См. Кенский Преображенский. Преображенский Кинешмский монастырь См. Кинешмский Преображенский. Преображенский Ковалев монастырь См. Ковалев Преображенский. Преображенский у Крутого Ручья монастырь Преображенский у Крутого Ручья у Каменного Моста монастырь . Мужской, упразднённый. Упоминается в Новгородской Епархии в 1678 году. Преображенский Лосиноборский монастырь См. Лосиноборский Преображенский. Преображенский Лубенский Мгарский монастырь См. Лубенский и Мгарский. Преображенский Мазаловский монастырь См. Мазаловский Преображенский. Преображенский Максаковский монастырь См. Максаковский Преображенский. Преображенский Медведицкий монастырь Преображенский Медведицкий или Устьмедведицкий монастырь . См. Медведицкий Преображенский. Преображенский Московский монастырь Мужской, упразднённый. Находился от столицы к юго-западу в 2 вёрстах, на берегу реки Москвы близ Калужской дороги, на гористых местах, где прежде стояла приходская церковь во имя великомученика Андрея Стратилата. Основан этот монастырь около 1648 года Боярином Фёдором Михайловичем Ртищевым, который, призвав из Киево-Печерской Лавры и других Малороссийских монастырей до 90 человек монашествующих, учредил пустынное жительство, и поставил над ними Игуменом человека, отличного в иноческих добродетелях. Устроив таким образом эту обитель, и доставив оной потребное и достаточное содержание из имения своего, вознамерился завести в нём и учёное братство для перевода разных полезных церкви книг. В этом намерении вызвал он в 1649 году из Киево-Печерской Лавры Иеромонаха Епифания Славинецкого с некоторыми другими Киевскими учёными монахами и, определив довольное им содержание, приставил к переводу книг. Общество сие под смотрением Епифания действительно перевело весьма много книг с Греческого языка на Славянский, и некоторые из оных напечатаны были в Москве. См. Андреевский Московский. Преображенский Невельский монастырь См. Невельский Преображенский. Преображенский Нередицкий монастырь См. Нередицкий Спасский или Преображенский. Преображенский Новгородский на Водской Дороге монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1) вышеупомянутая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ древней готической архитектуры, весьма великолепная и огромная. В ней находятся мощи православного Иерея Андрея поверх земли открыто, но ещё не освидетельствованные. Мощи эти, по уверению граждан, обретены около половины XVII столетия; 2) КЕЛЬИ Настоятельские и братские трёхэтажные; в верхнем – жилые комнаты, в среднем – пространная зала и трапеза со службами; в нижнем – погреба и кладовые; 3) особо стоящие два КОРПУСА двухэтажные, из которых в одном при Иезуитах находилась Аптека; 4) кругом монастыря – ОГРАДА. Содержание своё монастырь имеет от положенной по Штату суммы и от угодий земляных, также от Фольварков с деревнями и крестьянами, купленными и от вкладчиков пожалованными в разные времена Минскому Петропавловскому монастырю, которых по ревизии 1795 года числилось 141 душа. Арендных денег собирается с них в год 620 рублей серебряной Российской монетой. Кроме сего, с мест, принадлежащих к упразднённому Минскому монастырю, в Минске и к соборной церкви монастырской в Пинске получается около 200 рублей. Настоятельство в этом монастыре с 1795 года Архимандричье. Пинский Новодворский монастырь См. Новодворский. Пичевская Казанская пустынь Мужская, вовсе упразднённая, Нижегородской Епархии. От неё остались две церкви деревянные: 1) во имя Божьей Матери Казанская; 2) во имя Св. Иоанна Предтечи. Пищугова Николаевская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась во Владимирской Епархии в Суздальском уезде. Пленицкий Андреевский Московский монастырь См. Андреевский Московский. Над Плесом Преображенская пустынь Мужская. Находилась В Костромской Епархии и принадлежала к Синодальной области, а писалась: Плесской десятины Преображенская пустынь, что над Плесом. По Штатам 1764 года упразднена. Плесская Ильинская, что на Шаче пустынь См. Ильинская Плесская. Плесская Словенская Богородицкая пустынь См. Словенская Плесская Богородицкая. Плесский Николаевский монастырь Или ПЛЕССКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь. Находилась сперва в Новгородской, а потом в Псковской Епархии в Заволочье между Холмским и Великолуцким уездами и реками Удой и Цвенкой на Наволоке расстоянием от Новгорода к юго-западу в 200, от Пскова к юго-востоку в 140, от Холма к западу в 60 вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Киеве школников очин много... – Речь идет об учащихся Киевской академии. Киево-Могилянская академия (1632–1817) – первое высшее учебное заведение на Украине, созданное на базе школы Киево-Богоявленского братства и школы при Киево-Печерской лавре, которая была основана в 1631 г. Петром Могилой . В XVII-XVIII вв. Киевская академия являлась крупнейшим образовательным и научно-культурным центром Украины, Белоруссии и России. К л. 17. ... церковь древяная ветха во имя святаго апостола Андрея Первозванного. – Андрей – один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Первозванным его называют потому, что он был призван Иисусом ранее брата Петра, с которым занимался ловлей рыбы в Капернауме, на Галилейском озере ( Мф. 4, 18–20 ; см. также: Мр. 13, 3 ; Иоан. 1, 40–41; 6, 8–14; 12, 20–22 ). Апостол Андрей проповедовал христианство среди народов, населявших берега Черного моря. По легенде, зафиксированной летописцем в «Повести временных лет», в I в. апостол Андрей побывал на месте будущего Киева и водрузил крест на холме, который с тех пор называют Андреевской горкой. В XI в. на этом месте был основан Андреевский монастырь, где в 1212 г. князь Мстислав Удалой приказал построить Крестовоздвиженскую церковь , просуществовавшую до 1560 г. Позднее здесь воздвигались деревянные церкви, одну из которых осматривал русский паломник. Знаменитый Андреевский собор, один из шедевров архитектуры XVIII в., был построен в 1749–1754 гг. по проекту архитектора Б.Ф. Растрелли. ...в праздник Стретения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа... – Сретение Господне – христианский праздник, который отмечается на сороковой день после Рождества Христова (2 февраля) в память о встрече Христа и Симеона Богоприимца в Иерусалимском храме, куда Богоматерь принесла Младенца для совершения жертвоприношения Богу за свое очищение и для выкупа первенца (подробнее см.: Рубан Ю.М. Сретение Господне: Опыт историко-литургического исследования. СПб., 1994). Печерский монастырь – сказание об основании монастыря читается в «Повести временных лет» по 1051 г. и входит в состав Киево-Печерского патерика. Монастырь был основан святым Антонием и вначале был пещерным, в наземный и общежительный превращен во время игуменства Феодосия. В вв. монастырь являлся центром распространения христианства на Руси, играл большую роль в общественно-политической и культурной жизни Киевского государства, был крупнейшим центром древнерусской книжности, литературы и искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большой Заяцкий, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Андреевская пустынь. Церковь Андрея Первозванного. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Андрея Первозванного Год постройки:1702. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, Большой Заячий остров. Координаты: 64.970566, 35.653764 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее на катере от пристани Соловецкого монастыря. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу. Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань. Гавань Большого Заяцкого острова - древнейшая из сохранившихся на территории России. Интересен текст надписи, сделанный святителем Филиппом на одном из многочисленных крестов, в ту пору установленных здесь. Она призывала всех приезжающих на остров, чтобы они «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того чтобы волнами морскими не располоскало». В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю. В XVIII веке в Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие. В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена.

http://sobory.ru/article/?object=03600

Еще в 1640 году Киевский митрополит Петр Могила , чрез своего посланного, предлагал устроить в Москве монастырь, населить его учеными киевскими монахами и с их помощью открыть при монастыре школу. Это предложение Могилы, чрез несколько лет, было осуществлено Ртишевым, который построил близ Москвы известный Андреевский монастырь, куда из Киевской лавры и других южно-русских монастырей переселил до тридцати иноков «в житии, и в чине, и во чине, и пении, церковном и келейном правиле изрядных». Конечно при его деятельном участии были приглашены в Москву, в 1649 году, известные ученые киевляне: Арсений Сатановский, Дамаскин Птицкий и Епифаний Славинецкий. В 1652 году, по поручению Ртищева, с разрешение государя, путиловский соборный поп Иван привез в Москву из Киева Братского монастыря архидиакона Михаила, «да с ним спевак: Федора Тернопольского с товарищи – одинадцать человек». Это киевские певчие, приглашенные в Москву только на время, «пошли в Андреевский монастырь на житье», а двум певчим: Ивану Бережанскому и Михаилу Быковскому, как они сами заявляют в челобитной царю, «по твоему государеву указу велено писати твое государево дело: книгу Камень» и состоять при Посольском приказе. Со своей стороны и архидиакон Михайло, по его собственному заявлению, занимался в Москве переводом книги учителя Августина, «которую, говорит он, велел мне переводить дьяк думный представившийся Михайло Юрьевич», и которую архидиакон действительно успел перевести в Москве до своего воз вращения в Киев 832 . Так энергично действовал Федор Михайлович в видах привлечение в Москву ученых, —498— образованных киевлян, которые исполняют у нас самые разнообразные поручения правительственных лиц: занимаются книжной справою, книжными переводами, служат посольскому приказу, обучают московских певчих киевским церковным напевам, которые начинают получать у нас с этого времени значительное распространение. Понятно само собою, что вместе с киевлянами в Москву усиленно переправляются и разные южнорусские книжные издания, которые находят на московском рынке хороший прием и все более широкую распространенность, благодаря чему ученое киевское влияние прочно и надолго укрепляется в Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время к идиоритмам принадлежат следующие восемь монастырей: лавра святого Афанасия, Иверский, Пантократор, Ватопед, Хиландар, Дохиар, Ксиропотам и Филофея. Но высшее управление келиями, а равно и целым скитом, принадлежит тому монастырю, на земле которого скит расположен. В этой зависимости и заключается главное отличие афонских скитов от монастырей. Скит имеет право принимать в состав братства новых членов, но приглашать епископа для рукоположения достойных лиц в священные степени без разрешения своего монастыря не имеет права. Без разрешения того же монастыря скит не имеет права ни ремонтировать свои здания, ни производить новые постройки и вообще какие бы то ни было сооружения. Количество и род рабочего скота точно определяется монастырем. На своем участке земли, приобретенном по купчей, скит не имеет права производить ломку камня, извлекать глину и минеральные богатства без особого на то разрешения монастыря, а также и рубить деревья, посаженные хотя бы своими иноками. Монастырь взыскивает с иноков, живущих в скитах на его земле, подушную подать, идущую в пользу турецкого правительства, и специальный налог, назначаемый центральным управлением Афона, на покрытие расходов по управлению Горы и на внутренние ее нужды, он же признает и утверждает нового дикея и епитропов, избираемых братством. В свою очередь, монастырь обязывается защищать интересы скита, как свои собственные, оказывать покровительство, поддержку и помощь всякий раз, когда скит будет в том нуждаться, и ни в коем случае не может изгнать братство скита из уступленной ему обители. Монастырь же пользуется правом умиротворять внутренние раздоры в скитах и решать разного рода недоумения и затруднения, когда власть дикея и соборных старцев оказывается недостаточной. Все взаимные сношения и обязательства, все права скита и порядок его внутренней жизни регулируются специальными договорами и грамотами, составляемыми по соглашению кириархально-господствующего монастыря с подчиненным ему скитским учреждением. Эти грамоты для большей безопасности и официальности доводятся до сведения центрального управления Святой Горы и утверждаются Константинопольским патриархом, который по этому случаю издает особые сигиллии. 197 Договоры монастырей со скитами могут, по взаимному соглашению, обновляться и дополняться. И скиты по своему устройству разделяются на идиоритмы, или штатные, и киновии. Ныне на Афоне существует тринадцать скитов, из них семь населены греческими монахами (святой Анны, Кавсокаливский, святого Димитрия, Иоанна Предтечи, святого Пантелеймона, Новый и Благовещенский или Ксенофонта), три – русскими (Андреевский, Ильинский и Фиваида), два – молдаванскими (Лаккос и святого Предтечи) и один – болгарскими (Богородицы). Большинство из них принадлежат к идиоритмам, но русские скиты устроены по типу киновий; из последних скиты Андреевский и Ильинский по внутреннему своему благоустройству, богатству и обилию иноков стоят наравне с монастырями. VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Больше никаких переписей Павловский не проводил. В том же 1917 г. в России произошли всем известные события, консульство в Салониках прекратило свое существование, и русские святогорцы оказались в совершенно иной политической ситуации. История многотысячного русского Афона закончилась. Н.И. Феннелл (Великобритания, Лондон). Русский Ильинский скит Из трех главных русских обителей на Афоне Ильинский скит занимает третье место по величине и количеству братии. В начале XX в. в Андреевском скиту подвизалось братии в два раза больше, чем в Ильинском, а в Свято-Пантелеимоновом монастыре – в три раза больше. Ильинский скит не играл центральной роли в бурной истории русского афонского монашества в период со второй половины XIX в. до 1917 г. – дело имяславцев, например, почти совсем не коснулось скита 438 . Даже в географическом смысле Ильинский скит существует как бы особняком. Андреевский скит находится близ афонской столицы Карей, в центре полуострова, величественные корпуса Русика (Свято-Пантелеимонова монастыря) расположены на оживленном северо-западном побережье, недалеко от Дафны, главного афонского порта. Сравнительно скромное местоположение Ильинского скита в пустынной Капсале менее заметно 439 . Братства Андреевского скита и Русика по традиции были в основном великорусскими, а ильинцы – почти все малороссийского происхождения 440 . Однако именно в Ильинском скиту во второй половине XVIII в. начало возрождаться русское монашество. Ко времени основания скита преподобным Паисием Величковским в 1757 г. в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре проживали только греки. Русские, переселившиеся в Пантелеимонов монастырь в первой половине ХЕХ в. и положившие основание постоянному русскому братству в нем, пришли именно из Ильинского скита. А Андреевский скит начал свое существование только в 1849 г. Начальный период существования Ильинского скита (1757–1821) был временем весьма благополучным. За короткое пребывание скитоначальником (1757–1762) преподобный Паисий Величковский успел не только выстроить скит, но и основать свою знаменитую школу перевода святоотеческих книг на славянский язык, а также переписывания книг и рукописей. Его почитал весь Афон. Священный Ки-нот (административный орган афонской монашеской общины) с извинением предложил платить за него харач (подать), который взимали турецкие власти с каждой афонской обители. В омологии (хартии) от 1798 г. господствующий монастырь Пантократор определил Ильинскому скиту «большие права и льготы» в знак признательности к «блаженнейшему общеначальнику, всепочтеннейшему Отцу и Старцу господину Паисию», от которого вместе с его преемниками монастырь получал «немалую пользу и помощь» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

440 Про себя Батюшка сообщил, что поболел, так как, поскользнувшись, расшиб себе колено и не мог служить обедню... – Речь идет о случае, имевшем место в Кронштадтском Андреевском соборе 10 марта 1900 г. Отец Иоанн сообщал в письме в редакцию газеты «Котлин»: «Я немного запоздал с молебнами, чтобы в свое время прийти к общей исповеди, и, по прибытии в алтарь, спешно пошел к народу, и тут, в алтаре, а не на солее, запнулся за ковер, потерял равновесие и упал на правое колено, пришибив коленную чашечку» (Вед. 1900. 61, 17 марта). В народе распространился слух, что отца Иоанна во время общей исповеди укусила за колено безумная женщина. 441 …кому Батюшка сочувствует, – бурам или англичанам... – 22 апреля 1900 г. в газете «Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства» было опубликовано обращение отца Иоанна к русским добровольцам, отправляющимся на англо-бурскую войну в Трансвааль (ныне – провинция ЮАР). В обращении говорилось: «От всей души напутствую великодушных добровольцев благословением Божиим и святою иконою Архангела Михаила. Идите с Богом и защищайте вашею грудью злополучных, гонимых неправедно буров. Дай Бог вам или возвратиться с честью и радостью, или пасть доблестно и получить нетленный венец от Господа славы» (Вед. 1900. 87, 22 апреля). 443 ...в Кронштадте во время сильной толкотни и давки одну женщину задавили насмерть... – 17 мая 1900 г. в Кронштадтском Андреевском соборе во время служения отца Иоанна была задавлена толпою богомольцев Александра Степанов­на Баслык, 21 года. При вскрытии оказалось, что смерть последовала от сдавли­вания дыхательных органов. Это был единственный смертельный случай во время служения отца Иоанна (Краткий исторический очерк кронштадтской городской полиции. Кронштадт, 1912. С. 106). 444 ...у него на родине в Суре устроился общежительный монастырь, а теперь строится для него подворье в Петербурге, которое тоже скоро будет готово. – Иоанно-Богословская женская община была учреждена в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии указом Святейшего Синода от 13 октября 1899 г. Открытие и освящение новой женской обители состоялось 18–20 июня 1900 г. 1 января 1901 г. община была переименована в Иоанно-Богословский женский монастырь. В конце 1899 г. началось также строительство подворья Сурского монастыря в Петербурге, землю для которого пожертвовал С.Г. Раменский (см. о нем примеч. N 51 к настоящей части). 2 декабря 1899 г. отец Иоанн сообщал настоятельнице Пюхтицкого монастыря игумении Алексии: «Я теперь сам собираюсь строить (и строю) на родине женскую обитель и в Питере – подворье с церковью – каменные» (Пюхтицкая обитель и ее покровитель святой праведный Иоанн Кронштадтский . Пюхтицкий Успенский ставропигиальный жен­ский монастырь, 2009. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вторая конференция " История Русской Православной Церкви в XX веке " (1930-1948 гг.) ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВТОРАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ " ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XX ВЕКЕ " (1930-1948 гг.) Андреевский монастырь, Москва, 13-16 ноября 2002 г. ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ С 13 по 16 ноября 2002 года в Синодальной библиотеке Московского Патриархата (Андреевский монастырь, Москва) состоялась конференция, посвященная вопросам истории Русской Православной Церкви в XX веке. Год назад подобная конференция проходила в Сентендре (Венгрия). По благословению своего священноначалия в работе конференции участвовали клирики Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Русской Православной Церкви Заграницей, а также представители академической исторической науки. На конференции было заслушано 25 докладов и сообщений исследователей из России (Москва, С.-Петербург, Казань, Н.-Новгород, Новосибирск), Латвии, Германии, США (Вашингтон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Джорданвилль). Конференция сосредоточила свое внимание на следующих темах: При рассмотрении этих тем участники отметили, что ряд устойчивых стереотипов мешает раскрытию церковно-исторической правды. Выявлялись также противоречия, вызванные неоднозначным пониманием церковно-исторических терминов. Докладчики использовали исторические источники, ранее не введенные в научный оборот. В условиях относительной свободы выражения своей позиции Русская Православная Церковь Заграницей в рассматриваемый период формулировала богословскую оценку антихристианской сущности коммунистической идеологии. Обсуждение политических позиций деятелей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви во время Второй мировой войны обнаружило некоторые расхождения во взглядах участников конференции. При этом было выражено согласие, что представители Русской Православной Церкви в своей деятельности под игом богоборческих тоталитарных режимов вынужденно шли на компромиссы с властью. Тем не менее, и в этих трудных условиях Церковь сохранила чистоту вероучения и каноническое устройство.

http://pravoslavie.ru/sobytia/istorrpcko...

на месте старого, деревянного при Пятницком Подольском мужском монастыре около Троицкого монастыря. В 1608–1610 гг. во время осады Троицкого монастыря поляками Пятницкий монастырь сильно пострадал. В 1611 г. церковь восстановили. В 1621 г., когда оставшиеся в живых после осады монахи умерли, монастырь превратили в женский. В 1660 г. монастырь упразднили и сделали местом ссылки преступников. В 1679 г. храм стал приходскою церковью Нижней служебной слободы. В 1896 г. его передали Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. К 1903 г. ученики лаврской иконописной школы завершили обновление росписи храма. В 1919 г. храм вновь стал приходским. В 1928 г. егозакрыли, а 01.07.1929 г. городские власти передали кооперативному обществу«Смычка» под склад. В период деятельности общества здание храма пришло в крайне запущенное состояние. В 1960-х гг. был передан Загорскому музею-заповеднику, начались исследовательские и реставрационные работы.В 1991 г. храм возвращен Лавре, в настоящее время – действующий. Об освящении храма в 1903 г. см.: Возобновление древнего храма: Сергиев Посад. 9 февраля.//MB. 1903. 10 февр. С. 3. Параскева (III в.) – великомученица, именуемая Пятница. Родилась в богатой семье в Иконии. В юности посвятила себя аскетической жизни. Пострадала во время гонений Диоклетиана. День памяти 28 октября/10 ноября.) 367 (...я еще участвовал... в освящении храма в Андреевском скиту на Афоне вместе с патриархом Константинопольским Иоакимом III... – Об освящении 16.06.1900 г. собора Андрея Первозванного в Андреевском скиту на Афонесм.: Дневник. Т. 1. С. 604. О патриархе Константинопольском Иоакиме III см. Примеч. к л. 50.) 368 (Румянцевский музей – учрежденный в 1828 и основанный в 1831 г. в С.-Петербурге, был образован на основе коллекции и библиотеки гр. Н.П. Румянцева; с 1845 г. входил в состав Императорской Публичной библиотеки. В 1861 г. перевезен из С.-Петербурга в Москву. Открылся для всеобщего обозрения в 1862 г. и состоял из трех отделов: 1) русской и западноевропейской живописи вв.; 2) русской и западноевропейской гравюры, и 3) коллекций русских путешественников И.Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010