После сего святого Анастасия Синаита на патриаршество вступил другой Анастасий, но уже без этого наименования Синаит 2674 . Последний был убит иудеями в царствование императора, гонителя христиан, Фоки 2675 и был почитаем верующими как Христов мученик. Следует заметить, что было два Анастасия с наименованием «Синаита». Первый – сей антиохийский патриарх, преставившийся в царствование императора Маврикия, а другой, празднуемый ныне же, был игуменом горы Синайской и скончался в царствование императора Ираклия 2676 , который был преемником гони­теля Фоки, убившего Маврикия. В те времена были также и другие преподобные отцы с именем Анастасий, прославившиеся добродетельною жизнью, но не Синаиты, как сей Анастасий, который, вступивши на престол патриарший в Антиохии после Анастасия Синаита , был убит иудеями. Кроме того в Лимонаре в главах 48-й и 49-й упоминается авва Анастасий, бывший в Иерусалиме ключарем живоносного Гроба и церкви Воскресение Христа Бога нашего. 2666 Таких мыслей придерживались так называемые еретики автартодокеты (от греческого – нетленный) – отрасль ереси монофизитов. 2669 Лавра Фаранская получила свое наименование от близ лежащего селение Фаран. Место сей обители указано в житии преподобного Евфимия следующими словами: «прииде Евфимий в лавру, нарицаемую Фара, отстоящую в расстоянии шести миль от святого града». – Григорий 2-й управлял антиохийским патриархатом с 573–596 г. 2672 Святой Григорий Двоеслов был римским папою с 590 г. по 604 г. Память его совершается Церковью 12 марта Апостола Петра в придельном храме, посвященном его имени. – Из сочинений св. Григория особенно замечательны: «Диалог о жизни италийских отцов» (за это сочинение ему и усвоено наименование «Двоеслова») и «Правило пастырское», в котором говорится об обязанностях пастыря. 2673 Лангобарды – германское племя; в древнейшее время обитали между нижнею Эльбою и Аллером; с IV в. постепенно начали переходить на юго-восток к Дунаю и в VI в. овладели Панноной. Отсюда в 568 г. они пошли в Италию и покорили ее всю в войне против восточных римлян, за исключением Лигурии, Экзархата, Пентополя, Римского Дуката, области Неаполя и обоих южных полуостровов. Из покоренных областей средней Италии было образовано Лангобардское королевство, которое в 774 г. было покорено Карлом Великим, принявшим титул короля Лангобардов. Позднейшие немецкие короли а императоры, в качестве владетелей Италии, носили титул королей Лангобардских.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Преп. Анастасий Синаит является ярким и оригинальным представителем неохалкидонского богословия. – «Путеводитель» преп. Анастасия Синаита является одной из первых попыток полного систематического описания святоотеческой христологии, предшественником «Источника знания» преп. Иоанна Дамаскина . – Преп. Анастасий Синаит считает Севира Антиохийского не продолжателем наследия свт. Кирилла Александрийского , а несомненным еретиком, христология которого противоречит христологии свт. Кирилла. Еще более еретическими являются учения о Христе других монофизитских, а также несторианских течений. Теоретическая значимость результатов исследования Работа имеет значение для патрологической науки, догматического богословия, истории Церкви и истории монофизитства и несторианства. Она претендует на внесении научного вклада в изучение истории христологических споров в VII веке. Практическая значимость результатов исследования Результаты диссертационного исследования могут найти применение в дальнейшем изучении богословия преп. Анастасия Синаита . Помещенный в приложении перевод «Путеводителя» с комментариями на основе диссертационной работы может быть опубликован вместе с переводами других трудов святого отца, сделанных другими переводчиками и патрологами. Результаты исследования могут также найти применение при подготовке учебных курсов по патрологии, догматическому богословию, сравнительному богословию, истории Церкви. Апробация результатов исследования Автором сделана одна интернет-публикация по теме диссертационного исследования: «Антропологическая аналогия в христологии прп. Анастасия Синаита »: http://www.pravoslavie.ru/put/070223153428. На портале Богослов.Ru готовится наша публикация: «Преподобный Анастасий Синаит о применимости в христологии антропологической парадигмы». Структура работы Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии и приложения, в котором приводится русский перевод «Путеводителя» (I-III главы – перевод А.И. Сидорова , IV-XXIV главы – перевод наш). Объем работы (без приложения) составляет более 260 тыс. знаков. Основное содержание работы

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Изд.: CPG, N 7745-7769, 7770-7781 (спорные); PG. 89. Col. 36-1288; Pitra. T. 2. P. 238-294 («История ересей»); Поучение о благоговейном молении в храме и достойном причащении Св. Таин/Пер. прот. С. Серафимова//ВЧ. 1842/43. Т. 6. 42. С. 363-364; Поучение о том, что не должно осуждать//Там же. 1858/59. Т. 22. 9. С. 83-84; Против тех, которые без благоговения приходят в церковь/Пер. прот. Т. Пасхалидиса//Там же. 1859/60. Т. 23. 48. С. 505-506; Вопросы и ответы 30-32, 41-47, 49, 51)//Владимирские ЕВ. 1866. 10, 11, 14-17; Беседа на 6-й псалом. М., 1869, 19115; Ангел-хранитель//Душеполезные размышления. М., 1882. С. 212-214; Из слова об образе Божием/Пер. Д. В. Металлова//БВ. 1915. Июль-авг. С. 381-404 [отрывок]; Viae dux/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1981. (CCSG; 8) (рус. пер. отр.: Путеводитель/Пер. Д. Болховитинова//ТКДА. 1897. 8. С. 209-211); Sermones duo in constitutione hominis secundum imaginem necnon Opuscula adversus monothelitas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout, 1985. (CCSG; 12); Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему/Пер. А. И. Сидорова//Альфа и Омега. 4 (18). 1998. С. 89-118; 1999. 1 (19). С. 72-92; 1999. 2 (20). С. 108-147. Лит.: Казанский П. С. Святой Анастасий Синаит//ПрТСО. 1857. Вып. 16. С. 578-605; Св. Анастасий Синаит и его духовное учение. М., 1881; Sp á il S. La teologia di S. Anastasio Sinaita. R., 1923; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. П., 1950. М., 1996р. С. 202-209; Σκκος Σ. Περ Αναστασων Σινατν. Θεσσαλονκη, 1964; Weiss G. Studia Anastasiana. Münch., 1965; Richard M. Les véritables «Questiones et réponses» d " Anastase le Sinaite//Bull. de l " Inst. de recherche et d " histoire des textes. 1967/69. T. 15; Заяц В. , прот. Св. Анастасий Синаит и его богословские труды: Курс. соч./МДА. Загорск, 1971; Baggarly J. D. The Conjugates Christ-Church in the Hexaemeron of Ps.-Anastasius of Sinai: Texmual Foundation and Theological Context. R., 1974; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442-446; Сидоров А. И. История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (Sermo III) и «Псевдо-Анастасия Синаита» (Synopsis de heraesibus et synodis, 18-26)//ВВ. 1989. Т. 50; Stiernon D. Anastasiana//EEC. T. 1. Col. 35; Haldon J. The Works of Anastasius of Sinai: A Key Source for the History of 7th c.: East Mediterranean Society and Belief//The Byzantine and Early Islamic Near East/Ed. A. Cameron, L. Conrad. Princeton, 1994. P. 107-147; Бибиков M. B. Византийский прототип славянской книги (Изборник Святослава 1073 г.). M., 1996; Чантладзе А. «Вопросоответы к алассию» прп. Максима Исповедника в древнегрузинских переводах//ХВ. 1999. Т. 1 (7). С. 391-396.

http://pravenc.ru/text/114898.html

Нам известен и другой случай из древних источников, когда Иоанн Грамматик был назван «епископом». Я имею ввиду упоминание об этом в одном из сочинений преп. Анастасия Синаита, но о нём уместнее будет поговорить ниже, когда мы коснёмся темы «флорилегиев».  Можно отметить и другой случай, когда Иоанн «стал» епископом города Кесарии Палестинской. Это случилось уже в XVIII веке. Таковым он был назван в Catalogus составленным французскими учёными S. E. и J. S. Assemani. S. Hespel говорит, что «Каталог» S. E. и J. S. Assemani находился под влиянием актов Латеранского собора 649 г. и преп. Анастасия Синаита , который в своей книге называл Грамматика «епископом» Кесарии Палестинской. Для нас, в этом случае, важно отметить то как «Каталог» S. E. и J. S Assemani передаёт титул этой рукописи с сирийского на латинский язык . Вот он: « IohannisCaesareaeepiscopi, adversusmonophysitas, Apologia  proSacroConcilioChalcedonensi » . Этот перевод, как отмечает R. Drague, не совпадает с титулом, который передаёт сирийская рукопись . То есть S. E. и J. S Assemani его попросту сконструировали, поскольку не имели ещё тех методов и возможностей, для того чтобы проверить другие источники. I.3. Кесария  Палестинская или Кесария Каппадокийская? Другой вопрос, который мы можем рассмотреть в качестве просопографического – это вопрос о происхождении и о месте возможного пребывания Иоанна Грамматика. Он так же ставился учёными патрологами, но без положительного решения. Доминирующим мнением является то, что Иоанн был из Кесарии Каппадокийской, а не из Палестинской. Из того, что нам известно ни один из исследователей не представил достаточных доказательств относительно той или иной версии. Информации крайне мало и возможно разве только, что предполагать. Французский патролог J. Lebon, который был  начинателем в исследованиях подобного рода уверен, что не возможно перепутать Иоанна Кесарийского Грамматика и Иоанна Хозивита, епископа Кесарии приморской. Относительно первого, мы знаем, что он был по профессии «грамматик» и знаем так же, что его городом была Кесария, какая именно, говорит  J. Lebon, не представляется возможным понять. То, что касается Иоанна Хозивита,  мы знаем точно, продолжает французский учёный, что он был епископом Кесарии приморской . J. Lebon так же ссылается на статью S. Vailhé, о которой мы упоминали выше, не добавляя ничего более к сказанному относительно этого проблематики.

http://bogoslov.ru/article/1943773

Этот грех был также подробно описан и у преподобного Иоанна Лествичника (под чьим духовным руководством и находился преподобный Анастасий): «Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная… Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный. Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием… Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много. Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит» . Памятозлобие может глубоко пустить корни в душу человека, тем самым рождая в ней и такие грехи, как осуждение и злословие. Об этом преподобный Иоанн Лествичник и преподобный Анастасий Синаит тоже пишут похоже. Преподобный Анастасий Синаит: «Я говорю тебе: отпусти, и тебе отпустится, прости, и ты будешь прощен (ср.: Лк. 6: 37), – вот один краткий путь ко спасению. Предложу тебе и второй: Не судите, сказано, да не судимы будете (там же). Вот путь без поста, бдения и труда» (316). Преподобный Иоанн Лествичник: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего, но лучше скажи ему: “Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как могу его осуждать?” Ты сделаешь таким образом два добра и одним пластырем исцелишь и себя, и ближнего. Это один из самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть чтобы никого не осуждать» . Преподобный Анастасий Синаит: «Посему тот, кто судит брата своего прежде второго пришествия Христова, есть антихрист, ибо присваивает себе достоинство Христа» (316).

http://pravoslavie.ru/41561.html

л. 20 об. Поучение. «Слово Ангела пишуща входящия в церков на молитву». Нач.: «Поп Амоний литургисая в церкви виде Ангела стояща одесную олтаря…» л. 21-24. «Поучение о спасении душевнем. Слово святаго Анастасия». Нач.: «Иже в вере суть христианстей, всякому человеку дается от Бога на сохранение…» л. 24. «Слово святаго Симеона Новаго Богослова». Нач.: «Аще отрещися хощеши и евангельскому житию научитися…» л. 24 об.-25. Поучение. «Святаго Афанасия Александрийскаго». Нач.: «Всякк человек приеми разсуждения от Бога…» л. 25 об.-27 об. «Поучение 6 святаго Дорофея». Нач.: «Ничтоже сице прогневает Бога, и ничто же тако обнажает человека…» л. 27 об.-28. «Слово святаго Иоанна Златоустаго». Нач.: «Чисти будем гнева ибо не живет Дух Святий идеже есть гнев...» л. 28 об. Поучение. «От книги святаго Григория Синаита, глава 13». Нач.: «Се же навик глаголю, яко кроме добродетелей сих инок». л. 29-34 об. Поучение. «Повесть дивна отца Пиора, глава 37». Нач.: «Поведа нам авва Пиор глаголя: яко юну ми сущу, идее старец мой ко отцу Лонгину, поим и мене с собою». л. 35-39. Повести из Патерика. Нач.: «Прииде брат ко старцу и рече ему…» л. 39-43. «Предисловие, святаго Григория Синаита о тричастии души». Нач.: «Душа разделяется на словесное и яростное и на словесное похотное…» л. 43 об.-49 об. «Поучение иже во святых отца нашего Афанасия великаго патриарха Александрийскаго». Нач.: «Возлюбленнии попецемся о спасении нашем яко время сокращено есть прочее…» л. 49 об.-52. Поучение Петра Дамаскина. Нач.: «Рече святый Петр Дамаскин, аще хощеши спастися, бегай от человек и спасешися». л. 52 –55 об. «Слово святаго Иоанна Златоуста». Нач.: «Лепо есть монаху имети в животе своем, паче всего да небрежет имения…» л. 55 об.-59 об. Поучения из Старчества. «Поучения и повести от святых отец». Нач.: «Востав от сна своего, в первое слово прослави Бога усты своими…» л. 60-60 об. Молитвы к Богородице на славянском и греческом языках. Нач.: «Ангел вопияше Благодатней Чистая Дево, радуйся». л. 61.-62. Перечень болгарских святых. «Святии от болгарскаго народа».

http://bogoslov.ru/article/6192471

Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе. А вот кондак праздника, также с русским переводом: На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее Сияние. На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики Твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние. Древние святоотеческие проповеди на Преображение Однако не только богослужебные песнопения помогают нам понять духовный смысл празднуемого Церковью торжества. Столь же ярко, глубоко и многосторонне раскрывают перед нами его богословское, нравственное, спасительное значение и святые отцы – создатели замечательных проповедей на Преображение. Древние святые отцы на протяжении многих столетий произносили – за храмовым богослужением, в среде монастырской братии, а также во время торжественных богослужебных уличных процессий – прекрасные гомилии, посвященные изъяснению духовного смысла Преображения Господня. Конечно, древнейшие проповеди на Преображение не столь многочисленны, как, например, святоотеческие гомилии на Рождество или Пасху. И все же мы знаем несколько десятков важнейших святоотеческих проповедей на этот Господский праздник. Самые значимые и яркие из них – гомилии святителя Иоанна Златоуста (произнесена около 390 года), святителя Прокла Константинопольского (около 430 года), святителя Андрея Критского (начало VIII века), преподобного Иоанна Дамаскина (около 730 года), преподобного Григория Синаита (создана незадолго до 1346 года), святителя Григория Паламы (50е годы XIV столетия). Помимо этого, до нас дошли и иные византийские проповеди на Преображение – святителя Кирилла Александрийского (1я половина V столетия), епископа Василия Селевкийского (произнесена приблизительно в 40е – 60е годы V века), преподобного Анастасия Синаита (около 700 года), преподобного Феодора Студита (821–826 годы), святителя Феолипта Филадельфийского (1310–1311 годы). Нам также известна поэтичная сирийская гомилия на Преображение, приписываемая авторству преподобного Ефрема Сирина , но скорее всего принадлежащая последователю его богословской и литературной традиции Исааку Антиохийскому (50е годы V столетия). Сохранились и различные латинские проповеди, посвященные Преображению Господню, – в том числе три интересные проповеди блаженного Августина (426–430 годы).

http://azbyka.ru/propovedi/preobrazhenie...

Прп. Анастасий показывает, что наличие во Христе человеческой природы вместе с природными свойствами, в том числе и свойствами тления, не противоречит добровольности страстей Христа. Он воплотился добровольно, а, воплотившись, вместе с человеческой природой воспринял и все природные свойства. Вследствие добровольности Воплощения Слова и все Его страсти являются добровольными. Если же страсти Христа вследствие их добровольности (а значит, и искупительности) нельзя отнести к природе, как об этом учили афтартодокеты, то, исходя из определения природы, как истинной реальности, «нельзя назвать Его тело природой, Его Рождество – Рождеством, Его возраст – возрастом, Его род – родом, Его страсть – страстью, Его смерть – смертью , Его Воскресение – Воскресением, Его Вознесение – Вознесением. Ведь все это Он, воплотившись на земле, воспринял добровольно, а не вынужденно. А это есть изобретение манихейцев» 17 . Определение природы, как и других богословских понятий, прп. Анастасий дает во второй главе «Путеводителя»: « Церковь называет природой реальность существующих, то есть восуществленность их» 18 . Синаит здесь практически дословно приводит определение из произведения «О Промысле» (Περ προνοας), подписанном именем Климента Александрийского 19 . Это понимание природы как того, что существует реально, а не призрачным образом, прп. Анастасий подробно доказывает употреблением в Священном Писании выражения «по природе (φσει)» в качестве синонима выражения «поистине»: «Что касается выражения «по природе», то, исходя из Ветхого и Нового Завета, можно сказать, что слова «Христос по природе Бог и по природе человек» означают то же самое, что и слова «Он, поистине, будучи Богом, поистине становится неизменно человеком». В самом деле, мудрый Соломон говорит о нечестивых людях: Суетны все люди, не имеющие ведения о Боге 20 . А божественный апостол говорит о нас, (пришедших в Церковь ) из язычников: Мы… некогда… по природе чада гнева 21 . Итак, если бы нечестивые были суетными естественным образом, то есть по самой природе своей, они были бы безукоризненны.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

3.1. Святитель Григорий не мог вкладывать в эту фразу монофизитского смысла, потому что иначе упраздняется Домостроительство Воплощения По мысли преподобного Анастасия, если мы признаем единственную природу Христа после воплощения, то говорить о Домостроительстве Воплощения просто невозможно. «Ведь если святое тело стало таким, каким создавший его Бог Слово, и не имеет свойств человеческой природы, тогда очевидно, что оно уже не является ограниченным» , - говорит преподобный отец. А если тело не ограничено, то дело спасения было бы невозможно, так как оно не имеет никаких человеческих свойств. Кто тогда висел на кресте, кто страдал? Также непонятно почему Христос ел, пил, почему после воскресения Фома осязал раны Спасителя? Для подтверждения того, что святитель Григорий Нисский признавал реальность плоти Спасителя, преподобный Анастасий Синаит приводит следующую его цитату: «Посмотри: поскольку копье вошло в ребра, то рука ученика осязала рану» . 3.2. Что же имел в виду святитель Григорий Нисский? Но тогда возникает резонный вопрос, что имел в виду святитель Григорий, говоря о плоти Господа, как не имеющей уже человеческих свойств ? Преподобный отец отвечает очень просто: « Пусть этот невежда [который извирает слова святителя, - А.Б.] усвоит, что святые отцы, сказав эти слова, имели в виду иное» .А именно то, что после грехопадения человеческая природа стала подвержена многим страстям и болезням, а воплотившийся Бог, восприняв нашу природу, исцелил эту поврежденность нашего тела. «Всякий раз, когда ты слышал учителя, говорящего, что плоть Христа уже не имеет свойств плоти, так понимай это: созерцаемое в Нем человечество уже не имеет приобретенные из-за греха нашим телом свойств порчи» . Из всего вышесказанного можно ясно заключить, что использование выражения святителя Григория Нисского о капле уксуса в морской бездне еретиками-монофитами совершенно необоснованно, так как святитель, говоря эту фразу, намеревался подчеркнуть свойства божественной природы во Христе. Этой же мыслью заканчивает и преподобный Анастасий, говоря: «Божественный Григорий употребил название уксуса и моря не для того, чтобы сказать об уничтожении свойств [природы тела], а для сравнения свойств, показывая жалкое состояние нашей природы по сравнению с беспредельным величием непостижимой бездны Божества» . ю ее цитату:

http://bogoslov.ru/article/4369796

В сообщении Анастасия Синаита привлекает внимание и еще один момент: он ни слова не говорит о папе Гонории и его переходе на сторону монофелитов. Более того, он подменяет личность Гонория фигурой св. Мартина, ставшего папой значительно позднее (649 г.). То, что Сергий Константинопольский заручился поддержкой римского престола в лице папы Гонория, было большим успехом его униональной политики. Каковы причины присоединения Гонория к монофелитству: был ли он, как и большинство западных богословов, заинтересован главным образом проблемами этического характера (вопросом о предопределении, свободе воли и т. д.) 894 и поэтому считал проблему «действий» и «воль» во Христе ненужным «метафизическим ухищрением» или же преследовал какие-нибудь свои политические цели – в данном случае это для нас не столь важно 895 . Важен сам факт его согласия на унию, о чем Анастасий Синаит вряд ли мог не знать. Поэтому умолчание преп. Анастасия о Гонории вряд ли случайно. Немаловажным представляется еще и то, что наш автор не упоминает и о двух других крупных фигурах, только уже лидеров антимонофелитского движения: свт. Софронии Иерусалимском и преп. Максиме Исповеднике . Что касается первого, то молчание Анастасия представляется прямо-таки парадоксальным, ибо на VI Вселенском Соборе имя Софрония фигурировало в числе первых, безупречных по своему православию «отцов», а его «Соборное послание» было одним из основных документов, легших в основу вероопределений этого Собора. Несколько сложнее обстоит дело с преп. Максимом Исповедником . Во-первых, преп. Анастасий Синаит глухо намекает на него и двух его учеников, говоря о пострадавших «светочах Римского Собора» (т. е. Латеранского Собора). Во- вторых, имя Максима Исповедника ни разу не упоминается и в деяниях VI Вселенского Собора. Этот странный факт привлекал внимание исследователей 896 , но адекватного объяснения ему не давалось. И действительно, его очень сложно объяснить. Ведь преп. Максим Исповедник был не только крупнейшей богословско-философской величиной в истории ранневизантийской культуры, но после смерти свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010