Но к тем, кто, именуя себя «христианами», считали допустимыми во взаимоотношениях с православными лицемерие и ложь, Святой Николай относился резко негативно и с еле скрываемым презрением. В 1901 г. он получил от Хорейшо В. Ньюила, конгрегационалистского миссионера в Ниигате, письмо касательно перешедшего к конгрегационалистам бывшего православного катехизатора Петра Хисимото и прочитал в этом письме, что Ньюил якобы «всячески удерживал его от сего шага, представлял ему, как ему мучительно будет порвать свои связи с доселешними его друзьями по религии, но все – тщетно, и он, Ньюил, чрезвычайно об этом сожалеет». По поводу этого письма Святой Николай заметил: «Все это – так комично! Просто стащил человека и хочет замести следы. Но пусть пользуется плодами своего лисьего обычая. У Хисимото, значит, иссякло всякое религиозное чувство в душе, коли он переходит к Ньюилу потому только, что он – американец, так как нельзя же предполагать, чтобы он действительно предпочел это убогое конгрегацианство Православной Вере» 88 . Через несколько дней после того, как Святой Николай получил вышеупомянутое письмо, его посетил и сам автор письма. Святой Николай записал, что Хорейшо Ньюил «имел вид кота, только что укравшего сало. Я, не замечая этого, ласково объяснил ему, что нисколько не стою за Хисимото, если он сам не захотел стоять за себя» 89 . Описывая праздничную Всенощную перед Рождеством 1910–1911 г., Святой Николай заметил: «Иностранцев обе скамейки было, но это вовсе не радует. Они ходят, точно в концерт – только пение слушать (как объясняли послу и его дочери)». 90 Негативно относился Святой Николай и к типичной для протестантов непоследовательности, проявляющейся в противоречиях между их «частными мнениями» и официальной позицией их руководства. В 1911 г. он получил от одного из своих коллег письмо, полученное тем от досточтимого Свита. Святой Николай записал, что в письме этом содержалось «продолжение спора об англиканском священстве», а также говорилось о том, что ««Тридцать Девять Членов не надо принимать серьезно – они составлены не совсем удачно, но тому виновны исторические обстоятельства»». Святой Николай прокомментировал это письмо досточтимого Свита следующим образом: «Так пусть Англиканская Церковь открыто скажет это, а то, что он пишет, – его частное мнение, нисколько не отнимающее авторитетности у Тридцати Девяти Членов» 91 . Спустя три месяца после того, как Святой Николай познакомился с этим письмом, его автор, досточтимый Свит, сам побывал у Святого Николая. Описывая эту встречу, Святой Николай отметил, среди прочего: «Жалуется, что мы не признаем их священства, между тем как и у них священство – таинство. Так пусть же Англиканская Церковь выскажется об этом. А частные мнения ничего не значат» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ввиду особого значения стиховных стихир они ни при каких совпадениях не только не заменяются на воскресной службе другими, но и не сокращаются и не умножаются в числе присоединением других стихир. Исключение 24 декабря и Недели от Пасхи до Вознесения (см. там). НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ Дав ряд псалмов и специально вечерних (103 и 140 с дальнейшими), рядовых (1 кафизма), и специально праздничных (стихи 92 пс.), присоединив к псалмам христианские гимны, приспособленные и к вечернему времени (Свете тихий, Сподоби Господи), и к празднику (стихиры), вечерня, однако, не исчерпала бы певческого материала, если бы не прибавила ко всему этому еще чего-либо из круга так называемых библейских песней, которые на утрене под видом канона занимают столь видное место. Этот недостаток вечерня и восполняет молитвою-песнию св. Симеона Богоприимца из Лк. 2, 29–32 «Ныне отпущаеши» [ 514 ]. Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, эта «молитва» Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни (подобно «Свете тихий», она называет Спасителя светом). Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам прав. Симеон: «благослови Бога и рече»). Так поступает устав и с другими часто повторяющимися песнями (см. выше, с. 560). Зато ее «глаголет настоятель», тогда как последующее Трисвятое чтец (на будничной вечерне позволяется произносить ее и чтецу). По Симеону Солунскому, «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее [ 515 ]. История употребления «Ныне отпущаеши» упоминается в числе вечерних песней непосредственно после «молитвы», близкой к нашему «Сподоби Господи», Апостольскими Постановлениями [ 516 ], а на нынешнем месте вечерни — в известном рассказе о посещении Нила Синайского VII b. и в Часословах VIII b. Его имеет вечерня коптская и абиссинская. Армянская вечерня, как и другие службы, имеет также библейскую песнь. Римско-католическая вечерня имеет эту песнь на повечерии с антифоном («Спаси нас»), на вечерне же имеет песнь Богородицы (Вступ. гл., с. 295, 300, 301, 317). Англиканское богослужение, не имеющее повечерия, поместило «Ныне отпущаеши» на вечерне [ 517 ]. По Студийскому уставу Ныне отпущаеши пелось «вълы» (см. выше, с. 560). Древнейшие ркп. Иерусалимского устава не говорят ничего о способе исполнения Ныне отпущаеши; но судя по тому, что присоединяют эту песнь к предшествующей речи о пении стиховных стихир без всякого посредствующего замечания или с «таже» (ετα), может быть, предполагают пение ее. Трисвятое

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отмена и сокращение    Ввиду особого значения стиховных стихир они ни при каких совпадениях не только не заменяются на воскресной службе другими, но и не сокращаются и не умножаются в числе присоединением других стихир. Исключение 24 декабря и Недели от Пасхи до Вознесения (см. там). НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ    Дав ряд псалмов и специально вечерних (103 и 140 с дальнейшими), рядовых (1 кафизма), и специально праздничных (стихи 92 пс.), присоединив к псалмам христианские гимны, приспособленные и к вечернему времени (Свете тихий, Сподоби Господи), и к празднику (стихиры), вечерня, однако, не исчерпала бы певческого материала, если бы не прибавила ко всему этому еще чего-либо из круга так называемых библейских песней, которые на утрене под видом канона занимают столь видное место.    Этот недостаток вечерня и восполняет молитвою-песнию св. Симеона Богоприимца из Лк. 2:29-32 «Ныне отпущаеши». Полная благодарности и спокойствия пред лицом смерти, происходящих от постоянной мысли не о себе, а о мире и народе, их просвещении и спасении, эта «молитва» Симеона подходит к вечеру, напоминающему нам о закате нашей жизни (подобно «Свете тихий», она называет Спасителя светом). Несмотря на высокопоэтический характер этой молитвы-песни, устав для нее назначает не пение, а чтение (как исполнил ее, вероятно, и сам прав. Симеон: «благослови Бога и рече»). Так поступает устав и с другими часто повторяющимися песнями (см. выше, с. 560). Зато ее «глаголет настоятель», тогда как последующее Трисвятое чтец (на будничной вечерне позволяется произносить ее и чтецу). По Симеону Солунскому, «один из служащих, как бы Симеон Богоприимец, с благоговением произносит» ее. История употребления    «Ныне отпущаеши» упоминается в числе вечерних песней непосредственно после «молитвы», близкой к нашему «Сподоби Господи», Апостольскими Постановлениями, а на нынешнем месте вечерни – в известном рассказе о посещении Нила Синайского VII в. и в Часословах VIII в. Его имеет вечерня коптская и абиссинская. Армянская вечерня, как и другие службы, имеет также библейскую песнь. Римско-католическая вечерня имеет эту песнь на повечерии с антифоном («Спаси нас»), на вечерне же имеет песнь Богородицы (Вступ. гл., с. 295, 300, 301, 317). Англиканское богослужение, не имеющее повечерия, поместило «Ныне отпущаеши» на вечерне. По Студийскому уставу Ныне отпущаеши пелось «вълы» (см. выше, с. 560). Древнейшие ркп. Иерусалимского устава не говорят ничего о способе исполнения Ныне отпущаеши; но судя по тому, что присоединяют эту песнь к предшествующей речи о пении стиховных стихир без всякого посредствующего замечания или с «таже» (ετα), может быть, предполагают пение ее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Писания, пение гимна, наставление священнодействующего лица тем, которые присутствовали при богослужении, молитва освящения св. даров, причащение под обоими видами, благодарственные молитвы, пение «Слава в вышних Богу». Это несомненно потому, что те же самые моменты входят в обе упомянутые литургии, т. е. англиканскую, составленную при Эдуарде VI и методистскую, составленную в 1872 году и утвержденную на конференции американских методистов в этом году. Но каков именно порядок расположения всех поименованных нами частей методистского богослужения, как делался выбор мест св. Писания, какие гимны пелись и как, а также откуда брались молитвы, – о всем этом мы не имеем возможности сказать что-нибудь определенное; мы именно не можем сказать, что отличало литургию методистов от литургии епископальной. Известно, что в методизме с самого начала его истории получили большое значение гимны и молитвы, составленные братьями Весли; судя на основании некоторых историй методизма, мы должны сказать, что многие из них вошли в методистское богослужение. И так различие методистской литургии от епископальной было в выборе гимнов и молитв для чтения и пения, в выборе поучений для народа; но выпущено ли было что-нибудь из англиканской литургии, и что именно, на это мы не можем дать определенного ответа. Так, в числе членов веры, у методистов опущен член о символах веры . Является вопрос: читался ли у методистов символ веры во время литургии, и если читался, то какой именно? В епископальной литургии такое чтение было, но там был и член о символах (см. выше сравнение исповеданий епископального и методистского). Как читались у методистов книги св. Писании: был ли определен постоянный годичный круг чтения, или же выбор чтений был предоставлен воле министра? Определенного ответа на данные вопросы мы не имеем, но можем только сказать, что у методистов священнодействующему дан больший произвол при совершении богослужения, чем у епископалов, у которых определен весь круг богослужения точным уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

С конца XIX-ro и на протяжении всего XX в. происходило активное увеличение методистских церковных организаций, возникали их национальные и международные объединения. С1881 г. действует Всемирный методистский совет с пятилетним циклом Генеральных конференций. Штаб-квартира – в американском штате Северная Каролина. Эта организация имеет обширные экуменические контакты. С ней ассоциированы Всемирная федерация женщин- методисток и Всемирное методистское историческое общество. В Великобритании несколько независимых общин в 1932 г. образовали свою Единую методистскую церковь . Подобный процесс происходил в 1939 г. и в США, положив конец почти вековому расколу на северные и южные методистские церкви. Там же в 1968 г. сформировалась самая многочисленная из существующих – Объединенная методистская церковь . В дореволюционной России методизм распространялся с 1907 г., главным образом в Прибалтике и Карелии. В советское время действовала Методистская церковь Эстонии. С 1992 г. существует Российская объединенная методистская церковь (ок. сотни приходов). Богослужение методистской церкви предполагает проповеди, молитвы, пение псалмов и гимнов. Совершаются крещение взрослых и причащение, в их протестантском символическом истолковании. Вероучение методистов содержит принципы авторитета Библии и всеобщего священства. Методисты разделяют общехристианские идеи Троицы, грядущего пришествия Христа, Страшного суда. Исповедуется также кальвинистское представление о Божьем двойном предопределении к спасению. Однако принятое методизмом убеждение в спасающей вере в искупительную жертву Христа отчасти сближает его с арминианской трактовкой свободы воли. Сохраняется и ряд положений англиканского епископального исповедания, в том числе тезис о значении «добрых дел». Последнее обстоятельство привело к возникновению разноречивых тенденций в теологии методизма. Отсутствие доктринальной однозначности отразилось в появлении на почве методизма множества самостоятельных, отдельных от него организаций: Армии Спасения, ряда свободных церквей. – Комментарии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И человек перестает себя чувствовать, например, китайцем. Он чувствует себя православным. Недавно, например, у меня в приходе появилась японка. И мы первый раз шестопсалмие слушали на японском языке, потому что на церковнославянском она, конечно, читать не умеет. И она в первый раз почувствовала себя частью Православной Церкви, православного богослужения – это очень важная вещь. Она живет в Америке около двадцати лет. И крестилась здесь, в США. Пятеро детей. Всех пятерых она тоже привозила на службу. – Монахини, которые приезжают сюда на богослужения, они американки? Как они пришли в православие? – Неподалеку находится монастырь Жен-Мироносиц, относящийся к Американской Автокефальной Церкви. У них есть свой храм, но нет священника. Их всего пять пожилых монахинь. Очень мужественные женщины, я преклоняюсь перед ними. Одна из них – монахиня Екатерина, у нее шестьдесят коз и порядка ста овец. Она за ними ухаживает практически одна – кормит, поит, стрижет, прививает, принимает у них роды, заготавливает для них сено, учит собак стеречь это стадо, сама делает сыр из молока, вывозит породистых коз на выставки. Да, они американки. Никаких русских корней у них нет. Совершенно разные судьбы, совершенно из разных мест. Причем судьбы уникальные – например, одна из них была водителем большегрузных дальнобойных контейнеровозов. Другая была с восемнадцати лет монахиней в Англиканской Церкви и перешла в Православие лет пятнадцать назад. – Я помню празднование Пасхи в Свято-Николаевском соборе, где вы раньше служили. Выглядит грандиозно. Так как в Нью-Йорке дома часто стоят вплотную друг к другу и нет возможности обойти с крестным ходом один собор, то приходится обходить целый квартал. Для этого перекрывается движение на Мэдисон и Пятой авеню и других улицах. Фары сотен машин, огни большого города – и среди всего этого пение «Христос Воскресе». А как празднуется Пасха здесь, в центре митрополита Иннокентия? – Единственный фонарь, который у нас есть, на время Пасхальной службы выключается.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-nachinae...

Песнопение «со святыми упокой» в полном его виде, т. е. и кондак и икос «Сам Един еси безсмертный» он издал с музыкальным переложением и употребил все старание, чтобы ввести его в практику своей церкви, что и удалось ему несмотря на то, что англиканская церковь не придерживается учения и обычая молитвы за умерших. Торжественное пение «со святыми упокой» впервые раздалось в Англии в Виндзорском замке королевы Виктории на заупокойной служба по Императоре Александре 3-м и так понравилось королеве и английской публике, что с той поры постепенно стало вводиться в употребление сперва в лондонском соборе св. Павла, а затем и во многих других лондонских и провинциальных церквах. Как филолог, мр. Биркбек высоко ценил и церковно-славянский язык нашего богослужения. С каким-то особенным наслаждением истинного знатока он любил приводить в разговоре некоторые характерные выражения, как напр.: «радуйся, Невесто Нене- —74— вестная», или «спразднуем любопразднственными чинми», или двойственное число: «не сердце ли наю горя бе в наю»; или восхищался поэтическими сопоставлениями, как напр.: в догматике 5 гласа «в Чермнем мори», или в кондаке Пятидесятницы: «егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Как видный общественный деятель, хорошо знакомый многим высшим представителям нашего церковного и светского правительства и пользовавшийся их уважением, мр. Биркбек нередко получал приглашения в качестве почетного гостя на разные знаменательные всероссийские торжества и обязательно на них присутствовал. Так напр.: был он в Киеве в 1888 г. на праздновании девятисотлетия крещения Руси; в Москве – в 1896 году на торжествах свящ. коронования Государя Императора и в 1898 г. на открытии памятника Императору Александру 2-му, а в 1912 г. в Бородине на торжествах по поводу исполнившегося столетия отечественной войны. Каждой из этих поездок он пользовался как прекрасным случаем для новых богатых наблюдений над жизнью и настроениями русского общества и для живого общения с своими старыми и новыми русскими друзьями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святая Церковь всегда на Вселенских Соборах боролась с религиозной ложью, боролась до мученической крови и сохранила при помощи благодати Божией православную истину и свое бытие непоколебимыми. Не следует Православной Церкви на экуменические конференции, какие организуют враги Христовой Церкви, посылать своих делегатов, хотя бы даже для информации. Принципиально мы должны быть чистыми исполнителями канонов, воспрещающих молитвенное общение с еретиками. А именно молитвенного общения протестантские экуменисты и добиваются, наряду с социальными реформами. Бывали неоднократно случаи, когда докладчики по экуменическому вопросу вызывали православных делегатов, например из Болгарии, на эстраду для доклада, брали их за руки, и начиналось совместное пение экуменических молитв, т. е. начиналось молитвенное общение. Это уже есть вовлечение в грех , в такой грех, от которого надо остерегаться всеми способами. Не надо соблазняться материальными благами из экуменических фондов. Не надо подражать католикам, которые на словах осуждают современное экуменическое движение, а на деле солидаризируются с ним по линии вражды к Православной Церкви. Надо категорически отказаться от мысли участвовать в таком движении. Если будем соблюдать чистоту Церкви, то и Господь благословит нас и дело рук наших исправит. Председатель: Высокопреосвященный Серафим просил дать ему слово, так как он едет на заседание другой комиссии. Архиепископ Серафим (читает доклад на тему: «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?») В последнее время Русская Церковь испытывает сильное давление со стороны экуменистов, чтобы побудить ее участвовать в экуменическом движении. 22 августа с. г. экуменисты созывают в Амстердаме, как они говорят, «Всецерковную конференцию». По сообщению «Церковного Вестника», издаваемого при Болгарском Синоде, на этой «Всецерковной конференции» будут участвовать 136 так называемых христианских церквей и представители восточных греческих церквей 192 . Несомненно, на этом экуменическом съезде будут присутствовать и представители русских церковных организаций за границей, не подчиненных нашей Патриаршей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поводом к началу этих процессов послужило первоначально чисто внешнее обстоятельство, не стоявшее в прямой связи с движением, но возбудившее негодование вообще в народе и особенно в низкоцерковниках. Именно, когда многие из трактариан перешли в римский католицизм и увлекли за собой немало англиканских прихожан, в Риме сочли это за новое восстановление католичества в Англии. В октябре 1850 была опубликована папская булла, проектировавшая открыть новую Вестминстерскую архиепископию, и разделить всю Англию на 12 диоцезов, под управлением назначенных папой прелатов. Это булла сильно, хотя и неосновательно, взволновала общественное мнение. Премьер королевства лорд Руссель высказался за необходимость открытых мер против папского вторжения. Протест был подписан людьми различных классов и сословий. Однако какие-либо внешние меры не были предприняты. Но булла повредила англиканской церкви в следующем отношении. Те каолические идеи и принципы, которые проводились трактарианами, скоро нашли выражение в богослужении и ритуале. Церковные службы начали сопровождаться большей торжественностью, храмы украшаться живописью и скульптурой. После пуританской простоты предшествующего времени, подобная перемена стала особенно сильно бросаться в глаза. В своих проповедях духовенство начало настаивать на важности таинств, советовать приступать к исповеди и получать от священника разрешение от грехов, утверждая, что это вещи необходимо нужные для верующих, и таким образом возвышало свое иерархическое положение. Распятие в церквах, крестное знамение, молитвы за умерших и наблюдение дней святых стали вещами обычными. Рекомендовалось также употреблять римско-католические богослужебные книги. Естественно, что все это возбудило негодование в крайней протестантской партии, которая, ссылаясь на буллу, подняло крики: «долой папство». Скоро начались процессы против высокоцерковников, за нарушение ими якобы законов англиканской церкви. Таков процесс поднят был против Беннета, священника церкви св. Павла в Лондоне. В 1850 году Беннет выстроил новую церковь в беднейшей части своего прихода, которая и освящена была епископом лондонским. Здесь введено было хоровое пение, устроена особая решетка отделявшая алтарь от средней части храма и престол украшена был изображением распятия. Беннетт подвергался нападениям толпы, но, обладая твердым характером, продолжал сохранять введенные обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Свои делегации в храм Христа Спасителя направили древние восточные Церкви – Армянская (Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты), Маланкарская, Коптская. На интронизации также присутствовали англиканские и лютеранские епископы, лидеры других протестантских общин, генеральные секретари Всемирного совета Церквей и Конференции европейских Церквей, приор экуменической общины Тэзе брат Алоис Лёзер и члены этой общины братья Люк и Мэтью. На литургии по малом входе два старейших архиерея из числа постоянных членов Священного Синода – митрополиты Владимир Киевский и Владимир Санкт-Петербургский – взяв под руки избранного Патриарха, возвели его к патриаршему горнему месту в восточной части алтаря храма Христа Спасителя. По возглашении молитвы: «Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих Православных Церквах, посажает на престоле святых первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси…» – со словами: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь» старейшие митрополиты трижды посадили нареченного Патриарха на патриарший трон. Затем под пение «Аксиос» (греч. «Достоин») с Патриарха Кирилла были сняты белые архиерейские богослужебные одежды и надеты патриаршие. Эти облачения из бордового бархата с золотой вышивкой использовались при интронизациях Патриархов всея Руси, начиная с Алексия I. Со времени учреждения патриаршества в Русской Церкви в 1589 году интронизации совершались в Успенском соборе Московского Кремля. Последним Патриархом, восшедшим на трон в этом древнем храме, был св. Тихон (1917). Интронизации Патриархов Сергия (1943), Алексия I (1945), Пимена (1971) и Алексия II (1990) проходили в Богоявленском соборе в Елохове, который до восстановления храма Христа Спасителя был главным храмом Русской Православной Церкви. Затем митрополит Минский и Слуцкий Филарет возгласил мирную ектенью, в которой содержалось прошение: «Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Кирилла, ныне посаждаемого Патриарха…». По завершении ектеньи митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий прочитал молитву о новом Патриархе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010