При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским. Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия. Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10 Андреевский монастырь Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века. Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа. Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви. Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2 Высоко-Петровский монастырь

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

Прихожане Андреевского собора побывали в Тихвинском и Антониево-Дымском монастырях мая 2015 Паломничество, по словам отца Андрея, это не увеселительное мероприятие, а действие, требующее осознанности, сосредоточенности и даже некоего подвига. В справедливости его слов паломники смогли убедиться уже в самом начале пути. В первый майский выходной волховское направление оказалось перегруженным. Из-за пробок и аварий до Тихвина добирались целых семь часов. Впрочем, время это было потрачено не без духовной пользы, ведь отец Андрей - удивительный рассказчик, обладающий колоссальными познаниями в области истории. Проезжая по Синявинским высотам, прихожане больше узнали о прошлом этих мест, о жестоких боях 1942 года, о тысячах и тысячах русских воинов, сложивших головы на Волховском фронте. Затем батюшка познакомил паломников с потрясающей книгой Николая Никулина " Воспоминания о войне " и прочитал выбранные фрагменты. Как писал сам автор, это описание войны " с точки зрения солдата, ползущего на брюхе по фронтовой грязи " . Из приподнятой, почти торжественной атмосферы, которая царила в Ленинграде в первые дни войны, автор вводит читателя в повседневный ад передовой, где люди теряют последние капли человечности, а смерть становится жуткой нормой. В Тихвинский монастырь добрались только к трем часам дня. Здесь паломников встретила экскурсовод Галина Соколова. Во главе с ней прихожане Андреевского собора отправились в знаменитый " храм на крылечке " , где находится чудотворная фреска Божией Матери " Тихвинская " .  До XIX века фреска находилась на внешней стене монастыря, но после чудесного исцеления тяжко болящего отрока Александра к ней был пристроен храм, и фреска оказалась внутри него. В храме на крылечке паломников ждал подарок: в исполнении трио монастырских певчих прозвучали греческое пасхальное песнопение и молитва Пресвятой Богородице. После небольшой экскурсии по монастырю паломники смогли поклониться чудотворной иконе Божией Матери " Тихвинская " в Успенском соборе. Перед этим древним образом отец Андрей отслужил молебен.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

1911 год 10 декабря. Письмо насельников скита Фиваида, принадлежащего Русскому Пантелеимонову монастырю, игумену обители Мисаилу, в котором содержались рассуждения об имени Божием и доказательства его Божественности. 1912 год Январь. Движение сторонников учения, содержащегося в книге «На горах Кавказа» (имябожников (это название им было дано российским Святейшим Синодом в Определении от 27 августа 1913 года [см.: 7, c. 118])), возглавил иеросхимонах Андреевского скита Антоний (Булатович). Весна. Пасха Христова. Послание игумена Мисаила фиваидцам с призывом «оставить душепагубные пререкания и спор о сладчайшем и спасительном имени Господа нашего Иисуса Христа» с. 252]. Публикация в России корреспонденций, связанных со спорами на Афоне, в том числе рецензии схимонаха Хрисанфа, статей архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) и иеросхимонаха Антония (Булатовича). Май-июль. Иеросхимонах Антоний (Булатович) пишет книгу «Апология веры в Божественность имен Божиих и имени Иисус (против имяборствующих)». В ответ на приказ игумена Андреевского скита архимандрита Иеронима сжечь эту книгу Булатович уходит на Благовещенскую келлию и начинает действовать еще активнее, число его сторонников растет. 27 августа. Халкинская богословская школа Константинопольского Патриархата признает учение имябожников еретическим. 12 сентября. Грамота Константинопольского патриарха Иоакима III на Афон с осуждением нового учения. 20 октября. Письменное увещание игумена Иеронима Булатовичу: «Умоляю Вас, отец Антоний, вспомните, зачем пришли Вы на Святую Гору…» с. 316] 2 декабря. Насельники скита Фиваида принимают «Соборное рассуждение о имени Господа нашего Иисуса Христа» с определением, что имя Божие Иисус есть Сам Господь Иисус Христос , и с осуждением не принявших новое учение.1913 год 9 января. Низложение в Андреевском скиту игумена Иеронима и избрание игуменом архимандрита Давида. 12 января. Монастырь Ватопед в грамоте к братству Андреевского скита «отвергает означенное избрание» и увещает «изгнать новую эту ересь и иеромонаха Антония (Булатовича)» 11, с. 28 . Булатович скрывает содержание грамоты от братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/afo...

Бесед он не вел, в разговоры не вступал, при этом никто не считал его необщительным. Отец Ипполит не избегал людей, очень любил кормить их, сам готовил и накрывал на стол. В монастыре постепенно стал вторым человеком после настоятеля. Весь Афон сотрясся, когда его облетела весть, что русскими монахами утрачен Андреевский скит. Один из вновь прибывших из России насельников не справился с управлением скитом, и греки объявили Андреевский принадлежащим монастырю Ватопед. Это трагедия (без преувеличения) всеславянская: в скиту, по территории и размерам вполне сравнимом со Свято-Пантелеимоновским монастырем, хранятся глава апостола Андрея Первозванного, другие величайшие святыни. Иеромонах Ипполит пережил утрату очень болезненно. Схиигумен Илий, духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни, вспоминает, как отец Ипполит уговорил братию написать прошение в Ватопедский монастырь с просьбой вернуть скит. Написали. Не помогло. В начале восьмидесятых годов проигумен, умирая в Ватопеде, все кричал перед смертью: «Андреевский – это русский скит, отдайте его русским!» Не исполнить его волю было трудно, а исполнять не хотелось. Тогда сказали русским: «Ладно, мы не против, только дайте человек десять для поселения в скиту. Если хотя бы столько насельников будет – занимайте скит!» Но десяти человек не нашлось, их всего-то было два с небольшим десятка на громадную Пантелеимоновскую обитель. Они держали на себе то, что до революции несли несколько тысяч русских иноков. Пробелы в афонском периоде жизни отца Ипполита мир попытался потом восполнить легендами. Одно из таких «преданий» всерьез утверждает, что некие неопознанные злодеи сбросили его со скалы в море, а плававшие неподалеку дельфинчики благополучно вынесли батюшку на афонский берег. Дельфинов в тамошних водах действительно много. Море отец Ипполит любил как-то по-детски. Где-то за ним была родина. Выходил на пустынный берег, пел: «На чужой стороне я как гость нежеланный…» На вопрос: «Вы тяжело переносили разлуку с родной землей?» – ответил однажды: «Да, тяжело. Я всегда говорил, что человек узнает о родине только тогда, когда поживет на чужбине. Слову «родина» нет цены... Ходил я к морю, на камушке сяду, пою, молюся и плачу».

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/soshed...

Иоаким III (Даведзис Христос, 1834–1913), Вселенский Патриарх в 1878–1994 и 1901–1912 гг. Иоанн IV Васильевич Грозный (1530–1584), Великий князь Московский и всея Руси (с 1533 г.), первый царь всея Руси в 1547–1584 гг. Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич, 1829–1908), митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и социальный деятель, святой Русской Православной Церкви (канонизирован РПЦЗ в 1964 г., РПЦ – в 1990 г.). Иоанн , старец-монах Ильинского скита, 85 лет ему было в 1971 г. Иоанникий , наместник Свято-Андреевского скита, скончался в 1950 г. Иоанникий , престарелый монах Свято-Андреевского скита на Афоне, упоминается в письме в 1965 г., скончался не позднее 1971 г. Иов (Тывонюк Дмитрий Яковлевич, род. 1938), архиерей РПЦ, выпускник МДА (1969) со степенью кандидата богословия, с 1971 г. работал в ОВЦС, в 1975–1988 гг. епископ Зарайский, затем архиепископ (1982), в 1988–1994 г. архиепископ Костромской и Галичский, затем Одинцовский (1994–1996), Челябинский – с 1996 г., митрополит (2000), с марта 2011 г. проживает на покое в Москве. Иосиф (Чернов Иван Михайлович, 1893–1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (с 1960 г.), принял постриг в 1918 г., рукоположён в сан иеромонаха в 1920 г., епископ Таганрогский в 1932–1956 гг., в Алма-Атинской епархии с 1956 г., в 1958–1960 гг. архиепископ Петропавловский и Кустанайский, известен как гимнограф. Иосиф , афонский иеромонах, выполнял послушание библиотекаря, упоминается с 1920-х по 1950-е гг. Ипполит (Халин Сергей Иванович, 1928–2002), иеромонах, впоследствии архимандрит, пострижен в Псково-Печёрском монастыре в 1959 г., подвизался в Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне в 1966–1983 гг., вернулся в Псково-Печёрский монастырь, с 1986 г. служил в Курской епархии, в 1991–2002 гг. настоятель Рыльского монастыря. Ириней (Донс, 1907–1979), иеромонах, насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь в Бельгии, составитель обширной библиографии по Афону, который часто посещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

на содержание Дома Трудолюбия, имеет честь всепокорнейше просить Ваше Высокопревосходительство оказать свое благосклонное содействие к удовлетворению этого ходатайства пред г-ном Министром финансов 257 . Председатель Попечительства Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев. Е. В. Фиделину. В течение 1882 года. Кронштадт 258 Евдоким Васильевич! Присылаю тебе требуемые сто рублей. Твой дядя, Протоиерей Иоанн Сергиев. Писать некогда. В редакцию газеты «Кронштадтский Вестник». Не позднее 13 декабря 1883. Кронштадт От Кронштадтского Андреевского приходского попечительства От Совета Кронштадтского Андреевского приходского попечительства извещают, что для поддержки детского убежища Андреевского попечительства, где воспитываются восемнадцать круглых сирот и беднейших детей 259 , будет устроен в дни праздника Рождества Христова базар, почему Совет попечительства обращается к жителям города с усерднейшею просьбою не отказать в своем содействии присылкою вещей для устройства этого базара; а также просит распространения, поддержки и участия к этому начинанию. Совет попечительства с благодарностью принимает всякое пожертвование в канцелярии попечительства ежедневно во всякое время дня и выдает обязательно квитанции, причем в канцелярии имеется особая книга, в которой просят жертвователей и их доверителей расписываться собственноручно или при посланном просят заносить в эту книгу. Председатель попечительства, Протоиерей Иоанн Сергиев. Неустановленному лицу. Не позднее конца 1883. Кронштадт Телеграмма В 2 часа 15 минут отслужил молебен 260 Е. К. Сергиевой. 15 июля 1885. Воронеж Дорогая моя супруга Елизавета Константиновна с сестрой Анной Конст и детьми – Руфой, Лизой и Екатериной Адольфовной! Господь с вами! 12-го числа июля, вечером в 10? часов, мы прибыли в Воронеж, в Митрофанов монастырь и вскоре вошли в покои Владыки Серафима 1: Святой старец тотчас вышел к нам (о. Николай и я) навстречу, благословил, поцеловал и обнял нас. Затем пригласил в гостиную и начал беседовать со мною, о чем было нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Теперь она, но внешнему своему виду, представляет каменное одноглавое здание с приделами. Кроме главного престола во имя трех святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, в ней имеются еще два боковых придела: 1) Покровский и 2) в честь Нерукотворенного Образа. Андреевская церковь На север от Трехсвятительской церкви, при самом начале спуска на Подол, стоит прекрасный храм во имя св. ап. Андрея Первозванного. Андреевская церковь находится на том месте, которое, по преданию, освятил св. ап. Андрей Первозванный проповедью Евангелия и водружением креста. Здесь в древности был Андреевский монастырь, который впоследствии сменила Крестовоздвиженская церковь . Во второй половине XVII в. здесь снова была построена деревянная Андреевская церковь, которая разрушилась в 1724 г. Нынешний Андреевский храм построен Императрицею Елизаветою Петровною, по проекту знаменитого архитектора гр. Растрелли, и предназначался быть дворцовым. Он заложен был в 1744 г. и освящен в 1767 г. Кроме главного храма, в здании Андреевской церкви имеются еще две церкви: 1) Елизаветинская, устроенная в 1858 г. в нижней пристройке храма, и 2) Сергиевская, устроенная в подвальном этаже здания в 1865 г. Святыни Андреевской церкви составляют: 1) частица мощей св. ап. Андрея Первозванного, находящаяся в серебряном ковчеге, пред иконостасом, по правую сторону царских врат; 2) икона Успения Божией Матери, с частицею св. древа Креста Господня, присланная святейшим патриархом Иерусалимским в 1895 г.; 3) Крест, найденный в развалинах древней Андреевской церкви, с частицею св. Креста Господня; 4) икона Преп. Сергия Радонежского, с частицею от раки сего угодника Божия. Десятинная церковь Через улицу Андреевской церкви, к юго–западу от нее, находится церковь , называемая Десятинной. Она построена в 1842 г. на месте древней Десятинной церкви, называвшейся так потому, что св. кн. Владимир, создатель ее, назначил на содержание ее десятую часть своих доходов. Кроме главного престола во имя Рождества Пресв. Богородицы, в ней имеются еще три придела: 1) во имя равноапостольного кн. Владимира (справа от главнаго), 2) во имя св. Николая (слева) и 3) во имя свв. апостолов Петра и Павла, в северо–западном угле.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

С запада к Успенской ц. примыкает одностолпная трапезная палата. На ее зап. фасаде сохранились кокошники и наличники сер. XVII в., к-рые на др. монастырских зданиях были утрачены в ходе ремонтных работ сер. XIX в. Тогда же уничтожено и древнее открытое крыльцо, по к-рому с монастырского двора братия поднималась в трапезную. С сев. стороны, рядом с Успенской ц., расположена колокольня (сер. XVII в.). В XVII в. на ярусе звона располагалось 11 колоколов, в т. ч. отлитый в 1615 г. весом 100 пудов. В нач. XVIII в. на колокольне находилось 6 колоколов весом 194 пуда 28 фунтов. На ней имелись железные часы с боем. Во время пожара 1722 г. часы сгорели, колокола расплавились. В кон. XIX в. на колокольне висели 8 колоколов, из которых самый большой, 344 пуда весом, был приобретен в 1895 г. на средства нижегородского купца Обрядчикова, 2-й колокол - 123 пуда, во всех колоколах насчитывалось до 600 пудов. В XVII в. к колокольне с севера примыкали кирпичные сводчатые св. ворота с одноглавой надвратной домовой церковью во имя апостола Андрея Первозванного. С др. стороны храм был соединен с корпусом архимандричьих и братских келий, занимавших сев.-зап. угол мон-ря. В нач. XVIII в. на церкви был железный прорезной позолоченный крест, глава покрыта зеленой черепицей. В 1836 и 1837 гг. кельи и внутреннее помещение Андреевской ц. перестраивались, и 21 авг. 1840 г храм был освящен Нижегородским и Арзамасским еп. Иоанном (Доброзраковым) . Одноярусный иконостас украшала позолота. К кон. XIX в. стены храма были расписаны: над алтарем был изображен Господь Саваоф с предстоящими ангелами и архангелами, напротив алтаря - «Введение во храм Пресв. Богородицы». В Андреевской ц. находилась местночтимая Владимирская икона Божией Матери в серебряном окладе, сгоревшая в 1722 г. В келье, смежной с Андреевской ц., проживал на покое бывш. Нижегородский еп. Иеремия (Соловьёв) . В сер. XIX в. все здания в зап. части мон-ря были соединены в единый корпус, по форме напоминавший букву П; вход в обитель был оформлен портиком с приставными колоннами.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Его сын Святослав Всеволодович, сидевший в Киеве 18 лет (с перерывом), один из героев «Слова о полку Игореве» , не имел своего монастыря и был похоронен «во святем Кюриле во отни ему монастыре» . Но он построил церковь св. Василия в 1183 г. «на велицем дворе» , т. е. придворную церковь в «городе Ярослава». Со Святославом Всеволодовичем связывается великокняжеская летопись, сохранившаяся с 1179 г. в составе Киевского свода (в Ипатьевском своде). Б. А. Рыбаков предполагает, что она могла вестись в Киево-Печерском монастыре . Однако возможно, что местом работы над ней был княжеский Кирилов монастырь. Два монастыря Всеволода Ярославича Третий сын Ярослава, Всеволод-Андрей, княживший в Киеве в 1078—1093 гг., построил в Киеве два монастыря. Первый из них, Андреевский, находился, вероятно, в «городе Владимира», недалеко от Десятинной церкви . По летописному сообщению, Всеволод заложил в 1086 г. церковь св. Андрея, при которой организовал монастырь . Основываясь на этом сообщении, принято считать, что Андреевский монастырь был основан Всеволодом для дочери Янки. Но возник ли он только тогда, т. е. после Михайловского монастыря, или раньше него? То, что он был посвящен княжескому святому покровителю, скорее говорит о том, что монастырь должен был быть первым и быть основанным, следовательно, до 1070 г., времени закладки церкви Михаила на Выдубичах. Каргер пишет, что церковь Андрея была заложена в 1086г. «в фамильном монастыре» Всеволода, т. е. предполагает, вероятно, существование этого монастыря до указанного года . Похоже на то, что летописная статья 1086 г. является сводной, объединяющей в себе сведения о заложении каменной церкви на месте существовавшей прежде, основании в прошлом Всеволодом монастыря и более позднем (после 1089 г.) построении (м.б. «пострижении»? – ред. сайта) в нем княжны. По имени Янки монастырь получил новое неофициальное прозвище «Янчин монастырь» . В связи с пострижением Янки в Андреевском монастыре можно поставить и другие вопросы. Была ли она игуменьей этого монастыря, если он был основан для нее, или просто монахиней? В XII в. известны игумены Андреевского монастыря Григории (1128) и два Симеона . В грамоте-граффити конца XI—haчaлa XII в. о покупке княгини Всеволожей Бояновой земли упоминается среди клирошан Софийского собора «Иван Янъчин» — скорее, поп, чем игумен Андреевского Янчина монастыря . Если монастырь был создан специально для княжеской дочери, то он должен быть женским. Но были ли такие в Киеве и на Руси в XI в.? Не исключено, что существовали общие монастыри, где игуменами оставались монахи-мужчины, но были женские кельи наряду с мужскими. Предполагать превращение женского монастыря в мужской после смерти Янки мало оснований; кроме нее в нем должны были жить и другие женщины.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Пожня Андреиха на окольной Сухоне, а дала ту пожню в монастырь вклада Вологжанина сына Боярского Андреевская жена Владимирова в 7084/1576 году; пожня Новокупка на окольной Сухоне, а дал ту пожню в монастырь вклада Никита Никитин сын Мотафтин в 7052/1544 году; пожня Засонбариха на окольной же Сухоне, а дал ту пожню в монастырь вклада Вологжанин сын Боярский Анкиндин Иванов, сын Сумин, лета 7026/1518; пожня Ветреница на реке на Леже, а заложил ту вотчинную пожню в монастырь Вологжанин сын Боярский Степан Ильин, сын Матафтин; пожня Кирлеиха на верхней Сухоне, а заложили ту пожню в монастырь Степан, да Арефей, да Андроник Тостиковы; пожня Стулиха на окольной Сухоне на устье реки Киексе, а дал ту пожню в монастырь вклада Вологжанин сын Боярский Елизарей Еремеев сын Владимиров в 7044/1536 году; пожня Лепентьева, Зимник тоже, на реке Вологде, а дал ту пожню в монастырь вклада Вологжанин сын Боярский Кирило Остафьев сын Вахнеевский в 7079/1571 году; пожня Якимиха на окольной Сухоне против речки Киексе, а дал ту пожню в монастырь вклада по закладной кабале Вологодский помещик Никита Иванов со своими детьми с Яковом, с Леонтием в 7078/1570 году; пожня Шеставариха на окольной Сухоне, а дали ту пожню в монастырь вклада Вологодские помещики Фёдор да Ферафон Семёновы, дети Демидова, да Иван Павлов, сын Демидов в 7053/1545 году. Пожня Вошти на Волоке же на Коневце острове Говылиха, а дал ту вотчинную пожню в монастырь вклада Вологодский помещик Аврамей Аверкиев, сын Годылев в 7078/1570 году; пожня Долгуша на реке на Леже, а дал ту пожню в монастырь вкладу Вологжанин Григорий Поликарпов сын Годылев в 7039/1531 году; пожня Пападейка на окольной Сухоне, а дал ту пожню в монастырь вклада свою расчистку Кирилла Чудотворца Поп Емельян Лукьянов в 7095/1587 году; пожня Дубенка на окольной Сухоне, а дал ту пожню в монастырь вклада Вологодский помещик свою вотчинную Борис Бошарин; пожня в вершину и с Забережицами, прозвище Саватеиха по реке по Дубенке, а дал ту пожню в монастырь вклада старец Саватей в 7059/1551 году; пожня Мартыниха на реке на Дубенке, в Забережице, а дал ту пожню в монастырь вклада монастырский крестьянин свою расчистку Мартынков Буркцовский в 7078/1570 году; пожня Троицкая во Назимском озере; пожня Костылиха у реки Лосты; пожня Перцовская в окольной Сухоне в Осиновице; пожня Берёзовка на окольной Сухоне; пожня Долгуша, Омельяновская тоже, на реке на Леже: и тех их монастырских пожен оброчить не велено, а велено им теми пожнями владеть по-прежнему безоброчно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010