к. Uoahha III , дочь молдавского господаря; великая княгиня Елена Васильевна, урожденная Глинская, супруга в. к. Василия Иоанновича; четыре супруги царя Иоанна Грозного: первая – Анастасия Романовна; вторая – Мария Темрюковна, урожденная кн. Черкасская; третья – Марфа Васильевна, урожденная Собакина, и седьмая – Мария Феодоровна, урожденная Нагих, мать св. Димитрия; царевна Мария, дочь царя Uoahha IV ; инокиня Иулиания, мать царицы Анастасии и супруга боярина Романа Юрьевича Захарьина; царевна Параскева Михайловна, из Фамилии Соловых, супруга царевича Иоанна, сына царя Uoahha IV ; царевна Феодосия, дочь царя Феодора Иоанновича; царевна Анна, дочь царя Василия Иоанновича Шуйского; его супруга, царица Марии, в иноч. Елена, урожденная кн. Буйносова-Ростовская; царица Ирина Феодоровна, урожденная Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича; две супруги царя Михаила Феодоровича: царицы – Мария Владимировна, урожденная Долгорукая, и Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева; его дочери, царевны: Пелагия, Марфа, София, Евдокия, Анна (в иноч. и схиме Анфиса) и Татиана; две супруги царя Алексия Михайловича, царицы: Мария Ильинична, урожденная Милославская, и Наталия Кирилловна, урожденная Нарышкина, мать Петра Великого, и три его дочери, царевны: Анна, Евдокия и Феодора; царица Агафия Симеоновна, урожденная Грушецкая, супруга царя Феодора Алексиевича; царевны: Феодосия, Мария и Параскева, дочери царя Иоанна Алексиевича; и великая княжна Наталия Алексиевна, дочь царевича Алексия Петровича, сестра императора Петра II. Подле самого Вознесенского монастыря находятся замечательные и единственные в своем роде ворота Кремлевские, называемые Спаскими; они сооружены, вместо прежних, Медиоланцем Петром Антонием Соларием, в 1491 году, по повелению в. к. Uoahha III , оградившего кремль московский величественными стенами, башнями и стрельницами. Сквозь Спаские ворота каждый мужчина не иначе может пройти, или проехать, как с непокровенною головою: преимущества этого никакие другие городские врата в России не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Лл. 10–21 чистые, но внизу, как уже сказано, идёт помета уставщика старца Ефрема. 3 . Благоверных великих княгинь. Записаны: благоверная княгиня Ольга, во святом крещении Елена; великия княгини: Анна, Елена, Улиания, Мария, Александра, Евфросиния, великая княгиня-инока Марфа, Мария, великая государыня инока Марфа, великия княгини: Софья, Елена, Софья, Елена, инока Софья, Елена, царица великая княгиня Анастасия, царица Анна, царевна Анна, царевна Евдокия, царица великая княгиня Мария, благоверная царевна Евдокия, благоверная царевна Феодосия, благоверная царица великая княгиня инока Александра, благоверная царица великая княгиня Мария, благоверная царевны Пелагея и Марфа, благоверная царица и великая княгиня Евдокия. 4 . Благоверные князи: Петр, Георгий, Андрей, Владимир, Георгий, Андрей, Петр, князь-инок Кассиан, Иван, князь-инок Сава, Афанасий, Георгий, Андрей, Борис, Андрей, Дмитрий, Георгий, Семен, Андрей, Дмитрий, Иван, Иван, Василий, Георгий, Симеон, князь-инок Игнатий, Василий, Дмитрий, Александр, Семен, Михаил, Семен, Василий, Иван, Георий, Владимир, Андрей, Георгий, князь-инок Иннокентий. 5 . Благоверных княгинь: княгиню-иноку Евпраксию, княгинь: Марию, Марию, княгиню-иноку Марию, Марию, Елену, княгиню-иноку Марию, Вассу, Феодосию, Елену, Елену, Ирину, Улиаиию. 6. Резанстии. Великого князя Василия, великую княгиню Анну, великого князя Ивана, князя Феодора. 7. Тверстии. Великого князя Александра, великого князя Бориса, великую княгиню Анастасию, великую княгиню Анну. 8. На казанском бою избиенных. Князя Давыда, князя Феодора, князя Андрея, Василия, Василия, Филиппа, Георгия, Иакова, Афанасия, Василия, Ивана, Ивана, Феодора, Стефана, Ивана, Игнатия, Василия, Козму, Илариоиа, Александра, Андрея, Ивана, инока Феодосия, Григория, Даниила, Никиту, Дмитрия, инока Митрофана, Захарью, Захарью, Андрея, Ивана, Ивана, Илью, Ивана, Василия, князя Бориса, Ивана, Бориса, Евсевья, Бориса, Варлама, Матфея, Афанасия, Стефана, Козьму, Илариона, Феодора, Симеона. 9. С Нагаи бой был.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Не случайно 16 императриц и царевен были прославлены Кафолической Церковью как святые подвижницы Православия. Вот их имена: святая Елена, мать святого Константина Великого; святая Феодора, супруга святого Юстиниана Великого; святая Евдокия, жена святого Феодосия II Младшего; святая Пульхерия, жена святого Маркиана (450–457); святая Феодора, жена императора Феофила (829–842); царевна святая Анфуса, дочь императора Константина V Исавра; царевна святая Сосипатра, дочь императора святого Маврикия; императрица святая Ипомония (Елена), жена императора святого Мануила II Палеолога (1391–1425); святая Ариадна, дочь императора святого Льва I Великого (457–474), жена императора Зенона (474–475; 476–491) и императора Анастасия I (491–518); святая Ирина, жена императора Льва IV Хазара (750–780); святая Плакилла, жена императора святого Феодосия I Великого (379–395); святая Маркиана (Лупакия, Евфимия), жена императора Юстина I (518–527); святая Ирина, жена императора Иоанна II Комнина (1118–1143); царевна святая Феврония, дочь императора Ираклия Великого (610–641); святая Феофания, жена императора Льва VI Мудрого; преподобная Мария Монгольская, дочь императора Михаила VIII Палеолога (1261–1282). Типичный портрет византийской царицы дает нам императрица Ирина Дука, супруга василевса Алексея I Комнина (1081–1118). Образованная и невероятно благочестивая, хозяйка на своей, женской половине и фактически управляющая царским имуществом, она видела свой долг в том, чтобы воспитывать детей и быть помощницей мужа. Покровительница искусств, писателей и поэтов, женщина, чья рука не уставала подавать милостыню нуждающимся, выходящая в свет исключительно по заведенному при царском дворе церемониалу, мудрая, скромная и бережливая, терпеливая и отходчивая, она становилась настоящим соратником царственного супруга в дни испытаний. Скромность и домашние заботы не препятствовали, тем не менее, царице активно участвовать в политике, в чем она явно преуспела. В скором времени Ирина начала сопровождать супруга в многочисленных походах, и царь очень дорожил ее вниманием и советами. А под конец жизни Алексея I царица оказывала на него беспрецедентное влияние. Она всюду следовала с мужем и, сохраняя природную сдержанность, быстро разбиралась в хитросплетениях политических комбинаций, неизменно давала царю лучший совет .

http://pravoslavie.ru/59983.html

Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви. Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп. Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения.

http://pravoslavie.ru/80933.html

Других сведений о ней нет. 277. Анастасия Андреевна 277. Анастасия Андреевна, первая жена Бориса Александровича, вел. кн. Тверского 387), дочь Андрея Дмитриевича, князя можайского 315), от брака с Аграфеной Александровной, в иночестве Ириной, княжной стародубской 210). К ней, ещё незамужней, обращено св. Кириллом белозерским «прощение и благословение», в его духовной, писанной 9 июня 1427 г.; она, вместе с мужем, значится «порукой» в договорных грамотах Ивана Андреевича, князя можайского 791), её родного брата, с Василием Васильевичем Темным, вел. кн. московским 44), около 1447 и 1448 гг.; ум. в Твери, в 1451 г. Тело её погребено там же, в Спасо-преображенском соборе. Оставила единственную дочь, Марию 122), впоследствии жену Ивана III Васильевича, вел. кн. московского и всей Руси 95). 278. Анастасия Васильевна 278. Анастасия Васильевна, вторая из четырех дочерей Василия Дмитриевича, вел. кн. московского 43), от брака с Софией Витовтовной, в иночестве Евфросинией, великой княжной литовской 181), жена Олелька (Александра) Владимировича, князя киевского, внука Ольгердова. О времени её рождения, вернее в Москве, сведений нет; выдана за Олелька, в 1417 г; посещала отпав Москве, в 1421 г.; лишилась его, 27 февраля 1425 г.; по ослеплении брата её, Василия Васильевича Темного, вел. кН. московского 44), Дмитрием Шемякой 75), держала в Москве своего соглядатая, присланного ей из Киева, в 1446 г.; потеряла мать, 15 июня 1453 г.; овдовела в 1455 г.; пела переписку о православии с св. Ионой, митрополитом московским, до самой смерти его, в 1461 г, – Дальнейшая судьба её неизвестна. – От брака с князем Олельком имела сыновей: Семена ) и Михаила ). 279. Анастасия Васильевна 279. Анастасия Васильевна, царевна, младшая из двух дочерей царя Василия Ивановича Шуйского 47), от брака (по некоторым известиям, второго) с княжной Марией Екатериной Петровной Буйносовой-Ростовской в иночестве Еленой 127). Из упоминаний о ней в документах оффициальных (Акты историч т. II, ст. 334, изд. 1841), видно, что она род.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Состав гробниц определяет время изготовления оклада Рублевской «Троицы»: это — период супружества царя Ивана и Анастасии Романовны (февраль 1547 — август 1560 г.), корректируемый фактом женитьбы Юрия Васильевича на Ульяне, дочери Д. Ф. Палецкого (3 ноября 1547 г.). Таким образом, Грозненский оклад создан между ноябрем 1547 г. и августом 1560 г. Обращает на себя внимание факт, что среди изображений святых на гробницах нельзя найти ни одного, соименного детям Ивана и Анастасии. Но царевна Анна родилась 10 августа 1549 г., умерла 20 июля 1550 г. Царевна Мария родилась 17 марта 1551 г., умерла в том же году 8 декабря . Царевич Дмитрий родился в октябре 1552 г., умер 4 июня 1553 г. Однако, царевич Иван, родившийся 28 марта 1554 г. и крещенный в честь Иоанна Лествичника, и царевич Федор, родившийся 31 мая 1557 г. и крещенный в честь Федора Стратилата, — оба пережили дату 1560 г., но в изображениях гробниц никак не засвидетельствованы. Следовательно, изготовление оклада можно ограничить ноябрем 1547 — мартом 1554 г. Оценим тематическую направленность в целом всего состава изображений на гробницах Грозненского оклада. В свое время В. А. Плугин подметил некоторую связь между изображениями гробниц на окладе «Троицы» и подбором святых, упоминаемых в июльском (1552 г.) послании митрополита Макария к царю под Казань, и сделал отсюда вывод, что замысел оклада состоял в прославлении царя и царского рода (при этом сделано указание на личных патронов Грозного, его отца и деда, но имена остальных членов семьи оставлены без внимания) в связи с победой над Казанским ханством  . Действительно, в июльском послании 1552 г. митрополит со всем собором молят Господа Бога и Пречистую Богородицу о помощи царю и всему христианскому воинству, чтобы Господь исполнил царское желание помощью и поспешением архистратига Михаила и молитвами святого Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла и Иоанна Богослова, великих Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, русских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Леонтия, мученика Георгия, страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами преподобных Сергия, Варлаама и Кирилла (перечисляю небесные силы и святых угодников, которые соответствуют изображениям на гробницах Грозненского оклада) .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Как раз в то время, за несколько дней до ее прибытия, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И начал он сомневаться в святой вере и в крещении, внутренне колеблясь и говоря: «Боги русские разгневались на меня за то, что я хочу их оставить и иную веру принять, и послали мне наказание слепотой». Царевна же велела ему передать: «Если хочешь быть здоров и видеть, скорее прими святое крещение, иначе от слепоты своей не избавишься. Если же крестишься, то не только от телесной слепоты, но разом и от душевной освободишься». Услышав это, Владимир ответил: «Если окажется правдой то, что ты говоришь, я поверю, что велик Бог христианский». И тут же, призвав епископа, попросил святого крещения. Епископ же сначала огласил 17 его и в святой вере хорошо поучил, затем в церкви Святой Софии, стоявшей посреди города, крестил и нарек ему имя Василий. При крещении же его произошло чудо, подобное тому, что было с Савлом, гнавшим Божию церковь и ослепшим от блиставшего на его пути в Дамаск небесного света: когда слепой Владимир вошел в святую купель, а епископ по ходу чина крещения возложил на него руки, тут же спала как чешуя с глаз его слепота, и он прозрел и прославил Бога за то, что тот привел его в истинную веру, и век благодарил Христа Господа, радуясь и веселясь. Увидев то чудо, и бояре и воины его крестились, и была большая радость среди руссов и греков, а особенно среди святых ангелов на небесах, ведь если об одном кающемся грешнике те радуются, то насколько больше о столь великих душах, Бога познавших, возрадовались они, и «слава в вышних Богу» воспели. Совершилось крещение Владимира, бояр его и воинов в Херсонесе в лето бытия мира 6496, от воплощения же Бога Слова в 988. По крещении же приведена была ко Владимиру царевна Анна, сестра греческих царей, для обручения; и через несколько дней он был венчан с нею законным браком. И возвратил он грекам Херсонес со своею Тавридой и, заключив с ними мир, возвратился в свою землю. С собою же взял он пришедшего из Царьграда с царевной Анной архиерея Михаила, который был первым митрополитом всея Руси. Кроме того, взял Владимир из Херсонеса с архиереем и многих священников, клириков и монахов. Забрал оттуда и мощи святого священномученика Климента, папы римского, и ученика его Фива, и святые иконы, и книги, и всякую утварь церковную. Взял и того Анастаса протопопа, который стрелой научил его, как взять город Херсонес. И пришел Владимир в Киев с радостью великой, славя Христа Бога. И тут же начал он старательно заботиться о просвещении стольного города своего Киева и всей святой русской державы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лета 7173 (1665) июня 18 дня колокол сей лит в дому Святыя Троица Сергиева монастыря при архимандрите Иоасафе, и при келаре старце Аверкие да при казначее старце Леонтие с братиею. 345 . (167). На третьем колоколе с двуглавым орлом, в окне к академическому корпусу: Лета 7157 (1649) маия в 21 день, при благоверном Царе и Великом Князе Алексее Михаиловиче всея Русии, и благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне, и при благоверном Царевиче Дмитрие Алексеевиче всея Русии, в Троицком Сергиеве монастыре при архимандрите Адриане, и при келаре старце Симоне и при казначее старце Каллинике, перелит старый колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол Троицкой мастер Игнатей. 346 . (168). На четвёртом колоколе, рядом с предыдущим: Лета 7106 (1598)-го сей колокол поставил в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Сергия раб Божий чернец Варсонуфей Екимов. Азбучный указатель личных имен по нумерам А Авдий Авксентьев, Московский торговый человек, 322. Аверкий Иванов, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Авраамий, митрополит Рязанский, 314. Авраамий Палицын, Троицкий келарь, 51, 287, 301. Адриан, патриарх Московский, 13. Адриан, Троицкий архимандрит, 8, 12, 35, 148, 229, 345. Азарьин, Михаил Леонтьевич, 38, 319. Азарьин, Симон, Троицкий келарь, 8, 35, 229, 280, 300, 318, 342, 345. Александр Булатников, Троицкий келарь, 228, 236, 299, 329, 335. Алексеев, Михаил Иванов, 28. Алексей, митрополит Всероссийский, 49. Алексей Алексеевич, царевич, 12, 72. Алексей Михайлович, царь, 4, 6, 12, 30, 72, 76, 164, 230, 236, 321, 345. Алексей Петрович, царевич, 13. Алтухов, Тит, подьячий, 314. Алябьев, Григорий, 340. Амвросий (Абросим), инок Троицкий, 190. Анастасия Романовна, царица, 86, 241. Андрей Владимирович, князь Радонежский, 133. Анна Алексеевна, царевна, 12. Анна Григорьевна (Васильчикова), царица, жена царя Uoahha IV, 83 . Анна Михайловна, царевна, 12, 30, 76, 236. Антип Крутецкий, священноинок Богоявленского монастыря, 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

359. Анна Васильевна, царевна, старшая из двух дочерей царя Василия Ивановича Шуйского 47), от брака (по некоторым известиям, второго) с княжной Марией-Екатериной Петровной Буйносовой-Ростовской, в иночестве Еленой 127). Из упоминаний о ней в документах оффициальных (Акты Археогр. Экспед. т II, с. 232. Изд. 1836. – Акты Историч. т. II, с. 283. Изд. 1841), видно, что она род. и ум. в Москве, в 1609 г. – Тело её погребено там же, в Вознесенском монастыре. – Примечание. Царевну эту некоторые писатели смешивают с её младшей сестрой, Анастасией 279). 360. Анна Дмитриевна 360. Анна Дмитриевна, младшая дочь Дмитрия Ивановича Дон-ского, великого князя Московского 71), от брака с Евдокией Дмитриевной, в иночестве Евфросинией, кияжной суздальской, сопричтенной к лику святых 78). – О ней только и известно, что она родилась в Москве, 8 января 1388 г. 361. Анна Ивановна 361. Анна Ивановна, царевна, перворожденная дочь царя Ивана IV Васильевича Грозного 96), от первого брака с Анастасией Романовной Захарьиной 17). – Род. в Москве 10 августа 1549 г.; ум. там же, в августе 1550 г. Тело её погребено в московском Новодевичьем монастыре. 362. Анна Ивановна 362. Анна Ивановна, одна (неизвестно которая по старшинству) из двух дочерей Ивана II Ивановича, великого князя московского 98), от второго брака с Александрой, в иночестве Марией, известной только по имени 8), сестра Дмитрия Ивановича Донского 71). – Именуется только в, так называемой, «Бархатной книге», отмечающей, что она выдана братом своим, Дмитрием Донским, за. Дмитрия Михайловича Боброва, выезжего с Волыни князя, до 1376 г. – Никаких других сведений о ней нет. – Примечание. Что великий князь Иван II Иванович имел не одну дочь, как значится в большей части родословных, а двух дочерей, бывших при жизни отца не замужем, это доказывается следующим местом духовной Ивана II, писанной перед его смертью, в 1359 г.: «А кого мы даст Бог зятью, по чепи им золоте, да во поясу по золоту» (Собр. Государств. Грам. и Догов. ч. I, 26. Изд. 1813). Что касается мужа княжны Анны, Дмитрия .Михайловича, не был ли он сыном Михаила Романовича, князя владимиро-волынского ), означенного в родословных бездетным? 363. Анна Ивановна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Луга в благоухающих цветах, Мой храм наполнен медом и смолою. Пречистая! склонившись к аналою, К Тебе взывает юноша-монах. Москва Не замолкнут о тебе витии, Лиры о тебе не замолчат, Озлащенный солнцем Византии, Третий Рим, обетованный град. Не в тебе ль начало царской славы, – Благочестьем осиявший мир, Семихолмный и золотоглавый, Полный благовеста и стихир. Нега флорентийского искусства Праведным велением царей Здесь цвела. Молитва Златоуста Возносилась к небу с алтарей. В греческих законах Иоанны, Изощрясь, творили хитрый суд, Здесь Феодор, крин благоуханный, Был молитвы избранный сосуд. В фимиаме расцветали фрески По стенам. В кадилах золотых Ладан голубел. Сияли в блеске Раки чудотворные святых. Жены, девы, чистые, как крины, Веры возращали семена, И Анастасии, и Ирины Памятны честные имена. Звон к вечерне. Вечер. Поздно. Розовеют гребни льда, И горит зарей морозной Обагренная слюда. «То-то князю буду рада. То-то крепко обойму!» Красная зажглась лампада В потемневшем терему. Вечер скучен, вечер долог. Перстенек надевши злат, Слушая знакомый пролог, Алый вышивает плат. Должен к празднику Успенья Он поспеть. На плате том Самоцветные каменья Блещут в поле золотом. Труд благочестив и мирен. Посреди алмазных звезд Вышит лучезарный сирин, Алой земляники грозд. И до ночи ежедневно, Лишь зардеют купола, Шьет Московская царевна, Круглолица и бела. Вскинет очи, и, блистая, Засинеют небеса. Блещет золотом крутая Умащенная коса. Вырастил отец родимый Всем на загляденье дочь: Под жемчужной диадимой Брови черные, как ночь. Зреет ягодка-царевна Для молитв и сладких нег. Чу! метель завыла гневно, За окном синеет снег. Но повеял с Финского залива Дикий ветр. Царьградова сестра Выронила скипетр боязливо, Услыхав железный шаг Петра. Вход в Иерусалим Восстань от ложа сна, о дщерь Сиона, И возликуй, воспевши сладкий стих – Пророческую песню Соломона. Невеста, встань! Твой царь и твой жених Уже у врат. Холмы в миндальном цвете Напевы птиц – в оливах голубых. Смеющиеся девушки и дети Фиалки и нарциссы для кого

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010