Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 IV ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru IV Государственная дума (ноябрь 1912 - октябрь 1917) Выборы в Думу состоялись в сентябре — октябре 1912 г. Среди 442 избранных депутатов относительное большинство осталось за октябристами (98 мест), хотя состав Государственной думы был несколько левее предыдущего. Перед выборами в правой печати раздавались призывы к увеличению представителей от духовенства среди депутатов, к созданию «фиолетовой» Думы. Обер-прокурор Синода В.К. Саблер предложил епископу Евлогию (Георгиевскому) организовать отдельную фракцию от духовенства, но владыка отказался и не принимал участия в выборах. В результате членами Думы стали 48 православных священнослужителей, включая Кременецкого епископа Никона (Бессонова) (впоследствие снял с себя сан и монашество) и Елисаветградского епископа Анатолия (Каменского) . В числе депутатов были сщмч. протоиерей Алексий Будрин и сщмч. В.П. Шеин (впосл. архимандрит Сергий). Подавляющее большинство депутатов от духовенства вошли в правую фракцию и фракцию националистов. Вновь была создана мусульманская группа, которую составили 6 депутатов. Открытие IV Государственной думы состоялось 15 ноября 1912 г. Председателем был избран М.В. Родзянко , с программной речью выступил В.Н. Коковцов . Он, в частности, призвал депутатов направить усилия к «неуклонной охране издревле положенных в основу русской государственной жизни… единства и нераздельности империи, первенства в ней русской народности и веры православной». Вновь были образованы комиссии по вероисповедным вопросам (председатель — националист З.М. Благонравов) и по делам православной Церкви (председатель — Львов ). В начале работы Дума вынесла постановление о том, что займется рассмотрением законопроектов, не принятых во время предыдущего созыва, в частности по религиозной тематике: «Об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений, политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от Православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц», «О разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий», «О римско-католических монастырях» и др. Но уже 7 декабря Министерство внутренних дел изъяло эти законопроекты на доработку.

http://drevo-info.ru/articles/4198.html

Центральный купол храма, большой и массивный, находится в окружении четырёх малых глав, которые имеют традиционную луковичную форму куполов и покоятся на глухих барабанах. По свидетельствам историков, прежде купола Покровского собора были золочёными. Ныне они - голубые со звёздами, что считается отличительным признаком православных храмов, посвящённых Богородице. Звёзды на куполах символизируют Вифлеемскую звезду, которая сияет на чистых и непорочных небесах. Форма же покровских куполов - луковичная, она тоже связана с сиянием. Считается, что это свет свечи Господа, который Он дарит миру. Как известно, кресты, что венчали соборные купола этого храма, в пору его строительства золотили монастырские сёстры. Сами кресты были изготовлены на известном заводе Лаврова в Мириенбурге. Когда большевики закрывали православные храмы, первым делом они стремились сорвать с них кресты. Между тем обычай увенчивать крестами православные храмы берёт своё начало с IV века. Это символ христианской веры, всегда устремлённый к небесам. Подобно ориентированию здания храма по сторонам света существуют и особые правила установки надкупольных крестов. Поскольку алтарь, как правило, находится в восточной части здания, то и крест храма устанавливается так, чтобы, если встать к нему лицом, за крестом оказался тоже восток, слева - север, справа - юг и позади - запад. Новые колокола обновлённому Покровскому собору в наши дни были преподнесены в дар руководителем Федерального агенства по недропользованию Анатолием Ледовских. Перед установкой они были по традиции окроплены святой водой, после чего был произведён первый, символичный удар - чтоб звенели! Есть особая символика в том, что нынешние 9 каменско-уральских " звонов " отлиты по форме тех знаменитых колоколов, что когда-то изготавливали на гатчинском заводе " Товарищества А. С. Лаврова " , впоследствии - завода Рошаля в Мариенбурге. Также стоит обратить внимание на арки - важный элемент и композиции, и оформления здания Покровского собора, формирующие основной архитектурный мотив храма.

http://sobory.ru/article/?object=00131

л. 64. Сказание известно о Каменском монастыре и первоначалниках Каменскаго монастыря от приснопамятнаго старца Паисеи Ярославова (игумена Т. Сергиева монастыря 1479–1482 г.). Той собра от многих книг после пожара Каменскаго монастыря. Издано в Прав. Собес. 1861 г., но в Дополнении, вместо последнего известия 1650 г., здесь написано след: В лето 7079 мор был во всем вологоцком уезде от мес. июня до мес. октября, а первая запись о построении Успенской церкви в 1543 г., внесенная и в Ист. росс. иерарх. т. 4 стр. 335, здесь вернее и замечательнее, именно: Лета 7051 мес. августа 1 на происхожение чеснаго Креста Господня заложена бысть церковь у Спаса на Каменном Успения преч. Богородицы с трапезою каменная, при державе В. Князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при митр. Макарии, и при архиеп. Алексеи вологоцком, и при игумене Пимине каменском, а мастер заложил церковь Пахомей Горяинов сын Григорьев Царева ростовец. А совершена бысть церковь в лето 7057 (1549) на Успение ея при В. Князе Иване Васильевиче всея Русии, и при митр. Макарии, и архиеп. Киприане вологодцком, и при игумене Илинархе каменском, а совершил церковь мастер Григорей Борисов сын ростовец. Последний мастер церковный, каменной здатель, в 1526 г. выстроил еще каменную Благовещенскую церковь в ростовском Борисоглебском монастыре. См. 782 л. 149. л. 76. Чин како подобает ведати, и како достоит иноку правило имети в келии своей на всяк день. В заключ. молитве упоминаются Анатолий и Феодосий киево-печерские. л. 81. Служба, окт. 27, св. князю Андрею смоленскому с двумя канонами. На первом белом листе: 131 (1626) марта в 6 день Ионы Бобохина. 659. (1402.) Сборник богослужебный, полууст., XVII века, в четверть, 274 листа, заставки киноварные. л. 1. Оглавление. л. 2. Мес. июля в 8 день, повесть о явлении чюдоткорныя иконы пресвятыя Владычица нашия Богородица и Приснодевы Марии в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом казанским и астраханским в лето 7102 (1594). Нач. Аще убо и предивно чюдо содеясч в роде нашем милостивньм посетом Творца благому сему Господа нашего Ис. Христа. Чудес 17.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Н. Мясникову.   Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)//Вопросы истории. 1996. 11–12. С. 107–114; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). СПб., 2002; он же. Церковь в империи. СПб., 2007; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства Вятской епархии в середине Х1Х – начале ХХ в.//Вопросы истории. 2007. 11. С. 146–150; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. См., например: Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт в конце XIX – начале ХХ в.//Отечественная история. 2001. 3. С. 170–178; Мангилева А. В. Повседневная жизнь сельского прихода//Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 29–43. Село Воздвиженье ныне находится в Сокольском районе Вологодской области, в 10 км к северо-востоку от Кадникова и 52 км от Вологды (Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. 15–17; Вып. 2. С. 71. 15–17. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192. Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 41. Такая фамилия встречается и у некоторых высших церковных иерархов, например архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского; 1847–1910 гг.), архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского; 1863–1925 гг.). Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1063, оп. 104, 3, л. 59. Метрические книги Крестовоздвиженской церкви за 1840–1841 гг. не сохранились. 1840-й как год рождения Евгения–Екзакустодина приводится в литературе (Вологодские епархиальные ведомости. 1909. Прибавления к 21. С. 526–528; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 210–214). Однако отмеченный во всех монастырских ведомостях 1869–1884 гг. возраст указывает на 1836-й как год его появления на свет (ГА ВО, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АНАТОЛИЙ (КАМЕНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Анатолий (Каменский), епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) ( 1863 - 1925 ), архиепископ б. Иркутский В миру Каменский Алексей Васильевич, родился 3 октября 1863 года в Самарской губернии в семье диакона Василия Каменского . В 1886 году окончил Самарскую духовную семинарию и определен надзирателем той же семинарии. Женился. 6 августа 1888 года рукоположен во священника церкви села Хилкова Самарского уезда. 6 июня 1889 года овдовел. В 1891 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию , которую окончил со степенью кандидата богословия в 1895 году. Иером. Анатолий (Каменский) в годы служения в США В этом же году 26 августа пострижен в монашество епископом Никандром (Молчановым) и назначен настоятелем Михаило-Архангельского собора города Ситки , Аляска, смотрителем миссионерской школы и благочинным церквей Ситкинского округа. Окончил три курса исторического факультета университета штата Миннесота. В 1897 году возведен в сан архимандрита . В 1898 году причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско . 16 марта 1899 года назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школой , с 28 июня того же года был также смотрителем приюта при ней. По возвращении в Россию, с 6 июня 1903 года - ректор Одесской духовной семинарии . В Одессе входил в руководящие органы всех монархических организаций. С 1906 - член Совета Одесского Союза Русского Народа (СРН) и Одесского отдела Русского собрания. 10 декабря 1906 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского , викария Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком Соборе Александро-Невской Лавры . Хиротонию совершали: Антоний (Вадковский) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; митрополиты: Московский Владимир (Богоявленский) , Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи. 13 декабря 1906 года ему было поручено управление на правах настоятеля Одесским Успенским монастырем .

http://drevo-info.ru/articles/16073.html

Закончилась Отечественная война 1812 г., затянулись нанесённые ей раны, выросло новое поколение. Назрела необходимость дальнейшего расширения Никольской церкви. В 1875 г. на колокольне был установлен самый большой в округе пятитонный колокол. В 1876 г. церковь была обнесена каменной оградой с железной решёткой, в ряду которой была построена каменная часовня. 9 мая 1892 г. был заложен, а 25 июня (ст.ст.) 1893 г. епископом Калужским и Боровским Анатолием освящен придел Рождества Христова. В 1914 г. началась Первая мировая война; в 1917 году произошла революция, прервавшая царствование династии Романовых; потом — гражданская война. Царь Николай II и Царская Семья приняли мученическую смерть. Опять разделился народ, восстал брат на брата, сын на отца. Потоки страданий и крови захлестнули Россию. Священству и мирянам уготовано было понести Крест мученичества. Начались гонения на Церковь. 1 декабря 1927 г., о. Евстафия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Осиротел приход, лишившись своего духовного отца. С 1938 г. крестить детей ездили в ближайшую церковь в селе Иклинское. В Каменском церковь действовала лишь частично: отпевать умерших и служить панихиды приезжал из Иклинского иеромонах Амвросий (Иванов), воспитанник Оптинских старцев. 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. На этот раз Каменское пострадало сильнее, чем в 1812 г.: из 360 домов уцелели только 7. На удивление, Никольская церковь выстояла; в ней еще оставалось много икон, подсвечников, висели паникадила. Церковь стали использовать в различных хозяйственных нуждах: хранили зерно, разливали молоко. Приход вновь был образован в апреле 1999 г. В пятницу Светлой седмицы 16 апреля 1999 г. был совершён первый молебен с водоосвящением, и начались регулярные богослужения, которые проходили рядом с храмом под открытым небом. Одновременно с этим, всё лето велись интенсивные восстановительные работы. И уже в воскресенье 12 сентября 1999 г., после 60-летнего перерыва, в церкви была отслужена Божественная литургия. 14 июля 2001 г. архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три КаменскихАнатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского-1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского-2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА». В 1916 году Алексей Липецкий вернулся из Петрограда в родной Липецк, где и пережил революционное лихолетье, сравнив его с эпидемией тифа, охватившей всю Россию: «Кошмарами изнеможденная,//По грудь стоящая в гробу,//Как гнев Господень, осужденная,//Ты вынесешь ли хворобу?» В 1920 году в Липецке тиражом сто экземпляров вышел его поэтический сборник «Тишина. Стихи. 1908–1920», но стихи последующих двух десятилетий остаются неопубликованными. Как в ранних, так и в поздних его стихах религиозные мотивы неотделимы от крестьянских, а «Молитва» («Боже, спаси мою родину милую») – одна из первых молитв о России, созданных в 1917–1920-х годах. У чудотворной иконы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

5. ВОСТОКОВ Николай Иванович, священнослужитель, 1890-(?). Родился в с. Блиновка Каменского у. Пензенской губ. В 1942-03.1945 служил в Казанской церкви с. Ославье Волосовского р-на. Арестован 27.03.1945. Приговорен 12.05.1945 к 10 годам тюрьмы с поражением в правах на 5 лет. Освобожден в 1955-1956. Был регентом в Александро-Невской церкви пос. Волосово Лен обл. Архив СПб епархии, личное дело. 6. ГОЛУБЕВ Анатолий Иванович, священник (1892-?). Родился в с. Анненское Мгинского р-на ЛО. Служил в Казанском соборе г. Луга. ДС. 7. ГОРЕМЫКИН Дмитрий Иванович, иерей (1897-?). Родился в с. Воскресенское Белозерского у. Новгородской губ. В 1923 арестован за дезертирство из Красной армии ВМН заменена на 10 и был приговорен 12.05.1945 к 10 годам ТИЛ. Освобожден в 1955. ЦГА СПб. Ф.9324. Оп.1. Д.27. Л.35. 8. ЗАБЛОЦКИЙ Николай Фомич, протоиерей (1867-?). Родился в г. Лепель Витебской губ. Закончил Казанскую ДА. 1919 арестован в Витебской губ за вооруженное восстание против сов. власти и приговорен на 15 тюрьмы. В 1942-1944 служил в Казанском соборе Луги. Вывез церковные ценности во Псков. Арестован по обвинению в предательстве и доносительстве при немцах. Приговорен 26.06.1944 к 20 годам каторжных работ с поражением прав сроком на 5 лет. 9. КУШНИКОВ Анатолий Александрович, протоиерей (1879-?). Родился в Лен обл. Устюженского р-на, с. в семье служителя культа, окончил СПб ДС в 1905, Р, Служил и жил в Парголово, в церковном дом на Успенском кладбище. Арестован 25.12.1934 и содержался в ДПЗ. Приговором Спец Коллегии при ЛО суде от 17.05.1935 приговорен к лишению свободы на 5 лет.4 августа 1935 приговор отменен и передан на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении приговор оставлен в силе. ФСБ СПб П-80110. Справка УФСБ СПб ЛО N 10/1804 от 15.08.1995. Псковский синодик, 2005, с.665. 10. ЛЕГКИЙ Иаков Савич, протоиерей (1.04.1906-15.05.1982). Родился в г. Двинске в семье священника. Окончил Двинскую школу, гимназию и Рижскую ДС. В 1918 рукоположен во диакона, а в 1932 - во священника к Коровской церкви Абренского у. Арестован НКВД 23.06.1941 в Риге, перевезен в тюрьму г. Острова. В 07.1941, оказавшись на свободе. С уходом советской армии, переехал в Псков, где совершил первое богослужение. В дальнейшем вернулся в Латвию, где в 1944, опасаясь ареста, перешел на нелегальное положение. Работал завхозом лесозавода в Салацгриве, арестован в 06.1949. Приговорен 19.11.1949 к 10 годам лагерей. Освобожден в 1954, поселился в Резекне. Позднее служил священником в Малте, скончался в Резекне.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Объяснение Кирилла погасило конфликт. Впоследствии ситуация в Тамбовской епархии оставалась спокойной. Этот властный и в тоже время популярный в среде духовенства иерарх прочно держал в своих руках нити управления епархией. Таким образом, даже в случае неосторожного высказывания архиерея по поводу произошедшего переворота он мог удержаться у власти благодаря авторитету среди духовенства и мирян. В начале марта В. Н. Львов получил телеграмму о выступлении против нового строя Томского епископа Анатолия (Каменского). От архиерея потребовали объяснений. Епископ отвечал телеграммой: «Почитаю долгом совести засвидетельствовать, что агитации против нового строя я и духовенство не ведут, обвинение – или клевета, или недоразумение» 141 . В более пространном объяснении, присланном затем в Синод, Анатолий заверял, что когда в Томске узнали «о перевороте и началось смятение умов, я не делал никаких выступлений, ни частных, ни публичных, и стеснялся даже делать какие-либо распоряжения по своему ведомству». Даже когда к нему обратились за указанием, кого поминать за службой «вместо лиц царского дома... советовал пока ограничиться упоминанием одного вел. кн. Николая Николаевича, как главнокомандующего, и ждал более точных распоряжений Синода» 142 . Епископ Анатолий отмечает, что такое производство поминовения было встречено всюду сочувственно. «Правда, за литургией в кафедральном соборе... мною был помянут наследник цесаревич и его родители, затем вел. кн. Михаил Александрович и Николой Николаевич в тех видах, что по телеграфным известиям по отречению государя престолонаследие должно было отойти квел. кн. Михаилу Александровичу с оставлением наследником цесаревича Алексея». По мнению епископа, «это единственный факт, который мог кому-нибудь не понравиться, но и он не бьш агитацией и не встретил каких-либо протестов». Архиерей также сообщал, что после того, как была получена телеграмма от первоприсутствующего члена Синода митрополита Владимира, формула поминовения тотчас же была сообщена духовенству епархии, и в своем обращении к Томской пастве, выпущенном в виде листовки, не высказывая ничего агитационного против Временного правительства. А созванное им собрание священнослужителей «приветствовало телеграммой Вас и через вас Временное правительство» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвёртая часть – это письма и телеграммы святителя Тихона к Флавиану (Городецкому), Евлогию (Георгиевскому), Анатолию (Каменскому), Аркадию (Чанку), Константину Победоносцеву , Владимиру Саблеру, Петру Остроумо­ ву, Сергею Керскому, Петру Булгакову, Венедикту Туркевичу, Леониду Туркевичу, Петру Коханику, Артуру Касснни, Роману Розену, Чарльзу Лэтропу и др. Заключает сборник библиография с одним приложением к ней. Источники Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ ИДД МИД РФ) Ф. 170, оп. 512/1, год 1894, д. 559: Алеутская епархия. Российский государственный исторический архив (ФГУ РГИА) Ф. 796, оп. 173, год 1892, д. 2762: По рапорту Преосвященного Алеутского о положении епархии и о тех мерах, какие оказываются необходимыми для улучшения её состава. Ф. 796, оп. 174, год 1893, д. 3093: По представлению Пр го Алеутского об устройстве православной церкви в гор. Нью-Йорке. Ф. 796, оп. 178, год 1897, д. 3625: По представлению Преосвященного Алеутского с ходатайством об утверждении проекта Устава для школ и приютов в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 179, год 1898, д. 3999: По представленному Преосвященным Алеутским прошению священника Бричпортской церкви Мих. Баллога об увольнении его от службы в Алеутской епархии. Ф. 796, оп. 180, год 1899, д. 2990: О вредной деятельности по отношению к бывш. греко-униатам свящ. Иоанна Жиповского. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3078: По рапорту Пр го Алеутского, с проектом устава Православного Американского Миссионерского Общества. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3094: О выдаче прогонов и заграничного паспорта назначенному на место священника в Харсгорн. штата Индиана, иеромонаху Яблочинского монастыря Пимену. Ф. 796, оп. 181, год 1900, д. 3111: О выдаче прогонных денег уволенному от службы из Алеутской епархии псаломщику Георгию Крассову.       Φ. 796, оп. 181, год 1900, д. 3157: По ходатайству Патриарха Антиохийского о назначении ежегодной субсидии вновь открытой семинарии и о разрешении находящемуся на службе в Алеутской епархии Архимандриту Рафаилу возвратиться в Дамаск, для нужд Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010