Покровская церковь на Нерли (Боголюбово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли) — белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Храм был воздвигнут благоверным князем Андреем Боголюбским, который поставил " две церкви каменны во имя святыя Богородица " при основании им " Боголюбивого града " - т.е. в 1158 году. Содержание История [ править править код ] Традиционной является датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова на Нерли была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче. Современные исследователи С. В. Заграевский и Т. П. Тимофеева на основании летописной информации обосновывают более раннюю дату храма — это 1158 год. Храм Покрова на Нерли. Реконструкция первоначального вида по Н. Н. Воронину. Согласно Лаврентьевской летописи, строительство при князе Андрее вели «из всех земель мастеры». Татищев уточняет в «Истории Российской», что «мастеры же присланы были от императора Фридерика Первого, с которым Андрей в дружбе был…» (имеется в виду Фридрих Барбаросса). Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси. По легенде, содержавшейся в Житии Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был вывезен из покорённого Андреем Боголюбским Булгарского царства. Однако эта легенда опровергается как историческими фактами, так и результатами петрографических анализов белого камня, использовавшегося для строительства церкви. В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы. В 1919 году древние белокаменные памятники, в том числе и Покровский храм, были взяты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В 1923 году Боголюбовский монастырь был закрыт, и храм остался в ведении Владимирского музея, с 1958 года - Владимиро-Суздальского музея-заповедника. За эти годы белокаменный храм исследовался археологически и неоднократно реставрировался. Так, в 1954-1955 годы церковь подверглась археологическому исследованию Н. Н. Ворониным. Благодаря возрастающей известности храма как вершины древнерусского зодчества, церковь стала центром экскурсионного и туристического " бума. "

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

123 ...Мефодий, Патомьскый епископъ...– Мефодий, епископ г. Патар (III – начало IV в.). В средние века ему приписывалось сочинение, известное под названием «Откровение», в котором рассказывается о событиях, связанных с концом света. 132 ...преже мясопуста...–Мясопустная неделя – Масляная неделя, последняя неделя перед Великим постом. 137 ...по примету...– Примет – вязанки хвороста, которыми осаждающие заваливали ров перед городом. 139 ...Новый град.– Новый город– западная часть города, укрепленная Андреем Боголюбским (1158–1164). 142 ...научивъ Осифа...– Иосиф – библейский персонаж, сын Иакова. Иосиф был продан братьями в рабство в Египет, но во всех испытаниях пользовался покровительством Бога. 143 ...окрпивъ пророка своего Давида на Гольяда...– Давид – библейский персонаж, победил в единоборстве исполина Голиафа во время одной из войн израильтян с филистимлянами. 145 ...чюдную икону одраша...– Имеется в виду икона, известная под названием «Владимирская Богоматерь», которая была вывезена в 1155 г. Андреем Боголюбским из Киева. 147 ...кончевающюся 45-тому лту...– Летописец пользуется мартовским годом, то есть новый год начинался 1 марта. 150 ...спричте Богъ смерти подобно Андрев…– Имеется в виду Андрей Боголюбский, который был убит в 1174 г. заговорщиками-боярами. В похвале Васильку есть ряд заимствований из некролога Андрею Боголюбскому. 151 ...по брата своего Георгия в Ростовъ...– Ярослав Всеволодович перенес из Ростова во Владимир тело Юрия Всеволодовича, погибшего на р. Сити. 152 Всякъ зломыслъ его прежемненыя безбожныя татары отпущаше одарены.– В данном контексте фраза бессмысленна. Эта фраза, как установлено, заимствована по частям из похвалы Владимиру Мономаху , которая читается в Лаврентьевской летописи под 1125 г.: «Вся бо зломыслы его вда Богь подъ руц его... Он же заповдь Божью храня, добро творяше врагом своимъ, отпущаше я одарены». 154 ...манастырь святыя Богородица...– Благовещенский монастырь, основанный Юрием Всеволодовичем в 1221 г. одновременно с Нижним Новгородом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Союзные же отношения с Андреем Александровичем были установлены на княжеском съезде в Дмитрове в 1300 г. после убийства Ногая и устранения двоевластия в Орде. Важным деянием М. Я. (вместе с матерью Ксенией) после смерти владыки Симеона стал выбор нового еп. Андрея , к-рого в 1289 г. рукоположил в Тверские владыки митр. Киевский свт. Максим . Был освящен, а затем расписан кафедральный Спасский собор. Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) под 6805 г. содержит уникальное известие о строительстве и освящении в Твери ц. св. Афанасия (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Закладывается г. Старица. Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Под 6806(1298) г. Лаврентьевская, Симеоновская и Троицкая летописи рассказывают, как на Св. неделе в субботу «на ночь», на рассвете воскресного дня, в Твери загорелся княжеский дворец. М. Я. и кнг. Анна едва успели выбежать из горящего дворца, но спасти имущество не удалось. В эти годы св. блгв. кнг. Анна родила дочь Феодору, сыновей Димитрия (1298) и Александра (1300), впосл. у княжеской четы родились сыновья Константин (1304) и Василий (ок. 1316/17). В 1304 г. умер вел. кн. Андрей Александрович. По свидетельству Жития М. Я., он завещал последнему великое княжение как старшему из рода Ярослава Всеволодовича. Эта информация хорошо согласуется с известием Новгородской I летописи (НПЛ) о том, что после преставления вел. кн. Андрея его бояре «ехаше во Тферь» (НПЛ. С. 92). Поддерживал М. Я. и свт. Максим. Вместе с др. претендентом на великое княжение, Московским кн. Георгием (Юрием) Данииловичем , Михаил отправился в Орду, где от хана Тохты получил ярлык на великое княжение; в кон. 1305 г. М. Я. вернулся на Русь. Проблему составляла и дальнейшая судьба выморочного Переяславского княжества, власть над к-рым стремились установить московские князья. По сложившимся нормам такое княжество должно было войти в состав Великого Владимирского княжения. Однако кн. Иван Дмитриевич Переяславский завещал свои владения Даниилу Александровичу. М. Я. смог обеспечить вхождение Переяславля во Владимирское княжение. Др. конфликт с Москвой был из-за Новгородского княжения. Еще во время пребывания М. Я. в Орде его бояре тщетно пытались посадить в Новгороде его наместников, а новгородцы ждали самого князя. По всей вероятности, в это время М. Я. дважды предпринимал походы на московские территории. 16 июля 1307 г. М. Я. занял новгородский стол. Заключенному в этом году договору вел. князя с Новгородом (ГВНиП. 9-10. С. 19-22) предшествовала серия проектов.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Графиня Екатерина Петровна, рождение 2 октября 1743 † 13 октября 1816; за действительным тайным советником графом Андреем Петровичем Шуваловым Графиня Варвара Петровна, за князем Василием Борисовичем Граф Владимир Владимирович Граф Алексей Владимирович, каммергер † 1802; женат на Екатерине Александровне Загряжской Граф Николай Владимирович; женат на княжне Анне Сергеевне Гагариной, рождение 1743 † 1800 Графиня Екатерина Владимировна † 30 сентября 1799; за статским советником графом Фёдором Алексеевичем Апраксиным Графиня Мария Владимировна Князь Николай Иванович , фельдмаршал, кавалер святого Андрея и святого Владимира 1 степени; рождение 31 октября 1736 16 мая 1816; женат на княжне Наталие Владимировне Долгоруковой, рождение 1737 † 7 сентября 1812 Алексей Иванович, бригадир; женат на княжне Екатерине Борисовне Голицыной Мария Ивановна, рождение 23 января 1738 † 5 мая 1807; за статским советником Семёном Васильевичем Нарышкиным Анна Ивановна, за Михайлом Ивановичем Мусиным-Пушкиным Наталия Ивановна, за действительным тайным советником Алексеем Петровичем Мельгуновым Иван Сергеевич; женат на Ржевской Наталия Сергеевна, рождение 27 февраля 1742 † 1801; за князем Николаем Сергеевичем Долгоруковым Александра Сергеевна, рождение 1743 † 1799; за князем Петром Васильевичем Урусовым Фёдор Глебович, рождение 19 января 1750 † 25 июня 1801 Николай Глебович 27 июля 1775; женат на графине Анастасие Фёдоровне Головиной (бывшей во 2-м брак за Сергием Николаевичем Салтыковым 118) Николай Сергеевич, статский советник; рождение 6 марта 1786 † 3 января 1836; женат 1) на княжне Александре Алексеевне Куракиной, 2) на Марие Лаврентьевне Шестр Александра Сергеевна, за Сергием Васильевичем Салтыковым Елена Сергеевна, рождение 22 октября 1781 † 9 сентября 1811; за Алексеем Николаевичем Мордвиновым Варвара Сергеевна † 5 августа 1819; за генерал-лейтенантом Дмитрием Николаевичем Бологовским Анна Сергеевна Наталия Сергеевна Александра Николаевна † 4 мая 1829; за действительным тайным советником князем Яковом Ивановичем Лобановым-Ростовским

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В научной литературе неоднократно поднимался вопрос о соотношении переговоров князя Даниила Галицкого с Римом с переговорами об унии Церквей между Римом и Никеей. Такой исследователь, как В. Норден, категорически отвергал связь между этими двумя явлениями . Подобному выводу, однако, как уже отмечалось неоднократно, явно противоречит известная запись, помещенная в Ипатьевской летописи под 1253 г.: «Некентии бо кльняше тех, хоулящим вероу Грецкоую правоверноую, и хотящоу емоу сбор творити о правой вере о воединеньи црькви» . Эта запись ясно показывает, что в Галицкой Руси были в курсе ведущихся переговоров. К этому следует добавить, что первые шаги для возобновления начатых некогда переговоров с Никеей Иннокентий IV предпринимал именно в середине 40-х гг. XIII в. В марте 1245 г. он направил письмо болгарскому царю Коломану Асеню, в котором выражал согласие созвать для решения всех спорных вопросов Вселенский Собор с участием греческого и болгарского духовенства . Письмо это, вероятно, было отправлено через Венгрию, а посредницей в начавшихся переговорах стала венгерская королева, дочь императора Феодора Ласкаря. В январе 1247 г. Иннокентий IV благодарил ее за хлопоты . При тесных контактах между венгерским и галицким дворами обо всем этом, конечно, должно было быть известно князю Даниилу Галицкому. Можно считать вероятным, что, по представлению галицких политиков, именно в такого рода переговорах должны были быть решены спорные церковные вопросы. В этой связи заслуживают внимания сохранившиеся в Ипатьевской летописи сведения о деятельности в 1246 г. Кирилла, выдвинутого князем Даниилом кандидатом на Киевскую митрополичью кафедру. Хотя переговоры с Римом начались, судя по всему, еще в 1245 г., это не помешало Кириллу направиться в следующем году на поставление в Никею . После возвращения он, по-видимому, находился в Южной Руси. Запись Лаврентьевской летописи под 1250 г.: «Прииде митрополит Кирил на Суждальскую землю» — фиксирует его первое появление там . Митрополит выступил в Суздальской земле как политик, связанный с галицким двором. Он лично участвовал в заключении брака между дочерью князя Даниила Романовича и великим князем владимирским Андреем Ярославичем; брак, соответствовавший интересам галицкого двора, был заключен даже в нарушение норм канонического права между близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой . Такой образ действий митрополита не оставляет сомнений в том, что между ним и галицким князем были отношения тесного сотрудничества и что епископства на землях Юго-Восточной Руси подчинялись его верховной власти как главы общерусской митрополии. Между тем этот митрополит был поставлен в Никее и не имел никаких сношений с папским престолом. И в переписке галицкого князя с Римом вообще не затрагивался вопрос о подчинении Риму Киевской митрополии.

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

1730 года мая 25 порутчик Федор Лаврентьев Бородовицин в поданном в Синодальный Казенный Приказ прошении писал, что по данному указу церковь во имя Николая чудотворца в вотчине его в деревне Коханове построена и к освящении в готовности, а что под ту церковь попу с причетники на прокормление уступлено пашенной земли 10 чети в поле, а в дву по тому ж, да сенных покосов 10 копен ныне в Вотчинной Коллегии справлено и для ведома из оной Коллегии в Синодальный Казенный Приказ промеморию предлагаю и просил для освящения новопостроенной Николаевской церкви послать указ к архимандриту Моисею и священный антиминс выдать. В промемории из Вотчинной Коллегии в Синодальный Казенный Приказ, между прочим значится: в отказных книгах отказу Брянския Приказныя Избы подьячаго Никона Надеждина 206 года написано: отказано Федору Бородовицыну отца его Лавреньево поместье Федорова сына Бородовицына во Брянском уезде в Подгородном стану да в Поцынской волости деревня нижнее Бордовицино, пустошь Коршиково, пустошь Головчино, жеребей в пустоши что была деревня Хохлово, село Рагнедино, деревня Армино, деревня Кохоново, пустошь Пузынино, а в них пашни 503 четверти с полуосминою в поле, а в дву по томуж, а сего июня дня 730 года по указу и по определении Вотчинной Коллегии велено порутчика из Федорова Лаврентьева Бородовицына брянскаго недвижимаго имения в деревне Кохоновой пашни 10 четвертей, да сенных покосов на 10 копен по заручной его челобитной и по допросу по силе писцового наказу 192 года по 3 пункту на пропитание справить к церкви Николая чудотворца попу с причетники буде спору и запрещенья неимеется и для отказу той земли и сенных покосов во Брянске к воеводе послать указ и те отказныя книги при доношении за руками прислать в Москву в Вотчинную Коллегию, а в Духовную Дикастерию для ведома о том послать промеморию. 1730 года июля 24 на прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ новопоставленным попом Андреем Мартином о выдаче антиминса к иовопостроенной церкви Николая чудотворца, помечено: " к делу и у попа взять сказку показанною церковною землею и ругою и приходом доволен он будет ли и росписав доложить; тогож года июля дня по силе означенной пометы поп Андрей сказал: к оной де церкви данною ругою 6 рублями, оржаного и ярового хлеба по 12 четвертей и уступной земли 10 четвертьми в поле, а в дву по томуж, сенного покоса 10 копнами и от помещикова и приходских 31 двора в год он поп с причетники будут довольны, а положенныя на оную церковь с 728 по 730 год данныя и пошлинныя деньги на нем попе не спрашивать понеже та Николаевская церковь построена и к освящению изготовлена и он в попа посвящен в нынешнем 730 году " .

http://sobory.ru/article/?object=47423

Читаемый в сказании о преподобном Герасиме рассказ, что он имел ссору с «мещанином» Пятышевым, не хотевшим дать ему земли под строение монастырское, указывает на позднейшее время. 10. Ростов – Суздаль. а) Область Суздальская со столицей Владимиром Кляземским. Во Владимире: 1 . Георгиевский, находившийся при церкви св. Георгия, построенной Юрием Долгоруким, о которой мы сказали в списке каменных церквей; по всей вероятности, не построенный самим Долгоруким вместе с церковью, а явившийся при ней уже после него, и может быть – что не в период ещё до-монгольский, а уже в позднее (в настоящее время снова не существует, упразднённый когда-то давно,– История Иерархии VI, 958). Все остальные известные монастыри Владимира, существовавшее в нём и близь него в период до-монгольский, указаны нами в списке каменных церквей. Они суть: 2 . Вознесенский перед Золотыми воротами города (в настоящее время не существующий), 3 . Рождество-Богородицкий, в Боголюбовом, 4 . Неизвестного по имени (Покровский), женский, близь Боголюбова (не положительно известный, а только вероятный, в настоящее время не существующий),– все три построенные Андреем Боголюбским. 5 . Рождественский (Рождество-Богородицкий), близь княжого двора, 6 . Успенский, женский (Княгинин),– оба построенные братом и преемником Боголюбского Всеволодом Юрьевичем. В Суздале: 7 . Димитриевский. Монастырь этот образовался из находившегося в Суздале подворья Киевского Печерского монастыря. Как таковое, с церковью св. Димитрия, он упоминается под 1096г. Когда стал настоящим и самостоятельным монастырём, неизвестно, но ещё в период до-монгольский. (Лаврентьевская летопись под 1216, 1229, 1230 и 1237 годами). [В Суздале упоминается Васильевский мужской монастырь под 1252г., Востоков, Описание Румянцевского музея стр. 99 col. 1, Срезневского Памятники русского письма и языка стр. 60 col. 1 sub. fin.] В Переяславле. 8 . Никитский. находящийся за городом, на поле, вёрстах в 3 от города с северной или Ярославской стороны. Монастырь этот становится известным по житию преподобного Никиты, столпника Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Повесть об убиении Андрея Боголюбского Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова Андрей Боголюбский (ок. 1110–1174 гг.), второй сын Юрия Долгорукого от половецкой княжны, с 1158 года великий князь владимирский и суздальский, в истории известен деятельностью по перенесению центра русской государственности на северо-восток, стремлением объединить Русь под главенством владимирских князей. Погиб в результате дворцового заговора в своей резиденции недалеко от Владимира. Повествование об этом событии содержит множество конкретных подробностей (подтвержденных впоследствии и раскопками могилы князя), которые выдают в авторе очевидца описываемых событий. Возможным автором поэтому и называют одного из действующих лиц повести, изображенного здесь сторонником князя и его политической линии: игумена Феодула, что наименее вероятно (хотя под его руководством составлялся в 1177 году летописный свод, включивший в себя повесть); киевлянина Кузьму, слугу князя или одного из мастеровых («златокузнец»), приглашенных Андреем на строительство Боголюбова; выходца из Вышгорода, главу капитула Успенского собора во Владимире Микулу (который был автором и других произведений, в том числе, возможно, и широко известного «Сказания ο чудесах Владимирской иконы Богородицы»); особенно вероятен в качестве автора Микула – противник усобиц и боярской знати, повинной в убийстве князя, сторонник владимирских горожан. Автор составил текст в духе южнорусских биографических повестей XI–XII веков, с подражаниями или прямыми цитатами из житий Владимира, Бориса и Глеба, но в интересах нового политического центра Руси. Например, здесь четко и последовательно проведено противопоставление Киева – Владимиру, Боголюбова – Вышгороду, Золотых и Серебряных ворот одного города – таким же воротам другого, мученической смерти Андрея – такой же кончине Бориса и Глеба, и т. д., вплоть до смешения Владимира и Киева в тексте народной притчи, входящей в повесть. Полный текст «Повести...» сохранился в Ипатьевской летописи под 1175 годом, тогда как во Владимирском летописном своде 1177 года помещен сокращенный и переработанный вариант ее (см. Лаврентьевскую летопись в списке 1377 г.); по некоторым соображениям, она могла быть написана между 1174 и 1177 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смоленский князь Ростислав Мстиславич передал в 1136 г. своей новой кафедре два села — «село Дросенское со изгои и з землею» и «село Ясеньское и з бортником, и з землею, и с изгои», два двора княжеских зависимых поставщиков и ненаселенные земли, озера с сен " ожа-тями . О передаче соборной церкви Богородицы во Владимире Суздальском, основанной в 1158 г. князем Андреем Боголюбским, земель наряду с данями сообщает Лаврентьевская летопись. Желая создать при ней новую митрополию, князь щедро оделил ее, передав ей «много именья, и свободы купленыя и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый» . На земельные владения новгородской кафедры в XII—XIII вв. у нас прямых указаний нет, но о том, что епископ был среди тех, кто претендовал на получение земель, говорит предупреждение ему наряду с князем и боярином «не вступатися» в земли, передаваемые князем Изяславом Пантелеймонову монастырю 1134 г. Таким образом, хотя кафедры и становились в середине XII в. земельными собственниками, традиционное обеспечение их десятинами от поступлений князьям, в значительной мере сохранившими свое значение, не делало необходимым значительное расширение этой собственности. Важно, что тексты Устава князя Владимира, относящиеся к XII в., — восстанавливаемый на основании редакций XII—XIII вв. архетип устава и тем более предполагаемый его древнейший текст начала XI в., времени самого Владимира, — не упоминают земельной собственности среди тех источников, которыми обеспечиваются епископские кафедры. Это объясняется сохранением при переработках устава его древней основы, связанной с именем Владимира, даже в XII в., когда кафедры уже владеют землями, но когда появляется тенденция к отмене некоторых форм десятин, против которой и выступают обновленные тексты устава. Земельная собственность кафедр появляется лишь в полемическом «Правиле о церковных людях... » конца XIII в. и в использующей его Волынской редакции Устава Владимира рубежа XIII—XIV вв. Летописные сообщения указывают на то, что соборные церкви и кафедры владели не только селами, но и городами.

http://sedmitza.ru/lib/text/438147/

Такого документа о владении землями новгородским епископом не сохранилось, но у нас нет оснований ставить новгородского владыку в особое положение. В данной Изяслава Пантелеймонову монастырю 1146 – 1155 гг. среди потенциальных ее нарушителей указан епископ: «А в тое земли, ни в пожни, ни в тони не въступатися ни князю, ни епискупу, ни боярину, ни кому. А кто почьнеть въступатися... или князь, или епискуп, или хто иметь силу деяти...» 1070 Очевидно, епископ наряду с князем и боярином был в состоянии присвоить земли монастыря и присоединить их к своим. Землевладение Киевской митрополии, как и некоторых других епископий, отразилось только в летописных записях, причем лишь со второй половины XII b. При основании в 1158 г. во Владимире Суздальском Андреем Боголюбским церкви Богородицы, которая должна была по его замыслу стать кафедрой новой епископии, он обеспечил ее источниками существования в разных формах, дав ей «много именья, и свободы купленыя, и з даньми, и села лепшая, и десятины в стадех своих, и торг десятый...» 1071 . Здесь старые формы обеспечения, десятинные, сочетаются с передачей феодальной собственности на крестьян, причем «свободы» и села занимают в передаче даров первое место, что отражает, очевидно, ведущую роль этой доли в организующемся хозяйстве церкви – епископии. Л. В. Черепнин справедливо видит в различных обозначениях этих поселений отражение разных путей формирования зависимого крестьянства: «С одной стороны сельские поселения, основанные феодалами на их землях и населенные изгоями – закупами, попавшими в долговую кабалу, а с другой стороны перешедшие во владение частных феодалов государственные земли с сидевшими на них крестьянами – данниками (смердами)» 1072 . Кроме сел и «свобод», Владимирской церкви, и не только ей, принадлежали и «городы». Они названы наряду с данями и драгоценной церковной утварью в рассказе Лаврентьевской летописи под 1176 г. о конфискации князьями Мстиславом и Ярополком Ростиславичами имений владимирской Богородицы 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010