С разрешения университетского начальства в домовом храме венчали «учащихся». 10 ноября 1891 года здесь «с большой пышностью» венчались студент историко-филологического факультета Михаил Абрамович Морозов и Маргарита Кирилловна Мамонтова. На торжестве присутствовала вся Москва, поскольку имя миллионера Морозова, будущего мецената Консерватории и музея Изящных искусств, обязывало высший московский свет. Его жену прозвали «великолепной Маргаритой Кирилловной», именно ее Врубель изобразил в картине «Царевна Лебедь». Женщина выдающегося ума, она основала Религиозно-философское общество, в которое вошли Н.А.Бердяев и П.Флоренский, а потом знаменитое издательство «Путь». Есть косвенные свидетельства, что в университетской церкви в 1892 году крестили новорожденную Марину Цветаеву, а потом и ее сестру Анастасию. Таинство Крещения совершил протоиерей Николай Елеонский, близкий друг профессора Ивана Цветаева. Здесь точно прошли первая исповедь и причастие сестер Цветаевых, потом великая поэтесса вспоминала о своей «первой православной исповеди» в университетском храме. Всей семьей Цветаевы говели здесь перед Пасхой. Анастасия Ивановна писала, что высокий сводчатый потолок в церкви придавал службе домашний уют и создавал в храме особую атмосферу. Богословская аудитория Вернемся к эпохе Николая I. Пока строилось здание церкви, в университете произошли решительные перемены: в 1835 году был принят новый устав, который произвел качественный скачок в преподавании богословия. Отныне «для Догматического и Нравоучительного Богословия, Церковной Истории и Церковного Законоведения определяется особая, не принадлежащая ни к какому Факультету кафедра для всех вообще Студентов Греко-российского исповедания». Таким образом, вводилась новая самостоятельная и общая для всех студентов кафедра Богословия. Эти новшества во многом были связаны с восстанием декабристов и с распространявшимися атеистическими веяниями, которыми так увлекалась молодежь.   Администрация университета должная была следить, чтобы «дух вольнодумства ни открыто, ни скрыто не мог ослаблять учение православной церкви в преподавании наук философских, исторических или литературных». По той же причине смертельного страха императора Николая перед революциями было запрещено преподавание философии в университете после того, как революционная волна окатила Европу в 1848 году. Через два года кафедру философии ликвидировали, а лекции по логике и психологии возложили на   профессора-настоятеля, благо эту должность, повторимся, всегда исполняли высокообразованные священники. В отчете за 1852 год говорилось: «с поручением чтения логики и психологии профессорам богословия, сроднило эти науки с истинами откровения».

http://pravoslavie.ru/36354.html

Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень. Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала: " Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею " . Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе), возрадовалась духом и, придя к своему дяде, Патриарху Иерусалимскому, рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана (284 - 305). Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня, по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей. Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

http://pravicon.com/info-3625

Москва. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) - генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II. Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом 10). На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.

http://sobory.ru/article/?object=05174

В подмонастырской слободе Александровской, (что ныне город), был в 1609 году военный стан доблестного героя, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, участвовавшего в спасении отечества. КНЯГИНИН, женский, 2 класса, в губернском городе Владимире; основан в конце XII века В. К. Всеволодом III, по желанию супруги его, княгини Марии, которая украсила обитель богатыми вкладами и по кончине В. К. Всеволода приняла в ней иночество. В 1238 году, при взятии Владимира Батыем, монастырь сей подвергся разорению. – Ныне здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы; заложена каменная в 1200 году и освящена Иоанном, Епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским; в ней почивают мощи мученика Авраамия, перенесенные сюда из Болгар в 1230 году; и местно-чтимых: а) Княгини Александры, первой супруги св. В. К. Александра Невского; б) Княгини Вассы , второй супруги сего Великого Князя; и в) дочери его, княжны Евдокии. Тут же погребены: основательница обители, Княгиня Мария (в иноч. Марфа), сестра ее, Княгиня Ярославля († 1200) и Княжна Елена, дочь В. К. Всеволода III. 2) Казанской Богородицы, позднейшего построения. 3) Иоанна Златоустог о, теплая. – В этой обители жила в иночестве 16 лет злополучная царевна Ксения Годунова до своей кончины, случившейся в 1622 году. ФЕОДОРОВСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Переславль-3алеском. О времени основания его сведений нет; известно только, что он сначала был мужским, а в женский обращен около 1557 года при царе Иоанне Васильевиче, по воле супруги его царицы Анастасии Романовны, вскоре после разрешения ее от бремени царевичем Феодором. – Здесь три каменные церкви: 1) Соб. Великомученика Феодора Стратилата, сооруженная в 1557 году на пожалованную Царем Иоанном сумму. 2) Казанской Богородицы, больничная. 3) Введения во храм Божией Матери, древнего построения, с приделами Знамения Богородицы и св. Адриана и Наталии. В этой Введенской церкви показывают гробницу Схимонаха Сергия, жившего в обители тогда, когда она была мужской; его память почитается от окрестных жителей, как инока добродетельного.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

По смерти царя Федора Алексеевича осталось несколько сестер его и двое братьев: Иван и Петр. Тогда, как известно, объявлен был преемником умершему царю меньшой из царственных братьев, Петр. Старшего обошли, как " скорбного главою " (недостаточно умного). Но, по интригам сестры их Софии, в Москве произошло смятение; устранение от престола старшего из братьев приписали козням Нарышкиных, родственников с матерней стороны меньшого брата; стрельцы произвели переворот, который привел к тому, что оба брата были провозглашены вместе царями и должны были нераздельно царствовать. Несмотря на то, что их происхождение от разных матерей уже прежде возбуждало недоразумения и послужило поводом к стрелецкому восстанию, оба брата не ссорились между собою, как ни старалась поселить между ними рознь царевна София, рожденная от одной матери с Иваном. Петр скоро показал свои необыкновенные способности и вступил в управление делами. Иван сознавал свою духовную скудость, ни во что не вмешивался, ни в чем не перечил брату и спокойно прозябал в своих кремлевских дворцах и в своем подмосковном селе Измайлове. В 1684 году 9 января он соединился браком с девицею Прасковьей Федоровной Салтыковой. Ее прадед был знаменитый в русской истории Михайло Глебович Салтыков. В Смутное Время он держался стороны поляков, горячо старался о воцарении в Московском государстве польского королевича Владислава, но не встретил сочувствия в русском народе и в 1612 году, когда дело поляков явно казалось проигранным, перебрался со всем семейством в Польшу. Его внук Александр (сын Петра Михайловича Салтыкова) во время завоевания Смоленска царем Алексеем Михайловичем присягнул московскому царю и перебрался в его владения, где оставалось немало лиц, носивших одно с ним родовое прозвище, и некоторые из них занимали в государстве важные места. Установившись на родине своих предков, Александр Петрович Салтыков служил некоторое время воеводою в Енисейске, был вызван оттуда царевной Софией Алексеевной и сделан воеводой в Киеве. Тогда он переменил свое имя Александра на имя Федора, в честь царя Федора Алексеевича. У него был сын Василий и две дочери: Прасковья и Анастасия. Первая стала супругою царя Ивана Алексеевича.

http://sedmitza.ru/lib/text/435705/

Никонова летопись подтверждает это событие. В ней сказано: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549 года Августа в 1–й день, в Субботу на неделю в нощи той, в начале 4–го часа родися Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу, всея России Самодержцу, дщи царевна Анна от Царицы и Великой Княгини Анастасии от дщери Романа Юрьевича; а крестил ее Благоверный Царь в новом монастыре девиче, в церкви Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее; приехал Царь и В. К. в Субботу в монастырь, во храм Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту слушав всенощную и заутреню, и во утрия день в неделю Августа в день церковь свящал и дщерь свою Царевну Анну, а крестил ея старец Андриан Ондрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни Корнилев ученик, а действовал священническая Игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов». На обратном пути из Москвы, Господь судил блаженному старцу окончить земное поприще мученической смертью и стяжать венец страстотерпца. Некоторые из соседних Ондрусовой пустыни жителей (крестьяне сел. Обжи), сведав о милостивом приеме старцу от Царя, научаемые диаволом, умыслили овладеть царскими дарами. 15 Мая 1550 года, в дремучем лесу, за 30 верст от обители, близ селения Обжи, напали на святого мужа и жестокими побоями пресекли его земную жизнь. Злочестивые люди эти обманулись в своих ожиданиях: нестяжательный старец чужд был тленных сокровищ, царского дара не нес, и лишь странническая сума досталась в добычу убийцам. Сиротствующее братство, не зная случившегося, напрасно ожидало отца своего и наставника. Прошло два года в неизвестности. Напоследок, в одну ночь в сонном видении явился Преподобномученик нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, поведал им о страдальческой своей кончине, указал место, где злодеи скрыли святые мощи и велел похоронить его кости в обители. Это было 18 мая 1552 г. Угодник Божий назначил даже путеводителя к временной могиле своей: конь земледельца должен был привести к ней. В видении Св. Адриан сказал инокам, чтобы они, встретив близ селения Обжи крестьянина, пашущего на белой лошади, опрягли бы ее, пустили на волю и сами следовали за ней и где она остановится, там и искать кости его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Анна села на корабль и, попрощавшись с ближними, с плачем отправилась через море в сопровождении сановников и пресвитеров. Церемонию оглашения и крещения русского князя, согласно той же летописи, проводил местный архиерей — архиепископ Херсонский — в сослужении с прибывшим из Константинополя духовенством. Летописец рассказывает, что незадолго до крещения Владимир «разболелся очами» и перестал видеть, и уже прибывшая, но еще не видевшая его царевна («цесарица») посоветовала ему как можно скорее креститься, чтобы излечиться от недуга. Так и случилось: прозрение духовное совпало у Владимира с прозрением телесным, и вчерашний язычник радостно воскликнул: «Впервые увидел я истинного Бога!». Характерно, что именно после этого чуда примеру князя решили последовать многие из его дружинников («дружина его мнози»). Многие — но отнюдь не все, и это важная деталь, показывающая, что решение о крещении было для князя вовсе не таким естественным и простым, как может показаться.  После крещения Владимир, согласно летописи, поставил в Херсоне–Корсуне церковь Иоанна Предтечи на горе, насыпанной посреди града во время осады из земли, выбиравшейся жителями из русской насыпи. Затем он отдал город императору и отправился домой — с Анной, Анастасием и священниками, херсонскими и царицыными, взяв с собой мощи святых Климента Римского и его ученика Фива, церковные сосуды и иконы, а также две медных статуи и четверку медных коней (они, уточняет летописец, и ныне стоят в Киеве за Святой Софией, и невежды считают их мраморными). Прибыв в Киев, князь-победитель повелел сбросить им же недавно поставленные кумиры: одни были изрублены, другие сожжены, а Перун удостоился особой чести: привязанный к конскому хвосту, он был стащен «по Боричеву на Ручай», сопровождаемый 12 мужами, бившими его палками (не потому, пишет летописец, что дерево может чувствовать удары, а чтобы бес, прельщавший им человека, получил возмездие).  Язычники-киевляне недолго оплакивали Перуна. Владимир через своих глашатаев объявил по всему городу: «Кто завтра не откажется на реке — богатый или бедный, нищий или раб — будет моим противником». Услышав это, пишет летописец, люди с радостью пошли на Днепр, говоря: «Если бы не было это дело добрым, не приняли бы его князи и бояре». Утром Владимир с духовенством вышел на Днепр, где собралось бесчисленное множество людей, от старцев до грудных младенцев на руках у родителей. Священники творили молитву, а народ окунался в воды: и можно было видеть радость великую на небесах и на земле по случаю спасения стольких душ. А дьявол, — пишет летопись, — с горечью стонал, говоря: «Хотел было я жить среди этих людей, не знавших апостольского учения и не ведавших Бога, и радовался, когда они служили мне. Но вот уже меня побеждают не апостолы и мученики, а простецы (“невегласы”). И не царствовать мне больше в этих странах!».

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/60...

Под Преображенскою церковью погребены: мать царя Михаила Феодоровича, инокиня Марфа Иоанновна; царевна Ирина Михаиловна; княгиня Татьяна Федоровна Катырева, родная сестра царя Михаила, и четыре его брата, умершие в младенчестве; боярин Роман Юрьевич Захарьин, отец царицы Анастасии; Никита Романович Юрьев-Захарьин, отец патриарха Филарета, – с супругою; Долмат Романович, шурин царя Михаила, и прочие бояре Романовы; княгиня Анна Никитична Троекурова, и Ирина Никитична Годунова, сестры патриарха Филарета; бояре: князь Михаил Трубецкой и князь Василий Васильевич Сицкий; царевичи сибирские: Алексий, Григорий и Петр Алексеевич; Тайный Советник Граф Иона Александрович Бутурлин; князья Сибирские, Дашковы, Оболенские, Лобановы – Ростовские; бояре Нарышкины, Панины, Новосильцевы; Павел митрополит Сарский и Подонский; Леонид, епископ Сарский и Подонский; Мефодий, епископ Нежинский; также и архимандриты этой обители, в числе коих Иоасаф (Маслов) бывший в мире действительным тайным советником. Под Знаменскою церковью погребены, сверх вышеупомянутых, многие знаменитые особы, как-то: боярин князь Яков Куденетович Черкаский; боярин князь Михаил Алегукович Черкаский; княгиня Марфа Никитична Черкаская, сестра патриарха Филарета; великий канцлер князь Алексей Михайлович Черкаский; сын знаменитого сподвижника Петрова, генерал-аншеф граф Петр Борисович Шереметев и проч. Между архимандритами Новоспаского монастыря замечательны: Иов, бывший потом первым Патриархом Всероссийским, знаменитый Никон и Питирим, также патриархи, а в новейшее время Филарет (Дроздов) , нынешний митрополит московский СИМОНОВ, муж. Ставропигиальный, 1 класса, в Москве, на самом краю города, за бывшим Крутицким Архиерейским домом, на высоком берегу Москвы реки; находится под управлением архимандрита, монастырь этот основан был первоначально в 1370 году Преподобным Сергием Радонежским, по благословению св. митрополита Алексия, при В. К. Димитрии Донском, на том месте, где ныне существует приходская церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Подле собора, у западной стены оного, в отдельной глухой палатке погребено злополучное семейство Годуновых: царь Борис Феодорович, царь Феодор Борисович, царица Марья Григорьевна и царевна Ксения Борисовна; они лежали прежде в существовавшей у Собора паперти, которая в 1781 году по ветхости сломана. Тут же, у юго-западного угла Собора находится колодезь, ископанный самим св. Сергием и обретенный в 1644 году, при царе Алексие Михайловиче, во время починки паперти собора, это случилось тогда именно, когда монастырь нуждался в хорошей воде; каменная часовня над колодцем устроена в то же время. Между Успенского собора, и колокольни, на площади, устроен в 1792 году митрополитом Платоном памятник, в виде пирамиды, вышиной в 14 аршин, с надписями, изображающими все бывшие в Лавре великие события. – 4) Сошествия св. Духа, сооружена Царем Иоанном Васильевичем на память взятия Казани; она заложена самим царем, в присутствии царицы Анастасии, сыновей их, Иоанна и Феодора, брата царя, князя Юрия, и царя Казанского Александра; при освящении ж также был царь, с царицею Анастасией Романовной. Церковь эта впоследствии украшена Патриархом Никоном и расписана в 1655, а по обветшании стенного письма, оно возобновлено в 1778 году. Подле церкви есть малая часовня, в которой находится гробница знаменитого ученого, Максима Грека . – 5) Малая церковь , во имя введения Богородицы св. Сергию; построена в 1734 году по повелению императрицы Анны Иоанновны на том месте, где погребен свидетель этого чудесного явления, ученик и келейник св. Сергия, Препод. Михей, которого и мощи здесь почивают под спудом; в 1781 году церковь эта возобновлена и украшена Митрополитом Платоном, она вся на 5 саж. в длину и 2 в ширину. – 6) Сергия Радонежского, с огромнейшею трапезою и галереями вокруг. На этом месте первоначально была построена деревянная церковь во имя св. Сергия, в изъявление угоднику Божию благодарности за отклонение от обители нового бедствия, какового опасались при появлении внезапно под стенами монастыря войск польского королевича Владислава, и окончившегося достославными миром, в деревне Деулине 1619 заключенным; а в 1685 году, при царях Иоанне и Петре, сооружена нынешняя каменная, и в присутствии их освящена 29 июля 1692 последним Патриархом Адрианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Чему учат нас святые мироносицы? 9. Премудрая царевна-великомученица 10. Чудное творение Божие – человек 11. Святая Нина, просветительница Грузии 12. Святая Анастасия Узорешительница как великий образец христианского милосердия к заключенным в темнице 13. Святые мученики Адриан и Наталия 14. Святая Иулитта, мать святого мученика Кирика 15. Святая подвижница Павла 16. Как святая великомученица Варвара познала истинного Бога из рассмотрения мира 17. Мученица 18. Святая Нонна 19. Сила христианина 20. Княжна Евфросиния Полоцкая 21. Старая русская повесть о доброй барыне 22. Нагорная проповедь     Предисловие 3 Доброе воспитание крестьянских девочек для семейного быта Я считал всегда за одну из главных задач начального обучения. Из Высочайшего рескрипта епископу Полтавскому Илариону Никто не может научить нравственности лучше, как мать. Слова Иннокентия, митрополита Московского I Предлагаемый сборник под названием «Искра Божия» есть первый опыт в нашей педагогической литературе собственно книги для девочек 4 . А потому и суждение о нем, по нашему личному мнению, не должно быть очень строгим. Нет особенного труда работать на поприще, все тропинки по которому давно проторены людьми знания и опыта, – но не то бывает там, где почти ничего еще не сделано у нас, равно как и в западно-европейской педагогической литературе, где все приходится делать оному – и намечать цели, и изыскивать средства к осуществлению этих целей, где один вопрос о книжке собственно для девочек для большинства кажется совершенно излишним, так как оно не замечает или не хочет заметить никаких различий в характере и предназначении для жизни мальчика и девочки. Составитель этой книги смотрит на дело несколько иначе, имея в виду практическую жизнь и данные истории, психофизиологии и педагогики. Не признавая никакой разницы в первоначальном обучении отечественному языку мальчиков и девочек, не отмечая этой разницы даже в первые два-три года школьного обучения детей обоего пола, мы твердо убеждены, что при дальнейшем ходе обучения отечественному языку, приблизительно с 3-го или 4-го года, должно быть значительное различие в подборе учебного материала в русской книге для классного и семейного чтения мальчиков и девочек. Раз мы убеждены, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребенка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010