«Мед обрет, яждь умеренно» – предостерегает осторожный автор Притч (Притч. 25:16). Да, правда – тайна смерти притягательна своей неотвратимостью. «Я отведал (…) немного меду; и вот, я должен умереть» (1 Цар. 14:43) – говорит в скорби Ионафан своему отцу Саулу, повторяя пророческое «се» – nyn – «посмотри!». И призрел Господь на скорбь Ионафана. Как похожи вдруг становятся Ионафан и Адам! Вкушая, вкусих мало меда Адам – и умер, но Христос последовал за Ним. «Адам, где ты (Быт.3:9)? Умирая, Я следую за тобой!» – говорит в проповеди святитель Григорий Великий. Христос исполнил Закон – исполнил пророчество Иеремии о Новом Завете, о Законе Новом (Иер.31:31). Горькие оцет и желчь вкусил Он. Как Самсон, простер Он руки в обе стороны – «Господи, вспомни меня!» (Суд.16:28), – отверженный от народа Своего, ибо пришел Он к Своим, и свои Его не приняли (Ин.1:11). Он «стал за нас грехом» (Рим. 8:3) – Муж Крепкий, в котором не было греха – и умер в отдалении от Бога, и «из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Он, отверженный, умирал за всех отверженных, за чуждых закона (1 Кор.9:21), за дальних – «умри, душа моя, с филистимлянами!» (Суд.16:30) И был Дух Господень на Нем, тысячекратно более чем на Сампсоне, ибо более Сампсона здесь, и воздвигнут Он из мертвых. И те, бывшие далеко, стали близки Его кровию (Еф.2:13). Он разделил смертную скорбь Ионафанову, Он стал вместо него, Он заступил на его место – и стал победителем в смерти Своей. И не оставлен Он в смерти, не дано Ему увидеть истление (Пс.15:10). «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь!» (1 Цар. 14:45). И воздвигнуты с Ним «соборы человек всесильною державою». Возьмите верхи врат – и войдет Царь славы – Господь, крепок и силен! (Пс.23:8) Из смерти изъята горечь ее навек. Он стоит посреде учеников Своих, Он, поправший и умертвивший льва-человекоубийцу и «стерший главы змиев в воде». Он, вкушая мед от сот (Лк.24:42-43) уверяет их в Своем истинном Воскресении от мертвых.

http://pravmir.ru/radonitsa-myod-sampson...

Новозаветные книги писались для всей Церкви. Встречается, что одно послание направлено нескольким Церквам, например послания апостола Петра. Но даже если послание писалось одной общине, то известно, как апостол Павел повелевал обмениваться ими, чтобы через них могла поучаться вся Церковь . «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» ( Кол. 4:16 ). Не говорим о Евангелии, которое по заповеди Спасителя должно быть благовествуемо по всей земле. Из этого священномученик Иларион делает вывод о собирании разными Церквами священных писаний. Апостол Петр пишет: «… долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат, наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях…» ( 2Пет. 3:15–16 ). Из этих слов выводится основной принцип обмена посланиями между Церквами. Это послание апостол Петр писал христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет. 1:1 ; 2Пет. 3:1 ). Не всем перечисленным областям апостол Павел направлял свои послания. Следует также отметить то, как называются послания апостола Павла. Наравне со священными ветхозаветными книгами они именуются «писаниями». Слово «писание» на древнегреческом Grafh – это термин, которым обозначается в Новом Завете Священное Писание Ветхого Завета (см., например: Лк. 24:27: 32 ). Для нас очень важно, что этим же словом апостол Петр именует послания апостола Павла. Несмотря на большую значимость и авторитетность у всех христиан посланий апостола Павла, думается, что и к другим апостольским посланиям относились с таким же почтением и благоговением. Правда, из-за дальних расстояний не до всех Церквей апостольские письмена доходили сразу. Поэтому в одной области мог собраться их полный свод, а в другой – нет. Значение Ефесской Церкви в истории формирования новозаветного канона Священномученик Иларион путем логики и исследования Священного Писания пытается выявить церковную общину, в которой существовали наиболее благоприятные условия для сбора и сохранения максимального количества новозаветных писаний, составивших в дальнейшем канонический корпус священных книг Нового Завета. В этом вопросе священномученик Иларион соглашается с протоиереем Александром Горским, который таким местом считает Ефесскую Церковь 4 , где жили и трудились ученик апостола Павла Тимофей и любимый ученик Господа евангелист Иоанн Богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Вторя первоверховному посланнику Христову, призываю тебя быть внимательным к собственной жизни, к своим поступкам и словам. Мы как служители алтаря Господня должны являть образец благочестия, пример следования за Христом и неотступного исполнения Его заповедей. Помни о том, что епископ — это тот, на кого обращены взоры многих, и ближних, и дальних. Зачастую по твоим делам люди будут судить о Православии и о Церкви, иногда даже по внешнему виду твоему, по манере поведения, по тому, как ты будешь общаться с людьми. И в этом смысле не только дела твои, но и слова будут иметь значение для многих. И в немалой степени от всего этого может зависеть, придет ли тот или иной человек к вере, останется ли в церковной ограде, будет ли тот или иной клирик ревностно трудиться на месте своего служения. Внимая себе, внимай и всему словесному стаду, блюсти которое тебя днесь поставил Дух Святой. 39-е Апостольское правило гласит: Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их. Теперь ты несешь бремя забот об уловлении душ человеческих для Царствия Небесного, о возрастании пасомых в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа , как учит нас апостол Петр (2 Пет. 3:18). Пусть постоянным напоминанием об этом будет для тебя видимый знак епископского служения —омофор, знаменующий заблудшую овцу, которую нашел добрый пастырь и возложил на свои рамена, дабы сопричесть к остальному стаду. Уподобься Великому и Совершенному Пастырю и Пастыреначальнику Христу, знающему и любящему Своих словесных овец и имеющему попечение о спасении каждой из них. Взирая на эту часть архиерейского облачения, на омофор, который будет возлагаться торжественно посреди храма на твои плечи, помни об этом символе, символе несения на своих собственных плечах паствы, которая вверена тебе на пути к спасению. Более же всего подражай жертвенной любви Господа, подъявшего ради нас на свои рамена также крест и претерпевшего смерть. Именно этот образ является самым сильным, ибо тому, что совершил Господь, мы призваны стремиться подражать в своей жизни, помня слова Евангелия: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). И какое бы мы ни занимали иерархическое положение, мы должны всегда твердо помнить, что поставлены на служение другим, и призваны, по слову апостола Петра, пасти Божие стадо, какое у нас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4803757.ht...

Обычно, когда в Евангелии говорится о вопросах, которые имели своей целью «искушать Христа», в первую очередь имеются в виду те, которыми недоброжелатели пытались поставить Спасителя в затруднительное положение. Например - как поступать с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8, 1-11), или можно ли платить подать кесарю (Мф. 22, 15-22)? Но в данном эпизоде не сразу становится понятным, в чем именно состояло «искушение», поскольку вопрос не выглядит коварным и не содержит в себе двусмысленности или подвоха. Скорее всего, в данном контексте «искушать» - значит испытать глубину знаний Христа в области ветхозаветного законодательства. Так было и с другим законником, который тоже искушал Христа без дурного умысла, за что и получил от Него обнадеживающий ответ: «недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34). Законник начинает, как и многие вопрошавшие Христа, такими словами: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25). Господь в таких случаях всегда отсылал к букве Закона: «В Законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10, 26). Законник в ответ не стал перечислять многочисленные предписания, а сразу обратился к сути ветхозаветного Закона, который изложен в книгах Левит и Второзаконие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Значит, законник, как, наверное, и многие в Израиле, понимал, что это - самое важное. А те, кто понимали, что заповедь о любви самая главная, но не любили ни Бога, ни ближнего, устремляли все свои усилия на соблюдения внешних и далеко не первостепенных предписаний Закона. Законник оказался в довольно стесненном положении. Получилось, он знает, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, и - непонятно зачем - спрашивает. Чтобы с честью выйти из неприятной для себя ситуации или, как говорит евангелист «желая оправдать себя», законник задает следующий вопрос: «А кто мой ближний?». Проблем с ответом на такой вопрос обычно не возникает. Человеческое сознание всегда было склонно делить людей на своих и чужих, на друзей и врагов, близких и дальних. Близость людей древнего мира определялась единством крови и единством веры. Иисус Христос на это отвечает притчей о милосердном самарянине.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

Иер.25:25 .  всех царей Зимврии, и всех царей Елама, и всех царей Мидии, «Зимврии» – это, вероятно, потомки Зимрана, сына Авраамова от Хеттуры ( Быт 25.2 ). – «Елам» – ср. Ис 21.2 . Страна за Тигром, по нижнему его течению. «Мидия» – страна, лежащая по верхнему течению той же реки и также на восточной ее стороне с главными городами: Экбатана и Раги. Иер.25:26 .  и всех царей севера, близких друг к другу и дальних, и все царства земные, которые на лице земли, а царь Сесаха выпьет по­сле них. Царь Сесаха – это, очевидно, царь Вавилона. Очень вероятно предположение, что имя Сесах – переделка имени Babel (Вавилон). У древних писателей иногда употреблялась особая азбука, так называемая атбаш. Тут первую букву алфавита заменяли последнею; вторую – предпоследнею и т. д. Таким образом вместо слова Babel могло получиться у пророка выражение Сесах. Полагают, что так прикровенно обозначил пророк Вавилон в виду того, что идущее здесь пророчество о гибели Вавилона могло бы ободряющим образом подействовать на иудеев, которым не хотелось подчиниться вавилонянам. Другие же говорят, что пророк делал это из нежелания раздражить вавилонского царя, который тогда уже был почти действительным владыкою всей Палестины. Иер.25:30–38 . Возмездие от Бога получат все народы, без изъятия. И возмездие это будет полное. Убитые будут лежать не погребенными на земле от одного ее конца до другого. Вся земля станет пустынею. Таким образом, суд над отдельными народами расширяется на степень суда всеобщего, окончательного, которого он представляет только отдельный акт. Иер.25:30 .  Посему про­реки на них все слова сии и скажи им: Го­с­по­дь воз­гремит с высоты и из жилища святыни Своей подаст глас Свой; страшно воз­гремит на селе­ние Свое; как топчущие в точиле, воскликнет на всех живущих на земле. Под высотою здесь лучше разуметь высоту небесную, а не высоту Мориа, которую имеет в виду, напр., пророк Амос ( Ам 1.2 ) или Иоиль ( Иоиль 3.16 ). Здесь гнев Божий простирается и на Иерусалим, след., и на высоту Мориа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4). Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем. Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни. В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».

http://pravoslavie.ru/75365.html

Сведения о духовенстве и мирянах, «недовольных» действиями Церкви, в частности ее международными контактами и диалогами, не могут не огорчать – как огорчают нас любые уклонения от единодушия, истины и здравого смысла, то есть, болезни каких-либо членов церковного организма. После встречи в Гаване некоторые из них заявили о своем отпадении от Церкви, от общения с нею: в их числе оказался кое-кто из архиереев, что особенно огорчительно. Казалось бы, православный архиерей, самоотверженный и уважаемый, получивший благодать апостольского преемства, не будет подвержен таким недугам. Естественно было бы ожидать, что про возникшие у него недоразумения и сомнения он не станет базарить, словно уличный скандалист, но обсудит их с Патриархом и собратьями. Можно было бы надеяться, что ему ведомы слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово»... Но что поделаешь! – такова специфика болезни. Благодаря «санитару леса» в лице Папы Франциска, больные члены больше не угрожают распространением заразы внутри церковного тела. Папу за это надо поблагодарить, а больным – посочувствовать. Впрочем, есть разница между фактическим и метафорическим санитаром леса. Если первый – волк – без дальних слов оставляет от больных лишь рожки да ножки, то второй – папа – действует в гораздо более щадящем режиме. Он всего лишь укусил наших больных собратьев, так, что им предоставляется свободный выбор: выздороветь, с покаянием вернувшись в Церковь, – или... Каковы же возбудители тех болезней, от распространения которых избавил нас Папа Франциск? Для животного мира, как мы знаем, характерно бешенство; этимология слова достаточно красноречива... Но можно пойти и несколько дальше, указав по крайней мере два различных штамма конкретных заболеваний. Прежде всего налицо мать всех пороков: несмь якоже прочие человецы. И в самом деле: для православных имеется церковный документ, «Основные принципы отношения к инославию», принятые единогласно русскими архиереями полтора десятка лет назад; а мне что же, вслед за ними, что ли, тянуться? Нет, позвольте!! У меня свои планы, взгляды, понятия; я не лыком шит, сам себе хозяин, сам себе церковь... Отсюда хорошо известная нам болезнь гетмана Мазепы. Или другого персонажа евангельских времен.

http://pravoslavie.ru/92405.html

Но это было только начало. Несмотря на то, что Христос неоднократно свидетельствовал, что Его мессианское служение – это служение жертвенное, ведущее на крест, ради спасения мира, апостолы по-прежнему надеялись не на Небесное Царство, а на земное. Даже пережив уникальную по напряженности событий Страстную Седмицу, предательство в своей среде, распятие и Воскресение Спасителя, они по-прежнему вопрошали Господа Иисуса: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). Лишь просвещение благодатью Святого Духа окончательно наставило апостолов на путь Истины. Но для сошествия Святого Духа требовалось восполнить число двенадцати, разорванное предательством. Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание Матфия Самим Господом. Впоследствии круг двенадцати также был восполнен апостолом Павлом, избранным Богом: от «утробы матери» (см. Гал. 1, 15). Просвещенные благодатью Святого Духа, апостолы выходят на самостоятельное служение, главными составляющими которого становятся молитва, в том числе и евхаристическая, и проповедь Христа Распятого и Воскресшего. Некогда опасавшиеся иудеев и прятавшиеся за закрытыми дверями, они теперь бесстрашно свидетельствуют о Христе перед лицом первосвященников и фарисеев. Они покидают родную страну, чтобы нести свет Христов язычникам, не страшась ни трудностей, ни дальних расстояний, ни нечистых духов, ни злобы языческого мира. С распространением Церкви служение апостолов раскрывается, как служение пастырское. Именно они ставят по городам и весям первых епископов и пресвитеров. И это очень важно – вплоть до наших дней Церковь ценит апостольское преемство даже в тех конфессиях, где не сохранилась полнота истины Православия. Вслед за Спасителем апостолы прошли путем страданий, предсказанному Им: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). И все они свидетельствовали о Христе вплоть до своей смерти. Их проповедь, служение и мученичество дали обильные всходы во всем мире.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010