мужская, вовсе упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде (а потом отписана к Архангельской Епархии), на левом берегу реки Северной Двины, от Сийского монастыря к югу в 25, от Каргополя к северу в 200 вёрстах, и приписана была сперва к Еломской пустыни, а потом к Спасо-Каргопольскому монастырю. При сочинении Штатов в 1764 году был в этой пустыни один монах. Яминская пустынь Была на берегу реки Волги близ города Твери. См. ниже Фёдоровский Тверской монастырь. Ямнесская Предтечева Или Яменская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, принадлежала к Московской Епархии, и было за ней крестьян только 7 душ. Ямская Предтечева Трубчевская пустынь Мужская упразднённая, находилась близ города Трубчевска и принадлежала к Синодальной области. Кажется, она та же, что и вышеописанная Ямнесская или Яменская. Янкин или Янчин Андреевский монастырь Мужской упразднённый, находился в Губернском городе Киеве. Основан и построен Великим Князем Всеволодом I Ярославичем, в Святом крещении Андреем, в 1086 году. В нём сперва жили и воспитываемы были девицы, которых Начальницей и наставницей была дочь Великого Князя Всеволода Анна 184 , по просторечию прозванная Янка, от чего и монастырь наименование своё получил Янкин или Янчин, а по храму – Андреевский. Училище сие было первое в России для воспитания девиц. После этот монастырь был уже мужеским под названием Андреевский Всеволож. См. Татищев, История Российская, ч. II, стр. 138–139; ч. II, стр. 172; Мальгин, Зерцало Российских Государей, 1794 год, стр. 124–125. Яранский Вознесенский монастырь Мужской упразднённый, находился в уездном городе Яранске, принадлежавшем прежде к Казанской, а ныне Вятской Епархии. Крестьян за ним было 236 душ. Яранский Казанский Новодевичий монастырь Упразднённый, находился близ вышеописанного монастыря. Яренский монастырь Мужской. Описан при переписи 1678 года так: «Яренских Чудотворцев Иоанна и Логгина у моря монастырь в Архангелогородской Епархии, от Архангельска 120 вёрст. Мощи Преподобного обретены в 1544 году в весеннее время Яренскими жителями и положены на берегу моря при устье речки Сярты в гробу.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Рядом с Пантелеимоновским подворьем на верхнем этаже построенного в 1870-х гг. шестиэтажного здания странноприимницы Ильинского скита в 1879 г. была освящена церковь св. прор. Илии. Казначеем, а затем настоятелем Ильинского подворья в 1878–1885 гг. служил иеромонах Гавриил, избранный в 1887 г. настоятелем самого Ильинского скита и возведенный в 1891 г. Константинопольским патриархом Неофитом VIII в сан архимандрита. В 1994 г. схиархимандрит Гавриил был канонизирован Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. 343 В 1871 г., выполняя желание первого игумена Андреевского скита иеросхимонаха Виссариона (Толмачева), его преемник – новый игумен иеросхимонах Феодорит (Крестовников) – приобрел в Константинополе большой дом вблизи пароходной пристани для размещения паломников из России, отправляющихся на Афон, в Иерусалим и в другие святые места Востока. Там же, в квартале Галата на улице Мухмана было устроено подворье скита, сгоревшее 21 декабря 1887 г. В 1888–1890 гг. на месте сгоревшего здания под руководством иеросхимонаха Феодорита построили многоэтажное здание подворья Андреевского скита, на верхнем этаже которого освятили церковь св. ап. Андрея Первозванного (по некоторым сведениям, первоначально в честь Казанской иконы Божией Матери). Венчал здание, как и другие подворские дома, низкий византийский купол и русский восьмиконечный крест. В 1900–1904 гг. экономом этого подворья, а затем и настоятелем был выпускник известной богословской школы Константинопольского Патриархата на о. Халки иеромонах Иероним (в миру Иван Васильевич Силин, 1866–1920), избранный в 1908 г. игуменом Андреевского скита. 344 Русские святогорцы не сразу смогли вступить во владение зданиями подворий: эти строения первоначально приобретались на имя частных лиц, так как обители опасались противодействия мусульман. Интересно отметить, что когда братия Андреевского скита решила с помощью стамбульских адвокатов вступить во владение своим подворьем, оказалось, что в турецком языке, на котором оформлялся соответствующий султанский фирман (указ), нет слова «скит». «Султан увидит неизвестное ему слово, задумается и бумагу в сторону отложит», заявили монахам адвокаты. Не желая промедления, игумен скита благословил переводчиков на слово «монастырь», и фирман был подписан. 345

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андреевские Выселки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1896. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Шатурский городской округ, д. Андреевские Выселки Координаты: 55.627551, 39.525328 Проезд:от Шатуры автобусом 25 до остановки Храм Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деревне Андреевские Выселки находится один из древнейших погостов Мещёры - Спасо-Преображенский Святоозерский, основанный во второй половине XIV века. Основанию погоста положил святитель Киприан, митрополит Киевский и Московский. На берегу Святого озера, недалеко от Государевой дороги, ведущей из Владимира через Коломну в стольный град Киев, находились земли, входящие в Сенежскую волость, находящуюся во владении Церкви. Само озеро в то время имело несколько наименований: Сенежское, Сенецкое, Сенег. Здесь, на западном берегу озера, святитель Киприан устроил свою резиденцию. Имеются сведения, что во времена Киприана здесь существовал небольшой мужской монастырь, впоследствии перенесённый греческим монахом Пахомием на остров Радовицкого озера, положивший начало Николо-Радовицкой обители. Сенег любил посещать также митрополит Фотий. Здесь он в 1411 году укрывался до набега многотысячного войска татарского хана Талыча. С переводом столицы Государства из Владимира в Москву отпала небходимость в Сенегской митрополичьей резиденции и на её месте образовался Святоозерский погост с главным храмом Преображения Господня. На территории погоста, как в духовном и административном центре сельской местности, ежегодно на Преображение устраивались ярмарки, а также еженедельные базары. На Спасском Святоозерском погосте, находящемся после административной реформы 1860-х годов в Петровской волости Егорьевского уезда Рязанской губернии, находились: земское училище и приходская богадельня. В 1917 году здесь стояли две церкви. Спасо-Преображенская каменная церковь построена в 1898-1905 годах в псевдорусском стиле попечением протоиерея Иакова Светлова с двумя тёплыми приделами: северный - Никольский и южный - митрополитов Киприана и Фотия. Деревянная однопрестольная Казанская церковь построена в 1896 году. Церкви были построены взамен сгоревшего в конце XIX века от удара молнии деревянного Преображенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=54389

Важнейшую святыню здешнего храма составляет икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», присланная из Андреевского скита, на Афоне, копия с чудотворной афонской иконы, находящейся в Карее, в Протатском соборе, на горнем месте. Мысль приобрести эту икону принадлежит афонскому иеросхимонаху Петру Ксиропотамскому. Он был родом из Черниговской губернии, принял монашество в Воронежском Акатовом монастыре, а потом – схиму от иерусалимского патриарха Кирилла. В Афонском Ксиропотамском монастыре он был единственный монах из русских. Великий князь Константин Николаевич, посещая монастырь, беседовал с о. Петром и позволил ему, в случае надобности, обращаться к нему. При участии великого князя, о. Петр построил на собранные в России деньги гостинницу в монастыре для русских поклонников. Икона «Достойно есть» приобретена в Меминскую церковь при следующих обстоятельствах. Прихожане, не имея средств на построение каменной церкви, молили Царицу Небесную помочь им в их святом деле. Молитва их была услышана. С помощью разных благотворителей церковь построена. В это время священнику о. Василию сообщили, что с Афона выслана копия с иконы «Достойно есть». О. Василий, собирая в Петербурге деньги и утварь на Меминскую церковь, познакомился в квартире серебряника Хархарова с о. Петром. Хархаров, узнав о бедности Меминского храма, обещал прислать с Афона копию с иконы «Достойно есть». О. Петр, отправившись после на Афон, при участии архимандрита Андреевского скита Феодорита, выслал оттуда освященную в ските копию, с частицею мощей св. апостола Андрея; копия была прислана с печатью скита и с письмом настоятеля. В письме говорилось, между прочим, что копия прислана «как из уважения сродного человеколюбия в делах душеполезных, так и в благодарность за общую прихожан и благотворителей храма любовь к месту настоящего нашего пребывания (т.е. к Андреевскому скиту)». Писателем иконы письмо называет Смарагда, монаха Андреевского скита. Письмо писано октября 20-го дня 1873 г. С Афона икона препровождена в Петербург с иеромонахом Андреевского скита Иларием и купцом Орловской губернии Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+ 1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 году на Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий) , Арсений Сатановский , Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович) . Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии , первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVII веке Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь . В 1648 - 1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 году обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе , возможно потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда. Первое упразднение монастыря Впервые монастырь был упразднен в 1724 году. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей - " зазорных " детей и помещение для " колодников " . При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 году Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Второе упразднение обители Окончательно монастырь был обращен в приходской храм, так как " оный оказался к собственному содержанию безнадежен " , в 1764 году. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 года.

http://drevo-info.ru/articles/13678975.h...

Афон (θως). Андреевский скит. Андреевский скит /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Афон. Окраина Кареи. Координаты: 40.26213, 24.244396 Проезд:Паром от г. Уранополь Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Скит св. Андрея Первозванного Основанием для него послужила уединенная келья во имя прп. Антония Великого, устроенная на земле Ватопедского монастыря константинопольским патриархом Афанасием Пателларием, прибывшим на Афон на покой в 1652 г. Спустя 100 лет вселенский патриарх Серафим приобрел келью Афанасия и воздвиг красивый трехэтажный дом с двумя храмами - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. Апостола Андрея Первозванного и прп. Антония Великого. Келья за свой красивый вид получила название Серай (красивый дворец). В дальнейшем келья опустела. В 1841 г. русские схииеромонахи Виссарион и Варсонофий приобрели у Ватопеда Серайскую келью и собрали до 20 русских монахов. В 1849 г. на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьев. При его посредстве Серайская келья была возведена на степень скита, причем Ватопед дал право скиту иметь собственную печать, избирать собственного игумена и некоторые другие преимущества. А.Н. Муравьев за такие заслуги получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита было 22.10.1849 г. Первым игуменом был поставлен схииер. Виссарион, получивший в благословение от Ватопеда икону Богоматери " В скорбех и печалех утешение " , некогда принадлежавшую патр. Афанасию. В том же 1849 г. Андреевский скит получил от Ватопеда устав под названием " Омология " , определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к Ватопедскому монастырю. В скиту имелось 13 церквей. Одним из лучших храмов на Афоне признавался громадный восьмикупольный собор во имя св. ап. Андрея Первозванного с приделом в честь блгв. вел. кн. Александра Невского и равноап. Марии Магдалины, заложенный в 1867 г. вел. кн. Алексеем Александровичем в память спасения Александра II от покушения в Париже. Собор строился около 30 лет, освящен 16.07.1900. Скит имел подворья в Константинополе, Одессе, Ростове на-Дону и Петербурге. Издавал ежемесячный религиозно-нравственный журнал " Наставления и утешения святой веры христианской " , выходивший в Одессе. В скиту подвизалось до 500 иноков. В восьмидесятые годы хх века умер последний русский монах, скит был заброшен по невозможности приезда новых насельников из России. В начале нового века в скиту поселилась греческая братия.

http://sobory.ru/article/?object=14094

Сведения о владельцах Юзской волости в первой половине XVII в. в источниках расходятся. В галичских писцовых книгах князя Н. Я. Мещерского и Н. И. Беклемишева 1626–1635 гг. отмечено «в Галичском уезде в Кологривской осаде в Южской волости Донского монастыря в вотчине» село Андреевское . По другим же данным волость в это время и, как минимум, до 1648 г. находилась в поместном владении за думным дьяком М. Ф. Даниловым: «Волость Юза в поместье за думным дьяком Михаилом Даниловым… Селищо Ондреевское на реке на Юзе» . В переписной книге Галичского уезда 1648 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 жилых деревень (Челищево, Лукерьино, Дрествяное, Кожухово, Степанково, Бутково, Шонурово, Рослятино, Офонково, Сысоево тож, Рысенково, Полюдово, Жубреино), а в них 95 крестьянских дворов. С середины XVII в. волость числилась за стольником, думным дворянином А. С. Хитрово . В 1680 г. последний попал в опалу, после чего, очевидно, владения были конфискованы в государеву казну. В переписи Галичского уезда 1678 г. в волости Юза отмечены погост Воскресенский, сельцо Андреевское и 12 деревень – Степанково, Шонурово, Рослятино, Рысенково, Челищево, Дресвяново, Кожухово, Бутково, Полюдово, Афонково, Лукерьино, Жубрино. В них находилось 142 крестьянских и бобыльских двора, проживали 400 человек . Н. А. Горская установила, что село Андреевское с деревнями в Юзской волости Галичского уезда до 1690 г. являлось отписной вотчиной князя М. Крапоткина . Следовательно, около 1690 г. она стала владением Донского мужского монастыря. Впоследствии, в ходе губернской реформы 1775 г. волость Юза из Галичского уезда была передана во вновь образованный Никольский уезд. На картах материалов Генерального межевания она находится в составе Никольского уезда Вологодского наместничества (1786 г.). Владелец Юзской волости в XVIII в. московский в честь Донской иконы Божией Матери ставропигиальный мужской монастырь расположен на юго-востоке Москвы и является одним из самых известных. Он основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Б. Ф. Годуновым в 1591–1592 гг. в память об избавлении Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери. В конце июне 1591 г. войска хана Казы-Гирея подступили к Москве. По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен торжественный крестный ход: епископ Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы и затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской церкви. 5 июля, за час до рассвета, хан с войском бежал с великим страхом и ужасом, «пометав на дороге лошадей и рухляди (имущество) и даже возки свои, в которых сам ехал» .

http://sedmitza.ru/lib/text/10379901/

Осенью 1648 года началось создание Андреевского монастыря при той самой приходской Андреевской церкви, что стояла здесь с 1591 года. Обитель в то время называлась Преображенской пустынью, поскольку там стояла и вторая церковь, освященная в честь Преображения Христова. Она либо сохранилась с давних времен, либо, что вероятнее, была основана самим Ртищевым, но вскоре ее упразднили, и за обителью осталось лишь ее современное имя – Андреевский монастырь. Именно тогда, в середине XVII века, и появилась здесь соборная церковь Воскресения Христова. О ее возникновении тоже существует два мнения. Одно гласит, что ее основал сам Ртищев в том же 1648 году, когда боярин возобновил Андреевский монастырь из небытия, а в 1680-х годах она была добротно перестроена в камне. Второе, что ее основали, возможно, на месте упраздненной Преображенской церкви, и что основание пришлось на конец 1680-х годов. Каменное здание Воскресенской церкви точно возводилось в конце XVII века, и освящал ее местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский в 1703 году. В 1675 году появилась надвратная церковь во имя мученика Андрея Стратилата вместо старенькой деревянной: после ее возведения монастырь официально стал называться Андреевским. Был здесь и престол во имя святого Феодора Стратилата – небесного покровителя боярина Ртищева, упраздненный в 1764 году, и престол во имя апостола Андрея Первозванного. Фриз из поливных изразцов «павлинье око» изготовил Степан Полубес, который славился своей великолепной керамикой, его же изразцы сохранились на церкви Григория Неокесарийского на Полянке и на храме Успения в Гончарах. На первых порах, за сравнительно недолгое время существования Андреевского братства, монастырь, населенный учеными иноками, получал солидную государственную помощь. Насельники, принимаемые сюда лишь по именному царскому утверждению, имели «корм» в Посольском приказе. Для содержания новоустроенной обители к ней приписали Тверской Видогожский монастырь и Успенский монастырь в селе Стромынь. Кроме того, Андреевский монастырь имел земли, мельницы, рыбные ловли и даже сам некоторое время содержал московский Донской монастырь.

http://pravoslavie.ru/491.html

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 г. в Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. В XVII в. Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь. В 1648-1654 г.г. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны. Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 г. обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда. Впервые монастырь был упразднен в 1724 г. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей – «зазорных» детей и помещение для «колодников». При императрице Анне Иоанновне в 1730 г. монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно монастырь был обращен в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 г. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 г. Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 г., на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы. По указу императрицы Екатерины II в 1775 г. в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.

http://sobory.ru/article/?object=04622

Якутск Святыни Якутии [ править править код ] Собор Спаса Преображения (Якутск) : В Преображенском Кафедральном соборе имеются святыни, которые почитаются верующими: Эти святыни участвовали в Крестном ходе «Под звездой Богородицы» в 2008 году. Андреевский мужской монастырь (Мирный) : Свято-Никольский храм (Вилюйск) : Храм Илии пророка (Томмот) : Монастыри Якутии [ править править код ] Все монастыри Якутии Покровский женский монастырь (Якутск) [ править править код ] До революции в Якутске существовал женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но после неё он упразднился. 21 февраля 1996 года Священный Синод благословил создать при храме женский монастырь. По окончании работ храм был освящен архиерейским чином в 1998 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как к этому времени был восстановлен Никольский собор Якутска, и в воспоминание о дореволюционной обители. Затем был построен новый каменный сестринский корпус, в котором расположились небольшой храм, крестильный зал, кельи сестер, класс для проведения занятий воскресной школы, миссионерский отдел, трапезная. Домовой храм корпуса освятили во имя преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, по случаю привезения их мощей летом 2004 года. На 2010 год в обители идут строительные работы. Адрес: Россия, 677005, респ. Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ушакова, 12 Подробнее... Андреевский мужской монастырь (Мирный) [ править править код ] Андреевский монастырь учрежден решением Священного Синода и благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 декабря 2014 года. 20 сентября 2017 года в истории Андреевского монастыря города Мирного произошло важное событие. По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Романа настоятель монастыря игумен Серафим (Рошка) в сослужении благочинного Мирнинского округа протоиерея Владимира Севрюкова совершили чин освящения купола и креста на строящийся братский корпус. После совершения молебного пения и окропления святой водой купол и крест были водружены на крышу братского корпуса.

http://azbyka.ru/palomnik/Якутия

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010