11:6), вступление в лоно Церкви Божией (Деян. 2:47; Ин. 3:5) и жизнь по заповедям Божьим (Мф. 7:21). 27 14 сентября 1927 г. «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:10).» Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева — Церкви Христовой. Господи! Как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24).» Главное и, в сущности, единственное несчастье человека на земле — грех. Грех вносит расстройство в нашу душу — мучит ее. А свобода от греха есть самая высшая и настоящая свобода человека. Христос Бог есть Спаситель мира от его грехов (Мф. 1:21). Для того и сходил на землю Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы, и принял от Пресвятой Девы Марии и Духа Свята человеческое естество — душу и тело безгрешное, чтобы избавить всех людей от греха и тем даровать нам святость, или радость, счастье вечное... А путь к святости, к свободе от греха — вера в Бога и приобщение к Церкви Христовой, Богом основанной и Им же хранимой. Кто не верит в Бога и не принадлежит к Церкви Православной, тот остается со своими грехами и умрет в них... Знают ли это все наши современники — во множестве открытые безбожники?.. «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего (Ин. 8:43).» Когда люди не принимают христианской веры, смеются над ней и гонят ее, они сами выносят над собой приговор, как над людьми легкомысленными. Чтобы принять или, по крайней мере, понять ее, нужно отнестись к ней прежде всего беспристрастно, без предубеждения. И это внимательное отношение к христианской вере в ее чистом виде, то есть в православии, а не в извращении, как в католичестве, протестантстве, англиканстве, разных сектах и расколе, тоже именующих себя христианством, — невольно внушит уважение к христианской вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

А наученный Христом ап. Павел наставлял, что приобретение веры не есть еще дело труднейшее и совершеннейшее. Если я, говорил он, «имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( 1Кор. 13, 2 ). Должно ревновать о любви. Для этого должно приобщиться к источнику любви. Там, где человека утверждают в вере, там его сердце согреют и любовью. Но любовь не может явиться и не может получить своего утверждения без веры. Человек любит разумно своего ближнего, если любит в нем образ Божий. Без этого любовь является лишенной опоры, разумности и неустойчивой. Вот почему Христос, наставлявший людей в любви, прежде всего, требовал веры. Он требовал веры в Себя, как Господа. А апостол, истолковывавший учение Господне, сказал: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Корн. 12, 3). Должно приобщиться к общине, в которой пребывает Дух Святый, должно стать членом церкви Христовой. В вере во Христа и Его учении спасение человечества, «ибо нет другого имени под небом данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 12 ). Нет другого учителя жизни, который указали бы смысл жизни и указал бы путь для осуществления этого смысла. Но где хранится учение этого Учителя? Где подается Им благодатный источник сил для спасения человечества? В Его Церкви – в христианской церкви. Но оказывается, что на земле существует много обществ, носящих имя христианских, утверждающих, что они исповедуют заветы Христа и резко расходящихся между собою и отрицающих пребывание в истине одно другого. Число всех последователей христианских исповеданий на земном шаре полагают приблизительно равным 504 миллионам, из них 231 миллион католиков, 156 миллинов протестантов (лютеран, реформаторов, англикан и других протестантских общин), 117 миллионов православных. Истина может быть достоянием лишь одного из этих исповеданий, только одно из них может быть тою Церковью , о которой сказал Христос: «Я создам церковь Мою и врата ада не одолеют ея» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Вот такую мысль апостол Павел проводит. Поэтому когда человек согрешает - это он не просто, так сказать, грешит, просто самому себе - он грешит против Христа, он грешит против каждого члена Церкви. Поэтому апостол Павел говорит - с такими вообще не общаться! Вообще нельзя даже его приветствовать. Поэтому какое может быть объединение Православной Церкви и англиканской, если у них там официально голубых " рукополагают в священники " . Ну, как, значит мы соединимся с ними, с этой самой, с этой мерзостью что ли?! Как, какая возможность? Это же давно не христианство никакое! С чем объединяться-то? Разве это возможно? Наоборот - никакого общения не может быть у Света с тьмой!.. Поэтому если человек согрешает, и если это становится известно, то его сразу от Церкви отделяют, потому что он это все сквернит. Потому что, если мы его приветствуем как брата, то другой, зная его блудную жизнь, скажет: " Ах, раз он его приветствует, значит - это можно! " И что же из этого тогда получится? " Не знаете ли, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? " .. Да, действительно это так, потому что так Бог устроил, что соединяющиеся в браке соединяются в одну плоть. Поэтому и невозможно это, невозможен этот грех в силу того, что становятся одним существом. " ...Ибо сказано: два будут одна плоть " . А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Почему? Дух Святый и благодать Божия входят сами в человека и наш дух, человека, имеет общение с благодатью Божией, с Духом Святым. " Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в них Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? " . С тех пор, как человек крестился, он себе не принадлежит - он принадлежит Богу. И если он как-то передумал, то надо уже от Церкви отходить. Поэтому напрасно надеется человек... А многие и в браке живут, как в блуде почему? Ну, например, брак существует для того, чтобы - одна из функций, не главная функция, но тем не менее она существует - это вот продолжение рода человеческого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2207...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую Церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской Церкви вполне применимы слова Апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Eфec. V, 25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Коринф. VI, 14–15). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Nc. I, 1 ). Председатель: О. Григорий Разумовский хочет сделать сообщение. Протоиерей Разумовский: На пленуме слушался доклад Румынской Церкви на русском языке, а потому не знающие русского языка, но знающие только французский язык, не имели возможности познакомиться с этим докладом. Наша комиссия располагает четырьмя экземплярами доклада Румынской Церкви на французском языке, которые могут быть розданы присутствующим с возвращением по миновании надобности. Представитель Антиохийской Церкви выразил пожелание ознакомиться с докладом Высокопреосвященнейшего Серафима на французском языке. Председатель: Кто хочет высказаться по докладам Преосвященного Нестора и Преосвященного Серафима? Эти доклады выражают определенную мысль – отрицательное отношение к участию в экуменическом совещании. Игумен Дионисий (Шамбо): Я не понял Владыки Нестора, потому что его доклад не был переведен на французский язык, а потому не смогу говорить о нем. Но я имею понятие о докладе Владыки Серафима, который был переведен на французский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдельные представители католической религии приходят и будут приходить к святому православию. Но все католическое, латинское вероисповедание, мне думается, никогда не примирится с Церковью Христовой. Напротив, все силы оно направляют и будут направлять к тому, чтобы уничтожить Церковь Божию... А протестантство и англиканство гораздо легче могут прийти к Церкви Божией Православной, так как у них меньше предрассудков и враждебности к святому православию. И мы видим, что протестанты сравнительно в большем числе присоединились и стремятся к соединению с Церковью Божией. И англиканская религия тоже очень часто ищет сближения с Христовой Церковью Православною... Дай Боже, чтобы этим стремлениям удалось осуществиться! О сем будем усердно молиться Пастыреначальнику Христу Богу, чтобы и иноверцы вместе с нами у единого престола славили всесвятое имя Живоначальной Троицы, будучи сопричтены к единому спасительному стаду церковному — Святой Православной Церкви Божией! «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, — ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда (Мк. 6:30—31).» Продолжателями дел апостолов Христовых на земле являются святители и пастыри Православной Церкви (Мф. 28:20). В чем главная их деятельность? В молитве и служении слова (Деян. 6:4). В святом храме Божием пастырь усердно молится о всем мире, о своей пастве; пламенным духом своим призывая за требами, особенно молебнами, ученик Христов вместе со всеми молится Господу, как сие делал приснопамятный батюшка отец Иоанн Кронштадтский и другие труженики — иереи Божии. И дома, в уединенной молельне, пастырь Христов усердно молится Богу о своих немощах и всех своих духовных овцах... Также неустанно трудятся служители Христовы и в другой великой пастырской области, в храмах, где проповедуют слово Божие. В храмах, где обширная аудитория, немолчно должен возвещать о Царствии Божием продолжатель дела апостолов. И по домам своих прихожан и у себя при всяком случае — постоянно говорит о духовном мире ревностный проповедник — пастырь. Опыт современной жизни показал, что недостаточно усердна была наша молитва и не вдохновенно слово наше. Почему немало прежних православных людей ушло от Церкви Божией? Потому что религиозное начало недостаточно охватило их: не знали они сладости молитвы, не тосковали о будущем Небесном Граде. А это оттого, что мы не сумели зажечь в их душах огонька веры в Бога и будущую жизнь. В ком есть этот огонь веры — того не могут увлечь никакие уговоры атеистов. Усилить нужно нам свою молитву к Богу и проповедь о Царствии Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

По выражению знаменитого церковного историка проф. В. В. Болотова , канонично то, что для Церкви полезно. Действительно, принцип церковной пользы весьма ярко проглядывает в церковных канонах, особенно в тех из них, где Церковь проявляет некоторого рода нетерпимость и суровость, как будто не отвечающие духу любви христианской религии. Таковы, напр., правила 45 Апост. и 33 Лаодик. собора, первое из которых запрещает под угрозой отлучения епископам, пресвитерам и дьяконам молиться с еретиками, а второе – и с отщепенцем (σχισματικ). Если сравнить эти правила с молитвою Соломона при освящении храма, то можно подумать, что ветхозаветный праведник Соломон был более проникнут духом религиозной терпимости и любви, чем составители этих правил. Соломон тогда молился: «Если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и они услышат о Твоем имени великом, и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое»... ( 2Цар.8:41–43 ). Еп. Никодим (Милаш) в толковании на 43-е ап. правило приводит мнение архим. Иоанна (потом еп. Смоленского), что правила эти имели в виду оградить православных как от еретической заразы, так и от индифферентизма в отношении веры и Православной Церкви. Ясно, что составители указанных правил рассуждали тут не принципиально, а приспособительно к данным условиям времени, к данной обстановке, блюдя церковную пользу. Но сегодня полезное, завтра может оказаться неполезным. Если в одно время общение православных с еретиками и раскольниками нужно запрещать, как опасное и вредное, то в другое время может явиться потребность, чтобы не только его разрешить, но и поощрить как полезное, как могущее еретиков или раскольников привлечь к Православной Церкви. И нельзя не понять патриархов: Александрийского Фотия и Иерусалимского Дамиана, которые вместе с русскими митрополитами Антонием и Евлогием не только участвовали в 1925 г. в Никейских торжествах в Лондоне, но и молились совместно с верующими Англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией (Деян. 2:47; Ин. 3:5) и жизнь по заповедям Божьим (Мф. 7:21).    2714 сентября 1927 г. «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (Ин. 3:10).»    Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева — Церкви Христовой. Господи! Как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8:24).»    Главное и, в сущности, единственное несчастье человека на земле — грех. Грех вносит расстройство в нашу душу — мучит ее. А свобода от греха есть самая высшая и настоящая свобода человека. Христос Бог есть Спаситель мира от его грехов (Мф. 1:21).    Для того и сходил на землю Бог — Второе Лицо Пресвятой Троицы, и принял от Пресвятой Девы Марии и Духа Свята человеческое естество — душу и тело безгрешное, чтобы избавить всех людей от греха и тем даровать нам святость, или радость, счастье вечное... А путь к святости, к свободе от греха — вера в Бога и приобщение к Церкви Христовой, Богом основанной и Им же хранимой. Кто не верит в Бога и не принадлежит к Церкви Православной, тот остается со своими грехами и умрет в них... Знают ли это все наши современники — во множестве открытые безбожники?.. «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего (Ин. 8:43).»    Когда люди не принимают христианской веры, смеются над ней и гонят ее, они сами выносят над собой приговор, как над людьми легкомысленными. Чтобы принять или, по крайней мере, понять ее, нужно отнестись к ней прежде всего беспристрастно, без предубеждения. И это внимательное отношение к христианской вере в ее чистом виде, то есть в православии, а не в извращении, как в католичестве, протестантстве, англиканстве, разных сектах и расколе, тоже именующих себя христианством, — невольно внушит уважение к христианской вере.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

22 Подобным образом и теплота, всегда исходящая от солнца может указывать на Духа Святого, вечно исходящего от Отца. 28 «А как дети причастны плоти и крови, – писал ап. Павел, – то и Он также воспринял их, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть Диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь подвержены были рабству» ( Евр. 2, 14–15 ). 30 Ап. Петр говорит о Христе, что Он «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам сошел, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Ин. 3, 18–20 ). 32 Не меньше будем мы судимы и за скрытые желания и мысли, как и писал ап. Павел: «приидет Господь, который во свете приведет тайная тьмы и явными сделает советы сердечные (что думаем в сердце своём) и тогда каждому будет похвала (воздаяние) от Бога» ( 1Кор. 4, 5 ). 39 Ап. Павел поэтому писал вступившим в Церковь евреям: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Новаго Завета Иисусу» (12, 22–24). 45 «В Нем (во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлеченнем греховнаго тела плоти, обрезанием Христовым, бывши погребены с Ним в крещении» (почему и нужно крестить чрез погружение, символизирующее погребение и воскресение Христово). ( Кол. 2, 11–12 ). 46 Ещё не повторяются: миропомазание, бывающее сейчас же за крещением, и священство – в каждом из 3-х чинов его. 47 Достаточно ясное указание на это таинство даётся ещё в следующих словах ап. Павла: «утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас – Бог, Который и запечатлел (отсюда – печать) нас и дал (дар) залог Духа (Духа Святого) в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). 53 Имеются основания признать законной иерархию англиканской, так называемой Высокой или Епископальной Церкви, где в епископстве не было перерыва; а также может признать наша Русская Церковь и так называемую австрийскую старообрядческую иерархию. Но вопрос этот должен быть решён голосом всей нашей Церкви на Её Соборе. Примечание редактора данного издания: в наше время (конец 2001 г.) ни одна из упомянутых здесь церквей не может считаться законной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

7. «А как быть с постом православному христианину, которому приходится контактировать с инославными христианами, иноверцами, язычниками и вовсе неверующими?» Представьте, меня – христианина, приглашает по какому-то поводу Успенским постом к себе узбек (мусульманин) и угощает меня пловом (рисовой кашей с бараниной). Хозяин, разумеется, и не знает и не подозревает того, что христиане в эти дни мясного, молочного и рыбного не едят... Думается, по человеколюбию, мне должно есть плов, дабы не огорчить хозяина. Сказано: «Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя» ( Сир.31:18 ). «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1Кор.10:27 ). 100 Иное дело, когда меня, православного христианина, приглашает к себе тоже православный христианин, – и он, при наличии пищи постной, станет предлагать мне есть скоромное в день постный... Здесь-то, именно по братолюбию к хозяину, я и не должен вкушать недозволенного. Нам обоим надлежало бы разделять ту трапезу, которая в тот день благословляется по уставу нашей Православной Церкви. Инославных христиан (католиков, англикан, лютеран) православному человеку надлежит потчевать желаемыми ими, соответствующими их вероучению яствами, отнюдь самому не нарушая (по мотивам человеколюбия и братолюбия) своего устава о постах Православной Церкви. Поэтому, думается, нам, православным, надлежит принимать и потчевать иноверцев, но мы не имеем права – из лицеприятия к ним – продавать свое православное первородство за вкушение с ними чечевичной похлебки, приготовленной по их нраву. Ведь это означало бы, что мы, пренебрегая своим уставом, начинаем вроде бы подстраиваться к чужестранцам и жить по чуждому для нас уставу. И это означало бы, что посетивших нас иноверцев мы слушаемся более, нежели сказанного святыми отцами и узаконенного канонами соборных решений нашей Церкви. 101 «Кто приходит к вам и не приносит сего» – Христова – «учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). 20. Свидетельства представителей науки о полезности воздержания и периодов временного голодания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

 Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!»  Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:  Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.  Пониманию молитвы «Богородице, Дево…» помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери — о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.  Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.   Как объяснять детям таинство святого причащения  Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после «конфирмации» подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.  В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.  У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13–16).  Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости «с Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010