Анатолий Жураковский 1917 г. 26 июля.   К ВОПРОСУ О  Слово при отпевании Павла Ивановича Морозова Заслуженного профессора оперативной хирургии, сказанное в Софийском соборе Еще один ушел из поредевших рядов истинных служителей подлинного знания, тех, кто отдавал всю свою жизнь безраздельно и самоотверженно работе на благо ближних и дальних. Как мало остается их, этих служителей. Какое безлюдие, какая пустота кругом… И кто придет им на смену? Всюду воцаряется, торжествует какая-то тупость и самодовольное полузнание, наступают какие-то томительные сумерки просвещения. И самое страшное не то, что оскудевает научное знание, изживается в своем объеме, мельчает в своей глубине. Самое страшное — это надвигающееся банкротство нравственных начал, оскудение духа, крах души. Вместо высокого нравственного одушевления, самоотверженного энтузиазма, каким жили такие люди, как покойный, видим всюду торжество самых низменных, корыстных и пошлых жизненных интересов, нескрываемый, безудержный эгоизм. Покойный дожил до 80 лет и до последних дней своей жизни сохранил он пламенный интерес к своему делу, желание еще и еще работать для блага ближних. Откуда же черпал он запасы жизненной творческой энергии, откуда у таких людей, как покойный, этот неоскудеваемый нравственный энтузиазм, неослабевающее горение духа? За два дня до его кончины я пришел к нему ночью от имени Церкви, и вместе со мною в его комнату вошел Христос. И на мой вопрос о его вере он, осенивши себя широким крестом, отвечал мне: «Верую и исповедую». Не в этом ли главная тайна его души? «Верую и исповедую». Он имел все время дело с человеческим телом, изучая материю в ее явлениях и законах, но за оболочкой тела, за пеленой материи провидел он царство духа, мир неиссякаемых Божественных сил и оттуда, из этого мира черпал помощь, поддержку и свет. «Верую и исповедую». Вы, соблазненные вашим полузнанием, пытающиеся поставить ваш немощный рассудок на место мудрости тысячелетий, прислушайтесь к голосу, звучащему из гроба: верую и исповедую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Хотелось мне показать Вам целый ряд старцев, руководствовавших нас, но как Бог повелит. Вот – первый руководитель папин. Как это нередко бывает, иной человек и по образованию, и по старшинству, и по другим данным должен бы занять в том месте, где живет, начальственные и учительные должности, но это ему не дается. И хорошо, когда таковой смирится под крепкую руку Божию и не будет себя считать обиженным Богом и людьми. Таковой будет и прославлен, и вознесен Богом и без приличных ему должностей, по глаголу Христову: « Всяк смиряяй себе вознесется», причем возвышение его приходит еще в этой земной жизни. Но возвышение это – не официальное, не формальное, людьми века сего часто по милости Божией даже и не замечаемое. Таков был в папином благочинническом округе в Вятской Епархии протоиерей, святой жизни человек – отец Александр Кедров. Простой сельский священник, не учитель, не начальник, хотя и имел ученую степень Магистра Богословия и золотой академический значок. Папа упросил его быть его духовником, а тот, может быть из смирения, взаимно стал у него исповедоваться. Какие-то иерархи древности, особенно русские, не мирволили такой взаимной практике духовничества и запрещали ее. Но это дело подобно женитьбе на дальних родственницах в случае нужды. Если нет поблизости родственного по духу духовника, кроме того, который сам у тебя исповедуется, то старцы благословляют, а архиереи ныне в большинстве случаев не запрещают исповедоваться им по нужде друг у друга. У людей истинно духовных это не ведет к возможной вообще снисходительности друг к другу, к взаимопотаканию, если так можно выразиться. Наоборот, нередко бывает, что духовник, видя человека, схожего с ним по настроенности, своего-то и более не щадит. Как бывает иногда, да и нередко, что полководец в важное и опасное военное предприятие с великою болью сердца посылает самого дорогого своего помощника, зная, что почти некого другого, менее дорогого сердцу, в это дело послать. Так отец Александр очень строго велел папе ничем не покрывать голову во время шествия с крестом на Иордань (на близлежащую реку Пижму) и во время всего происходящего на реке великого Водоосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

8); Клоков А. Ю. и др. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк; Елец. 2006. С. 389, 421, 436. Э. В. Шевченко В с. Коптеве (Кислине) В с. Коптеве (Кислине) Болховского у. Орловской губ. чтимая К. и. находилась в церковноприходской школе, для к-рой определили место в приделе Покрова Пресв. Богородицы Успенской ц. (не позднее нач. XVII в. на этом месте стояла деревянная Богоявленская ц., сгорела). К. и. представляет точную копию с иконы того же наименования, размещавшейся в Богоявленской ц. и не уцелевшей во время пожара. Празднование иконе совершалось в пятницу 9-й седмицы после Пасхи. К. и. переносили в центральный придел. При большом стечении богомольцев, прибывающих из дальних сел и городов, т. к. «сгоревшая икона почиталась всеми за чудотворную», совершался крестный ход с К. и. Лит.: Ист. описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Орел, 1905. Т. 1. C. 55-56. В слободе Люботине В слободе Люботине Валковского у. Харьковской губ. в Пятницкой (с 1813 Вознесения Господня) ц. В Люботинском храме икона была поставлена в 1820 г. священником этой церкви (назначен в 1792) Феодором Литинским, получившим ее в дар от своей родственницы помещицы Фесенковой. Местные жители почитали икону чудотворной. В 1847-1848 гг., во время холеры, 2 месяца ее носили по домам, и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от поветрия прихожане Люботина «единодушно постановили» совершать по воскресным дням до литургии молебен перед иконой. Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 579. В Богородицко-Знаменском монастыре г. Обояни В Богородицко-Знаменском монастыре г. Обояни Курской губ. Икона находилась в Знаменском соборе мон-ря «в киоте за правым клиросом» и была украшена «сребропозлащенной ризою. Окружающие Царицу Небесную пророки сами окружены крупными разноцветными камнями и от того кажутся размещенными не на ветвях древесных, а изолированно сидящими в медальонах. Коронка на венце Богородицы украшена прикрепленным к ней продолговатым четвероугольным малахитом» ( Анатолий (Крючарев), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Флавиана в одежде простого послушника всегда можно было встретить при исполнении многочисленных монастырских обязанностей, зорко следящим за правильным течением хозяйственной части обители. Без преувеличения можно сказать: настоящее цветущее состояние Оптиной пустыни и в особенности ее хозяйства весьма многим обязано именно неусыпным 28-летним трудам почившего о. казначея. 1 июня, после литургии, в Введенском Оптинском соборе состоялось в высшей степени поучительное отдание последнего долга почившему деятелю ради Господа. При возженных во всем храме, как в Светлый праздник, свечах, гроб о. Флавиана окружали: о. архимандрит Исаакий во главе, на правой стороне коего стояли: игумен Мещовского монастыря о. Досифей, о. настоятель скита о. Анатолий и 8 иеромонахов; а слева игумен Доброго монастыря о. Агапит, Козельский благочинный Дмитрий Соколов и также 8 иеромонахов. Таким образом, исходно надгробную песнь воспевали 21 священноиерей, три иеродиакона, два хора монастырских певчих, при молитвенном участии переполнившего собор народа из разных ближних и дальних мест России. И все это делалось не по найму, не по обязанности, не ради даже родственных или иных земных связей и чаяний, а единственно по устроению Божию. Отпевание по чину погробения иноков иродолжалось около трех часов, старинным обиходным глубокоумилительным распевом, причем каждый из находившихся в церкви держал в руке возженную свечу. По прочтении разрешительной (по требнику) молитвы, гроб на руках через южные двери вынесен был и опущен в могилу на южной же стороне храма в ряду с могилою о. Льва и возле к югу от могилы о. Илариона. Торжественный колокольный звон возвестил всю окрестность об окончании погребения; для всякого бывшего на похоранах о. Флавиана и знавшего казначея, как правителя всеми хозяйственными делами известнейшей в России обители на почившем с поразительною очевидностью исполнились слова Спасителя: «иже оставит дом, или братии или сестры, или отца, или мать, или чад, или села Имени Моего ради, сторицею примет во век грядущии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ольга Безрукова 7 июля 2023 год ВСТРЕЧА В КОНСТАНТИНОВКЕ Жара июль. К реке бы в тень, А я в дорогу собираюсь. Забыв про возраст, наряжаюсь, Святой сегодня встречи день. В деревню, в детство тороплюсь, Как будто в мамины объятия. Все земляки мне нынче — братья, И с ними я душой сольюсь. Одна любовь к деревне милой, В отеческий простор зовёт, Живою памятью ведёт, С пронзительной, неистовою силой. Деревни нет. Есть Крест, Крест памяти и скорби о былом. Слёзы из глаз и в горле ком- Ведь в жизни нет дороже мест. Смотрю окрест: природа та же: Холмы и речка, и поля. Но жизни нет: тут сирота земля, Как после мора или брани вражей. За поворотом вдруг… толпа людей! Родные милые и дорогие лица. Готова я им в пояс поклониться, В объятиях я тону ровесников, их внуков и детей. Жива ты, Константиновка, жива! Как будто снова наш учитель с нами. Внук Анатолий говорит его словами, О ратном подвиге сельчан. И жизнь права, Расставит по местам и соберёт заблудших, Исправит промахи ошибки и грехи. Есть люди, память – будут песни и стихи Деревня милая, ты возродишься среди лучших. Татьяна Владимировна Шлёпкина-Рощупкина РОДНАЯ НАША МАТЬ Помянем земляки, всех тех, кто с нами жил, Кто нас всех воспитал, кто рядом с нами был… Помянем их друзья, всех тех, кто на селе, Оставил в жизни след, и память на земле… Помянем всех родных, нальём бокал вина… И с горького слезой, помянем жизнь села… Помянем стоя всех, и выпьем грусть до дна… Деревни нашей нет, на карте не видна… Стоит на поле крест, семи ветрам назло, А кто родился здесь, пусть скажет повезло… Другой такой уж нет, спешу сказать я вам, Расскажем мы о ней и внукам и сынам… Пусть будет тот рассказ с глазами полных слёз, Чей дом и где стоял, где рощи из берёз… Где ручейки текли, с полей весной в луга, И Константиновка как мать, нам очень дорога… Мы каждый год спешим, её все навестить, И едем с дальних стран, прощения попросить… Не сберегли тебя, Родная наша мать Прошу вас земляки, её не забывать… Владимир Сидоркин Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/opp/2023/07/27/probuz...

Вскоре слух о подвигах его стал распространяться и дошел до «отца нашего» Такла-Марьям, когда тот находился в земле Сеф (Sef). Он написал к нему о своем желании повидаться с ним и просил его молитв. Такла-Сион молится: «услыши меня Господи, услышавший Давида, когда тот бежал от лица Авессалома, сына своего, и которого Ты вернул снова на престол царствия его, когда он плакал перед Тобой. И меня, раба Твоего, услыши, Господи, о сем отце нашем Такла-Марьяме; дай ему благоволение у царя и верни в благополучии, и покажи мне лицо его». – «И услышал Бог молитву его, и дал ему благоволение перед царем, и тот почтил его великим почетом и отослал в его монастырь. И по воле Божией они встретились и облобызались и беседовали о величии Божием». Такла-Марьям м. пр. посоветовал стричь волоса и ногти «ибо сие для пустынников» (?). Такла-Сион повиновался «как сын отцу своему» и поступал так ежегодно «до дня упокоения своего». Такла-Марьям, увидав смирение и послушание его, радовался и благослови его, как отец сына. К Такла-Сиону стали собираться люди из «ближайших и дальних мест»; он утешал их в печалях, исцелял от болезней, женщинам облегчал роды или врачевал их от бесчадия. Грешникам давал совет, как бороться с искушениями, беседовал с ними ласково и кротко и располагал к покаянию, для которого отсылал к духовнику. Приходили к нему и монахи, также «из дальних и ближних мест», и рассказывали свои помышления и подвиги: поклоны, стояния в воде, витие веревок и т. п. Такла-Сион сделался прозорливцем, мог распознать праведного и грешника, а во время приобщения – достойных и недостойных; о первых радовался, о вторых плакал. Являлись ему и ангелы «ибо он был равен им по чистоте». Так, однажды, явился ему ангел, когда он стоял на молитве и повелел учить: «неужели ты хочешь спастись один; Бог дал тебе власть учить и наставлять и поведать благодать Его. Обращай грешных к покаянию, да увеличится твоя цена от Вышнего». Преподобный повиновался, и с этого дня «начал учить и возвещать благодать Божию приходившим к нему из ближних и дальних мест, наставлял и женщин, посылая к ним письма, а в лицо не видал их, и не слыхал их голоса».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

Облик и походка Преподобного Сергия были подобны ангельским, его лицо было украшено постом и честными сединами, сияло воздержанием и цвело братолюбием; кроткий взор, тихая походка, умиленное лицо говорили о смиренном сердце, возвышенной и добродетельной жизни и присутствии в нем Божией благодати. Святой Сергий почитал Бога, и Бог почтил его великими дарами; святой Сергий прославил Бога, и Бог прославил его на земле, по слову Господа в святом Евангелии: »...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного« [ Мф. 5, 16 ] и еще: »И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. Не может укрыться город, стоящий на верху горы« [ Мф. 5, 14–15 ] и прочее. Бог так возвеличил и прославил Своего угодника – Преподобного отца нашего преблаженного Сергия, что по его молитвам люди выздоравливали после многих болезней и исцелялись от разнообразных недугов, многие избавлялись от бесов и очищались от искушений. Господь так прославил Своего угодника, что о нем знали не только в стране, где он жил, но и в дальних городах и странах, среди всех народов, населяющих земли между двумя океанами, не только в Царьграде, но и в Иерусалиме. Не одни только православные изумлялись добродетельной жизни Преподобного, но и многие из неверных дивились его блаженной жизни, ибо он возлюбил Бога всем своим сердцем и своего ближнего – как самого себя. Святой Сергий равно любил всех и равно всем творил добро, получая за это сердечную благодарность; он имел любовь ко всем, и все любили и искренне почитали его. Многие приходили к Преподобному – не только из близлежащих мест, но и из дальних городов и стран, желая увидеть и услышать его, и получали от его поучений и дел великую для себя пользу и спасение души, потому что он учил и делал то, о чем сказано в Деяниях святых апостолов: что Иисус делал и чему учил от начала [ Деян. 1, 1 ]. Чему Преподобный Сергий учил словом, то сам совершал на деле. Не только поучения святого Сергия наставляли народ – многие люди получали пользу от одного только лицезрения Преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Первоначальное наставление будущим апостолам « на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите » было предуготовительным, показывающим упорным иудеям особое попечение о них, как, казалось бы, наиболее готовых к приходу Мессии. Но у Бога нет дальних, Благая Весть пришла ко всем, и последнее наставление апостолам от Христа утверждает это: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19-20). Обратим внимание на еще одну заповедь, которую часто упускают из виду: « вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20: 26). Эта заповедь утверждает новый принцип взаимодействия «ближнего» с «дальним»: господство заменяется служением, сильный служит слабому . Христос не ограничивается словами, а подает пример смиренного служения, омыв ноги своим ученикам. Оппозиция «ближний – дальний» в христианской оптике не абсолютна, а зыбка и условна. По сути, оппозиции как таковой больше нет. Есть искреннее желание «ближних» через служение сделать таковыми «дальних». При соблюдении краткого набора правил каждый «дальний» может стать «ближним», каждому ищущему обетовано блаженство. От людей требуется сравнительно немного: пока не все стали «ближними», создать взаимоподдерживающую среду и благоприятные условия. Что же нужно для этого? 8. «Дорожная карта». А.Г. Дугин в начале 2021 года провозгласил: « Есть предложение, как некоторое приглашение: переместить центр внимания с прошлого и настоящего на будущее. Давайте строить царство справедливости, царство добра на земле – какая прекрасная цель!.. Строительство Царства Божия на земле – прекрасная и христианская идея… Если мы его построим, разве оно будет тем обществом, в котором мы живем?» (А.Г. Дугин « Время течет из будущего в прошлое »). Если вдохновиться призывом философа и задаться такой целью, то контуры – а главное, «дорожную карту» – «предполагаемого государственного устройства в будущем» (как назвал свой проект о. Павел Флоренский) можно попробовать набросать уже сейчас, руководствуясь рядом уже сформулированных принципов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/29/ca...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Кафизма девятая 1 287 В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. 2 Тебе подобает песнь, Боже, на Сионе, к Тебе вознесется молитва в Иерусалиме. 3 288 Услышь молитву мою! К Тебе всяк живущий приходит. 4 289 Опутали нас беззаконники речами своими; Но Ты очистишь нас от нечестия. 5 290 Блажен, кого избрал Ты и принял, вселится он во дворы Твои. Насытимся мы благами дома Твоего. Свят храм Твой. 6 291 Дивна правда Твоя. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и плавающих в морях дальних! 7 Ты утверждаешь горы могуществом Своим, препоясанный силою; 8 Возмущаешь глубины моря; пред шумом волн его кто устоит? В смятенье придут народы, 9 И убоятся знамений Твоих живущие у пределов земли. Ты украшаешь приход утра и вечера. 10 292 Посетил Ты землю и напоил ее, умножил богатства ее. Река Божия наполнилась водами. Посылаешь ты людям пищу, ибо это угодно Тебе. 11 Борозды пашни напой, умножь злаки на ней! Орошенная дождем, возвеселится она, взращивая их. 12 Благословишь и увенчаешь Ты времена года благостью Твоей, и поля Твои дадут урожай тучный; 13 Плодоносной станет пустыня, и радостью холмы препояшутся. 14 Оденутся руном ягнята, и в долинах обильно уродится пшеница. Воззовут все к Тебе и воспоют. 1 293 В конец, песнь, псалом воскресения, 65. 2 Воззови ко Господу, вся земля! Пойте имя Его, воздайте Ему славу и хвалу! 3 Скажите Богу: сколь грозны дела Твои! Велика сила Твоя. И обманутся в надеждах своих враги Твои. 4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имя Твое, Всевышний! 5 Придите и узрите деяния Божии: сколь грозен Он в предначертаниях Своих о сынах человеческих! 6 294 Обращает Он море в сушу; реку перешли мы стопами и возрадовались мы о Боге, 7 Царствующем в силе Своей над веками. Очи Его на племена взирают: да не превозносятся оскорбляющие Его! 8 Благословите, народы, Бога нашего, громко возгласите славу Ему! 9 Даровал Он жизнь душе моей и не дал поколебаться стопам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010