Пс.103:10–12 Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери селныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас. Дебрь значит: «дол, долина». Селныя, т.е. «полевые». Онагри – значит: «дикие ослы». Слова: от среды камения дадят глас – у Амвросия Зертис-Каменского, Тремеллия (в Берлине) и в синодальном издании переведены так «из среды ветвей издают голос». Таким образом, продолжая речь о водах, в управлении которыми открывается премудрость и всемогущая сила Божия, пророк говорит: Ты, Господи, провел источники водные по долинам; между горами текут воды, которые поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют из них жажду свою. При них обитают птицы небесные, которые из среды ветвей издают голос свой (см. в объяснении ст. 17). Пс.103:13–15 Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит. В изданиях Псалтири – синодальном и Тремеллия – слова: от превыспренних Своих – переводятся словами: «е coenaculis suis, с высот своих». А слово прозябаяй в тех же изданиях переводится словами: «producens, произрастающий». Злак значит «трава, зелень» (по Объяснительному словарю П. Гильтебрандта ). Таким образом, перевод с еврейского означенных стихов будет следующий: «Ты, Господи, напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека». Здесь пророк говорит, что кроме источников и рек, из которых земля получает нужное орошение для полей, садов и других мест, находящихся на равнинах (в дебрех), Господь посылает воду с высот Своих (от превыспренних), чрез облака, из которых ниспускаются дожди на разные места земли, и на самые высокие горы. Таким дождевым орошением земля насыщается, исполняется изобилием травы, злаков и всякого рода плодов земных, которые употребляются в пищу и служат не только на пользу человека и животных, но и для других потребностей и удовольствий человека, каковы: вино, веселящее сердце, хлеб, укрепляющий здоровье и силы, и елей для умащения лица и других частей тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Св. Апостол Павел многократно говорил о совести. Ему принадлежит известное классическое свидетельство о ней, как основном нравственном законе и у язычников. «Язычники, не имеющие закона (Божия), делают законное по природе. Они являют дела закона в сердцах, о чем свидетельствует их совесть и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие» ( Рим.9:1415 ). Говоря, что язычники сами себе суть закон, Апостол не усвояет им права действовать как кому захочется, а только показывает, что закон не пришел к ним извне, как нечто чуждое, но заключается в их природных естественных силах. Причем сердце, как исходище всяких чувств, внушает то или другое доброе действие, а совесть, как внутренний судия, одобряет или осуждает последование сему внушению. Свободная же воля человеческая исполняет его или отклоняется. И таким образом человек что делает, то делает добровольно. И потому он несет ответственность за свои дела и здесь на земле, и будет судиться за них в загробной жизни, в день страшного суда, когда все силы человеческие раскроются более. И потому в день суда человеческие мысли, то осуждающие, то оправдывающие, явятся в наибольшей ясности. Но чтобы кто не подумал, что будущий суд только этим и ограничится, апостол прибавляет: «егда судит Бог Иисусом Христом». Из сего видно, что хотя всем самим будет видна их греховность, однако осуждение последует только по приговору Господа Судии, чем оставляется место для христианской надежды, а вместе и дается побуждение веровать в Господа Иисуса, и служить Ему со страхом во все течение жизни, чтобы предстать перед Ним не как перед грозным Судиею, но как перед своим добрым Господином, Которому верою и правдою (по доброй совести) удостоились послужить во все течение земной жизни. Великое универсальное значение совести в человеческом мире часто побуждало апостола прибегать к свидетельству ее, и вообще суждению о ней как в обращении к язычникам, так и к христианам, в особенности к христианам из иудеев, а также часто ссылаться на свою совесть, как совершеннейшую и славнейшую вообще. Однажды он упомянул при сем и о свободе своей, но только не о свободе совести, а вообще о свободе, в приложении ее ко вкушению предлагаемого язычниками. А именно, в 1 послании к Коринфским христианам он писал: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте, ради того, кто объявил вам, и ради совести. Совесть же разумею не свою, а другого, ибо для чего моей свободе быть судимою чужою совестью» (10:2729). Далее же Апостол прибавляет: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» (ст. 32). Таким образом, он не столько допустил свободу, сколько ее ограничил, и притом не свободу совести, а религиозную, обрядовую. В толковании на это место у Св. Иоанна Златоуста говорится: «Христос возвеличил тебя и поставил выше вреда, но не для того, чтобы ты подавал повод к худой молве о тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Световое явление в первый раз совершилось после царствования повсюдной первобытной тьмы. Ст. 4–5. «И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро: день один». 4–5. Свет рассеивал непроглядную тьму постепенно, а потому постепенно являлись после первобытного, самого сумрачного вечера, утро и день. Потом необыкновенный дневной свет стал сменяться вечернею тьмою. И так время света было отделено от времени тьмы навсегда, чтобы они перемежались между собою. Время света названо было днем, а время тьмы – ночью. Ко времени нового появления тьмы прошел первый день. 11 Замечательно, что Моисей первый день мира называет не первым, а единым. По словам св. Амвросия, этим словом он хотел выразить особенность, или беспримерность первого дня, ради предшествующей ему единственной и беспримерной ночи. Далее Бог сотворил видимое небо. Ст. 6, 7, 8. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, да будет она разделяющею посреди воды и воды; и стало так. И создал Бог твердь; и отделил (пространство) между водою, которая была под твердью, и между водою, которая была над твердью. И назвал Бог твердь небом; и увидел Бог , что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй». 6–8. Образование тверди или видимого неба можно представить так: громадная масса первосозданного водянистого вещества по воле Божией стала сгущаться в отдельные круги – шары. Вследствие сгущения прежней разреженной материи, между разделившимися ее частями, образовались большие пустые пространства, которые и были твердью, разделяющею землю от прочих сгустившихся частей первобытной массы, все еще бывших жидкими, похожими несколько на воду, водянистыми. И потому наша планета земля была водою под твердью, т.е. под атмосферою, а прочие миры, находящиеся над нашими головами, были водою над твердью. Все это носило название воды, потому что новосозданные темные массы планет состояли еще из того же самого неустроенного, некрепкого вещества, которое было названо водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Содержи в сердце заповедь Христа, данную Им апостолам на Тайной Вечере: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Так и ты: всякое дело и всякую мысль напитывай любовью к ближним и дальним, ибо деятельная любовь — истинное и нерушимое свидетельство стремления человека к Спасителю, и по явленной любви овцы словесные будут чувствовать, что ты есть их архипастырь, и будут идти за тобой, потому что знают голос твой (Ин. 10:4). Обращаясь к собственному многолетнему архиерейскому опыту, могу свидетельствовать, что на твоем пути будет немало вопросов, кажущихся неразрешимыми, и трудностей, представляющихся непреодолимыми. В такие минуты с особым чувством обращайся к молитве. Совершай ее, по завету преподобного Ефрема Сирина, «с болезнующей душой, с напряженным умом. Ибо такая молитва восходит к небу» (прп. Ефрем Сирин. О молитве. Слово 2). Это укрепит твои душевные и телесные силы и утвердит тебя во всяком добром решении, каким бы сложным осуществление его ни было. Прими же сей жезл и от обилия даров Духа Утешителя благослови народ Божий, собравшийся в этом дивном храме для соучастия в твоей хиротонии. И да споспешествует тебе в твоем служении Господь, Иже явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3:16). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/4148626.ht...

Сотворив мужа и жену, Бог благословил их на размножение чрез рождение себе подобных, чтобы и они были царями над всею земною природою и служили бы Богу с благодарением, помня, что Он дал людям и траву злачную (злаки) в пищу, и Им же произращены плодовые питательные деревья. Ст. 29–31. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому (гаду) пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». Ст. 29–31. Злаки и плоды дерев Бог назначил в постоянную пищу людям, а разным животным – траву. Значит, только уже после человек и звери сделались плотоядными (ср. Быт.9:3 ). Теперь мир земной стал вполне совершенным, потому и называется весьма хорошим. Прошел шестой день. Так чудно и удивительно, непостижимо, явилась вселенная – земля, и все, что на ней с чрезвычайною постепенностью. Сначала создано все необходимое для устройства мира. Потом постепенно приведены были в необходимый порядок самые важные стихии, части мира, части земли и различные ее предметы и существа, начиная с тех, устройство которых самое простое, и оканчивая человеком, который по телесной своей природе выше всех животных, а по духовной близок к Ангелам и подобен Богу. Так все творение совершалось и по представлению разных новейших наук, которые только недавно, и понемногу, стали доходить до этого сознания. Многие древние народы (Индусы, Персы), сохранили как драгоценность некоторые жалкие остатки этого богодухновенного сказания о происхождении мира, земли и человека, поэтому понятно с каким благоговением, с какою благодарностью мы должны пользоваться этим сказанием, дошедшим до нас в самом полном виде, и сообщающем нам все необходимое о начале всего, и Творце Создателе всей вселенной, и нашем безначальном Отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 18–22. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей наверх его. И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль, а прежде имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Ст. 18–22. Иаков в благодарность Богу за чудесное, успокоительное сновидение принес в жертву то, что у него только было, именно – масло, чтобы восстановлять его силы. Но этим его благодарное сердце не могло успокоиться. Он хотел увековечить память об этом величайшем событии в своей жизни, а потому поставил здесь из камней небольшой памятник, и определил навсегда называться этому месту «Домом Божиим», или по-еврейски Вефилем, и дал обет в случае приобретения имущества при помощи Божией, принести Богу в жертву десятую часть всего своего имущества. Он готов был пожертвовать Богу всем и теперь, но он уже раньше оставил для Бога все, так что теперь он ничем не мог пожертвовать. Такой человек, как Иаков мог также, как Авраам быть отцом верующих, и Евреи одинаково любили называться детьми как Авраама, так и Иакова, иначе Израиля – Израильтянами. От Иакова истинная вера перешла к его 12 сыновьям, из которых носителем Божиих обетований сделался, вследствие благословения Иакова, четвертый его сын – Иуда. Глава 49. (Пророчественное благословение Иаковом сыновей своих. Завещание Иакова о погребении его, и смерть его) Ст. 1 и 2. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте Израиля, отца вашего». Ст. 1–2. В чудной боговдохновенной предсмертной речи умиравший Иаков, проникая пророческим взором в будущее, предсказал каждому из сыновей своих судьбу его рода. Жизнь в Египте, где произносил эту речь Иаков, как бы не существовала для него. Он провидел жизнь своего потомства в земле обетованной, и потому говорил только о том положении, которое займет каждое из колен в общей народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 19 и 20. Бог, поставивши человека царем над всеми живыми существами, вскоре по создании его, дал ему возможность видеть их, и в знак своей власти над ними и права пользоваться ими назвать их именами, соответствующими их различным свойствам и качествам. И он понял их всех, и дал им различные имена, соответствующие природе каждого. Человек, уразумевши природу всех существ, увидел, что среди них не было ни одного, с которым бы он мог делить все свои мысли, чувства, и вообще всю жизнь, особенно духовную. Может быть даже Господь приводил к человеку всех животных, и затем, между прочим, чтобы он, увидевши множество животных сходных между собою, парных, и не найдя среди них себе подобного, восчувствовал бы в себе живее нужду в помощнице, в сообщничестве. Ст. 21, 22, 23. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего»). Ст. 21–23. Чтобы жена не была первому мужу существом чуждым, для этого Господь сотворил ее из части самого же мужа, чтобы человек знал навсегда, что жена составляет неотъемлемую часть его собственного существа, и что связь между ними должна быть самая неразрывная, и любовь. Увидевши пред собою существо, далеко не похожее на все прочие существа земные, подобное себе, и проникнутый, по всей вероятности, сильным желанием разделить все богатство своей жизни, особенно внутренней, духовной, он, без сомнения, с радостью, и с полным чувством воскликнул: вот это существо вполне сродно мне, близко ко мне. Он даже узнал, что она по происхождению одинакова ему, и что она зависима от него. Чтобы жена помнила свое происхождение от мужа (по евр. иш), муж дал ей и имя, происходящее от его имени: жена (иша). Ст. 24. «Потому оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 20. «И нарек Адам имя жене своей: Ева , ибо она стала матерью всех живущих». Ст. 20. Без сомнения прародители наши слышали, что было сказано диаволу в лице змия, и поняли, о какой борьбе говорил ему Господь, а это могло растворять горечь их жизни отрадою и утешением. В частности, Адам должен был узнать из слов к змию, что из жены должен возникнуть победитель враждебной им силы диавола. Поэтому он назвал жену свою «Жизнью» (по евр. Евою), которая должна быть матерью всех живущих и по плотскому рождению всех, и по имеющему осуществиться чрез нее благодатному обетованию о рождении Спасителя, в Котором источник жизни. Ст. 21. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Ст. 21. Бог, для возбуждения веры наших праотцев после падения, научил их приносить Ему в жертву животных, чтобы они, смотря на закалаемое за грехи их животное, представляли Спасителя, Который должен был принести Себя Самого в жертву Богу за грехи всех, и всего мира. Из кож жертвенных им и были сделаны одежды, которые должны были защищать их тела от неблагоприятных действий природы, сделавшейся везде и во всем неприветливою для людей. Ст. 22 и 23. «И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Ст. 22, 22. Греховная, тяжелая жизнь была человеку не в радость. Он стал знать больше, так что слова диавола несколько сбылись. Он узнал и злое, и это сделало, по-видимому, еще более похожим на Всеведущего Бога. Но только он узнал злое на себе самом, а Святейший и Праведнейший Бог видит зло в других. Поэтому познание зла человеком только занизило его, отдалило от Бога, а не возвысило. Сознающий все это, и обреченный, кроме внутренних мучений и терзаний души, еще на трудную внешнюю жизнь в борьбе за пропитание, человек был бы неизмеримо несчастным, если бы он стал жить на земле вечно. А он имел к этому возможность чрез вкушение плодов древа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 21–28. Вся речь Иакова была возвышенною, и потому поэтическою. Такою делали ее особенно богатые сравнения с живыми существами, например: Иуду он сравнивал со львом, Иссахара с рабочим ослом. Предсказывая Неффалимову потомству о его свободе и резвости во всем, он сравнивал его с быстрою серною. Эти символические животные и другие предметы, были впоследствии изображены на знаменах тех колен, отцы которых получили эти названия. Особенно живописно было изображение судьбы многочисленного колена Иосифова от двух сыновей под образом отрасли плодоносного дерева, разросшегося до верха стены, около которой оно росло. На потомство Иосифа Иаков призвал всю полноту земных благ: и росу с дождем, оплодотворяющие землю, и благоденствие семейное. Но все же не такое двойственное благословение дано было ему, как потомкам Иуды, от которых, по его предсказанию, должен был произойти Спаситель. Ст. 29–33. «И заповедал он им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; и похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую (пещеру) купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения; там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых. И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему». Ст. 29–33. В исполнение своих пророчеств Иаков так глубоко верил, что велел погребсти себя в земле Ханаанской. Сделавши свое спасительное для многих дело на земле, Иаков скончался мирно, как праведник отошел к отцам своим: Аврааму, Исааку и другим ветхозаветным праведникам. 12 3. О значении мессианского учения и о методе исследования этого учения в сочинении «Изображение Мессии в Псалтири» Должно полагать, что Вам, в настоящий раз, особенно интересно проникнуть в самую, так сказать, сущность предмета, затронутого мною, и узнать научное достоинство и недостатки моего исследования. Последнее Вы особенно ожидаете от моих оппонентов. Но не откажите в Вашем благосклонном внимании и к слову автора, желающего дать искреннее и точное представление о своем труде. Чтобы не было недостатка ни в чем для Вашего суждения о моем исследовании, мне желательно сделать некоторого рода генетическое введение к нему, т.е. сначала несколько пополнить те сведения, которые были предметом curricul. vitae, и потом познакомить Вас с задачею моего исследования, его предметом, методом исследования, его результатами и др. библиографическими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ст. 24. В даровании Богом первому человеку жены, положено основание брачной жизни. Вот почему весьма естественно и законно то, что человек, отделяясь от отца и матери, вступает в самый теснейший и неразрывный жизненный союз с существом другого пола, делающий как бы одним целым. В браке заключается основание воспитания и образования потомков для жизни общественной, земной, и даже небесной. Вот почему это учреждение установлено Богом. Но оно должно быть именно таким, каким установлено впервые. Ст. 25. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Ст. 25. Разумные, праведные, любящие Бога, трудящиеся в меру, служившие Богу от чистого сердца, первые люди наслаждались самым высшим счастьем среди девственно нежной, прекрасной природы, не оказывавшей на них никакого враждебного действия, и даже не вынуждавшей их одеваться. Стыдиться им было нечего, потому что нужно стыдиться греха, а они были чисты и безгрешны. Неизвестно сколь долго продолжалось блаженнейшее райское состояние, только бытописатель ненамного, ненадолго останавливает наше внимание на первобытном счастливейшем веке, о котором, как о золотом веке, помнят и многие древние языческие народы. Глава 3 (О грехопадении людей (1–13), наказании их и об обетовании Спасителя (14–24 ст.)) Ст. 1–5. «3мей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог . И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Ст. 1–5. Сотворенные по образу и по подобию Божию, первые люди сначала были совершенно безгрешны, невинны, и были более расположены к добру. Вместе с тем, по неокрепшей свободе, они могли сделать и нехорошее, противное воле Божией. Этою возможностью уклонения людей от добра и воспользовался искуситель, позавидовавший блаженству первых людей. Человек был богоподобен, разумнее всех живых существ. Нужно было, поэтому, враждебной стороне иметь соответствующие силы. Из всех прочих земных живых существ самым сильным, особенно на злостное коварство, был змей, и теперь отличающийся большою хитростью. Поэтому, чтобы иметь внешнее действие на человека, отец лжи и человекоубийца – диавол ( Ин.8:44 ) и воспользовался змием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010