Храм реконструировали в 1770-х годах в формах украинского барокко архитектором Иваном Григоровичем-Барским, который вероятно здесь и похоронен. В XIX веке после крупного подольского пожара 1811 года реконструирован с элементами классицизма городским архитектором Андреем Меленским. Перед фасадом храма, называвшийся в XIX веке Успенским, вместо деревянной колокольни с юго-западной стороны соорудили каменную часовню в псевдорусском стиле, а вокруг храма пристроили магазины. До начала XX века формы храма не менялись — он был крестовокупольным, трёхапсидным, шестистолпным, однокупольным. Фасады чередовались пилястрами дорического ордера, завершались треугольными фронтонами с росписями в тимпанах. Центральную часть здания венчал гранёный в плане барабан с полусферическим куполом и фонарём. С западной стороны на фундаменте XVIII века в 1835 году была пристроена круглая по плану трёхъярусная колокольня с полусферическим куполом и высоким шпилем. Храм снесён городскими властями в 1935 году. В 1976—1979 годах были проведены археологические раскопки фундамента храма, который достигал 4 м глубиной. Фундамент был сложен из строительного материала, взятого из более раннего сооружения. Тогда возникла идея восстановления здания для музея «Слова о полку Игоревом». Церковь была отстроена заново в 1997—1998 годах в формах древнерусского (византийского) зодчества и освящена митрополитом УПЦ КП Филаретом. Является сегодня одной из архитектурных доминант Контрактовой площади. Вопрос исторической достоверности остаётся предметом споров. Упоминания в летописях [ править править код ] В Лаврентьевской летописи по Лаврентьеском списку под 1131 годом: в тоже лто заложи Мстиславъ церковь святыя Богородицы Пирогощюю. В Ипатьевской летописи по Ипатьевскому списку: в сеже лто заложена бысть церкви каменна святая Богородица, рекомая Пирогоща. томъ лт церкви Пирогощи совершена бысть. Слово о полку Игореве, оканчивая рассказ о возвращении Игоря из половецкого плена: вьются голоси чрезъ море до Игорь детъ по Боричеву къ святой Богородиц Пирогощей. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

Храм Рождества Иоанна Предтечи (Ключищи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Храм был возведен в срок с 1797 по 1804 гг. на средства помещика Павла Петровича Нарышкина. Правый придел был освящен в честь его жены Варвары. Подрядчиком и строителем был местный крестьянин Андрей Иванович Рябина. Левый придел построен в 1890-1891 гг. на средства, собранные священником Андреем Боголюбовым, крупную сумму пожертвовали маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи, владевшая селом с 1881 г., и ее муж Александр Филиппович. Уроженкой Ключищ была первая российская медсестра Дарья Лаврентьева, известная как Дарья Севастопольская. В 1891–1892 гг. она жила в Ключищах и пожертвовала в храм несколько икон. В 1801–1825 гг. в приходе служил священник Семен Иванович Чернышов. Служивший в храме в 1887–1905 гг. священник Андрей Иванович Боголюбов составил и опубликовал описание храма и прихода. В Советское время, он, как и многие другие Российские храмы подвергся осквернению, был опустошен и закрыт. Реставрация храма велась в 2011 году на средства благотворителя – председателя правления акционерного общества банка «Заречье» Натальи Владимировны Девятых. 26 ноября 2011 года архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил торжественный чин освящения церкви, которая обрела с этого времени новых небесных покровителей – её придельные храмы были освящены в честь двух почитаемых во всем христианском мире святителей – Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского, а главный престол, как и в дореволюционное время, был освящен в честь Иоанна Предтечи. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля Спиридон Тримифунтский, святитель - 25 декабря Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с. Ключищи Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю " Нижний Услон " . Ехать по главной дороге через Нижний Услон 5,2 км. На самом выезде из Услона,где установлен дорожный знак конца населенного пункта, повернуть налево, на Ключищи на дорогу под спуск (не прямо, в небольшой подъем, к Керамическому заводу). Через 1,5 км движения по узкой асфальтовой дороге церковь будет справа от нее. Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Начало вечернего богослужения в 16:00, утреннего – в 8:00. Актуальное расписание можно посмотреть на странице настоятеля в соцсети . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

П. Соколов в нач. XX в. показал, что в оригинале послания имелся в виду Леон и датировать послание следует не 1160 г., под которым оно помещено в Ник., а, по мнению исследователя, 1168 г. ( Соколов. 1913. С. 98-99). Этот вывод был принят большинством ученых, хотя В. Л. Янин отнес все события, связанные с Леоном, к 1161-1164 гг., а послание патриарха - ко времени ок. 1163 г. (см.: Янин В. Л. Моливдовул ростовского еп. Леонтия//ВИД. 1994. Т. 25. С. 7-14; Актовые печати. Т. 3. С. 29-36). Между тем рассказ о митрополичьем суде над соперником Леона Феодором помещен в Лаврентьевской летописи под 6677/1168-1169 гг. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 355-357). Судивший Феодора митр. Константин, упоминаемый в данном рассказе, может быть только Константином II, поскольку Константин I умер в 1159 г. Из послания Луки Хрисоверга следует, что Леон был полностью оправдан в Киеве на церковном Соборе с участием митрополита ( Феодора (1160-1163) или Иоанна IV (1164-1166)) и великого князя «всея Руси» (имеется в виду Киевский блгв. кн. Ростислав (Михаил) Мстиславич (1159-1167)), а впосл. и на заседании К-польского Синода во главе с патриархом Лукой (ПДРКП. 3. Стб. 66-67). На Ростовскую кафедру, как считают большинство исследователей, Леон был возвращен после осуждения Феодорца в 1169 г. (наиболее вероятно, что к тому времени, судя по сохранившейся владычной печати, он получил сан титулярного архиепископа). Сложности с описанием жизненного пути и Н. и леона связаны с тем, что в подробном повествовании владимирской летописи о событиях после убийства блгв. кн. Андрея Боголюбского († 1174) и событиях первых лет княжения Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо (1176-1212) никакой Ростовский епископ ни разу не упоминается. В древнейшей редакции «Сказания о чудотворной Владимирской иконе Божией Матери» Н. указан как один из свидетелей 3-го чуда (наряду с кн. Андреем Юрьевичем) - исцеления больного в Успенском соборе Владимира, при этом Н. называется попом, к-рый устроил по случаю чуда крестный ход, трижды обойдя с ним вокруг собора, «позва к собе князя и бояре, и исцелившаго, одаривша и, пустиша» (Древнейшая редакция.

http://pravenc.ru/text/2565130.html

Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых. Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов. Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Но начнем мы свой рассказ с самого первого Покровского храма, построенного на Руси более восьмисот лет назад. Храм Покрова на Нерли. Фото — А.Константинов Сюжет: Церковь Покрова на Нерли Церковь Покрова на Нерли называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая, — такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли самый миниатюрный, и в то же время, самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21. Каждый фасад украшен резьбой. В самом верху — библейский царь Давид с гуслями. По сторонам симметрично расположены орлы, под ними — фигуры львов. Присмирели хищные звери, что символизирует собой мир и единение под властью князя. Чуть ниже — женские маски. Их считают символами посвящения храма Божией Матери. Основателя храма князя Андрея Боголюбского современники сравнивали с кротким псалмопевцем Давидом и мудрым Соломоном. Храм Покрова был построен в 1165 году Андреем Боголюбским в память о старшем сыне Изяславе, умершем от ран после похода в Волжскую Булгарию. Сам поход закончился победой. В Лаврентьевской летописи говорится, что от образа Владимирской Божией Матери, который находился в русском войске, исходили огненные лучи. Не тогда ли у Андрея Боголюбского и зародилась мысль, что Русь находится под покровом Пречистой Девы? От своего деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал мужество и благородство, а за свое благочестие получил прозвище — Боголюбский. Он выстроил свыше 30-ти храмов и монастырей и установил праздник Покрова Божией Матери в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту.

http://pravmir.ru/pokrovskie-xramy-rusi/

Круг работавших с Д. в Иосифовом Волоколамском мон-ре художников был обширным, и в нек-рых случаях составители описи 1545 г., затрудняясь назвать их поименно, прибегали к выражению «иного мастера»; так, при описании икон трапезной палаты в одном случае сказано: «Деисус над налоем. 6. икон. Денисьева письма. А седмая икона Спасовъ образ не его письма» (Там же). Учениками Д. были (кроме упоминаемого описью Петра Тучкова, судя по иконописному подлиннику краткой редакции, вошедшего позже в число великокняжеских «писцов») племянники прп. Иосифа Волоцкого Досифей (Топорков) и Вассиан (Топорков). Оценка степени художественной подготовленности «братаничей» прп. Иосифа, участвовавших в украшении Успенского собора Волоколамского мон-ря, невозможна даже на гипотетическом уровне, поскольку нельзя исключать, что их упоминание в Житии прп. Иосифа Волоцкого еп. Саввой (Чёрным), преемником Вассиана по Коломенской кафедре, могло быть данью уважения. Факт их обучения «художеству» можно расценить как продолжение традиций Московской кафедры, заложенных св. Петром, митр. Московским. Кистью владели современники прп. Иосифа и его «братаничей» митрополиты Симон и Макарий. Арх.: РНБ. Погод. 133; ИРЛИ. Р. 4. Оп. 2; РНБ. Кир.-Бел. 759/1016; РГАДА. Ф. 181. 539. Л. 88; Ф. 1192. Оп. 2. Д. 365. Ист.: Вяземский П. П. Иконописный подлинник краткой редакции. СПб., 1885; Житие прп. Иосифа игум. Волоколамского/Еп. Савва (Чёрный). М., 1886; Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова мон-ря. СПб., 1911. Прил. 1-8; Строев. Списки иерархов; Зимин А. А. Краткие летописцы XV-XVI вв.//ИА. 1950. Т. 5. С. 3-39; Казакова Н. А. Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Волоколамском мон-ре в XVI в.//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 310-311; Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. текста: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981; ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 20-22; Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 г./Подгот.: А. В. Лаврентьев, А. А. Турилов//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Гороховец - град Пресвятой Богородицы 24.12.2015 728 Время на чтение 7 минут В современной России мало уже осталось городов, сохранивших аромат старины, не подвергшихся в свое время тотальному уничтожению ради сиюминутных требований времени. Гороховец - тихий провинциальный городок во Владимирской области - один из немногих. Бродя по его улочкам, будто на машине времени переносишься в прошлое... Местоположение Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на автомобильной дороге М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира Дата основания 1239 год Епархия Муромская Население 13 тысяч человек Флаг Герб Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем Гороховец - почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества. Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году - в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем читаем мы в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша». Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы... Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира. С тех пор и называют его «городом Пресвятой Богородицы». Князь Юрий Долгорукий На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным... Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто бы, испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами украинских казаков из войска королевича Владислава...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Если Д. А. и Михаил Ярославич собирали силы для борьбы с Андреем и его ордынскими покровителями, то союзник московского и тверского князей - сидевший в Переяславле сын Димитрия Александровича Иван - отправился за помощью в орду Ногая. Еще до его возвращения Андрей Александрович привел из Сарая войско во главе с Неврюем и хотел идти походом на Переяславль. Д. А. и Михаил Тверской, собрав войска, стали у Юрьева-Польского и закрыли Андрею Александровичу дорогу. Стороны не решились на войну. На съезде во Владимире был заключен мир, участники съезда «поделившеся княжением... и разъехашася коиждо в свояси» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 249). Условия заключенного соглашения нам неизвестны. Ясно только, что вел. кн. Андрею не удалось занять Переяславль, но он сумел вернуть себе новгородский стол. Исследователи предполагают, что на этом съезде Д. А. и его союзники признали сидевшего в Сарае хана Тохту своим сюзереном, а он дал им ярлыки на их княжества. Если в 80-90-х гг. XIII в. Д. А. был членом, а затем главой сильного союза князей, противостоявшего Андрею Александровичу и его союзникам - ростовским князьям, то к нач. XIV в. положение осложнилось, т. к. Михаил Тверской перешел в ряды союзников вел. кн. Андрея. В 1300 г. на новом съезде князей в Дмитрове произошел разрыв отношений между Михаилом Тверским и Иваном Переяславским. В записи о съезде в Лаврентьевской летописи, к-рая в заключительной части отражает летопись, составленную при дворе Михаила Тверского, в перечне участников Д. А. указан на 3-м месте, после вел. кн. Андрея и самого Михаила. По всей видимости, Михаил уже не признавал Д. А. «братом стареишим». Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова мон-ря. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/171280.html

Вслед за Нестором, хотевшим примирить Русскую церковь или точнее – свою епархию Ростовскую с патриархатом Константинопольским, не совсем понятным образом явился проповедник нового учения о посте среды и пятка, представлявший собой совершенную крайность. Этот проповедник явился в том же Ростове и был преемник Несторов на епископской кафедре – Леон. Под 1164г. летопись Лаврентьевская сообщает: «в тоже лето вста ересь Леонтианская; Леон епископ не по правде поставися Суждалю, Нестеру епископу Суждальскому живу сущу, перехватив Нестеров стол, (и) поча Суждали учити не ести мяс в Господние праздники в среды и в пятки ни на Рождество Господне ни на Крещение». Учение столько крайнее, противоречившее и тому, что предписывал патриарх, естественно должно было показаться Ростовцам ересью. На его проповедника собран был Андреем Боголюбским местный церковно-земский собор, состоявший из священников и всех людей, и на нём Леон был «упёрт» выставленными от князя людьми 936 . Оставшись при своём мнении, Леон, подобно своему предшественнику, хотел перенести дело на суд патриарха, к которому и отправился. Однако в Греции он был обличён ещё прежде, чем дошёл до патриарха 937 . С какой стати Леон проповедовал своё крайнее мнение, восстававшее против только что преподанного наставления патриарха, остаётся неизвестным. Если он был Грек, что весьма вероятно, то нужно думать, что он опирался на какие-нибудь авторитеты и примеры, более для него убедительные, чем авторитет патриарха и, что отправляясь к последнему, он хотел его переубедить. Если же он был Русский, то нужно думать, что он дошёл до своего мнения каким-нибудь путём самостоятельного умствования. Вообще, его поведение, именно – желание перенести дело на суд в Константинополь, и потом упорство, с которым он отстаивал своё мнение в Греции 938 , даёт знать, что он мнился иметь за него какие-то твёрдые доказательства. Через четыре года после Леона в 1168г. дело о посте в среду и пяток возобновилось в Киеве. Митрополит Константин 2-й, прибывший на Русь в предшествующем 1167г., запретил и заточил игумена Печерского монастыря Поликарпа за то, что этот совсем разрешал пост в меньшие Господские праздники и в праздники Богородичные и нарочитых святых, а также и в продолжение времени от Пасхи до Пятидесятницы 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

663 Новгородская 4 летопись говорит о церкви под 1152г., но вовсе не в том смысле, что она в этом году построена. 664 Свою каменную церковь Долгорукий, конечно, построил как главную церковь города. На этом основании весьма вероятно предполагать, что он поставил её в центре города, как последний имел себя при нём. Следовательно, местоположение церкви может служить к определению центра первоначального Владимира, построенного отцом Долгорукого Владимиром Мономахом . ( Церковь находится в верхней части города, на запад от нынешнего собора, построенного Боголюбским, к Золотым воротам,– приблизительно на равном расстоянии между одним и другими. Или над самым спуском или весьма недалеко от спуска к низменности Клязьмы: от нынешнего собора пройдя половину расстояния к Золотым воротам нужно поворотить и несколько углубиться в переулок налево). 665 Боголюбов или Боголюбовое, так названное Андреем Боголюбским (который в свою очередь получил название от него, как бывшего любимым местом его пребывания и также местом его мученической кончины), а как до него называвшееся – неизвестно, обыкновенно представляется как настоящий и собственный город. Но едва ли не правильнее представлять дело иначе, а именно – что оно было просто сельское поместье или загородная усадьба, дача князя, в которой он построил великолепный дворец, обнесши его каменной стеной. Каковая стена, по древнему называвшаяся «городом», и дала название города самому месту. Иначе сказать – едва ли не следует представлять Боголюбовое просто как загородный замок князя, без всякого при нём настоящего города (и только со слободой или слободами холопов-ремесленников). Если в повести об убиении Боголюбского упоминаются «горожане Боголюбские (-Боголюбьци)», то под этими горожанами, соединяемыми с дворянами (в Лаврентьевской летописи), можно разуметь бояр, живших при князе в его городе или замке, а не обыкновенных горожан. Представляя дело по нашему, нужно будет думать, что на дворе своего замка Боголюбский построил домовый монастырь, что после его смерти замок был брошен, запустел и исчез, а монастырь остался, получив в собственность принадлежавшую замку землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нам кажется, что определенные представления о подобных преградах с иконами могут дать фронтисписы византийских литургических свитков, например, свитка из афинской Национальной библиотеки, современного Боголюбской церкви, где ясно видны изображения Петра и Павла, а три иконы Деисуса как бы подразумеваются в трех драгоценных медальонах (ил. З) 651 . О материале «церковного строения» XII в. хотелось бы заметить следующее. Мы вполне разделяем скептицизм Н. Н. Воронина и других исследователей по поводу присутствия подлинного золота в декоре церкви Рождества. Действительно, упоминания различных драгоценных материалов в подобных текстах во многом следует отнести к области поэтики, приемам гиперболизации, вызван-ным обращением к литературным прототипам, в данном случае, к рассказу «Хроники Амартола» о строительстве Соломонова храма, что было в свое время доказано самим Н. Н. Ворониным 652 , и в большинстве случаев украшения были выполнены из золоченых серебра и меди. Однако всё, названное в текстах золотым, медным считать нельзя. Дошедшие до нас в Лаврентьевской летописи под 1155 г. и в реальности относящиеся, по всей видимости, к 1160 г. сведения об украшении Андреем иконы Владимирской Богоматери («...и вкова в ню боле трии десять гривенъ золота, кроме серебра и каменья драгаго и женчюга и оукрасивъ ю постави и в церкви своей Володимери» 653 ) могут вызвать некоторые разночтения в определении его точного веса, но никак не материала и характера. Поэтому нельзя небольшой обломок медной пластины с фрагментом тисненой надписи, найденный при археологических обследованиях Успенского собора, считать, как это делает Н. Н. Воронин, «летописью» (т. е. вкладной надписью) самого Андрея Боголюбского, «прикрепленной к Владимирской иконе» 654 . И уж ни в коей мере нельзя надеяться на археологическое подтверждение существования драгоценного храмового узорочья – оно в первую очередь становилось добычей завоевателей. Обнаружив при археологическом обследовании Рождественской церкви в Боголюбове лишь несколько незначительных медных фрагментов, Н. Н. Воронин пришел к выводу, что «все эти остатки убранства собора XII в. показывают, что рассказ летописца о драгоценной утвари храма сильно преувеличен 655 и почему-то не упомянул о том, что церковь была жесточайше разграблена уже в 1177 г.: «Глебь (речь идет о рязанском князе. – II. (».) ...воюешь около Володимеря и с Половци с погаными много бо зла створи церкви Воголюбьскои, юже бе украсили Андреи князь добрый иконами и всякими

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010