1. Слово на день памяти святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного И глагола има (Петру и Андрею Иисус Христос ): грядита по Мне. и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста ( Мф.4:19–20 ). Спаситель человеков, Господь наш Иисус Христос , после сорокадневного поста и искушения Своего в пустыне, явясь миру, пришел в языческую страну Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось царствие Божие; «покайтесь и веруйте во Евангелие. Ходя же при море Галилейском, увидел двух братьев: Симона Петра и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыбари. И сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, пошли за Ним». Вот достойные удивления простота и полное доверие к божественному Учителю галилейских рыбарей. Вот послушание скорое, беспрекословное, без всяких сомнений и колебаний! Поистине мудры вы, Апостолы Христовы, братия по плоти и по духу, Андрее и Петре: ибо вдруг отсекли от души всякое пристрастие, всякую привязанность к земным, тленным вещам и последовали за Спасителем человеков. Достойно ублажаем вас: ибо вы евангельскими трудами своими восхитили от власти диавола и от вечного огня множество душ человеческих, как богатую добычу в стяжали себе и им вечную жизнь. Величаем тебя, Апостоле Христов Андрее Первозванне, как виновника настоящего торжества, и чтим болезни и труды твои, имиже трудился еси во благовестии Христовом, достигши даже Киевских гор и водрузив на. них крест Господень с предсказанием, что здесь будет великий христианский город со многими храмами Божиими. Братия и сестры во Христе! Мы собрались ныне в храм, сей, Посвященный святому Апостолу Андрею Первозванному – праздновать святую память сего Апостола. Да будет достойно его наше празднование. Ты же, Апостоле святой, научи нас в духе христианском праздновать день славной памяти твоей. Как же достойно праздновать? Какая бы могла быть тебе от нас ныне достойная и приятная жертва? Конечно, жертва подражания нашего тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Гармонизовать два повествования сложно, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Согласно одной из существующих теорий, во времена Иисуса было два города с названием Вифсаида. Около 30 года по Р. Х. тетрарх Филипп переименовал Вифсаиду в Юлию – в честь Юлии, дочери императора Августа. Это, впрочем, не означает, что в еврейской среде город перестали называть его прежним именем, или что имя Вифсаида перешло к какому-нибудь другому городу. Косвенные свидетельства в пользу Вифсаиды (а не Тивериады) как места, близ которого произошло умножение хлебов, мы находим не только у Луки, но и у Иоанна. Только Иоанн упоминает, что «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» ( Ин. 6:5–6 ). Почему Иисус задает вопрос именно Филиппу, а не кому-либо иному из учеников? Филипп был из Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:44 ), и естественно было бы предположить, что Иисус обращается к Филиппу как жителю города, близ которого происходит описываемое событие. Еще одним свидетельством может служить упоминание об Андрее, брате Симона Петра, который, согласно тому же Евангелию, сказал Иисусу: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» ( Ин. 6:9 ). Андрей тоже был из Вифсаиды, и вполне вероятно, что он знал о мальчике с хлебами потому, что ему была знакома семья мальчика, находившаяся в этот момент среди толпы. Упоминания Иоанна о Филиппе и Андрее могут служить подтверждением того, что в его Евангелии по каким-либо причинам (может быть, по вине некоего первоначального редактора) Вифсаида оказалась заменена Тивериадой. В католической традиции местом, где произошло чудо умножения хлебов, считается поселок Табга на западном берегу Галилейского озера: здесь уже в IV веке была построена первая христианская церковь . В конце V века первоначальное строение было разобрано, и на его месте была построена новая церковь большего размера, от которой сохранился мозаичный пол с изображением корзины с хлебами и двух рыб. Это изображение является символом Евхаристии, одновременно напоминая о чуде насыщения пяти тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еще одним свидетельством может служить упоминание об Андрее, брате Симона Петра, который, согласно тому же Евангелию, сказал Иисусу: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? ( Ин. 6:9 ). Андрей тоже был из Вифсаиды, и вполне вероятно, что он знал о мальчике с хлебами потому, что ему была знакома семья мальчика, находившаяся в этот момент среди толпы. Упоминания Иоанна о Филиппе и Андрее могут служить подтверждением того, что в его Евангелии по каким-либо причинам (может быть, по вине некоего первоначального редактора) Вифсаида оказалась заменена Тивериадой. В католической традиции местом, где произошло чудо умножения хлебов, считается поселок Табха на западном берегу Галилейского озера: здесь уже в IV веке была построена первая христианская церковь . В конце V века первоначальное строение было разобрано и на его месте была построена новая церковь большего размера, от которой сохранился мозаичный пол с изображением корзины с хлебами и двух рыб. Это изображение является символом Евхаристии, одновременно напоминая о чуде насыщения пяти тысяч. Как и Марк, Матфей отмечает, что Иисус, увидев множество людей, сжалился над ними. Однако если у Марка следствием жалости к народу было то, что Иисус начал учить их много, то Матфей видит проявление жалости Иисуса к людям в том, что Он исцелил больных их ( Мф. 14:14 ). Лука, ничего не говоря о жалости, совмещает оба свидетельства: у него Иисус, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требующих исцеления исцелял ( Лк. 9:11 ). О жалости Иисуса к народу Матфей говорит и в другом месте, в тех же выражениях, что и Марк в рассказе об умножении хлебов: И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Мф. 9:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«О, Андрее преподобне, отче всеблаженный, удобрение Крита, похвала отцов, не прекращай твоих молитв, предстоя Троице Пребожественной, о том, чтобы избавиться мучения всем нам – тем, кто в любви обращается к твоему молитвенному предстательству, призывая тебя на молитвенную помощь», – так обратился к преподобному безвестный автор этого тропаря, молитвенной просьбы, как бы записанной на полях Великого канона. Как пишут списатели жития преподобного, «его молитвы имели большую силу: ими он во время бездождия и засухи низвел дождь, который оросил Критскую область и сообщил ей плодородие» 957 . Тогда, когда писались строки этого тропаря, память о силе молитвы преподобного Андрея, надо полагать, была еще свежа. Возможно, уже стоял в Константинополе монастырь, ему посвященный, в коем почивали его святые мощи, источая благодатную помощь всем, с верою притекающим. И, может быть, именно поэтому малое воздыхание, приписанное к тексту Великого канона, Церковь постановила включить в его состав и читать на утрени в четверток пятой постовой седмицы для всеобщего вразумления и научения. Моли Бога о нас, преподобне отче Андрее, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. СЛАВА Отцу, и Оыну, и Святому Духу. Чти понедельнику, вторнику, среде и четвертку первыя седмицы постов. Троичен: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую. Некогда, «в год смерти царя Озии» 958 , великий пророк Исаия сподобился чудного и возвышенного видения: «Видел я Господа, – пишет он, – сидящею на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6, 1–3 ). К этому-то видению Исаии отправляет нас премудрый богослов – творец Великого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

3 . Авва Аполлон говорил о принятии братии: «Должно кланяться приходящим братьям; ибо не им кланяемся, а Богу. Видя брата твоего, видишь Господа Бога твоего и это, говорит он, приняли мы от Авраама (см.: Быт.18:2 ). Приняв братий, убеждайте их к успокоению; этому научились мы у Лота, который упросил Ангелов (см.: Быт.19:3 )». Об авве Андрее Авва Андрей говорил: «Монаху приличны следующие три подвига: странничество, бедность и молчание в терпении». Об авве Аио Рассказывали об одном старце Фиваидском, авве Антиане: в юности своей он много подвизался, но в старости ослабел и ослеп. По причине его болезни братия много доставляли ему утешения и даже клали ему в рот пищу. Однажды спросили они авву Аио: «Что будет за это многое утешение?» Он отвечал им: «Уверяю вас, что если сердце его желает этого утешения и охотно принимает его, то, если он съест и один финик, Бог уменьшает за это награду за труд. Если же сердце его не желает утешения, и он неохотно принимает утешение, то Бог сохраняет труд его целым, потому что его принуждают против воли. А братия получат награду». Об авве Аммонафе Однажды пришел в Пелузию какой-то правитель и хотел требовать с монахов, так же как с мирян, поголовной дани. По этому случаю все братия собрались к авве Аммонафе, и решили, чтобы некоторые отцы шли к императору. Авва Аммонафа говорит им: «Нет нужды в таком труде; а лучше сохраняйте безмолвие в своих кельях и поститесь две седмицы, и по благодати Христа я один сделаю это дело». Братия разошлись по своим кельям, и старец сохранял безмолвие в своей келье. Когда прошло четырнадцать дней, братия сетовали на старца, ибо они не видали, чтобы он когда-нибудь выходил. Они говорили: «Старец оставил без внимания наше дело». В пятнадцатый день братия собрались вместе, как прежде условились. И старец пришел к ним, имея в руках грамоту с царской печатью. Видя это, братья изумились и спросили старца: «Когда ты принес ее, авва?» Старец отвечал: «Поверьте мне, братия, что в эту ночь я ходил к царю и он написал мне эту грамоту. От него пошел я в Александрию и записал ее у правителей и потом возвратился к вам». – Выслушав это, братия объяты были страхом и поклонились ему. Так дело их было сделано, и правитель больше не тревожил их. О Василие Великом

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

3 . Евангелия открывают нам, как высоко Господь ставил святого Иоанна Крестителя и как высоко – Иоанна Евангелиста, мощи которых лежат здесь. Один Иоанн – Креститель, другой – Евангелист. Один узнал своего Господа, еще находясь в утробе матери; другой нашел Христа, находясь на берегу. Один крестил Господа, другой возлежал на груди Господа. Об одном говорится как о «первом из рожденных женами« 507 , другой был любим особой любовью среди апостолов. Один именуется «ангелом» 508 , другой называется «сыном громовым» 509 . Один открыл народу стоящего рядом Христа, сказав: «Вот агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» 510 , другой возвестил о Сыне Божием всему миру через проповедь своего Евангелия, сказав: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» 511 . Оба они почтенны, оба велики. Один видел Духа Святого, сходящего в виде голубя на Господа; другой, вознесен в духе, узнал тайны неба. Наконец, один за целомудрие был посажен Иродом в тюрьму; другой ради имени Христова был сослан цезарем Домицианом на остров. 4 . Что сказать об апостолах Андрее и Фоме, о Луке Евангелисте? Их мощи тоже находятся здесь. Андрей – брат святого Петра, который и сам принял крест ради Христа, как и Петр, его брат. Они равны в страдании, ибо равны в вере. Ведь оба они равны из-за Христа, оба они приняли Его крест. Так и подобало случиться, чтобы братья по крови стали братьями в славе страдания. И Фома тоже был одним из апостолов. Это тот Фома, который сомневался после воскресения Господа, и Господь, чтобы лучше укрепить его веру, сказал ему: «Вложи руку твою в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» 512 . И Фома, вложив и осязав, сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!» 513 Господь сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшие» 514 . Святой Фома усомнился после воскресения Господа, но его сомнение укрепило веру Церкви. И вот Фома прикоснулся к руке Господа, чтобы опознать, следы гвоздей; прикоснулся и к ребрам Господа, чтобы осязать в этой ране признаки тела, дабы противники веры не могли утверждать, что Христос воскрес из мертвых не в той же плоти 515 . И хотя зрением очей и прикосновением руки своей святой Фома удостоверился, что Христос воскрес в теле, однако потом Маркион и манихеи не пожелали поверить, что Господь воскрес в плоти. Но что сказал Фома, прикоснувшись к руке Господа? «Господь мой и Бог мой!» 516 . Ибо он узнал своего Господа, Христа, именно по силе воскресения, ибо победить смерть, и воскресить от смерти плоть с жизненной силой способно лишь божественное могущество и вечное величие. Вот, почему он сказал Ему: «Господь мои и Бог мои!» 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

6. Что такое логическая и моральная проблемы исламского детерминизма? 7. Что такое богословская и метафизическая проблемы исламского детерминизма? 8. Каким образом мы можем выразить свое христианское учение о Святой Троице посредством схем и пояснений к ним? 9. Что такое ваххабизм и в чем его вероучительные особенности? 10. На какие несколько групп условно можно разделить ваххабизм? Литература: 1. Хризостом Селахварзи. Мы будем утешены: исход от ислама к Православию. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. 2. Уайтбрехт Стантон Г. У. Учение Корана. Пер. с англ. Нью-Йорк, 1969. 3. Тор Андре. Мухаммад: Человек и его вера/Перев. Теофил Мендель. Нью-Йорк, 1955. 4. Гайслер Норман, Салиб Абдул. Сын свободной. Полумесяц в свете креста. – Казань: Изд. Заман., 2002. 5. Игнац Гольдциер. Введение в исламское богословие и закон/Пер. Андрее Хамари. 1981. 6. Пфандер С.Г. Весы истины. Пер. и доп. Клэр-Тисдал. Австрия, 1989. 7. Ислам классический. Энциклопедия. – М.: ЭКСМО, СПБ «Мидгард», 2005. 8. Может ли Коран претендовать на то, что он – слово Бога?// Даниил Сысоев . Прогулка протестанта по православному храму (диалоги с иноверцами в защиту Православия). – М., 2003. 9. Климович Л. И. Книга о Коране. М., 1986. 10. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996. 11. Крачковский И. Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике./Коран., М., 1990. 12. Рацингер Джозеф. Введение в христианство. Брюссель. 1988. 13. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 1998. Особенности миссионерского служения в пенитенциарных учреждениях «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, что бы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

А где же мы, стоящие с верой и надеждой у запертых царских врат, ведущих в Царствие Небесное? А вот они – маленькие зеленые ягодки, не видимые с земли, но хорошо видимые с Небес, – недоспевшие, недозревшие, кислые и горькие на вкус. Но мы здесь, в винограднике, висим, спеем среди ветхозаветных титанов и новозаветных святых. «Святии апостоли, молите Бога о нас». Плоды сии безымянны, лишь подписанные сутью душ наших: душа-злодейка, душа-блудница, душа-сонная ленивица. Не для них ли Андрей возопил: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается». Слабые, немощные, медленно зреющие, возможно с червоточиной, но всегда заботливо укрытые от зноя и града широкими рядами листьев, похожих на омофор Пречистой Богородицы. «Пресвятая Богородица, спаси нас». Все мы плоды одного дерева – Живого Виноградника Господа нашего Иисуса Христа. Он Ствол и Начало жизни, Глава и Творец всему. «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 3–5). Человек рождается, чтобы прийти к Богу. Не все доходят, но и плоды не все созревают. Песня за песней течет канон, душа путешествует по винограднику, созерцая молодую зеленую лозу и засохшие плети. Вот на берегу куча хвороста – пища для огня, а вот ягоды упавшие и загнившие – пища для червей. И глядя на всё это, понимаешь: без покаяния нет прощения. «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». Вот и завершилось чтение Великого Покаянного канона Андрея Критского. Четыре дня пролетели, как один. Окончилось путешествие по дивному саду, лодка ткнулась в причал, а уходить не хочется. В голове всё звучат и звучат слова: «Душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». А вокруг непередаваемый аромат цветущего виноградника, а в нем на ветвях – маленькие зеленые ягодки, за четыре дня пожелтевшие с одного бока. Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/137961.html

Андрей ответил ему: «Действитель­но, брат, явил Он нам, что Он Бог . Поэтому не думай, что Он человек, ведь Он сотворил небо, землю, море и все, что в них» 8 . Тогда Иисус спросил: «Так как же не поверили Ему иудеи? Может, не сотворил Он перед ними знамений?». Андрей отве­тил: «Разве не слышал ты о чудесах, которые Он сотворил перед ними? Слепых Он заставил прозреть, хромых ходить, глухих слышать, прокаженных очистил 9 , воду в вино превратил 10 и, взяв пять хлебов и две рыбы, велел народу лечь на траву и, благословив, дал им есть: а было евших пять тысяч мужчин, и насытились они и собрали оставшееся у них – двенадцать кор­зин с ломтями 11 ». Но и после всего этого не поверили они Ему». Тогда Иисус спросил Андрея: «Может, эти знамения Он сотво­рил только перед народом, а не перед первосвященниками, и поэтому они не поверили Ему?». Андрей ответил: «Нет, брат, сотворил Он их и перед пер­восвященниками, и не только явно, но и втайне, однако они не поверили Ему». Иисус спросил: «А что за чудеса сотворил Он втайне? Поведай мне их». Андрей сказал: «О человек, полный духа пытливости, что ты меня искушаешь?». Ответил Иисус: «Не искушаю я тебя, спрашивая тебя, о ученик Того, Кого зо­вут Иисусом, но радуется моя душа и ликует, и не только моя, но и всякая душа, услышавшая о чудесах Иисуса». Тогда Андрей сказал: «О дитя, Господь наполнит твою душу всякой радостью и всяким благом. Как ты попросил меня, я теперь поведаю тебе знамения, которые сотворил Господь втайне. Случилось это, когда направлялись мы, двенадцать уче­ников, вместе с Господом нашим в языческое святилище, дабы Он показал нам невежество дьявола. Увидев, что мы следуем за Иисусом, первосвященники сказали нам: «О несчастные, как вы ходите вместе с тем, кто говорит: «Я Сын Божий»? Разве есть у Бога сын? Кто из вас видел, чтобы Бог когда-либо общал­ся с женщиной? Разве он не сын Иосифа, и мать его – Мария, а братья – Иаков и Симон?» 12 Когда мы услышали эти речи, наши сердца изменились и ослабели. А Иисус, поняв, что от­клонились наши сердца, взял нас в пустынное место, сотворил перед нами великие чудеса и показал нам все Свое божество. И мы сказали первосвященникам: «Пойдите и вы сами и посмот­рите, ибо вот нас Он убедил». Когда пошли с нами первосвященники и вошли в язычес­кое святилище, показал нам Иисус образ неба, чтобы мы знали, правда это или нет. А вместе с нами вошли тридцать мужей из народа и четыре первосвященника. И посмотрев в храме направо и налево, Иисус увидел двух высеченных сфинксов, одного справа и одного слева. Обернувшись, Иисус сказал нам: «Посмотрите на образ неба, ведь они подобны небесным херуви­му и серафиму». Тут Иисус, взглянув на правого сфинкса, ска­зал ему: «Тебе говорю, отпечатку небесному, который иссекли руки мастеров, оторвись от своего места, спустись вниз, ответь и обличи первосвященников и покажи им, Бог Я или человек».

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

— Вам не кажется, что есть что-то общее между случаем о. Конаноса и о. Иоакима Парра? Есть и другие имена. Очень яркий священник, говорит очень яркие и очень радикальные вещи, его слушают с восторгом, а потом вдруг что-то пошло не так  (схиархимандрита Иоакима (Парра) запретили в служении). — Да, общее есть. Произносится живое, яркое слово — и оказывается, что у нас такое «безрыбье», что жаждущие живого духовного назидания готовы некритично принять все, что угодно, любого «рака». Здесь, опять же, есть повод задуматься пастырям Церкви. — Можно ли провести параллели между ситуацией вокруг Парра и событиями в Среднеуральском монастыре? Или с о. Владимиром Головиным? Популярные проповедники — не те же «старцы» по сути? — Мне трудно сказать. Я бы продолжил здесь тему предыдущего вопроса. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11–12), говорит Пророк. Когда нет в жизни слова Господня, появляются всякие суррогаты. — Говорят: «Читайте святых отцов». Это правильно? Но вот тот же о. Андрей Конанос был прекрасен тем, что говорил об очень понятных вещах, а не о чем-то отвлеченном… — Читать святых отцов? Правильно. Но, я бы сказал, недостаточно. Святые отцы превратились у нас в зацементированную идеологию, а она не живая. Поэтому люди и ищут живого, даже если это живое — не самого лучшего качества. — На что нужно ориентироваться в выборе духовной литературы? Личный вкус, мнение Церкви, священников? А что, если у книги нет грифа издательского отдела? — Прежде всего нужно хорошо знать Священное Писание. Преподобный Серафим Саровский советовал ровно это — так навыкнуть Писанию, чтобы ум как бы «плавал» в нем. Но с Писанием у нас плоховато, это «протестантская литература», как уверены многие фундаментально настроенные православные.  А сегодня, на мой взгляд, сформировалась и другая крайность — «научная» библеистика, претендующая на то, чтобы подменить собой Предание Церкви и отнимающая у христиан доверие к Слову Божию (я не против библеистики как таковой, но против этой вот «чрезмерности» некоторых библеистов, против крайностей). А в свете Писания уже ясной станет качество той или иной духовной литературы. 

http://pravmir.ru/kouch-hristianstvo-igu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010