Аналогичные меры безопасности были предприняты Анфимием и в Константинополе: по его приказу возвели новые стены на суше. Анфимий расширил территорию города и уже к 413 г. его план был почти полностью реализован. Теперь город имел стены, протяженностью более 5 км, на которых возвышалось 92 башни. Были восстановлены мосты, а в стенах устроены боковые выходы, позволяющие обстреливать врагов во время осады 581 . В завершение своих реформ Анфимий провёл указ императора (датированный 415 г.) о сложении с населения всех недоимок за последние 40 лет. Таким путём правительство Римской империи быстро восстановило экономику страны и облегчило жизнь провинций. Наконец, к чести Анфимия, ему удалось прекратить раскол «иоаннитов». Поставленный после Арзакия на патриаршую кафедру Аттик (406–425) слыл мягким человеком, близко стоящим ко двору и пользовавшимся большим авторитетом. Когда умер Александрийский патриарх Феофил (412 г.), а затем и Порфирий, епископ Антиохийский, Аттик прекратил преследование «иоаннитов», включив имя св. Иоанна Златоуста в диптихи Константинопольской церкви. Преемник Порфирия по Антиохийскому престолу, епископ Александр (408–418), направил письмо Римскому понтифику, в котором предложил восстановить общение церквей. Новый епископ Александрии св. Кирилл (412–444) также получил приказ Анфимия включить имя св. Иоанна Златоуста в диптихи. Правда, приказ был выполнен далеко не сразу, но всё же и в Александрии через некоторое время память св. Иоанна Златоуста была восстановлена. Удивительно, но раскол закончился в считанные месяцы 582 . Естественно, такая мера ещё более упрочила отношения между кафедрами, до этого весьма и весьма натянутые. Так, год за годом Восточная империя восстанавливала свои силы, в то время как Запад находился на краю гибели. Царевич и царевна повзрослели, и в 414 г. произошла перемена носителей власти: сестра св. Феодосия св. Пульхерия, достигшая 16-летнего возраста, 4 июля приняла по совету предшественника Анфимия Аврелиана титул августы и отставку опекуна. А 30 октября 414 г. в помещение сената были водворены бюсты Гонория, св. Феодосия и св. Пульхерии, что наглядно демонстрировало единство Римской империи 583 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сем родовом кладбище Романовых-Захарьиных, от которых произошёл Царь Михаил Фёдорович, опочивают под каменными надгробницами Царские родители, потомки первого Латышского Царя Видвута 46 . 1. Роман Юрьевич Захарьин, отец Царицы Анастасии Романовны, первой супруги Царя Иоанна Васильевича, скончавшийся 1543 г. Февраля 12. 2. Сыновья его Долмат Романович, 1545 г. Сентября 5. 3. Даниил Романов, 1561 г. Октября 27 и его супруга Анна, 1552 г. Июля 8, 4. Никиты Романовича Юрьева супруга Варвара, мать Патриарха Филарета Никитича, 1552 г. Июня 18. 5. Михаил Васильевич Яковлев Захарьин, 1556 г. Октября 18. 6. Княгиня Анна Никитична Троекурова, дочь Никиты Романовича Юрьева и сестра Патриарха Филарета, 1562 г. Декабря 2. 7. Великая старица Марфа Иоанновна, мать Царя Михаила Фёдоровича, урождённая Княжна Сицкая 47 1531 г. Января 27. 8. Дочь его Царевна и Великая Княжна Ирина Михайловна, 1679 г. Февраля 8. 9. Сестра его Княгиня Татиана Фёдоровна Катырева, 1611 года, Июля 31. Близ них погребены братья Царя Михаила Фёдоровича: Борис, Никита, Лев и Иоанн, скончавшиеся в младенчестве. В 1689 г., по описи, всех гробниц Царских пресветлых родителей в Новоспасском монастыре было семьдесят 48 ; ещё в 1616 г., по приказанию Великой старицы Марфы Иоанновны, сделано было туда на гробницы их Царских родителей сорок шесть покровов суконных 49 . Высеченные в камнях надписи на некоторых из них утратились, особенно в 1812 году, когда неприятели не пощадили святыни могил, хранимых в этой юдоли смерти. В усыпальнице под самым алтарём стоят надгробницы Митрополита Сарского и Подонского Павла – 1675 г., Архиепископа Сарского и Подонского Леонида (?) и Епископа Мстиславского Мефодия – 1665 г. Здесь погребены Архимандриты Новоспасские; портреты некоторых из них выставлены на стене перед гробницами: 1) Макарий Коширянин – 1681 г. Июня 11. 2) Иерофей Прилуцкий – 1728 г. Октября 28. 3) Иоанн Черепанов – 1778 г. Декабря 23. 4) Иоасаф Маслов, прежде бывший Действительный Тайный советник, 1785 г. Декабря 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

«Поразительнее всего то, что в этот момент разрушения православной русской государственности, когда руками безумцев насильственно изгонялась благодать Божия из России, хранительница этой благодати Православная Церковь, в лице своих виднейших представителей, молчала. Она не отважилась остановить злодейскую руку насильников, грозя им проклятием и извержением из своего лона, а молча глядела на то, как заносился злодейский меч над священной Главой Помазанника Божия и над Россией, молча глядит и сейчас на тех, кто продолжает делать свое антихристово дело называясь православным христианином». Русская Православная Церковь Зарубежом и Русская Православная Церковь Московского Патриархата покаянными молитвами и торжественным прославлением Царской Семьи изгладили этот грех. Но хотелось, чтобы те, кто сегодня, по словам Жевахова «продолжает делать свое антихристово дело, называясь православными христианами», опомнились и прекратили быть соучастниками ритуальной лжи. Любовь и молитвы русских людей к Царственным мученикам делают бессильными всю злобу и ложь цареубийц. Мы вспоминаем пророческие слова из завещания Государя, которое передала всем верным Царевна-мученица Ольга Николаевна: «Отец просит передать всем тем, кто остался Ему предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Зло будет увеличиваться. Но победит не зло, а любовь. По мере возвращения нашего народа ко Христу Спасителю в сердцах русских людей, несмотря на все усилия врагов, будет во всей полноте восстанавливаться правда о своей истории. Окончательно потеряет силу ритуальная ложь сатанистов, и в возрожденной России русские люди с благоговением и любовью будут чтить светлые имена святых Царственных мучеников и страстотерпцев; Царя-мученика Николая Александровича, Царицы-мученицы Александры Феодоровны, Светлого Отрока Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

http://radonezh.ru/monitoring/proslavlen...

219. Немира Bлaдuмip. " Монархию в России никто не отменял " . Так думает Вольфганг Акунов, офицер Добровольческого корпуса, Генеральный секретарь Российского Христианско-Монархического Союза//Век. 13.03.1998, 11 (277). 220. Крахмальникова Зоя. " Мы были счастливы, что Церковь вспомнила о царской семье "http://Век. 13.03.1998, 11 (277). 221. Артемыч Татьяна. " Следует ждать, что Господь совершит чудо " . Так считает о.Михаил Ардов, настоятель первого в России храма во имя св. царя-мученика Николая//Век. 13.03.1998, 11 (277). 222. Прибыловский Bлaдuмip. В сторонниках короны согласья нет. Как минимум четверо претендентов на престол живут в России//Век. 13.03.1998, 11 (277). 223. Шкарникова Ирина. Церковь не верит в подлинность царских останков. Русская Православная Церковь не собирается закрывать вопрос о подлинности царских останков//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 224. Старший следователь-криминалист Генпрокуратуры Bлaдuмip Соловьев: мы расследовали убийство по воспоминаниям убийц//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 225. Следствия по обстоятельствам гибели царской семьи//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 226. Костиков Роман. Президент не переубедил патриарха (интервью с Митрополитом Ювеналием)//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 227. Белых Вадим, Бицоев Саид, Графов Дмитрий, Гальперин Иосиф, Кожахметова Альмира. Как играют в кости императора//Новые известия. 14.03.1998. 228. Кого же похоронят в Петропавловке? " Анастасия " – кинохит Америки//Правда. 14.03.1998. 229. Струженцов Дмитрий. Суета вокруг престола. Кто же все-таки старейшина императорского дома Романовых?//Труд. 14.03.1998. 230. Хомякова Юлия. Сказка о мертвой царевне. Русская царевна – мультипликационная звезда//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 231. Данилкин Лев. Русская бабушка//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 232. Американские бабки//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 233. Бондаренко Bлaдuмip. Кто спешит на похороны Царя?//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 234. Назаров Михаил. Пляска на гробах. Похороны Екатеринбургских останков как зеркало современной смуты//Завтра. 15.03.1998, 11 (224).

http://religare.ru/2_47504.html

579.             440 мучч. Италийских, пострадавших от Лонгобардов. 2 марта. Ок. 580.       Симеон юродивый, и Иоанн спостник его, препп. Палестинские 21 июля. 582.             Евтихий, патриарх Цареградский. 6 апр. 584.             Ерминингелд царевич, муч. Испанский. 1 ноября. 595.            Иоанн постник, патриарх Цареград. 2 сент. 596.            Симеон преп., столпник на Дивной Горе. 21 мая. 600.             Вавила преп., КиликианИн.Субб. с. 7 век Фомаида, мучен. Александрийская 13 апр. Палладий, преп. Александрийский. 27 ноября. Флор преп., еп. Амидский. 18 дек. Зосима преп., еп. Вавилона Египетского. 4 июня. Вендимиан, преп. Вифинский. 1 февр. Аввакир и Лаврентий, препп. Египетские. Субб. с. Елезвой блаженный, царь Ефиопский. 24 окт. Леандр, еп. Испалитанский. 1 ноября. Иаков постник, подвизавшийся близ Кармильской горы. 4 марта. Симеон столпник третий, преп. Киликийский близ Ег. Субб. с. Софроний, архиеп. Кипрский. 9 дек. Леонтий, преп. Ливийский. Субб. с. Препп. Палестинские: Зосима. 4 апр. Агапит, Аноим, Иеремий, Дометиан, ученики Саввы Освященного, и Афродисий. Субб. с. Иоанн Савваит. 7 дек. Косма скопец. 3 авг. Пимен. 27 авг. Христофор. 30 авг. Василий, ученик преп. Феодосия. Субб. с. Мина Синаит. 5 янв. Вонифатий милостивый, еп. Форентийский. 19 дек. Зосима преп. Финикийский. 8 июня. Евстолия и Сосипатра царевна, препп. Цареградские. 9 ноября. Марфа прав., мать Симеона Дивногорца. 4 июля. 601.             Домитиан, еп. Мелитины Армян. 10 янв. 604.             Григорий Двоеслов, папа Римский. 12 марта. 600.             Иоанн Лествичник. 31 марта. 607.             Евлогий, архиеп. Александрийский. 13 февр. 609.             Феодор, архиеп. Александрийский. 3 дек. 610.            Фома, патриарх Цареград. 21 марта. 613.             Феодор Сиксот, еп. Анастасиопольский. 22 апр. 620.             Иоанн милостивый, архиеп. Александрийский. 12 ноября. 633.             Модест, архиеп. Иерусалимский. 18 дек. 610–641.       Анастасий, игумен горы Синайской. 20 апр. Алипий, столпник Адрианопольский в Пафлагонии. 26 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Не жених и невеста, а два мира встречались на корсунской пристани: в лице Анны это был мир, благословлённый Богом, в лице Владимира – требующий исцеления благодатью Божией. Увидев князя Владимира и узнав о его болезни, царевна Анна с верой сказала жениху: – Крестись, и исцелит тебя Господь! После прибытия Анны начались приготовления к Крещению князя и венчанию. Владимир с дружиной каждый день ходил в храм над крещальной купелью (баптистерием), где священник Анастас и отец Валерий посвящали русичей в таинства Христовой веры. Настал момент, когда русский князь сказал в своём сердце: “Я готов”. И тогда был назначен день Крещения. Он выдался солнечным, тёплым, наполненным пением скворцов и стрижей. Владимир, ведомый Добрыней, в сопровождении дружины, пришёл к крещальне в урочный час. Во всех храмах в тот день отслужили литургии, и митрополит с собором духовенства, императорскими посланцами и корсунской знатью ожидал русского князя у баптистерия. Князь вошёл под свод храма, прошёл к крещальне, купол которой был выложен мозаикой с изображением звёздного неба, облачился по христианскому обычаю в крещальную рубаху. Ему, ничего не видящему перед собой, помогли спуститься по мраморным ступеням в круглый бассейн. Владимир не мог рассмотреть креста на дне, не видел он и прозрачности освящённой воды. Но всем своим существом он предстоял пред Богом в полной готовности жить отныне по небесному Закону. Митрополит трижды погрузил князя Владимира в воду, посвятив его в воинство Христово во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И когда в третий раз поднялся Владимир над водой и открыл глаза, то через мокрые ресницы он увидел и митрополита в расшитом золотом облачении, и своих ближайших соратников, и яркий солнечный свет, бьющий из узкого окна под куполом прямо в лицо князю. Прозревший, радостный, обновлённый, с размягчённым сердцем и с новым именем Василий вышел он из купели и с ликованием произнёс: – Теперь познал я Истинного Бога! Потрясённая явным чудом дружина крестилась вслед за своим князем. Братан Владимира, сын Добрыни, получил имя Константин.

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

Через несколько дней правитель Руси и царевна Анна были обвенчаны в кафедральном соборе Херсона, вместе причастившись на Литургии Святых Христовых Таин. Свадебный пир был торжественным и церемонным по-гречески, изобильным и радушным по-славянски. Дружинный певец Духовлад славил песнями жениха и невесту, подыгрывая на гуслях, и покорил всех гостей красотой своего голоса и облика. Новокрещёные дружинники вели себя неожиданно сдержанно и даже чопорно, боясь нарушить строгий порядок пира. Ратибор и Любомир радовались за князя и говорили между собой о том, что Владимир после крещения даже лицом поменялся: глядя на него так и хотелось сказать – красное солнышко. Они понимали, что впереди у князя немало трудностей, но они будут преодолены, потому что над Русской землёй всходило Солнце Правды – Слово Божие – Христос. Свет небесного познания властно входил в сердца русичей, научая их великому закону любви, милости и доброты. После свадебных дней начались сборы в обратный путь. На земляном холме заканчивалось строительство храма – подарок русского князя Корсуни. В Киев Владимир решил вернуться сухопутным путём. С ним отправлялись на Русь греческий митрополит, священник Анастас, монах Павел из Свято-Георгиевского монастыря и другие церковные люди. В повозки с великой осторожностью укладывались бесценные святыни – корсунские иконы, мощи священномученика Климента, богослужебные книги из Дунайской Болгарии на церковно-славянском языке, храмовая утварь, благовонный ладан… Любомир, собрав свои нехитрые пожитки, отправился с отцом попрощаться с семьёй отца Валерия. Растроганный Ратибор долго благодарил батюшку и Стефания за то, что научили Любомира грамоте. Отрок, хотя и не очень быстро, но уже мог читать и писать. После прощальной трапезы, когда все поблагодарили Бога, Мария, дочь священника, принесла свиток, завязанный пёстрой тесьмой, и смущённо подала его Любомиру со словами: – Здесь житие Георгия Победоносца. Я переписала тебе, чтобы ты мог читать его в Киеве, вспоминать Херсон и нас не забывать.

http://azbyka.ru/fiction/poxod-na-korsun...

Посмотрим на запись в другой Кормовой книге, Ростовского Борисоглебского монастыря: «по князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети и обедни служити собором, докуды и монастырь стоит» . Вновь упоминается некий «князь Юрий Васильевич». У Василия Третьего от Елены Глинской был сын Юрий, брат Ивана Грозного. Однако он родился 30 октября 1533 года, был крещён 3 ноября того же года, а умер 24 ноября 1563 года. Но в двух вышеприведенных записях упоминаются 1 января и 22 апреля (канун праздника Георгия (Юрия) Победоносца). Есть все основания предположить, что это не брат Ивана Грозного по Елене Глинской, а его брат от первого брака отца - то есть сын Соломонии, родившийся в апреле, и скончавшийся в январе. Государь Иван Грозный был очень умным и образованным человеком, он прекрасно знал историю своей семьи, изучал архивные документы. Вспомним про «Ящик 44-й». «А в нем списки - сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и Машки кореленки, и иных про немочь великие княгини Соломаниды», и про то, что из него сохранились только одно дело. Так вот, этот ящик в 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе» . Иван Грозный брал к себе много архивных дел, но интерес его к этому ящику очень показателен. Неожиданное подтверждение того, что сын Софии существовал, было получено спустя 300 с лишним лет, в годы, когда представители советской власти активно вскрывали гробницы и раки святых. Монастырское предание четко зафиксировало место погребения сына инокини Софии. В «Историческом и археологическом описании Покровского девичья монастыря» говорится о том, что «с правой стороны гробницы Соломонии находится полуаршинный памятник; как говорят, тут похоронен семилетний сын ее, родившийся в обители» (правда по другой версии, здесь была похоронена малолетняя «царевна Анастасия Шуйская», - дочь царя Василия); «есть предание, похожее на истину, что Соломония, уже постриженная в Суздаль, родила сына Юрия, который жил с ней и умер 7 лет от роду. Камень, покрывающий его могилу, показывают возле гробницы Соломонии» .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: “Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею”. Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивотеКиот в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы – царевна Рипсимия, мученицы Рипсимия и Гаиания, ее наставница Гаиания. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй – со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы – Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память ее совершается 1 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265 – 342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. “В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь”. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. “Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами”. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Образ Георгия страстотерпца. При самом пожертвовании в обитель от Шепелевых в 1689 году, был уже «в древних летех». Писан на составной из двух неравных частей доске, вышиною 1 арш. 3 вершка, шириною 1 арш. На главном плане изображен Св. Георгий, на белом коне, попирающем змия. Икона представляет последний момент события, когда обреченная на жертву змию царевна возвращается от озера в сопровождении Св. Победоносца, ведя смертельно уязвленное и усмиренное чудовище на своем поясе к преддверие отеческого жилища. В правом углу иконы виден в облаках Господь наш Иисус Христос , благословляющей Победоносца и Ангел Господень, держащий над главой его победный венец. Некоторые особенности рисунка приводят к вероятному заключению, что икона сия писана в XV или в начале XVI века каким-либо местным иконописцем. Икона св. Николая чудотворца, вышиною 7 1 / 2 верш., шириною 6 1 / 2 в., московского иконного письма, обложена серебряной чеканной ризою, весьма искусной работы, сделанной, как означено на венчике, в 1784 году. Икона св. Николая Чудотворца , – храмовая, в приделе того же имени, пожертвована болховским помещиком Алексеем Ив. Желябужским, устроившим сей придел в 1835 г.; вышины 9, ширины 8 вершк., московского иконного письма. Серебра с финифтью 1 ф. 60 зол. Икона св. Анастасиа Узорешительницы , пожертвована в обитель полковницей Анаст. Ив. Кульневой, по ризе – старой весьма искусной работы, шитой серебром и золотом. Вкладная книга В лист малого формата, в кожаном переплете; несколько вкладов вначале занесены полууставом, другие прописью. Книга эта, как значится по старым описям, заведена была при строителе старец Исидоре в 1670 году; некоторых листов недостает. Посему-то, вероятно, и первые вклады относятся лишь к 1675 году. Вкладов до 1700 года немного и как они все равно заслуживают внимание археологов, воскрешая собою ту или другую черту древнего русского быта, то и выписываем их сполна, начиная с вкладов царских. а) Царские вклады: 1) 1688. 196 г. августа в 7 день по указу благоверныя и великия государни царевни и великой княжны софии алексеевны, дано вкладу в казельской уезд введения пресвятыя Богородицы в оптин монастырь, по бояриине иване михайловиче милославском 20 руплей, денег, и те денги вкладныя столник андрей яковлев сын чичерин, отдал в монастыре, черному священнику строителю дорофея з братиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010