Отправились они в тюрьму, и Андрей посмотрел и увидел, что у двери тюрьмы стоят семь стражников, стороживших тюрьму. Помолился он про себя, и семь стражни­ков упали на землю и умерли. Подойдя к двери тюрьмы, Андрей запечатал дверь крестным знамением, и дверь сама по себе откры­лась. И войдя в тюрьму, он увидел, что Матфий сидит и поет про себя псалмы. Увидев его, тот встал, и они поприветствовали друг друга святым целованием. Тогда Андрей обратился к Матфию: «О брат Матфий, как ты оказался здесь? Ведь еще три дня, и тебя бы вывели, чтобы принести в жертву и сделать пищей для жите­лей этого города. Где же великие тайны, которым ты научился? Где чудеса, которые мы постигли и из которых если что расска­жешь, то сотрясутся небо и земля?». Ответил ему Матфий: «О брат Андрей, разве ты не слышал, как Господь говорил: «Вот Я посылаю вас, как овец посреди волков 26 »? Ведь сразу, как при­вели меня в тюрьму, помолился я Господу, и Он явился мне и сказал: «Потерпи здесь двадцать семь дней, а после этого Я по­шлю к тебе Андрея, и он выведет из тюрьмы и тебя, и всех, кто с тобой». И вот теперь, как и сказал мне Господь, я вижу тебя. Так как же мы теперь поступим?». Тогда Андрей, взглянув, увидел посреди тюрьмы заклю­ченных там мужей, нагих и евших сено, словно неразумные скоты. Ударив себя в грудь, Андрей сказал про себя: «О Андрей, взгляни и посмотри, что сделали с подобными тебе людьми, как уподобили их несмысленным скотам». Тогда начал Андрей об­личать сатану и говорить ему: «Горе тебе, дьяволу , врагу Бога и Его ангелов, потому что ничего дурного не причинили тебе на­ходящиеся здесь чужеземцы! И как навел ты на них такое нака­зание? Доколе будешь ты воевать с родом христианским? Это ведь ты вначале сделал так, что Адама изгнали из рая 27 ; и дал ему Бог растительную пищу, чтобы сеять ее по земле 28 . Это ты заставил хлебы на его столе стать камнями 29 . И опять же, это ты вошел в рассудок ангелов, заставил их оскверниться с жен­щинами и беззаконно заставил их сыновей, гигантов, поедать людей на земле, пока не разгневался Господь на них и не низвел на них потоп, дабы истребить всякий росток, который сотворил Господь на земле; но не истребил Он праведного Своего Ноя 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Услышав это, дьявол сказал горожанам: «Ищите того, кто теперь беседует со мной, потому что это он». И побежав, горожане закрыли городские ворота и стали искать блаженного, но не видели его. Тогда Господь явился Андрею и сказал ему: «Андрей, встань и покажись им, чтобы они узнали, какова сила действующего в них дьявола». Тогда Андрей, встав перед всеми, сказал: «Вот я тот Анд­рей, которого вы ищете». Бросилась на него толпа, и схватили его со словами: «Что ты сделал с нами, то и мы сделаем с тобой». И стали они рассуждать между собой: «Какой смертью нам его убить?». И говорили промеж себя: «Если отрубим ему голову, такая смерть не будет для него мучительной». А другие, в свою очередь, сказали: «Если сожжем мы его в огне и дадим его тело нашим старшим в пищу, то и эта смерть не мучительна для него». Тогда один из них, в которого вошел дьявол и наполнил его серд­це, обратился к народу: «Как он поступил с нами, так и мы посту­пим с ним и изобретем для него более ужасные пытки. Итак, давайте повяжем веревку ему вокруг шеи и будем волочить его по всем площадям и улицам города каждый день, пока он не умрет. И когда он умрет, разделим его тело между всеми горожанами и отдадим его им в пищу». Услышав это, народ сделал так, как тот сказал им, и, повязав ему веревку вокруг шеи, стали волочить его по всем площадям и улицам города. И когда волочили блаженно­го Андрея, плоть его приставала к земле и кровь его текла по земле. А с наступлением вечера бросили его в тюрьму, связав ему руки сзади, и он был сильно измучен. С наступлением утра снова вывели его и, повязав веревку вокруг его шеи, стали волочить его. И снова плоть его пристава­ла к земле и кровь его текла. И плакал блаженный Андрей и молился: «Господи мой Иисусе Христе, приди и увидь, что сделали с Твоим рабом. Но я терплю, потому что Ты заповедал мне: «Не поступай с ними по их неверию». Посмотри же, Госпо­ди, сколько мучений они мне причиняют, ибо Ты знаешь, Гос­поди, человеческую плоть. Ведь я знаю, Господи, что недалеко Ты от Своих рабов, но я не буду противоречить Твоей заповеди, которую Ты мне дал.

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Владычице Дево Чистая,/Препрославленная Мати Марие,/молися Сыну Твоему прилежно/избавитися от всякия нужды и напасти,/и всякаго злаго обстояния/Тебе, Госпоже, блажащим, поющим и превозносящим во вся веки.  Песнь 9 Ирмос: Ужасеся о сем Небо/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски,/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./Тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Крилома духовныма ум твой вперив к Сиону Вышнему, егоже и наследовал еси,/бысть единокровник с лики святых, всегда веселящихся и поющих в светлости неизреченней Господеви:/егоже моли о творящих память твою, да достойно тебе величаем.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Всезритель Бог, видев твое усердие, святе княже Андрее, и совершенную веру к Нему,/прослави тя славою вечною, облагодетельствовав тя чудесы,/егоже моли к пользе ущедрити ны, Богомудре, да тебе, достойно воспевающе, величаем.  Припев: Святый благоверный княже Андрее, моли Бога о нас. Спаси молитвами твоими, святе княже Андрее, верою творящих память твою/и от всех бед сохрани град Переяславль, и всякий град, и страну,/и храм твой невредимы от нахождения иноверных и междоусобныя брани, и от всякаго зла,/тебе воспевающих и величающих.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вышняго Иерусалима и быв гражданин Небеснаго Царствия,/со Ангелы предстоя во Славе неизреченней,/тоя же славы яко щедрый отец молитвами твоими, святе Андрее, княже Смоленский, общники нас сотвори,/Христу Богу моляся, да достойно тя величаем.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Марие Пречистая Владычице, омраченную мою душу и сердце просвети,/и жизни вечныя сподоби мя, Госпоже,/не поминающи безчисленных моих зол/и молящи Сына Твоего и Бога нашего за мя, окаяннаго.  Светилен Треблаженне княже Андрее,/предстоя со Ангелы Христову ныне Престолу и Света оттуду исполняяся,/миру мир исходатайствуй и нам спасение,/благочестно и благоприятно память твою совершающим, и в скорбех к тебе притекающим. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blago...

Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе,/многа бо беззакония моя,/и из глубины зол возведи, молюся,/к Тебе бо возопих, и услыши мя,/Боже спасения моего. Все житие свое добре украшал еси, страстотерпче Андрее,/прилежными молитвами, постом и чистотою, правосудием и милосердием,/благочестно Господеви служа день и нощь. Святому Духу дом бысть незлобивое сердце твое, Богоблаженне, чистотою красящееся,/еяже ради ныне зриши чисте Святую Троицу,/озаряя нас чудес лучами и исцелений блистаньми. Благоверному и боголюбивому нраву прилежа,/Христа вселил еси во благоразумную душу твою, досточудне,/темже и нас боголюбивому и благочестивому житию ревнители покажи/и Небеснаго Царствия наследники, воспевающих тя. Богородичен: Великому милосердию Сына Твоего/причастники сотвори нас, Богородительнице,/в день великаго и праведнаго Суда Его,/егда второе на землю приидет со славою страшною. Ин Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и, волнения не ктому терпя,/яко Иона Владыце, вопию Ти:/от тли мя возведи. Удивил еси мир чудесы твоими, блаженне премудре Андрее,/и восприял еси от Христа венец Небесный,/егоже улучити сподоби и нас твоими молитвами, всечестне. Лук сильных сокрушил еси,/во бранех же славный победитель явился еси, великий княже Андрее,/и ныне не престай победоносно споборствовати на враги воинству русскому. Всеблаженне великий княже Андрее, страстотерпче и угодниче Христов,/на Небесех предстоиши Христу, моляся о нас,/зде же честныя и святыя мощи твоя болящих исцеляют/и от скорбей свобождают. Богородичен: Тобою, Пречистая Богородице, от всякия напасти избавляемся,/избави ны, Мати Божия, вечнаго осуждения, да зовем Ти немолчно:/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, запечатанный источниче;/радуйся, Дево Чистая, Господь с Тобою. Кондак, глас 8: В мире сем благочестно и праведно пожив,/молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси,/сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы,/Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое/и всех людей, благочестно тебе почитающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Канон апостолу Андрею Первозванному 6 мин., 13.12.2016 Канон первый святаго апостола Андрея Первозваннаго, глас первый Песнь 1 Ирмос: Твоя победительная десница Боголепно в крепости прославися: та бо, Безсмертне, яко всемогущая, противныя сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая. Смутившуюся мою душу помышлении же и словесы очисти всельшеюся в тя, проповедниче Христов Андрее, Божественною благодатию, яко да чисте источу ти пение достойное. Честное, Предтеча Христов, своих учеников верховнейшее, от неплодове прозябшии, из Девы рождшемуся Христу препрославленному, Андрея, радуяся, приведе. Желанием и любовию неуклонною добродетели степеней начен и восхождению присно поучаяся, от немощныя силы к верховнейшей, Андрее, силе достигл еси. Богородичен: Радуйся, благодати источниче; радуйся, лествице и двере Небесная; радуйся, свещниче, и стамно златая, и горо несекомая, Яже Жизнодавца Христа миру Рождшая. Песнь 3 Ирмос: Едине Ведый человеческаго существа немощь и милостивно в ней воображся, препояши мя с высоты силою, еже вопити Тебе, Святый: одушевленный храме неизреченныя славы Твоея, Человеколюбче. Притекл еси, жаждею не зван, Андрее, но самовольне жизни ко Источнику, якоже елень, и всем, Сего обрет, проповедал еси, и, пив, напоил еси нетления водами истаявшия жаждею концы. Уведев естественныя законы, Андрее досточудне, и общника сродника приял еси, вопия: обретохом Желаемаго и путесотворившаго плоти рождение, сказал еси разум духовный. Мрежею слова из глубины прелести уловил еси словесныя рыбы, апостоле, и трапезе Христовей снедь чистую принесл еси, просвещенныя благодатию Явльшагося в подобии плоти. Богородичен: Бога заченши во утробе, Дево, Духом всесвятым, пребыла еси неопальна, понеже Тя купина, законоположнику Моисею палиму, несожженна яве предвозвести, огнь приимшую нестерпимый. Седален, глас 8. Яко первозваннаго всех учеников, и самовидца Слова, и служителя, Андрее апостоле, по долгу чтим тя, Агнцу бо, вземлюшему грехи мира, несомненною верою тепле последовал еси, отонудуже и страсти Его общник показался еси, плотию претерпевшаго нас ради вольно смерть. Сего ради вопием ти: молися Христу Богу грехов оставление подати празднующим любовию святую память твою.

http://foma.ru/kanon-apostolu-andreyu-pe...

Основные редакции «Повести о царе Аггее» опубликованы вкн.:Ромодановская Е.К. Повести о гордом царе в рукописной традиции XVII–XIX вв. Новосибирск, 1985. В наст. издании печатается в редакции Никифора Симеонова по рукописи ГИМ, Синодальное собр., 294, л. 117–119. Стр. 177. ...чтуще святое Евангелие... «Богатии обнищают, а нищии обогатеют»... – Отсылка к Евангелию, характерная для большинства вариантов «Повести...», ошибочна; здесь несколько искаженно цитируется Псалтырь, ср. Пс.38:11 . Повесть об Андрее Критском «Повесть об Андрее Критском » входит в группу древнерусских произведений, написанных на один из популярнейших сюжетов мировой литературы и фольклора – «Эдипов сюжет». В отличие от других произведений этой группы – «Повести о папе Григории» и «Сказания Иеронима о Иуде-предателе», восходящих к западноевропейским источникам, «Повесть об Андрее Критском » известна у восточных славян не ранее XVI в. Вопрос о ее происхождении пока остается открытым, хотя наиболее убедительной представляется гипотеза Н.К. Гудзия о том, что повесть – оригинальный русский памятник, в котором были творчески соединены многие популярные мотивы других произведений (Гудзий Н.К. К легендам о Иуде Предателе и Андрее Критском/I Русский филологический вестник. Варшава, 1915. 1. С. 3–30). Важной особенностью «Повести...» является то, что сюжет о герое, убивающем отца и вступающем в брак с матерью, связывается здесь с именем византийского церковного писателя и православного святого – Андрея, архиепископа Критского. Каноническое житие Андрея при этом не имеет ничего общего с бурным и грешным жизненным путем героя повести. Источником «апокрифической биографии» архиепископа неожиданно становится его наиболее известное творение – «Великий покаянный канон», включенный в состав обязательных служб Православной церкви. В основу повести кладутся некоторые буквально понятые признания безымянного героя канона, прямолинейно отождествленного с самим его автором. Повесть, таким образом, оказывается как бы легендарной предысторией создания канона. Основная его идея – патетическая вера во всесильность раскаяния – также получает в повести рельефное, яркое и даже полемическое воплощение, неоднократно обыгрываясь в ходе повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Историография второй половины ХХ века   В послереволюционный период историография вопроса претерпела новые, вполне понятные изменения. Попытки продолжить дореволюционную традицию изучения сказания предпринимались лишь за рубежом . В советской же историографии проблема историчности летописного сказания об апостоле Андрее не обсуждалась. Советские исследователи a priori исходили из того, что повествование это «не относится к числу исторических фактов» . При этом анализ содержания первоначальной летописи даже в этой парадигме не мог быть признан удовлетворительным без решения двух вопросов принципиального характера: «когда предание возникло и когда оно было внесено в летопись» . Кроме того, советские исследователи уделили особое внимание внутреннему анализу сказания, что привело к появлению в науке ряда новых версий. Однако однозначного ответа на поставленные вопросы так и не было получено. Например, профессор А. Г. Кузьмин, анализируя содержание сказания, обратил внимание на «насмешливый тон» летописца по отношению к новгородцам. Исследователь пришел к выводу, что подобное повествование о Новгороде с наибольшей вероятностью могло появиться в период «правления Ярославичей (то есть во второй половине XI века — В. Б. ), когда Новгород не имел сколько-нибудь постоянных князей, а в течение ряда лет и вообще обходился без них» . Кроме того, профессор Кузьмин обратил особое внимание на кажущееся необычным путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород. Он напоминает, что по имеющимся сведениям, папские легаты в 1054 году после разрыва общения с Патриархом Михаилом Керулларием возвращались в Рим из Константинополя через Русь . Характерно, что уже в начале XII века, как можно видеть из «Хождения игумена Даниила», в Средиземноморский бассейн направлялись через Константинополь. Профессор Кузьмин считает, что для сказания об апостоле Андрее это является верхним датирующим признаком. Вывод А. Г. Кузьмина чрезвычайно важен. Он настаивает, что «Сказание об апостоле Андрее связано в летописи с такими текстами, происхождение которых не выходит за пределы XI века» . Кроме того, само сказание, по его мнению, отражает идейные течения и представления именно XI века.

http://bogoslov.ru/article/524263

С.В. Иванов (К четырехсотлетнему юбилею пр. Иосифа Волоцкого ) 1 Анонимное житие преп. Иосифа Волоцкого представляет собой одно из любопытных явлений в древнерусской житийной литературе. По своему содержанию оно отчасти подтверждает и раскрывает сведения, заключающиеся в Саввином и Досифеевом житиях Иосифа, а отчасти дополняет их, причем носит на себе характер более мягкий и в общем стиле, и в отдельных выражениях, и в отношении к лицам другой, не «иосифлянской» партии. Издавалось анонимное житие дважды. В первый раз – К. И. Невоструевым , в 1865 г., по двум бывшим до него известным спискам библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря (XVI в.) и собр. В. М. Ундольского (XVII в.); 2 во второй – С. А. Белокуровым , в 1903 г., по двум вновь найденным им спискам собрания П. А. Овчинникова (XVI и XVII в.). 3 Эти два издания жития представляют две его редакции. 4 Главная отличительная особенность их сказывается в своеобразном распределении материала. Именно, в списке П. А. Овчинникова (XVI в.) средняя часть жития изложена несколько в ином порядке, чем в списках, изданных К. И. Невоструевым . Для более наглядного представления редакторской особенности расположим отдельные эпизоды средины жития в сравнительном порядке. Изд. К. И. Невоструева . Изд. С. А. Белокурова. 1) О церковно-общественной деятельности преп. Иосифа, выразившейся в участии на московских церковных соборах (стр. 108–120). 1) О князе Андрее Голенине (стр. 26–29). 2) Об учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 120–123). 2) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 29–30). 3) Об Ионе Голове, Епифании и Дионисии (стр. 120–123) 3) Об остальных учениках преп. Иосифа и архиеп. Геннадии (стр. 31–32). 4) О князе Андрее Голенине (стр. 127–132). 4) О пребывании преп. Иосифа в монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 32–33). 5) О пребывании преп. Иосифа в своем монастыре, о голоде и кн. Андрее (стр. 108–120). 5) Об участии преп. Иосифа на московских соборах (стр. 34–39). Трудно сказать сейчас с уверенностью, какая из двух редакций является наиболее первоначальной. Но, принимая во внимание большее соответствие заглавия жития самому тексту в списке XVI в. изд. Белокурова, 5 большую логичность здесь в распределении материала и, наконец, архаичность некоторых слов и выражений именно в списке Овчинникова, 6 можно предположить, что издание С. А. Белокурова передает житие ближе к протографу, чем изд. К. И. Невоструева .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Радуйтеся, святии праведницы. радуйтеся, благочестия ратницы. Радуйтеся, победы вместилище. радуйтеся, заветов Христовых хранилище. Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели. радуйтеся, победы русской зачинатели. Радуйтеся, плодов велиих показатели. радуйтеся, процветания Руси благовестители. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 12 Благодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа. Икос 12 Поюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая: Радуйтеся, ратницы святии. радуйтеся, попечители блазии. Радуйтеся, за Россию молитвенницы. радуйтеся, небеснии праведницы. Радуйтеся, подвижницы статнии. радуйтеся, мученицы благодатнии. Радуйтеся, Духа Святаго приятели. радуйтеся, блаженнаго покоя получатели. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 13 О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим: Радуйтеся, воини праведнии. Радуйтеся, русския победы знамение. Радуйтеся, монаси благонравнии. радуйтеся, послушницы славнии. Радуйтеся, ратницы непобедимии. радуйтеся, Духом Божиим хранимии. Радуйтеся, монашеский хитон избравшии. радуйтеся, на поле брани просиявшии. Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии. Кондак 1

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Възвести же ся ему множество отрочат пред манастырем поверженом и гладом оудрученом: елико бо оубозех 178 и земоделец чада имеюще, их же питати откуду не могуще, от лютости же глада окаянно оумирающих в дому зрети не терпяще, сии сиа к манастырю его принесше помещаху. Сему же повелевшу 179 родителей поверженых взыскати, их же ни един явися, яко отрекающеся отрицахуся, свою аки чюжду оутробу отметаху: толико лютость глада преможе! Яже собрати отец повеле, поболев о них, и дом сим особ созда, и тамо сиа чада, яже не породи, питате милосердною оутробою и печашеся о них, аки сам сиа породи. Се оуведевше мнози от светлейшаго воиньства многая посылаху к нему, яко много (об.) требуюшу: не точию же Волоцкаго державнаго, но и самодержьцев воиньства, иже приближающеся беша пределом его, веру и любовь многу имуще к нему. Паче же Андрее брат сы по плоти вышепомяновенному юнному и терпеливому Епифану: но Епифаний бе Волоцкому державному, Андрее же самодержьцема предстояй. Сей часто любяше ползу от Иосифа приимати, любопослушное к добродетели имеа, и в время глада в препитание гладным способьствуа. Толику же любовь и вероу к нему стяжа, яко и чада своа к того рукама приводити молитвы ради и благословениа, и присно сим повелети приходити послушати слова, да в тоу же добродетель въспитаются и оуподобятся нравы отцоу своему Аньдрееви. Сему в мире сущу, обычая пений и предстоаниа мнишески извыкнув, коленопреклонениа же и пощениа, паче же кроткое нрава и милованное к бедующим 180 : темже зело любяше его Иосиф и оумершу ему погребе его в своем манастыри. И некоим братиам, яко скорбяще о нем глаголаху, яко имеа доброту 181 и не оулучи святаго мнишескаго образа; им же отец сказая глаголаше: Андрее и в мире мнишески поживе и мнишескиа доброты не оудалися. Отец бо ему по духу и тайная его ведый 182 , тем же и въщаше о нем (об.) зная и. Андрее же, аще мира и не отречеся, сынове же его множайшии чернечествовати възлюбиша и в манастыря внидоша, ови к отцоу Сергию, ови же к сему Иосифу пришедше постригошася 183 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010