- Чему отец Валентин учит нас, в том числе примером своей яркой, настоящей, пламенной жизни? - «Пред Богом смирись - пред злом будь непоколебим. Себя не утверждай, но во имя добра будь пламенен и дерзновенен». Нет большего геройства, как смирение, но наше право и обязанность - бороться с нечистью. Такова осознанная отцом Валентином диалектика христианства. Всю его жизнь, с первого крика до последнего вздоха, можно описать двумя словами - борьба и смирение, а определяли её русло - вера в беспредельную мощь Церкви и любовь к Богу и людям как образу Его. Каждый человек способен на всё: и монах может стать убийцей, как в «Андрее Рублёве» Тарковского, и падший человек станет праведным, если всем сердцем возненавидит грех, принесёт искреннее покаяние и объявит беспощадную войну порабощающим страстям: «Жизнь всегда можно начать сначала. И нет такого грешника, которого бы не простил Господь». Пример отца Валентина учит мужеству и стойкости в преображении падшего естества - и своей души, и мироздания. Он учит, что можно и должно побеждать любимые грехи, не кланяться идолу и гению императора, при любом режиме исповедовать истинную веру и под любыми угрозами обличать государственные и церковные преступления. То есть вопреки всему оставаться человеком - сыном Божиим. И да поможет нам возвещённая пророком истина: «Всё величие, всё счастье человека заключается в том, чтобы найти своё маленькое место у подножия престола Господня!» - Какие работы Свенцицкого советуете прочитать тем, кто впервые открывает для себя его талант? Каждому - «Второе распятие Христа». Почитателям добротной малой прозы - рассказы, особенно написанные от женского лица «Ольга Николаевна» и «Любовь»; исследователям психологических глубин - роман-исповедь «Антихрист»; любителям мудрости - «Религиозный смысл Бранда Ибсена» и «Террор и бессмертие»; взыскующим Града - одноимённое произведение и, разумеется, «Диалоги»; стремящимся изменить себя и страну - «Письма ко всем» (самая пронзительная его вещь); ратующим за достойное обустройство Церкви - «О церковной реформе» и «К епископам»; политически активным христианам нужна «Правда о земле»; ищущим модель поведения в секулярном обществе - «Монастырь в миру»; страждущим совершенства - «Тайное поучение» (пошаговое руководство по овладению навыками Иисусовой молитвы).

http://pravoslavie.ru/110977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИКОНА» об-во, создано в 1927 г. в Париже по инициативе В. П. Рябушинского , находившегося в эмиграции во Франции. Учредительное собрание об-ва состоялось 24 июня 1927 г., присутственный лист подписали художники Д. С. Стеллецкий и И. Я. Билибин , художественный критик П. П. Муратов , писатель Б. К. Зайцев, общественные деятели С. А. Щербатов, С. К. Маковский, Г. Н. Трубецкой и Рябушинский, а также В. А. Рябушинская (оригинал в архиве об-ва в Париже). Президентом об-ва был избран Рябушинский, его заместителем - Маковский, секретарем - Муратов. В 1951-1979 гг. об-во возглавлял Н. И. Исцеленов , с 1979 г. председательствует З. Е. Залесская. Целью об-ва было сохранение и распространение за границей знаний о рус. иконописи, чтение докладов о рус. иконе, устройство выставок древнерус. и совр. икон, поддержка иконописцев, работающих для рус. правосл. храмов во Франции и др. странах рус. рассеяния в Зап. Европе. Уже на 1-м собрании об-ва 1 июля 1927 г. Муратов прочитал доклад о прп. Андрее Рублёве , об открытии его произведений в 1917 г. (повторная реставрация в 1919) в Советской России. Доклад широко освещался в периодической печати. За время существования об-ва было прочитано ок. 150 лекций на разнообразные темы и устроено ок. 50 выставок, из к-рых наиболее впечатляющей была выставка 1988 г., посвященная 1000-летию Крещения Руси (Icônes: Millénaire du Baptême de la Russie (988-1988): Exposition d " icones anciennes et contemporaines/Organisée par L " Association «L " Icône» et la Fondation M. Bismarck. Nov. 1988. P., 1988). Персональный состав об-ва не был стабильным: на смену выбывавшим по разным причинам людям приходили новые, бравшиеся за ту же работу. Проживающие за пределами Франции члены об-ва приезжали редко. Единственный офиц. список членов «И.» (от 3 апр. 1935) состоит из 63 имен; сводный список с 1927 по 2002 г. включает 239 чел. Большинство состояло в об-ве номинально, т. о., функционировавшее ядро «И.» формировалось в лучшем случае из 15-20 чел. Научный потенциал об-ва в довоенное время в значительной мере определяли исследователи древнерус. и визант. искусства: Муратов, А. Грабар , Н. Л. Окунев , Л. А. Успенский , Л. Брейе , Ш. Диль , Г. Милле , Л. Рео. Его высокий интеллектуальный уровень поддерживали также Г. В. Вернадский , А. П. Калитинский, Г. А. Острогорский , В. В. Вейдле . Администрированием, хозяйственной деятельностью занимались Н. Т. Каштанов (1874-1950), бывш. московский суконный фабрикант и член строительного комитета Сергиевского подворья в Париже ( Сергиевское викариатство Московской епархии (1921-1962)), и И. В. Шнейдер (1865-1951), секретарь Рус. торговой палаты в Париже, обладавшие незаурядными деловыми качествами и настойчивостью.

http://pravenc.ru/text/389042.html

Напомню, летом 1992-го, «после введения санкций против нашей страны» Сречко ещё верит, «что эти трудности не продлятся долго». И потому пишет не об одном лишь намерении переводить на сербский и печатать рассказы и повести Михаила Пришвина. Его увлекает возможность познакомить детей Югославии и с шедеврами великолепного русского художника-графика ХХ века Юрия Алексеевича Васнецова, автора неповторимых книжных иллюстраций для самых маленьких: «Спасибо за книгу, которую ты мне послал. Я ее сразу же показал нашим редакторам и иллюстраторам. Они сейчас готовят некий широкий проект использования его иллюстраций. Я думаю, что этот проект охватит не только издание книг и книг-картинок, но мы также попытаемся использовать иллюстрации и в некоторых других видах продукции: детских играх, картинках для складывания, открытках, календарях и пр.». Но «русскую тему» для своего издательства Сречко предполагал резко расширять и за счёт книг, которые самой русской аудиторией воспринимались тогда как что-то совершенно неожиданное, ломающее идеологические ограничения недавних времён. Его, в частности, увлекла возможность издать у себя биографический труд Михаила Вострышева, вышедший у нас в серии «Жизнь замечательных людей». «Книгу о св. Патриархе Тихоне, - пишет мне Йованович 19 мая 1992 года, - я показал представителям Сербской Православной Церкви. Господин Атанасие (Евтич), епископ Банатский) оказал нам честь и согласился написать предисловие для сербского издания. Вострышеву мы можем заплатить за использование его авторского права в югославских динарах во время презентации его книги в Белграде, или как-нибудь иначе. Следует его предупредить, что наши тиражи много меньше, чем в России (я думаю, что книга может выйти тиражом от 3-х до 4-х тыс. экземпляров). Книга может выйти в свет в начале будущего года». В том же своём письме он заводит разговор ещё об одном авторе серии ЖЗЛ, Валерии Сергееве, и о его книге об Андрее Рублёве, величайшем художнике Древней Руси. «Сейчас мы подождем и посмотрим, - уточняет осмотрительный и обязательный Сречко, - стоит ли нам обратиться к итальянской фирме, владеющей правами на публикацию его произведений. Как только мы что-нибудь решим и обратимся к этой фирме, я тебе тотчас же сообщу».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Живите в доме - и не рухнет дом. Я вызову любое из столетий, Войду в него и дом построю в нем. Вот почему со мною ваши дети И жены ваши за одним столом… Рейтинг: 9.8 Голосов: 902 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Алексей Захаров 15 декабря 2016, 15:16 Тепло! Спасибо! Елена 30 ноября 2016, 09:48 Мне нравится очень этот отрывок из стихотворения поэта : Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд. Я между ними лег во весь свой рост - Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост Татиана 29 ноября 2016, 21:11 Вот по этому адресу медиатека, где Арсений Тарковский читает свои стихи. На днях смотрела фильм его внука Михаила Тарковского о енисейской тайге и о том, чем жив человек. Михаил нарисовал в фильме в том числе и портрет своей бабушки. Про которую у Андрея Тарковского фильм " Зеркало " . Про которую есть у Арсения Тарковского 2 стихотворения под общим названием " Как сорок лет тому назад " . Два очень красивых человека почему-то рано развели свои жизни в разные стороны. Меня печалит печаль всех участников этой истории. Но Господь сотворил из драмы этих людей тончайшего поэта, глубочайшего кинорежиссера и гениальную воспитательницу сыну и внуку. Слава тебе, Господи! Слава тебе! Татьяна 29 ноября 2016, 11:43 Согласна с Людмилой Леонидовной - слава Богу, что Он дал нам, немощным, в укрепление и вразумление такого Человека и Пастыря, как отец Андрей Ткачев! Низкий поклон Вам, батюшка, за все, и многая и благая лета во Славу Божию! Татьяна Леоненко 29 ноября 2016, 09:09 присоединяюсь и благодарю (за все) Маргарита 29 ноября 2016, 08:41 И я не читала. Благодарю Вас , отец Андрей. Анна 29 ноября 2016, 07:20 Спаси Господи, отец Андрей! Обязательно почитаю детям-школьникам. тамара 29 ноября 2016, 00:59 А я никогда не читала стихов Арсения Тарковского...Теперь не удивляюсь,что у такого отца вырос такой сын...И откуда пошли корни фильма об Андрее Рублёве...О.Андрей,огромная Вам благодарность ещё и за это,что знакомите нас с такими людьми интересными....Спаси Вас,Господи....

http://pravoslavie.ru/98996.html

Темплон стоит своей тяжестью на полу, а тябло как бы висит на предалтарных столбах, в гнёзда которых вставлены балки, а на них тесным фронтом располагаются иконы. Есть мнения об определённом “революционном” преобразовании при митрополите Киприане, когда тенденция обрела конкретный результат. Оформился трёхрядный русский иконостас. Таковым он, видимо, был при преподобном Андрее Рублёве, а к концу XV столетия стал четырёхрядным. Окончательный “классический” пятирядный вид высокий иконостас приобрёл в XVI в. и в следующем XVII считался нормой в русском храмостроении, иногда с небольшими модификациями Были и иконостасы на основе кирпичной стенки (Успенский собор Московского Кремля), а в XVII в. даже как часть росписи восточной стены основного объема (храмы Архиерейского двора Ростова Великого). Синодальный период вернул преграду к старой тектонике, поставив ее “на землю”. В это время много разнообразных решений иконостасов – от “триумфальной арки” в Петропавловском соборе, через многие барочные и классицистические формы – вновь к русской традиции высокого иконостаса или, наоборот, в храмах “византийского стиля” – к переосмысленному подобию темплона. Высокий иконостас не остался только достоянием Русской Церкви, и на Балканах, и в греческих храмах бывают примеры высоких преград, в том числе и непосредственно подаренных из России. Это историческая канва, но какие темы лежат в основе алтарной преграды и ее развития. Назовём эти темы: Исторический принцип присутствует и в высоком русском иконостасе: от верхнего праотеческого ряда икон с образом Ветхозаветной Троицы в его центре, через пророческий ряд с иконой Знамения Божией Матери, к деисусному ряду с центральной композицией “Спас в силах” или образом “Спас на троне”, к праздничному (деисусный и праздничный могут меняться местами) и, наконец, к нижнему местному ряду. В праздничном середину обычно занимает образ Тайной вечери, располагающийся над царскими вратами, но в более раннее время здесь была другая композиция – Евхаристия, то есть Христос, причащающий апостолов.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

м. был открыт Музей древнерус. искусства им. Андрея Рублёва (в наст. время Центральный музей древнерус. культуры и искусства им. прп. Андрея Рублёва ), организатор и 1-й директор - Д. И. Арсенишвили. 16-17 июля 1989 г., в 1-ю годовщину причисления прп. Андрея Рублёва к лику святых, в соборе в честь Нерукотворного Образа Спасителя было совершено 1-е после закрытия обители всенощное бдение и литургия. С 1990 г. в соборе регулярно совершаются богослужения (настоятель - прот. Вячеслав Савиных), песнопения исполняются знаменным распевом. При храме организована иконная мастерская, учебная хоровая школа знаменного распева, издательская группа, публикуется сб. «Хоругвь». К Спасскому собору приписана часовня «Проща» (первоначальная постройка была поставлена в XVI в. (?) на месте прощания прп. Сергия Радонежского с прп. Андроником), сооруженная в 1889-1890 гг. на средства купца В. Александрова (архит. А. А. Латков). Часовня была закрыта в 1929 г., возвращена Церкви в 1995 г. В наст. время находится в стадии реставрации (восстановлены шатер и фасад). К 2001 г. завершается строительство заложенного в окт. 2000 г. храма-часовни св. блгв. вел. кн. Димитрия Донского у вост. стены мон-ря на бывш. монастырском кладбище. Архитектурный ансамбль Достоверные сведения о первых постройках мон-ря ограничиваются полученными во время археологических исследований (проводились Музеем им. Андрея Рублёва в 1989, 1993, Ин-том археологии РАН в 2000). Под собором выявлены остатки древнейшего (не ранее нач. XV в.) некрополя и деревянных сооружений, к-рые датируются по данным радиокарбонного анализа дерева в пределах 2-й пол. XIII - сер. XV в. Возможно, среди них есть и фрагменты 1-го деревянного монастырского храма. Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития прп. Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках прп. Саввы Московского - игум. Александре и прп. Андрее Рублёве, расписавшем собор.

http://pravenc.ru/text/115428.html

Вот так и мы входим в воды поста. Входим поплавать, а попадаем в шторм. Входим с мечтами о духовной красоте, а попадаем в знакомство с собственной грязью. Ищем Бога, а получаем разожжённые стрелы лукавого. Входим окрылённые, а до Пасхи доползаем уставшими и подчас раздавленными. Но доползаем. До Пасхи! 26 марта, 2013 Вот так и мы входим в воды поста. Входим поплавать, а попадаем в шторм. Входим с мечтами о духовной красоте, а попадаем в знакомство с собственной грязью. Ищем Бога, а получаем разожжённые стрелы лукавого. Входим окрылённые, а до Пасхи доползаем уставшими и подчас раздавленными. Но доползаем. До Пасхи! Душа ждёт поста, как девушка — весны. В первые постные дни, полные воодушевления и бодрости, ещё раз вспомним: тому, кто желает поститься по-честному и всерьёз, предстоит настоящая «мясорубка». Бог не столько слушает, сколько обоняет молитву, а молитва — не столько звуки песни или стиха, сколько — фимиам Богу, кадильный благоуханный дым. Когда Агнец берёт Книгу, четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр. 5, 8). И ещё: И пришёл иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8, 3–4). Теперь представим, что кадильница пуста. Нет молитв, и святость оскудела. «Погас огонь на алтаре». Это значит, что в Небесном Храме, как у Тарковского в «Рублёве», идёт снег. Снег в храме означает, хоть мы этого и не видим, что купол снят или что золотые кровельные листы ободраны. Можно не сомневаться, что за пределами храма, в котором идёт снег, открывается ещё более страшная картина. Там покосившиеся дома без жителей, стаи голодных псов, одичавшие люди, на псов похожие, и непогребённые трупы на дорогах. И высоты будут им страшны, и на дороге ужасы (Еккл. 12, 5).

http://pravmir.ru/v-boj/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 100 главных фильмов: «Андрей Рублев» 1 мин., 02.11.2012 «Фома» продолжает проект  «100 главных фильмов» . Известные деятели искусства, журналисты и просто друзья нашего журнала называют фильмы, которые они считают необходимым показывать детям и подросткам. А также объясняют: почему именно эта картина важна для подрастающего поколения. Сегодня свой фильм-кандидат рекомендует Юрий Арабов, поэт, писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России:  В фильме дается история страны, история культуры. Не просто картина средневековой Руси, но – основы русской жизни. Фильм, сделанный великим русским режиссером, позволяет эти основы понять, осмыслить и получить дальнейшую прививку от плоскостно-лубочного восприятия нашего прошлого. Андрей Тарковский снял свой фильм, который специалисты относят к вершинам мирового кинематографа, в 1966 году. Первоначально, на стадии сценария, предполагалось, что картина будет называться «Страсти по Андрею».  Советский прокат картина вышла в 1971 году. Из отдельных новелл, из которых состоит лента, как из фрагментов мозаики, складывается объемная и глубокая картина жизни Средневековой Руси – ее бытовой, духовный уклад. Однако фильм не был воспринят однозначно, и речь даже не о советской критике. Так, Александр Солженицын уже в восьмидесятых писал: «Даже дыхания той жизни в  фильме  нет нигде и ни на ком, ни даже на Рублёве, ни даже в сцене с умершим Феофаном Греком. Вместо того протянута цепь уродливых жестокостей. Если искать общую характеристику фильма в одном слове, то будет, пожалуй: несердечность». Сам Тарковский так писал об идее фильма: «Русские люди уверовали в свою силу, в своё окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника» Сценарий Андрея Тарковского и  Андрея Кончаловского. Оператор -  Вадим Юсов. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/100-glavnyix-filmov-andre...

Как практически строить работу, когда она может быть уничтожена в любой миг вместе с храмом, для которого пишется, да и ты вместе с ней? Какими руководствоваться ценностями, в чём должна проявляться требовательность к себе? Как далеки эти внутренние ценности от материальных вопросов! Есть и другие принципиальные отличия нашего времени от эпохи подвига Марии Николаевны. Наши дни в отношении восприятия художественного наследия Церкви уникальны тем, что впервые в истории мы можем созерцать, собирать и осмысливать памятники культуры всех без исключения эпох в количестве большем, чем это позволяет сделать наш интеллект. Такого изобилия разновременного изобразительного материала, а стало быть, и необходимости взаимодействия с ним у художника не было никогда. В этом одна из причин того, что XX век не выработал цельного собственного стиля — иконописцы сегодня просто не в состоянии органично и глубоко освоить всё, что они видят перед собой и воспринимают в качестве образцов. Таких проблем с восприятием образцов до XX века не было, так как круг этих образцов был гораздо уже. При всех многочисленных культурных связях в древности трудно оспорить тот факт, что лишь сейчас мы получили возможность увидеть всё сразу. А искусственно изолировать себя от появившейся возможности изучения всей полноты художественной культуры — нелепо. Мария Николаевна одной из первых начала приоткрывать эту дверь в иные художественные и богословские миры, отвечая на призыв “Вперед к Отцам!”, не останавливаясь ни на Васнецове с Нестеровым, ни на старообрядческих образцах XVI века, ни даже на Дионисии и Рублёве, но шла всё дальше вглубь. Известны её копии новгородских, псковских, киевских фресок домонгольского периода — редких образцов византийского искусства на русской почве, на которых училась древняя Русь. Для Марии Николаевны это не были памятники давно ушедшей старины, но живое наследие Церкви, необходимое для постижения всего изобразительного канона сегодня и всегда. Она отвергала эстетический подход к иконе.

http://pravmir.ru/ikonopisets-podvizhnit...

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Неувядаемый Цвет " в Рублёве. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первые сведения о деревне Рублёво относятся к 1620 году, когда она была во владении влиятельного боярина Бориса Михайловича Лыкова. За свою историю деревня сменяла многих владельцев. На рубеже XIX-XX веков последней владелицей Рублево стала помещица Софья Николаевна Карзинкина. Тогда деревня находилась в Хорошёвской волости Московского уезда. В 1901 году вблизи деревни Рублёво, на правом берегу реки Москвы была заложена водоподъёмная станция, снабжающая Москву питьевой водой. Станция сдана в эксплуатацию в 1904 году. Отдельные постройки Рублёвской водоподъёмной станции Московского Городского водопровода и посёлка при ней сохранились до нашего времени. До 1927 года в деревне Рублёво находились часовня Александра Невского, построенная в 1890 году в память чудесного спасения Императора Александра III на ст. Борки 17 октября 1888 г. и Пантелеимоновская домовая церковь при летней колонии Московского приюта Братства во имя Царицы Небесной (действовала с 1910 г.). Своего приходского храма в Рублёве никогда не было. Деревня находилась в приходе Троицкой церкви села Троицкое-Лыково (ныне в составе района Строгино СЗАО г. Москвы). История храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублёве началась в 1998 году. Именно тогда в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялся торжественный молебен с освящением закладного камня. 4 октября 2008 года епископ Бронницкий Амвросий (Ермаков) совершил освящение фундамента и чин закладки храма. Проект храма был разработан архитектором Николаем Борисовичем Васнецовым, правнуком Аркадия Михайловича - родного брата известных русских художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. К 2010 году было завершено строительство нижнего храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», освящение которого малым чином состоялось 14 марта 2010 года. С июня 2012 года началось строительство верхнего храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», которое было завершено в декабре 2014 года. Верхний храм был освящен в сочельник Рождества Христова 6 января 2015 года.

http://sobory.ru/article/?object=23690

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010