Рогожское кладбище; 4. История Курженского собора; 5. История Екатеринбургской общины; 6. История поисков архиерея. По беспоповщине: 1. Преображенское кладбище; 2. Покровская (Монинская община); 3. История поморских монастырей; 4. История филипповцев; 5. Самосожигатели; 6. Морельщики; 7. Душители и др.; 8. Бегуны; 9. Споры о браках; 10. Спасовцы; 11. Самокрещенцы. По сектам: 1. Молокане и духоборцы; 2. Решетники; 3. Десное братство. По сектам пророческим: 1. Скопцы; 2. Хлысты; 3. Секты в высшем обществе. Работу можно будет поручить: статским советникам Мельникову и Артемьеву, профессорам МДА, в том числе г-ну Н. И. Субботину и магистру Аристову. Трудно определить необходимое время. Надо попробовать по 15-20 печатных листов в год» (Там же. Л. 1). Части согласий (5, 6, 7) не существовало. Это заблуждение исследователей старообрядчества XIX в. Душителями необоснованно называли странников (у М.- бегунов), крестившихся только перед смертью и якобы пытавшихся насильственно приблизить конец, но эти факты не подтверждаются. Др. объемный комплекс документов М. находится в РНБ. Материалы писателя хранятся в его личном фонде 478, напр., его записная книжка 60-х гг. с географическими, археологическими и фольклорными записями и зарисовками, а также «Записка П. И. Мельникова о раскольничьих епископах А. Славском (Андрее Лысом) и Андрее Славском (Андрее Шапошникове)» [автограф] (24 марта 1866), содержащая важные сведения о деятелях белокриницкого согласия, сформировавшегося за границей России. В фонде 73 (В. А. Бильбасов и А. А. Краевский) имеется краткая записка, составленная М.: «О важной услуге, оказанной Рогожскому кладбищу свящ. И. М. Ястребовым». Переписка М. с А. И. Артемьевым находится в личном фонде последнего 37). Наиболее крупный массив документов сохранился в собрании А. А. Титова , к-рый в 1883 г. приобрел рукописи и бумаги писателя (Ф. 775). Рукописные источники объединены, возможно, самим М. в 199 сборников, в к-рых имеются различные материалы по истории старообрядчества, народному быту, сектантству, фольклору, историко-географическим трудам последователей старой веры. Собрание включает письма разных лиц, как собранные самим писателем, так и переданные ему из собрания МВД и коллекций др. историков. Печатная часть материалов этой коллекции находится в Отделе редких книг Нижегородской научной б-ки. Лит.: Смирнов Я. Е. А. А. Титов: (1844-1911). М., 2001. С. 46-56; Агеева Е. А. По следам П. И. Мельникова: Рукописные собр. писателя в архивах Москвы (РГАЛИ) и Петербурга (РНБ) и нек-рые итоги археогр. экспедиций МГУ в Нижегородской обл.//Жизнь провинции как феномен духовности: Всерос. науч. конф., 14-15 нояб. 2008 г.: [Сб. ст.]. Н. Новг., 2009. С. 12-16. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства

http://pravenc.ru/text/2562952.html

3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова 2902 , большую ло- —175— гичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова 2903 , можно предположить, что издание С.А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К.И. Невоструева . В 1886 году рассматриваемое житие было переведено на русский книжный язык по изданию К. Невоструева . Но при переводе не преследовались цели ученые и главным намерением издателей, очевидно, было – дать просто душеполезное чтение. В области историко-литературного изучения жития доселе остается нерешенным интересный и важный вопрос об его «неизвестном» авторе. Четыре дошедшие до нашего времени списка жития не проливают света на эту загадочную личность. Попытки же ученых разгадать анонима не идут дальше общих рассуждений на этот счет и произвольных гипотез. Так, П.С. Казанский 2904 замечает, что автор жития не был очевидцем преп. Иосифа, но очень хорошо знал его жизнь и жизнь его учеников. То же самое, почти буквально, повторяет Филарет Черниговский в своем «Словаре» 2905 . – К. Невоструев характеризует автора, как человека, хорошо знавшего «не только деяния и подвиги и внешние отношения преподобного, но и дух и сокровенные его беседы». Язык автора К. Невоструев считает темным и трудным «по употреблению многих древних слов и оборотов речи» 2906 . – В.О. Ключевский 2907 , признавшись, что «очень трудно разъяснить личность любопытного неизвестного биографа», все же делает предположение о Зиновии Отенском , как авторе анонимного жития. –

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Несравненным желанием, всебогатая, древу возжелевши поклонитися животному, сподобилася еси желания, сподоби убо и мене улучити вышния славы. [Несравненным желанием, всебогатая, Древу жизненному возжелав поклониться, сподобилась желаемого, удостой и меня получить вышнюю славу.] Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Струи Иорданския прешедши, обрела еси покой безболезненный, плоти сласти избежавши, еяже и нас изми твоими молитвами, преподобная. [Ты перешла поток Иорданскийи обрела покой безболезненный, оставив плотское удовольствие, от которого избавь и нас твоими молитвами, преподобная.] Припев: Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас. Яко пастырей изряднейша, Андрее премудре, избранна суща тя, любовию велиею и страхом молю, твоими молитвами спасение улучити и жизнь вечную. [Яко пастырей изряднейша, Андрее премудре, избранна суща тя, любовию велиею и страхом молю, твоими молитвами спасение улучити, и жизнь вечную.] Слава, Троичен: Тя, Троице, славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси, Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единице присно покланяемая. [Тебя Троице славим, Единаго Бога: Свят, Свят, Свят Ты Отче, Сыне и Душе, Простое Существо, Единица всегда покланяемая.] И ныне, Богородичен: Из Тебе облечеся в мое смешение, нетленная, безмужная Мати Дево, Бог, создавый веки, и соедини Себе человеческое естество. [Из Тебя облечен в мой состав Непорочная безмужная Матерь-Дева Бог, создавший веки, и соединил с Собою человеческое естество.] Песнь 6 Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. [От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.]  (Ион. 2:3, 7) Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. [Приношу Тебе, о Спаситель, слезы чистые очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающаго: Боже, согрешил я Тебе, очисти меня.]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы. радуйтеся, за Русь святии молитвенницы. радуйтеся, веры Христовыя светильницы. радуйтеся, духовно умиленнии. радуйтеся, на поле брани упокоеннии. радуйтеся Царствия Божия наследницы. радуйтеся, Ангелов святии собеседницы. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 4 На бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся: Радуйтеся, схимницы смиреннии. радуйтеся, Святым Духом исполнении. Радуйтеся, воини русскии. радуйтеся, шедшии тропы узкия. Радуйтеся, защитницы усерднии. радуйтеся, победительницы нерукотвореннии. Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии. радуйтеся, победу над смертию приявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 5 Боготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа. Икос 5 Видевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем: Радуйтеся, Евангелия любители. радуйтеся, воинам ратным покровители. Радуйтеся, Христа и Бога зрители. радуйтеся, смирению учители. Радуйтеся, воини мужественнии. радуйтеся, насельницы дружественнии. Радуйтеся, сомолитвенницы славнии. радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 6 Проповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа. Икос 6

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

радуйтеся, воинам ратным прибежище. Радуйтеся, молитвенницы знаменнии. радуйтеся, схимницы праведнии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 9 Вси помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа. Икос 9 Ветии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем: Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии. радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии. Радуйтеся, воини победители. радуйтеся, от страстей омытии. Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии. радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии. Радуйтеся, небеснии послушницы. радуйтеся, за Россию святии заступницы. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 10 Спасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим: Радуйтеся, русския Церкви украшение. радуйтеся, русския земли спасение. Радуйтеся, всадницы святии. радуйтеся, защитницы Руси. Радуйтеся, князем святим избрании. радуйтеся, Богом утверждении. Радуйтеся, Евангелие приявшии. радуйтеся, в вере твердо постоявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 11 Пение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа. Икос 11 Светозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарные возносим: Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии Икос 1 Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим: Радуйтеся, воини праведнии. Радуйтеся, русския победы знамение. Радуйтеся, монаси благонравнии. радуйтеся, послушницы славнии. Радуйтеся, ратницы непобедимии. радуйтеся, Духом Божиим хранимии. Радуйтеся, монашеский хитон избравшии. радуйтеся, на поле брани просиявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 2 Видел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возрасте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа. Икос 2 Разумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем: Радуйтеся, поклонницы Царя Христа. радуйтеся, усерднии Христовы ратницы. Радуйтеся, молитвенницы обильнии. радуйтеся, Христовым Духом сильнии. Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии. радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии. Радуйтеся, молитвами благоухавшии. радуйтеся, ими врагов отгнавшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 3 Силою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа. Икос 3 Имуще любовь Христову, вси блага мирстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим: Радуйтеся, монаси досточтимии.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Только бы принять нам на себя подвиг чистого жития Ее, тот подвиг, который очистил душу Ее и сделал Ее достойной вместить в Себя Невместимого, – ведь и мы Его во всей Его Божественной полноте стремимся вместить, причащаясь Пречистого Тела Его и Честной Крови, но как осмелишься ты сказать, душа моя, что ты достойна этого вмещения? Только бы принять нам на себя тот подвиг, который очистил и тело Ее настолько, что для него стало возможным войти в двери Небесные еще задолго до трубы архангельской, которая возвестит всем нам телесное наше воскресение и начало праведного и Страшного Суда! Только бы стать нам достойными самого подвига этого! Преступи среде даже до Славы. Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрею: Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, Критский председателю, покаяния бо ты таинник преизрядный. К тебе припадает душа моя со слезами, о Андрее, Критский председатель. Открой мне тайны сердечного покаяния, ибо ты – преизрядный, многоопытный знаток этих тайн! Я знаю, что единственная искренняя «жертва Богу», на которую способна душа моя, – это «дух сокрушен»; я знаю, что «сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ). Я знаю и путь к такому сокрушению сердечному: сказано ведь, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» ( Деян. 14, 22 ). Я читаю сейчас Златоуста, который учит меня: «Зная, что скорби наиболее приближают нас к Господу, если только мы будем бодры духом, и что тогда мы можем снискать Его милость, когда приступаем к Нему с сокрушенною душею и с горячими слезами, – зная это, не будем унывать в несчастьях; но, размышляя о пользе скорбей, станем благодушно переносить все случающееся с нами; научимся быть тихими и кроткими во всем вообще» 726 . Я знаю это всё. Знаю и то, что скорбям моим нет числа. Плачу вместе с пророком о бедствиях многогрешной души моей. «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! Он стал, как вдова. ... Горько плачет ночью, и слезы его на ланитах его» ( Плач. 1,1 )... Ты оделась во вдовьи одежды, душа моя, ты рыдаешь в себе, и слезы твои, как тяжелые камни, падают на землю духа твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

[Пристанище знаю Тебя тихое, Владыка, Владыка Христе; но от неизмеримых глубин греха и отчаяния, предварив, избавь меня.] Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле царскую драхму; но вжег светильник, Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ. [Я — драхма, о Спаситель, с царским изображением, которая в древности потеряна у Тебя, но возжег светильник, и Предтечу Твоего, Слове, взыщи и найди Твой образ.] (Лк. 15:8-9) Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распалаема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу. [Да угасишь пламень страстей, капли слез источала всегда ты, Марие, душой пламенея, их благодать подай и мне, твоему рабу.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Безстрастие Небесное стяжала еси крайним на земли житием, мати. Темже тебе поющим, от страстей избавитися молитвами твоими молися. [Бесстрастие небесное приобрела ты жизнью высокою, матерь; ходатайствуй, да воспевающие тебя избавятся от страстей молитвами твоими.] Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас. Критскаго тя пастыря и председателя и вселенныя молитвенника ведый, притекаю, Андрее, и вопию ти: изми мя, отче, из глубины греха. [Критского тебя пастыря и председателя, и вселенной молитвенника зная, притекаю Андрее, и возглашаю тебе: изми меня отче из глубины греха.] Слава, Троичен: Троица есмь Проста, Нераздельна, раздельна Личне и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух. [Троица есмь Проста, Нераздельная, Раздельная в Лицах и Единица соединенная в существе, Отец вещает и Сын и Божественный Дух.] И ныне, Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображена по нам: Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся. [Утроба Твоя Бога нам роди, принявшего образ наш, Его, как Создателя всех, моли, Богородица, да молитвами Твоими оправдаемся.] Катавасия: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. [От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Моления, Владыко, Тебе поющих не отвержи, но ущедри, Человеколюбче, и подаждь верою просящим оставление. [Моления, Владыка, Тебя воспевающих не отвергни; но будь щедрым, Человеколюбче, и даруй просящим с верою оставление.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Содержим есмь бурею и треволнением согрешений, но сама мя, мати, ныне спаси и к пристанищу Божественнаго покаяния возведи. [Одержим я бурею и треволнением согрешений, но сама меня, матерь, ныне спаси и к пристанищу Божественного покаяния приведи.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Рабское моление и ныне, преподобная, принесши ко благоутробней молитвами твоими Богородице, отверзи ми Божественныя входы. [Усердное моление и ныне, преподобная, принесши к милосердной Богородице, и твоими молитвами отверзи мне божественные входы.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, Критский председателю, покаяния бо ты таинник преизрядный. [Твоими молитвами даруй и мне оставление долгов, о Андрее, критский председателю, ибо покаяния ты таинник преизрядный.] Слава, Троичен: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей. [Троица Простая, Несозданная, Существо Безначальное, в троичности Лиц воспеваемое, спаси нас с верою покланяющихся Державе Твоей.] И ныне, Богородичен: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. [От Отца безлетна Сына, в лето Богородительнице неискусомужно Ты родила, странное чудо, пребывши Девой, млеком питающей.] Катавасия: Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь. Седален, господина Иосифа, глас 8: Подобен: Воскресл еси от гроба: Светила богозрачная, Спасовы апостоли, просветите нас во тьме жития, яко да во дни ныне благообразно ходим, светом воздержания нощных страстей отбегающе, и светлыя страсти Христовы узрим, радующеся. [Светила богозрачная, Спасовы апостоли, просветите нас во тьме жития, яко да во дни ныне благообразно ходим, светом воздержания нощных страстей отбегающе, и светлыя страсти Христовы узрим радующеся.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

И остался мой вопрос неразрешенным. Преображение животных? Но, видимо, свыше готовился на вопрос ответ… В Павлодаре, где я жила после многих лет заключения у сына, мне в руки пришла книга «Рай и ад». В ней рассказывается о блаженном Андрее. Их было три: в III веке, в IX и X веках (но моя память слаба тот, который был восхищен до третьего неба ; выше, помнится, не поднимался апостол Павел). Там, дивясь на несказанную высоту и красоту райских деревьев, блаженный Андрей увидел скользящих животных цвета зари и неба, а шерсть их была как бы шелк, и перекликались они музыкальными звуками. И в то время, как он дивился, сверху был ему Голос: «Что ты удивляешься, Андрей? Неужели ты думаешь, что Бог даст хоть одной Своей твари тление?» Сердце во мне забилось, как птица. Взяв лист кальки, я скопировала титульный лист книги и послала в Уфу вопрос: «Могу ли я верить книге, вышедшей при старой власти и одобренной Синодом?» Ответ мне был: «Да, верьте». Тогда я списала отцу Александру строки о блаженном Андрее и Гласе ему сверху. И в уме моем, и в моем сердце настал покой». УМАЛЕНИЕ Каждому человеку, начинающему вчитываться в смысл Евангелия серьезно, вдумчиво, а не только чтобы расширить свой кругозор и удовлетворить культурные потребности, очень рано становится понятным, что Царство Небесное представляет нечто отличное от мира сего. Те ценности и те величины, те реальности, которые являют Царство Небесное, отличаются от ценностей и приоритетов этого мира. Мы сейчас живем в мире, где все определяется стремлением человека к власти и способностью эту власть осуществлять, удерживать. И нам часто кажется, что это единственный способ жизни. Мы не замечаем или проходим мимо тех случаев, когда видим, что человек, живущий такой напряженной жаждой удерживания власти, истощает себя, калечит сам себя и калечит очень, очень многих людей вокруг. Когда Иисус встретился с Понтием Пилатом, тот задал Ему вопрос: «Царь ли Ты Иудейский?» Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин 18.36). Поэтому, когда Иисус говорил о Царстве Небесном, Он прибегал к притчам. В понятиях и категориях этого мира объяснить, что такое Царство Небесное, невозможно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010