 1. на княжне Ростислав Мстиславовне, дочери князя Новгородского Мстислава Мстиславовича; 2. на княгине Федосие (во инокинях Евфросиние) 34. Князь Глеб Всеволодович 35. Князь Владимир Всеволодович 36. Князь Иоанн Всеволодович Стародубский, родоначальник князей Стародубских 37. Князь Святослав-Гавриил Всеволодович Княжна Всеслава Всеволодовна, за князем Ростиславом Ярославичем Черниговским Княжна Верхуслава-Анастасия Всеволодовна, за князем Ростиславом Рюриковичем Смоленским Княжна Елена Всеволодовна † 1204 Княжна Сбыслава-Пелагея Всеволодовна КОЛЕНО XI: Святый Князь Василий Константинович Ростовский, рождение 7 декабря 1209 † 1238; замучен татарами за веру православную и за отечество, и причтён православною Церковию к лику Святых Князь Всеволод-Иоанн Константинович Ярославский, рождение 1210 † 1238 Князь Владимир Константинович Углицкий, рождение 1217 † 1249 Князь Всеволод Юрьевич † 1238 Князь Мстислав Юрьевич † 1238 Княжна Дубрава-Елена Юрьевна, за князем Василием Романовичем Галицким Княжна Феодора Юрьевна † 1238 Князь Дмитрий Святославович КОЛЕНО XII: 39. Князь Борис Васильевич Ростовский † 16 сентября 1278 40. Князь Глеб Васильевич Белозерский, родоначальник князей Белозерских † 13 декабря 1278 Князь Василий Всеволодович Ярославский Князь Андрей Владимирович Углицкий † 1261 Князь Роман Владимирович Углицкий † 1285 КОЛЕНО XIII: Князь Дмитрий Борисович Ростовский † 1294 Князь Василий Борисович † в молодых летах Князь Константин Борисович Ростовский † 1307 Княжна Мария Васильевна Ярославская, за князем Фёдором Ростиславичем Смоленским-Можайским (см. статью о князьях Вяземских) КОЛЕНО XIV: Князь Александр Дмитриевич Ростовский Княжна Василиса Дмитриевна, за Великим Князем Владимирским Андреем Александровичем Князь Михайло Константинович Ростовский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Но добродетели, утаенные в безмолвии, не могли укрыться от сердец благочестивых. Вскоре слава о жизни святого труженика распространилась в окрестности, и Кирилл, по прошению Князя и граждан, возведен Киевским Митрополитом на Епископский Туровский престол. Историограф свидетельствует 13 , что Святитель, ограждая церковь от соблазна и наветов, восстал, вместе с другими, против Епископа Леона, изгнанного в 1162 году из Суздаля Великим Князем Андреем Юрьевичем за некоторые ереси, ссылаясь в удостоверение на жизнь Кириллову, помещенную в Прологе. Но там сказано другое: Федорца же, за укоризну тако нарицаема (т. е. уменьшительно), сего блаженный Кирилл от Божественных писаний ересь обличи и прокля его. Кажется, сей Феодор был тот Ростовский Епископ, о коего тиранских поступках около сего же времени повествуют наши Летописи. – Святитель Кирилл скончал дни свои во второй половине XII века. Так полагать должно, судя по времени смерти злодея Феодора, случившейся в шестом десятилетии XII века, и по связям Кирилла с Великим Князем Андреем Боголюбским, убиенным в 1174 году. Сей правдоподобной Хронологии явно противоречит сочинитель истории Российской Иерархии 14 , означая хиротонисание Кирилла Марта 6, 1114, при Великом Князе Андрее Георгиевиче, а кончину 1120 года, Апреля 28. В сие время был Великим Князем не Андрей, а Владимир, прозванный Мономахом. Полагаем, как замечено нами в росписи Туровских Иерархов, что сей Кирилл может быть другим сего имени Епископом 15 . Еще обязаны мы согласить небольшое противоречие. Наш Святитель приписал Печерскому Игумену Василию 16 свою Повесть (см. статью XIV); а следующий за Кириллом Епископ Лаврентий был уже в сем сане участником посвящения в 1182 году упомянутого Василия в настоятели Печерской обители. Объяснить сие можем только удалением нашего Кирилла на покой, которого место заступил Лаврентий. Более о Кирилле мы ничего незнаем. Время истребило в памяти место его погребения, и даже неизвестно, когда Российская Церковь присоединила его к лику святых своих и уставила праздновать ему 28 Апреля 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Благоверный князь Святослав, во святом крещении Гавриил, Юрьевский и сын его Димитрий (+ 1253) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 3 февр. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. князь Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав 3-й и бьл сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве — Марфа), дочери богемского (чешского) князя Шварна; родился во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г. Четырехлетним ребенком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменен старшим братом, Константином, в 1206 г. и снова возвращен в Новгород в 1208 г. В 1209 г., по смерти отца, получил в удел город Юрьев-Польский (основанный его дедом, вел. князем Юрием Долгоруким). В 1247 г. получил великокняжеский престол во Владимире, но, изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 г. и замещенный на великокняжеском престоле другим племянником, Андреем Ярославичем, ездил в 1250 г. в Орду, где не имел успеха в возвращении великокняжеского престола. Умер в г. Юрьеве-Польском, погребен в Георгиевском соборе, который сам построил. Св. благоверный князь Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве — Давид), муромского князя, и Февронии (в иночестве — Евфросиния), память которых празднуется 25 июня. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме. Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор. • Город Юрьев-Польский в XIII в. был центром удельного княжества, в середине этого же века вошел в состав Московского великого княжества. Расположен во Владимирской обл., на притоке Клязьмы, ныне районный центр, известный памятниками церковного зодчества, среди которых основанный при Святославе Георгиевский собор. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436892/

«Когда я был министром культуры, не закрылось ни одного театра». Евгений Сидоров 22 мая, 2022. Мария Божович О доносах, КГБ и везении Фото: Сергей Петров Министр культуры в правительстве Ельцина, затем посол России в ЮНЕСКО, ныне профессор Литературного института, писатель и литературный критик Евгений Сидоров круглый год живет в подмосковном писательском поселке Переделкино. Его дом кажется более чем скромным — особенно по сравнению с соседними поместьями Константина Эрнста и других влиятельных людей.  Сидоров вообще из другой компании. Когда-то его соседями по Переделкино были, действительно, писатели и поэты: Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, с которым Евгений Юрьевич крепко дружил («мой кореш незабвенный») и чей музей-галерея теперь находится рядом, на той же улице Гоголя. На полках и стеллажах у Евгения Юрьевича — фотографии, где он рядом с Андреем Сахаровым, Хиллари Клинтон, Горбачевым, Алексием II, Ельциным, Путиным, Иоанном Павлом II, королевой Елизаветой. — Министр культуры как бантик на могучем теле экономического развития, — смеется Сидоров. — Меня включали в состав всех делегаций, и с кем только я не общался. В кабинете на стене висит старый плакат 1959 года с надписью «Смена». На нем трое улыбающихся парней — «черный», «белый» и «желтый» (как говорили в неполиткорректном СССР) — олицетворяют собой дружбу народов. Белый — студент юрфака МГУ, отличник и красавчик Женя Сидоров. «Мы с отцом были печальные» Евгений Юрьевич всегда был общественным лидером — и в спорте, и в учебе, и в комсомольской работе. Есть даже фотография 1951 года, где он гордо стоит под бюстом Сталина, в красном галстуке и тремя нашивками на рукаве: председатель совета дружины. Возможно, это стремление к первенству было своего рода компенсацией за те испытания, которые ему пришлось перенести в детстве.  — Моя бедная мама, красавица моя, умерла от саркомы щитовидки в 36 лет. Ее могила на Ваганьковском кладбище — недалеко от Есенина и Шехтеля. Брата отца расстреляли на Дальнем Востоке, а сам отец не мог жить и работать в Москве, зарабатывал деньги адвокатом на Урале. «Печальная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть». Мы с ним, и вправду, всегда были печальные. Похоронили его в Перми, в 1972-м. А я жил с 14 лет в Москве один, в собственной комнате в коммунальной квартире на Таганке, где за мной ухаживала тетя Дуня, родственница нашей соседки. Она меня приняла как родного, при некотором недовольстве ее собственной семьи.

http://pravmir.ru/kogda-ya-byl-ministrom...

С. 276-279), и где кроме св. мощей князей-страстотерпцев хранились и др. борисоглебские реликвии, в частности меч Б., в 1155 г. увезенный во Владимир св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским . Храм в Вышгороде был разрушен в 1240 г., во время нашествия татаро-монголов на Киев, тогда же были утрачены св. мощи князей. В 1-й пол. XVII в., несмотря на то что в Вышгороде никто не жил, на месте древнего храма был выстроен правосл. деревянный храм, сожженный поляками в 1651 г. и восстановленный в кон. XVII в. В 1860 г. на его месте поставили небольшую каменную церковь, сохранившуюся до наст. времени. Первая попытка обретения мощей Б. и Г. в Вышгороде была сделана в 1743 г. Киевским митр. Рафаилом (Заборовским) по распоряжению имп. Елизаветы Петровны ; поиски мощей производились также в 1814 и 1816 гг., однако все эти попытки были безуспешны. Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Исцеление Миронега молитвами святых Бориса и Глеба. Миниатюра из Сильвестровского сборника. 2-я пол. XIV в. (РГАДА. Ф. 381. 53. Л. 149) Уже к нач. 70-х гг. XI в. на местах гибели обоих князей были построены деревянные церкви, к-рые со временем были заменены каменными: в 1117 г. киевский кн. Владимир Мономах заложил каменную церковь на Льте, а в 1145 г. (вероятно, 5 сент.- Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска. С. 37-38. Прим. 4) его внук смоленский кн. Ростислав Мстиславич - на Смядыни; почти сразу при них возникли мон-ри (на Льте - ранее 1073, на Смядыни - не позднее 1138 ). Мон-рь на Льте был сожжен половцами в 1154 г. В 1660 г. иноки Межигорского Преображенского мон-ря получили грамоту от царя Алексея Михайловича на строение мон-ря «на крови» Б., однако мон-рь по неизвестным причинам не был создан; в 1664 г. протопоп переяславского Успенского собора Григорий Бутович поставил здесь каменный крест. В кон. XVII в. упоминается ц. во имя Б. и Г. неподалеку от места гибели Б., на др. берегу Льты; храм был возобновлен в 1784 и 1839 гг., ежегодно 2 мая к нему совершался крестный ход из переяславского Вознесенского собора. Др. центром почитания Б. и Г. являлся мон-рь на Смядыни, связанный, очевидно, больше с памятью Г.: ср. предание об исцелении здесь в 1177 г. князей Мстислава и Ярополка Ростиславичей, ослепленных в ходе их конфликта со своим дядей владимиро-суздальским кн. Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо , «сентября 5 день, на убиение Глебово» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 244). В 1191 г. сюда из Вышгорода были торжественно перенесены пустые старые раки от мощей Б. и Г., о чем сохранилось проложное чтение под 11 июня, очевидно, днем освящения каменной церкви. Мон-рь на Смядыни существовал до нач. XVIII в. (В древнейших борисоглебских памятниках нередко прослеживаются явные следы преимущественного почитания Г. Таковы, в частности, кресты-мощевики XII в., к-рые несут изображение Г. на лицевой стороне, а Б.- на оборотной. Эти факты пока не нашли убедительного объяснения.)

http://pravenc.ru/text/153171.html

Святослав III, в крещении Гавриил, великий князь владимирский, сын Всеволода III (Димитрия) Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве Марфы), дочери богемского (чешского) князя Шварна, родился в г. Владимире на Клязьме 26 марта 1196 года. Четырехлетним ребенком (в 1199 г.) он был назначен на княжение в Новгороде, а затем в 1206 году был сменен старшим братом Константином, в 1208 году снова возвращен в Новгород; в 1212 году (уже по смерти отца) получил в удел г. Юрьев Польский (основанный его дедом великим князем Юрием Владимировичем Долгоруким). В 1247 году получил великокняжеский престол во Владимире, но изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 году и замещенный на великокняжеском престоле другим своим племянником Андреем Ярославичем ездил в 1250 году в Орду, где не имел успеха в возвращении себе великокняжеского престола и умер в г. Юрьеве Польском 3 февраля 1253 года. Тело его было погребено в Георгиевском соборе (им же построенном) в г. Юрьеве. Князь Святослав-Гавриил был женат на Евдокии — дочери Петра Юрьевича (в монашестве Давида), муромского князя, и Февронии (в иночестве Евфросинии — см. 25 июня/8 июля). От этого брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи видно, что супруга Святослава Евдокия еще при жизни своего мужа, в 1228 г., пожелала пойти в монастырь. «Святослав отпусти княгиню свою по свету, всхотевше ей в монастырь, и даст ей наделок мног». Княгиня ушла «к братии» в Муром и там постриглась. Симеон, епископ Тверской, святитель В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми Русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь. Блаженный Симеон был седьмым Полоцким епископом и первым епископом Тверской епархии. Происходил он из рода князей полоцких. Кафедра святого первоначально была в Полоцке, но враждебные нападения и распри литовских князей, убийство в 1263 году полоцкого князя, его племянника, принудили переселиться в Тверь. В то же самое время тверской князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. Благоверный князь принял блаженного пастыря со всей любовью и наделил его Тверскую кафедру богатыми именьями и угодьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Успенский собор (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский кафедральный собор во Владимире Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы , кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов. Содержание История [ править править код ] Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж. Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы . После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской , стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году " ...заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день... " . В 1160 году собор был уже отстроен: " Того же лета создана бысть святая Богородица... благоверным... князем Андреем... и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_ " летом 1161 года. Успенский собор Андрея Боголюбского, Владмир Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавый собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней. В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново построена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой . В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей - " гробницей " . Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Весной 1168 г. М. И. организовал поход на Канев коалиции 13 рус. князей против половцев, который оказался успешным. По устоявшейся традиции в 1169 г. сын М. И. кн. Роман Мстиславич был приглашен на княжение в Новгород вместо изгнанного из города кн. Святослава Ростиславича. Однако этот важный политический шаг не был согласован с Ростово-Суздальским блгв. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским и вызвал серьезные конфликты на Руси. Среди рус. князей большой поддержки от наиболее влиятельных из них М. И. не получил и опирался преимущественно лишь на силы Киевщины и княжеств Юго-Зап. Руси, своих венгерских и польских союзников и Новгорода. Мн. рус. князья не признали старейшинство М. И., апеллируя к кн. Андрею Боголюбскому. 9-12 марта 1169 г. Киев был осажден коалицией 12 рус. князей во главе с блгв. кн. Мстиславом Андреевичем . М. И. бежал из Киева во Владимир-Волынский. Оставленный им город подвергся двухдневному разорению. Союзники ограбили все киевские мон-ри и наиболее богатые соборы, включая Софийский, а также Десятинную церковь . В нач. 1170 г. М. И. со своими союзниками занял Киев, когда в нем отсутствовал посаженный там Андреем Боголюбским кн. Глеб Юрьевич, и занимал киевский стол до 13 апр. 1170 г. Вернувшись во Владимир-Волынский, летом 1170 г. М. И. серьезно заболел. Вплоть до своей смерти он продолжал считать себя правителем Киева, хотя реальная власть в Ср. Поднепровье вновь перешла в руки Киевского и Переяславского кн. Глеба Юрьевича, его родственников и союзников. Последним политическим шагом М. И. стал договор с братом кн. Ярославом Изяславичем. Правитель Луцка обещал М. И. не претендовать на Владимиро-Волынское княжество, остававшееся в руках сыновей последнего. В браке с кнг. Агнешкой у М. И. родились 4 сына: червенский кн. Святослав, владимиро-волынский кн. Роман, белзский кн. Всеволод и берестейский кн. Владимир Мстиславичи. М. И. был похоронен в Успенском соборе Владимира-Волынского, построенном им в кон. 50-х гг. XII в. (восстановлен из руин в кон. XIX в.; степень сохранности мощей М. И. неясна, среди обнаруженных останков в княжеских гробницах они не выявлены).

http://pravenc.ru/text/2564284.html

В браке с кн. Васильком Константиновичем у М. М. родилось 2 сына: ростовский кн. Борис Василькович (24 июля 1231 - 16 сент. 1277) и ростовский и белозерский св. блгв. кн. Глеб Васильевич (2.05.1236 (или 1237) - 13 дек. 1278). В 1238 г. новый Владимирский св. блгв. вел. кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович закрепил за ними права на Ростовское княжество, включавшее помимо Ростова города Белоозеро, Гледен и Устюг. Поскольку княжичи были еще малолетними, то опеку над ними осуществляли М., св. блгв. вел. кн. Ярослав Всеволодович, угличский св. блгв. кн. Владимир (Димитрий) Константинович и еп. Кирилл II. В 1244 и 1246 гг. вместе с ближайшими родственниками кн. Борис Василькович посещал Орду, где получил от царевича Батыя ярлык на Ростовское княжение. По-видимому, в 40-х гг. XIII в. М. М. еще поддерживала связи с Черниговом. Осенью 1246 г. ее старший сын сопровождал в Орду своего деда Черниговского св. блг. вел. кн. Михаила Всеволодовича, где стал свидетелем его мученической кончины. В 1248 г. с целью укрепить связи с Киевским и Новгородским св. блгв. вел. кн. Александром Ярославичем Невским и его младшим братом Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем М. М. женила своего сына ростовского кн. Бориса Васильковича на кнж. Марии (нач. 30-х гг. XIII в.- 1297), дочери муромского кн. Ярослава Юрьевича († после 1248). По матери невестка М. М. являлась двоюродной сестрой детей св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича от 2-го брака. Венчание молодых состоялось в ростовском Успенском соборе ( Кузьмин А. В. Генеалогия муромских князей в XIII - сер. XIV вв.: факты и гипотезы//Уваровские чт., VIII: Древнерус. города: история и судьбы: Мат-лы Всерос. науч. конф. Владимир, 2012. С. 164-168). В 1249 г. в Орду к царевичу Сартаку, наследнику Батыя, был отправлен младший сын М. М.- Глеб Василькович, который оттуда проследовал в Монголию. В 1251 г. он вернулся на Русь с ярлыком на Белозерское княжение. Е. В. Плешанов необоснованно приписывает М. М. участие в заключении брака между Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем и дочерью Галицкого вел. кн. Даниила Романовича , не принимая в расчет их близкое родство по жен. линии ( Плешанов. 2003. С. 115). Придерживаясь ордынской политики св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, М. М. добилась того, что в мае 1252 г. владения ее семьи не были разграблены ратью монг. нойона Неврюя, внука Бурундая, с войсками которого на р. Сить 4 марта 1238 г. сражался ее покойный муж.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010