Во второй половине 1930-х годов власти сделали все возможное, чтобы закрыть храм; в 1937 году было закрыто для захоронений кладбище; в 1938 году закрылся верхний " обновленческий " храм, т.к. не стало прихожан: люди за обновленцами не пошли. Был открыт архив НКВД. В 1937 году в одну ночь НКВД арестовал всех вологодских священников. Избежали этой участи лишь о.Александр Беляев (его не было в ту ночь в городе) и о.Николай Добряков, который страдал тромбофлебитом ног. Почти целый год, превозмогая боль, он один продолжал служить в храме. Это было настоящим подвигом! В 1939 году во время службы с ним случился приступ. Прямо из храма о.Николая увезли в больницу, где он и скончался. Власти вновь поставили вопрос о закрытии нижнего храма, но православная община выстояла. Через три месяца найден новый священник - о. Анатолий Городецкий. В годы войны и первые годы после нее многие вернулись к Церкви. Власти вынуждены были вновь открыть ряд храмов. Был поставлен вопрос об открытии Воскресенского кафедрального собора. Особенно остро он ставился в 1947 году, накануне 800-летия города. В эти годы лихорадачно подыскивался " хозяин " собору: вначале областной музей, затем клуб, и наконец - картинная галерея. И все-таки чиновники были вынуждены пойти на компромисс: вместо Воскресенского собора они возвратили верующим верхний храм Богородицкой церкви, который и стал кафедральным собором. 18 августа 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную Литургию в Рождество-Богородицком кафедральном соборе. Святыни: мощи прп. Иосафа Каменского, список иконы Божией Матери " Скоропослушница " , список иконы Спасителя " Обыденная " из Всеградского собора, икона княгини Анны Кашинской с частицей мощей. Особо чтимые праздники: 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день после литургии совершается праздничный молебен и Крестный ход вокруг храма. 31 октября - Всемилостивого Спаса. Этот праздник установлен в память об избавлении г. Вологды от моровой язвы в 1652 году. Накануне совершается всенощное бдение с акафистом Спасителю. После литургии совершается молебен особым чином (в конце молебна поминаются почившие во время эпидемии). 27 мая - иконы Божией Матери «Скоропослушница» - в память о принесении иконы в г. Вологду.

http://sobory.ru/article/?object=08247

Помогите родине своим примером, своим авторитетом, своим влиянием. Примите деятельное участие в «займе свободы» во благо обновленной свободной России. Несите свои личные сбережения и свободные церковные и монастырские средства на покупку билетов займа. Разъясняйте и своей пастве всю необходимость, выгоду и полную безопасность участия в этом займе, призывайте ее к подписке на «заем свободы», прилагайте все старание к широкому развитию этого дела. Окажите содействие Временному Правительству, откликнитесь на его призыв, дайте взаймы государству и тем исполните свой долг пред родиной. Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. 13. С. 2. 124. Из предложения Томской духовной консистории по поводу «Займа свободы» епископа Томского и Алтайского Анатолия (Каменского) 22 апреля 1917 г. Почти трехлетняя война поглотила много денег. Однако конца войны не видно. Еще много требуется средств от Русского народа и Временного Правительства для ведения и успешного окончания войны. Временное Правительство, организуя «Заем Свободы», обращается ко всему Русскому народу с предложением внести свою лепту на общее дело укрепления победы над немцами и свобод, завоеванных революцией. Во всей русской истории не было еще такого серьезного и ответственного момента, какой мы переживаем; никогда Правительство не стояло перед лицом таких важных задач и вопросов, которые предстоит ему разрешить. Для всего этого нужны денежные средства. «Заем Свободы» должен дать Временному Правительству эти средства. Православное духовенство всегда было пособником и истолкователем в широких массах народа воли Правительства. Прошлые два военных займа реализовались везде не без деятельного участия духовенства. Теперь снова духовенство призывается к работе по осуществлению «Займа Свободы»... Томские епарх. ведомости. Томск, 1917. 9. Часть офиц. С. 174175. 125. Из выступлений викария Оренбургской епархии епископа Челябинского Серафима (Александрова) на съезде Челябинского викариатства 271 28 апреля 1917 г.; утреннее заседание [Об отделении церкви от государства:] Церковь только тогда будет свободной, если она не будет пользоваться никакой поддержкой государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находился в Иркутской тюрьме в одиночном заключении. Постановлением Президиума ВЦИК от 28 июля 1924 года неотбытый срок ему был признан условным с освобождением его из-под стражи. 6 августа 1924 года вновь назначен архиепископом Иркутским . В Иркутске местная администрация отказала архиепископу Анатолию в регистрации в качестве архиепископа Иркутского. Также он не мог вступить в должность настоятеля Иркутского собора, который был занят обновленцами. С октября по декабрь 1924 года был архиепископом Омским . Проживал в Омске при архиепископе Омском Викторе (Богоявленском) , с которым нередко служил. Скончался 20 сентября 1925 года во время всенощного бдения под воскресенье в алтаре Братской церкви Омска . Почувствовав сердечную слабость, он со всеми простился и, сидя в кресле, при пении " Слава в вышних Богу " тихо скончался. Похоронен на Казачьем кладбище г.Омска, а затем стараниями Татьяны Ракировой останки были перенесены на Старо-Северное кладбище, где покоятся в одной оградке с могилой архиепископа Алексия (Пантелеева) . 23 января 2003 года был реабилитирован помощником Генерального прокурора Российской Федерации по 1922 году репрессий. Сочинения Награды Литература Использованные материалы   По сведениям нашего читателя Константина на основании архивной справки - http://drevo-info.ru/forum/9002.html   Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.14-19,94-96.   По БД ПСТГУ, ПЭ и сайту " Русское Православие " скончался 20 сентября 1925 года, однако 20 сентября по новому стилю было воскресеньем, что противоречит сведением о кончине в субботу, " во время всенощного бдения под воскресенье " , при этом 20 сентября все же совершалась всенощная под праздник Рождества Пресвятой Богородицы. 20 сентября по старому стилю 1925 года была суббота, из чего можно предположить, что приводимая указанными изданиями дата - старостильная. По сведениям нашего читателя Константина, имеется архивная справка о смерти Каменского А.В., согласно которой он умер 3 декабря 1924 года, это была среда, в тот день совершалось всенощное бдение под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://drevo-info.ru/articles/16073.html

В годы войны при храмах повсеместно создавали попечительские советы. Попечительство ц. Воскресения Господня в дек. 1914 г. открыло отделение лазарета для раненых, создало остановочно-питательный пункт для раненых воинов, вернувшихся в Новониколаевск, сначала на 12, а затем на 50 чел. 15 авг. 1915 г. церковноприходским попечительством храма была открыта бесплатная столовая для бедных семейств лиц, призванных на войну (ГА Новосибирской обл. Ф. Д-159. Оп. 1. Д. 63. Л. 219). В 1916 г. попечительский совет при Покровской ц. выдал 16 солдатским семьям деньги, муку и мясо. Летом-осенью 1915 г. при вокзальной ц. во имя прор. Даниила и при ц. Воскресения Христова усилиями попечительств созданы дневные приюты «Ясли» для солдатских детей, чтобы матери могли выйти на полевые работы (Там же. Л. 260-260 об., 263-263 об.). По благословению Томского и Алтайского еп. Анатолия (Каменского) в сент. 1914 г. было создано епархиальное благотворительное об-во в пользу раненых воинов - Кружок дам духовного звания, имевшее отд-ния в разных городах епархии, в т. ч. в Новониколаевске. За годы войны новониколаевский Кружок дам духовного звания собрал ок. 11 тыс. р., основными статьями расходов служили пошив белья и одежды для лазаретов, пособия раненым и их семьям, подарки бойцам действующей армии, помощь беженцам и сиротам. В годы первой мировой войны новониколаевское духовенство несло труд по окормлению военных чинов запасных батальонов. В 1913 г. для духовного окормления личного состава 41-го Сибирского стрелкового полка и др. воинских частей, расквартированных в военном городке, был построен каменный храм в честь Преображения Господня. С началом войны нужды военного городка также обслуживала кладбищенская ц. в честь Воскресения Христова. В 1916 г. духовенство Новониколаевска выступило с инициативой построить в городе соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца «в память Второй Отечественной войны», было собрано ок. 5 тыс. р., но план не был воплощен в жизнь. По инициативе еп. Макария при церквах учреждались попечительства, на к-рые возлагалась «забота об искоренении нищенства и правильной организации помощи беднякам» (Томские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

3) Не много позже 1643 года упоминается уже и город Обоянский. В межевой выписке на землю города Сум, относящейся к 1657 году, между границами, простиравшимися вверх и вниз по реке Пслу и по сторонам его по десять верст, указывается линия «чрез Алешенку степью к Синякову шляху на Вываренный курган, а тем шляхом ездят в Рылеск и Куреск и во Обоянской». 7 4) В грамоте Царя Алексея Михайловича, посланной Курскому воеводе, Семену Алексеевичу Хитрово в 7167 (т. е. 1659 году), по челобитью Курского Богородичного монастыря Игумена Моисея, 8 касательно освобождения сего монастыря от платежа за убывших людей (сосланных, казненных, беглых и умерших), – упоминается и Обоянь и Обоянское. Упомянутый воевода Хитрово, в отписке своей Царю, подтверждая справедливость показания челобитной игумена Моисея, со своей стороны показывал, что «Курскаго Богородицкаго монастыря Троицкой закурней слободы бобыли сосланы в Валки 6 человек, сошли на Дон и в Карпово и в Обоянское и в иные городы 15 человек да один человек постригся, один человек повешен, один человек запытан, 13 человек умерших, а всего, 35 человек; а в 12 дворех их живут посадских 12 человек, да в трех дворех живут их жены и дети, да 20 дворов пустых, Божедомской слободы сосланы в Валки, два человека сошли в Одоянь и в Карпово и в иные городы»... и проч. 9 5) В 1663 году Обоянь показывается уже сторожевым городком, имеющим своего воеводу и станичников, приносящих ему вести о татарском нашествии, Воевода Белгородский, Князь Ромодановский писал Чугуевскому воеводе: «В нынешнем 171 году (т. е. 1663) году, августа 20 писал к нам из Обоянскаю Тихон Львов, что августа 17 прибежал к нему из Сум Обоянин Тимофей Афанасьев, а в расспросе ему сказал, что татарове стоят от Сум в 10 верстах на Озерках и по Рыльской дороге многих торговых людей в полон поимали» 10 . 6) По одному дарственному акту, относящемуся к 173 (1665) году, город Обоянь показывается уже с принадлежащим к нему уездом. Так по описи документов Курского Знаменского монастыря 1727 года под 261, значилась поступная запись от Обоянца 173 (1665) года, декабря в 18 день, Каменского стану, села Никольского, Бушмина тож, Степана Фирсова сына Болотова, Курского Богородицкого Знаменского монастыря, архимандриту Нифонту, о поступной в оной монастырь, по обещанию своему, «Государева жалованья достальное поместье, что осталось за ним для поминовения души своей, вместо вкладу, в Обоянском уезде, купленной их монастырской мельнице, что построена в Обоянском уезде, на речке Стригосли».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учите нас премудрости своей. Учите нас, о братья, быть счастливей, Учите жить красивей и светлей. О солнце дня! О напоенный небом Пушистый снег! О лиственный собор! О перелив звезды над синим снегом! Прельщайте нас, родните нас с собой. Учите нас дыханьем, каплей влаги, Цветеньем трав, свеченьем голубым, Каменья, льды, созвездия и злаки, Учите нас молиться и любить! 1922 Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три КаменскихАнатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Архив Пн В Москве пройдет V Всероссийский съезд православных центров помощи наркозависимым 16 мая 2021 г. 12:23 16-18 мая 2021 года в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет юбилейный V Всероссийский съезд православных центров помощи наркозависимым. Организаторами съезда выступили Координационный центр по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Благотворительный фонд праведного Иоанна Кронштадтского. Более 100 представителей церковных центров помощи наркозависимым, руководители, волонтеры, специалисты Церкви и государства соберутся, чтобы подвести итоги десятилетия развития церковной помощи наркозависимым. Они также обсудят актуальные вопросы, касающиеся направлений антинаркотической деятельности Церкви, совершенствования единой церковной системы помощи наркозависимым, противодействия распространению наркомании, особенностей работы с наркозависимыми людьми и их близкими. 18 мая в 10.00 в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана состоится пленарное заседании съезда, которое пройдет под председательством руководителя Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископа Каменского и Камышловского Мефодия . С докладами и приветственными словами на заседании выступят управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Дионисий , заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай, начальник Главного управления по контролю за оборотом наркотиков Андрей Храпов, ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана Анатолий Александров. В рамках форума пройдет также выставка-презентация о деятельности церковных центров из различных регионов России «Возвращение». Для участия в мероприятии необходима предварительная электронная регистрация. Справки и аккредитация: ccfoda@mail.ru; +7 926 256-54-20. Мероприятие пройдет при финансовой поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы, а также при поддержке Фонда президентских грантов и конкурса «Православная инициатива» фонда «Соработничество».

http://patriarchia.ru/db/text/5809713.ht...

64 Пятницкая Подмелогорская пустынь была приписанной к Белоградскому Николаевскому монастырю и находилась к северу от Белгорода за слободой Августовой, выше деревни Подбелинской. См. сноску 90. 66 Никодим состоял настоятелем Курского Знаменского монастыря с 1676 по 1683 год. См. историч. опис. Курского Знаменского монастыря 1857 г. стр. 54. 67 Эта выпись с записи хранится в Моск, архиве М. Ю. по коллегии экон. в числе грамот под 8503. 69 До Петра Великого большую часть документов писали на столбцах, склеенных иногда в несколько саженей в длину из листов особенной крепкой бумаги. С 1700 года, по указу Петра I, стали писать документы не столбцами, а тетрадями и притом в книгах. См. опис. докум. Моск. арх. М. Ю. стр. XXVI. 76 Сия поступная запись хранится в Моск. архиве М. Ю. по коллегии эконом, в числе грамот под 8514. 80 Так игумен Варлаам в 199 (т. е. 1691) году поступился, Курского Богородицкого Знамен. Монастыря, архимандриту Самсону с брат. августа в 10 день, в Обоянском уезде, в Каменском стану, на речке на Стригосли, мельницей со всяким строением и со всяким заводом и что к той мельнице Великих Государей жалованья крепостной земли десять десятин; и оная запись 207 (1699) году мая в 17 день в Курску в разрядной избе чтена и в книгу записана. См. опись докум. Курск. Знам. монастыря 1727 года под 270 и 1747 г. под 266. По другой записи, того же года месяца и числа, тот же игумен Варлаам занял у Курск. Знамен. монастыря архим. Самсона 40 руб. казенных денег; и за те деньги поступился он игумен третий жеребий мельницы в Обоянском уезде на речке Стригосли. См. опис. докум. Кур. Знам. монастыря 1763 года под 67. 82 Указ из Консис. Преосвящ. Еп. Иоасафа архим. Иоасафу Томарову, от 7 ноября 1748 г. за 2079. 84 Указ из консист. Св. Прав. Синода члена Преосв. Порфирия Еписк. Белогр. и Обоянск. архимандриту Наркиссу да духовному правлению от 11 мая 1764 года за 966. 85 Указ из консист. Св. Прав. Син. члена, Преосвящ. Порфирия, Еписк. Белоградск. и Обоянск. архим. Наркиссу от 12 августа за 1802. Тоже и в Ист. Росс. иер. по изд. 1810 г. ч. 2, стр. XCVXIII – CXVI.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В год 100-летия мученической кончины Царской семьи состоится крестный ход по маршруту Тобольск — Алапаевск — Екатеринбург 8 мая 2018 г. 13:43 В год 100-летия мученической кончины Царской семьи по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со 2 июня по 17 июля 2018 года пройдет пеший крестный ход по маршруту Тобольск — Алапаевск — Екатеринбург, в котором примут участие паломники из Крыма, Белоруссии, Сибири, Урала, Пскова, центральных областей и других регионов России. Торжественное шествие протяженностью 700 км состоится при участии  Тобольской ,  Каменской  и  Екатеринбургской  епархий. Крестный ход начнется 2 июня выходом из Тобольского кремля в 11.00, по окончании Божественной литургии и молебна. Прибытие в Екатеринбург запланировано на утро 14 июля. В ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге будет совершено традиционное богослужение и Царский крестный ход. Подробная информация о крестном ходе размещена на сайте  voskhozhdenie.ru . Аккредитация СМИ и справки по тел.: +7 (926) 215-77-70 (Бардиж Андрей Анатольевич). Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5191867.ht...

2003. Sulp. dial. 1, cap. 9. 2004. Sulp. dial. 1, cap. 10. 2005. Sulp. dial. 1, cap. 12, 13, pag. 824. 2006. Sulp. dial. 1, cap. 15, pag. 824. 2007. Комита сделали греки из латинского (comes), по-русски: спутник, товарищ. Этот сан тождествен и по значению своему и по самому названию с нынешним званием генерал-адъютанта. На французском языке комит — comte, что равносильно немецкому графу 2008. Cass. lib. IV, cap. 29, pag. 833. 2009. Cass. lib. V, cap. 40, pag. 839. 2010.  …не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8. 44). 2011. Cass. coll. VIII, cap. 16. 2012. Pag. 1010, cap. 12. 2013. Pag. 995, cap. 15. 2014. Ин. 3. 16. 2015. Рим. 5. 8. 2016. Ин. 14. 3. 2017. Pag. 998, cap. 16. 2018.  Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне (Пс. 39. 2). 2019.  …если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15. 14). 2020.  …в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 2021.  Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего (Пс. 41. 6). 2022.  …не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 2023.  …Яви нам свет лица Твоего, Господи (Пс. 4. 7). 2024.  …почитает себя чем-нибудь, будучи ничто (Гал. 6. 3). 2025.  …не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить… во что одеться. …Всего этого ищут язычники (Мф. 6. 25, 32). 2026.  …чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21. 34). 2027. 4-й Ответ преподобного Нифонта. 2028. Том 14, письмо 13. 2029.  Преосвященный Гавриил, Архиепископ Херсонский и Таврический в 1837–1848 гг. (в миру Василий Федорович Розанов; 1781–1858) в начале своей духовной карьеры служил в Вологде, в 1814–1819 гг. был ректором Вологодской семинарии и настоятелем Спасо-Каменского монастыря. 2030.  Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты//Полн. собр. творений святителя Игнатия Брянчанинова: В т.]. М., Паломникъ. 2001 — (Изд. продолжается). Т. 1. С. 515. (Далее в разделе «Приложение» — Настоящее издание).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010