Настал день 13 августа 2003 года. В храме стало тесно: многие ночевали в соборе, еще большее число приехало утром. Люди здоровались, обнимались без радости, спрашивали друг друга: «Как же мы теперь будем жить? Как все пойдет? Кого назначат на его место?» Духовенства было так много, что даже в библиотеке, отведенной под ризницу, облачались по очереди. К десяти часам утра все приготовились к службе. Возглавил отпевание митрополит Минский Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх Западной Европы. Прибыло несколько архиереев из разных епархий, из разных стран, множество священников, монашествующих, собрался огромный хор, представлявший всю Сурожскую епархию, которым управлял в тот день настоятель собора протоиерей Михаил Фортунато. Среди стоявших внизу гостей были видны розовые кардинальские шапочки, мусульманские чалмы. Присутствовал епископ Лондона Ричард и глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, который выступил со словом после митрополита Минского и Белорусского Филарета и епископа Сергиевского Василия (Осборна). Накануне в совете с владыками и священниками отец Михаил Фортунато определил порядок службы. Подобного богослужения в соборе еще не было. Началось торжественное отпевание. Все было чинно и достойно: пение, чтение, возгласы, действия служащих, внимание собравшихся. Было заметно, что молился весь храм. Молились о духовном отце, о друге, об учителе. А он лежал посередине храма, спокойный, величественный и в то же время такой одинокий и недоступный для всех, кто окружал его гроб. В прощальном слове митрополит Минский и Белорусский Филарет сказал: – Владыка и отец, брат и сослужитель, мудрый наставник и пастырь-душепопечитель… Не престай и на небеси быть ходатаем о меньшей братии, о сотаинниках твоих, о всех верно помнящих и почитающих тебя. Закончилась общецерковная молитва в храме, все приложились к руке владыки и Евангелию, лежащему у него на груди. Гроб вынесли из собора, поставили на катафалк, и траурный кортеж медленно двинулся в сторону кладбища. Перед главными воротами со стороны Олд-Бром-птон-Роуд вереница автобусов и машин остановилась, гроб был взят на плечи священниками, и процессия направилась по главной аллее к приготовленному месту. Шли долго, пели песнопения панихиды, не замечая страшной жары.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Архив Пн Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби 16 марта 2022 г. 20:21 16 марта 2022 года при помощи средств удаленной связи состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби. Со стороны Русской Православной Церкви в разговоре принял участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . От Церкви Англии участвовал руководитель аппарата Архиепископа Кентерберийского Дэвид Портер. Предстоятель Русской Православной Церкви сердечно приветствовал Архиепископа Кентерберийского, отметив важность и своевременность встречи. В свою очередь духовный лидер Англиканского сообщества поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за возможность организовать такой разговор, хотя бы и в дистанционном формате. Состоялось детальное обсуждение критической ситуации на Украине. Святейший Патриарх Кирилл подробно изложил позицию Русской Православной Церкви по происходящим событиям, начиная с 2014 года. Был затронут гуманитарный аспект кризиса, включающий в себя тему оказания церковной помощи беженцам. Святейший Патриарх Кирилл особо отметил, что у каждого человека должно быть право свободно исповедовать свою веру и говорить на своем родном языке, не подвергаясь при этом политическим преследованиям. Стороны подчеркнули необходимость скорейшего достижения прочного мира, основанного на справедливости, и договорились о продолжении взаимодействия. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5909161.ht...

На то я представил ему о моих проездах в восточных государствах, а особливо в таких городах, где аглинские фактории и консулы имеются и никто из тамошних христиан агличанам для погребения своих мертвых в их кладбища не допускает, токмо наши благочестивые греки в своих монастырях и кладбищах оным агличанам места дают и во многих случаях оным вспоможение чинят. Потому оной бискуп благосклоннее себя показал, и спрашивал меня о моих восточных проездах, а после изволил мне сказать, чтоб приватно службу Божию отправляли, токмо б агличан до церкви не допускать и пение б отправляли в тихости, чтобы простой народ какой изневаги [непочтения] не учинил. На то я объявил ему, что никому из христиан, какой бы веры ни был, до нашей церкви ходить оная не возбраняет, но паче радостью всякого приемлет, аще бы и его превелебность [прео­священство, в обращении к инославному епископу] изволил себе труд принять, також прийти до нашей церкви и видеть священнодействие по преданию святых апостол и по правилам святых отец узаконенным на вселенских соборах, то б мы его превелебность с великим порадованием встретя, приняли, на что благоприятной вид показал. При том же случае я адресовал себя в учтивых терминах [вы­ражениях], рекомендуя отца архимандрита, и что наша должность отдать ему [Робинсону] респект надлежащей, яко бискупу в его епархии, и представил ему, как я наведался, что по акту [закону] толерации все христиане, какого бы закону [испове­дания] не были, кроме латинского папижской церкви, имеют свободу церкви и капели свои содержать в Лондоне Что же те люди, которые изневаги и публичные обиды дерзают в народе чинить, такие гражданским правом без пощады наказаны бывают, и тем он зело доволен был, и отпустил нас с великою честию”. Епископ Робинсон не предполагал, что группа англикан, стоящая вне законной англиканской иерархии, будет через архимандрита Геннадия и его келейника Варфоломея сообщаться с восточными патриархами и императором Петром I, имея целью воссоединение Церквей. Об этом — в следующей главе.

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-lon...

- Есть в Торонто и украинская православная церковь, но меня вот душа сюда зовет, - сказал мне на пороге храма 26-летний Дмитро Дмитрук. Он вместе с женой Светланой, бывшей одноклассницей, приехал в Канаду несколько лет назад из Ивано-Франковской области. Здесь у них родилась дочка Элизабет, которую между собой они называют Лизаветой. Их ничуть не смущает, что они, украинцы, ходят в русский храм и окрестили здесь дочку. А восстановление единства в Русском Православии очень даже приветствуют. Неподалеку от Дмитруков в храме стоял высокий чернокожий священник. Оказалось, что до недавнего времени он служил в англиканской церкви, но что-то в его душе произошло, после чего он обратился в Православие. - Наверное, на меня так подействовало чтение русских святоотеческих книг, - объяснял он мне. - И еще я был потрясен историей российских новомучеников, которые пострадали от коммунизма. Такие истории могут показаться экзотикой, но здесь это в порядке вещей. Вот и в Чикаго, перед храмом Покрова Богородицы, я увидел вполне славянской внешности богатыря с чернокожей девочкой на руках. - Это моя крестница, знакомьтесь: Анна-Мария, - представил ее Андрей Иванченко, преуспевающий врач, который на досуге еще и бардовской песней занимается. - А вот и родители ее - наши друзья. Православие их привлекает все больше, ну и решили девочку у нас покрестить. У меня, кстати, сегодня важная встреча - моя дочь приведет знакомить с нами своего жениха. Он канадец с ирландскими корнями, но тоже очень интересуется Православием, так что если душа ляжет - будет нашим прихожанином. Кого только можно было не встретить в этот день у православного храма в Чикаго, как, впрочем, накануне и в Торонто. Люди приезжают издалека, чтобы к иконе чудотворной приложиться, послушать пение Сретенского хора и почувствовать себя вместе с единой Русской Православной Церковью. - Для нас разделение было болезнью, - сказал мне правящий архиерей епархии архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий, - ну а кто может не радоваться выздоровлению? Мы же всегда чувствовали себя частью единого организма, даже будучи разделенными. Ведь и о ситуации в России могли на большом расстоянии судить даже по своей пастве. В 90-е годы, когда страну разваливали тогдашние руководители, к нам сюда люди из России побежали со своими бедами. Паства наша таким образом увеличивалась, но разве могло нас это радовать? А сейчас, слава Богу, дело повернулось к лучшему и в экономике, и в политике. И мы этому рады.

http://pravoslavie.ru/5036.html

Позволю себе еще одно некорректное сравнение: сословные стили благочестия дореволюционной России напоминают ситуацию с существованием внутри англиканского общества Высокой и Низкой церквей — двух движений со столь непохожими установками, что их можно с некоторой оговоркой называть разными религиозными традициями. Как смирять жену? Сословное общество имело свои удобства и преимущества. Например, человек,   родившийся крестьянином, знал, куда ему расти, на что рассчитывать, а что закрыто для него навсегда. И не нервничал. Одевался, как положено лицам его происхождения, богател не больше, чем принято, и религиозная жизнь тоже проходила по «сословным лекалам». Например, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из особенностей православного храма является отсутствие скамеек: настоящий верующий всю службу выстаивает на ногах, не то что какие-нибудь там католики! Попробовали бы они постом по пять часов выстоять, тогда бы и узнали, чья вера истинная! Мы-то их точно в вере перестоим! Однако уточню: русские молятся стоя — в каком сословии? Василий Перов. Проповедь в селе. 1862 Есть известная картина Василия Перова «Проповедь в селе»: батюшка что-то вещает бедно одетым крестьянам, которые слушают его с волнением в глазах, а на переднем плане мы видим двух господ — мужчину и женщину. Барин дремлет, а барышня перешептывается с кавалером, заглядывая в изящный молитвослов. Крестьяне слушают на ногах, господа — сидят! Они сидят в церкви! Для них специально поставлены стулья! Мне хочется, чтобы акценты были расставлены правильно: я говорю не о лицеприятии церкви, которое, безусловно, было, есть и будет, а о самой принципиальной возможности богослужения в православном храме, в котором люди могут сидеть, не страдая от угрызений совести и укоров ревнителей веры. — В богослужении Православной церкви допустимо только хоровое пение! — Правда? А в каком сословии? Потому что в домовой церкви графа Шереметева, славившейся знаменитым хором, песнопения за богослужением исполнялись иногда в инструментальном сопровождении. Возможно, этот факт повлиял на инициативу великих церковных композиторов А. Гречанинова , А. Кастальского и священника Дмитрия Аллеманова просить разрешения у Поместного собора 1917 года на введение в богослужебную практику пения под фисгармонию или в сопровождении оркестра. Для ревнителей благочестия инструментальная музыка в церкви — мерзость и обмирщение, и я не буду спорить, потому что меня интересует другое: для дворянского стиля благочестия это было приемлемо.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Фельдфебель знал почти всех христиан, живущих в округе, и, к нашему удовольствию, сообщил нам, что и в его поселке есть один православный христианин, солдат. Это было уже совсем неожиданная удача: дорога лежала именно на этот поселок и, таким образом, мы могли посетить и нашего христианина, о котором не имели и сведений. Это вознаграждало нас за томительное сидение на втором этаже и за все трудности будущего путешествия. Мы разговорились с фельдфебелем о вере, которой он, по-видимому, очень интересовался. Он, собственно, принял крещение у методистов, но потом, по его собственным словам, «для удобства» перешел в англиканизм. «Здесь, – говорит, – нет ни катехизатора методистского, ни христиан, а англиканский катехизатор есть, вот я и перешел». О различии между тем и другим исповеданием он, по-видимому, ничего не знает, хотя человек совсем не простой, кое-что читал и вообще любит рассуждать. Ему, стало быть, совершенно безразлично, во что ни веровать, в какую церковь ни ходить. Будет ему «бенри» (удобно), он потом перейдет и в унитарианство, лишь бы по воскресеньям было, куда ходить и слушать пение под орган. И после этого англикане всячески открещиваются от названия их протестантами! Только протестант, потерявший всякую устойчивость в вероучении (он ведь сам в нем судья) и может быть до такой степени безразличным. Однако возражения против православия наш собеседник знал и стал нас по поводу их спрашивать.. Отец Николай последовательно разобрал все эти возражения, объяснил ему смысл иконопочитания, учение нашей церкви об общении живых и умерших, о молитве за последних, о предании, о таинстве покаяния и пр. Слушатель сидел, раскрыв глаза, все это для него было совершенно ново, все это ему представлено было протестантами совершенно не в том освещении и смысле. Православие показалось ему теперь гораздо осмысленнее и жизненнее, теплее, чем протестантство; особенно его тронула возможность молиться за умерших, да и всякого не может не тяготить это оставление умерших на произвол судьбы. Где же тут любовь, которая «николи же отпадает»? Наш слушатель ушел с твердым намерением испытать православие и даже просил и ему дать иконку, как мы даем своим христианам. Может быть, потом и совсем уверует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Пастырское делание должно быть целостным, чтобы создать предпосылки для эффективного духовного руководства и катехетической деятельности. Наоборот, там, где священник не стоит в центре катехизации, катехетическая работа и вся пастырская забота о верующих неэффективна. Правильно по этому поводу говорит англиканский епископ В. Конклинг: «Важнейшим правилом для церковной школы является то, что руководить ею должен сам настоятель церковной общины. Заместителя быть не должно. Священник должен знать своих духовных чад лично по именам, и чада его тоже должны знать. Он отвечает за их обучение, а если он не подходит для этого, то не может быть настоятелем церковной общины. Нет никакого другого, более важного дела, которому он мог бы посвятить свое время. Даже если церковная община велика, весьма неразумно для настоятеля передавать церковную школу какому-либо помощнику». И далее: «Настоятель какой-либо большой церковной общины может время от времени принимать помощь подчиненных ему священников, которые специально подготовлены для такой работы. Но возглавлять ее должен он сам, поддерживая тесный личный контакт с духовными чадами». Архимандрит Георгий указывает: «Как священники давайте не будем равнодушны к молодежи, ибо не смеем забывать, что Спаситель Иисус Христос пролил Свою Пречистую Кровь и за нее. Склонимся с любовью, перевяжем раны ее и поведем ее самоотверженно в святую Церковь , где она найдет спасение». Священник может побуждать всю свою церковную общину и может возбудить катехетический интерес во всех ее членах, чтобы все приняли участие в общем катехе-тическом действии, одни молитвой, другие своим примером и советами, иные опять же финансовой поддержкой катехетической деятельности. Священник-катехизатор, таким образом, преобразует свою церковную общину в катехетическую церковную общину. Все приобретают катехетическое сознание. Например, регент стремится привлечь к себе молодых людей, чтобы они через пение возлюбили Церковь . Староста опять же заботится о том, чтобы в храме спереди были размещены стульчики для детей, чтобы они не были вынуждены долго стоять и поэтому с радостью приходили в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

По приглашению Святейшего Патриарха Алексия к нам приезжали и продолжают приезжать многочисленные и большие делегации западных церквей, особенно Евангелической, – и получают возможность всесторонне ознакомиться с Русской Православной Церковью. Десятый и одиннадцатый номера «Журнала Московской Патриархии» (за 1959 год. – Ред.) содержат много писем руководителей и членов этих делегаций. Их впечатления были настолько ярки и неожиданны, что многие из них спешили написать об этих впечатлениях уже в самолетах при возвращении на родину. Доктор Стенли Эванс пишет, что при его посещении главных центров религиозной жизни России он вынес такое множество весьма важных и неожиданных впечатлений, что невозможно изложить их в журнальной статье, а надо написать целую книгу. Многие из руководителей и членов этих протестантских делегаций оставили очень яркие записи о своих мыслях и впечатлениях, полученных за время пребывания в Москве и Ленинграде, в Киеве и Одессе. Вот выдержки из этих записей, свидетельствующие о глубине былого отчуждения между Евангелической Германской церковью и Православной Русской. «Мы приехали в мир, совершенно нам чуждый...» «Мы потрясены полнотою впечатлений от нашей поездки...» «Нас потрясли открытые объятия и сердечный прием...» «В православных общинах мы нашли своих братьев...» Наше православное богослужение, красота и стройность его, особенно всенародное пение, производили очень глубокое впечатление на делегатов евангелических общин. Все это вызывало у гостей возгласы неподдельного восхищения и благоговейной радости, душевной признательности. Велико значение слов доктора Стенли Эванса, возглавлявшего английскую делегацию, приглашенную Святейшим Патриархом Алексием: «Каждый, кто принимает и кто будет продолжать принимать участие в укреплении связи между святой Православной Церковью России и Англиканской Церковью, сделал и сделает основной шаг на пути к объединению христианства во всем мире». Прямо-таки потрясли сердца наших западных гостей сердечность и доброта наших верующих, говоривших им о прощении тяжелых бедствий последней войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

– Сегодня в нашей церкви мы видим новые лица, – сказал в микрофон пастор, одетый в отличие от всех своих коллег в белое облачение. Это был пастор Ларри Хенц – настоятель храма. Позже он еще впечатлит нас своей проповедью. А сейчас мы поняли, что старший пастор решил не игнорировать «слона в комнате», как говорят американцы. И в нашу сторону уже несли микрофон. Это было неожиданно, но в этот день всё было неожиданным, включая проповедь пастора о готовности следовать туда, куда тебя зовет Господь. – Здравствуйте, меня зовут Евгений, я православный из Москвы, и я с очень большим уважением отношусь к вашей церкви. С одной стороны, у меня есть личная традиция: в какой бы город я ни приезжал, я стараюсь поприсутствовать на церковной службе основной религии для этой страны и этого города – например, в англиканской церкви в Лондоне. А с другой стороны, я очень давно мечтал побывать в баптистской церкви и послушать классическое пение госпелов. Я очень рад, что моя мечта сбылась. И мне невероятно нравится всё, что сейчас происходит, и что я даже могу в этом участвовать. Спасибо! – Здравствуйте, меня зовут Дэвид, я из Вашингтона. Мой друг из России Евгений попросил меня помочь ему с выбором баптистской церкви в Вашингтоне. Я открыл поисковик и первой же ссылкой увидел ваш сайт. Я кликнул на него, и мой компьютер зазвучал так красиво и так сильно, что я понял – это именно то, что нужно. И вот мы здесь, и я понимаю, что это был правильный выбор. Спасибо. – Здравствуйте, меня зовут Анастасия, я тоже из России. Самое удивительное для меня было обнаружить, что ваша церковь расположена практически на улице «Ю-стрит», а наша организация в России переводила с английского на русский и издавала книжку с таким названием, рассказывающую об опыте построения локальных сообществ и развития городских пространств. И мне тоже очень нравится быть здесь с вами на этой службе. Потом микрофон побывал в руках еще у человек десяти. Кому-то рассказали о церкви их соседи или родственники. Кто-то недавно переехал в этот район, а кто-то приехал из других мест города специально на эту службу. У кого-то был день рожденья, кто-то пришел вместе со своей семьей.

http://pravmir.ru/bratya-vo-hriste-ili-k...

Образчиком людей такого рода, по сло­вам мистера Барроус в речи на утреннем заседании 27-го числа, был армянский профессор Минас Черьянц (или Черац, как называется он в книге), который, про­быв в Чикаго около двадцати дней, все свое время про­водил в собраниях парламента и только два раза побы­вал на выставке, однажды утром и однажды вечером. Усердное пребывание посетителей в Колумбовой зале тем большую имеет цену, что особенных удобств им там, по-видимому, не приходилось испытывать. По крайней мере, случившееся 21-го сентября происшествие ясно свидетельствует о том, что публика заседаний не была даже за­щищена, как следует, от неблагоприятного влияния раз­бушевавшихся стихий. Во время вечернего собрания этого дня лил такой страшный дождь, что защитить от него людей почему-то оказалась не в состоянии даже и кровля Колумбовой залы. Посетители заседания распустили зонты и старались укрыться, кто как мог, а оглушительный шум падающего на кровлю дождя и вой ветра не давал даже и возможности слышать слова ораторов. Каждый день заседание парламента обыкновенно начина­лось общей молитвой. Председательствовавший приглашал всех присутствующих подняться с мест и, при общем молчании, каждый должен был, про себя, молитвенно при- звать Божие благословение на занятия наступившего дня. Затем кто-либо из членов парламента, поочередно, громко произносил ту молитву, которая была признана универсальной, т. е. молитву Господню. Произносилась эта молитва , по принятому в англиканской церкви обычаю, так, что слова читавшего тотчас же повторялись вслух и всем собранием. Для христианского читателя может, пожалуй, показаться несколько странным, что 13-го числа напр. руководителем собрания в молитве явился м. Мозумдар, и таким образом молитва Господня громко про­износилась устами последователя брамаизма – сомаджи. После начальной молитвы, а часто и в промежутках между рефератами, под аккомпанемент органа исполнялось общее пение гимнов. До открытия парламента назначена была особая комиссия, под председательством Ллойд-Джонса, долженствовавшая выбрать из английской книги богослужебных гимнов несколько таких номеров, ко­торые, по своему содержанию, могли бы удовлетворять тре­бованиям религиозного чувства последователей всяких ре­лигий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010