В это время у одного еврея из колена Левиина родился сын. Мать три месяца скрывала его от египтян, а когда дальше нельзя было скрывать, сплела из тростника корзинку, осмолила, положила в нее младенца и поставила корзинку в тростник, у берега реки, дочери же своей Мариами велела наблюдать издали, что будет с младенцем. В скором времени на реку пришла купаться дочь фараона, увидела корзинку и велела служанкам достать ее. При виде плачущего младенца, царевна сжалилась над ним и заметила: «верно, это еврейское дитя». В эту минуту подошла Мариам и спросила: «не позвать ли тебе кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила младенца? Царевна согласилась, и Мариам позвала свою мать. Когда младенец вырос, мать привела его к дочери фараоновой; последняя усыновила его себе и назвала его Моисеем, что значит–взятый из воды. Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской, но он не забывал, что он еврей, и любил свой народ. Раз он увидел на работах, что египтянин бьет еврея. Моисей вступился за еврея и убил египтянина. Об этом узнал фараон и хотел казнить Моисея, а потому он бежал из Египта в землю Мадиамскую, поселился у священника Иофора, женился на его дочери и пас его стада. 24. Призвание Моисея Однажды Моисей был со своими стадами у горы Хорива. Здесь он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Моисей подошел ближе и услышал из куста голос: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю Ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». Моисей заметил со смирением: «кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израилевых?» Господь ответил ему: «Я буду с тобою, и вот знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей сказал: «вот я приду к сынам Израилевым, а они спросят: как имя Пославшему тебя?»-- Я есмь Сущий (Иегова). Вот имя Мое», ответил Господь. Чтобы сыны Израилевы поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса. По повелению Божию, Моисей бросил бывший в его руках жезл на землю, и жезл превратился в змея, так что Моисей в испуге побежал от него; но Господь велел ему взять змея за хвост, и змей обратился в жезл. Затем, по слову Божию, Моисей положил руку за пазуху, и она вся покрылась проказою; снова положил руку за пазуху, и рука стала по-прежнему здоровою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

В это время у одного человека из колена левиина, по имени Амрама, от жены его Иохаведы родился прекрасный мальчик. Три месяца мать скрывала его, но боясь, что долее ей не удастся уберечь его от глаз гонителей, она взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила в тростнике у берега реки, приказав дочери своей смотреть, что будет с младенцем. Вскоре дочь Фараона со служанками пришла купаться и, заметив корзинку, велела подать ее. Увидевши прекрасного мальчика, она сжалилась над ним и решилась воспитать его, как сына. Мариам, сестра младенца, видя сострадание царевны, осмелилась подойти к ней и предложила позвать кормилицу для младенца. Царевна согласилась. Мариам тотчас привела свою мать, которой царевна и отдала мальчика для вскормления. Когда же мальчик подрос, дочь Фараона взяла его к себе, назвала Моисеем, что значит вынутый из воды, усыновила его и приказала учить его всей премудрости египетской. Признание Моисея к освобождению евреев от власти египтян Моисей прожил в Египте 40 лет; но, видя, как притесняют израильтян, захотел лучше страдать с народом Божиим. нежели быть за одно с язычниками. Однажды Моисей увидел что египтянин бьет еврея: он вступился за обиженного, убил мучителя и скрыл его тело в песке, но весть об этом разнеслась. На другой день Моисей увидел, что двое евреев ссорится, и хотел помирить их; но один из них попрекнул ему убийством египтянина, и Моисей, опасаясь наказания, бежал в землю Мадиамскую. Здесь опять пришлось ему вступиться за слабых и обижаемых против сильных. Он увидел. что семь дочерей священника Иофора пригнали к колодцу поить овец: в тоже время пришли к колодцу и пастухи с своими стадами и стали отгонять девиц. Моисей прогнал пастухов и помог девицам напоить своих овец. Когда Иофор узнал об этом, то принял Моисея в дом свой и. впоследствии, выдал за него дочь свою Сепфору. Моисей прожил у него 40 лет. Однажды Моисей пас стада тестя своего близ горы Хорива и увидел куст, который горел огнем, но не сгарал. Удивленный, он подошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Царевна сказала: – Пойди, позови! Девочка тотчас побежала к матери и привела ее на берег. Царевна сказала: – Возьми, выкорми этого младенца! Я тебе заплачу! Мать с радостью взяла своего малютку; вскормила его, и когда он подрос, повела к дочери фараона. Та взяла его, усыновила и дала ему имя Моисей, что значит; «из воды я его вынула». III Моисей воспитывался при дворе фараона и научен был всем египетским наукам. Но душа его рвалась к родному народу. Когда ему исполнилось сорок лет, он ушел из царского дома туда, где жили евреи. Здесь он увидел, как они страдают. И хотел помочь им. Однажды увидел Моисей: вот, на работе египтянин бьет еврея. Моисей посмотрел: кругом никого нет, и убил египтянина, а труп зарыл в песок. На другой день, он в другом месте, видит: дерутся два еврея. Моисей подошел к ним и сказал обидчику: – Зачем ты бьешь ближнего своего. А тот ответил: – Ты что за судья поставлен над нами? не хочешь ли ты и меня убить, как убил вчера египтянина? И подумал Моисей: «верно, все уже знают об этом деле»? Действительно, скоро до самого фараона дошел слух о том, что Моисей, ушедший из царского дома, появился среди евреев и что он из-за еврея убил египтянина. И стал фараон искать Моисея, чтобы убить его. Но Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую. Здесь его приютил священник Иофор. У Иофора было семь дочерей. Одну из них он выдал замуж за Моисея. IV Моисей пас овец тестя своего... Однажды он ушел со стадами далеко от дома. В степи, недалеко от горы Хорива, видит он издали необыкновенное явление: вся в огне, стоит купина (большой куст терновника), горит, но не сгорает. Моисей сказал: – Пойду поближе, посмотрю, отчего это купина – вся в огне, а не сгорает. Стал он подходить к купине ближе, и вдруг слышит голос Божий из пламени: – Моисей! Моисей! Моисей сказал: – Вот я, Господи! И сказал Бог: – Не подходи сюда! Сними обувь с ног твоих: где ты стоишь, это место – земля святая! Моисей снял обувь свою и закрыл лицо свое, боясь воззреть на Бога. И сказал ему Господь: – Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я услышал стоны народа Своего в Египте и иду избавить его. Итак, иди; Я посылаю тебя к фараону, выведи народ Мой из Египта и веди его в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

17. Вместо отец твоих Быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. От благословенного брака благословенных Богом Царя и Царицы будут дети – столькие и там, что Царица, видя их и любя свое благословенное семейство и новое отечество, забудет и отцов – предков своих и народ свой, из которого она произошла (ст. 11). – Эти сыны благословенного царского брака будут достойны своих, столь славных, родителей, а потому и будут поставлены князьями по всей земле. А потому, если их Отец, как царь, отличался красотою души – истиной, кротостью и правдой, а вместе и победоносной силой и властью (ст. 3–7), то – и они. Следовательно, и на всей земле водворится и распространится царство истины, кротости и правды. У Соломона было одиннадцать главных начальников над всем Израилем ( 3Цар.4:1–6 ), но они не были его сынами и царицы его. Только двенадцать Апостолов, суть истинные и любимые сыны Христа, поставленные им князьями в Его Церкви, которую они распространили и утвердили во всей вселенной. 18. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. Если обыкновенные дети хранят в памяти имя своих родителей и передают оное отдаленному потомству, то тем более дети таких родителей, как Богом благословенные Царь и Царица. – Устами псалмопевца Господь говорит (ст. 2): помяну, или – точнее – соделаю памятным имя Твое во всяком роде и роде, или – из рода в род, во все роды; сего ради, именно потому, что имя Твое будет памятно во все роды, – людие исповедятся Тебе или народы будут славить Тебя в век и во век века, – вечно. – Так, оставившая свой дом и народ, с забвением о них, ради Царя – Помазанника и Царства Божия, Царевна будет благословенной Царицей, а дети ее станут князьями над народами всей земли и во веки веков. Ни имени самой Царицы – дочери Фараона, ни ее сыновей – князей в священном историческом повествовании не сохранилось. Но сохранилось имя царственной Девы Марии ставшей Матерью Христа и Его Церкви; и сие Имя Богоматери стало и пребудет преблагословенным, по Ее непреложному слову: «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

«Братия, – говорит Апостол Иаков, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А обратить его, как вы видели, можно и тем, когда мы будем являть перед ним и во внешнем нашем поведении благопристойность, при молитве внутренней и благоговение внешнее, порядок и стройность в Богослужении общественном, и будем заботиться о благолепии дома Божия. Аминь. 328. Должно любить ближних не словом, а делом Господь велит нам любить ближних не словом, а делом, как и указал в притче о благодетельном Самарянине и как говорит возлюбленный ученик Его: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Но любить ближних делом есть для нас заповедь трудная. Попал человек в беду или погибает душевно и телесно, мы не поскупимся на слова сострадания и любви к нему, но самым делом войти в его положение, явить ему истинную помощь, соединенную для нас с самораспятием, есть подвиг, весьма редко встречающийся со стороны нашей. А между тем, если, как знаете, без любви делом спастись нельзя, то мы и должны учиться ей. У кого? Конечно у тех, которые в продолжение своей жизни являли деятельную любовь к своим братьям и оставили нам достоподражательные примеры ее. К нашему счастью, таких примеров мы не лишены. Их много можно найти и в жизни святых, и в истории нашего отечества. В наше назидание возьмем пример сего дня из последней: пример, который представляет собой Греческая царевна Анна, впоследствии супруга св. Равноапостольного князя Владимира. Когда посланные Владимиром узнать, где какая вера лучше, возвратились к нему и сказали, что лучше Греческой веры нет, то Владимир и решился принять ее, но, как человек непросвещенный еще светом этой веры и будучи как язычник горд, он не захотел снизойти до просьбы перед царями Василием и Константином и, собрав войско, пошел против них войной. Дойдя до Таврического полуострова, он осадил тут город Корсунь и после шестимесячной осады взял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

« В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина. И сказал [ей Вооз]: кто ты? Она сказала: я Руфь, раба твоя, простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник » ( Руф.3:8–9 ). Выражение « простри крыло » означает «прояви заботу». Помните, в Синодальном переводе сказано: «И Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 )? Это очень неправильный перевод. Слово, которое перевели как «носился», в Писании встречается только два раза, и правильнее его перевести как «парил». В первом случае, когда Дух Святой парит над водами, Он как бы наполняет их жизненной энергией. А во втором случае описывается, как орел подлетает к гнезду и тихонько, чтобы не напугать своих маленьких пташечек, парит, опускаясь на гнездо ( Втор.32:11 ). Поэтому выражение «накрой крылом» не означает же «ударь клювом», но «прояви милость». Руфь не требует чего-то такого, на что не имеет права, она не попрошайка. « Ибо ты родственник » ( Руф.3:9 ). Мы не можем утверждать, что Вооз точно родной брат покойного мужа Ноеминь, но он родственник, которому разрешен брак с Руфью. Речь здесь идет не об обязательном браке, он может отказаться. Он может сказать: «Я не такой близкий родственник». Так рассуждают комментаторы. Но Руфь просит об этом как о милости: «Ты же можешь и согласиться». Ребенок остался сиротою, он твой родственник, дальний, конечно. Ты можешь сказать, что его вообще никогда не видел, зачем он тебе, своих детей полно. А можешь проявить милость, хэсэд – неоправданную, чрезмерную, незаслуженную, но милость. « [Вооз] сказал: благословенна ты от Господа, дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных, ни богатых » ( Руф.3:10 ). Видите? Он говорит, что она правильно поступила, потому что три месяца ни с кем не связывалась, не пошла искать молодых людей. Возможно, Вооз не предполагал, что молодая Руфь захочет пойти за него замуж в течение этих трех месяцев – за человека в возрасте. Теперь же он видит, что недооценивал ее милосердие и стремление исполнить все по Закону Божьему. Вот если он ее сейчас оттолкнет, она может его притащить к городским воротам, а может и не потащить. Но она имеет право выйти замуж за молодого красивого человека. Но Руфь – не та женщина, которая ищет преимуществ жизни здесь, она моавитянка и принцесса: если бы она хотела, у нее был бы гарем красивых мужчин, как у египетской царицы Клеопатры. Она (Руфь) приняла веру в единого Бога. Она, царевна, оставила свое царство, поля моавитские, босиком пошла за своей свекровью, потому что для нее главное – духовные преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Видя его страдания, даже его жена говорила ему: «Чего ты ждешь? Отрекись от Бога, и Он поразит тебя смертью!» Но Иов сказал ей: «Ты говоришь, как безумная. Если мы любим принимать от Бога счастье, то не должны ли переносить с терпением и несчастье?» Вот каким терпеливым был Иов. Он лишился всего и сам заболел, терпел обиды и унижения, но не роптал, не жаловался на Бога и не сказал против Бога ни одного грубого слова. После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родились семь сыновей и три дочери. Он прожил после этого в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, оставив всем пример терпения. Моисей Во время переселения Иакова в Египет в семействе его было 75 душ, не считая жен и детей. По смерти его евреи скоро размножились и составили целый народ. Пока был жив Иосиф, им хорошо жилось в Египте, но после его смерти было уже не то. На египетский престол вступали один за другим новые фараоны, которые забыли о заслугах Иосифа. Они стали бояться, чтобы евреи, весьма размножившись, не сделались опасными для египтян, поэтому начали притеснять их и употреблять на самые тяжелые работы. Но чем больше их притесняли, тем больше Господь умножал их. Тогда один из фараонов велел убивать или бросать в реку всех новорожденных еврейских мальчиков. В это время родился Моисей. Мать скрывала его три месяца, но потом, боясь, чтобы не узнали, она взяла корзинку, положила в нее младенца и поставила ее у берега реки, а свою старшую дочь Мариам послала смотреть, что будет с младенцем. В эту пору вышла купаться дочь фараона. Она заметила корзинку, приказала достать ее и, открыв, увидела плачущего мальчика. Ей стало жалко его. Она догадалась, что это – еврейское дитя, и пожелала взять его к себе за сына. Сестра мальчика Мариам подбежала к царевне и сказала: «Если угодно, я позову кормилицу для дитяти». «Да, позови», – сказала ей дочь фараона. Та побежала и привела свою мать, которой царевна и отдала мальчика для кормления грудью.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Во время же празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? " Дай мне здесь на блюде голову Иоанна " . Для чего прибавила " здесь " ? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: " дай мне здесь " . И опечалился царь; но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, пришедши, взяли тело его и погребли его. Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе. И пошли, возвестили Иисусу. О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна. И услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один. Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он - привидение. Итак, вот почему Он уходит. " Уходит в пустынное место " , чтобы сделать там чудо над хлебами. А народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И вышед, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все - от веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Есть несколько ветхозаветных примеров, проясняющих этот вопрос. У первосвященника Аарона была жена Елизавета из колена Иудина – дочь Аминадава и сестра Наассона ( Исх. 6:23 ), тех самых Аминадава и Наассона, которые упоминаются в родословии Спасителя. Здесь мы видим первое пересечение колена Левиина и Иудина, причем пересечение линий священнической и царской. Затем ( 4 Цар., 11 ) описан момент, когда дочь Ахава и Иезавели Гофолия, которая была выдана замуж за Иорама, сына Иудейского царя Иосафата, после смерти мужа и сына-наследника попыталась истребить всех потомков Давида ( 4Цар. 11:1 ). Единственного уцелевшего наследника царского дома царевича Иоаса, сына Охозии, спасает у себя первосвященник Иодай вместе со своей женой Иосавефой, дочерью царя Иорама ( 2Пар. 22:11 ). То есть жена первосвященника была не просто из Иудина колена, а царевна из рода Давидова. Это второе пересечение этих двух колен, причем в линии священнической и царской, на страницах Ветхого Завета. Поэтому вопросов по поводу того, что Мария была родственницей Елизаветы, у нас уже быть не может, поскольку даже на страницах Писания мы видим по крайней мере два пересечения этих двух родов. 8.4. Последние указания. Песнь Моисея Приближаясь к концу своей жизни, пророк Моисей произносит последние наставления сынам Израиля: «Господь предложил тебе два пути: путь жизни и путь смерти», то есть путь подчинения воле Божией, исполнения заповедей Божиих и путь уклонения от Бога. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые я заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан» ( Втор. 30:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И Езекия, начавший свое царствование в политической стесненности и бедности, кончает его в богатстве и славе, как духовной, так и земной. «И было у Езекии богатства и славы весьма много: и хранилища он сделал себе для серебра и золота и камней драгоценных, для ароматов и для щитов и для всяких драгоценных сосудов. И кладовые сделал для произведений земли и для хлеба, вина и масла, и стойла для копей и скота. И города построил себе, потому что дал ему Бог весьма большое имущество» ( 2Пар. 32:27 ). Вот под какими впечатлениями, под какими влияниями проходила ранняя юность будущего царя Манассии, младшего и любимейшего из сыновей царя Езекии, чада старости его. Казалось, можно было бы надеяться, что Манассия – сын благочестивого отца наследует его благочестие и продолжит отцовское дело. Но этого не случилось. Матерью Манассии была финикийская царевна по имени Хефциба, что значит «в ней услаждение мое». Так с любовью была она названа своим мужем, царем Езекией, когда он на старости лет, после того, как Господь внял его молитвам и дал ему еще 15 лет жизни, женился на юной и, надо думать, прекрасной финикиянке. Влияние матери финикиянки на Манассию оказалось до чрезвычайности тлетворным. «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился и 55 лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых. И снова построил высоты идольские, которые разрушил Езекия, отец его, и соорудил жертвенники Ваалам в доме Господнем, и соорудил жертвенники светилам небесным па обоих дворах Господних». Значение этих деяний Манассии усугубляется тем, что храм Божий в Иерусалиме был в те времена единственным храмом Истинного Бога во всем мире, в то время, как языческими храмами была полна вся земля. И вот, Манассия не щадит этого единственного храма Господнего, но наполняет его мерзостью финикийской. Особенное негодование иудеев, оставшихся верными Господу, вызвало то, что Манассия «Поставил изображение Астарты и истуканов ее в храме Божием» ( 4Цар. 21:7 ). Служение Астарте и истуканам ее (фаллосам) было связано с культовым развратом, культовой проституцией девочек и мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010