Со вступлением Елизаветы на трон оживились надежды Синода избавиться от сумасшедших. Арсений Мацеевич , со свойственной ему смелостью заявил, «что де монастыри устроены и снабжены награждением для пребывания богоугодного, честных и безпорочных и не подозрительных лиц, вечного спасения желающих и отдавших всю свою жизнь на службу Богу и суть потому места святыя и освященныя на всегдашнюю службу Богу, а не для содержания сумасбродов, воров и смертных убийц, колодников, для которых довольно устроенных по их заслугам острогов, тюрем и арестантских изб для содержания и хранения их в светской команде» 1183 . Затем сам Синод, приняв во внимание, что указом 12 декабря 1741 г. Елизавета повелела следовать указам Петра, постановил подать ей доклад с новой просьбой о подтверждении указа 5 (23) сентября 1723 г. 1184 . Однако, согласия Императрицы на это не последовало, да, быть может, и доклад не был до нее доведен, так что Синод под разными предлогами продолжал отказывать в приеме сумасшедших 1185 . Тем не менее, и после присылка их для этой цели продолжалась 1186 . Наконец, подана была мысль, поддержанная затем Петром III, устроить для призрения сумасшедших особый дольгауз по заграничному образцу, но при этом не было указано, на какие средства. Императрица Екатерина II поручила разработать вопрос об этом Сенату и последний 8 августа 1762 г. представил по поводу устройства дольгауза доклад. Императрица повелела «пока дольгауз построится» отвести для содержания сумасшедших Зеленецкий монастырь Новгородской епархии и Андреевский в Пленницах около Москвы. По этому поводу Св. Синод 29 декабря 1762 г. велел передать эти монастыри в ведение Канцелярии С. Э. Правления и для присмотра за сумасшедшими назначить находящихся на пропитании отставных военных. В этих монастырях, как видно из дела, содержались сумасшедшие не только после уничтожения Канцелярии С. Э. Правления, но даже и после секуляризации 1187 . C. Помещение в монастыри раскольников и раскольниц С 1735 г. также на убылыя монашеские порции стали посылаться в монастыри раскольники (вышедшие из Польши). Св. Синод предложил помещать их в определенные монастыри (в предположении, что отставные туда уже не будут посылаться), что и было принято 1188 . В развитие указа об этом 16 января 1736 г. Св. Синод постановил, чтобы раскольники помещались только в определенные монастыри, а раскольницы и в определенные и неопределенные (женских монастырей определенных почти не было) с выдачей им убылых монашеских порций, а где таковых не оказалось бы, с содержанием на счет Коллегии Экономии 1189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В А. м. Ртищев основал б-ку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей - поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа мон-ря , к-рого привез Ртищев в кон. 1655 г. из литов. похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польск. и лат. языкам. Имена учителей были записаны в синодике мон-ря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й пол. 90-х гг. XVII в. в А. м. действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия . В 1675 г. над Св. вратами на вост. стене мон-ря была построена ц. мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до нач. XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорус. мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской ц. была построена новая (освящена в 1703); в подклете над склепом, в к-ром, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась ц. Покрова (построена в 1701?), впосл. разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня мон-ря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова. А. м. был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках мон-ря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. мон-рь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил А. м. временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митр. Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в янв. 1765). Во время эпидемии 1771 г. на территории А. м. было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских мон-рей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» жен. пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого об-ва мон-рь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство к-рой началось в 1805 г. (архит. Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архит. А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 чел. в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод - Андреевской и Живодёрной.

http://pravenc.ru/text/115196.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Москву» найдены статьи: АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. МОСКВЫ - см. Андреевский монастырь в Пленницах БОЛЬШОГО ВОЗНЕСЕНИЯ ХРАМ В МОСКВЕ - см. Вознесения Господня храм в Москве ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО СОБОР В МОСКВЕ см. Покрова Пресв. Богородицы на Рву собор ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ см. Московский во имя свт. Иоанна Златоуста мон-рь КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым КОМИССИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТАРОЙ МОСКВЫ («Старая Москва»), краеведческое об-во, общественная орг-ция, основная цель которой - изучение и сохранение исторического наследия Москвы и Московского края КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ В МОСКВЕ см. Москва МОСКВА столица РФ и ее субъект - город федерального значения МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ см. Третий Рим, теория Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Москву.html

В Москве прошло совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей Москва, 30 июля 2013 г. 30 июля 2013 года Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей, проходившее в Богородице-Рождественской женской обители Москвы, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. В первой части совещания участники заслушали указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Председатель Отдела архиепископ Феогност поздравил епископа Дмитровского Феофилакта, управляющего Юго-западным московским викариатством с назначением Его Преосвященства наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы (см.: Журнал Священного Синода 90). Во второй части совещания участники продолжили обсуждение проекта Положения о монастырях и монашестве Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества Русской Православной Церкви. 2 августа 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/63203.html

В московском Богородице-Рождественском монастыре состоялось совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей 1 августа 2013 г. 22:21 30 июля 2013 года в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы под председательством Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста состоялось совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей. В ходе первой части совещания участники заслушали указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре (с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата) в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы ( журнал  заседания Священного Синода от 16 июля с.г.). Архиепископ Феогност поздравил епископа Дмитровского Феофилакта , управляющего Юго-западным викариатством г. Москвы, с назначением наместником новообразованной обители. Во второй части совещания участники продолжили обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашестве» Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества Русской Православной Церкви. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru  Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3139269.ht...

Завершилась реставрация храма Воскресения Христова в Андреевском ставропигиальном монастыре 24 января 2022 г. 18:50 Завершилась реставрация храма Воскресения Христова в Пленницах в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре (адрес: г. Москва, Андреевская наб., д. 2, стр. 1). Это стало возможным благодаря Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Объект культурного наследия федерального значения «Андреевский монастырь — Церковь Воскресения в Пленицах, 1689-1703 гг.» вошел в московскую программу в 2019 году. Тогда же были выполнены следующие работы: реставрация интерьеров храма и галереи, реставрация завершения храма (главка, крест, подкрестное яблоко, конус), воссоздание окон четверика и алтарной части, ремонт оконных металлических решеток. В 2020 году реставрировалась кирпичная кладка стен (с последующей отделкой) в полуподвале (подклете) и подвале, были выполнены работы по устройству полов и замене столярные оконных и дверных заполнений, а также подоконников. В 2021 году были завершены работы по отделке поверхности кирпичной кладки стен подвала и полуподвала, по замене столярных оконных и дверных заполнений, а также подоконников галереи храма. Все работы приняты комиссией Департамента культурного наследия г. Москвы, отмечает начальник отдела реставрации и ремонта Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Е.Г. Инасаридзе. Функции авторского надзора выполняло Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». Финансово-хозяйственное управление /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5890340.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Библиотека нот церковного хора Видеоноты Херувимская песнь, знаменный распев Дирижер — Вера Романченко, записано в храме Воскресения Христова, что в Пленницах (Андреевский монастырь, г. Москва, 2005) Другие ноты О церковном пении Популярное Свежее Сейчас в разделе 46  чел. Всего просмотров 775 тыс. Всего записей 8719 ©2024 Азбука певческая к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kliros/videonoty-heruvi...

У московському нарада та 1 серпня 2013 р. 22:21 30 июля 2013 года в Богородице-Рождественской женской обители г. Москвы председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност возглавил совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей. В первой части совещания участники заслушали указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о преобразовании Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре (с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата) в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы ( журнал  заседания Священного Синода от 16 июля с.г.). Архиепископ Феогност поздравил епископа Дмитровского Феофилакта , управляющего Юго-западным викариатством г. Москвы, с назначением наместником новообразованной обители. Во второй части совещания участники продолжили обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашестве» Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества Русской Православной Церкви. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru  Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3139303...

В таком, по всей вероятности, виде призрение подкидышей перешло в ведение Коллегии Экономии. Она содержала их пищей и одеждой и заботилась о их образовании вместе с малолетними нищими 1201 . С течением времени, выраставшие незаконнорожденные и подкидыши начинали обременять Коллегию Экономии и губернские канцелярии, в которые прибывали новые. В виду этого в 1730 г. последовало сенатское распоряжение: «взрослых незаконнорожденных девок по желанию отдавать в услужение в мануфактуры и замуж с паспортами. А кои из них явятся самыя дряхлыя и увечныя и малоумныя, тех для определения в богадельни отсылать в Коллегию Экономии» 1202 . Но Коллегия Экономии колебалась исполнить сенатские указы и еще раз спросила, отсылать ли из Новодевича монастыря, имеющихся на пропитании 66 незаконнорожденных девок? 20 января 1731 г. последовало подтверждение прежнего распоряжения: «отсылать в мануфактуры и содержать их на заработанных от них деньгах, а ежели на мануфактуры не примут, то дав пашпорты, отпускать кто куда пожелает» 1203 . Вместе с этим было признано необходимым освободить и здания Андреевского, что в Пленницах, монастыря от сирот и колодников и снова поместить в них монахов. В этом смысле в августе того же года последовал Высочайший указ, причем Коллегии Экономии было поручено представить в Св. Синод мнение о том, куда именно перевести сирот 1204 . Коллегия Экономии донесла 1205 , что у нее в Андреевском монастыре призреваются 75 сирот, да при них учитель русской грамоты с помощником, да навигатор один, для записи приходу и расходу копиист один, работников 14, да для мытья белья женского полу 4 человека, всего 22 человека. На младенца в год положено по 3 руб. 50 коп., а всего 262 руб. 50 коп., муки разной 187 четвертей, солоду 37 четвертей с осьминою, круп овсяных 7 четвертей с полчетвериком; навигатору – 36 руб., копиисту – 25 руб., учителю – 8 руб. и 8 четвертей муки, помощнику его – 4 руб. и 4 четверти муки, женщинам – 4 руб. и 12 четв. муки 1206 . По мнению Коллегии Экономии следовало сирот распределить: годных в Военную и Адмиралтейскую Коллегию, а прочих отдать в дворовые люди к тем, кто захочет взять, так как «из онаго Андреевского монастыря вывесть их некуда, а способного им места к переведению оная Коллегия не обретает, а кроме монастырей особливаго дому, где оных содержать, не имеет. А ежели особливо дом им строить, то на строение того дому надлежит быть денег в расходе не малое число». Согласно с заключением Коллегии Экономии, Синодом был поднесен Императрице доклад, причем последовавшей на нем резолюцией проект Коллегии Экономии был без всяких изменений одобрен 1207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

На четвертый день охранники сами побоялись неземной силы, которая исходила от этих женщин, и категорически отказались прикасаться и даже приближаться к ним. Комендант и сам опасался отдавать приказ снова вывести их на холм. С них сняли наказание, и молиться больше не мешали. Когда я покидал Воркуту годы спустя, те монахини по-прежнему находились на кирпичной фабрике, но ни одна из них не работала для нужд коммунистического режима. К ним относились с уважением и благоговением. Охране было запрещено прикасаться к ним и тревожить. Они сами готовили себе еду и даже шили одежду. Они совершали молитвы и казались спокойными и благостными. Будучи пленницами телом, духом они были свободны. Никто в Советском Союзе не был так свободен в своем вероисповедании, как они. Как отразился их пример на нетвердой вере тысяч узников и охранников в Воркуте, я даже не берусь описать. Позже, когда мне довелось пообщаться с интендантом лагеря и с некоторыми из наиболее убежденных русских коммунистов о вере, никто из них не упускал случая упомянуть Чудо (Трех) Монахинь. Воспоминания о епископе Викторе (Островидове) 209 С 1928 по 1930 г. включительно епископ Виктор находился в IV отделении СЛОНа (Соловецкий Лагерь Особого назначения), на самом острове Соловки и работал бухгалтером Канатной фабрики. Домик, в котором находилась бухгалтерия и в котором жил владыка Виктор, находился вне кремля, в полуверсте от него, на опушке леса. Владыка имел пропуск для хождения по территории от своего домика до кремля, а потому мог свободно (якобы «по делам») приходить в кремль, где в роте санитарной части, в камере врачей, находились: владыка епископ Максим (Жижиленко), первый катакомбный епископ и доктор медицины, вместе с врачами лагеря доктором К. А. Косинским, доктором Петровым и мною. Все мы четверо были церковно-православными людьми, не признававшими митрополита Сергия после его «Декларации» и состоявшими в лоне так называемой «Катакомбной Церкви», за что и отбывали наказание. Владыка Виктор приходил к нам довольно часто вечерами, и мы подолгу беседовали по душам. Для «отвода глаз» начальства роты, обычно мы инсценировали игру в домино, за чашкой чая. В свою очередь мы все четверо, имевшие пропуска для хождения по всему острову, часто приходили, тоже якобы «по делам», в домик на опушке леса, к владыке Виктору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010