Сергия. Фото 1947 г. После трехлетнего трудового фронта в Малееве отца Сергия просили служить в Касимове, но в Касимов не назначали. Наконец архиерей, который, видимо, хорошо знал отца Сергия, сумел договориться с начальством и позвал отца Сергия служить в Вознесенской церкви города Спасска недалеко от Рязани. Это было летом 1947 года. Отец Сергий приехал и начал там служить. Его встретили удивительно хорошо, тепло. Именно здесь за несколько лет до своей кончины отец Сергий некоторое время смог служить со своим сыном Анатолием, который был вместе с ним на Соловках, в Медвежьегорске, на Беломоро-Балтийском канале. Анатолию было разрешено рукоположиться в сан диакона. На летнюю Казанскую в 1947 году он стал диаконом и начал служить вместе с отцом в Вознесенской церкви города Спасска. Их совместное служение было замечательным, и так было им вдвоем хорошо! Но вскоре, как это было и на Соловках, когда узнали, что опять вместе «братья Правдолюбовы», было решено их непременно разлучить. Решили отца Сергия отправить в один из самых дальних приходов тогдашней Рязанской епархии – город Лебедянь (сейчас он относится к Липецкой епархии). «Какую духовную академию он закончил?» Архиерей указал пальцем на отца – сщисп. Сергия – и сказал: «Вот его академия. Он ее закончил на Соловках» В декабре этого же года, на день святой великомученицы Екатерины, в городе Рязани состоялось рукоположение диакона Анатолия, сына священноисповедника Сергия, в сан священника. Как только его рукоположили во священника, по настоянию архиерея его назначили вместо отца настоятелем Вознесенской церкви и благочинным города Спасска. Так архиерей знал и ценил священноисповедника Сергия и даже его сына. Когда в Рязани отец Анатолий удачно сказал проповедь, то духовенство, бывшее в алтаре, начало спрашивать: «А где он учился? Какую он духовную академию закончил?» Архиерей указал пальцем на отца – священноисповедника Сергия – и сказал: «Вот его академия. Он ее закончил на Соловках». Отец Сергий поехал в далекий незнакомый город со своей супругой и дочками Верой и Сонечкой.

http://pravoslavie.ru/149522.html

На иконах «Собор Киево-Печерских чудотворцев» в облике Н. сохраняются те же черты, к-рые присущи гравированным работам, однако рука у груди святого - жест-характеристика, призванный отображать молитвенное делание, в иконописи даже в хорошо детализированных памятниках (при погрудном изображении) встречается редко (напр., на иконе 1-й пол. XIX в., ЦМиАР - Н. в схиме, с куколем на голове). К иконам «Собор Киево-Печерских чудотворцев», отображающим раннюю традицию, примыкают иконы: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова - в схиме, с куколем на голове) и др. На миниатюрных эмалевых иконах «Собора Киево-Печерских святых» (изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков), где могут отсутствовать надписи с именами, образ Н. определяется по месту расположения при строгом сохранении схемы изображения (напр., на эмалевой иконе 3-й четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). В переработанных вариантах композиции «Собора Киево-Печерских святых», когда отсутствует деление на группы святых Ближних и Дальних пещер, образ Н., как и мн. др. Печерских преподобных, идентифицировать сложно. Напр., на московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. изображение Н., возможно, находится в левой группе и опознается благодаря размещению рядом фигур святых из близких «пятериц», в частности, прп. Анатолия. В монументальной живописи образ Н. показан в группе рус. святых XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) - вместе с преподобными Паисием и Павлом Послушливым (поскольку изображен крайним, видна лишь часть головы в куколе).

http://pravenc.ru/text/2565116.html

28.3.57. Д. 22. Д. 50–51. Подлинник. Машинопись. 7. 16 мая 1957 г. Христос Воскресе! Дорогой Владыка Афанасий! Вчера вечером 15 мая у меня была Людм[ила] Анатол[ьевна] 804 . Вспоминали день Вашего Ангела. Телеграмму мою Вы, наверное, получили вовремя. И вдруг она упомянула имя одного архиерея, недавно вернувшегося из дальних стран. Иоанникий 805 . б[ывший] член Собора, лично Вас знающий. Хватился я в свой Каталог, и его не оказалось. Умоляю Вас сообщить о нем хотя бы самые краткие сведения, т. е.: год рождения образование дата и место хиротонии во еп[ископа] (какого) дальнейшие перемещения и т. д. Никаких «но и претензий» к Вам, к председателю Комиссии, не имею. И если 27 мая Чин также не будет заслушиваться, а отложат его еще на месяц или до осени – то и тогда вздыхать не буду. Ведь я положился на волю Божию. Но меня немного удивило, что о. Николай, протопресвитер, взял себе партитуру песнопений. Она предназначалась проф. Успенскому, как знатоку ц[ерковной] музыки. И для чего она нужна ему, раз Святейший 12 марта лично получил от меня 1 экз[емпляр] такой же партитуры. Я знаю, что о. Николай будет возражать на Чин, предлагая архиереев отпевать по иноческому Чину. Но он не годится для современных архиереев, не живших в монастырях, а постригаемых в «дежурной» лаврской мантии. Ведь это монахи только по названию и по недоразумению. Ну, ладно. Не будем спориться. Единственное мое пожелание к Вам – здравствовать, здравствовать и здравствовать для того великого (незаметного для внешней ц[ерковной] жизни) [дела], которое Вы возглавляете сейчас. Храни Вас Господь от всяких искушений. Сейчас занят перепечатанием «Каталога рус[ских] архиереев» для митрополита Николая Крутиц[кого], после чего в виде отдыха начну обрабатывать и печатать заздравники, помянники, синодики и т. д. И на Вашу долю тогда перепадет немало ценных крох, собиравшихся мною уже с 1926 года. В ожидании благоприятного ответа от Вас об Иоанникии, святителе, остаюсь вашим доброхотом, богомольцем убогий А[рхиепископ] М[ануил].

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке. Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери 45 . В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый. На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы. Событие праздника Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ( Ин. 19; 26, 27 ). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным, а новообращенные ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу. Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь , Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже она побывала на Кипре где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

После победы римского полководца Суллы над Митридатом Пергам был наказан лишением независимости и обложен высокой данью, хотя сохранил официальный статус столицы провинции. В римский период значение Пергама остаётся очень высоким – подтверждением этому может служить строительство огромного храмового комплекса в честь императора Траяна на самой высокой точке Акрополя (около 400 метров над уровнем самого города). Население Пергама на II в. н.э. составляло более 200000 жителей, город оставался культурным центром региона – известно, что будущий император Юлиан Отступник (361– 363 гг.) изучал здесь философию в 351 году (Clyde Е. Fant and Mitchell G. Reddish. A Guide to Biblical Sites in Greece and Turkey. – Oxford: University press, 2003. – P. 273–276). По мере укрепления римской империи и, позднее, византийской, значение города стало убывать. Это было связано с тем, что даже в самых дальних уголках Анатолии ко II веку н.э. воцарились мир и покой. Города- крепости (Пергам, Сардис) потеряли своё значение, а на первое место вышли портовые города с быстро развивающейся экономикой – Константинополь, Ефес и Смирна. В византийский период пергамский епископ был викарием ефесского епископа, в VII веке Пергам стал центром армянской колонии и ереси моно физитства. В 716 году арабы разграбили город, с этого времени происходит закат его славной истории. В 1197 году Пергам упоминается как стоянка французов во время второго Крестового похода. В 1336 году при султане Орхане Пергам вошёл в состав Османской империи, а в 1402 году был захвачен и разграблен войсками Тимура ( Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М., 2005. – С. 215–219). Из записок А. С. Норова : «Из числа 2000 домов здесь считается 200, принадлежащих грекам и 25 армянам. Всех жителей числом до 12 тысяч. Теперешняя православная церковь во имя св. Феодора, епископа Смирнского, по принадлежности Пергама к епархии Смирнской, весьма скромная и прислонена к той горе, на которой находится разрушенная цитадель; она замечательна древним, превосходной резьбы, иконостасом из кипарисного дерева и похожа на все греческие церкви Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Да, братие, вчера вспоминали мы отшедших братий наших; а потом будут вспоминать и нас. И в какой бы части мира мы ни находились, оставив землю, это воспоминание молитвенное будет находить нас везде и отразится в существе нашем, ибо действие молитвы так же безпредельно, как безпре-делен Тот, Которому возносятся молитвы. Благо нам, если молитва о нас, достигшая существа нашего, найдет его способным к тому, чтобы в нем отразилась сила ее во благо нам! Ибо лучи молитвы, как лучи солнца, отражаются в душах, смотря по их приемлемости, производя большую или меньшую теплоту и свет. Но не утрудился ли уже кто-либо от сего пути? Да не будет! Ибо если каждый день, ходя по путям мира, часто стропотным и жестким, мы не утруждаемся, а продолжаем ходить по ним до конца нашей жизни, то путь ли Господень, благой и легкий, будет нам в труд и печаль, когда мы должны проходить им не более одного раза в год? И может ли быть какой-либо год, чтобы по окончании его мы не имели причин торжественно свидетельствовать пред Господом нашу благодарность? В доказательство этого взглянем на прошедший год: он не отличается никакой большой особенностью, а между тем представляет много причин для нас быть благодарными Господу, -посмотрим [ли] мы на собственную жизнь, или на жизнь всего града нашего, или на положение всей страны нашей. Сколько людей - и самых ближних нам, и самых дальних от нас, в истекшем году скончали свое земное течение, а мы, несмотря на многие опасности, нам угрожавшие, остались в живых и можем пользоваться еще всеми средствами к нашему спасению. Не милость ли это Божия? И не должны ли мы возблагодарить за сие Господа? (Не окончено).   III. СЛОВА И РЕЧИ К ОТДЕЛЬНЫМ ЛИЦАМ И ПО ОСОБЫМ СЛУЧАЯМ Слово к игумений Анатолии, сказанное в Хорошевском женском монастыре 24 июля 1843 г.   Достопочтенная сестра о Господе! При возложении на тебя креста сего я ограничился возглашением тех кратких слов, которыми сама Святая Церковь приветствует в подобных случаях достойных делателей вертограда Христова. Теперь, думаю, небезвременно будет присовокупить нечто и от себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Исцеление анатолийского ходжи По свидетельству Байро Б. из Старого Бара, в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. С корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия), высокого роста, худощавый и очень бледный. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на все свои богатства, он так и не смог найти врача, который бы вылечил его. Ходжа рассказал, что во сне слышал голос, повелевший ему идти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что во сне слышал голос, повелевший ему идти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его предпринять столь далекое путешествие. Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественностью этой редкой святыни и красотой тех мест. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, и вскоре ходжа действительно почувствовал, что здоров. В благодарность он сделал монастырю большое пожертвование. Оставив там свои костыли, он вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки. Ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, невзирая на свое вероисповедание. Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим (Кашич). Исцеление супругов-мусульман Ислам Д., состоятельный и рачительный хозяин, в 1928 году женился на крепкой девушке Хаве из своего же села. Не прошло и полугода со дня свадьбы, как одновременно заболели муж и его молодая жена: они оба были скрючены настолько, что подбородком могли коснуться своих колен. Они лечились по рекомендациям югославских и албанских врачей, искали помощи и совета у ходжей и священников из ближних и дальних мест, но ничто им не помогало; на протяжении долгих двенадцати лет они мучались от сильных болей на горе своим родным.

http://pravoslavie.ru/112833.html

http://vk.com/zanarochhram Каменная церковь Спаса Преображения была построена в 1885 году в д. Близники (в 1960 году деревня Близники слилась с д. Занарочь). Церковь была кирпичной и находилась на месте, где сейчас кладбище. Спасский храм утрачен в годы Первой мировой войны. О разрушении храма написано в книге В.А. Богданова «Битва у Нарочи, 1916». Как пишет Владимир Богданов: «Осенью 1915 года деревни Близники и Занарочь, расположенные у берега Нарочи почти вплотную, оказались по разные стороны германо-российского фронта. Церковь у кладбища в Близниках находилась практически на передовой. Для немцев крепкое каменное здание стало оборонительным и наблюдательным пунктом, для российской артиллерии — мишенью и ориентиром. В марте 1916 года в ходе артиллерийских обстрелов церковь была окончательно превращена в руины. После войны остатки каменных стен храма разобрали до фундаментов». Во времена Польши прихожане построили в д. Близники дом для церкви «под липами» - справа от современного магазина «Копторга» и школьной столовой. Возвели стены, крышу, но не достроили. Не было икон, там не молились. Потом этот дом продали, его разобрали и перевезли. А на вырученные деньги от продажи и на пожертвования прихожан начали строительство нового, но уже деревянного храма, на его первоначальном месте (в д. Близники, возле кладбища). Рассказывали местные старожилы, что в 1923 году был убит здесь батюшка местный. «Постучали в окно и - убили тутэйшие, москали». С 1926 по 1930 год возводили новую деревянную церковь 7-купольную (иные говорят, что 5-купольную), «на трое дверей», с колокольней (было два колокола). Сверху были «хоры» - для певчих. В этой церкви служил иерей Билев Анатолий Аристархович. Дом его находился напротив слева, где сейчас находится двухквартирный дом для медработников Занарочской амбулатории (на месте снесенного старого деревянного здания Занарочской амбулатории и больницы). Батюшка имел лошадь, хозяйство (гусей и др.). Воскресные службы проводились с 10 до 14 часов, с перерывом в 1 час. Призывал на службу звон колоколов. Очень много людей («потоком») шло в церковь из ближних и дальних деревень. В перерыв собирались для отдыха в домах жителей Близников и Занарочи. По два дня в неделю в каждой из окрестных школ (в Занарочи, в Стаховцах, в Черемшицах) он вел Закон Божий. Его бывшая ученица, жительница д. Черемшицы Каврус Зинаида, 1930 года рождения, вспоминает: по четвергам в телеге на лошади приезжал батюшка в Черемшицы в школу (на месте нынешнего закрытого сельского клуба) и вел Закон Божий. Девочки были старательные, учили молитвы. И он, за отличные знания, дарил иноки. А мальчики часто не выучивали молитвы, и он дарил им розгу.

http://sobory.ru/article/?object=19836

С развитием мануфактуры развивались и торговые пути. Важнейшим таким путём стал сухопутный Стромынский тракт, соединяющий Москву и Суздаль. Стромынка была древним путём и проходила она в суздальскую землю через Киржач. Везли обозы промышленников продукты земледелия, бумажные изделия Московского мануфактурного округа, шелка и прочие товары из подмосковной местности. Из Владимира и Суздаля переправлялись по этой дороге в столицу съестные яства. Отряды татар и местных разбойников часто нападали на торговые караваны. От этих набегов страдали и жители всей окрестности, включая и село Погостище. Такое соседство села со Стромынским трактом было тогда настоящим бедствием. А ещё позже жители стали страдать и от набегов польских войск, после которых село оказывалось сплошным пепелищем. Но жизнь замирала ненадолго, и после короткого времени строились новые дома, количество которых постепенно росло. А ведь в 1616-1617 г.г. в деревне насчитывалось всего пять дворов с семью хозяйствами в них. Так нам свидетельствуют церковные акты и писцовые книги того времени. Итак, до 1839 г. все деревни, которые сейчас составляют Ново-Сергиевский приход, относились к церкви села Филипповское. Но по причине неудобства из-за дальности расстояния было решено построить и освятить свою церковь и образовать свой отдельный приход. При Анатолии Демидове (1812-1870), хозяине Погостища, стараниями местных благотворителей и окрестных жителей в 1839 г. в деревне была заложена каменная церковь. Освятить храм решили во имя преподобного Сергия Радонежского, поскольку все эти места связаны с именем этого святого и в память того, что до 1764 г. деревня принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. В том же 1839 г. была освящена трапеза, а главный храм был освящён только в 1845 г. Основным благотворителем и жертвователем церкви в то время был зажиточный крестьянин Федот Федотович Макин. В 1840 г., основав в селе ручное ткачество бархата, он стал родоначальником развития ручного ткачества и в окрестных деревнях. Его правнук, Николай Петрович Федотов, в конце XIX в. стал купцом 1-ой гильдии и крупным фабрикантом в Богородском уезде. Его дед, Герасим Федотович Федотов, когда-то имел пять шелкоткацких светёлок. На их месте внук в 1898 г. построил каменную двухэтажную механическую шелкоткацкую фабрику. Рядом возникла красильная фабрика с подсобными строениями. На фабриках Николая Федотова работали не только сельские ткачи, красильщики и сновальщики, вышедшие из местных крестьян, но и люди из ближних и дальних поселений Богородского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=03921

Не многие делайтесь учителями ( Иак. 3, 1 )… Учить – это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять – большие камни на колокольню таскать (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Теория – это придворная дама, а практика – как медведь в лесу (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Ты иногда охотница старчествовать и поучать келейных, и тут тебе случаются иногда досаждения и укоризны, что ты по-своему без дальних объяснений называешь случающимися скорбями, умалчивая о неблагословенном своем учительстве, за которое мало того что бывают укоризны и досаждения со стороны, но иногда попускается и сильная плотская брань. Поэтому нужно прежде самих себя вразумлять и обучать должному, без сомнения и ослепления, потому что ты бежала от м. П., как бы избегая похвалы, тебе приписываемой, а потом сама стала домогаться сего непрошеным учительством келейных, хотя ты сего доселе не заметила. Страсть славолюбия и любочестия тонка и многообразна, неуловима и неудобопримечаема. Преподобный Марк Подвижник пишет, что некоторые иногда видимо смиряются для того, чтобы уловить похвалу. Ты выход свой из кельи м. П. называешь искусством, а на самом деле оказывается в этом большое неискусство. Ты человек маленький, никому нет надобности понимать твоих целей, а всякий старший и младший понимает и толкует теперь о тебе по-своему (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Научить человека жизни духовной очень трудно. Это все равно... что выучить мужика сказать слово «секретарь». Он все будет говорить: «Слекатарь». Ты говоришь ему: «Вот тебе рубль, скажи только – секретарь», а он выговаривает по-своему: «Слекатарь». «Ну, повторяй за мной: се». И тот говорит: «се». «Кре» – «кре» – «тарь» – «тарь». «Ну говори теперь один раздельней: се-кре-тарь». Говорит не спеша: «Сле-ка-тарь (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Что ты девочка и неразумная – это сама ты мне говорила; да и я так на тебя привык смотреть. А теперь ты вдруг расходилась и смутилась, что тебя стали учить, – значит, ты не девочка, а зрелаяпрезрелая учительница, что ты учиться уже не желаешь, что не для тебя русская поговорка: «Век живи – век учись» (прп. Анатолий, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010