Лаван, исполнившись гнева, взял с собою всю братию свою и гнался следом за Иаковом семь дней. Когда он уже настигал бежавшего, ему в сонном видении явился ангел и запретил ему, чтобы он не дерзал что-либо злое причинять Иакову или даже говорить. «Снабдися сам, — говорил он, — да не постигнет тя гнев Божий» (Быт. 31:24). Проснувшись, Лаван настиг Иакова, на горе Галаад раскинувшего свои кущи, и сказал ему: «Что се сотворил еси? Векую отшел еси и окрал мя еси, и отвел еси дщери моя яко пленницы, оружием плененный? Аще бы ми поведал еси, отпустил бых тя с веселием, с тимпаны и гусли; не бых аз достоин целовати дщери моя и внуки, несмысленно сотворил еси. Ныне убо рука моя может воздати тебе, но Бог отца твоего запрети мне; иди здрав ко отцу твоему, векую же украл еси боги моя?» (Быт. 31:26—30).     Иаков отвечал Лавану: я боялся, чтобы ты не отнял от меня дочерей своих и всего имения моего, а потому и ушел от тебя, не известив тебя; пусть тот, у кого ты найдешь твоих богов, не будет жив пред братиею нашею; вот все мое здесь, ищи и познай, есть ли что твоего у меня, и возьми, если что признаешь своим. Иаков не знал, что жена его Рахиль украла идолов отца.     Лаван вошел в кущу Лиину, ища свои имения, и не нашел идолов. Осматривал он также и кущи Иакова и обеих рабынь и не обрел искомого, а после всего вошел в кушу Рахили. Рахиль же, взяв идолов, положила их под седло верблюжье, села сверху их и сделалась как больною, не могущею встать с места, и сказала отцу: не прогневайся на меня, господин мой, что не могу встать пред тобою, ибо я недугом одержима. Он же, не удаляя ее с места, искал идолов в куще и не нашел.     Разгневался Иаков и вступил в спор с Лаваном, и сказал: какая вина моя, какой грех мой пред тобою, что ты преследуешь меня? Ты осмотрел все вещи мои, что нашел ты твоего? Покажи здесь пред родственниками моими и твоими, и пусть они рассудят между нами обоими. Двадцать лет я был у тебя, пася стада твои; овцы твои и козы твои не были бесплодны; овец из твоих стад я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе; если что было украдено, то я сие восполнял из моего. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и убегал сон от очей моих!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

  Но как же будут жить праведники, если смерть косит всех подряд: и праведных, и грешных? « Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою. Все одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» (Иов 9:21, 22) и «нет пользы человеку в благоугождении Богу » (Иов 34:9). « Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и (злому), чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим » (Еккл 9:2-3). Есть ли в такой ситуации надежда на избавление от смерти хотя бы для праведных? И вот снова Бог говорит через Своего пророка об эсхатологическом Царстве, где смерть будет уничтожена навсегда: « Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц » (Ис 25:8).   Ветхозаветное откровение о воскресении плоти уникально. Оно отлично от языческой идеи бессмертия души (духа) человека как жизненного начала. По греческому пониманию душа человека, нетленная по своей природе, приобщается божественному бессмертию сразу же после смерти, освобождающей ее от уз тела. По библейскому же пониманию человеческая личность, в силу своего теперешнего состояния, вся целиком обречена подпасть власти смерти: душа станет пленницей шеола, тогда как тело истлеет в могиле; но это будет переходным состоянием, из которого человек по особой милости Божией воспрянет живым, подобно тому, как встают с земли, на которой лежали, как восстают от с.176].   Бог Израиля — Владыка не только всего мира, но также жизни и смерти. Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1 Цар 2:6; Втор 32:39), Он властен и над преисподней (шеолом) (Ам 9:2; Пс 138:8). Возвращение к жизни — плод обращения и покаяния. «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос 6:1 сл). Это не просто пожелания людей, ибо пророческие обетования определенно свидетельствуют, что так и будет. После испытания плена Бог воскресит Свой народ, как уже иссохшие кости, возвращаемые к жизни (Иез 37:1-14). Он пробудит Иерусалим и воздвигнет его из праха, в котором тот лежал как бы мертвый (Ис 51:17; 60:1). Он оживит мертвецов, восставит мертвые тела, пробудит лежащих во прахе (Ис 26:19). Бог восторжествует над смертью во благо Своего народа: «Смерть! где твое жало? ад (евр. шеол)! где твоя победа?» (Ос с.177].

http://bogoslov.ru/article/782964

Авва Геронтий ( 82, 89 ). В хранении сердца от греховных помыслов заключается начальная причина и сущность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82, 89 ). «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Иисус Христос запрещает здесь не всякое пожелание, но пожелание, рождающееся в нас от воззрения на женщин. Ибо любящий смотреть на красивые лица преимущественно сам возжигает в себе пламя страсти, делает душу пленницей и после этого скоро приступает и к совершению пожелания... Ибо Господь не сказал: кто пожелает, поскольку можно желать и сидя в горах, но «кто смотрит с вожделением», то есть кто сам производит в себе пожелание, кто без всякого принуждения вовлечет этого зверя в свое спокойное сердце; это уже происходит не от природы, но от нерадения... Поэтому-то Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, но только запретил смотреть на них с вожделением ( 115, 561 ). «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5, 29 ). Спаситель произнес эти слова не о членах. Он нигде не осуждает плоти, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, но через него смотрит ум и сердце. Если душа обращена на другие предметы, глаз часто не видит предметов, находящихся перед нами. Поэтому не все должно приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, правом, но об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источник жизни ( Притч. 4:23 ). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем; они не делают беззакония» ( Пс.118:1,3 ). «Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» ( Рим.8:1 ), – похоти плотские не исполняют, но в сердце хранят слова Господни, «которые суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ).– Живущие по духу помышляют о духовном и тем самым умерщвляют желания плотские, – становятся бодры духом, безбоязненны, полностью уповают на Господа. И Писание говорит: «Блажен человек, который не погрешал и не уязвился печалью греха; блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей» ( Сир.14:1–2 ). Но «горе сердцам боязливым... и грешнику, ходящему по двум стезям; горе сердцу расслабленному» ( Сир.2:12–13 ). «Если кто и хранит свое тело от блуда, – говорит преподобный Макарий Великий , – но блудодействует мысленно (желанием сердца), тот не получает (от внешнего своего девства) никакой пользы». И преподобный Евфимий Великий, указывая на такого, говорит: «Тот есть блудник, и бес им обладает». По словам же святителя Иоанна Златоуста , «делает девственником не одна безбрачная жизнь, но непорочность сердца, удаление от женщин и пребывание в богомыслии». Похоть плоти весьма обольстительна: легко уловляет она неосторожного и делает душу пленницей дьявола. По слову же Господа, «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Можно, значит, осквернить себя и не касаясь чужого тела, посредством глаз, посредством воображения и сердечного желания. Когда в сердце входят помыслы любодеяния, то они уже сквернят человека (см. Мф.15:19–20 ). Посему и говорит Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое» ( Притч.4:23 ). Хранение телесных чувств Сердечные желания часто возбуждаются в нас от внешних впечатлений – следовательно, нужно хранить телесные чувства, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. На них указывая, Писание говорит нам: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» ( Иер.9:21 ). Через эти входы соблазны мира проникают в сердце и, хотя бы оно было полно добрых желаний, производят в нем опустошение, как и сказано: «Худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вероятно, она взяла их взамен принадлежащей себе части наследства, так как они были из драгоценного металла. На третий день сказали Лавану, что Иаков ушел. Он пригласил с собою родственников своих, гнался по следам его семь дней и догнал его уже за Евфратом на одной горе, которая названа Галаадом. Накануне встречи с Иаковом, Бог явился в сновидении Лавану и сказал: «берегись, не употребляй ни угроз, ни ласкательства, чтобы отвратить Иакова от предпринятого пути». Несмотря на это предостережение, Лаван, увидавши Иакова, не мог удержать своей вспыльчивости; он сказал Иакову: «что ты сделал? для чего украдкой увел дочерей моих, точно пленниц? зачем ты убежал тайно и не сказал мне? Я отпустил бы тебя после веселого пира с песнями, с тимпанами и с гуслями. Ты не дал мне даже поцеловать внуков и дочерей моих. Худо ты поступил. Мог бы я сделать тебе зло: но Бог отца вашего вчера предостерег меня. Но пусть ты ушел потому, что нетерпеливо захотел быть в доме отца своего; зачем ты украл богов моих?» Иаков, в оправдание свое, сказал: «я ушел потому, что боялся, дабы ты не отнял у меня дочерей своих. А у кого найдешь богов своих, тот не будет жив. При родственниках наших ищи, что у меня твое, и бери себе». Иаков не подозревал, что Рахиль похитила идольские изображения. Лаван начал обыскивать шатры Иакова и жен его. В это время Рахиль сидела на верблюде, у которого под седлом были скрыты идолы; и извинилась пред отцом, что она не может встать перед ним по причине женской своей немощи. Таким образом Лаван нигде не нашел идолов. Тогда Иаков рассердился и начал горько упрекать его, что он безо всякой вины так преследует его, что он не вспомнит двадцатилетних трудов его, как он часто, не зная сна, терпел и зной, и стужу, чтобы сберечь стада его, что он, в обиду ему, так часто менял условленную награду, и что даже теперь он готов бы был отпустить его ни с чем, если бы Сам Бог не вступился за него. Лаван смягчился и предложил мир. Он хотел, чтобы Иаков обещался ему не делать обид дочерям его, и, сверх их, не брать себе других жен, также не возвращаться к нему с чувством мести.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОСИЛЬКА ПАСЬЯНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новомученица Босилька. Фреска в храме вмч. Димитрия Солунского в Косовской Митровице Босилька (Раичич) (серб. XVIII в.), мученица Память 13 октября (Серб.) Родилась в XVIII веке в сербском селе Пасьяна неподалёку от Гнилане код в Косово, в благочестивой семье Райичич. Босилька была набожна, отличалась кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями работала в поле и в саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму. По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами - древним образом Божией Матери и святой Параскевы, покровительницы семьи. Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан - праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов. Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы её похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей. Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Осенью девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а пленницу уволокли в сторону Карадака.

http://drevo-info.ru/articles/13677840.h...

Главы 21-25 содержат различные предписания, касающиеся повседневной жизни, в т. ч. о трупе человека, убийца к-рого неизвестен (Втор 21. 1-9), о браке с пленницей (Втор 21. 10-14), о праве первородства детей от двух жен и о двойной доле наследства для первенца (Втор 21. 15-17), о наказании непокорных детей (Втор 21. 18-21), о казненном, а затем повешенном на дереве (Втор 21. 22-23), о сбережении чужой собственности (Втор 22. 1-4), о публичном оклеветании мужем своей жены (Втор 22. 13-19); специальный закон о побиении камнями жены, у к-рой муж не нашел девства (Втор 22. 20-21), законы о прелюбодеянии и об изнасиловании (Втор 22. 22-30), о принятии в общину Израиля (Втор 23. 1-8), о чистоте стана (Втор 23. 10-14), о невыдаче беглого раба господину его (Втор 23. 15-16), о запрете жен. и муж. культовой проституции (Втор 23. 17-18), о запрете отдавать ч.-л. в рост брату (Втор 23. 19-20), о необходимости соблюдать обеты (Втор 23. 21-23), о пользовании чужим садом и жатвой (Втор 23. 24-25), о разводе и разводном письме (Втор 24. 1-4), о годичной отсрочке от военной службы для новобрачного (Втор 24. 5), о залогах (Втор 24. 6), о предании смерти того, кто похитит и продаст соплеменника (Втор 24. 7), о соблюдении мер предосторожности в отношении проказы (Втор 24. 8-9), о возвращении залога (Втор 24. 10-13), о своевременной оплате труда наемных работников (Втор 24. 14-15), об индивидуальной ответственности каждого за свой грех (Втор 24. 16), о правосудии (Втор 24. 17-18), о социальной благотворительности (Втор 24. 19-22), о справедливости в суде (Втор 25. 1), о телесном наказании виновных (Втор 25. 2-3), о гуманном отношении к рабочему скоту (Втор 25. 4), о левиратном браке (Втор 25. 5-10) (см. Левират ) и др. Короткая заключительная часть 2-й речи Моисея (Втор 26. 1-15) содержит предписания принести к месту, к-рое Господь изберет на земле обетованной, начатки всех плодов земли, а также отделять все десятины произведенного землей в 3-й год («год десятин») и отдавать их левиту, пришельцу, сироте и вдове. Здесь же приводятся тексты литургических исповеданий, сопровождающих эти приношения. Стихи Втор 26. 5-9 названы Г. фон Радом «древнеизраильским символом веры»: «Ты же отвечай и скажи пред Господом, Богом твоим: «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный; но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы; и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше; и вывел нас Господь из Египта (Сам крепостию Своею великою и) рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед»».

http://pravenc.ru/text/160983.html

Ей, Господи, велика у Тебя милость к обращающимся к Тебе грешникам, многое подаешь Ты избавление сетующим о долгах своих; сие показывает и та великая грешница, которая плакала у ног Твоих и получила прощение во всех грехах. Люблю я вспоминать об этой пленнице плотских страстей, – так скоро Тобою помилованной; приятно для души, грехами огорченной, слышать о ее покаянии и прошении всех грехов ее. Вот и сей, заживо умершей (Ср. 1Тим.5:6 ), не иное что послужило в оживление, как познание Твоей благости. Слышала она о Тебе как Божием Посланнике, имеющем власть прощать грехи так же, как и исцелять всякую немощь в людях. Видела она, как Ты не гнушаешься мытарей и грешников, даже пьешь и ешь вместе с ними, и возымела смелость подойти к Тебе, когда приглашен Ты был на обед в дом Симона фарисея. Хотя чувство своей виновности останавливало ее на каждом шагу и, переступая через порог, едва могла она вынести строгий взгляд гостей фарисея; однако вошла в собрание их, – важных и весьма надменных своею праведностью. И тут еще более увидела она, сколь ненавистною для всех сделалась она через свои пороки; но, при взгляде на нее Иисуса, – этого тихого света, озаряющего умы грешников, – вдруг сердце ее озарилось надеждою спасения. И она, обливаясь слезами, подошла и встала позади Его, говоря в своем сердце: знаю я, кто Ты и зачем пришел в мир. Ты послан от Отца не судить нас, но освободить от грешных дел; и Сам сказал этим законникам: мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие ( Мф.21:31 ). Пусть так и будет по слову Твоему; и Ты яви мне, великой грешнице, Божескую милость, да не хвалится собою человек, рожденный во грехах, и не превозносится своею мнимою праведностью; но хвалящийся пусть похвалится Твоею милостью к жалким грешникам. – Так или тому подобно говорила грешница пред Испытующим сердца и утробы; и тогда как она стояла близ Него, Он не гнушался ею; и когда проливала слезы позади Его о своих беззакониях, Он не укорил ее ни в чем: и когда прикоснулась даже к ногам Его и поцеловала их, Он и тогда не отгонял ее прочь. Что хотела, то и делала пришедшая в покаяние, и Исполненный благостью с любовью внимал ее воздыханиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Елисей приказал все, что принесено, раздать присутствующим. Слуга его заметил: «как же это раздать ста человекам?» Елисей сказал: «раздай всем; пусть едят. Потому что Господь говорит: все они насытятся, и еще останется». И действительно, сто человек были сыты, и остались остатки. В Сирийском царстве был знаменитый военачальник, по имени Нееман. Он впал в проказу и не мог излечиться. Однажды служанка, из пленниц Израильских, сказала жене Неемановой: «ах, и если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, тот очистил бы его от проказы». Слова эти пересказаны были Нееману, а потом доведены до сведения царя. Царь Сирийский дозволил Нееману отправиться в Самарию и с ним послал письмо к царю Израильскому. В письме было сказано: «с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, раба моего, чтобы ты снял с него проказу». Царь Израильский, прочитавши письмо, разодрал на себе одежду и сказал: «разве я могу умерщвлять и оживлять, как Бог, что он посылает ко мне с требованием снять с человека проказу! Замечаете ли, что он ищет предлога (к войне) против меня?» Услышал об этом Елисей и послал сказать царю: «для чего ты разодрал на себе одежду? пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк у Израиля». И пришел Нееман с конями и колесницами, и остановился перед дверьми дома Елисеева. Елисей выслал к нему посла сказать: «поди, и окунись семь раз в Иордане и будет тело твое, как прежде; ты очистишься». Нееман чрезвычайно рассердился, пошел прочь и сказал: «вот я думал, он выйдет ко мне, станет призывать имя Господа Бога своего, и коснется рукою своею до пораженных частей тела и очистит проказу. Авана и Фаррар, реки Дамасския, не лучше ли всех вод Израильских? разве я не мог бы в них выкупаться, если бы надеялся очиститься?» И пошел обратно с гневом. Но слуги его подошли к нему и стали говорить: «отец наш! ежели бы пророк велел тебе сделать что-нибудь очень трудное, неужели бы ты не сделал? а он тебе сказал только: окунись, и очистишься». Нееман послушался благоразумного совета: отправился на Иордан, окунулся в реке семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«И накажу ее за дни служения Ваалам». В разное время и в разных местах Ваал почитался под различными формами. В Библии упоминается Ваал Завета, baal-berith ( Суд.8:33, 9.4 ), Ваал мух baal-zevuv ( 4Цар 1.2–3 ), Ваал-Пеор (baal-peor; Ос 9.10 ). Поэтому пророк и употребляет в Ос.2имя Ваала в множ. числе. – Слав. текст «усерязи» евр. nesem гр. εντια кольцо из золота или слоновой кости, которое привешивалось к ноздрям или ушам ( Быт 35.4 ; Иез 16.12 ); «мониста», евр. chali καθρμια, шейное украшение из драгоценных камней ( Притч 25.12 ; Песн 2.1, 7.2 ). Ос.2:14 . Посему вот, и Я увлеку ее, при­веду ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. Речь пророка в ст. 14–15 имеет всецело характер образный. Потому не легко установить точный смысл ее. У древних и новых комментаторов ст. 14–15 понимаются и как утешительное обетование (in bono sensu) и как угроза (in malo sensu). По переводу LXX (сл.: «соблажню ю и учиню ю яко пустыню») и по объяснению блаж. Феодорита, в ст. 14 пророк говорит о плене, когда, став пленницей, блудная жена будет скитаться и лишится всех благ (также Гитциг, Евальд). По толкованию блаж. Иеронима, Господь обласкает землю Израиля и выведет ее из зол ( «приведу в пустыню»). Большинство комментаторов понимает слова пророка в последнем смысле, т. е. в смысле утешительного обетования. Пророк уподобляет будущее спасение народа чудесному изведению его из Египта и из событий этого периода заимствует свои образы. «Приведу ее в пустыню»... пророк имеет в виду пустыню аравийскую, где, по выходе из Египта, Израиль воспитывался в народ Божий и где излились на него милости Господа. «И буду говорить к сердцу ee», т. е. утешать (ср. Быт 34.8 ; Суд.19:3 ; Ис 40.1–2 ). Вместо «Я увлеку ее» в слав: «соблажню ю». LXX поняли глаг. patach (убеждать, соблазнять) in malo sensu. Ос.2:15 . И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в пред­дверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И дам ей оттуда (mischscham) виноградники ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010