А перед Вознесением Своим Иисус Христос подтвердил это, говоря: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » ( Мф. 28:19 ), – и велел Своим ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать там обещанного Утешителя. В Деяниях Апостолов это событие и описано: « При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого… » ( Деян. 2: 1–3 ). Учение о Святой Троице – не отвлеченный догмат, не философия мудрецов, не «мысль о Боге». Бог – самая настоящая Реальность. Личность, и мы, маленькие, грешные личности, обращаемся к Нему в своей несовершенной личной любви и молитве и чувствуем в своей жизни Его личную, совершенную любовь к каждому из нас. Мы чувствуем и верим в Бога как Творца всего, мы верим в Его любовь к нам, Его обращение к нам в Его Слове, Господе Иисусе Христе, мы чувствуем и верим в животворящую Силу Божию, Дух Его Святой, Которым живет все, что живет, Которым живет каждый из нас. Вера в Святую Троицу – не отвлеченное мышление, а жизнь и молитвенное обращение к Богу. В молитве «Отче наш» мы учим наших детей молиться Богу как Отцу. Повторяя слова «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», мы входим в очень близкое общение с пострадавшим за нас Спасителем. В молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…» мы обращаемся ко Святому Духу Божию, Подателю жизни, и просим Его вселиться в нас и очистить нас от всего скверного. Помочь нашим детям приблизиться к тайне Святой Троицы может только опыт такой молитвы, опыт любовного и молитвенного обращения к Богу. 4. Как объяснять детям таинство Святого Причастия? Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с самого их крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» – таинство миропомазания – совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста. И только после конфирмации подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается вместе с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к Причастию. А начиная с семи лет дети приступают и к таинству покаяния – исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В словах и «от Сына» сектанты, вместе с лютеранами, исповедуют и очевидно для всех ересь, ибо Сын Божий и Св. Дух, будучи одинакового существа и достоинства с Богом Отцем, отличаются от Него теми личными свойствами, что как Сын Божий предвечно рождается от одного Бога Отца, так Дух Святой от одного лишь Отца предвлчно исходит, о чём учит Сам Спаситель: «Когда же прийдет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Но в то время, когда Сам Христос учит, что Дух истины от Отца исходит, сектанты еретичествуют, что Он исходит и от Сына, потому только, что эту ересь для них напечатала петербургская лютеранская консистория. 159 В словах: «во единую, святую, христианскую и Апостольскую церковь лютеранская консистория, а с ней и сектанты опять допустили намеренное искажение никеоцареградского символа, где сказано: .«во единую, святую, соборную и апостольскую церковь ». Здесь не без цели сектанты слово «соборную» заменили другим словом – «христианскую»: отвергая вселенские соборы, как выражение веры всей Христовой церкви, они и не могут исповедывать церковь «соборную», а исповедуют какую-то церковь «христианскую». Но спрашивается, какую же? католическую, лютеранскую, англиканскую, менонитскую, баптистскую, коптскую или какую-либо иную? Ведь каждая из этих церквей может быть названа «христианской», так как их члены веруют, хотя и превратно, во Христа, Какую же из названных церквей исповедуют сектанты? Вероятно, они и сами того не знают, как к сожалению, не знают и того, что, отделившись от Православия, они отделились от истинной Христовой «соборной» перкви, где важнейшие вопросы веры решались собиравшимися на соборы представителями всей вселенской церкви, по примеру самих св. апостолов ( Деян. 15 глава), – той церкви, которую не только человеческие заблуждения, но и врата ада самого не одолеют ( Мф.16:18 ), ибо Сам Христос обещал быть с ней всегда «во все дни, до скончания века» ( Мф.28:20 ). 160 Эти слова благословения принадлежат св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и для мирного успокоения прежде скончавшихся, которые имели надежду на Единородного Сына Твоего» 33 ... «Призри на нас, Боже, и помяни всех скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего» 34 . Таким образом Св. Православная церковь , принося за литургией бескровную жертву Агнца, вземшего грех мира, неизменно молится о вечном упокоении всех, усопших в вере Христовой, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной. А разве почившие римские католики, лютеране, реформаты, или англикане скончались не в вере Христовой, не в надежде воскресения к жизни вечной? Никто, конечно, утверждать этого не посмеет, а если так, то наша церковь , очевидно, предоставляет нам несомненное право молиться за всех этих людей, как веровавших во Христа и в жизнь вечную. Все они наши братья о Христе и молиться за них любовь христианская нас обязывает. Правда, они не совсем были правы в вере своей и скончались, не освободившись от некоторых заблуждений; но, при всем том, они веровали во Христа и в жизнь вечную, веровали, быть может, глубже и искренне многих из нас и не менее нас стремились в жизни своей исполнять заповеди Христовы, а потому, по мере их веры и дел, заслужили милость Божию. По этой мере будет им полезна и наша о них молитва . «Не надобно отрицать», говорить бл. Августин, «что души умерших получают облегчение от благочестия живущих родственников, когда за них приносится жертва Ходатая, или раздается милостыня в церкви. Но все сие приносит пользу только тем, которые в земной жизни заслужили, чтобы то им было полезно по смерти» 35 . А посмеет ли кто-либо сказать, что римские католики или протестанты не заслужили милосердия Божия потому только, что не принадлежали к церкви православной? Если-бы кто и решился на это, то пусть он припомнит слова Апостола: «кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его». «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Нужно нам со всем усердием и умением, не прибегая к греховным средствам, нести это сокровище ко всем людям, чтобы они восприняли это сокровище, иначе оно для них пропадет, как зерно при дороге, которое клюют птицы (Мф.13:4).    В притче о талантах Христос Спаситель осуждает того раба, который поленился пустить в ход свои деньги; хвалит же Господь тех, кто трудолюбиво и умело воспользовался талантами, с пользою для всех (Мф.25:14—30). «У каждого поколения, – говорит известный историк, проф. В.О.Ключевский, — могут быть свои идеалы, у моего – свои, у вашего — другие, а жалко то поколение, у которого нет никаких. Для осуществления идеалов необходимы энергия действия, энтузиазм, убеждения, при осуществлении их неизбежны борьба, жертвы. Но это не все: что необходимо для их торжества: нужны не только крепкие нервы и самоотверженные характеры, нужны еще и сообразительные умы. Как легко испортить всякое хорошее дело, и сколько высоких идеалов успели люди уронить и захватить неумелыми или неопрятными руками» (Курс русской истории. ч.1, изд. ГИЗ М.Л. 1923г. стр.41)... В настоящее время развелось много подделок, фальсификаций святого Православия (обновленчество, григорианство, самосвятство и другие); а исконный враг Святой Церкви – католичество, а с ними и лютеранство, и англиканство, и их разветвление – секты – тоже выдаются за истинное христианство. Носителям святой веры — православным, нужно быть настороже, чтобы не попасть в ложные сети, а православные святители и пастыри, призваны от Христа Спасителя указывать своим пасомым на опасности духовные и направлять их по истинному пути – Церкви Православной. «Не вы Меня избрали, — говорит Спаситель всем Сврим служителям Церкви, преемникам Апостолов, – а Я избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Иоанн 15,16).    дер. Романова. 14 1928г. Верность Богу    «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16:10)...    На днях я беседовал с одним интеллигентом. Я узнал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обедал у именинника Ивана Ивановича Иванова. Царство Мое (Церковь) не от мира сего, говорил Господь, Царство Мое не отсюда [ Ин. 18, 36 ]. По этому одному признаку справедливо можно узнать и доказать, что церкви католическая, лютеранская и англиканская не истинные и не Православные Церкви, ибо они от мира сего: в них совершенно мирской дух. Церковь же Греко-Восточная не от мира сего – это духовное Царство, и то обстоятельство, что она в гонении, под чужим игом, служит большим доказательством, что она истинная Церковь . Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь [ Мф. 7, 14 ]. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы [ 2Тим. 3, 12 ]. 26 мая Воскресенье. Ранняя обедня. Сегодня во время обедни, молебна в церкви и на молебнах в приходах я вытерпел скорбь и тесноту ужасные, небывалые, и опять за ядение и питие с гостем-священником вечером (сардинки с прованским маслом, вино, чай сладкий). Диавол привел меня в ужасную скорбь, тесноту, уныние, бессилие из-за неполучения мною обещанной в прошлом году директором гимназии награды орденом святой Анны III степени. Но если я стоил награды здесь и не награжден, то наградит сторицей Господь в день оный страшный, и о сем надо радоваться, а если не стоил и не награжден, и об этом надо радоваться, ибо если бы я был награжден, хотя и не стоил, – то тем больше наказание за свои грехи получил бы от Бога: Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей, сказано [ Откр. 18, 7 ]. И если мы за всё здесь будем награждены, то не за что нас будет награждать Богу. Но един Бог есть праведный Мздовоздатель. Странно, крайне странно, что мы за все свои дела, окупаемые жалованием с избытком, ожидаем еще награды на земле. Беспристрастно говоря, не за что мне получать награду – не стою. Теснота и скорбь ужасные, смертельные мне приключились из-за обеда у Ивана Иванова купца с товарищами его: Николем Сидоровым, Михаилом Гужовым, Николаем Семеновым, и из-за чоканья рюмками. Мертвецкий запах у него в комнате.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Оно должно считать, что у этих людей не было мотивов или исторической добросовестности для настоящего изучения вопроса о воскресении Христа. Неверие не обращает никакого внимания на отцов церкви, которых считает крупными авторитетами и католическая, и англиканская, и православная церковь , которых уважают реформаторы, и к которым прислушиваются богословы. Оно им полностью доверяет, когда речь идёт об апостольском богословии, а в физических вопросах – отказывает в праве быть свидетелями. Так и должно быть, в противном случае неверие не было бы таким упорным». Обстоятельства событий у гробницы перед Воскресением Иисус был мёртв У Марка мы находим следующий рассказ о событиях после суда над Иисусом: «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть, в преторию, и собрали весь полк; и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся. Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его» ( Мар. 15:15–20 ). Обычай бичевания жертвы перед распятием описывается Джоном Маттингли. «Осуждённого преступника обычно вначале насильно раздевали и привязывали к столбу или колонне близ суда. Затем ликторы-палачи начинали ужасное и жестокое избиение. Хотя еврейские законы не позволяли наносить больше сорока ударов, римляне не устанавливали такого ограничения, и жертва предоставлялась милости секущих». Зверским орудием этой пытки служил бич, так называемый, «флагрум». О нём Маттингли пишет, что «по взгляду на этот бич ясно, что вплетённые в него длинные острые куски кости и металла глубоко проникали в человеческую плоть». Епископ Евсевий из Кесарии, историк церкви III века, пишет о бичевании, которому римляне подвергали приговоренных, что от него «...обнажались вены страдальца и ...выходили наружу сами мускулы, сухожилия и внутренности жертвы». (Послание церкви в Смирне.) Джон Питер Ланг (цит. по Дж. Маттингли) пишет о страданиях Христа: «Полагают, что по жестокости Его бичевание превосходило обычное. Бичевать должны были специальные ликторы, но у Пилата в распоряжении их не было, и он отрядил для этого солдат. По самому характеру этих низких и грязных людей можно предполагать, что в своей жестокости они были ещё хуже ликторов». Претерпев одно из самых ужасных физических наказаний, Христос должен был ещё пережить дорогу до места распятия – Голгофы. Об этих страданиях Иисуса мы читаем у Маттингли следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Очевидно, что еще очень проблематично и сближение с нами Англиканской церкви: с англиканами у нас есть разные мнения по некоторым вопросам религии, начиная от сомнительности у иерархов этой Церкви преемственности от апостолов. Другие конфессии для слияния должны полностью принять Православие, сохранившее единственно не поврежденное в веках духовное наследие от единой до 1054 года Церкви Христовой. 11. Престол, животные и стеклянное море (Откр. 4:1–11, 5:6–11) Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных. ( Откр. 4:6 ) Завершив пророчество о семи малоазиатских церквах, Господь переносит взор апостола Иоанна на новые картины, и теперь это уже не виды грешной и мятущейся земли. Перед тайновидцем открываются величественные образы горнего мира. Апостол пишет в 4-й главе Откровения: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга была вокруг престола, видом подобная смарагду» ( Откр.4:1–3 ). Поскольку Господь Иисус Христос в Откровении называется Агнцем, или Сыном Человеческим, или Словом Божиим, то под названием «Сидящий» надо понимать Бога Отца. Его образ не рисуется, и это понятно. Бог Отец непостижим в Своей сущности человеческому разуму и не может иметь вида. Но нам дано познание проявлений Его, что и открывает Апокалипсис. Его красота уподобляется драгоценным камням – яспису и сардису (последний – то же, что и сердолик). Цвета имеют обычно символическое значение. Яспис похож на смарагд (изумруд) и имеет зеленый цвет; сердолик имеет красный или желтый оттенок. Зеленый цвет – цвет источника жизни на земле, растений. Бог рисуется как начало жизни и милосердия. Красный символизирует гнев: Бог не только милосерд, но и справедлив и не может допустить беззаконий – нарушений Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

«Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15); «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал...» (1 Кор. 11:23); «...кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9). Прп. Викентий Леринский сформулировал золотое правило: «В кафолической Церкви должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» . Прп. Иоанн Дамаскин так обозначает роль Священного Предания: «Упрашиваем же народ Божий крепко держаться церковных преданий. Ибо и в малой степени отъятие того, что предано древностью, как бы камней из строения, очень скоро ниспровергает и все здание» . Вместе с тем Священное Предание не является мертвым или полностью статичным; напротив, оно живо и адаптируется под нужды и чаяния конкретного поколения. Разумеется, требуется рассуждение, чтобы отличить новшество, противное Священному Преданию, от живой органичной трансформации традиций Церкви. По единогласному мнению православных, выраженному в Афинском документе 1978 г., «рукоположение женщин является грубым нарушением апостольской веры и порядка в Церкви» . Первым этапом Предания в вопросе поставления священников является избрание апостолов Господом Иисусом Христом, при этом в Евангелии сказано, что Господь перед избранием апостолов «взошел на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Это демонстрирует особую важность, которую имело для Господа избрание апостолов. Как известно, Господь не включил в число 12 апостолов ни одной женщины, хотя Христа окружали как мужчины, так и женщины. Кроме того, известно, что Христос во многом переворачивает отношение древнего мира к женщинам: Господь не отвергает их (Ин. 8:3–11), исцеляет, беседует с ними, что для современников Христа кажется удивительным (Ин. 4:27). Тем не менее Господь не избирает ни одну из женщин апостолом. В дальнейшем на важнейшем собрании накануне страданий Христа — Тайной Вечере — также присутствуют только апостолы, и именно им Господь дает заповедь о служении Евхаристии (Лк. 22:19). Именно апостолам Господь сообщает особые благодатные дары (Мф. 10:1; Лк. 10:1, 17). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (Деян. 1:5). После Воскресения в течение 40 дней Господь являлся апостолам, беседовал с ними о Царстве Божием и готовил именно их к принятию Святого Духа (Деян. 1:3–8). Только одиннадцати ученикам Господь заповедует научить все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:16–20). Именно избранным апостолам Христос повелевает «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари» (Мк. 16:15). Таким образом, текст Священного Писания убеждает в том, что в течение всего Своего служения Господь Иисус Христос готовил именно апостолов к особой миссии и передал им особые дары.

http://bogoslov.ru/article/6193974

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38).      Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! "      Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.      Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.      Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.       Как объяснять детям таинство святого причащения      Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.      В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.      У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38). Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! " Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну. Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры. Как объяснять детям таинство святого причащения Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди. У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк. 10, 13-16). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами " истин о Боге " не препятствует действительной близости " с Богом " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010