При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии. – Иисус Христос дал людям всесовершенный пример целомудрия. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия, всегда смотрели на девство как на трудный, но высокий духовный подвиг. Мохаммед же имел много жен. «Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк …» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада). Мухаммед взял себе Зейнаб, жену своего приемного сына Зеида, заставив последнего развестись. – Иисус Христос даже распинавших Его на Кресте простил. Своим ученикам Он заповедал: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного( Мф.5:44–45 ). По учению Мухаммеда: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Коран. 47:4). – Иисус Христос учит: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам ( Лк.12:29–31 ). О Мухаммеде читаем: «Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайшитов. В нем – их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!» В другой раз: «Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади – две доли, а всаднику – одна; пешему воину – одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов. Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие. Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр – одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью» (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 101 Псалом начинается словами: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою!» В славянском тексте: «Молитва нищего, егда уныет и пред Господем пролиет уныние Свое». Страждущий – это человек, скорбящий о грехах, и ожидающий пришествия Спасителя. Можно также толковать как народ еврейский, как все человечество. Толкователи видят в этом псалме пророчество о пришествии в мир Спасителя, искуплении человеческого рода, основании Церкви Христовой, просвещении языческих народов. Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 101, говорит: «Нищий по Богу, т.е. лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников и Спасителя нашего Иисуса Христа». 222 Стихи 16–18: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных (слав.: смиренных) и не презрит моления их». «Яко созиждет Господь Сиона» – т.е. Церковь , – толкует святитель Афанасий Великий . 223 Стихи 19–23: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Напишется о сем для рода последующего» – священные книги Нового Завета будут возвещать о Боговоплощении, искуплении человеческого рода, деяниях и учении апостолов. Можно понимать здесь и ветхозаветные пророчества. «Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю». Здесь псалмопевец, как толкует святитель Афанасий Великий : «представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса». 224 «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Призрит на молитву беспомощных». Слав.: Услышати воздыхания окованных. «Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха?» 225 «И не презрит моления их». Слав.: Разрешити сыны умерщвленных. «Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих». 226 «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события». 227

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Сила космического зла над человеком колоссально велика, и ни один из наследников Адама не может преодолеть его без Христа и вне Христа». Эту глубокую порчу нашей природы — порабощение греху — так характеризует ап. Павел: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, что не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех... По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» Но не для того пишет ап. Павел, чтобы привести нас в отчаяние или уныние от нашего бессилия в борьбе с нашими дурными склонностями! Он противопоставляет и разделяет нас от греха, т. е. он говорит: душа — это пленница когда-то поработившего ее греха. И хотя она еще не избавлена совсем от своего злого поработителя, но она уже не судится так, как судится грех и судится сам поработитель. Задавая себе вопросы: как достигается победа и «Кто избавит меня от сего тела смерти?» — апостол Павел с радостью и торжеством отвечает: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 7, 15-25). Благодать Господа через покаяние очищает и преображает человеческую душу. Для получения ее необходимо глубокое сознание своей греховности и немощи. Об этом так говорит мудрая игумения Арсения: «Не скорби, что не видишь в себе ничего доброго, даже не ищи добра в себе. Человеческое добро мерзость есть перед Господом. Радуйся своей немощи, своему бессилию. Истинное добро есть Господь. Он — разум, Он и сила. Молись, чтобы Он наполнил твое сердце, чтобы Он как истинный Свет просветил твой разум, чтобы Он был силою, в тебе действующею, чтобы Он царствовал в тебе. Твое же навсегда останется немощным и бессильным». Что одна лишь горячая любовь к Богу и стремление к богоугождению может предохранить христиан от греха, говорит и митрополит Филарет Московский. В одном из писем он пишет:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Ст. 23–27. Эти воинские сцены вызывают сильный порыв патриотического чувства, под влиянием которого Девора восклицает: Прокляните жителей страны Мероз (на юг от потока Киссон).... за то, что не пришли на помощь народу Господню! Напротив – да будет благословенна между женами Иаиль!.. , и следует мрачная картина погибели Сисары от руки Иаилиной. Ст. 28–30. Окончание песни Девориной принимает грустный и элегический тон. Изображается тоскующая мать Сисары, которая, сидя у оконной решетки, беспокойно глядит вдаль и вопит: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его?.. Развлекающие ее, умные женщины, стараются успокоить тем, что, вероятно, сын ее замедлил по причине огромной добычи, которую теперь делят, и, что он скоро возвратится с самыми прекрасными пленницами, и в самых пышных и вышитых с обеих сторон одеждах, которые сняты с плеч пленника! Ст. 31. …Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!.. – таким возгласом заключается победная песнь Деворы, воспетая ею и Вараком. Глава 6. Призвание Гедеона а) Тяжесть семилетнего рабства Мадианитского (ст. 1–5). б) Обличение Израильтян через пророка (ст. 6–10). в) Видение Гедеоном Ангела Господня (ст. 11–24). г) Разрушение Гедеоном жертвенника Ваалова и уничтожение священного дерева у отца своего (ст. 25–27). д) Возмущение за это против Гедеона жителей Офры и вразумление их Иоасом, отцом Гедеоновым (ст. 28–32). е) Созвание войска из колен – Манассиина, Ассирова, Завулонова и Неффалимова (ст. 33–35). ж) Роса и суша на шерсти, по молитве Гедеона (ст. 36–40). Ст. 1. …И предал Господь Израильтян в руки Мадианитян на семь лет… Это не те Мадианитяне, которые жили около Чермного моря, и из племени которых происходил священник Иофор, тесть Моисеев 203 , но те, которые находились в соседстве с Моавитянами, на восточном берегу Иордана, и которые, некогда, вовлекли Иудеев еще при Моисее в прелюбодейное служение Ваал-Фегору 204 . И, хотя они понесли тогда страшное истребление 205 , по суду Божию, от руки Моисея; но, очевидно, что спасшиеся тогда остатки этого племени, снова размножились и укрепились в 200-летний промежуток времени от Моисея до Гедеона 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Тогда же в израильскую военную практику вводится закон «херема» (греч. анафема, русск. заклятие). Его издавна применяли многие языческие народы. Он заключался в том, что в городе, преданном заклятию, не брали добычи и пленных. Все стиралось с лица земли. Израильские воины, усвоив этот жестокий обычай, считали, что Бог его одобряет. Впервые они применили его во время взятия Арада (21,1-3). При чтении тех мест Библии, где закон «херема» как бы предписан Самим Богом, нужно учитывать исторический, земной аспект Писания. «Бог открывался народу постепенно и точно так же Он увеличивал Свои требования к нему. Он поступал как опытный наставник, знающий слабости и возможности своих учеников. Восприятие истины и понимание ее зависит не только от учителя, но и от уровня учеников. Так что, если даже учитель не скрывает ее от учеников, то они не всегда способны принять и понять ее. Именно так надо правильно оценивать «постепенность» Откровения» (Ю. Кудасевич. Библия, история, наука. Варшава, 1978). Новозаветное религиозное сознание не приемлет мысли, будто следование языческому обычаю херема было делом Божиим. Древние порой столь же превратно толковали пути Промысла, как позднее крестоносцы, которые, истребляя города и их жителей, восклицали: «Так хочет Бог!» Тем не менее Св. История знает случаи, когда варварство одних народов попускалось как историческое возмездие за грехи другого народа. Например, ассирийцы и халдеи были признаны у пророков «бичами Божиими». Подобным образом и вторжение израильтян оказалось судом над хананеями и их «мерзостью», как и толкует это автор Кн. Премудрости: «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, — Ты восхотел погубить их руками отцов наших» (12,3-6). Примечание. Следует подчеркнуть, что кроме особых случаев херема, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими, даже в сравнении с нынешним временем. Город, добровольно сдавшийся, запрещалось отдавать на разграбление воинам (Втор 20,10-11). При осаде запрещалось вырубать сады и «опустошать окрестности» (Втор 20,19). При взятии города штурмом женщин и детей щадили (Втор 20,14). Жена из числа пленниц, если получала развод, оставалась свободной (Втор 21,10-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Хорошо также сказал он: « не даст цену искупления души своей », потому что цена души выше даже целого мира, как говорит Господь: « какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? » (Мф. 16:26) А чтобы ты убедился, что цена души выше целого мира, послушай, что говорит Павел о других святых: « скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин » (Евр. 11:37–38). Подлинно, мир — для души. Как отец не взял бы дома за сына, так и Бог не взял бы мира за душу; но от нее требуются дела и подвиги. Хочешь ли знать, как велика цена душ наших? Единородный Сын Божий, желая искупить их, принес в жертву не мир, не человека, не землю, не море, но честную кровь Свою. Так и Павел говорит: « вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков » (1 Кор. 7:23). Видишь ли великость цены? Следовательно, когда ты погубишь душу свою, купленную такою ценою, то как можешь опять искупить ее? « Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает » (Рим. 6:9). Видишь ли, как велика цена, как высоко достоинство души? Не пренебрегай же ею и не делай ее пленницей. « Будет (ли) жить до конца, не увидит погибели? » (ст. 10). Другой переводчик (Акила) говорит: и успокоился во век . Третий (Симмах): успокоившись в веке сем, будет жить во век . Сказав о богатых и сильных и показав, что от этого нет им никакой пользы, пророк говорит теперь о живущих добродетельно, в трудах и скорбях, и ободряет подвижников любомудрия. Не говори мне, продолжает он, что здесь труды и огорчения, но представь плоды, вспомни, что человек бессмертен, что за ними следует вечная жизнь, не имеющая конца. Поэтому, не гораздо ли лучше, — немного потрудившись здесь, получить вечный покой, нежели, насладившись немного, мучиться бесконечно? Далее, желая показать, что не только там награды и венцы, но еще и здесь бывает начало воздаяния, он продолжает: « ибо он видит, что мудрые умирают (и) одинаково (с ними) безумный и неразумный погибают и оставляют чужим богатство свое » (ст. 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Что сказать обо всем этом, кроме справедливого изречения: Суды Твои, Господи, бездна великая и неизмеримая! Если Серафимы смиряются пред Богом, то тем более надо смиряться нам. Для Божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божье о двух близнецах Ревекки: Исаве и Иакове. Ибо когда еще они не родились, и не сделали ничего доброго или худого, на основании чего было можно предпочесть одного из них другому? Бог наперед уже сказал: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Невластен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой - для низкого (Римл. 9:11-13. Ис. 29:16)? Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем различие между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? Святой Дорофей рассказывает: " Однажды прибыл в городскую пристань корабль с пленниками, которые были продаваемы. На пристани собралось много покупателей пленников и пленниц. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она весьма обрадовалась долго ожидаемому ею благоприятному времени для покупки себе служанки - горничной, которую сердечно желала она научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Охотно приступает она к продавцу невольниц, которых было у него две молодых девочки, из которых одну и берет она к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела только отойти она оттуда, как подходит к продавцу бесчестная, развратная женщина, содержательница " дома терпимости, " и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации (торговли). " Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность Божьих судеб? Обе с детства неповинные девочки, обе проданы, обе незнающие ни своей наступающей жизни, ни своей участи, обе, получив они доброе воспитание - сохранили бы его благовонные плоды во всю свою жизнь. Но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и, воспользовалась ее наставлениями, сама сделалась доброй христианкой, подражательницей Ангелам; - другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата, к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей, и сама охотно последовала примеру своей госпожи, и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла лучше устроить свою жизнь, если бы попалась к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, бездна многа!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

Это – уже не раз упоминавшийся символический образ Божественного Храма, но в данном случае изображения творцов литургии придают ему большую конкретность, это Храм Нового Завета, в момент Воплощения низвергший прежних богов, подобных упавшим мудрецам. 254 В отличие от всех предшествующих иллюстраций догматической части Акафиста, которые сопоставляли свои образы только с основным текстом строфы, здесь обнаруживается ряд параллелей с хайретизмами. «Радуйся, премудрости Божия приятелище» – первая строка рефрена напоминает об основном уподоблении сюжета – Мария-Храм; «радуйся, любомудрецы немудры являющи», «радуйся, афинейския пленница растерзаащи» – эти строки рефрена сходны с изображениями удивленных философов, уподобленных с помощью костюмов античным грекам и иудеям. Выше уже говорилось, что противопоставление христианского понятия о Боге иудейскому и эллинскому было распространено в сочинениях догматического плана: основание для него находится в древнем каноническом тексте, в Первом Послании апостола Павла к коринфянам: «Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию Премудрость: потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор.1:21–25 ). Таким образом, тема клейма ρ оказывается продолжением сюжета «Весь бе в нижних и вышних...», представляющего Святую Троицу, а обе иллюстрации вместе наделены важнейшими темами догматического ряда, равными по значению выраженной в среднике Похвале Божественной Премудрости. Соединение этих трех композиций по степени догматической важности выделяет в структуре расположения клейм на иконе горизонтальную ось, и если вспомнить аналогичное сопоставление центральных клейм по вертикали, то окажется, что наиболее значительные сюжеты, представляющие кульминационные моменты всех тематических рядов догматической части Акафиста, читаются в порядке крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Эти иберийцы (поселение иберийцев Испанских) живут по берегам Эвксинского Понта. Среди сих варваров жена-пленница предалась любомудрию, то есть совершала великие подвиги воздержания, проводила время в хранении глубокого поста и в непрестанных молитвах. Видя это, варвары удивлялись странности ее поведения. Случилось, что сын царя, малолетний ребенок, впал в болезнь. По обычаю той страны, жена царя посылала свое дитя лечиться у других женщин — надеясь, что, может быть, они знают из опыта какое-нибудь средство против болезни. Но к кому ни водила его кормилица, ни от одной женщины не получил он исцеления. Наконец, привели его к пленнице. Она, в присутствии многих женщин, не дала ему никакого материального средства, да и не знала; но, взяв ребенка, положила его на постель, сплетенную из волос, и только сказала: «Христос, исцеливший, говорят, многих, исцелит и этого младенца». Когда, после сих слов, начала она молиться и призывать Бога, дитя вдруг выздоровело и с того времени чувствовало себя хорошо. Молва о том дошла до других варварских женщин и до самой царицы, и пленница сделалась более известной. Вскоре после сего случая и царица, впав в болезнь, приглашала к себе пленную женщину; а когда, по скромности своего нрава, она отказалась, сама была принесена к ней. Пленница сделала с нею то же, что прежде с ребенком — и больная тотчас выздоровела и благодарила женщину. Но это не мое дело, отвечала женщина, это дело Христа, Который есть Сын Бога, Сотворившего мир, и убеждала называть и признавать его истинным Богом. Удивившись скорому выздоровлению своей жены от болезни и узнав, кто врачевал ее, иберийский царь наградил пленницу дарами. Но она сказала, что не имеет нужды в богатстве, что ее богатство — благочестие, и что для нее будет великий дар, если царь признает того Бога, которого признает сама она. Сказав это, пленница отослала назад царские подарки. Царь скрыл ее слова в душе своей. Через день выехал он на охоту, и вот что случилось. Вершины гор и ущелья, где он охотился, покрылись тучею и непроницаемым мраком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Бывшая пленница «скопинского маньяка» попросила завести на него новое уголовное дело 30 марта, 2021. Новостная служба Мужчина просится к ней в друзья в соцсетях 30 марта. ПРАВМИР. Бывшая пленница «скопинского маньяка» Виктора Мохова обратилась к следователям после его интервью. Екатерина Мартынова хочет добиться возбуждения нового уголовного дела в отношении Мохова либо ограничить его публичные высказывания и активность в социальных сетях, передает ТАСС . По ее словам, мужчина попытался добавить ее в друзья в социальной сети «ВКонтакте». «[Сейчас] получается у него нет никаких рамок, что говорить, что делать — он может говорить, что хочет встретиться со мной», — сказала Мартынова. В ее заявлении в Следственный комитет также есть предложения по мерам защиты от Мохова. Ранее Мартыновой предложили написать заявление на госзащиту. В СК также проходит проверка высказываний Мохова, который в интервью Ксении Собчак заявил, что ему нужно снова заняться одной из его жертв и помочь ей зачать детей. Виктор Мохов освободился в начале марта после отбывания 16 лет за похищение и изнасилование двух несовершеннолетних девушек. В течение шести лет он будет находиться под административным надзором полиции. В течение этого срока он не может без разрешения покидать пределы Скопинского района Рязанской области, а также посещать массовые мероприятия и выходить из дома после 22:00. В 2005 году мужчина похитил двух девушек 14 и 17 лет и почти четыре года насиловал их, удерживая в подвале хозяйственной постройки у своего дома в Скопине. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 марта, 2023 16 июня, 2021 14 мая, 2021 15 апреля, 2021 6 апреля, 2021 24 марта, 2021 23 марта, 2021 23 марта, 2021 6 марта, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/byvshaya-plennicza-sko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010