О принадлежности древнерусским епископиям во второй половине XII u b XIII b. «городов» говорят еще два летописных свидетельства: наименование Полоного «десятинным градом святой богородицы» в статье 1169 г. 1074 и Гороховца «градом святыя Богородица» в статье 1239 г. Лаврентьевской летописи 1075 . Можно согласиться с предположением А. М. Сахарова, что Гороховец был передан Владимирскому Успенскому собору еще Андреем Боголюбским 1076 , и видеть его среди этих отобранных, а затем возвращенных «градов» 1077 . То, что в состав феодальной земельной собственности древнерусской церкви во второй половине XII b. входили города, ремесленно-торговые укрепленные поселения, свидетельствует о прочном месте, которое она заняла к этому времени в древнерусском обществе. В отличие от конца X – XI b. она тесно связана не только с сельскими, но и с городскими социальными группами непосредственных производителей, являясь их собственником. В то же время она стоит на одном уровне со светскими феодалами-князьями, также являющимися собственниками сельских поселений и городов. Остается открытым вопрос о характере земельной собственности церкви в XI – XII bb.: осуществляет ли она нераздельную собственность, являясь сюзереном в своих владениях, независимым от светской княжеской власти, или она юридически делит власть с этой светской властью. На последнюю возможность указывает уход из рук церкви указанных городов, о чем сообщают источники XII – XV bb. Так, город Полоный, в 1169 (Лавр.) – 1172 (Ипат.) гг. дважды упоминавшийся как принадлежавший Киевской митрополии, в позднейших сообщениях Ипатьевской летописи (1195 – 1196 гг.) передается Рюриком Ростиславичем, великим князем киевским, Роману Мстиславичу, правда при каком-то участии митрополита Никифора 1078 . В дальнейшем неясно, кому принадлежит Полоный. Во второй половине XIII b. здесь был хорошо известный в юго-западной Руси монастырь, основанный Григорием 1079 . Приписка на поле Радзивиловского списка против приведенного сообщения 1169 г. «западнорусским почерком XVI b.» гласит: «О Полоном. Митрополичь город» 1080 . Однако если эта запись и может говорить о принадлежности Полоного митрополичьей кафедре в XVI b., то в связи с переходом его к князю еще в XII b. она не дает оснований видеть в нем митрополичий город и в XIII – XIV bb.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронологическое отношение всех этих событий не указано в первой редакции. Между тем сказание сохранило несомненные следы своего происхождения, современного княжению Андрея Боголюбского: последний в некоторых даже позднейших списках называется «христолюбивым князем нашим Андреем», призывается молитва Леонтия «о державе и победе» этого князя. След. сказание составлено до 1174 г., когда убит был кн. Андрей. Легкость такого вывода, при отсутствии ясных хронологических указаний первой редакции жития, вводила в заблуждение и древних и новых наших исследователей: они смотрели на все события в сказании, как на близкие друг к другу по времени и современные Андрею. Так составитель летописи по никоновскому списку, в пояснение заметки сказания, что праздник в честь Леонтия установлен еп. ростовским Иоанном, добавляет, что это сделано по благословению митр. Феодора, прибывшего на Русь вскоре после ростовского пожара (1160 г.), который послужил поводом к открытию мощей Леонтия; но Иоанн сделался еп. ростовским уже при третьем преемнике этого Феодора, в 1190 г. 4 . Встречаем также известие, что видение соборного пономаря в день праздника Леонтия произошло вскоре по открытия мощей 5 ; но по сказанию это было уже после установления праздника в честь Леонтия и, как сейчас увидим, ровно 30 лет спустя по открытии мощей. Всматриваясь ближе в содержание сказания, находим в нем признаки разновременного состава. Незаменимое пособие при разборе его дает четвертая из описанных выше редакций жития, приводя известия последнего в непосредственную связь с известиями современной им летописи и этим восстановляя хронологическое отношение событий жития. Сличая летописные вставки, внесенные ею в житие, с ростовскими известиями конца XII в. в напечатанных летописных сборниках, находим, что и те и другие взяты из одного источника, т. е. из исчезнувшей ростовской летописи, которая в известии о ростовском еп. Луке (1185–1189), сохранившемся в лаврентьевском сборнике, обличает в своем составителе современника этого епископа 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Деисус («Седмица»), со святыми на полях. Икона. 2-я пол. XVI в. (СИХМ) Сын Ярца, Дерма Иван Ярцев (Иван Дермоярцев), в качестве иконописца («писца») великого князя участвовал в создании серии минейных икон или лицевого подлинника (на окт.), описанных в иконописном подлиннике краткой редакции 1-й пол. XVII в. из б-ки ОЛДрП (РНБ. ОЛДП. О. 21). В 1509 г. по повелению св. Серапиона (Курцова) , архиеп. Новгородского, совместно с Андреем Лаврентьевым «дописал» иконы деисусного и праздничного чинов главного иконостаса собора Св. Софии в Новгороде (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 461, 469, 537). Сохранилось 6 икон Деисуса и 7 икон праздничного чина (каждая с 3-4 сюжетами) под басменными окладами 1537, 1537-1558 гг. (НГОМЗ). Больше сведений имеется об одном из сыновей Ивана Дермы - Поснике Иванове Дермине Ростовце (известен также как Петр Иванов Дмитриев). Родом из Ростова, в 80-х гг. XVI в. состоял жалованным царским иконописцем. В 1584 г. «Посник Дмитриев сын Ростовец» «знаменил» покров на гроб царя Иоанна Грозного ( Забелин И. Е. Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. М., 1901. Т. 2: Домашний быт рус. цариц. С. 723). В 1586 г. за 7 р. написал Смоленскую икону Божией Матери с праздниками (список с чудотворного образа) в Герасимов Болдинский мон-рь (РИБ. Т. 37. Стб. 41-42). В 1589 г. «Петр Дермин с товарыщи» был отправлен с посольством в Грузию, где в течение 3 лет писал фрески и иконы в мон-рях Тога и Алаверди в Кахети. В 1591 г. посольству было предписано возвратить Посника с мастерами или же одного, но дальнейшая его судьба неизвестна (по сообщению груз. царя Теймураза 1642 г., присланные «при прежних... царех» 12 иконников «все в Грузех и померли» - Полиевктов М. А. Новые данные о моск. художниках XVI-XVII вв. в Грузии. Тбилиси, 1941. С. 9, 13, 157). В описи Антониева Сийского монастыря 1597 г. в алтаре Троицкого собора упоминается Деисус из 3 икон-пядниц - Спасителя, Богородицы, св. Иоанна Предтечи - «на золоте» письма Посника «Дербина» (очевидно, вариант написания фамилии), вклад старца Ионы, ризничего митрополита Ростовского (БАН. Арханг. Д. 375. Л. 7 об.).

http://pravenc.ru/text/171745.html

Ключищи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи (первоначальное посвящение) Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Варвары великомученицы , Петра и Павла Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1797 и 1804. 1891-левый придел. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Ключищи, улица Центральная, д. 1А. Координаты: 55.67464, 48.962835 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю " Нижний Услон " . Ехать по главной дороге ч ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Через 5,5 км после моста через Волгу налево на развязке по указателю " Ульяновск " . Еще через 7,5 км на перекрестке сложной формы с круговым движением прямо (направо, налево на 180 градусов и направо) по указателю " Нижний Услон " . Ехать по главной дороге через Нижний Услон 5,2 км. На самом выезде из Услона,где установлен дорожный знак конца населенного пункта, повернуть налево, на Ключищи на дорогу под спуск (не прямо, в небольшой подъем, к Керамическому заводу). Через 1,5 км движения по узкой асфальтовой дороге церковь будет справа от нее. Изменить описание объекта Подворье Свято-Успенского Зилантова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм был возведен в срок с 1797 по 1804 гг. на средства помещика Павла Петровича Нарышкина. Правый придел был освящен в честь его жены Варвары. Подрядчиком и строителем был местный крестьянин Андрей Иванович Рябина. Левый придел построен в 1890-1891 гг. на средства, собранные священником Андреем Боголюбовым, крупную сумму пожертвовали маркиза Елизавета Михайловна Паулуччи, владевшая селом с 1881 г., и ее муж Александр Филиппович. Уроженкой Ключищ была первая российская медсестра Дарья Лаврентьева, известная как Дарья Севастопольская. В 1891–1892 гг. она жила в Ключищах и пожертвовала в храм несколько икон.

http://sobory.ru/article/?object=02558

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Гороховец - картинка XVII века. Фоторепортаж 6 мин., 10.03.2015 В современной России мало уже осталось городов, сохранивших аромат старины, не подвергшихся в свое время тотальному уничтожению ради сиюминутных требований времени. Гороховец – тихий провинциальный городок во Владимирской области – один из немногих. Бродя по его улочкам , будто на машине времени переносишься в прошлое… Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем, Гороховец – почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества.   Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году – в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем можно прочитать в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша». Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы… Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира. С тех пор и называют его «градом Пресвятой Богородицы». На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным… Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто-бы испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского, и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами интервентов…

http://foma.ru/gorohovets-kartinka-xvii-...

720 Застние. – Здесь – пространство между двумя смежными городскими (крепостными) стенами, застенок. 722 Боголюбиво. – Боголюбово, город невдалеке от Владимира. Вероятно, Даниил сознательно написал название города через «и», обыгрывая первоначальное значение имени: Богом любимое. 723 Лаче озеро – озеро Лаче на севере Новгородской области, куда, судя по всему, был сослан Даниил. 724 Новъгород. – Новгород Великий. Автор обыгрывает семантику этого топонима: Новый город для Даниила настолько старый, что и углы домов в нем разрушились, поскольку не сложилась счастливо его жизнь в Новгороде: он был изгнан из него князем. 725 Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь://«Лпше бы ми смерть, ниже Курское княжение». – Приводимые слова были сказаны, согласно летописи, переяславским князем Андреем Владимировичем Добрым, когда великий князь Всеволод Ольгович изгонял его с Переяславского престола, отдавая взамен Курское княжество (см. Лаврентьевскую летопись под 1139 г.). Выражение «Не лгалъ бо ми...» не означает, что приведенные слова были сказаны Ростиславом автору послания, Даниилу, поскольку «ми» является здесь не личным местоимением, а усилительной частицей. 727 …сыне великаго царя Владимера – Под Владимиром Даниил мог разуметь как Владимира Мономаха , «сыном» (потомком) которого был Ярослав Владимирович, так и отца адресата – Владимира Мстиславича, который, пусть недолго, но сидел на Киевском столе, и потому мог быть назван «великим царем (князем)». 730 ...зане ограженъ есмь страхом грозы твоеа. – Β данном случае при глаголе «ограженъ» требуется по смыслу частица «не», отсутствующая во всех списках «Слова». С палеографической точки зрения пропуск «не» после «зане» вполне объясним, такие случаи постоянно встречаются, как указал академик Β. Μ. Истрин. 733 Или пиеши сладкое питие... от мста незавтрена... – Ср. Изборник Святослава 1076 г.: «Насыштяя ся многосластънааго пития, помяни пиюштааго теплу воду, отъ слъньца въстопвъшу, и ту же пороха нападъшу отъ мста не завтръна». 736 Якоже бо похвалися Езекий царь посломъ царя Вавилонскаго... – Езекия (Иезекииль) – еврейский царь. Согласно библейской легенде, вместо того чтобы прославить Бога за свое чудесное выздоровление, показывал свои богатства послам вавилонского царя, пришедшим справиться ο его здоровье. Тогда пришел κ Езекии пророк Исайя и предрек, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон (см. Ис. 39, 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО главное княжество Сев.-Вост. Руси в кон. 50-х гг. XII - нач. 60-х гг. XIV в. Первоначально было уделом внутри Суздальского княжества, выделенным Юрием Владимировичем Долгоруким своему 3-му сыну блгв. кн. Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что после поражений Юрия Долгорукого под Киевом и Переяславлем Русским в 1151 г. Андрей оставил отца и братьев «и иде в свою волость Володимерю». Очевидно, Владимир-на-Клязьме был центром его владений в Суздальской земле. Наделение кн. Андрея Владимирской «волостью» произошло, вероятнее всего, ок. лета 1149 г., когда от киевского кн. Изяслава Мстиславича в Суздаль вернулся старший сын Юрия Долгорукого Ростислав, за год до этого не получивший от него «части» в Суздальской земле, а потому ушедший к противнику отца в Киев. После возвращения Ростислава Юрий, по-видимому, чтобы не ссориться с сыновьями, выделил им владения в Сев.-Вост. Руси, в их числе и Владимир - кн. Андрею. Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Изображение г. Владимира (справа), Успенского собора времени кн. Андрея Боголюбского и великокняжеского терема (слева). Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 230) Владимир и административно подчинявшаяся ему территория оставались за кн. Андреем и позднее. В 1155 г., окончательно разойдясь с отцом из-за его стремления закрепиться в Киеве и вообще в Юж. Руси, Андрей покинул киевский пригород Вышгород и ушел во Владимир. В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич наследовал отцовские суздальские владения, но своей княжеской столицей он вместо Суздаля сделал Владимир. Так образовалось обширное Владимирское княжество, при Андрее Боголюбском ставшее единственным во всей Сев.-Вост. Руси. Оно было монолитным, поскольку Андрей изгнал большинство братьев и племянников, а оставшиеся с ним братья Ярослав, Святослав и Борис собственных владений во Владимирском княжестве не имели. Стремясь в своей политике единовластия опереться на Церковь, Андрей Боголюбский безуспешно пытался отделить Владимирское княжество от митрополии всея Руси и поставить во Владимире особого митрополита, а на Ростовской кафедре, единственной в то время в Сев.-Вост. Руси, иметь послушного своей воле епископа.

http://pravenc.ru/text/154987.html

283 Воскр. Л. 2, 66. и Радзин у Арцыб. 1, 177, 178. Соф. Врем., 1, 197. Пролог 1 авг. и Никон. Л. 1, 160, 190; последняя относит победу и «установление» праздника ко времени М. Константина и Ростовск. Епископа Нестора. Об установлении – ни слова после Остромирова Евангелия. Далее а) победа над Болгарами по всем летоп. была в 1164 г., а М. Константин I умер в 1159 г. б) В 1164 г. Ростов. Епископом был Иоанн, который в том году оправдывался пред Имп. Мануилом в Болгарии (спор о посте) и ни из чего не видно, чтобы Нестор возвращен был на кафедру после 1157 г. Посему в) надобно положить, что подтверждение о празднике Кресту Господню было если не при Иоанне 3 (1163–1166 г.), то при Константине 2 (1168–1175 г.). 284 Святым пр. Антония называют и Нестор, и Симон, и Поликарп. Он являлся пр. Иоанну затворнику, а сей говорил одному брату: «брате, аз ти гдаголю, помолиться сему преподобному Моисеови (Угрину) и те ти поможет; изем же едину кость от мощей его (Моисея) власть страстному ...сему бышию креста брань». Поликарп о Иоанн Затворн. сл. след. прим. 285 О Никите см. ниже. В поучении на неделю всех Святых (по Торж. XV в. Румянц. Муз.) говорится: «прославляем же тебе» честный отче, русское утверждение, Антоние честный... честно ублажаем кн. Игоря, прияше честно мучение». Г. Востоков замечает, что сие поучение сочинено, вероятно, вскоре после кончины К. Игоря, убиенного в 1147 г. Киев. Летоп. говирит, что в самый день кончины св. Князя «человецы благовернии приходяще взимаху от крове его и от прикрова сущаго на теле его на спасение себе и на исцеление... Бог прояви знамение велико, зажгошась свечи все над ним в церкви», стр. 34. Благов. Игорь убит 19 сент. (Летоп. у Арцыбыш. 1. 105, 680), но память празднуется в 11 д. июля, вероятно, в день перенесения св. тела из Киева в Чернигов. 286 Сличив Невскую и Лаврентьеву Летописи, видим, что а) Леон «не по правде вступил на суздальско-ростовскую кафедру в 1158 г.; б) в 1192 г. К. Андрей изгнал его из Суздаля, но скоро потом, в том же году, принял его, но не в Суздаль, а в Ростов; в) спустя 4 месяца после последнего случая он начал спор с К. Андреем о посте; г) в 1164 г. собрался Собор, начался спор пред В. К. Андреем, и след. во Владимире, а не в Ростове, и «упре его Владыка Феодор». Какой? Конечно, владимирский, или что то же, суздальский, для которого пред тем Леону не дав Суздаль; сей Феодор в след за тем выставляется выгнанным (1169 г.) «из Володимера». Лавр. 149. 150. 152. Киев. 82. 91. Слч. Воскр. Лет. о Феодоре под 1168 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

49 Древнерусские летописи цитируются здесь главным образом по Полному собранию русских летописей (ПСРЛ), издаваемому Историко-археографической комиссией АН СССР, иногда по переизданиям. К легенде об апостоле Андрее см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.7–9 [перепеч.: Handbuch zur Nestorchronik I Hg. L. Müller. (For. SI. 48). München, 1977. Bd. 1]. Помимо Лаврентьевской летописи, легенда о хождении св. Андрея почти без изменений вошла и во многие другие летописи: Ипатьевскую, Троицкую, Никоновскую, Холмогорскую и т.п. К вопросу об исторической достоверности и церковно-политической направленности легенды см.: Васильевский В. Хождение апостола Андрея в стране Мирмидонян//ЖМНП. 1877. Янв.-февр. 4.189. С.41–82; 157–185; Малышевский И. Сказание о посещении русской страны св. апостолом Андреем//ТрКДА. 1866. С. 300–350; Петровский С. В. Апокрифические сказания об апостольской проповеди по черноморскому побережью//Зап. ООИД. 1897. Т.20. С.29–148; 1898. Т.21. С. 1–184; Голубинский Е. (см. прим. 19). T.I/1. С. 19–34; Карташев А.В. Был ли апостол Андрей на Руси?//ХрЧт. 1907. Т.87. С.83–95; Седельников А.Д. Древняя киевская легенда об апостоле Андрее//Slavia. 1924/1925. R.3. S. 316–335; Погодин А. Повесть о хождении апостола Андрея в Руси//ByzSlav. 1937/1938. Т.7. Р. 128–148; Повесть временных лет. 4.2 (прим. 48). С. 218 и сл.; Gerhardt D. Das Land ohne Apostel und seine Apostel//FS D.yevskij. (Veröff. S1SL. Bd.6). Berlin, 1954. S. 121–142; idem. Über Vorkommen und Wertung der Dampfbäder//ZSIPhil. 1955. Bd.24. S. 82–90; Dvornik F. The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. (DOS.Vol. 4). Cambridge (Mass.), 1958; Peterson P.M. Andrew, Brother of Simon Peter: His History and His Legends. (Supplement to Novum Testamentm, 1). Leiden, 1963 (славяноязычные предания не учитываются!); Murjanoff Μ. [Мурьянов М.Ф.]. Andreas der Erstberufene im mittelalterlichen Europa//SE. 1966. T.17. S.411–427; он же. Андрей Первозванный в Повести временных лет//ПалСб. 1969. Т.19 (82). С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А во-вторых, Бог, посылая страдания и скорби, предельно ограничивает возможности для развития и укоренения гедонистического типа – и в то же время, повелевая трудиться в поте лица, полагает возможность развития в Адаме типа инструментального или структурно-организационного: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 17–19). Так воспитывается инструментально-аскетическое начало в человеке, а с другой стороны, «кожаные одежды» – грубость телесных чувств – ограничивают для него сторону жизни, связанную с созерцательно-проникновенным и отчасти с энергийно-образовательным. «Кожаные ризы», по мнению отцов Церкви, даются для того, чтобы человек не впал в нездоровую мистику и общение с демонским миром. В то же время для человека еще сохраняется возможность общения с Богом и грядущего восстановления, которое совершится в Богочеловеке Христе, новом Адаме, по Его человечеству, – ибо Он являет Собой изначально-целостный тип. Рейтинг: 8.8 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эта типология разрабатывалась в течение многих лет вначале Л.Г. Брылевой, затем ее учениками В.И. Лаврентьевым и В.В. Василиком. См.: Брылева Л.Г. Онтотипология духовно-образовательного пути человека; Брылева Л.Г. Самореализация личности (онтокультурологичсекий аспект). СПб., 2002. С. 111–112; Брылева Л.Г., Лаврентьев В.П. Опыт размышления о путях модернизации образования взрослых с позиции академической науки и практики//Академические чтения. Вып. 3. Теория и практика модернизации отечественного образования. СПб., 2002. С. 171–173; Брылева Л.Г., Василик В.В. Онтотипология личности. СПб., 2005. В терминологии авторов они также называются атрибутивными. Лучшим образцом этих типов являются апостолы Петр и Павел, с одной стороны, евангелист Иоанн – с другой. Если первые два представляют типы целостно-собирательные (апостол Петр с преобладанием структурно-организационного атрибутивного типа, апостол Павел – энергийно-образовательного), то евангелист Иоанн являет изначальную целостность и нераздельность служения, исполненного самоотвержения и любви. Его последние слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4: 7).

http://pravoslavie.ru/60583.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010