Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву. Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами. Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение» , через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником. В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»... В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимир

Первые храмы после крещения Руси. Святыни. Праздники. Богослужебные книги и пение «Православный храм», пишет архиеп. Филарет, «есть дом Бога благодати и училище веры. Проникнутый этою мыслию о храме, благоверный Владимир, вслед за крещением народа, стал воздвигать храмы новой веры». На месте крещения народа им построен был храм во имя Ап. Петра, твердого проповедника веры. На месте низвергнутого Перуна – храм Св. Василия Великого – ангела Владимирова. На месте кончины первых мучеников киевских – храм Богородицы – Десятинный, с особенною любовью построенный и обогащенный. В Василеве, любимом загородном имении князя, – храм Спасителя. Сын равноапостольного отца, Ярослав, продолжал это дело. Софийский во славу Премудрости Божией собор – снимок с цареградского Софийского в меньшем размере, но украшенный щедрою рукою Ярослава «золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами и мозаикою, так что церковь сия заслужила удивление окружных народов». Храм был памятником веры и благодарности за окончательную победу, одержанную над печенегами. «Посем», говорит летопись, «заложи Ярослав церковь на Златых воротех св. Богородицы Благовещение, по сем св. Георгия монастырь и святые Ирины». Сын его, Св. Владимир, воздвиг Софийский собор в Новгороде. Брат Ярославов, Мстислав Владимирович, воздвиг в Чернигове храм Спасо – Преображенский. Владимир Мономах построил соборы в Ростове и Смоленске. Храмостроителем в Новгороде был его старший сын, Св. Мстислав. Младший сын, Георгий – Юрий Долгорукий, построил собор в Суздале, внук, Св. Андрей Юрьевич, – богатейший собор Успения Божией Матери во Владимире и монастырь Боголюбов. Владимирский храм был украшен Андреем Боголюбским с изумительною щедростью. Пять куполов были вызолочены, трое дверей церковных украшены золотом, паникадила серебрянные вызолоченные, ризы на иконах кованные из золота и осыпанные жемчугом, три сени для хранения Даров из чистого золота и с дорогими камнями, священнические ризы, шитые золотом. Брат его Всеволод III воздвиг во Владимире Дмитриев собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В одном Новгороде было до 20 монастырей, а по всему пространству новгородских владений более 30. Первое место между новгородскими обителями занимал, основанный кн. Ярославом Мудрым, Юрьев мон., настоятель которого носил титул архимандрита. За ним более других пользовались уважением Антониев и Хутынский. Первый основан в начале 12 века Пр. Антонием Римлянином. Уроженец Италии, он, удаляясь с родины из за гонений латинян, в 1106–08 г. чудесно прибыл в Новгород. Он построил в двух верстах от города, вниз по течению р. Волхова, великолепный монастырь с каменною церковью, подвизался в нем, став в 1131 г. игуменом. Преставился Пр. Антоний в 1147 г. Кирик, диакон и доместик Антониева мон., при жизни святого написавший сочинение о хронологии и известный своими вопросами новгородским пастырям, о чем упоминалось раньше, – служит живым свидетелем того, что учитель его воспитывал в своих детях разумное благочестие. Писал о Пр. Антонии и основании обители также Андрей, ученик его и преемник по игуменству. «Пр. Антоний», пишет Голубинский, «как должно или по крайней мере можно подозревать, с великими усилиями и скорбями вводил в Новгороде монашество; но в продолжение полустолетия после него монашество в Новгороде привилось и в конце 12 века мы встречаем весьма любопытное явление, что собирается целая небольшая дружина или целое небольшое общество знатных Новгородцев, которое желает посвятить себя христиански-философской жизни отшельничества, удаляется за город и устрояет себе пустыньку». Во главе ея был некто мирским именем Алексей Михайлович, в монашестве Варлаам. Пустынь стала монастырем, и в нем – в 10 в. от Новгорода – подвизался Пр. Варлаам Хутынский, преставившийся в 1192 г. Одновременно с Хутынским мон. в Старой Русе создался монастырь Мартириев. Он построен в 1192 г. игуменом Мартирием, избранным на следующий год новгородским архиепископом. В Ростовском крае были монастыри – в Ростове два, в Суздале 4, во Владимире 5, в Переяславле-Залесском, Костроме, Нижнем-Новгороде, Ярославле по одному. Первым монастырем с архимандричьим настоятельством был в этой земле Рождественский Владимирский, основанный вел. кн. Всеволодом III Юрьевичем в 1192 г. Славился своим богатством Боголюбов мон., основанный в 1158 г. кн. Андреем Боголюбским. В начале 13 века супруга Всеволода III, Мария, создала Владимирскую Успенскую обитель, в которой и почила вскоре после своего пострижения. В Ризположенском суздальском мон. спасалась княжна Феодулия, в иночестве Св. Евфросиния, дочь Св. кн. Михаила Черниговского, прибывшая в Суздаль невестою тамошнего князя Мины, но не заставшая его в живых. Она преставилась в середине 13 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Обитель эта прежде называлась Преображенскою-Суздальскою, по главной церкви; а когда случившийся в 1501 году пожар все строения монастыря, бывшие тогда большей частью деревянные, обратил в пепел: то при возобновлении архимандритом Константином, поврежденную пожаром соборную церковь разобрали, и при сем случае, нашли (1511) мощи св. Евфимия нетленным и, тогда и обитель, в честь этого Преподобного, наименована уже Спасо-Евфимиевой. В 1587 году, после второго пожара, оставившего в обители развалины, возобновлена она тщанием усердствующих и приведена опять в цветущее состояние. Здешняя соб. церковь , Преображения Господня, сначала существования обители построена св. Евфимием каменная, и была освящена в 1357 году; в 1507, после пожара, разобрана и воздвигнута вновь; а в 1596 еще перестроена, и сделан к ней придел св. Евфимия, где и мощи его почивают открыто, поставленные на нынешнее место 22 февраля 1615 г.; в новейшее время устроена для них серебряная позлащенная рака, в которую они торжественно и переложены в 1823 г. епископом Владимирским Парфением. Здесь, в обители, погребены: Новгородский наместник князь Иоанн Васильевич Оболенский-Стрига, и знаменитый освободитель России от внутренних и внешних беспокойств, князь Дмитрий Михайловиче Пожарский, с прочими лицами своей фамилии. – В числе иноков был здесь и самозванец, Гришка Отрепьев. БОГОЛЮБОВ, муж. 3 класса, в 11 верстах от губернского города Владимира, между реками Клязьмой и Нерлью; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1154 году св. В. К. Андреем Юрьевичем Боголюбским по следующему случаю: В. К. Андрей, отправясь из Киева в Суздальскую область, взял с собой икону Пресвятой Богородицы (известную ныне под именем Владимирской); все путешествие продолжалось беспрепятственно; но на том месте, где ныне Боголюбов мон., лошади, на коих везена была св. Икона, остановились и никак не шли далее; их переменили, думая, что усталость их – причина того, но и новые не тронулись с места до тех пор, пока В. К. не произнес обета создать тут церковь во имя Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, Кафедральный Собор, в Губернском городе Владимире. Он заложен в 1154 году св. В. Князем Андреем Юрьевичем Боголюбским, кончен в 1160, и назывался Златоверхим. По свидетельству Ипатьевской летописи, внутренность сего собора была украшена великолепно: трое дверей церковных золотые; везде дорогие каменья, жемчуг и всякие узорочья; паникадила золотые и серебряные; амвон из золота и серебра; верх церкви и 5 глав золотые; комары (своды) позолоченные; пояс устроен золотом и украшен каменьями; и проч. – В 1161 году стены его расписаны по золоту, а снаружи вся церковь обложена мраморными плитами – и все это сделано мастерами иноземными. – В. К. Андрей сверх того обеспечил содержание храма десятиной в торге и стадах, и приписал к нему села и слободы; потом внес сюда привезенную им из Вышгорода Чудотворную икону Богоматери, известную под наименованием Владимирской, которая и находилась тут 240 лет, а в 1395 году перенесена в Москву. – 17 апреля 1184, знаменитый этот храм сгорел, и потом В. К. Всеволодом III поновлен 1189 и освящен Епископом Ростовским Лукой; при Епископе ж Иоанне вторично возобновлен, в 1193 году. – Во время нашествия Батыя, в 1238, когда Владимир был взят приступом Татарами, Великая Княгиня с своими родственниками, также Епископ Митрофан, Архимандриты, бояре и другие Владимирские жители заперлись в этом храме; но двери собора были слабой защитой против жестокости неприятелей, которые обложили церковь деревом, зажгли, и как самый собор, так и укрывавшихся в нем предали пламени. Чрез несколько лет после этого бедствия , Успенский собор приведен, по возможности, в прежний вид – и долгое время был первенствующей церковью в России: здесь и после перенесения (1328) Столицы Велико-Княжеской из Владимира в Москву, Великие Князья Московские совершали обряд восшествия своего на престол, до самого 1432 года. – В 1408, известные иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев расписали стены этого храма. – В нынешнем положении церковь эта существует с 1774 года: в этом году освящена она 25 мая после возобновления, сделанного по повелению императрицы Екатерины II, пожаловавшей и сумму на этот предмет в проезд свой из Казани чрез Владимир, в 1767.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В Соборной ризнице хранится много древностей, между коими замечательны: полуистлевшие одеяния Велико-Княжеские; серебряное кадило 1534 года; Евангелие 1541 года; медный вызолоченный нагрудник, с дорогою мусией и проч. Также особенного внимания заслуживает, по высокому достоинству произведения, живописное изображение крещения Киевлян при св. Владимире, в Почайне; картина эта – работы даровитого художника Тончи – ценится знатоками в 50-т рублей. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, собор, в губернском городе Владимире; сооружен в 1194 году В. К. Всеволодом III (Димитрием) и был придворной его церковью. Здесь до XIV века находился образ Великомученика Димитрия, написанный на гробовой его доске, и принесенный 10 января 1197 года из Солуня во Владимир; а в 1380 году перенесенный в Московский Успенский Собор. Древняя эта церковь , Византийского стиля, сложенная из белого камня и существующая по ныне в том же виде – не смотря на некоторые повреждения, сделанные во время нашествия татар, в 1238 году, и в пожары, коим столь часто подвергался Владимир; – она украшена по наружным стенам старинною резьбою, изображающею разных птиц, зверей и другие фигуры. С давних времен пристроены были к боковым стенам собора два придела, закрывавшие наружный фасад этого достопамятного храма, служащего образцом русского зодчества в XII веке. Государь император Николай Павлович, в бытность свою во Владимире, в 1834 году, повелел отнять означенные пристройки и оставить собор в первоначальном его виде. Обстоятельство это было причиной, что при отламывании найдены под несколькими новейшими слоями штукатурки, в арке, под хорами, драгоценные древние изображения греческого письма, альфреско, Апостолов, Ангелов, Праотцев и других святых, снятые академиком Солнцевым. БОРИСА и ГЛЕБА, древняя церковь в губернском городе Владимир, существовавшая издавна деревянная; а в 1755 году построенная каменная, с приделом Благовещения Богородицы. При ней есть особая теплая церковь , во имя Апостолов Петра и Павла. ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ, существовавшая некогда во Владимире, на Златых вратах, построенных из белого камня в 1158 году. Храм этот сооружен был св. кн. Андреем Юрьевичем Боголюбским, и освящен в 1163 году; а при нашествии Батыя, 1238, разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

архиепископ с 16.06.1731 25.12.1741 бывший митрополит Тобольский и Сибирский с 28.05.1742 по 14.04.1763 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь; 14.10.1767 расстрижен и назван Андреем Вралём; 28.02.1772 Афанасий I (Вольховский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 26.05.1763 15.02.1776 Самуил (Миславский), епископ бывший епископ Крутицкий и Можайский, с 17.03.1776; архиепископ с 22.09.1777 по 22.09.1783 митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский, с 22.09.1783; архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский См. Ярославскую кафедру. РЯЗАНСКАЯ Учреждена в 1198 году Муромская и Рязанская Кафедра в Муроме Имена Сведения Арсений, епископ рукоположен с 26.09.1198 по 1213 взят в плен Владимирским князем Всеволодом; неизвестно Евфросин (святогорец), епископ упоминается с 1223 по 1237 неизвестно; (вероятно, убит при нашествии хана Батыя в 1237 году. Известно, что от руки этого хана в 1237 году погиб Рязанский князь Феодор Георгиевич (Юрьевич) и вся его семья) Вследствие нашествия монголов епархия оставалась без архипастыря до 1284 года Филипп, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Евфимий, епископ упоминается в XIII веке неизвестно Иосиф I, епископ рукоположен Рязанская и Муромская С 1291 года. Кафедра в Рязани Имена Сведения Василий I, епископ, свт. рукоположен в 1285; на кафедре с 1286 1295 (3.07.1294) Стефан, епископ упоминается неизвестно Митрофан, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Савва, епископ упоминается неизвестно Григорий, епископ упоминается в 1325, 1326, 1340 неизвестно Феодул, епископ упоминается в первой половине XIV века неизвестно Михаил, епископ упоминается в XIV веке неизвестно Кирилл, епископ упоминается в 1334 (1295–1343) неизвестно Иосиф II, епископ упоминается неизвестно Георгий, епископ упоминается 1360 (1367) Василий II, епископ рукоположен неизвестно Афанасий, епископ рукоположен с 1360 по 1376 (1378) неизвестно Вассиан, епископ упоминается

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Осмотрев всё, что желательно было, ужинали у Преосвященного и ночевали, 25-го числа слушали в соборе раннюю литургию; потом позавтракав, в 9-м часу пополуночи отправились во Владимир. Преосвященный Суздальский со Спасо-Евфимьевским Архимандритом и Игуменом, провожали за город. В Суздале, кроме собора и монастырей, приходских, как сказывают, 24 церкви, и все каменные; место города не высокое, строение деревянное, средственное, и величиною город средствен; нового по плану строения никакого ещё нет; через город течёт небольшая река Каменка. Во Владимир приехали в 1-м часу пополудни; дорога была не худа и лесов по ней почти нет. Вёрст за пять до Владимира встретил капитан-исправник, а при въезде во Владимир встретил городничий с прочими; два гусара верхами провожали до дома протопопского, в котором мы остановились. В сенях покоев протопопа поставлен был караул для чести. Из оного дома поехали смотреть собор, где встречены были всем того города духовенством при собрании многочисленного народа. Собор велик и высок, о 16 столпах, в длину 15 сажень, в ширину 10; отличен тем, что со всех трёх сторон, кроме восточной, сделаны высокие хоры с Греческого образца, для стояния жёнам, или оглашенным. У собора много отнимает красоты церковь , на правой стороне между столпами, в углу недавно построенная, стеною отгороженная, тёплая, чтобы попам зимою не холодно было служить; он создан Андреем Юрьевичем, сыном Долгорукого, Боголюбским. Иконостас новой фигуры, резной, хорошо вызолочен, высок и величествен, но древности собора не соответствует; образа писаны хорошо, алтарь особливо великолепен, высок, светел, росписан по новому и величественным, большим, деревянным с резьбой, вызолоченным балдахином на столбах осеняется; на горнем месте поставлены большие золочёные кресла, а над ними небольшой, высоко повешенный балдахин; много гробниц, и с открытыми мощами, яко то: Андрея Боголюбского, а прочих, коих описание приложено будет при сем. Собор подлинно достоин смотрения и заслуживает быть кафедрою Епископскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Пришлые князья и их боярские советники посягнули и на владимирскую епископию, решив закрыть ее, ибо понятно, что в пригороде Ростова ей не место. И вот теперь «и грады, и власти (т. е. волости) и дани церковные», пожалованные молодой владимирской епископии Андреем Боголюбским, были отданы пришельцам и ростовской светской и духовной знати, а «еще же злато и сребро церковное пойма, и ключи полатей церковных отъят, иде же бе кузнь церковная вся» 196 . Это обстоятельство, любопытное само по себе для княжества, в котором шла острая борьба государства с церковью, наложило печать на местное епископско-княжеское летописание. В нем сохранился интересный, но, как кажется, недостаточно понятый текст о вечевых порядках. После победы Михаила и Всеволода Юрьевичей были восстановлены отношения княжеской власти с городами, существовавшие при Андрее Боголюбском. В Суздали и Ростове, горожане которых отмежевались от действий крамольных бояр («мы, княже, на полку... не были, но бояре..., на нас сердца не держи, но поеди на свою отчину»), князь Михаил «створи людем весь наряд», утвердил его крестоцелованием, был встречен с честью и получил «дары многы» 197 . Еще более тесными должны были быть у него отношения с Владимиром и Переяславлем, хотя какие-то переяславцы (и полторы тысячи владимирцев) воевали против него «принуждением ростовскым» 198 . Как бы то ни было, владимирцы звали Всеволода княжить не «до живота» (как было принято тогда в новгородской и киевской Правдах), а наследственно: «целоваша к нему крест и на детех его и посадиша» 199 . Были восстановлены и права владимирской епископии и возвращены ей все отнятые земли и богатства («до пенязя»)199а. В этой связи и следует анализировать известный текст епископско-княжеской летописи о вечевом строе на Руси. Летописец, довольный, что Владимир, будучи новым городом, устоял и защитил епископские владения от ростовского боярства, выступил с обоснованием того, что в местном краю сломан издревле бывший порядок вассального соподчинения городов. Он пишет: «Новгородци бо и кияне и смолняне и вси власти (т. е. волости) обычаи сице изначала имуть: на вече сходятся и на чем старейшин положат, на том и пригороди станут». И у нас, рассуждает летописец, был такой строй, да устарел, это – старая Правда, а теперь есть новая. «Зде же старии гради Ростов и Суждаль, вси же боляре их (ниже они названы – «старейшая дружина»), хотяще свою Правду поставити, а не хотяще ставити Правды божиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Денис 5 сентября 2020, 08:28 Наталья Богоявленская, к чему преувеличить? Единственный священник по призванию, которого я знал лично - это мой первый духовник, да и то его " ушли " под запрет. Хотя уж он то был горячо верующим, действительно миссией занимался, а не для галочки. Так меня в одной из локальных сетей Красноярска выловил, что были ещё до возникновения широкодоступного Интернета. Олег 5 сентября 2020, 08:20 Галина И. (4 сентября 2020, 06:52). Добавлю. " С др. стороны, требования к священнику настолько велики, что святитель ( " О священстве " , слово 6,12) утверждает, что он сам недостоин такого звания " . Свт. Иоанн Златоуст говорит это по смирению своему и этим еще и подает пример(!) остальным в священном сане, что именно смирение (осознание себя грешным) уберегает от падения. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Андрей Юрьевич 5 сентября 2020, 02:45 Искренне не понимаю завываний по поводу " предательства " , " ухода из Церкви " Андрея Конаноса. Да, теперь мы не употребляем слово " отец " перед его именем. Но он остается в нашей с вами Православии, потому что священники - лишь часть Святой Соборной и Апостольской Церкви. По мне так, Конанос просто пошел в народ. Стало меньше одним умным, светлым, талантливым архимандритом (таланты ведь только от Бога!), но зато в Церкви стало больше одним грешным, но по-прежнему талантливым, светлым и умным прихожанином. Юлия М. 5 сентября 2020, 01:50 И осуждать нельзя, и оправдывать не стоит. За высказываемыми здесь оправданиями сквозит желание в чём-то убедить и себя, и других, найти благовидное объяснение поступку сомнительному и даже соблазнительному. Мы в сердцах не читаем, мы не знаем и никогда не будем знать, почему он так поступил, и приводимые объяснения (и " за " , и " против " ) - это разговор не о бывшем священнике, а о каких-то своих убеждениях, желаниях, сомнениях, разочарованиях или страхах. У нас, к счастью, есть молитва - помолимся о помощи человеку, который попал в сложную ситуацию. А насчёт " радостного христианства " ... есть такая пословица: " Торговали - веселились, подсчитали - прослезились " ...

http://pravoslavie.ru/133659.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010