Полемика с А.С. Павловым (Кн.: Номоканон при Большом Требнике, Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями). Оглавление Вместо предисловия I Текст 3-го правила — Василия Великого и толкование проф. Павлова Неправильность отождествления слов: ρτης и ριβεια Установление подлинного смысла 3 пр. Вас. В. Опровержение возражений проф. Павлова против моего толкования Смягченная форма извержения Возможность перехода от более суровой к более мягкой форме извержения В каком смысле συνθεια у Вас. В. может быть понимаема как нечто объективное? Неправильное истолкование проф. Павловым слов: αμφτερα ειδναι и Проч. II Текст 102 пр. трул. соб. Отношение его к 3 пр. Вас. В. Толкование терминов: αρβεια., συ&εια. ρτης, παραδοθες τπος Кого считать совершенным и несовершенным? Усвоение проф. Павловым мысли канонитов XII в. III Шаткость оснований, на которых утверждается проф. Павловым хронологическое старшинство покаянного номоканона Иоанна Постника пред трулльским собором Мнимое «поразительное сходство» Соображение о том, что автор номоканона не ссылается на 102 трул., и что примеры смягчения древних епитимийных правил будто бы должны были чаще и раньше встречаться в духовнической практике, чем в области открытого церковного суда Мнимые " провозвестники» новой системы задолго до трулльского собора О Златоусте в особенности Кого и что разумел Златоуст под священниками и священством? Неправильное понимание проф. Павловым места из книги о священстве Почему в 102 трул. не упоминается о номоканоне Постника? Замечается ли влияние номоканона Постника на правила самого трул. собора? Об уставах св. Софрония иерусалимского и св. Феодора Студита IV В какой среде—монашеской или приходской—возник номоканон? Гипотеза проф, Павлова о приходских священниках, как непосредственных преемниках покаянного пресвитера Неудобства распространения современного понятия о таинстве покаяния на церковно-исторические явления древности Исповедь пред монахами, как церковно-бытовое явление Свидетельства Иоанна раифского и Анастасия Синаита Новелла CXLI Юстиниана Законы и каноны, запрещающие или дозволяющие совершение богослужения и крещения в молитвенных домах, без упоминания об исповеди Почему трулльский собор не упоминает о духовниках? Ο римском соборе 610 г. и о том, почему белое духовенство на востоке не жаловалось на духовничество монахов Исторические изменения внешней стороны таинств V О послании Иоанна Дамаскина Историческая важность этого документа Слабость аргументов, доказывающих его подложность О том, что автором послания скорее мог быть Иоанн Дамаскин, чем Иоанн, патриарх антиохийский О другом Иоанне Постнике, современнике Алексея Комнена Опечатки

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Прошу помощи в вопросе. Господь всеведущий. Он “ведый вся, веси, чесо ради бывает сия и чесо ради быть”, что было, что будет. 1. Случайной смерти не бывает. Господь забирает человека в лучший момент его жизни, что бы спасти, зная, что он либо сотворит что-то пагубное для его души, либо просто готов (как объясняют батюшки). Чаще говорят так, объясняя детскую смертность (что бы не сделал что-то плохое, значит, Господь точно знает будущее) 2. Господь даровал дар видеть будущее своим угодникам (например, блаженной Матроне) Вопросы 1. Почему среди богословов (к примеру, Осипов) и многих священников на просторах интернета распространено мнение, что будущее непредопределено? 2. Почему Церковь принимает святость Блаженной Матроны, но других порицает за предсказания, утверждая, что такой дар может быть только от лукавого (помня слова Господа “не обращаться к предсказателям”)? Спасибо 5 Ответов Прп. Иоанн Дамаскин пишет: Бог все наперед знает, но не все предопределяет. Ибо Он наперед знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходил порок, но не принуждает к добродетели силою. Поэтому предопределение есть дело Божественного повеления, соединенного с предведением. Но, по причине предведения Своего, Бог предопределяет и то, что не находится в нашей власти. Ибо по предведению Своему Бог уже предрешил все, сообразно со Своею благостью и правосудием. Коротко говоря: Бог знает то, что произойдет, но многое зависит от нас. То, что в нашей власти (например, вступить в брак или остаться одиноким, пойти учиться в университет или не учиться и т.п.), мы выбираем сами и, таким образом, строим свое будущее вариативно. Нужно различать предведение и предопределение, это разные понятия. Что касается представления о том, что человек всегда умирает в лучшие моменты жизни, то оно не универсальное и не учитывает всех возможных судеб. Это некая схема, которая пытается попроще объяснить тайны Промысла Божия . Например, в Библии прямо сказано, что человек, который грешит, сокращает время своей жизни и умирает не вовремя: Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?  ( Еккл.7:17 ). На эту тему есть интересное рассуждение прп. Анастасия Синаита .

http://azbyka.ru/vopros/budushhee-predop...

Т. 1 (1852): Номоканон XIV титулов с толкованиями Феодора IV Вальсамона ; «О ересях и Соборах» Патриарха К-польского Германа I (С. 339-369); анонимный трактат о Вселенских Соборах (С. 370-374); часть послания свт. Фотия , Патриарха К-польского, Михаилу, кн. болгарскому (С. 375-388); «Синоптическое изъяснение о Святых и Вселенских Соборах» Нила, митр. Родосского (С. 389-395). Т. 2 (1852): Правила святых апостолов и Вселенских Соборов, а также К-польских Соборов 861 и 879 гг. с толкованиями Иоанна Зонары , Феодора Вальсамона и Алексия Аристина . Т. 3 (1853): Правила Поместных Соборов с толкованиями Иоанна Зонары, Феодора Вальсамона и Аристина. Т. 4 (1854): Правила святых отцов с толкованиями тех же канонистов; Окружное послание свт. Геннадия I , Патриарха К-польского, и епископов К-польского Собора 459 г. папе Римскому о непоставлении на мзде (С. 368-374); Послание свт. Тарасия , Патриарха К-польского, папе Адриану I о том же (С. 375-385); канонические отрывки из сочинений свт. Василия Великого , свт. Иоанна Златоуста , прп. Анастасия Синаита (С. 386-392); Синопсис канонов (С. 393-416); канонические ответы афонским монахам Патриарха К-польского Николая III Грамматика с толкованиями Феодора Вальсамона (С. 417-426); правила и канонические ответы свт. Никифора I , Патриарха К-польского (С. 427-431); отрывки из номоканона свт. Иоанна IV Постника , Патриарха К-польского (С. 432-446); 66 ответов Феодора Вальсамона на вопросы Патриарха Александрийского Марка III (С. 447-496); др. сочинения Феодора Вальсамона (С. 497-579), в т. ч. о постах в течение года (С. 565-579); сочинения, приписываемые прп. Анастасию Синаиту, «О трех постах» (XII в.) (С. 580-584) и «О посте Пресв. Богородицы» (С. 585-588); из 57-го слова «Пандектов» Никона Черногорца (С. 589-591); трактат Иоанна Зонары о запрете троюродным братьям (δισεξδελφοι, ξδελφοι δετεροι) последовательно жениться на одной женщине (С. 592-597), его же слово о том, является ли осквернением естественное истечение семени (С. 598-614). T. 5 (1855): Соборные решения архиепископов и Патриархов К-польских; новеллы визант. императоров (С. 186-340); ответы, письма, подписи под соборными деяниями и справки по различным каноническим вопросам (С. 341-627). Т. 6 (1859). Алфавитная синтагма Матфея Властаря на основе 3 парижских, 4 венских и 2 афинских греч. списков; индекс ко всей А. с. (С. 519-619).

http://pravenc.ru/text/77096.html

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения (версия для печати)/Православие.Ru Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Православие.Ru , 8 мая 2008 г. О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/41561.html

Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения Фреска собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Московского Сретенского монастыря. Фото иером. Игнатий (Шестаков) О жизни преподобного Анастасия Синаита (память 20 апреля) не сохранилось обширных сведений, а те, которые есть, не слишком полны. Родился он около 640 года на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго и, вероятно, начал свой иноческий путь. Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: “Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедовать Его как сияние славы Отчей”». Преподобный Анастасий получил хорошее богословско-философское образование, стал иноком Синайской обители, где находился под духовным руководством преподобного Иоанна Лествичника, бывшего в то время там настоятелем. По древнему преданию, после святого Иоанна Лествичника и брата его Георгия святой Анастасий был игуменом монастыря великомученицы Екатерины на Синае. VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком, в первую очередь, догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами, монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами, относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними. Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах, в каком же году он отошел ко Господу, точно определить невозможно – около 686 или 700 года или даже в начале VIII века. Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства (ее приверженцы были осуждены на VI Вселенском Соборе 680–681 гг.).

http://pravoslavie.ru/4205.html

митрополит Анастасий (Грибановский) (18.08.1873–22.05.1965) Заметки Послания Слова и речи митрополит Анастасий (Грибановский) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, председатель Архиерейского Собора и Синода, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Биография В миру Грибановский Александр Алексеевич, родился 6 августа 1873 года в день праздника Преображения Господня, в селе Братках, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Терновский район Воронежской области), где его дед по матери (Кармазиной), а потом отец, были священниками. Отца его звали Алексием, а мать — Анною. По окончании Тамбовских духовных училища и, в 1893 году, семинарии, он поступил в Московскую духовную академию на казённый счет. Учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В то время ректором там был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий первоиерарх Русской Церкви Заграницей, который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Здесь же молодой Александр познакомился и с архимандритом Сергием (Страгородским), инспектором академии, а впоследствии – патриархом Московским. Почти через год по окончании академии, в апреле 1898 года, Александр был пострижен Тамбовским епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита, празднуемого Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. Педагог в духовных школах В августе 1898 года ректором Московской духовной академии архимандритом Арсением (Стадницким) отец Анастасий был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в которой оставался два года. В 1900 году он назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, а в июле 1901 года – преподавателем, а затем и ректором Московской духовной семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан архимандрита. Свое педагогическое служение в эти годы отец Анастасий проходил под руководством своего дяди, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. Епископ Серпуховский

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

20-е Преподобного Феодора Трихины Феодор, родом Цареградец, сын богатых родителей, оставил богатство, славу и честь, и, удалившись в провинцию Еленопонт, в митрополию Амасийскую, сделался монахом в некоем пустынном монастыре близ Евхаит (в 40 верстах от Амасии). Воздержанием он иссушил свою плоть и носил одну только одежду, суровую власяницу, почему и назван Трихиною (по-Гречески, а по-Русски – власяничник). Во время святой жизни своей и по смерти сотворил много чудес и исцелений, благодатью Божией. Время же жизни его определяется тем, что патриарх Антиохийский, еретик Пётр Фуллон (Сукновал), за участие в убийстве православного патриарха Стефана предназначенный импер. Зеноном к ссылке в Питиунт, около года (479 г.) скрывался близ монастыря Трихины и затем бежал в Армению. Память святых Анастасия 1-го, патриарха Антиохийского, и Анастасия 2-го Анастасий 1-й, патриарх с 561 года; в 561 году предназначен был к ссылке за несогласие с любимой мыслью импер. Юстиниана о нетлении тела Христова до воскресения, но указ о том не был исполнен за смертью Юстиниана. В 569 г. император Юстин, по некоей личной неприязни, хотя под предлогом расточения церковного имущества, низложил его, и Анастасий пробыл в заточении 23 года; уже император Маврикий, по смерти патр. Григория, возвратил его на кафедру в 593 году. В слове по случаю возвращения, в среду Страстной седмицы, 25 марта, говорил он пастве: «мир, и ещё мир, и в третий раз мир вам». Согласно с желанием императора он перевёл на Греческий язык «Пастырское Правило» Григория Двоеслова и написал в заточении несколько собственных сочинений догматических и нравоучительных. Скончался в 599 году, оставив кафедру другому Анастасию. Анастасий второй управлял Церковью десять лет. Когда в 609 году импер. Фока дал повеление креститься всем Евреям, то при исполнении сего в Антиохии вспыхнул бунт, и жиды в сентябре убили патриарха, подозревая его в соглашении с императором. Св. Григория, патр. Антиохийского Из игуменов Фаранской обители возведён на престол волей императора в 569 году. В книге Лимонар, главе 140, читаем: «говорили некоторые старцы о сём Григории, что был милостив, непамятозлобен и сострадателен к согрешающим. Святейший же Софроний, патриарх Иерусалимский, такое даёт о нём свидетельство: достоин этот муж, Григорий Блаженный, воспоминаться между святыми и преподобными; потому что и на патриаршество взят против воли, и свято пожил во славу Христа, Господа нашего». Скончался 593 года. Святого Анастасия Синаита

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сон Адама, творение Евы Преподобный Анастасий описывает во втором «Слове» творение Евы. Согласно Бытию, навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт. 2, 21–24). Вот как комментирует это повествование преп. Анастасий: Далее, поскольку, как это написано об Адаме, к нему, приведенному Богом в состояние омертвелости, неподвижности и исступления, пришла жизнь, то [можно предполагать, что в него] мертвого было вдохнуто животворное дыхание Божие (см. Быт. 2, 7). Заметь: [Писание] гласит, что Бог привел к Адаму жизнь, вышедшую из него во сне и исступлении; оба — я имею в виду Бога и Адама — были единодушны, когда ребро, называемое жизнью, взялось от него (II, 2, 1). Автор «Слов» намекает здесь на наречение жены именем «Ева», что значит «жизнь». Правда, согласно Священному Писанию это наречение состоялось уже после грехопадения и изгнания прародителей из рая: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих   (Быт. 3, 20).  Чтобы понять мысль преп. Анастасия, воспользуемся комментарием на этот стих свт. Филарета Московского: «С первого взгляда представляется, что повествование о наречении жене нового имени Евы, то есть жизни, находится вне связи с предыдущим и последующим повествованием о падении человека и что самое имя жизни не прилично жене после осуждения на смерть. В разрешение сего затруднения толкователи полагают: а) что Моисей упоминает о наречении жены, предшествовавшем грехопадению, и желает обнаружить погрешность Адама в сем наречении, или б) что Адам, осужденный на смерть, именует жену свою жизнью в укоризну и уничижение; и в) что сим наименованием показывается неосмотрительность и надменность грешника, даже после осуждения; или г) что жизнь, которою Адам утешается в наименовании жены, есть отсрочка смерти телесной; или д) что жена именуется жизнью по разуму обетования, данного Богом о ее семени, долженствующем стереть главу змия, имеющего державу смерти, и сделалась матерью всех живущих, как Мать второго Адама, Который есть дух животворящий (1 Кор. 15, 45). Сия последняя догадка паче прочих соответствует порядку и духу повествования Моисеева, и оправдывается примерами других имен, в которых праотцы заключали исповедание веры и упования, каковы суть имена Каина, Сифа, Ноя».   Толкование под буквой а) свт. Филарета согласуется и с упоминанием о имени «жизнь» у преп. Анастасия при описании сна Адама и с мыслью Синаита о том, что Адам, Ева и их сын предначертали образ Единосущной Троицы (см. соответствующую главу, где мы рассуждали о возможности рождения детей у прародителей без грехопадения).

http://pravoslavie.ru/2990.html

Храм на родине архимандрита Ефрема на Кипре под угрозой разрушения Кипр, 20 сентября 2012 г. Храм, где духовно возрастал игумен Ватопедской обители, архимандрит Ефрем, под угрозой разрушения. Эта церковь находится на оккупированной части Кипра и, как и большинство храмов на территории так называемой Турецкой Республики Северного Кипра, ныне осквернена. В этом убедились корреспонденты Восточноевропейского бюро телеканала СОЮЗ и Белорусского информационного портала Sobor.by . На Кипре 2 деревни с названием Перистерона – одна из них находится в оккупированным округе Фамагусты. С 1974 года 520 православных храмов на оккупированных землях Кипра преданы поруганию – осквернены, разрушаются, перестроены. Храм «Агиос Анастасиос», святого Анастасия Синаита, к счастью пострадал не сильно. Это один из немногих случаев, когда в зоне турецкой оккупации с церкви не сорваны кресты. Местные жители говорят, что в 70-е их пытались сбросить, но святотатец разбился насмерть. С тех пор больше никто не рискует. В нынешнем году храм «Агиос Анастасиос» внесен в список святынь, которые под давлением ООНовских структур власти оккупированной территории, так называемой «Турецкой Республики Северный Кипр» должны разрешить реставрировать. Предстоятель Кипрской Православной Церкви, Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом в беседе с нашим корреспондентом рассказал: «Более 95 процентов православных храмов на территории оккупированного Кипра под угрозой полного разрушения. Мы реставрируем несколько храмов после вмешательства ЕС, под давлением международных институтов – но это не более 1-го, 2-х храмов ежегодно. Но большинство храмов разрушаются или используются не по назначению Символично, что название деревни Перистерона происходит от слова «перистера» - по-гречески это голубь. Действительно, птицы облюбовали церковь. Но в алтаре храма мы заметили убитых голубей – после изгнания греков-киприотов турки поменяли название деревни, а сейчас словно хотят избавиться от ее символа, от символа Святого Духа. Как и везде, на оккупированной территории Кипра этот храм разграблен – утварь, иконы и весь иконостас проданы или до сих пор продаются на «черных» антикварных рынках по всему миру. Так, царские врата из этого храма недавно найдены в Колледже искусств японского города Кинозава. Сейчас ведутся переговоры о возврате святыни на Кипр.

http://pravoslavie.ru/56217.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010