Москва. Андреевский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1648. Ссылки:   Адрес: Россия, город Москва, Андреевская набережная, дом 2. Координаты: 55.71186, 37.57518 Проезд:г. Москва, ст. метро " Ленинский проспект " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Андреевская богадельня В 1803 году Московское купеческое общество обратилось к императору с просьбой обустроить " богадельный дом " . Мимо Нескучного сада и Андреевской богадельни ездили москвичи на Воробьевку наломать березовых веточек к празднику Святой Троицы. «Едем мимо садов, по заборам цветет сирень. Воздух благоуханный, майский. С Нескучного ландышками тянет. Едут воза с травой, везут мужики березки, бабы несут цветочки — на Троицу», - писал И. Шмелев. Андреевская богадельня появилась в Москве в 1803 году, когда Московское купеческое общество обратилось к императору Александру I с просьбой обустроить «богадельный дом» для лиц обоего пола на территории бывшего Андреевского монастыря в Пленницах. «Пленницы» - связки плотов, бревен, иными словами «поленницы». Тогда в 1805 году по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Сейчас остался только один корпус 1805 года – восточный, северный корпус относится к середине XIX века, а южный, построенный архитектором А. Каминским, к 1878 году. По преданию, обитель возникла на этом месте в XIII веке. Однако имя Андрея Стратилата она получила только в XVI веке. Храм в честь мученика Андрея Стратилата был построен здесь как память о дне избавления от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году. С этим годом и связывают появление мужского Андреевского монастыря. Расцвет обители приходится на XVII век. В 1648 году боярин Федор Михайлович Ртищев отстроил монастырь и основал здесь ученое братство. Сюда он «перезвал из малорусских монастырей монахов 30 человек, с тем чтоб учили желающих грамматике славянской и греческой, риторике и философии». Сам Ртищев дни проводил во дворце, а ночи напролет просиживал «в Андреевском с учеными монахами». (С.М.Соловьев) Именно «Ртищевское братство» стало позднее основой для Славяно-греко-латинской академии. Этот факт явился причиной начала упадка Андреевской обители. Ученые монахи перебрались в Китай-город, а сама обитель была в 1682 году приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Некрополь обители в основном был уничтожен в 1920-40-е годы. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения. В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы. Возрождение обители 14 августа 1991 года было открыто патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. С 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение иерейским чином было совершено 22 апреля 1992 года. Постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 1996 года комплекс строений Андреевского монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви . 16 июля 2013 года патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы . 25 августа 2019 года наместник монастыря епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев) совершил чин великого освящения храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который расположен в колокольне Андреевской обители. Храмы и здания обители Настоятели и наместники Использованные материалы   Журнал 90 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года   Журнал заседания Священного Синода от 24 марта 2022 года//официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/5910999.html Редакция текста от: 27.03.2022 13:43:23

http://drevo-info.ru/articles/13678975.h...

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем - Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского мон-ря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская ц. (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально мон-рь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие уч-ща и наименование храма во имя ап. Андрея относится к кон. нояб. 1652 г. Иером. Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в к-рых назвал мон-рь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. 369, вклейка к л. 3). Мон-рь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе гос. казны. До 70-х гг. XVII в. к А. м. были приписаны Донской иконы Божией Матери мон-рь в Москве, Марчуковская [Марчуговская] Зосимо-Савватиевская пуст. и др.; в 1682 г. сам А. м. был приписан к Заиконоспасскому московскому мон-рю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском мон-ре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия . В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны , говорится, что Андреевский мон-рь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404). Наряду с рус. иноками в А. м. селились монахи из укр., белорус., литов. и др. правосл. мон-рей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в мон-ре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский) , вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский мон-рь , Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе к-рой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в А. м. поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 чел., ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/115196.html

18532 чтв. 3 чк. с дробью. Приход 1748 г. – 3420 чтв. 1/2 чк. Итого 21952 чтв. 4 1/7 чк. Израсходовано в 1747 г. 5317 чтв. 1 1/7 чк., в 1748 г. в остатке 15254 чтв. 2 чк., на лицо 15252 чтв. 6 чк., в начете 1 чтв. 3 чк. с дробью 680 . Приход 1752 г. – 11319 чтв. 2 чк. с дробью 681 , 1754 г. – 14858 чтв. 6 чк. с дробью 682 . Ведомость окладного расхода по окладным книгам Синодального Экономического Правления М.А.М.Ю. 69, 72, 78, 81, 84 и 87 – 1742, 1745, 1752, 1753, 1754 и 1755 гг. По ведомству Казенного Приказа книги 71, 75, 77, 80, 86, 89 – 1743, 1745, 1752, 1753, 1754 и 1757 гг.; по ведомству Дворцового Приказа и – 1745 и 1746 гг. Доктору и служащим в Московском госпитале, а также на медикаменты На Славяно-Греко-Латинскую школу в Спасском монастыре На Моисеевский девичий монастырь и на богадельни Белорусскому епископу Иосифу из суммы на дачу ружникам Палестинским духовным персонам по резолюции Петра Великого на докладе Иностранной Коллегии 22 декабря 1724 г. Грузинским духовным персонам Николаевскому греческому монастырю в Москве на церковные потребы В соборы, ружные церкви и монастыри: На покупку ладана в соборы В Чудов монастырь на соль для просфор Пятницкому монастырю в Дмитрове руга Андреевскому монастырю в Пленницах жалованье Ивановскому девическому монастырю в Москве в жалованье половинного оклада В Страстной девический монастырь в Москве в жалованье половинного оклада 37121/2 В Знаменский девический монастырь в Ржеве оклад В Успенский девичий монастырь в Александрове жалованье 16141/4 и за хлеб 73121/2 В Никитский девичий монастырь в Москве 94141/4 Деньгами за воск и вино, положенные в соборы и ружные монастыри за 26121/2 ведер и 7 пуд. 2 фун. воску Сретенскому монастырю руги и за воск Генерал-лейтенанту М. А. Волкову и его канцелярии жалованье Членам Коллегии Экономии и чинам ее канцелярии (капралам, солдатам и сторожам 336 руб. 91 коп.) На мелочные расходы По ведомству Казенного Приказа Членам Св. Синода, канцелярским и нижним служителям из доходов Дворцового и Казенного Приказов На канцелярские расходы Двум пономарям и 16 сторожам Большого Успенского собора жалованья по 50 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Увеличение числа мон-рей во главе с архимандритами способствовало снижению значимости титула. Эта тенденция нашла отражение уже в XVI в., когда в иерархии духовных чинов нек-рые игумены были выше архимандритов ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 254-255). Во главе большинства московских муж. мон-рей стояли игумены. К числу древнейших обителей можно отнести московский Богоявленский мон-рь (рубеж XIII и XIV вв.), московский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери мужской монастырь (рубеж XIV и XV вв.?), «Никола Старый» (кон. XIV в.), московский во имя святителя Иоанна Златоуста мужской монастырь (нач. XV в.). В нач. 60-х гг. XV в. упоминается крутицкий игум. Геласий (АСЭИ. Т. 3. С. 84-87. 55), вероятно возглавлявший мон-рь на месте буд. резиденции Крутицких архиереев. К посл. четв. XV в. относится упоминание Покровского в Садех и Спасского в Чигасах мон-рей; позднее упоминается Воздвиженский мон-рь, в XVII в. была заметна деятельность Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя, Андреевского в Пленницах, Перервинского во имя святителя Николая Чудотворца , Покровского на Убогих домах (см. Московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь ) мон-рей. Также в Москве были митрополичьи домовые Новинский и Саввин мон-ри. Освящение собора Сретенского мон-ря митр. Киприаном. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 550) Освящение собора Сретенского мон-ря митр. Киприаном. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 550) Никольский Греческий мон-рь вошел в историю как центр книгописания, поддерживавший контакты с греческим духовенством. В Андреевском и в Заиконоспасском мон-рях в XVII в. функционировали учебные заведения. В Москве был основан ряд жен. монастырей: Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы (2-я пол. XIV в.?), московский в честь Рождества Пресвятой Богородицы, московский в честь Вознесения Господня в Кремле (1407), Ивановский (XV в.), Георгиевский (XV в.), Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери (1-я четв. XVI в.), Никитский, Варсонофьевский, Страстной иконы Божией Матери, Моисеевский.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В середине XVII века ревнитель просвещения боярин Ф.М. Ртищев на свои средства учредил при Андреевском монастыре училище, ставшее по сути первым по времени возникновения академическим учреждением в Москве. Здесь поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым «ради учения книжного» из нескольких малороссийских монастырей. По просьбе царя Алексея Михайловича киевский митрополит Сильвестр (Коссов) прислал ученых иноков Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого, Дамаскина Птицкого. При монастыре составилось ученое братство, которое занималось переводом книг, обучением желающих грамматике, славянскому, латинскому и греческому языкам, риторике и философии. Учение киевских монахов шло в разрез с московским и потому считалось «несходным истинному правоверию». Федора Ртищева и братию обвиняли в «рушении» православной веры, однако на стороне киевских монахов были митрополит Никон (впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси) и сам царь Алексей Михайлович. В 1685 году училище, основанное Федором Ртищевым, было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило основой Славяно-греко-латинской академии. С началам так называемой екатерининской секуляризации в 1764 году обитель была упразднена и обращена в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен». Монастырские здания использовались для различных общественных нужд. В 1806 году во вновь отстроенных жилых корпусах открылась богадельня Московского Купеческого общества. В 1923 году храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В советский период постройки монастыря использовались под жилье, а затем для размещения НИИ. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 августа 1991 г. было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. ( журнал 90 ) Патриаршее подворье в б. Андреевском монастыре преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

Некоторые ученые считают Андреевское училище «первой богословской школой России» и первой московской государственной школой. Возглавляли «учительное братство» Епифаний Славинецкий, «живая энциклопедия православных наук», и Арсений Сатановский. Главным их делом были переводы. Славинецкий не только подготовил исправленный перевод Библии, но и перевел жития святых Алексия, человека Божия, Феодора Стратилата, великомученицы Екатерины, составил греко-славянский лексикон (словарь) для учеников, которые обучались здесь славянской, греческой и латинской грамматике, риторике, философии, польскому языку. Сам Ртищев просиживал тут ночами в беседах с монахами, «презирая сладостный сон» и с упоением слушая толкования Славинецкого стихов Вергилия и Гомера. Но затем история круто изменилась. Царь Алексей Михайлович в 1664 году пригласил Ртищева воспитателем наследника, а кроме того, он исполнял другие важные государственные должности. Из-за них Ртищев не смог уделять своему детищу много времени, хотя он и заставлял молодых служивых и подьячих ходить в Андреевский учиться латыни и греческому. Тогда Андреевский монастырь словно оправдал свое старинное имя «в Пленницах»: в июне 1667 года после состязания с восточными патриархами именно сюда привезли под стражу опального протопопа Аввакума. Интересно, что примерно в то же время здесь подвизался будущий патриарх Иоаким, по благословению которого затем было открыто духовное училище в Заиконоспасском монастыре, в 1686 году преобразованное в Славяно-греко-латинскую академию, а в 1814 году – в Московскую духовную академию. Так что Андреевский монастырь действительно стал колыбелью отечественной богословской науки. После смерти Ртищева в 1674 году Андреевская школа распалась, ученики перешли в созданную академию, а Андрееевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю. Отметим, что Андреевский монастырь с училищем были не единственным благодеянием боярина Ртищева, которого называли первым русским меценатом и миротворцем при дворе. Ртищев, занимая высокые государственные посты, никогда не мстил своим врагам, напротив, сам просил у них прощения, а с одним таким недоброжелателем-подчиненным приходил мириться в течение десяти лет. Сопровождая государя в военном походе, он отдавал свою карету раненым, выкупал на свои деньги военнопленных и должников, продавал свои земли и раздавал деньги нуждающимся. Именно Ртищев на свои средства устроил в Москве первую гражданскую больницу на Знаменке, где был его собственный дом, и первый приют для помощи опьяневшим, которых он повелел собирать по московским улицам. Его отличало необыкновенное христианское отношение к крепостным, которых он старался не обременять работами, помогал им деньгами, так как «они нам суть братья», и перед смертью выпустил своих слуг на волю.

http://pravoslavie.ru/491.html

Викарием Барнаульской епархии с титулом Рубцовский избран игумен Роман (Корнев), наместник Казанского мужского монастыря Барнаульской епархии. Заслушав рапорт архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного Комитета, с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету: Синод постановил также: В две духовные школы — Барнаульскую и Екатеринодарскую духовные семинарии — были назначены новые ректоры. Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Протоиерей Борис Даниленко был освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря, с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II. Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы. Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: Решением Синода установлен дополнительный день празднования в честь святой блаженной Матроны Московской в память об обретении ее мощей — 8 марта (по н.ст.). Участники заседания утвердили тексты служб святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому; священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому; преподобному Симеону Псково-Печерскому. Священный Синод одобрил решения Высшего Церковного Совета, принятые в первой половине 2013 года, а также рассмотрел ряд вопросов внешнецерковной деятельности.

http://pravmir.ru/sostoyalos-ocherednoe-...

Заслушав рапорт архиепископа Верейского Евгения , председателя Учебного комитета  Русской Православной Церкви, с предложениями по оптимизации деятельности высших духовных учебных заведений, Синод поручил Учебному комитету: Синод постановил также: В две духовные школы — Барнаульскую и Екатеринодарскую духовные семинарии — были назначены новые ректоры. Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Протоиерей Борис Даниленко был освобожден от должности настоятеля Воскресенского собора и Патриаршего подворья бывшего Андреевского монастыря, с сохранением за ним должности директора Синодальной библиотеки имени Святейшего Патриарха Алексия II . Наместником новообразованного Андреевского монастыря назначен епископ Дмитровский Феофилакт , управляющий Юго-западным викариатством г. Москвы. Решением Синода в Москве открыт также Алексеевский ставропигиальный женский монастырь. Игуменией новообразованной обители Синод постановил назначить старшую сестру монашеской общины при приходе храма Всех святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря инокиню Ксению (Чернегу), по пострижении ее в малую схиму. Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом, Синод, в частности, постановил: — освободить епископа Корсунского Нестора от управления приходами Московского Патриархата в Италии, выразив ему благодарность за понесенные труды, и назначить временно управляющим приходами Московского Патриархата в Италии архиепископа Егорьевского Марка , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; — освободить архимандрита Исидора (Минаева) от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме , выразив ему благодарность за понесенные труды, и направить архимандрита Исидора в распоряжение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира ; временно исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме назначить заместителя начальника миссии игумена Феофана (Лукьянова);

http://patriarchia.ru/db/text/3103216.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений (Корецкий), Сатановский (+ после 1653), иеромонах киевского Братского монастыря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище " Сатановский " позволяет предположить, что Арсений родился в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 году, когда царь Алексей Михайлович приглашал Арсения вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву " для справки Библии греческие на славянскую речь " , Арсений уже был монахом Братского монастыря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 года, после повторного приглашения царя, Арсений вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском монастыре в Пленницах, спустя некоторое время - в Чудовом монастыре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с латинского языка. Летом 1650 года Арсений Сатановский и Епифаний посетили нижегородский Дудин монастырь , после возвращения из которого Арсений подал челобитную царю, в которой писал, что не знает греческого языка, считает себя " малопотребным " в деле, для которого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у него умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и двух сестер, а также повидаться с братом. В феврале 1651 года с царской грамотой и казенными деньгами Арсений отправился к русским послам в Крым , но поездка не увенчалась успехом. 7 марта 1652 года Арсений вернулся в Москву и поселился в Богоявленском монастыре . Летом 1653 года за какую-то вину Арсений Сатановский был сослан в Антониево-Сийский монастырь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность Арсения Сатановского в Москве была довольно разнообразной. В 1650 году он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат.

http://drevo-info.ru/articles/13678453.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010