А пока, моя милая русалочка, до свидания. До нового, дорогого для меня письменного свидания! Знайте, что не все уважают Вас только потому, что Вы девушка, барышня, или потому, что Вы женщина. Есть люди, которые ценят Вас немножко по-другому, которые могут гордиться чистотой и бескорыстием своих желаний по отношению к Вам и которые, надеюсь, выше толпы почитателей со всеми ее... «чувствами», подленькими, узкими, бессодержательными. Жду письма. Ваш А. Л. P.S. Если бы Вы знали, как это человек сидит ночью за книгой и отдает за письменный стол все радости жизни, то Вы поняли бы то чувство, которое переживаю я, читая Вашу надпись на фотогр. карточке. Неужели это мне, отшельнику, пишет милая и добренькая девушка? Я не могу здесь выразить всего, но скажу, что Ваша карточка сохранится у меня до тех пор, пока холодеющие руки не устанут держать ее, а глаза не будут в состоянии смотреть на нее. Спасибо, сердечное спасибо, добрая Верочка, Вечной Правдой воздастся Вам вдвое. P.P.S. Делал то, что Вы говорили, с карточкой, т. е. закрывал левую часть лица бумажкой. Правда, Вы становитесь более похожей, но, по-моему, это происходит не от того, что все лицо целиком мало похоже на Вас, а потому что в этом случае получается впечатление, будто Вы выглядываете откуда-то из-за угла. Т. е. забавней как-то становится. Еще раз прошу не смеяться над моим сравнением Вашего снимка с греч. статуями. Если бы я знал, что Вам не наскучу, я дал бы подробный анализ выражения Вашего лица и лица тех статуй. Вы бы тогда согласились со мной. Москва. 1 сент. 1911. Милая Верочка! Не писал Вам из Каменской, потому что на другой же день после получения Вашего письма я уезжал в Москву. Теперь, устроившись на новом месте, я спешу как можно скорее Вас захватить своим письмом в Новгороде. Поселился я в Студенческом общежитии 112 , где хоть и плачу гораздо дороже, чем те студенты, которые живут у «хозяек», но зато и пользуюсь различными удобствами, вроде отдельной комнаты, прекрасного стола, прислуги и пр. Занятия начнутся не раньше 10 сентября, а до тех пор вот осматриваю город, а по вечерам сижу в своей одинокой комнате и пересматриваю фотографии и письма тех людей, которые дороги для меня и воспоминанием о которых живу. Скучно здесь одному среди чужих людей; и дома-то я жил как-то в стороне от других совершенно особою жизнью, а здесь и вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Апостол свидетельствует: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Воспитанный в православной традиции, опытом жизни я научился доверять поставленному надо мной церковному руководству и духовникам, и удостоверился, что в случае нужды, если они переоценят мои силы, Сам Господь внесет необходимые коррективы в их планы, и все закончится благополучно. Не теоретические знания, а живой личный опыт, пусть маленький и скромный, рождает в душе упование, которое не посрамит. Главным утешением на пути служения были духовники, наставлениями которых я имел счастье пользоваться. Вначале архимандрит Наум (Байбородин), затем архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архиепископ Алексий (Фролов) в течение многих лет молитвой и советами помогали мне проходить путь служения Святой Церкви. Пребываю в сыновней уверенности, что молитвы этих духовников будут хранить меня, как и прежде. Настоятельство на бедном сельском приходе приучило меня со вниманием относиться  к каждому человеку. Этого требует Евангельская заповедь: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10); но также сама жизнь в сельской глубинке подсказывала, что без бережного отношения к маленьким людям приход запустеет, не выживет. Знать положение дел на каждом приходе, лично познакомиться с церковными тружениками в Каменской епархии вскоре будет моей прямой обязанностью. Епископам, как предстоятелям и свидетелям о церковной жизни и духовном опыте всей вверенной их попечению паствы, надлежит принимать участие в работе Архиерейских Соборов, выносить решения по самым важным вопросам церковной жизни и вероучения. Будучи настоятелем труднодоступного сельского прихода, не предполагал, что мне придется столкнуться с такой «экзотикой», как наркомания, но в 1998 году наш приход приступил к практической деятельности по реабилитации наркозависимых. Весной 2010 года мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концептуального документа по церковной реабилитации наркозависимых в рамках работы Межсоборного присутствия, а с осени того же года я руководил Координационным центром по противодействию наркомании в структуре Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

http://patriarchia.ru/db/text/3536060.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леониду (Солдатову), епископу Алапаевскому и Ирбитскому 6 января 2019 г. 15:54 6 января 2019 года, в навечерие Рождества Христова, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Леонида (Солдатова) , клирика Каменской епархии , во епископа Алапаевского и Ирбитского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Леонида на служение. Преосвященный епископ Леонид! Днесь Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия (Ис. 11:2) почил на твоей главе, соделав тебя преемником апостольского служения и блюстителем овец словесного стада Христова. Прияв ныне огнеобразную благодать Небесного Утешителя, ты отправляешься «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Епископское служение, на которое ты был поставлен сегодня, сколь велико, столь и многотрудно. Оно велико, потому что является продолжением той славной и богозаповеданной миссии, которую совершали в мире ученики Спасителя, благовествуя , по предреченному пророком Исаией, нищим, исцеляя сокрушенных сердцем, проповедуя пленным освобождение, слепым прозрение, проповедуя лето Господне благоприятное (Лк. 4:18-19). Подобно самовидцам и слугам Воплощенного Сына Отчего ты должен просвещать ближних и дальних светом Евангелия, осолять мирсей, который, по слову апостола Иоанна, весь лежит во зле (1 Ин. 5:19), любовью Христовой, свидетельствовать людям о том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5:11). Это великое дело свидетельства мы — последователи Господа, наипаче же епископы Его Святой Церкви — призваны непрестанно совершать во все дни нашего земного странствования, об этом неустанно заботиться и об этом иметь неослабное попечение. Кому же, в первую очередь, нам следует проповедовать, кому благовествовать, кому нести свет веры? Ответ на этот вопрос нам дает Сам Христос, Сын Человеческий, Который говорит о Себе, что Он пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Объясняя эти слова Господа, святитель Тихон Задонский рассуждает: «Ради кого Христос пришел в мир? Ради грешников. С какой целью? Ради их спасения. О, как дорого Бог спасение наше поставил! Сам ради нашего спасения… в мир пришел» (Слово 9. О воплощении Сына Божия). Посему именно к тем, кто отдален от Бога своими грехами, кто еще не обрел истинной веры и блуждает во мраке неведения, служители Церкви призваны обращать свое слово, неустанно закидывая евангельский невод в житейское море, дабы улавливать человеческие души для Царства Небесного.

http://patriarchia.ru/db/text/5337698.ht...

В чудном видении Иакова заключалось не только обещание помощи Иакову, но ему открывалось и прояснялось обетование, что человек не будет брошен Богом беспомощным, на вечные страданья, что к нему не только будут снисходить разные посланники Божии, но что и ему самому откроется путь к небу через И. Христа. Об этом последнем особенно ясно говорил Бог, предвозвещая Иакову, что обетование, данное Аврааму относительно происхождения от него потомства, многочисленного как песок морской, и благословения через него всех племен земных, должно прийти через него. Здесь Иаков не только обнадеживался в безопасности своей жизни, но и утверждался в тех благодатных правах, которые он получил от отца вместо первенца. К прежнему раскрытию обетования о Спасителе здесь дано было указание на посредство, через которое должен прийти на землю обещанный Спаситель, именно на лестницу. По общему мнению христианских учителей эта лестница прообразовала Матерь Божию, соединившую небо с землею через воплощение от Нее Спасителя мира. Посему, уставом нашей Православной Церкви положено читать об этой лестнице, виденной Иаковом, в Богородичные праздники. И в некоторых песнопениях церковных Богоматерь прямо называется «лествицею, юже Иаков виде» (Ак. Б. Мат.). Ст. 16 и 17. «Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это – врата небесные». Ст. 16 и 17. На Бога не смеют чины Ангельские взирати, но Иаков видел в сновидении Бога как бы лицем к лицу, потому-то на него напал страх, когда он проснулся и представил свой чудный сон. Он видел, как пред ним земля, где он спал, была соединена с небом, так что Бог, бывший вверху лествицы, через последнюю как бы соприкасался с землею. Поэтому понятно почему Иаков место своего божественного сновидения назвал жилищем Божиим. Но здесь ему была показана лествица, ведущая к небу, поэтому он назвал и самое это святое место вратами к небу, путем ведущим к Богу. Вообще Иаков все понял, всему дал настоящий смысл и значение, и ободренный, принес Богу благодарность за его успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

водоросли, мхи), и более сложные, дающие семена, из которых вырастают такие же растения, и наконец, величественные деревья (кустарники, береза, дуб, кедр и проч.). Земля стала как весною и летом, украшенною зеленью, цветами, деревьями. Не было еще солнца, но и без него было светло и тепло. Стало еще прекраснее, нежели было во второй день. Творец порадовался и по окончании третьего дня. Ст. 14, 15, 16, 17, 18 и 19-й. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер и было утро: день четвертый». Ст. 14–19. В четвертый день по воле Божией получили некоторое устройство прочие темные массы, из которых была выделена земля. Во многих из них по слову Божию сосредоточился свет в таком множестве, что они стали ярко светящимися телами (напр., солнце и другие неподвижные звезды). Другие стали издавать свет, отражавшийся от звезд (планеты, напр. луна). Бог определил им своим светом освещать землю. В особенности это определено было одному из больших светил – солнцу, и одной из ближайших планет – луне. Их движение, и движение земли, устроено было Богом так, чтобы солнце освещало землю днем, а луна ночью. По определению Божию это движение стало совершаться с такою неизменною правильностью, что по положению солнца и луны сделалось возможным на земле считать время: дни и ночи, сутки, месяцы и годы. Все небесные миры теперь получили большее устройство, и земля стала еще прекраснее. Свет, достигавший от солнца, луны и др. светил, придал большую красоту всем предметам, и в особенности он сильнее окрасил растения, которые до этого пользовались первозданным светом, менее ярким, менее сосредоточенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Все это было бы бесконечно печально, если бы, как мы уже и сказали, в объявлении свободы совести не скрывалось некоторого несчастного недоразумения, требующего исправления. Это, так сказать, издательский корректив, требующий самого неотложного осуществления. Под свободою совести нужно разуметь только свободу вероисповедания, и в этом смысле все современные законы необходимо должно исправить, и тем не дать времени укорениться заблуждению о свободе совести. Христианское учение о совести Впервые в Евангелии слово «совесть» упоминается в рассказе о грешнице, взятой в прелюбодеянии и приведенной ко Христу, чтобы Он осудил ее на обычное побиение камнями. Он же, наклонившись, сказал: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Они же, будучи обличаемы »совестью«, стали уходить один за другим» ( Ин.8:79 ). Здесь шло дело о нравственности. И вот совесть, как судия нравственности, выступила на свое дело, и совершила его с подобающею силою. Так же и Апостол Петр сопоставляет совесть с доброю жизнью. Он сказал: «Имейте добрую совесть, дабы постыжены были порицающие ваше доброе житие... Крещение не плотское омытие, но обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.2:1621 ). Увещевая же терпеть злострадания, он говорит: «То угодно Богу, если кто совести ради Божия терпит страдания несправедливо» ( 1Пет.2:19 ). Совесть, как неустрашимый судия, самая верная защита от всякого рода несправедливых нападений. И более всего ее чистота, при которой никакое злословие и мучение не могут сделать ничего, особенно, если эта совесть очищена Духом Святым, стала освященною и даже Божией ( 1Пет.2:19 ). Кажется такою считал свою совесть Св. Апостол Павел, когда перед судом Синедриона говорил: «Я всею доброю совестью жил пред Богом» ( Деян.23:1 ). Эту непорочную совесть он старался иметь и всегда ( Деян.24:16 ), как сущность жизни во Христе. Совесть служит для христианина наилучшим руководителем по пути добродетели. Она наполняет сердце праведников такими радостями, которые выше всех радостей мира. Непорочная совесть, т.е. истинная совесть, в основе которой лежит чувство страха Божия и религии христианской, есть неоцененное сокровище. «Очищай же, христианин, свою совесть, и она сделается для тебя по слухом на небесах и свидетелем в вышних», – сказал один из недавних писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Глава 2 (о сотворении человека и первобытной райской жизни прародителей) Ст. 1 и 2. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Ст. 1 и 2-й. Итак, вот как сотворены были небо и земля, и все то, что находится на небе и на земле со всеми небесными и земными существами. Все было сотворено и устроено Богом в шесть дней, после которых все стало существовать по установленным Богом законам природы. В седьмой день Бог уже ничего не творил существенного, нового, новых видов тварей. Он только поддерживает законы, уже прежде определенные размножения и сохранения тварей, и в этом смысле Отец наш небесный, наш Промыслитель и доселе делает ( Ин.5:17 ), и всегда будет делать. Но Он с седьмого дня и доселе не творит новых видов созданий. В этом только и заключается то Его успокоение, в котором Он пребывает с седьмого дня, да еще в том, что Его любовь к творениям явилась в высшей степени. Ст. 3. «И благословил Бог день седьмой и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Ст. 3. Чтобы люди помнили, что все создал Бог в шесть дней, чтобы люди, не развлекаемые никакими делами, имели полную возможность служить Богу, Бог определил седьмому дню быть священным, так, чтобы люди весь день посвящали на служение Богу. Это освящение седьмого дня должно было внушать человеку и то еще, что он должен заниматься всем неспеша, не беспрерывно, а постепенно, давая себе отдых, и уделяя время на служение своему Покровителю и Промыслителю. И Бог сотворил мир постепенно. Он мог бы и мгновенно сотворить все. Но Он творил все свободно, никем, и ничем не понуждаемый. Не бывает остановок лишь там, где совершается что-либо вследствие принудительных и внешних причин. Ст. 4–6. «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделания земли; но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Далее, в книге Бытия рассказывается, как стали жить наши прародители, их дети, потомки, как последние развратились и были истреблены, как потом с течением времени и потомки Ноя, рассеиваясь, стали понемногу отклоняться от Бога, так что Бог решил избрать праведника Авраама для сохранения истинной веры. Об этом избрании, с которого Церковь Божия на земле стала ограничиваться сначала одним семейством, потом родом, и далее одним Еврейским народом, повествуется в 12 главе кн. Бытия. Глава 12. О призвании Богом Авраама. (Начало времен патриархальных) Ст. 1. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе». Ст. 1. Авраам был сыном Фарры, у которого, кроме Авраама было еще два сына, у одного из которых был сын Лот. Все это семейство жило вначале в городе Уре Халдейском, куда вероятно перешли еще древнейшие праотцы этого семейства, почему Ур Халдейский и был для него отечественным городом. Но жители этого города, недалеко отстоявшего от знаменитого Вавилона, были столь неблагочестивы, что даже отец избранного семейства – Фарра, был сомнительной веры ( Нав.24:2–3 ). Для благочестия Авраама было великим счастьем то, что его отец оставил Ур Халдейский и направился, может быть, чрез Вавилон, к северу, в город Харран. Здесь Авраам, может быть, и хотел остановиться, особенно после смерти отца, но чистоте его веры могли повредить и оставшиеся родные, по всей вероятности, несколько увлекавшиеся примером других, и отца. Вот почему Бог, явившись здесь Аврааму, велел продолжать путь еще не в указанную определенно землю. Это было более чем за 2 тысячи лет до Рождества Христова. Ст. 2 и 3. «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благовловение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Ст. 2 и 3. Местности, по которым должен был идти Авраам, были еще не слишком заселены. Путь ему был свободен, а воля Божия была для него свята и непререкаема, а потому он, руководимый верою, послушался, и пошел не зная, куда идет ( Евр.9:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Земля наполнилась множеством самых разнообразных существ, которые населили низменности, долины, леса и горы. Вся земля наполнилась творениями Божиими, которые зажили каждое свойственной ему животною жизнью. Недоставало только того, кто бы, кроме Самого Творца и небожителей, наслаждался и сознавал все это множество и разнообразие творений Божиих, возвещающих о величии, мудрости и силе Божией, и наслаждаясь миром, любил бы Создателя его, и разумно прославлял бы Творца. Ст. 26. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными (и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Ст. 26. Сознавать величие Божье, открывающееся в творениях, и разумно служить Богу могут только существа высшие неразумных животных, существа, одаренные богоподобною душою, чувствующею и размышляющею; поэтому произошел совет Св. Троицы о создании такого высшего земного существа, которое походило бы на Бога по власти над всеми прочими существами, наполняющими землю, которые все должны были служить человеку. Прежде все творилось по одному слову Божию, рече – и быша, а сотворению человека предшествовало совещание трех лиц Св. Троицы. Это потому, что человек был завершением всех земных созданий, потому что все на земле различным образом было предназначено для человека, чтобы чрез беспрепятственное совершение всего возможно доброго, он возвел свой образ Божий, свое сходство с Богом до самой высшей степени уподобления Богу. Ст. 27–28. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Ст. 27–28. После совета Бог создал мужа и жену, наделенных разными силами и способностями души, несколько отображающими силы Божественного Духа, так что человек мог познавать Бога, любить и действовать по отношению к Нему так, как угодно было его свободной воле, как обязывало его действовать его светлое сознание и чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И изо дня в день нашу страну, наши города и веси сотрясают известия о губительных деяниях падшего человека. Но если мы откроем Евангелие и прочитаем главу, где ученики спросили своего Божественного Учителя: " Какой признак пришествия Твоего и кончины века? " (Мф. 24, 3), то услышали ответ: " О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой " , но здесь же Господь указал и признаки кончины века: " И восстанет народ на народ и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения... " (Мф. 24,7), " Предаст же брат брата на смерть и отец детей... " (Мр. 13, 12), " И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " (Мф. 24, 12). И тогда знайте, что " близко, при дверях " (Мф. 24, 33). Тогда приблизится и наступит час, когда каждому из нас предстоит дать ответ о делах всей своей жизни. И вот сегодня мы только и слышим о варварских злодеяниях, от которых сотрясается земля под ногами. Но и это нас не останавливает, мы не повергаемся пред Богом в покаянной молитве, не укрощаем своих животных страстей, которые уже подобны шальным коням, вырвавшимся из узды и несущимся в адскую бездну. То, что ныне происходит, лишь на мгновенье заставляет нас задуматься. Даже если это касается наших близких. Даже если мы плачем о них и сожалеем, мы равно отворачиваем свое лицо от Создателя. И что мы делаем для того, чтобы установился мир и покой, и установился, прежде всего, в нашей душе? Что мы делаем для стяжания в своей душе Духа Божия, Духа любви и незлобия? Чтобы, стяжав Его, поделится Им с нашими близкими? Но нет этого. В душе нашей буря, тревога, смущение и те же лживые устремления и пустые надежды, уводящие нас из Отеческого дома на страну далече. Недавно я перечитывал письма священномученика Иоанна Стеблина-Каменского, пострадавшего в 1930 году. Будучи в заключении на Соловках, он писал своим духовным чадам: " Горе тому человеку, который считает, что судьба его зависит от злой воли или мимолетных ошибок другого человека. Ибо " ...все пути от Господа исправляются " " . В этом письме, приводя слова Псалмопевца Давида, отец Иоанн напоминает нам о том, что наше упование должно быть основано на вере в Бога и Его благой промысел о каждом из нас. И, имея в душе это упование, мы не совершим в нашей жизни оплошности, не сделаем опрометчивого шага, и не сможем даже помыслить о том, чтобы причинить другому человеку боль, страдание и, тем более, не дерзнем оборвать его жизнь.

http://ruskline.ru/analitika/2004/09/17/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010