Карамзин следует Новгородской летописи и отмечает Жданову гору (на ждани горе в Новг. лет.) в нынешней Владимирской губернии. Соловьёв (I,375) принимает показание Лаврентьевской летописи и говорит, что « встртились они с ростовскими полками», и с ним нельзя не согласиться: новгородцы вышли 31-го декабря, а битва была 26-го января, дорога была трудная: « сташа днь зли, мразъ, вьлица, страшно зело». Вот на вьялицу-то и следует обратить внимание. Во вьялицу (метель) далеко не уйдёшь, и вёрст 20 средним числом, дай Бог , в сутки сделать большой массой (мы видели, что южные князья и по хорошей дороге делали 30 вёрст). От Новгорода до Валдая 132 версты, от Валдая до Вышнего Волочка 90, всего 222 версты, тоесть, 11 дней пути, в остальные 15 дней можно дойти, если двигаться по прямой линии до Ростова, до Москвы, сделать вёрст 20 за Переяславль и Александров, но не дойти не только до Суздаля, но и до Юрьева, а потому Ждьней или Жданей горы надо искать в этом районе, и, мне кажется, лучше всего будет остановиться на селе Жданове или дер. Жидининой, Мышкинского уезда. Жданово лежит верстах в двух от того места, где р. Корожична меняетъ своё южное направление на восточное, к востоку от него почти на самой Корожичне лежит дер. Игумнова горка, а к юго-западу, верстах в двух, на границе Кашинского уезда дер. Жидинина. Местоположение всех этих урочищ возвышенное. По карте Ген. Штаба дер. Жидинина ( Ждьн гора летописи Лаврентьевской) лежит на небольшом плоскогорье вёрст в 8 кв., которое начинается от дер. Ошейкинои по склону усеяно деревнями Рудино, Жидинина (выше других), с. Кононово и дер. Крюкова. Плоскогорьеце это спускается террасами к с. Жданову, имея на второй террасе Васьково и дер. Богоявленское (между Жидининой и Ждановым), а оттуда к Корожичне. На гипсометрической карте Тилло высота этой местности обозначена в 70 сажен над уровнем моря. Сюда новгородцы могли дойти к 26-му января, а тогда с Вышнего Волочка они шли на Ростов через Бежецк и Углич. Это, действительно, прямой путь на Ростов от Новгорода, и от Жданова до Новгорода будет вёрст 450, и 17 вёрст при условиях, указанных летописью, вполне достаточно для среднего числа вёрст суточного перехода. Посылая Ярослава на Медведицу и сам занимая позицию к северо-западу от Ростова, Олег, очевидно, и имел в виду эти два пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Рассказы И.Власова, С.Лаврентьева и К.Туркова Содержание 1. Рассказ крестьянина И.Е.Власова 2. Рассказ С.Лаврентьева, состоящего учителем при Кишинёвской церковно-приходской школе 3. Рассказ К. Туркова, урядника Кубанского казацкого войска Краткое признание о моей жизни     В «Братском слове» напечатано большое количество рассказов, написанных бывшими старообрядцами, об их жизни в расколе и о том, какими путями промысл Божий привёл их к познанию истины Православия и к соединению со святой Церковью . О живом интересе этих рассказов и о значении их для истории раскола, особенно же для деятельности противораскольнических миссионеров, которые найдут в них полезные указания удобнейших способов действования на раскольников, – о всём этом мы уже говорили не раз и считаем излишним говорить снова; здесь мы желали только выразить удовольствие, что доставление нам таких рассказов, и кратких, и довольно пространных, не прекращается. Не очень обширные рассказы мы соединяем под приведённым общим заглавием, и между ними первое место даём довольно давно полученному простодушному рассказу живущего на Омутинском заводе (Вятской губернии) крестьянина И.Е.Власова: здесь читатели встретятся с некоторыми лицами, уже знакомыми им из жизнеописания И.О.Птицына (Братское слово, 1891 год, m.I, с.48–62). Ред. 1. Рассказ крестьянина И.Е.Власова Отец мой Емельян Антонов Власов, большой доселе ревнитель раскола, и мать Наталья Васильева прежде были беспоповцами, а потом перешли в поповщину, к австрийскому попу Ивану Перфильеву Кузнецову 1 . Я был крещён ещё в беспоповстве, бабкой; года четыре спустя по переходе отца в австрийскую секту поп Иван крестил меня снова, уже взрослого. Тут два обстоятельства неприятно на меня подействовали: отрицаться сатаны нужно было бы, по уставу, стоя на запад лицом, а обещаваться Христу – на восток, я же отрицался, стоя лицом на юг, а обещавался – на север, потому что крещение происходило в дому и иконы стояли в северном углу; потом, когда шли вокруг купели, я чуть не упал, потому что дом переделывали и в полу недоставало одной половицы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskazy...

В 1665 году воеводою во Пскове был знаменитый любимец царя Алексея Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Воевода нашел дела вверенного ему края в очень неудовлетворительном состоянии: заграничная торговля, которою богател Псков, находившийся на двух рубежах, упала вследствие войн, польской и шведской: зло, общее всем городам древней России, господство так называемых мужиков-горланов, богатых торговых людей, которые, забравши всю власть в свои руки, хлопотали только о своих выгодах забывая выгоды большинства сограждан, – это зло было в самой сильной степени во Пскове, где была свежа еще память о кровавой борьбе между лучшими и меньшими людьми в смутное время, а недавняя псковская смута подновила раздражение. Афанасий Лаврентьевич не хотел только кормиться на псковском воеводстве; он стал думать, как бы поднять благосостояние города, который был ему родной. Как везде, так и тут он смотрел на Запад, делал «с примеру сторонних чужих земель», и предложил земским старостам и всенародному совету следующую меру: быть во Пскове беспошлинному торгу с иностранцами: одному – 6 января на две недели, а другому – с 9 мая на две недели, причем мимо посадских людей псковичей иных чинов людям с иностранцами не торговать. «Во всех государствах главны те торги, которые без пошлин учинены», – твердил воевода. Уже давно по всей России, особенно же в значительнейших городах, слышались горькие жалобы русских торговых людей на купцов иностранных, которые, действуя сообща и располагая большими капиталами, захватывали торговлю в свои руки. Чтобы относительно цен на товары не быть в зависимости от русских значительнейших торговцев, иностранцы обыкновенно входили в сношения с небогатыми людьми, давали им вперед деньги, на которые те скупали для них товары низкою ценою, довольствуясь небольшим вознаграждением: «От такого неудержания русские люди на иноземцев торговали из малого прокормления и в последнюю скудость пришли, а которые псковичи и свои животы имели, от сговорщиков с немцами, для низкой цены товаров, также оскудели». Чтоб не было такого тайного подряда с иноземцами, чтоб маломочные русские люди не брали у них в подряд денег и таким образом не понижали бы цены русским товарам, Нащокин предложил псковским лучшим людям торговым росписать по свойству и по знакомству во Пскове и в пригородах маломочных людей по себе, ведать их торговлю и промыслы и, вместо того что прежде брали они деньги у иностранцев и на них работали, давать им ссуду из земской избы (т. е. из городских сумм); накупивши на эти деньги товару, маломочные люди должны привозить его в Псков в декабре месяце; товар должен быть записан в земской избе, лучшие люди должны принимать эти товары, каждый у своего, кто за кем записан, давать им цену с наддачею для прокормления и чтоб к маю месяцу накупали новых товаров; после же ярмарки лучшие люди, продавши товары свалом иностранцам, должны заплатить маломочным людям ту цену, по какой сами продали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

У этих девяти человек были в Москве также сильные покровители – дьяки Посольского приказа Герасим Дохтуров и Лукьян Голосов; с ними-то постоянно боролся Нащокин, упрекая их, что они грязнят Посольский приказ, по которому иностранцы судят обо всей России и который должен быть чище всех других приказов, а дьяки его мешают кабацкие дела с дипломатическими. Дьяки мстили Нащокину, действуя постоянно наперекор ему; и тут о псковском челобитье они составили такую докладную записку, что челобитчикам было отказано. Понятно, что Афанасий Лаврентьевич не мог спокойно перенести этого. Государь находился в затруднительном положении: с одной стороны, представляют ему, что Псков волнуется, что меньшинство притесняет большинство, которое может ожесточиться; с другой – представляют, какой ущерб потерпит казна, если ввести в Псков вольную продажу вина, а деньги нужны, государство разорено тяжкою войною. Алексей Михайлович обратился сначала к Ордину-Нащокину, чтоб тот изложил свое мнение, «как тому кабацкому сбору пристойно быть и доимочные деньги на ком взять, чтоб кабацкая прибыль напрасно не пропала, а людей бы не ожесточить». Афанасий Лаврентьевич отвечал: «В 1666 году устроил я Псковское государство с примера сторонних чужих земель к великой прибыли твоей государевой казне и Псковскому государству к полноте и расширению; я сделал это, ни на что не прельщаясь, только видя вашу государскую премногую милость, исполняя свой долг и надеясь получить отпущение грехов в будущем веке. Но мое дело, государь, возненавижено немилосердыми людьми, приказною мздою. Отказали Стеньке Котятникову в питейных сборах; но думные дьяки зачем забыли мою вину: я и в Смоленске то же самое сделал, а Псков важнее Смоленска, лежит на рубеже двух чужих земель; жители в городе и в уездах пришли в последнюю нищету, и без такого устава помочь им нечем. Всячески приводя в согласие людей божиих и ваших, государевых, я наговаривал и писал во Псков, и ко мне из Пскова писал дьяк Мина Гробов, что усердно радеет, как бы прекратить разделение между псковичами, и на ком довелось кабацкую недоимку доправить, то у них уже решено, решено и то, чему в Пскове быть прочнее. Надеясь на твою государскую милость, я в Смоленске твоим указом пример учинил, товарищи мои, думные дьяки, это знали; и если, государь, в Смоленске в питейном сборе зла не сделалось и, как теперь там дело идет, в Посольском приказе известно, то в Пскове было бы гораздо больше прибыли, чем в Смоленске».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

По мнению А. Ю. Карпова (2001. С. 553–554. Примеч. 14; 2007. С. 78–80), приурочение «Слова» к последней трети XII в. или более позднему времени исключается в силу замеченной исследователем текстуальной связи между посмертной похвалой Андрею Боголюбскому в статье 6683 г. «Лаврентьевской летописи» и «Чудом об отрочати». Такая связь действительно налицо. Вот текст «Чуда» при переходе к заключительной похвале свт. Клименту (Ч 1–4; Сл 1–5): «...не постави прекраснаго сл(ъ)нца на едином месте, а оттуду с высоты вселеную просвещающе, но и восток и полуд(ь)нь, и до запад преходити ему славно дарова... Тако и сего своего угодника... с(вя)т(а)го с(вя)щенномученика Климента от Рима в Херсон, от Херсона в нашу Русскую страну створи прити Х(ристо)с Б(ог) наш» (Лавров 1911. С. 44; Карпов 2007. С. 101). А вот соответствующий фрагмент похвалы князю Андрею Юрьевичу: «Б(ог) не постави бо прекраснаго сл(ъ)нца на едином месте, а доволеюща и отуду всю вселеную осьяти, но створи ему всток, полд(ь)не и запад. Тако и угодника своего Андрея князя не приведе его туне к собе, а могущаго 37 таковым житьем и тако д(у)шу сп(а)сти, но кровью м(у)ч(е)н(и)ческою омывшеся прегрешении своих... к Х(рист)у Б(ог)у притече» (ПСРЛ 1. Стб. 371). Обнаруживающийся бесспорный параллелизм А. Ю. Карпов (2007. С. 79) истолковывает как зависимость похвалы от древнерусского «Чуда» в редакции СЛК так как в похвале отсутствуют слова «сего церковного солнца», отличающие О от СЛК. Коль скоро «Чудо» по СЛК, по убеждению А. Ю. Карпова, явилось сокращенной переработкой «Чуда» по О, то «Слово на обновление» никак не могло возникнуть позднее 1160 – х годов. Хотя такое ограничение никак не задевает нашей датировки «Слова» и «Чуда об отрочати» второй половиной 1140-х годов, все же заметим, что это рассуждение возможно только в рамках гипотезы о линейной зависимости финальной похвалы свт. Клименту в СЛК от похвалы в О, то есть от «Слова». В нашей же схеме, если обе похвалы восходят к прото – «Слову», выявленное А. Ю. Карповым текстуальное схождение между статьей 6683 г. в «Лаврентьевской летописи» и «Чудом» обеспечивает всего лишь terminus ante quem для написания прото – «Слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Максимальная сумма, на которую могут рассчитывать пострадавшие, — 25 тысяч рублей, в случае, если у собственника был поврежден дом, сообщила директор департамента труда и социального развития Приморского края Лилия Лаврентьева. Если пострадал придомовой участок, выплата составит 10 тысяч рублей. 8 августа. ПРАВМИР. Администрация Приморья начала выплату единовременных компенсаций за разрушенные ливнями дома, сообщает РИА Новости . РИА Новости. Геннадий Шишкин Максимальная сумма, на которую могут рассчитывать пострадавшие, — 25 тысяч рублей, в случае, если у собственника был поврежден дом, сообщила директор департамента труда и социального развития Приморского края Лилия Лаврентьева. Если пострадал придомовой участок, выплата составит 10 тысяч рублей. В дальнейшем собственник может подать заявление на получение дополнительных выплат, вопрос о которых будет решаться в индивидуальном порядке. По ее словам, компенсацию получило уже 917 пострадавших, числившихся в списках. Еще 1,45 тысячи жителям затопленных районов начнут выплачивать деньги с 9 августа. Деньги буду переданы пострадавшим с помощью сотрудников почты. Приморье находилось во власти стихии с 24 по 29 июля, прошедшие ливни стали самыми сильными в регионе за последние 20 лет. Из-за дождей были размыты дороги, разрушены мосты. В 12 районах края был введен режим ЧС, а 7 августа режим ЧС был объявлен на всей территории Приморья.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vlasti-primorya-nachal...

Зураб Соткилава и его ученики действительно были одной семьей. Любое важное решение обсуждалось, как на семейном совете. Далеко не каждый педагог, когда хочет взять новенького, будет спрашивать учеников: «Ну, что, возьмем?» А Соткилава спрашивал. Сила и привлекательность оперы в том, что она — тугой узел эмоций По словам Соткилавы, сила и привлекательность оперы в том, что она — тугой узел эмоций: «Надо самому сгорать, чтобы зрителям в зале было тепло». Зураб Лаврентьевич как педагог и партнер — два разных человека. Слушая учеников, он как будто перевоплощался в тех, кого они изображают, пел вместе с ними, и они, находясь на сцене, чувствовали его тепло. Маэстро не стеснялся признаться в том, что он многому учится у своих молодых коллег. На уроках всегда происходил взаимный процесс познания. Для него педагогическая работа была не рутиной, а все тем же творчеством, той же музыкой, которая требовала от него такой же самоотдачи, такого же горения, как и выступление на сцене. Это и есть смысл жизни певца. На вопрос, строгий ли он педагог, Зураб Лаврентьевич ответил: — Строгий в том смысле, что требовательный. Особенно не кричу. А чего кричать? Разве он лучше поймет? Иногда я злюсь оттого, что он все время делал это хорошо и вдруг приходит и не делает... Потом начинаются сомнения. Хотя я абсолютно, стопроцентно уверен: то, что я делаю, должно помочь... На телевидении меня спрашивают: «Кто вас поджимает?» Меня могут поджимать только мои ученики, потому что другие голос имеют, а техники не имеют. Раздутый искусственный голос не выдержит школы Соткилавы, которая приводит к естественному. Вся техника в том, чтобы не насиловать природу, а искать природу настоящую, стать самим собой, показать свой собственный голос. Эстрадные певцы не умеют тянуть резинку, все выброс, выброс, а потом кошки и тигрята там... Два-три года — и ничего не останется, конец ясен. Есть у нас на эстраде очень известный и симпатичный певец, на котором деньги делают... Я дал ему совет: «Если хочешь стать певцом, спой “Травиату”, потому что надо учиться на Верди, а это самое легкое у Верди, школьное: для школы это было бы очень хорошо. Через год он признался мне: “Я не могу это спеть”. Жаль, хорошее было бы попадание, можно было бы многое простить...».

http://pravoslavie.ru/106529.html

От сотрясающего воздух голоса Сергея у меня мурашки бегут по коже. Учитель явно доволен, но вместо похвалы обращается ко всем присутствующим (а нас человек семь, включая трех женщин): — Какой тенор это сделает? Это очень трудное упражнение. Даже я так не распеваюсь! Это мог только Джильи и Карузо... и я иногда... Вы присутствуете сейчас или при рождении… или при гибели... великого тенора... И тут же, без всякого перехода, говорит будущей «звезде»: «Отвали челюсть...». По мнению Соткилавы, если тенор ежедневно не влюблен, он не тенор, потому что все теноровые арии и песни — это либо объяснения в любви, либо их прелюдия. «Хороший педагог — это в вокале все!» Зураб Соткилава любил вспоминать о своей стажировке в училище при Миланском театре «Ла Скала». Когда он спросил, что такое итальянская школа, в чем ее главный принцип, Джернаро Барра — выдающийся педагог, для которого в области вокальной техники не существовало никаких тайн, и который как никто умел открывать эти тайны ученикам — ответил: «Школа одна — правильно петь. Все остальное — приспособление этого метода под себя...». — Потрясающий маэстро у меня был! — говорил Зураб Лаврентьевич. — А хороший педагог — это в вокале все. Он может из голоса чудо сделать. Хорошая техника голос меняет абсолютно. Он становится бриллиантовым. Самые красивые голоса — бриллиантовые, которые светятся... Главным считаю то, что мне в искусстве, как и в спорте, очень повезло на учителей и вообще на интересных людей, а ведь от этого так много зависит в жизни! «Верди не прокричишь — остановит, задушит!» Зураб Соткилава В 1979 году Соткилава получил почетное звание народного артиста СССР. По его словам, он спел все, что хотел спеть, не исполнив по принуждению ни одной партии, которая бы ему не нравилась. Особая его любовь — Верди. Во время гастролей на Западе Зураб Лаврентьевич одним из первых начал петь романсы Верди, которые у нас практически не исполняются. В мире Соткилава известен прежде всего как один из лучших исполнителей партии Отелло, за которую ему присудили звание почетного академика. В его репертуаре были Манрико («Трубадур»), Радамес («Аида»), Ричард («Бал-маскарад»), Каварадосси («Тоска»). После того как под руководством Барра и Пьяцца Зураб Соткилава подготовил такие главные партии, как Хозе («Кармен» Бизе), Туридду («Сельская честь» Масканьи) и Герцога («Риголетто» Верди), в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики. Любители оперы помнят Зураба Соткилаву в таких ролях, как Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Арзакан («Похищение Луны» О.В. Тактакишвили), барон Коллоандр («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло), Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова), Голицын, Самозванец («Хованщина», «Борис Годунов» М. Мусоргского)… Все не перечислишь...

http://pravoslavie.ru/106529.html

Рис(с), кажется, поклялся в истине своих показаний. Тогда Наполеон нахмурил брови и, простояв довольно долго в глубокой думе, наконец, как бы решаясь на очень опасное дело, вскрикнул: «Марш! вперед!». Но этот марш, как я потом слышал от пленного племянника и адъютанта маршала Бертье, походил не на победное шествие победителей, а на погребальный ход за покойником» (РА, 1886, 11, с. 388). 464 Русский художник (шведского происхождения) Александр (до крещения в православие Карл) Лаврентьевич Витберг (1787–1855) стал архитектором, вдохновясь идеей создания проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I как памятник в честь победы русского народа над Наполеоном. Из многочисленных проектов, представленных императору, Александром I был выбран проект Витберга, и сам он был назначен главой комиссии, которой поручались все распоряжения по постройке храма. Наживший многочисленных врагов среди архитекторов и не обладавший никакими практическими навыками, Витберг вскоре оказался под следствием, был судим и сослан в Вятскую губернию. В Вятке он стал другом А. И. Герцена, также находившегося в ссылке и потрясенного злосчастной судьбой Витберга. Вероятно, Герцен стал. вдохновителем мемуаров Витберга, сам записал их, придав «Запискам» «литературную форму». Впервые эти «Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве» были опубликованы М. И. Семевским (PC, 1872, кн. 1, 2:4). Еще при жизни Витберга (в 1854 г.) Герцен напечатал в Лондоне (в издании «Тюрьма и ссылка. Из записок Искандера») «Былое и думы», в которых целая глава – XVI – так и называлась «Александр Лаврентьевич Витберг». «Свинцовая рука царя не только задушила гениальное произведение в колыбели, – говорилось здесь, – запутав его в судебные проделки и следственные полицейские уловки, но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада». Глава представляет собою не только вдохновенный гимн «великому художнику» и его «гениальному произведению», но и историю всей жизни «страдальца». «Судьбу твою, мученик, думал я, узнают в Европе, я тебе за это отвечаю», –заканчивал свой рассказ Герцен (см.: Герцен, т. 8, с. 277–288).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1990 году организовал Центр психологии и психотерапии, а в 1991 году создал «Московский психотерапевтический журнал» и стал его главным редактором. Был сотрудником Психологического института РАО, заведующим лабораторией научных основ психотерапии и психологического консультирования, основал и возглавил в Московском городском психолого-педагогическом университете первый в России факультет психологического консультирования. В 2007 году защитил докторскую диссертацию на тему «Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы». Зураб Лаврентьевич Соткилава (12 марта 1937 – 18 сентября 2017)   Зураб Лаврентьевич Соткилава Советский грузинский и российский оперный певец, народный артист Грузинской ССР и СССР, педагог, профессор Московской консерватории, солист Большого театра, бывший футболист в составе клубов «Динамо» Сухуми, «Динамо» Тбилиси. Окончил Тбилисский политехнический институт и Тбилисскую консерваторию. В 1965-1974 годах – солист Грузинского театра оперы и балета. С 1966 по 1968 год стажировался в миланском театре «Ла Скала» у Динаро Барра. В 1973 году дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), в 1974 году вошел в оперную труппу театра. Преподавал в Московской консерватории. Неоднократно выступал на сценах лучших оперных театров мира – «Ла Скала», Лондонской королевской оперы, Баварской штатс-оперы, Дрезденской оперы, Норвежской оперы, Болонского театра «Коммунале», оперных театров «Лисео» в Барселоне и «Ля Фениче» в Венеции. В 1970-1990 годах тенор совершал большие концертные турне по городам Европы, Великобритании, США и Японии. Владимир Владимирович Громов (12 апреля 1946 – 21 сентября 2017) Владимир Громов Скаут-мастер, председатель Национального совета Всероссийской скаутской ассоциации. Основатель современного скаутского движения в России, мастер спорта по туризму, мастер спорта по альпинизму, старший инструктор-методист. Занимался туризмом более 50 лет. Обошел с рюкзаком всю страну, проложил множество новых маршрутов в Саянах и Хибинах, на Алтае, Тянь-Шане и Урале. Имел звание «Заслуженный путешественник России».

http://pravmir.ru/2017-poteri-goda/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010