„Призри на нас, Боже, и помяни всех скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего“ 37 . Таким образом Св. Православная церковь , принося за литургией бескровную жертву Агнца, вземшего грех мира, неизменно молится о вечном упокоении всех, усопших в вере Христовой, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной. А разве почившие римские католики, лютеране, реформаты, или англикане скончались не в вере Христовой, не в надежде воскресения к жизни вечной? Никто, конечно, утверждать этого не посмеет, а если так, то наша церковь , очевидно, предоставляет нам несомненное право молиться за всех этих людей, как веровавших во Христа и в жизнь вечную. Все они наши братья о Христе и молиться за них любовь христианская нас обязывает. Правда, они не совсем были правы в вере своей и скончались, не освободившись от некоторых заблуждений; но, при всем том, они веровали во Христа и в жизнь вечную, веровали, быть может, глубже и искренне многих из нас и не менее нас стремились в жизни своей исполнять заповеди Христовы, а потому, по мере их веры и дел, заслужили милость Божию. По этой мере будет им полезна и наша о них молитва . „Не надобно отрицать“, говорить бл. Августин, „что души умерших получают облегчение от благочестия живущих родственников, когда за них приносится жертва Ходатая, или раздается милостыня в церкви. Но все сие приносит пользу только тем, которые в земной жизни заслужили, чтобы то им было полезно по смерти“ 38 . А посмеет ли кто-либо сказать, что римские —21— католики или протестанты не заслужили милосердия Божия потому только, что не принадлежали к церкви православной? Если бы кто и решился на это, то пусть он припомнит слова Апостола: „кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен: ибо силен Бог восставить его“. „Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога“ 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Длань Господня коснулась его», — написал Бернет, но прикосновение это было вызвано отнюдь не рациональной аргументацией модного проповедника. Если Бог в конце концов и явился Рочестеру, то не победной поступью Судии сквозь главные врата под неумолчные фанфары англиканского здравого смысла, а, скорее, как тать в глухой ночи. Произошло это, когда материнский капеллан читал Рочестеру пятьдесят третью главу из Книги Исаии. Полагая, подобно Бернету, что к сердцу Рочестера проще всего пробиться доводами рассудка, капеллан продуманно выбрал для чтения вслух строки, в которых пророчески предсказаны Страсти Христовы. Но прежде чем эта аргументация была предъявлена, так сказать, в полном объеме, религиозное обращение уже свершилось — и произошло это внезапно; не как хорошо подготовленный и продуманный поступок, но как акт милосердия. «Внимая Священному писанию, он почувствовал, как у него появляется внутренняя сила, которая настолько высветила и высветлила его мысли и убедила его в своей правоте, что он оставил малейшее сопротивление; внутренний голос звучал столь властно, что каждое его слово казалось рассекающим мрак лучом». Слова же эти были библейскими: «Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему». Чтение капеллана било прямо в цель: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его… Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом…» Рочестеру в этих словах наверняка почудилось описание его собственного случая. Сколь бы очаровательным ни был он в общении с Сэвилом, Бакхерстом и Бекингемом, совершенно другое впечатление он производил на людей, не тронутых порчей двора; они, подобно леди Уорвик, считали блеск его ума всего лишь «факелом, озаряющим ему добровольно избранную дорогу в ад». Но вот слово Господне донеслось до его слуха в самое последнее мгновенье, и ему удалось встать на путь истинный. Это чудесное перерождение было встречено клириками не без настороженности. Один за другим они зачастили к Рочестеру. Парсонс практически не отходил от его ложа; епископ Оксфордский навещал его каждую неделю; наведывался к нему и доктор Маршалл, ректор колледжа Линкольна и настоятель тамошней церкви. Священники, озабоченно переговариваясь друг с другом, следили за тем, чтобы «мир с собой, к которому он устремился, не оказался бы чересчур легким, а значит, и ненадежным». Вскоре к ним присоединились доктор Бернет и доктор Прайс из церкви Святой Магдалины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4–7) " Обращение за помощью во внутрицерковном споре к секулярному (безбожному) государству или, ещё паче, к неверному (агарянину) будет означать унижение и, даже, уничижение, нашей Веры!Вот, в этой ситуации и обнаруживается недостаток древней и очень важной конструкции, поддерживающей Земную Церковь - Внешнего Епископа, то есть православного монарха, который и был поставлен Господом для урегулирования подобных политических вопросов, т.е. " житейских споров " .П.С. Как-то довелось читать переписку ВК Владимира Кирилловича с церковными иерархами РПЦЗ, где он пытался выполнять подобную функцию Внешнего Епископа для РПЦЗ даже в изгнании. Был бы признателен уважаемому Александру Николаевичу Закатову, если бы он дал ссылку на эту переписку.С уважением, Григорий. Уважаемый Григорий! По поводу " Внешнего Епископа " , возможно, слишком громко сказано, так как этот статус подразумевает наличие не только династического статуса и соответствующих прав, но также реальной политической власти, дающей Государю возможность защитить Церковь извне. Но, безусловно, законные Государи в изгнании продолжали активное участие в жизни Церкви в духе симфонии. Некоторые важные документы об этом приведены в приложении к моей статье " Церковь и Царство в XX-XXI вв. " : http://www.proza.ru/2011/02/27/957 125. Ответ на 105., Анатолий Степанов: Это - чепуха. Принято называть католиков Католическая церковь, протестантов - Лютеранская церковь, Англиканская церковь и др. И что? Тогда давайте обвиним всю нашу Церковь в нарушении догматов - не только нынешних архиереев, но и дореволюционных, до революции также именовали. ++++++++++++++++++++++++++++++++++++ Митрополит Кифирский Серафим: «Критский собор принял сомнительные решения» Митрополит Серафим обвинил Критский собор в «серьезном попрании соборности», обусловленном отсутствием возможности принять участие в его работе для большинства православных епископов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/14/va...

Монашеские обеты в православной традиции не имеют срока действия. В некоторых монашеских орденах Католической Церкви вечным обетам предшествуют временные. Так, например, картезианцы после двух лет новициата дают временные обеты на три года, потом обновляют их еще на два года и лишь после этого дают вечные обеты, которые должны соблюдать всю оставшуюся жизнь. В протестантской и англиканской традициях монашество как таковое отсутствует. Все эти примеры свидетельствуют о том, что христианская традиция восприняла четвертую антитезу из Нагорной проповеди не в смысле запрета на любые формы обещания или присяги и не в том смысле, что обещания не следует давать, чтобы их потом не нарушить (хотя последнее толкование, как мы видели, встречается у некоторых отцов Церкви). Есть жизненные ситуации или служения, которые требуют принятия на себя человеком определенных обязательств, свидетельством которых является обещание или присяга. Публичный характер такого обещания, произносимого в присутствии свидетелей, призван гарантировать выполнение человеком взятых на себя обязательств. Ложь – от лукавого Как понимать изречение Иисуса: Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф. 5:37 )? Оно может относиться к клятве, но может иметь и самостоятельное значение. Очень вероятно, что частица δ («но»), при помощи которой оно скреплено с предыдущими словами, касающимися клятвы, служит переходом к следующей теме, как это часто бывает в речениях Иисуса. В этом случае данное изречение следует понимать как напоминание об ответственности человека за свои слова, запрет на ложь, при которой одно у человека на уме или в сердце, другое на языке. Прямой запрет на ложь содержится уже в Ветхом Завете: ...Не лгите и не обманывайте друг друга ( Лев. 19:11 ). Девятой заповедью Моисеевой запрещается произносить ложное свидетельство на ближнего ( Исх. 20:16 ; Втор. 5:20 ). Истина имеет Божественный источник, а ложь – от диавола. В диалогах Иисуса с иудеями Бог противопоставляется диаволу, а истина – лжи, отцом которой является диавол: он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин. 8:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего ее Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: «Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою!» (Ис. 43:1-5). Благодарю всех за внимание и приглашаю всех к обсуждению как тех вопросов, которые я сегодня уже успел затронуть, так и иных, волнующих вас и вашу паству. Да благословит Господь наши труды — во славу Его имени и на благо Его Церкви! 1 — Письма были направлены: Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну; Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу; Святейшему Патриарху Грузинскому Илии; Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию; Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу; Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту; Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию; Блаженнейшему Митрополиту Польскому Савве; Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу; Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону; Блаженнейшему Митрополиту Охридскому и Македонскому Стефану; Папе Римскому Франциску; Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Протестантское богословие, хотя и признает божественность Отца, Сына и Святого Духа, но радикально отличается от католического и православного богословия, и даже от лютеранского и англиканского. Есть феномен «радикального протестантизма», он еще называется евангелическое движение, к нему относятся евангелические, баптистские, харизматические церкви. В XX веке протестанты стали отказываться от догмата о вечном рождении Сына Божия. Они стали утверждать, что этот догмат – оригеновское изобретение, что на самом деле учения о вечном рождении Сына Божия и сущности Отца никогда не было. Сын Божий – из вечности Слова Отца (Слово существует рядом с Отцом), но сказать, что Сын рождается от Отца, нельзя, и Сыном Он стал называться с момента воплощения. И именно против этого евангелического движения направлена аргументация Свидетелей Иеговы, против православных она не работает. Мы говорим: «Да, конечно, Он рожден от Отца прежде всякой твари – все правильно» и продолжаем: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол. 1, 16 ). Рожденный прежде всякой твари и, конечно, не сотворенный. Написано «сотворенный»? Генезис? Протогенезис? Написано «перворожденный». Он первородный – между многими братьями. Он рожденный, а все остальные рождаются от воды и Духа Святого как Его младшие братья. Мы, православные – братья Божии, это чистая правда. Первенец среди нас – Христос. Он не стыдится называть нас братьями, говоря: «Возвещу имя Мое, братия, посреди Церкви». Итак: перворожденный – да! Но не сотворенный! 5 . Еще один текст, который используется сектантами против учения о Пресвятой Троице – из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мар. 13, 32 ). Мы должны помнить, что сказано не «Сын Божий», а просто «Сын» потому, что незнание того дня и часа обусловлено рамками человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

См.: Англикано-православные связи//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 311-322. См.: Бер-Сижель Э., Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Рукоположение женщин в Православной Церкви. М., 2000. скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 11 мая 2023, 10:44 На счет Бригитты много спорного. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. 13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; 14 и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление; 1-е послание Тимофею 2 глава Сергей 10 мая 2023, 19:48 Западная церковь сдаёт свои позиции, будь то протестантская,католическая или православная.Поэтому прислушиваться,что говорят её представители какими бы " выдающимися " не были не стоит. Екатерина 20 ноября 2012, 16:34 Простите, как это не было жен, выполнявших апостольское дело? Св. равноапостольные Мария Магдалина, Фекла, Мариамна, Фотина,Иуния, Прискилла, Нина - это все не пример? Самарянка идет проповедовать людям добровольно, руководствуясь не " гордостью " , а горячим желанием поделиться с ними своей радостью. Было бы лучше, если бы она " смиренно " пошла домой, никому не сказав о Спасителе? Богородица вне конкуренции, Ее подвиг уникален и не повторим. Зачем-то же ведь дает Господь талант веры женщинам. Лишь для того, чтобы они снимали догорающие свечи и подметали в храме пол? Почему жена, причастившаяся Святых Таин, не может быть войти в алтарь? Тело Христово " менее значимая святыня " ?! Что касается " нечистоты " : пример Господа и Божией Матери не авторитет для православных христиан? " А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву " - во все эти дни Богомладенец пребывал со Своей Матерью, Которая кормила, пеленала и всячески заботилась о Нем. Разумеется, при этом касалась Его. А 30 лет совместной жизни? Неужели в дни " женского очищения " Богородица уходила из дома, чтобы " не осквернить " Господа? " Предание Церкви не знает примеров женского священства " : Е.Старшов " Святые древней Ирландии " , издано Сретенским монастырем, стр. 64: " Она (святая Бригитта) не только была поставлена во епископа, но затем и сама поставляла епископов для служения в основанных ею монастырях " .

http://pravoslavie.ru/51154.html

Христос сказал: «Созижду Церковь Мою»... но не сказал: «церкви» во множественном числе. Следовательно, Он создал только одну Церковь , которая от Него и ведет свое происхождение, но не от людей. Эта Церковь одна и единственная, и ей именно дано великое обтование, что «врата адова не одолеют ей». Христос не создавал всего этого обилия и разнообразия «церквей», существующих ныне на земле, как латинства, или римо-католицизма, протестантства, с его безчисленными разветвлениями – лютеранства, кальвинизма, реформатства, англиканства, пресвитерианства, баптизма, адвентизма и т. д. и т. д. Все это создано людьми, притом нередко в самое позднейшее время, начиная с 16-го века, а Христос создал только  одну Церковь – Православную и хотел бы, чтобы все люди в полном единомыслии и единодушии принадлежали к ней, как Он Сам молился об этом в Своей Первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут вси едино: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут»  ( Ин. 17, 21 ). Где нет единомыслия и единодушия, там не может быть и единства – не может быть единойистинной Христовой Церкви. В этом мы можем вполне убедиться, читая постоянные призывы Слова Божия к такому единомыслию и единодушию, как, например:  «Будьте единомысленны»   ( Рим. 12, 16 );  «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Филип. 2, 2 ) и много других мест. И предрекая, что будут между христианами «разномыслия» ( 1Кор. 11, 19 ), Слово Божие абсолютно нигде этих разномыслий не одобряет, а наоборот – сурово их порицает и осуждает, говоря:  «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Римл. 16, 17–18 ). И тот же святой Павел прямо и решительно говорит:  «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  ( Галат. 1, 8 ).  «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»  ( Галат. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Этим истолкованием Притчи о сокрытом сокровище блаженный Феофилакт научает нас ради превосходства познания во Христе отказаться от любых человеческих учений, не согласных с нашей святой верой. Надлежит нам ради превосходства во Христе отказаться и от злых нравов и богатства. Сказано: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» ( Кол.2:8 ).  Но как быстро в наше время ради временных благ христиане прельщаются и отказываются от чистоты веры, пленяясь всякими новинами (нововведениями) и духом неообновленчества! Поманит ли какой-нибудь англиканин, или католик, или, хуже того, харизматик (неопятидесятник), предложит фунты-стерлинги или доллары – и куда девается православие у тех, которые вчера били себя в грудь и говорили: «Мы православные»? Поистине, любое отступление от веры есть скандал коррупционный (!), так и слышится звон сребреников Иуды-предателя! Ересь и сектантство не есть процесс духовных метаний и исканий, Библия называет ереси «делом плоти». Сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси» ( Гал.5:19–20 ). Почему такие явления, как волшебство (колдовство) и ереси (казалось бы, заблуждения сугубо религиозные, «духовные»), поставлены в один ряд с такими грубыми грехами плоти, как: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство… вражда, ссоры, зависть, гнев, распри»? Ответ очевиден: именно через вожделения плоти уловляются в ереси и магизм нравственно неустойчивые люди. Бывали в истории Церкви случаи, когда и епископы прельщались денежной наживой и отступали от чистоты веры. Так в южнорусских землях Малороссии возникла уния с римо-католиками. Прельщение нашло на некоторых архиереев, и, прельстившись папским золотом, отправились они в Рим присягать на верность римскому Папе от лица всей Русской Земли. Св. Феодор Студит учил: «И епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а только следовать постановлениям и держаться прежнего… Не позволительно ни нашей церкви, ни другой, делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам, потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелие, напрасны правила, и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено делать то, что угодно ему со своими, будет новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бога никтоже виде нигдеже, говорит Евангелие ( Ин. 1:18 ); стало быть, ни в каком случае Бог Отец, или Елогим, не мог быть видим. Многие, и в том числе Блаж. Августин, полагали, что Авраму явился Ангел, говорящий именем Божиим; но большая часть отцов церкви держались мнения, что явление Авраму было явление второй Ипостаси Св. Троицы. Явление Бога видимым образом, как эманация Божества, но от него отличная, древнейшими учителями Израиля называлось Шешина, Метатрон и Мемра Иеговы, говорит тот же комментарий. Мы присовокупим, что Метатрон, по объяснению Франка (La cabbale, ch. 1), признавался каббалистами за высшего Ангела, управляющего Иезира, миром сфер, который находится непосредственно под миром Брия, или миром чистых духов, в котором престол славы Божией. Мемра же, по учению каббалистов, означало Слово, логос, т. е. оно означает слово и мысль и может быть поставлено вместо высокого имени Иеговы. Ещё у каббалистов есть странное указание, что Бог создал небесного человека, называемого колесница, ибо посредством его Елогим спустился на землю и явил себя людям (La cabbale, section II, ch. 3). Шешина обозначает Божественное присутствие в сотворённом предмете или лице (Id; ibid). Быт. 12 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; Вефиль, или Бет-Эль, назывался при Авраме Луза, или Луз, как явствует из Быт. 28:19 . Вефиль означает Дом Божий, и это название дано было этому месту уже впоследствии. О. Герлах говорит, что оно находится в 5 милях на юг от Сихема и в 3 часах пути от Иерусалима, в долине, обильной пастбищами. и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; Слова курсивом означают слова, вставленные против еврейского текста нашими переводчиками, но верно передающие мысль подлинника. По переводу м. Филарета, вместо «запад» поставлено слово «море», которым израильтяне, жившие в Палестине, означали эту страну света. Гай, по указанию Англиканского комментария, есть местечко, известное и теперь под именем Мединет-Гай. и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010