Вот текст молитвы «Отче наш» в его традиционной формулировке у Матфея (включая доксологию): (Призывание) Отче наш , который на небесах! (Первая часть) Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. (Вторая часть) Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от зла. (Доксология) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Отметим несколько моментов, связанных с этой молитвой. 1)Молитва так построена, что читающий ее, молясь о себе, одновременно молится и о других. Отметим выражения: «Отче наш», «хлеб наш», «долги наши». 2)Фраза «и на земле, как на небе», очевидно, относится не только к третьему прошению, но и к предыдущим двум. Смысл ее: «Да святится имя Твое и на земле, как на небе. Да придет Царство Твое и на земле, как на небе. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». 3) Сейчас в ходу две формы пятого прошения, восходящие к разным переводам Библии. Первая форма: forgive us our trespasses, as we forgive them that trespass against us («прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем тем, кто прегрешил перед нами»). Такой перевод сделал еще в 1526 году Уильям Тиндл. Впоследствии он был включен в «Книгу общественного богослужения» (официальный служебник Англиканской церкви), а потому обрел широкое распространение. Вторая форма: forgive us our debts, as we forgive our debmors(«npocmu нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»). Она отражена в Библии короля Якова (1611), а впоследствии – в большинстве английских переводов. «Долги» – буквальное значение слова в греческом тексте Мф.6:12 ; «прегрешения» -интерпретация того же слова. Перевод «долги» предполагает, что грехи – это акты, через которые человек как бы похищает у Бога его права, а потому становится его должником, могущим лишь взывать о милости. В обоих случаях перед нами характерное для Иисуса учение: Божественное прощение доступно лишь тем, кто и сам прощает. Отказываясь прощать других, мы закрываем себе дорогу к Божественному прощению. Впрочем, не надо думать, что прощение друтих автоматически гарантирует нам прощение. Божья милость – это дар, а не зарплата.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

впервые собрались на интимный съезд его участники, обезпокоенные духовным вырождением протестантизма). Его цель – возстановление конкретности в проповеди Евангелия; они, так сказать – провозвестники в Германии апостольского и древне-церковного христианского реализма  120 . «Слово плоть бысть» – отсюда следует искупление, начало освящения всего человека, в полном его составе, душевном и телесном. Раз слово «плоть бысть» и истинно пострадало на кресте, раз Сын Божий истинно воскрес в прославленном теле воскресения Своего, то как можем мы держаться псевдо-спиритуализма 19-го века, возобновляющего горделивыя заблуждения гностиков и презирающего телесное естество? Христос воплощением Своим, крестом и воскресением освятил всего человека. «Разве вы не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа и что вы не свои?..» И не только души и тела наши, но и вся ткань жизни нашей должна непрестанно освящаться во славу Бога Отца, через Господа Иисуса Христа». Из этих основ христианского реализма, от этой проповеди освящения всего человека, души и тела, силою Воплотившегося, Распятого и Воскресшего, что является вместе с тем началом освящения твари – ибо «семенем» освящения мира явилось воплощение Сына Божия, пока, наконец, вся тварь не будет избавлена от рабства тления в свободу и славу детей Божиих» –  от этих глубоко-православных и глубоко новозаветных апостольских основ миросозерцания вытекает для Stählln " а и его друзей с одной стороны понимание снова великого значения христианского аскетизма, как именно процесса освящения и внешнего нашего человека (понимание аскетизма было совершенно утрачено в протестантстве), а с другой стороны, новое (и вместе с тем старое!) понимание таинства, понимание великого значения Таинства Евхаристии, как освящение тварного начала силою Духа Божия, что весьма приближает эту группу к православному миросозерцанию. В этом они сходны с кафолически и сакраментально настроенными англиканами, стремящимися вернуться к полноте наследия древней Церкви  121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, РАЗНОГЛАСИЯ, [СОБЛАЗНЫ,] ЕРЕСИ (выделено мной – прим.авт.), ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» ( Гал. 5:19-21 ). Ересь перед Богом и Его Церковью так же страшна, как прелюбодеяние и волшебство, так же омерзительна, как идолослужение, так же ужасна, как убийство 95 . Погибающих еретиков надо спасать, а не учиться у них «ревностной борьбе за возврат к первохристианству». 96 Не смог бы я возвратиться в баптизм, даже если бы захотел, после осмысления такой истории баптизма. Мне нисколько не хочется иметь «славную историю» постоянных крайностей и заблуждений, тем более, когда они касаются Самого Христа и Его Слова. Мне не по душе та легкость 97 , с которой иные баптистские богословы – идеологи первой величины! – записывают в «герои веры» еретиков, явных и для них. Уж лучше вы – к нам, братья! Зачем вам сектантская преемственность, если есть апостольская? Зачем вам роднить себя с монтанистами, павликианами или богомилами, если можно породниться с Иоанном Златоустом, блаженным Августином, Кириллом и Мефодием, Сергием Радонежским, святителем Московским Филаретом, митрополитом Сурожским Антонием и т.д.? Вместо заключения «Как я сказал, мы не принимаем людей легко. Опыт показывает, что они сначала приходят и прислушиваются, приглядываются, «принюхиваются». Потом в какой-то момент они загораются очень пламенным желанием принять православие и отталкиваются от той веры, которая была их верой; и вот в этот период я их никогда не принимаю; я не принимаю человека, который отрекается от своего прошлого. Потом начинается период, когда человек входит глубже в православие и начинает чувствовать, как он должен быть благодарен той Церкви, которая его сделала вообще христианином, когда у него нет уже романтики такого чрезвычайного подъема. Он может спокойно войти в православие, как блудный сын, который домой пришел, именно домой, а не в какое-то исключительное место. И когда он может обернуться и сказать: да, моя Церковь – католическая, англиканская, протестантская – мне все-таки открыла Христа, и я глубоко благодарен ей, – то мы их принимаем…».

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Дивна Ты, Преблагосердая Владычица, в молитвах Своих. Се, я ношу образок иконы Твоей Тихвинской у груди своей в класс – и премудрость Божия льется, как река, с языка моего; свободно и широко сердце мое, свободен и язык мой – не так, как прежде. Слава Тебе, Преблагосердная! К тебе приходят гости, и ты в скупости сердца говоришь: не имамы зде токмо пять хлеб и две рыбы – и готов выпроводить своих гостей. Но слышен глас тебе Господа: не требуют отъити 265 от тебе гости – даждь им ты ясти [ Мф. 14, 17,16 ]. Господь твой всемогущ: Он из ничего может увеличить быстро твое достояние, как некогда пять хлебов и две рыбы в пустыне; предлагай без сомнения, с щедростию дары Божии людям Божиим и всегда старайся иметь с ними общение любви; не скупись: скупость – дело врага бесплотного, который, нося вечную бедность, окаянство и нищету в духе своем, внушает и нам помыслы недовольства всем, мнимой нищеты вещественными благами и учит нас вечно бедниться, скупиться и жадничать. Чтобы с верою несомненною причащаться животворящих Таин и побеждать все козни врага, все клеветы, представь, что принимаемое тобою из Чаши есть Сый, то есть един Сущий, что всё пред тем, что в Чаше, есть яко ничтоже. Когда такое расположение мыслей и сердца будешь иметь, то вдруг успокоишься, возвеселишься и оживотворишься от принятия Святых Таин и сердцем познаешь, что в тебе истинно и существенно пребывает Господь, и ты в Господе. Опыт. Аминь. 1861 г. Августа 12-го дня. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Ты, например, путешествуя по свету, желал бы, чтобы все иностранцы и иноверцы принимали тебя с радушием и угощали с щедростию и ласками и не делали тебе различия от них самих, не отделяли себя от тебя, как от русского и православного. Так и ты поступай с другими, кто бы они ни были – католики, лютеране, англикане, магометане, евреи или язычники: всех принимай с радостию, никого не чуждайся. Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым [ Деян. 10, 15 ]. За такой образ жизни и поведения ты стяжешь великую благодать Того, Кто сказал: молю... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино [ Ин. 17, 20–21 ]. Не будь только с ними едино по мыслям, которые разделяют их от нашей веры и Церкви. Ибо общение в таковом смысле есть единомыслие лукавства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И когда 3 явились двое, чтобы выбрать себе такое место, которым бы они превосходили това- —142— рищей своих, Господь сказав им: «можете ли вы пить чашу, которую Я буду пить ( Мф.20:20–22 )», дабы научить, что место превосходства отдается за заслуги. 1686 Поэтому и (Апостол) говорит: «посему и Бог превознес и прославил Его ( Флп.2:9 )»; ибо никто не был более умален в своей природе, как Христос, поскольку Он был из Божества. После того как они узнали, что то место дается за дела, (Господь как бы) таким образом продолжает (Свою речь): так как вы уже узнали, что место сие дается за заслуги, то рассудите, что быть может найдутся такие, которые сильнее вас будут подвизаться или пожелают подвизаться, по суду же Отца совершен тот, кто подвигом своим превосходит всех прочих, и для такового уготовано то место. Поскольку (те двое) пришли (с тою целью), чтобы по избранию без заслуг получить (первое место), то Господь отверг их, делая вид, что не имеет власти, 1687 дабы не опечалит их, как и слова: «о часе этом никто не знает ( Мф.24:36 )» (сказал для того), чтобы дальше не спрашивали Его об этом. «Не ваше дело, – говорит, – знать час и время ( Деян.1:7 )». Когда же прочие апостолы разгневались на них, раскрыл дело всем говоря: «кто между вами хочет быть большим, да будет вашим рабом ( Мф.20:27 )». Этим путем все люди имеют доступ ко власти. Итак, просьбу сыновей Зеведеевых Господь положил пред глазами их, как венец, коим увенчивается тот, кто превосходит (всех) на ристалище. Также и Апостол на этом основании построяет (свое научение), говоря: «испытает сердца —143— ваши, и тогда каждому из вас будет похвала у Бога ( 1Кор.4:5 )». Даже Валаам был избран для прорицания (Числ. глл. 22–24), сыновья Илия на священство ( 1Цар.2:12–17 ) и Иеровоам на царство ( 3Цар.11:26–40 ). Посему Апостол говорит: «и я сам окажусь недостойным ( 1Кор.9:27 )», – каковое сказал, дабы научить, что он мало ценит всякое избрание по небесному усмотрению, 1688 высоко же ставит волю. И дабы ты лучше уразумел эту истину, еще научает, что если кто говорит языками ангельскими, 1689 тот делает это не по собственному изволению, но по избранию Божию, а кто любит, тот имеет собственное избрание (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанн послал учеников к Нему не для того, чтобы они допрашивали Его, но чтобы Господь, как бы печатью, подтвердил (им) то, что он сам ранее говорил; посему, мысль учеников устремил к Нему. Когда, говорит Писание, другие ученики услышали его беседу о Господе и увидели Его, то, без печали оставивши Иоанна, последовали за Ним ( Ин.1:35:36 ). Как при крещении показал свою добрую волю, поскольку не присвоил себе священство дома отца своего, 1669 так и здесь пожелал ученикам передать сокровища, которых не похищал. Послал их к Христу с тою целью, чтобы, увидевши чудеса, они укрепились в вере в Него. И сказал им Иисус: «пойдите и расскажите Иоанну» не то, что слышали, но —131— «то, что видели. Вот, слепые, видят и хромые ходят ( Мф.11:4:5 )», то есть, если бы дела, которые Я делаю, не подтверждали слов Иоанна, то его беседы (обо Мне) были бы совершенно ложны; а так как (на самом деле) они истинны и верны, то следуй не словам их, но постигай (их) смысл. Господь начал с того, что казалось более легким, хотя в области чуда малое и великое имеют одинаковое значение. 1670 «Слепые видят и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат», наконец как бы в запечатление всего сказал следующее: «мертвые воскресают ( Мф.11:5 )», потому что последнее было главным делом благости Единородного, посредством которого разрушается и изгоняется зло, введенное в мир Адамом . К сему узнай то, что следует: «блажен будет, кто не соблазнится о Мне ( Мф.11:6 )», каковыми словами дал ученикам Иоанна верное предостережение, дабы не соблазнялись о Нём. Если (же) некоторые возражают, что Господь ради Иоанна сказал: «блажен, кто не соблазнится о Мне», то отвечаем, что так как предшествующее было сказано ради Иоанна, соответственно сему и эта похвала высказана (также) ради Иоанна. Ибо (Господь) сказал это для того, чтобы предостеречь учеников Иоанна, а не потому, чтобы усомнился в Иоанне; и (что действительно) послал ему эту весть не потому, чтобы Иоанн ослабел в своей вере, об этом свидетельствует то, что следует (ниже). Ведь, в дальнейшей речи (Господь) нигде не отвечает на вопросы, какие послал к Нему Иоанн, но после того, как ученики Иоанна ушли (обратно), «начал», – повествуется (в Евангелии), – «говорить народу об Иоанне ( Мф.11:7 )». В присутствии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Сентябрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Предисл., пер. и примеч. А. А. Спасского; под ред. М. Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 3. 9. С. 129–144 (1-я пагин.). (Продолжение.) —129— чется о том, чтобы сберечь (её), поскольку рука Его есть рука, простирающаяся на всё, и мышца Его сильнее всего, так что отовсюду может исторгнуть её. 1668 Любовь Свою, коею обнимает всех людей, сделал меньшею и повинною всем, дабы любовь людей, коею обнимают они Господа всяческих, представить превосходящею всё. «Кто не любит Меня более, чем душу свою (ср. Мф.10:37 )» и пр. «Пришла Мария, и села у ног Иисуса ( Лк.10:39 )» то есть, села как бы на твердую землю у ног Его, которые и жене грешнице дали прощение грехов. Поскольку она добыла себе украшение, чтобы войти в царство Единородного, то «избрала» одну только «благую часть», именно благого Христа, так что «во век», как сказано, «не отнимется от неё ( Лк.10:42 )». Любовь же Марфы была более суетливой, чем любовь Марии, потому что, когда в первый раз пришел Христос, Марфа служила Ему: «Нет Тебе нужды до меня; скажи сестре моей, чтобы помогла мне ( Лк.10:40 )». И в то время, как (Господь) пришел, чтобы воскресить Лазаря, она первая также вышла навстречу Ему ( Ин.11:20 ). Глава девятая «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого ( Мф.11:3 )?» Отнюдь не усомнился в Нём. Ибо тот, кто приготовил путь в пустыне и не умедлил взыграть во чреве, кто крещение не вменил себе ни в какую похвалу, поскольку сказал: «мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 )», и «вот, тот агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Ин.1:29 )», и: «я недо- —130— стоин развязать ремни у обуви Его ( Ин.1:27 )», – кто все это возвестил во всеуслышание, каким образом потом мог усомниться в Нём, во-первых, после свидетельства Духа, сошедшего в подобии голубя, и (во-вторых) после голоса, явившегося с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный и пр. ( Мф.3:17 )»? Но эти слова мы изъясняем так. Как пророки то, что говорили, ради себя говорили и ради тех, которые должны были слушать их, и как Господь говорит: «ради народа говорю сие, чтобы поверили ( Ин.11:42 )», так и Иоанн, когда увидел, что настало время переселиться ему из этого мира, и уразумел, что он должен так же и в смерти предшествовать Спасителю, как предшествовал Ему в рождестве в эту жизнь, то озаботился о том, чтобы не оставить своих учеников блуждать и рассеяться, как стадо без пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и Буцером сложились теплые отношения, и Буцер назначил П. одним из своих душеприказчиков. Представления Буцера об отношениях власти и Церкви, а также его мнение о необходимости сближения различных протестант. деноминаций оказали существенное влияние на взгляды П. После неожиданной смерти Эдуарда VI и воцарения Марии Тюдор П., как сторонник протестантизма и женатый клирик, был отстранен от всех должностей. Годы правления Марии Тюдор П. провел с семьей в провинции. Новый этап в его церковной карьере начался со вступления на престол Елизаветы I Тюдор (1533-1603). Несмотря на свое нежелание, П. не смог противиться воле королевы и избежать назначения на кафедру архиепископа Кентерберийского. Избрание состоялось 1 авг. 1559 г., однако ординация была отложена до декабря, поскольку не был определен чин ее проведения. Кроме того, для ординации потребовалось найти 4 епископов, к-рые могли бы осуществить посвящение. Ординация состоялась 17 дек. в Ламбете. Процедуру ординации провели епископы Уильям Барлоу, Джон Скори, Майлс Ковердейл и Джон Ходжкинс. Ординация П. Ординация П. считается в Церкви Англии началом англикан. епископской иерархии. С т. зр. англикан. богословов, в результате ординации П. объединил в себе благодатное преемство католич. и англикан. епископатов. Это стало возможным благодаря тому, что 2 из 4 исполнителей ординации (Барлоу и Ходжкинс) были рукоположены по католич. чину и, по мнению англикан, имели апостольское преемство со стороны Рима. Два др. епископа (Скори и Ковердейл) были рукоположены по новому англикан. чину архиеп. Томасом Кранмером, к-рый был в свою очередь также рукоположен в епископский сан до отделения Церкви Англии от Рима в 1534 г. Англикан. восприятие ординации П. изложено в послании «Saepius Officio» (1897) Фредериком Темплом, архиеп. Кентерберийским, и Уильямом Маклаганом, архиеп. Йоркским. «Saepius Officio» стало ответом на энциклику папы Римского Льва XIII «Apostolicae curae» (1896), к-рая была посвящена рассмотрению вопроса англикан. рукоположений.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Англиканской церкви Британии разразилась " катастрофа поколений " 10.09.2018 В Англиканской церкви Британии разразилась «катастрофа поколений», причем заметней всего упала численность 45-54-летних, среди английской молодежи насчитывается лишь 2% ее приверженцев, сообщает theguardian. Одновременно среди английской молодежи резко выросло безверие – сегодня до 70% молодых людей моложе 24 лет относят себя к категории нерелигиозных. С 2002 года численность британцев, причисляющих себя к Англиканской церкви Британии, по данным социологического исследования взглядов населения Британии, сократилась вдвое, при рекордно низких показателях во всех возрастных группах за всю историю подобных исследований. Следует отметить, что численность постоянных прихожан, регулярно посещающих храмы, еще на порядок ниже. Тем временем давняя тенденция движения к светскому обществу заметно ускорилась в последние годы. Доля неверующих возросла с 41% в 2002 году до 52% в 2017 году. Годом ранее, в 2016 году, она составляла 53%, и пока неясно, означает ли это отклонение, что маятник двинулся обратно, либо это просто случайная флуктуация. Демографический разрыв, о котором свидетельствуют новые научные данные, воспринимается церковью как особенно тревожный фактор. Относительно молодые люди гораздо реже, чем пожилые возрастные группы, причисляют себя к Англиканской церкви, и при этом социологическая статистика показывает, что люди редко становятся приверженцами крупной церкви в пожилом возрасте. Это означает, что в процессе смены ближайших поколений доля прихожан Англиканской церкви Британии в общем населении страны очень скоро станет пренебрежимо малой. Среди людей возрастной группы 65+ лет доля приверженцев Англиканской церкви Британии наиболее высока, но на нее приходится лишь 30% общего числа прихожан. Спад в этой группе весьма значителен, поскольку в 2002 году она составляла 52%. Данные предыдущих социологических исследований также показывают весьма высокий прирост неверующих в этой возрастной группе – от 18% в 2002 году до 34% в прошлом году.

http://drevo-info.ru/news/24059.html

Русскому Вестнику: по вопросу об англиканской иерархии. [ответ на критическую заметку в январской книжке] Источник Нашу богословскую науку очень часто обвиняют в том, что она стоит слишком далеко от жизни, не хочет знать никаких современных запросов и представляет будто бы из себя лишь сухую и мертвую схоластику. Между теме, как только кто-либо из наших богословов осмелится коснуться вопроса живого и современного, тотчас же поднимаются против него ожесточенные крики и выступают сердитые критики с тяжкими обвинениями, что будто бы он подрывает установившийся церковный порядок, вредит интересам православия и т. д. и т.п. Подобные критики часто ничего не видят и не хотят знать, кроме своих, от детства унаследованных, предубеждений, и против всего, что сколько-нибудь не согласно с ними, считают своею непременною обязанности восставать и возражать во что бы то ни стало, но жалея резких слов и не обращая особенного внимания ни на истошный смысл того, что утверждает их противнику ни на степень основательности своих собственных возражений. Им нужно только возражать и как можно резче, а имеет ли их возражение какую либо научную цену и даже относится ли оно к рассматриваемому вопросу – это уж как будто их вовсе не касается. Внимание одного из подобных критиков мы имели несчастье привлечь на себя в „Русском Вестнике» своими статьями об англиканской иерархии. Много лет занимаясь изучением истории и сущности англиканства, мы сочли своим нравственным долгом приложить свой труд и свои познания к разъяснению того вопроса, который в нашей богословской науке оставался дотоле совершенно не исследованным и в последнее время стал, как известно, настойчиво выдвигаться на очередь, а именно – вопроса о действительности англиканской иерархии. Наша задача состояла в том, чтобы исследовать вопрос по возможности со всех сторон, с ночным беспристрастием выставляя на вид как положительный, так и отрицательные его стороны; а потому, касаясь в своем исследовании исторических судеб англиканской церкви, ее богослужебного строя и ее догматических учений, мы совсем не имели целью непременно защищать англиканскую иерархию или порицать ее, но прямо и решительно черное в не называли черным, а белое белым. Однако, таким беспристрастным отношением к делу мы не угодили анонимному критику Русского Вестника, который, по видимому, так предубежден против англиканской иерархии, что, забывая научным требования, желает, чтобы мы находили в ней только черное, и даже то, что бело в ней, непременно представляли бы черным. Что прикажете делать с подобным критиком? Приходится волей-неволей отписываться, конечно без всякой почти надежде убедить его самого, так как на него никакие убеждения не действуют, но единственно лишь для того, чтобы другим, не предубежденным читателям раскрыть истинный смысл его обвинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010