Один только ряд гробниц тянется вдоль той же стены по левую сторону западных врат, и в этом ряде одна лишь царица, Мария Владимировна из роду Долгоруких, первая супруга царя Михаила, погребена с царевнами дома Романовых; между ее гробницею и западными вратами положены две малолетние дочери царя Иоанна Алексиевича, Мария и Феодосия, а по другую сторону царицы – три отрасли многочисленной семьи Алексия Михайловича: Анна, Евдокия и Екатерина. Подле них, в самом углу, старица Иулиания, мать первой царицы дома Романовых Анастасии, и сноха Грозного царевна Параскева, из рода Соловых. Три гроба стоят вдоль северной стены собора: царевны Анны Михайловны, сестры царя Алексия, в инокинях Анфисы, у самого иконостаса; нам сохранилось еще надгробное слово Патриарха Иоакима на день ее погребения. Подле северных врат гроб другой царевны, Татьяны Михайловны, которая славилась особенною мудростью и образованием между всеми дочерьми Михаила, обогащала церкви своими рукодельями и писанными ею Евангелиями и содействовала Патриарху Никону в созидании Нового Иерусалима; ибо она была искренно привязана к сему именитому мужу Церкви и даже ревностно ходатайствовала пред царем и Патриархом о его освобождении из Белозерской обители. В Новоспасском погребена другая, не менее знаменитая сестра ее, царевна Ирина, в юных летах помолвленная отцем за королевича датского Вольдемара и оставшаяся навсегда в тереме девичьем по его несогласию принять православие. Подле царевны Татьяны ранняя могила великой княжны Натальи Алексеевны, сестры императора Петра II, которую столь горько оплакивал нежно любивший ее брат. Но что весьма замечательно, нет здесь гроба его бабки, царицы Евдокии из роду Лопухиных, первой супруги Петра Великого, которая провела всю свою жизнь в тяжком заточении под неизвестным именем инокини Елены и насладилась только кратким отдыхом в обители Вознесенской во дни правления своего внука. Она имела несчастие пережить его и лишилась почестей царственного погребения; бедствующая инокиня Елена за год до своей кончины переведена была в обитель Новодевичью и там скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Татьяна царевна, мц. - житие Татьяна Романова День рождения: 10.06.1897 года Место рождения: Петергоф, Россия Дата смерти: 17.07.1918 года Место смерти: Екатеринбург, Россия О дочери Последнего российского Государя, носящей легендарное «пушкинское» имя Татьяна, известно менее всех остальных членов ее Семьи. И виною тому - ее сдержанный, аристократично замкнутый характер. Она, похоже, была истинно «царскою дочерью». Я осторожно перелистываю страницы книг, перебираю листы со старинными фотографиями, ворошу воспоминания и тома исторических хроник с одною лишь целью: собрать в единое целое рассыпанные жемчужные пылинки давнего – давнего, прочно забытого прелестного образа Той, которую называли когда-то «розою Петергофа». Что удалось, что получилось, что нанизалось на нитку рассказа из уцелевших редких бусин – жемчужин памяти, слегка стершихся от времени – судить не мне. Вам, читатели. Итак, очередное « окунание в летейские воды». Очередной «роман» о давно ушедших тенях.. О молчаливом сходе их в Аид. Или, все – таки, точнее, не роман – лишь глава об одной из них, царственной тени…. 1. Вторая жемчужина в «ожерелье дочерей» Повелителя одной шестой части Земли – России - появилась на свет в Петергофском дворце, 29. 05.10. 06. 1897 года в облаке нежного, зелено – сиреневого петербургского раннего лета, с его удивительными, молочно – серыми ночами – туманами. Казалось, большие глаза малышки вобрали в себя эти чарующие оттенки навсегда, и в юности выразительные серо-зеленые очи юной Цесаревны были самой главной «приметой» ее пленительного, запоминающегося облика… Росла Танечка Романова изысканно - просто, как и остальные ее Сестры – Великие княжны: Ольга, Мария, Анастасия. Носила белоснежные кисейные платьица с разноцветными кушачками и матросские костюмчики, украшенные затейливой вышивкой, сделанной матерью - Императрицей, играла игрушками старшей сестры Ольги, с которой была необычайно дружна. Они вместе составляли «большую пару», как любовно называли их в семье и среди родных.

http://pravicon.com/info-3473

Простой чернец, без церкви и без клира, Молюсь в лесу, среди туманной мглы. Заря зажгла сосновые стволы, Запахло земляникой; стало сыро… Звучи, звучи, вечерняя стихира Под тихое жужжание пчелы. Ветха фелонь, чуть тлеет ладан скудный. Вдали сияют ризой изумрудной Луга в благоухающих цветах, Мой храм наполнен медом и смолою. Пречистая! склонившись к аналою, К Тебе взывает юноша-монах. Москва Не замолкнут о тебе витии, Лиры о тебе не замолчат, Озлащенный солнцем Византии, Третий Рим, обетованный град. Не в тебе ль начало царской славы, – Благочестьем осиявший мир, Семихолмный и золотоглавый, Полный благовеста и стихир. Нега флорентийского искусства Праведным велением царей Здесь цвела. Молитва Златоуста Возносилась к небу с алтарей. В греческих законах Иоанны, Изощрясь, творили хитрый суд, Здесь Феодор, крин благоуханный, Был молитвы избранный сосуд. В фимиаме расцветали фрески По стенам. В кадилах золотых Ладан голубел. Сияли в блеске Раки чудотворные святых. Жены, девы, чистые, как крины, Веры возращали семена, И Анастасии, и Ирины Памятны честные имена. Звон к вечерне. Вечер. Поздно. Розовеют гребни льда, И горит зарей морозной Обагренная слюда. «То-то князю буду рада. То-то крепко обойму!» Красная зажглась лампада В потемневшем терему. Вечер скучен, вечер долог. Перстенек надевши злат, Слушая знакомый пролог, Алый вышивает плат. Должен к празднику Успенья Он поспеть. На плате том Самоцветные каменья Блещут в поле золотом. Труд благочестив и мирен. Посреди алмазных звезд Вышит лучезарный сирин, Алой земляники грозд. И до ночи ежедневно, Лишь зардеют купола, Шьет Московская царевна, Круглолица и бела. Вскинет очи, и, блистая, Засинеют небеса. Блещет золотом крутая Умащенная коса. Вырастил отец родимый Всем на загляденье дочь: Под жемчужной диадимой Брови черные, как ночь. Зреет ягодка-царевна Для молитв и сладких нег. Чу! метель завыла гневно, За окном синеет снег. Но повеял с Финского залива Дикий ветр. Царьградова сестра Выронила скипетр боязливо, Услыхав железный шаг Петра. Вход в Иерусалим

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

1733, Июня 24 Царевна Екатерина Иоанновна, Дочь Царя Иоанна Алексиевича, сестра Императрицы Анны 1755, Сентября 2 Княгиня Анастасия Феодоровна Ромодановская 1736, Апреля 16 Граф Павел Иванович Ягушинский, Генерал-Аншеф, Российских орденов Кавалер, Генерал Прокурор, Обер-Шталмейстер и кабинетный Министр 1736, Октября 13 Александра Александровна Биронова, урождённая Княжна Меньшикова, 1738, Июня 23 Савва Владиславич Рагузинский 1746, Марта 1 Князь Василий Владимирович Долгорукий, Фельдмаршал 1746, Марта 21 Принцесса Анна Брауншвейгская, племянница Императрицы Анны Иоанновны, бывшая Правительница 1747, Марта 20 Граф Андрей Иванович Ушаков, Генерал-Аншеф, Генерал Адъютант, Сенатор и Кавалер 1750, Апреля 22 Феодосий Янковский, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский 1755, Декабря 2 Княгиня Анастасия Иоанновна Гессенгобургская, урождённая Княжна Трубецкая 1756, Марта 23 Мария Симоновна Глебова, урождённая Графиня Генрикова 1757, Февраля 22 Статс-Дама Екатерина Карловна Корфова, урождённая Графиня Скавронская 1757, Мая 10 Княгиня Татиана Борисовна Голицына, урождённая Княжна Куракина, Супруга фельдмаршала Голицына 1759, Марта 15 Великая Княжна Анна Петровна, родившаяся 9 Декабря, 1757 года 1761, Апреля 20 Сильвестр Кулябка, Архиепископ Санкт-Петербургский и Архимандрит Александро-Невский 1761, Июля 10 Анастасия Михайловна Измайлова, урождённая Нарышкина, Статс-Дама 1762, Июля 10 Государь Император (см. выше) 1762, Декабря 20 Княгиня Екатерина Димитриевна Голицына, урождённая Княжна Кантемирова 1771, Июля 9 Граф Алексей Григорьевич Разумовский, Генерал Фельдмаршал 1771, Июля 26 Графиня Екатерина Ивановна Разумовская, Супруга фельдмаршала Графа Кирилла Григорьевича, урождённая Нарышкина 1775, Апреля 22 Великая Княгиня Наталия Алексиевна, первая Супруга Государя Императора NABЛA I 1783, Марта 31 Граф Никита Иванович Панин, действительный Тайный Советник 1 класса и Кавалер 1783, Октября 11 1788, Мая 1 Графиня Марья Андреевна Румянцева, мать Графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   53. Старец от императора пошел к императрице Ариадне: он благословил ее, и убеждал принять веру святого отца ее, великого императора Льва. Но она сказала ему: «Хорошо ты говоришь старец, только некому слушать тебя». После сего Савва для избежания городского шума, вышел из города и остановился в предместье Руфина, находящемся при Демострате. Царевна Иулиана, внучка императора Валентиниана, и Анастасия, супруга патрикия Помпея, сияющая теперь на Масличной горе монашескими добродетелями, часто с великим почтением приходили к нему в его местопребывание, и наслаждались божественным его учением: ибо они были очень усердны к вере и сияли православием и другими добродетелями.    54. По прошествии немногих дней Савва опять призван был к императору. Представши пред ним, он просил его о Святом Граде в следующих словах: «Все Римское государство благодарит ваше величество за то, что вы уже за тринадцать лет назад освободили оное от самой несправедливой подати, называемой хрисаргир. Ныне умоляем вас уничтожить и остальную подать, которая наложена на церковь святого Воскресения и на жителей Святого Града: ибо они бедны и несчастны». Скажу, по какой причине наложена была подать сия. Некогда сборщики общественных податей в Палестине, не могли собрать с бедных и несчастных лиц ста литр золота, принуждены были уплату оных возложить на иерусалимских жителей, соразмерно достатку каждого. Когда сто литр золота были разлагаемы, то и церковь св.Воскресения и прочие святые места с их жителями были обложены оною. Сию подать просил уничтожить великий старец. Император, уважая святость старца, согласился на исполнение его просьбы. Почему призвал к себе начальника над преториею, по имени Зотика, и приказал дело об упомянутой подати уничтожить и объявить прощение Святому Граду.    55. Отец наш Савва большое количество золота, полученного от императора, послал из Византии в свое селение Муталаску с тем, чтобы его отеческий дом был переделан в церковь святых мучеников Космы и Дамиана. Сие так и сделано было. В сие время некто Мама, архимандрит монахов, живущих около Елевтерополя, и отделившихся от правоверия, прибыл в Константинополь, восстал против православной веры, и приобрел великую доверенность у императора. Но отец наш Савва после сильного с ним прения, привел его с собою в Иерусалим, убеждал его оставить ересь акефалитов и присоединиться к Кафолической Церкви. Наконец, после многократных таковых убеждений, он привел его к патриарху Илии и склонил принять Халкидонский Собор, приобщиться к православной церкви, и предать проклятию Евтихия и Диоскора. Мама примером своим многих расположил к подобному обращению. Впрочем, это не мало раздражило императора Анастасия против патриарха Илии. — Остававшееся императорское злато божественный старец разделил по своим монастырям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3544...

До земли поклонился боярин старцу и получил его благословение. Чрез нисколько времени Андрей явился к преподобному с дарами: принес ему «бремя хлебов, два пуда ржи и ячменя» и просил его наставлений 4 . В житии преподобного Александра Свирского более ничего не говорится об Андрее Завалишине. Недостаток письменных известий о нем мы восполним местными преданиями. Недолго Андрей оставался в своей вотчине. По совету преподобного Александра он оставил мир и посвятил себя отшельнической жизни и поступил в братство своего учителя с иноческим именем Адриана. Упражняя себя в аскетических подвигах, он подражал во всем своему настоятелю. Испытав и укрепив свои силы многолетним подвигом в Свирской обители, преподобный Адриан возжелал уединения и безмолвия. С благословением своего игумена он избрал себе на берегу Ладожского озера место и поселился на нем. Пустынная жизнь нового отшельника вскоре сделалась известною 5 . К нему начали собираться ученики и подражатели. Основался монастырь, названный по имени основателя его Андрусовым 6 . Неизвестно, в каком именно году основана обитель, но можно полагать, что не позже времен царствования Василия Ивановича, отца Ивана Васильевича Грозного, в начале столетия. На это указывает грамота царя Василия Ивановича Шуйского 7 , в которой упоминается, что Иван Васильевич и утвердил жалованную монастырю милостыню родителя своего Василия Ивановича. Устроив пустынь и собрав братию, преподобный Адриан, вероятно, по монастырским нуждам отправился в Москву. В это время у царя Ивана Васильевича IV родилась дочь Анна от первой супруги его Анастасии Романовны 8 . И Грозный царь, вероятно, из уважения к иноческим подвигам Адриана 9 , избрал его вместе с другим старцем Геннадием, из Сарарайской пустыни, в восприемники своей новорожденной дочери. Об этом событии летопись отметила так: «Лета от Адама 7057, от Христа 1549, августа в 10 день, в субботу, на неделю, в нощи той, в начале 4 часа, родися царю и великому князю Ивану Васильевичу всея России дщи, царевна Анна, от царицы и великия княгини Анастасии, от дщери Романа Юрьевича, а крестил ее благоверный царь в новом монастыре Девичье, в церкви святых и праведных Иоакима и Анны, в новопоставленном храме во имя ее. Приехал царь и великий князь в субботу в монастырь и обложил храм св. праведных Богоотец Иоакима и Анны и ту, слушав всенощное и заутреню, и заутрия день в неделю августа в 18 день церковь освящал и дщерь свою царевну Анну, а крестил ее старец Адриан Андрусовской пустыни да старец Геннадий Сарарайской пустыни, Корнилиев ученик, и действовал священническая игумен Троицы Сергиева монастыря Серапион Курцов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

235. Церковь: есть сомнения... Из определения Священного Синода//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 236. Колтыпин-Валловский П., кн. Щербатов А., проф. Магеровский Е. Келейное решение. Из письма Русской Зарубежной экспертной комиссии Б.Ельцину//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 237. Не допустить кощунства. Из заявления Общественного Комитета по защите Святых Мощей Царственных Мучеников//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 238. Тайны Коптяковской Дороги. Дело Веры 2. М., Купина, 1998. Подписано в печать 16.03.1998. 239. Мультипликационная царевна Анастасия//Комсомольская правда. 17.03.1998. 240. Бычков Сергей. Свары да розни. Митрополичий грех любоначалия//Московский комсомолец. 17.03.1998, 50 (17808). 241. Кожахметова Альмира. " Тайсон Фудс " : " Мы не имеем отношения к вашему Мавзолею "http://Новые известия. 17.03.1998, 49 (88). 242. Королев Александр. Грехи наши тяжкие. Крестный ход монархистов//Труд. 17.03.1998. 243. Советологов Титус. Волково и равелин. Где святых хоронить, там и столице быть//Независимая газета. 18.03.1998. 244. Зоркая Нея. С церемонии " Сезар " . В Париже тоже полюбили американский мультфильм " Анастасия "http://Независимая газета. 19.03.1998. 245. Белых Вадим, Графов Дмитрий. Царская афера: Николай III не в курсе//Новые известия. 19.03.1998, 51 (90). 246. Додонов Bлaдuмip. Патриарху нужны только подлинные останки//Koммepcahmъ-daily. 20.03.1998. 247. Ефимович Николай. Борис Немцов: Для олигархов я, как кость в горле. Год назад Нижегородский губернатор стал первым вице-премьером//Комсомольская правда. 20.03.1998. 248. Гамов Александр. Барон Эдуард фон Фальц-Фейн: Ельцин – симпатяга, но в цари не годится//Комсомольская правда. 21.03.1998. 249. Головин Василий. В споре о сокровенном Патриарх Алексий заодно с " Комсомолкой "http://Комсомольская правда. 21.03.1998. 250. Гарифуллина Надежда. О земле, о воле и о " царских останках " . На днях в Ленинграде состоялся очередной пленум ЦК РКРП. Мы попросили первого секретаря ЦК Виктора Тюлькина рассказать об итогах состоявшихся дискуссий//Правда-5. 21.03.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

Ну откуда у них могут быть мощи святых Царя Николая II, Царицы, царевен Ольги, Татьяны, Анастасии? – Если только, не ... Меня настораживают разные сообщения порядка отрубленных голов, происков каких- то тайных сил, варианты расшифровки ‘таинственного’ текста на стене в подвале и т.п. только потому, что: -1) до сего дня никто не пытается сопоставить трагедию России с библейскими городами Содомом и Гоморрой – уничтоженных за грехи жителей. -2) Никто не озадачен вопросом, как же так, во всей необъятной России, с трехсотлетней историей Царственного Служения России Романовых, чья фамилия стала синонимом названия страны - вдруг не нашлось верноподданного человека в смертельной опасности, пришедшего на помощь Своему Царю и Его Семье? А как же национальный герой Иван Сусанин отдавший жизнь за первого Царя династии Романовых – Михаила Романова и воспетый в народном фольклоре и в опере Глинки “Жизнь за Царя” Ну никак не могли в 2010году у них появится подлинные мощи. Чуть позже, я от умирающего человека узнал, что случилось после расстрела Августейшей Семьи и Верных Слуг в Ипатьевском подвале. Я пытался огласить информацию из чувства гражданской ответственности за выпавший на меня долг перед Церковью, народом России и главное - во исполнение воли умирающего человека. - Меня не хотят слышать! Для меня, еще большим потрясением стало осознание, что я всегда, с раннего детства знал информацию о Царской Семье, держал дневник Государя, примерял царский галстук, игрался с стеклянными бутылочками царской семьи такого внешнего вила, что царевна Анастасия от греха подальше, чтобы никто из посторенних не увидел этих стекляшек - сочла за благо, лишить крестника игрушек и зарыть их. Более того, моим лучшим другом оказывается был Сам Русский Царь, я говорил с Ним. Я от Него знаю о мучениках и палачах Ипатьевского Дома, от него знаю о моих погибших тетушках Ольге и Татьяне. Я говорил с Государыней, читал её письмо Марии Николаевне и держал метрику Анастасии, говорил с русским царевичем Алексеем Николаевичем, а в раннем детстве когда он привез мне эти подарки позже отобранные тетей - он брал меня на руки и говорил так-же обо мне, а мама отвечала ему, - Да уж…., у стен тоже уши,.. Вдруг кто услышит, будет нам …. Вон что творят, людей по ночам забирают, за неосторожно сказанное слово днем. … Утром – не знаю, что ждет днем и где встречу ночь, а ночью ложась спать - не знаю доживу ли до утра и где встречу день….. Алексей Николаевич отвечал успокаивая, что всё будет хорошо, ведь для чего то прошли через смерть и остались живы,.. не спроста ведь, для чего то Господу ,….

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/29/...

От императора старец пошел к императрице Ариадне: он благословил ее и убеждал принять веру св. отца ее, великого императора Льва. Но она сказала ему: «хорошо ты говоришь, старец, только некому слушать тебя». После этого Савва, для избежания городского шума, вышел из города и остановился в предместьи Руфина, находящемся при Демострате. Царевна Иулиана, внука императора Валентиниана, и Анастасия, супруга Патрикия Помпея, теперь сияющая на масличной горе монашескими добродетелями, часто с великим почтением приходили к нему в его местопребывание и наслаждались божественным его учением; ибо они были очень усердны к вере и сияли православием и другими добродетелями. По прошествии немногих дней Савва опять призван был к императору. Представши пред него, он просил его о св. граде в следующих словах. «Все римское государство благодарит Ваше величество за то, что Вы уже 13 лет назад освободили его от самой несправедливой подати, называемой хрисаргир. Ныне умоляем Вас уничтожить и остальную подать, которая наложена на церковь Святого Воскресения и на жителей св. града; ибо они бедны и несчастны». Скажу, по какой причине наложена была эта подать. Однажды сборщики общественных податей в Палестине, не могли собрать с бедных и несчастных лиц 100 литр золота, принуждены были уплату их возложить на Иеусалимскихъ жителей, соразмерно достатку каждого. Когда были разлагаемы эти 100 литр золота, то обложены были и церковь св. Воскресения и прочие св. места с их жителями. Великий старец просил уничтожить эту подать. Император, уважая святость старца, согласился удовлетворить его просьбу. Поэтому он призвал к себе начальника над преторией, по имени Зотика, и приказал уничтожить дело об упомянутой подати и обявить прощение св. граду. Большое количество золота, полученного от императора, отец наш Савва послал из Византии в свое селение Муталаску с тем, чтобы его отеческий дом был переделан в церковь св. мучеников Косьмы и Дамиана. Это так и сделано было. В это время некто Мама, архимандрит монахов, живущих около Елевферополя и отделившихся от правоверия, прибыл в Константинополь, восстал против православной веры и приобрел великую доверенность у императора. Но отец наш Савва, после сильного с ним прения, привел его с собой в Иерусалим, убеждал его оставить ересь акефалитов и присоединиться к кафолической церкви. Наконец, после многократных убеждений, он привел его к патриарху Илие, и склонил принять Халкидонский собор, присоединиться к православной церкви и предать проклятию Евтихия и Диоскора. Мама примером своим многих расположил к подобному обращению. Впрочем, это немало раздражило императора Анастасия против патриарха Илии. – Оставшееся императорское золото божественный старец разделил по своим монастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Анна наконец согласилась, села в корабль, простилась с роднею и поплыла с горем в Херсон, где была торжественно встречена жителями. Между тем Владимир, на самом деле, еще не на столько был готов к великой перемене, насколько казалось ему самому. Правда прежняя вера уже была поколеблена во Владимире; он ясно сознавал превосходство христианства, видел необходимость принять его; но по естественному чувству медлил, ждал случая, ждал знамения. Он отправился в поход на Херсон с намерением креститься в случае удачного предприятия, повторил это обещание, когда Анастас открыл ему средство к успеху, и потом по своей человеческой слабости опять медлил. Для него еще нужно было особенное посещение Божие. Действительно, прежде чем Анна прибыла в Херсонес с духовенством и священными вещами, Господь поразил Владимира слепотою и тем поверг его в сильное сокрушение. Узнав об этом, прибывшая царевна велела сказать князю: «если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее; если же не крестишься, то и не вылечишься». Владимир сказал на это: «если в самом деле так случится, то поистине велик будет Бог христианский», и объявил, что готов к крещению. Крещение происходило в церкви св. Василия, стоявшей посреди Корсуня, на городской площади. При св. таинстве присутствовали все царские сановники и вся русская дружина. Восприемником князя заочно был старший император Василий, имя которого и принял на себя новокрещаемый. Самое таинство совершал Корсунский святитель. Огласив князя, святитель приступил к крещению его, и когда возложил руку на выходящего из купели князя, то последний вдруг прозрел. Удивляясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: «теперь только я узнал истинного Бога!» Многие из дружины Владимира, видя совершившееся чудо, тут же последовали примеру своего князя. Крестивший Владимира святитель преподал ему подробнейший символ веры , как образ здравых словес, которого бы постоянно держался Владимир, чтобы не быть увлеченным ложными мнениями еретиков и отщепенцев. «Внимай себе», говорил святитель князю, «и последуй апостольскому преданию и учению святых отец, право правящих слово истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010