И прежде, будучи вполне праведным, а теперь совсем отрешившись от всего греховного, Иаков призвал сыновей своих выслушать его предсмертные слова не только как отеческие, но и как человека богоизбранного, удостоившегося не только богоявлений, но и самого ближайшего соприкосновения с Божией силою. Ст. 3–7. «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода; не будешь преимуществовать; ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, (на которую) взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя; ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле». Ст. 3–7. Самое высшее благословение Иакова должно было перейти на старшего сына его Рувима, но он не удостоился чести быть носителем тех высоких духовных обетований, которые были чаянием Израиля. Он оказался слишком плотским и столь невоздержным, что в нем страсти бушевали, как бушует вода, возмущаемая бурею. На следующих Симеоне и Левии, также не успокоилась возмущенная их пороками душа благочестивого старца. Их жестокая мстительность за обиженную сестру так возмутила кроткого Иакова, что он не только не желал, чтобы святая слава его простерлась на них, но даже определил им потом, как положительное наказание, не иметь отдельного цельного удела среди поколений прочих сынов. И это сбылось. Колену Симеона дана была доля в колене Иудовом, но такая малая, что многим должно было искать пропитания среди других колен, а потомкам Левия дано было несколько городов, разбросанных в прочих коленах. Некоторые потомки Рувима, напр., Дафан, Авирон, вздумали было приобрести некоторое первенство среди Израиля, которого еще лишен был их праотец, но они живыми были поглощены разверзшейся землею. Так непреложно исполнились предсказания Иакова. В библейском рассказе о преступлениях Симеона и Левия ( Быт. 34 гл.) не упомянуто об огорчении Иакова потому, что Библия рассказывает обо всем с одной уже везде одинаковой точки зрения, с которой говорится о преступлении, чтобы только возбудить людское отвращение к пороками. Но когда дело касается оценки этих поступков, то в примере Иакова можно видеть с каким порицанием, и с какою строгостью говорили ветхозаветные праведники о преступлениях, нарушавших особенно законы самые естественные, положенные в глубине сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И сам апостол Павел в другом месте убеждает, чтобы эта мнимая свобода не послужила к уязвлению немощной совести: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя их совесть, вы согрешаете против Христа» ( 1Кор.8:1012 ). Кажется, здесь запрещение вести себя свободно, относительно вкушения идоложертвенного, еще яснее устраняется, ибо касается публичного вкушения, а вместе и большего соблазна, и искушения для людей с совестью слабою, немощною. Христиан апостол увещевает быть имеющими совесть благую и чистую (Тим.1:5, 3:9), лжеучителей же представляет с совестью сожженною и оскверненною ( 1Тим.4:2 ; Тит.1:15 ), а Евреев с лукавою ( Евр.10:22 ). По изъяснению Блаженного Феодорита, «сожженными совестью назвал Апостол еретиков, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прожигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность». Св. Иоанн Златоусте говорит о евреях: «те омывали тело, а мы совесть» И апостол Павел сказал: «Кровь Христа очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу Живому и Истинному» ( Евр.9:14 ). Очевидность искупительной силы жертвы Христовой ясно открывается вообще из понятия о величайшем достоинстве Самого Искупителя, но в частности из сравнения Его с теми жертвами, которые тогда у евреев имели очистительное значение. А потому понятно, что всякая грешная совесть в человеке может найти неизмеримо большее и твердейшее упование, нежели какое могли найти евреи во всем бесчисленном множестве всяких жертв. По изъяснению Св. Иоанна Златоуста , «апостол хорошо сказал: очистите совесть нашу от мертвых дел». Ибо как тогда, если кто прикасался к мертвому телу, тот осквернялся, так и здесь, кто прикасается к мертвому делу, тот оскверняется в совести. Совершающий же мертвые дела не может служить Живому Богу. Следовательно, приносимое нами живо и истинно, а приносимое Иудеями мертво и ложно. Грех подобен заразе, только повреждает не воздух наперед, а потом тело, но прямо вторгается в душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Конечно, невидимого Главу – Христа, с мнимою видимою Главою – папою, нельзя и сравнивать, что понятно всякому. Но также всякому должно быть понятно и то, что если никакой папа не может быть сравниваем со Христом, как всеобщим Главою Церкви, то не должно и приписывать Римскому епископу то, что принадлежит Христу, как полному и совершеннейшему Образу той Главы, которая должна быть у тела Церкви как организма,,объемлющего не только людей верующих всех времен и народностей, начиная с праотцев, пророков и апостолов, но и ангелов и архангелов. Изображая превосходство церкви Христовой перед ветхозаветной, св. ап. Павел писал к христианам из евреев: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первородных, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Вот каков состав тела церкви, Глава которой – Христос. Только нечто совершенно новое может составлять здесь то, или другое отдельное лицо, входящее в состав живого тела или здания, все более и более возрастающего со скреплением к составу камней, не изменяющих ни основания его (краеугольного камня), ни существа тех живительных сил, которыми укрепляется, или держится все здание вселенской церкви. Главенство Христово по отношению к церкви как телу, вполне соответственно этому духовному телу, и этой священной Главе. Оно непосредственное, так как Христос живет с Церковью , пребывая в ней, и подавая и разделяя с нею жизнь, как глава разделяет жизнь с телом. И как без главы невозможна жизнь тела, так невозможна жизнь Церкви без Христа, рекшего: «Без Мене не можете творити ничего же» ( Ин.15:5 ). И это будет вековечно, доколе Бог будет всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ), ибо «Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими» (Ibid., ст. 25). Итак, Христос есть Основатель Церкви и Глава ее, и даже Царь, ибо Церковь есть царство Божие. Но так как это царство духовное, таинственное, то и главенство Христово священно-таинственное, которое посему ап. Павел изображает под видом таинственной и святой любви Христа к Церкви, говоря: «Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» ( Еф.5:24 ). Сам И. Христос сказал: «Царство Мое несть от мира сего» ( Ин.18:36 ). Значит и Он признавал Свое главенство в церкви. И однако нигде Он не сказал, что Его Царство должно быть в виде громадного и политического учреждения с видимою главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но, кажется, самым близким к точному понятию о главенстве должно считать представление церкви под образом тела, для которого Главою служит Христос. Это представление с особенной ясностью, а вместе и с силою раскрыл св. Ап. Павел. В послании к Ефесской церкви он писал: «Безмерно величие могущества Его (Господа) в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою церкви, которое есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:1923 ). Это понятие о церкви как живом организме, ап. Павел раскрывал многократно, вместе с чем утверждалось и понятие о Христе как Главе Церкви, из чего он потом делал и другие выводы и применения, например: »Муж есть глава жены, как и Христос Глава церкви» ( Еф.5:23 ); " всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). Изъясняя апостольское сравнение, св. И. Златоуст говорит: «Как от Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви нарождается все множество, которое составляя единое тело, опять слагается в Боге, Христом став в душу едину с Ним». «Мы тело – Главы, которой все покорено. Почтим же близость родства, убоимся, да не отстанет кто-либо от тела сего. Сообразно с Главою мы должны быть лучшими самих ангелов, удостоившиеся чести быть высшими, нежели все они». Вот какое великое приложение догмата об истинном главенстве в церкви, и ко всему составу ее. Может ли хотя сотую долю представить в себе какой-либо папа как Глава Церкви?! Всякий из них не может представлять всей Церкви ни теоретически – мысленно, ни практически – жизненно, возводить всех на эту высоту, к которой возводит нас истинная Глава Церкви – Христос, Который есть вместе с тем Первосвященник наш, всегдашний Ходатай за всех притекающих к Нему, будучи всегда жив и внемлющ ко всем приходящим к Нему. Между тем, как мнимую Главу, в Риме живущую, так редко кто видит, что на Руси сложилось присловие: что в Риме побывать – папы не видать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Однако, Писание божественное несомненно сохранялось и во дни пр. Исаии. В одной из грозных речей своих, в которой он говорил о гибели ненавистников Сиона, читается: отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих (наказаний) не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их (34:16). Пророк Иеремия, современник плена Вавилонского, часто в своих речах ссылается на прежние писания (ср. 5:6 и Ав.1:6–8 ). Во 2-же кн. Маккавейской (2:4–5) говорится, что пр. Иеремия во время Вав. разрушения Иерусалима скрыл в ущелье горы Синайской ковчег завета и все то, что было в нем, т.е. и книги, как дополняет иудейское предание (Herzog VII, 245). Пр. Даниил говорит, что он узнал о числе лет плена из книг (9:2). У пр. Захарии упоминается закон, и слова прежних пророков (7:8–13. Сравн. Исх.22:22 ; Лев.1:33 ; Иер.5:3 ; Ис.48:2, 1:15 ; Иез.8:18 ), как руководительные правила веры и нравственности. Из этого можно заключить даже, что именно около того времени составился полный канон священных книг. Захария и Малахия были последними пророками-писателями. Они и могли судить богодухновенно о непререкаемом достоинстве священных книг. А вожди народные – Ездра и Неемия, были осуществителями сего святого дела, столь необходимого для воссоздания народа возвратившегося из плена. В 1 кн. Ездры говорится даже, что и самое избавление от плена было совершено Киром во исполнение слов Господних (1:1). И вот, одною из первых забот освободителя было ознакомление с законом Божиим. Для сего, когда наступил седьмой месяц, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. И принес священник Ездра Закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца. И читал из него на площади от рассвета до полудни. И читали из книги Закона Божия внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По его предсказанию потомки Иуды должны были царствовать до тех пор, пока приидет определенное время, как говорится в Славянском переводе Библии, или когда явится Примиритель людей с Богом (по переводу с Еврейского), Спаситель, Который был желанным не для одних только Иудеев, но и для всех народов. В дни Ирода родился Иисус Христос , Который – истинный лев от Иуды ( Апок.5:5 ) через веру покорит Себе все народы, потому что в Его Церковь вступят люди всех племен земных, и об имени Иисусове поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.11:10–11 ). Таким образом, в пророчестве Иакова указано было одно колено, от которого должен явиться Мессия. Из этого пророчества Евреи должны узнать, что теперь, когда власть колена Иудина давно совершенно исчезла, давно пришел Мессия, Примиритель людей с Богом, духовный Царь духовного Израиля. И пророки ждали Мессию как духовного Царя, напр., Исайя называл Его Князем мира (9:6). Мессия Иисус произошел от Иуды, поэтому так и ведется Его родословная у Св. Евангелистов ( Мф.1:2–3 ; Лк.3:33 ). Ст. 11, 12. «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи (его) от вина; и белы зубы (его) от молока». Ст. 11–12. Вместе с царским достоинством и духовными мессианскими дарами, Иуде обещалось еще плодородие земли, обилие винограда, вина, молока и проч. Виноградного вина, составлявшего на востоке обыкновенное питье, обещается так много, что в нем, выжимающие его из винограда, будут вымачивать свою одежду. Красный сок не бесцельно назван Иаковом кровью. Этим он указал, что Будущий самый Великий Князь от Иуды должен обагрить на кресте Своею Пречистою Кровью Свою одежду, от чего излились на людей разные благодатные дары. А осленок, который по предсказанию Иакова при изобилии винограда будет привязываться к виноградным лозам, как к обыкновенному дереву, может напоминать нам того, на которого воссел наш Спаситель, входя по-царски в Иерусалим. Конечно, об этом предсказал Иаков неясно, почему об этом яснее и было предсказано впоследствии Пророком Захариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Почитаемый и хорошо известный православным людям недавно почивший насельник Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) предупреждал: «Отступление от Бога — вот причина всех бед и во все времена» (см. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Главное — быть с Богом. — М.: Благовест, 2009). Как правящий архиерей ты должен будешь неустанно проповедовать слово Евангельской истины, защищать Церковь и паству от волков, стремящихся расхитить и погубить словесных овец стада Христова, беречь богозаповеданное церковное единство, иметь попечение о клире, монашествующих и мирянах твоей епархии, являть личный пример жизни во всяком благочестии и чистоте (см. 1 Тим. 2:2). Нелегок сей путь, и ты принял дар и власть не для того, чтобы благодушествовать и почивать на лаврах, не для того, чтобы самодовольно думать о том, что жизнь удалась и церковная карьера состоялась, а для того, чтобы трудиться с еще большей ревностью, не жалея ни сил, ни времени, с готовностью душу свою положить за овцы , как о том говорится в Евангелии (см. Ин. 10:11). Посему со смирением и дерзновением, возложив упование на Господа и Его Пречистую Матерь, гряди к пастве своей с тем, чтобы усердно поработать на ниве Христовой. И если тебе спустя годы вдруг покажется, что ты преуспел в многоразличных трудах и есть чем гордиться, вспомни слова Спасителя, обращенные к Его ученикам, идущим на проповедь: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук. 17:10). Сегодня после рукоположения, стоя в алтаре на горнем месте, я и собратья-архиереи в соответствии с древней традицией приветствовали тебя словами «Христос посреде нас!» . Твой утвердительный ответ: «И есть и будет!»  — стал литургическим свидетельством присутствия Самого Господа вместе с нами. Памятуй о том, что только с Ним мы можем служить, творить и созидать. Он с нами, когда мы приносим Ему словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим и умоляем (см. Последование Литургии), Он с нами, когда мы предстоим Престолу и возносим Святые Дары, Он с нами, когда мы совершаем добрые поступки, сочувствуем и сострадаем ближним, Он с нами, когда мы идем к нищим и убогим, обездоленным и отчаявшимся, нуждающимся в нашей помощи и человеческом участии. Своими делами яви окружающим милосердный лик Христа, и тысячи людей к тебе потянутся; ты обретешь их для жизни вечной в невечернем дне Царства Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/3537518.ht...

Поэтому и под семенем жены нужно разуметь всех людей, имеющих родиться от жены, и в особенности, Иисуса Христа, как самое истинное и действительное семя жены ( Иов.4:4 ), Который не раз поражал диавола и во время Своей жизни на земле, а по смерти, разрушивши его царство, окончательно поразил его в самую голову. Ст. 16. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Ст. 16. Жена, в наказание за греховную слабость, обречена была на постоянную немощь, на перенесение многочисленных болезней, и особенно на мучительное рождение детей. Прежней равноправности она была лишена по неспособности на нее, и долго оставалась слугою мужа, и у многих остается доселе рабою, особенно при многоженстве. Она подчинена была мужу. Только Победитель искусителя возвратил женщине ее равноправность, почему в христианстве «несть мужеский пол, ни женский» ( Гал.3:28 ). Но и теперь управление жене мужем не позволительно. Ее лучшее свойство – скромность ( 1Тим.11:12 ) и первобытное помощничество ( Мф.19:5 ). Ст. 17, 18 и 19. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Ст. 17–19. Адаму Господь обрек постоянный тяжелый труд, чтобы он не возгордился вновь. Земле была определена бесплодность. Неблагословенные Богом возделанные нивы могли вместо злачных, хлебных плодов приносить иногда репьи, колючки и другие сорные растения, так что человек обрекался в неурожайные годы на голод и питание такою травою, которою питается скот. С тех пор это бывает и доселе. Изнурительный труд, постоянные житейские заботы были определены человеку на всю его земную жизнь, так что смерть сделалась для человека сколько печальным явлением, столько же и отрадным, потому что она дает ему успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Представители Божии, несмотря на то, что грех глубоко проникал в их собственную семью, все-таки ясно выражали высокий уровень своего нравственного развития, и порицали, карали то, что на взгляд других было извинительным, и даже похвальным, как наприм. хитрость Симеона и Левия. Ст. 8 и 9. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?». Ст. 8–9. Вся полнота благословения Иакова, который благословлял властью и дарами, данными ему от Авраама через Исаака, передана была Иуде. Это совершилось не потому, чтобы пожелал этого сам Иаков, сердце которого всего более лежало к возлюбленному Иосифу, но по действию Духа Божия, осенившего мысль умирающего Иакова. На благословенном первенце должно было почить предопределение, которое в лице Мессии приготовляло счастье и нравственное развитие всего человечества. Кроме того, Иуда лично не имел ничего того, что могло бы устранить его от его первенства за первыми тремя братьями. Напротив, он так самостоятелен, тверд и мужествен, что ему вполне приличествовал символ льва, означающего силу, ловкость и царственное достоинство, ради которого особенно и назван был Иуда львом, и притом львом во всей полноте своих сил, какую лев имеет после насыщения, а Иуда будет иметь после того, как в качестве царя и властителя среди братьев, будет пользоваться от них данью, почестями и славою, и добычею от врагов. Ст. 10. «Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не прийдет Примиритель, и Ему покорность народов». Ст. 10. Иуда и его поколение должны быть по предсказанию Иакова царственными. И это сбылось. Воинский дух сказался, как в молодом льве, в сынах Иудиных вскоре, так что по смерти Иисуса Навина они стали во главе соотечественников в войне с Хананеянами. Львом, возвращающимся с добычи, Иуда явился в победоносное царствование Давида. В мирное и блестящее царство Соломона сыны Иуды явились как бы отдыхающей львицей. Вскоре после того наступили тяжелые времена, а потом, когда на престол Еврейского царства вступил Ирод Идумеянин, потомки Иуды лишились царствования в Иудее. Но так и должно было случиться по предсказанию Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Приимите Дух Свят», сказал Иисус Христос, благословляя Апостолов и дарствуя им, а через них и всей церкви различные дары благодати. Им же могут быть через Духа Святаго подаваемы и особые исключительные дары совета и вразумления, столь необходимые при разборе всяких недоумений. И Он, как Первосвященник вечный Своей церкви, и как Глава всего духовного тела ее, не оставляющий ее никогда, подает ей благодатные дары, которые ей благопотребны на разные времена и обстоятельства. Главенство в Церкви Господь и Спаситель наш, придя в мир грешные спасти, не имел, где главы приклонити. Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя, И Бог превознес Его паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, говорит апостол ( Флп.2:710 ). Возьмите иго Мое на Себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, сказал Сам И. Христос ( Мф.11:28–29 ). Однако и Он говорил о Своем главенстве в Церкви сначала прикровенно, а потом и ясно. Сказавши притчу о злых виноградарях, убивших сына Владыки, И. Христос привел в заключение пророческое о Нем указание, как на краеугольную основу или главу церкви (Ср. Пс.117:22 ; Мф.21:4244 ; Мр.12:10 ; Лук.20:17 ). Воспроизводя это указание Христа на Себя, как Главу Церкви, св. ап. Петр в своей знаменитой речи перед первосвященниками и книжниками еврейскими, сказал: Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся Главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:11–12 ). В другой раз он сказал: Приступите к Нему, камню живому, и сами, как живые камни, устройтесь в дом духовный, ибо сказано в Писании: Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится ( Пс.28:16 ). Итак Он для Вас, верующих, драгоценность, камень который сделался Главою угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна, о который претыкаются непокоряющиеся Слову ( 1Петр.2:47 ). Здесь иносказание об И. Христе как Главе Церкви, берется из образа дома, устрояемого так, что в нем один необыкновенный камень составляет центр, на котором держится все здание (как на фундаментальной скале). В том же сравнительно образе сказано И. Христом еще более ясно о Себе, как Главе: Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Таким образом. И. Христос есть Глава Церкви и потому, что Он основной камень ее, как здания, а еще более потому, что Он и Создатель ее, как совершивший главное дело для нее, а именно пролитие крови Своей, которым (пролитием) положено краеугольное начало спасения, и о котором поется в церкви в день Благовещения: днесь спасения нашего Главизна. И многие другие сравнения указывал И. Христос для Своего главенства в Церкви, напр., то, что Он – Пастырь, а верующие – овцы ( Ин.1:11–14 ), что Он лоза, а они ветви ( Ин.15:5 ). Кроме того Апостолы называли Его Первосвященником.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010