В Новое время вырос интерес к Пятикнижию как к историческому произведению. Гуманисты интересовались первоначальным текстом; деятели культуры эпохи Реформации обращали пристальное внимание, в противоположность официальному церковному учению, на буквальный смысл написанного в Пятикнижии, который они искали не только в самом тексте, но и в его историческом контексте. Во время Реформации из интереса к Пятикнижию, правда, не следовала необходимость радикальной ревизии вопроса о «моисеевом» происхождении текста; только Андреас Боденштейн (его обычно называют Карлштадтом по городу, где он родился) высказал в своей книге «De canonicis scripturis libellus», появившейся в Виттенберге в 1520г., серьезные сомнения по этому поводу. Однако в XVII в. ситуация меняется: появляются многочисленные публикации на данную тему; некоторые из них вызывают резкое негодование, их авторы претерпевают гонения. В 1651г. английский философ-деист Томас Гоббс (Gobbs) в своем политическом трактате «Левиафан» усомнился в том, что Моисей был автором большей части Пятикнижия; по его мнению, Моисею, возможно, принадлежит девторономистский закон Втор.11–27 ; по мнению Гоббса, этот закон был найден священником Хелкией при восстановлении разрушенного храма (ср. 4Цар.22–23 ). Спустя четыре года французский протестант Исаак де ля Пейрер (de la Peyrre) опубликовал книгу о «преадамитах», в которой пытался «примирить» естествознание и Библию – также с помощью теории о не-моисеевых частях в Пятикнижии. Книга была публично сожжена в Париже в 1656г., а ее автор схвачен в Брюсселе и принужден отречься от своих идей. В 1670г. появился «Tractatus theologicopoliticus» Баруха Спинозы, иудея, родившегося в Амстердаме; эта книга, появившаяся без имени автора и с неправильно указанным местом издания (было написано, что она вышла в Гамбурге, тогда как в действительности она вышла в Амстердаме), также вызвала всеобщее негодование. Спиноза был исключен из синагогальной общины, дважды он едва не стал жертвой покушения. Спиноза не исключает, что Моисей был «писателем» и «законодателем», однако считает, что текст Пятикнижия настолько сложен и многослоен, что может быть только совокупностью многочисленных собраний и преданий, подвергнутых соединению и редакции при Ездре.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протестантизм КАЛЬВИН Жан (1509-1564), богослов, проповедник, пастор; ведущий деятель европ. Реформации, основоположник кальвинизма КАМЕРАРИЙ Иоахим (1500-1574), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, филолог, церковный историк и педагог КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации КАРСТЭРС Уильям (1649-1715), представитель шотл. протестантизма, один из идейных руководителей Церкви Шотландии КЕТЛЕР Готхард (ок. 1517 - 1587), последний ландмейстер Тевтонского (Немецкого) ордена в Ливонии (1559-1562), первый герц. Курляндии и Семигалии (c 1562) КИЛДЭР город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр КИНГ Мартин Лютер (1929-1968), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор КЛАРК Джеймс (1836-1895), брит. филолог, религ. писатель, богослов; представитель протестантизма, пресвитер Церкви Англии КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства КОВЕНАНТЕРЫ участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью КОЛЛОКВИУМЫ принятое в современной исторической науке наименование проходивших в период европейской Реформации религиозных собеседований, участниками которых первоначально были представители католицизма и протестантизма КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки

http://pravenc.ru/rubrics/122204_5.html

Лютеранские реформы в Виттенберге . Впервые реформирование церковной жизни в соответствии с принципами Л. было осуществлено в Виттенберге в 1521-1522 гг.; первоначально оно проходило без непосредственного участия Лютера, который в это время скрывался в замке Вартбург, однако при его идейном руководстве и частичной поддержке (подробнее о событиях см. в ст. Карлштадт Андреас). Инициаторами реформационных процессов были ближайшие сподвижники Лютера: Ф. Меланхтон (1497-1560), Г. Цвиллинг (1487-1558), И. Драконитес (1494-1566), Ю. Йонас (1493-1555), а также А. Карлштадт (1486-1541), к-рый был одним из друзей Лютера до 1522 г., однако впосл. стал его идейным противником. В проповедях и трактатах виттенбергские реформаторы критиковали папскую власть, а также практики монашества и безбрачия духовенства, призывая единомышленников отказаться от них. Осенью 1521 г. начались дискуссии о реформировании католич. мессы; сторонники радикальных реформ, возглавляемые Цвиллингом и Меланхтоном, частным порядком причащали мирян под двумя видами. Несмотря на прямо выраженное недовольство курфюрста Фридриха III, Карлштадт 25 дек. 1521 г., в праздник Рождества Христова, совершил в Замковой ц. Виттенберга 1-ю публичную мессу по существенно измененному чину: богослужение совершалось не в церковных облачениях, а в мирской одежде; были сокращены все части католич. чина, в к-рых упоминалось о Евхаристии как о жертве; был пропущен обряд возношения гостии и поклонения ей верующих; установительные слова были произнесены на нем. языке; причащение происходило под двумя видами. С этого времени почти все мессы в Виттенберге совершались по новому чину; лишь отдельные священники продолжали служить католич. мессы. Проведенные в Виттенберге церковные реформы были законодательно закреплены городским советом в документе «Распорядок города Виттенберга» (Ordnung der Stadt Wittenberg; опубл.: Die evangelischen Kirchenordnungen des XVI. Jh. 1902. Bd. 1. S. 697-698). В документе объявлялось о конфискации денежных средств, принадлежавших мон-рям и католич.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Апеллируя не столько к Священному Писанию , сколько к собственному внутреннему откровению, они стали выступать с требованием не просто веры, но веры, подкрепленной адекватными ей, добрыми делами. В связи с тем, что дети не способны на такие дела, то надо крестить «возрожденных» взрослых. После изгнания «пророков» из города Цвиккау по решению местного городского совета, они перебрались в Виттенберг, где в то время, воспользовавшись отсутствием Лютера, властителем дум и сердец верующих, особенно молодых, стал Андреас Карлштадт. Это весьма заметная личность в истории немецкой Реформации. В Виттенберге он был профессором философии и теологии местного университета. В 1517 г. он, предвосхищая Лютера, прибившего свои тезисы к дверям местного собора только в 1520 г. опубликовал 152 тезиса против торговли индульгенциями. В последствии он становится активным сторонником Лютера и участвует на его стороне в знаменитом диспуте Лютера с католическим легатом И. Экком, защищавшем учение Рима. Протестуя против осторожности и консерватизма позиции Лютера, он выдвигает все более и более радикальные предложения по реформации церкви. Так, в 1521 г. он требует ведения всех церковных служб на немецком языке, допущения мирян к обоим видам причащения без ограничений и без обязательной предварительной исповеди, разрешения священникам ношения светского платья и вступления в брак. В следующем году он вынудил совет принять по его требованию решение об изъятии из местных церквей всех изображений, в том числе и распятий, запрещения исполнения в храмах музыки, отвлекающей будто бы верующих от Бога. Все это: «органы, трубы, флейты – это театр», а не церковь , говорил Карлштадт. Возмутившись промедлением и нерешительностью в действиях властей города, он во главе своих сторонников стал срывать изображения во всех городских церквях, а их служителей, оказавших сопротивление, избивать камнями. В духе «цвиккаусских пророков», полагавших, что «Бог прямо обращается к сердцу верующего», Карлштадт заявил, что наука, школа и образование – это главные препятствия на пути к подлинному богознанию и благочестию, а ректор школы, повинуясь его весьма высокому авторитету в городе распустил школяров по домам.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Во времена Ренессанса и Реформации всплыли давние неясности, касающиеся достоверности некоторых книг Нового Завета. Якоб Томас де Вио (1469–1534), по прозвищу Гаэтано или Каетан (Gaetano или Cajetan), которое он получил по месту своего рождения (Gaeta), написал серию библейских комментариев, в которых предложил весьма просвещенную критику неожиданно «модернистского» характера. Касаясь спорных книг Нового Завета, он отказал Посланию к Евреям в авторстве Павла. Кроме того, он подверг сомнению апостольское происхождение Посланий Иакова, Иуды и 2–го и 3–го Посланий Иоанна. Однако в отношении 2–го Послания Петра он не поддался заблуждениям прошлого и отстаивал его достоверность. Нам неизвестно, что он думал об Апокалипсисе, так как он уклонился от обсуждения этой книги, признаваясь, что не может проникнуть в ее тайны. Оговорки, высказанные великим гуманистом Эразмом Роттердамским (ум. в 1536 г.), похожи на взгляды кардинала Каетана. В комментариях, которые он разместил перед каждой книгой Нового Завета в своем издании греческого текста (Базель, 1516), он открыто отрицает, что Павел написал Послание к Евреям, и сомневается в том, что Послание Иакова принадлежит апостолу. Открыто ставится под вопрос и традиционное авторство 2–го Петра, 2–го и 3–го Иоанна и Иуды. Что касается Апокалипсиса, стиль этой книги побуждает Эразма воздержаться от того, чтобы приписывать ее автору четвертого Евангелия. Правда, с течением времени Эразм обнаружил, что его откровенность не очень угодна Церкви, и стал несколько осторожнее выражать свои взгляды. Так, отвечая на критические выпады богословского факультета в Париже, он сказал: «Если бы Церковь объявила, что их (нескольких новозаветных книг) названия так же каноничны, как и их содержание, я бы сам осудил собственные сомнения, ибо решения Церкви для меня ценнее человеческих доводов, какими бы они ни были» 552 . У отцов–реформаторов мы видим известную откровенность при обсуждении канона и переоценке спорных книг (antilegomena) 553 . Андреас Боденштайн (Bodenstein) из Карлштадта (1480–1541), известный по названию своего города, вначале был другом Лютера, но с развитием Реформации разошелся с ним по богословским вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

скончался Гёде, преподававший в Виттенбергском ун-те каноническое право и исполнявший обязанности пробста замковой ц. Всех святых (Allerheiligenstift; Schlosskirche). В качестве возможных кандидатов на его место рассматривались Андреас Карлштадт ( 1541) и Муциан, однако курфюрст Фридрих по рекомендации Спалатина, служившего у него секретарем и придворным проповедником, согласился назначить пробстом Й. В письме курфюрсту Спалатин характеризовал Й. как «молодого человека, благочестивого и ученого священника (frummer gelarter priester), в совершенстве владеющего латинским и тевтонским красноречием, талантливого юриста» (JJBW. Bd. 1. S. 49). Муциан, отказываясь от должности, также рекомендовал Й., отзываясь о нем в восторженных выражениях: «[Йонас] столь искусен в теологии и в юриспруденции, столь свят жизнью, что невозможно по достоинству похвалить его»; он также отмечал проповеднический талант Й., называя его «вторым Лютером» (см.: Der Briefwechsel des Conradus Mutianus/Hrsg. K. Gillert. Halle, 1890. Bd. 2. S. 278. N 603). Переписка Й. с Эразмом также вскоре прекратилась; последнее письмо, к-рое Й. получил от Эразма, было датировано 13 июня 1521 г. В нем Эразм излагал жизнеописания англ. гуманиста Джона Колета (1467-1519) и францисканца Жана Витрие ( до 1521); на их примере Эразм пытался продемонстрировать Й. возможность реформировать Церковь, не порывая с ней. Неизвестно, ответил ли Й. что-либо на это письмо ( Peters. 2009. S. 48). Вместе с тем Й., по-видимому, не только сохранил уважение к Эразму, но и пытался выступать его защитником перед Лютером, к-рый уже к 1522 г. окончательно осознал невозможность союза с Эразмом и открыто называл его лицемером (см., напр.: Luther M. WA: BW. Bd. 2. S. 526-529). Согласно воспоминаниям Лютера, Й. постоянно говорил ему, что он должен относиться к Эразму с почтением и писать против него с осторожностью ( Luther M. Auf des Königs zu England Lästerschrift// Idem. WA. Bd. 23. S. 30). Лютер цитирует слова Й., обращенные к нему: «Учитель, Вы даже не представляете, какой он прекрасный человек и уважаемый старец» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

они не были. Лит.: Мелиоранский Б. М. К истории противоцерк. движений в Македонии в XV в.//Στφανος: Сб. ст. в честь Ф. Ф. Соколова. СПб., 1895. С. 62-72; Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1. С. 266-270; Wittek P. χινες//Byz. 1951. T. 21. P. 421-423; Arnakis G. G. Gregory Palamas, the χονες, and the Fall of Gallipoli//Ibid. 1952. T. 22. P. 305-312; Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 329-369; D á n R. «Judaizare»: The Career of a Term//Antitrinitarianism in the 2nd Half of the 16th Cent. Bdpst; Leiden, 1982. P. 25-34; Левинская И. А. Деяния апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; Bird M. F. Crossing over Sea and Land: Jewish Missionary Activity in the Second Temple Period. Peabody, 2010. Т. И. Хижая И. в Новое и Новейшее время В эпоху Реформации обвинения в «иудействовании» появлялись с особой частотой и имели более серьезные последствия, чем обвинения в «ереси». В «иудействовании» из-за увлечения евр. языком и мистикой обвиняли нем. гуманиста Иоганна Рейхлина (1455-1522); автора 1-го издания НЗ на еврейском языке протестант. гебраиста Себастьяна Мюнстера (1489-1553), а позже сторонника изгнания евреев из Европы, получившего от Иоганна Экка (1486-1543) и Мартина Лютера (1483-1546) прозвище «раввин». Лютер, сам знаток древнеевр. языка, «подозревал» гебраистов своего времени в «иудаизации» христианства. Католики называли И. Ульриха Цвингли (1484-1531) и Жана Кальвина (1509-1564). Андреас Рудольф Карлштадт (1480-1541) обвинил в «иудействовании» племянника Рейхлина, протестанта Филиппа Меланхтона (1497-1560), а по мнению Кальвина, лютеран. литургия возвращала верующих к иудаизму. Испанский антитринитарий Мигель Сервет (1511-1553) в «иудаизации» обвинил католич. Церковь, а всех протестантов, к-рые не соглашались с его взглядом на Троицу,- в евр. интерпретации НЗ. Сервет называл Кальвина «истинным иудеем» (лат. verus judaeus), а Кальвин его - «хорошим раввином» (bonus rabbinus).

http://pravenc.ru/text/1237771.html

139-142 144-146 146-147 147-157 167-170 157-163 КАРЛ МАРТЕЛЛ (ок. 688 - 741), майордом Австразии и Нейстрии, правитель королевства франков из рода Пипинидов 163-167 КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ автономная правосл. митрополия, объединявшая в 1708-1920 гг. правосл. сербов и румын на территории Габсбургской империи 170-175 175-177 КАРЛОВАЦКИЙ СОБОР собрание русского зарубежного духовенства и мирян 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци (Сербия) 177-186 186-187 КАРЛОМАН († 754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии, впосл. монах Кассинского монастыря 187-192 КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации 192-214 КАРМА одна из основополагающих концепций, определившая космологические, антропологические, сотериологические, социально-этические парадигмы всех религиозно-философских систем Индии 214-217 217-221 221-222 КАРМЕЛИТЫ общее название католич. монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря на горе Кармил 222-237 237-247 247-248 КАРНЕАД (ок. 214/3 г. до Р. Х. - 129/8 г. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма 248-258 КАРНКОВСКИЙ Станислав (1520-1603), еп. Куявский (Влоцлавекский), архиеп. Гнезно, примас Польши, деятель Контрреформации в Польше 258-261 261-262 262-280 280-298 «КАРОЛИНСКИЕ КНИГИ» памятник лат. церковной письменности, составленный в поддержку иконоборчества, кон. VIII в.- см. «Libri Carolini» КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) 298-300 КАРП († после 1631), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей 300-301 306-317 КАРПАТОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЕПАРХИЯ АМЕРИКИ самоуправляемая епархия на территории США и Канады в составе Американской архиепископии К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/vol/xxxi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Протестантизм. Персоналии ДИППЕЛЬ Иоганн Конрад (псевд. Кристиан Демокрит) (1673-1734), нем. протестант. теолог, сторонник движения пиетизма КАЛЬВИН Жан (1509-1564), богослов, проповедник, пастор; ведущий деятель европ. Реформации, основоположник кальвинизма КАМЕРАРИЙ Иоахим (1500-1574), нем. гуманист, приверженец лютеран. Реформации, филолог, церковный историк и педагог КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации КЕТЛЕР Готхард (ок. 1517 - 1587), последний ландмейстер Тевтонского (Немецкого) ордена в Ливонии (1559-1562), первый герц. Курляндии и Семигалии (c 1562) КИНГ Мартин Лютер (1929-1968), баптистский проповедник, лидер движения за гражданские права афроамериканцев в США, почитается как мученик в Протестантской епископальной церкви в США и в Евангелическо-лютеранской церкви в Америке КЛАПАРЕД Давид (1727-1801), швейцар. религ. писатель, богослов, полемист; представитель реформатства, кальвинист. пастор КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки ЛЮТЕР Мартин (1483-1546), нем. богослов, проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров европ. Реформации, основатель лютеранства МЮНЦЕР (ок. 1490 - 1525), нем. проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров радикальной Реформации ОЗИАНДЕР Андреас († 17.10.1552), нем. евангелический проповедник и теолог; крупный церковный деятель периода Реформации

http://pravenc.ru/rubrics/208563_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства КАПЕЛЛАН в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение о к.-л. общине или особой группе верующих КАПИТОН (80-е гг. XVI в. (?) - ранее 1662), зачинатель движения в В. Поволжье, отрицавшего церковную иерархию и таинства КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления КАРАБИНОВИЧ Григорий Максимович (1860-1942), свящ. старообрядческой Белокриницкой иерархии, автор учебников для старообрядческих школ КАРАШЕВИЧ Платон Иванович (1825-1886), прот., настоятель с.-петербургского Исаакиевского собора, историк Церкви КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи КАРДИОТИССА мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, жен., действующий, принадлежит Критской архиепископии К-польского Патриархата КАРЛОВАЦКИЙ СОБОР собрание русского зарубежного духовенства и мирян 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци (Сербия) КАРЛШТАДТ Андреас Рудольф (1486-1541), религиозный писатель, богослов, полемист, проповедник; один из ведущих деятелей Реформации КАРМЕЛИТЫ общее название католич. монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря на горе Кармил КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАРП Карпович Эльб (1869 - 1937), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), протоиерей

http://pravenc.ru/rubrics/121236_141.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010