Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ [Калипосский, Монах; груз. ] (Вачесдзе; ок. 1050, с. Икалто, пров. Кахети, Грузия - 6.02.1127, там же), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт, наставник и духовник блгв. царя Давида IV Строителя . Сведения об А. И. содержатся в колофонах и приписках в рукописях его оригинальных или переводных трудов. Происходил из груз. княжеского рода. Начальное образование получил в мон-ре Икалто , там же, по-видимому, принял постриг. Есть основание полагать, что А. И. продолжил образование в богословской академии Мангана в К-поле, где ознакомился с богословско-философским учением Михаила Пселла и Иоанна Итала . Подвизался в сир. мон-ре св. Симеона Чудотворца на Чёрной горе (около Антиохии), где под духовным рук. прп. Ефрема Мцире под именем Арсения Монаха начал лит. деятельность - перевел неск. сочинений Симеона Метафраста , исследуя, в частности, причины раскола с т. н. нехалкидонскими Церквами. Вскоре перешел в Калипосский мон-рь на Чёрной горе, где продолжил лит. деятельность под именем Арсения Калипосского. Вероятно, уже после кончины прп. Ефрема (1101) А. И. возвратился в К-поль и поступил в мон-рь св. Георгия, где перевел «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита и «Хронограф» Георгия Монаха (Амартола), а также приступил к составлению сб. «Догматикон», в к-ром заметно влияние философских идей Аристотеля. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из литургического сборника. XVIII в. В нач. XII в. А. И. (возможно, по приглашению блгв. царя Давида) вернулся в Грузию и принял активное участие в проведении церковной реформы и в работе Руис-Урбнисского Собора : перевел кодекс правосл. церковного права «Номоканон в XIV титулов» (ред. 882 г. Патриарха К-польского Фотия ), послуживший одним из основных источников постановлений Собора. Все постановления и положения Собора были записаны А. И. в едином «Уложении», в состав к-рого вошли также пространное предисловие богословского и историко-догматического характера и панегирик блгв. Давиду Строителю «Царю Давиду - монах Арсений». А. И. был одним из инициаторов и участников Собора в Ани (груз.- Аниси), на к-ром защищал догматические основы Православия; под его влиянием часть арм. епископов-нехалкидонитов склонилась к воссоединению с правосл. Церковью. Будучи одним из инициаторов создания Гелатской академии , А. И. преподавал в ней. Через неск. лет А. И. перешел в мон-рь Шиомгвиме , крупнейший центр груз. письменности того времени, где им был создан и введен в обиход монастырский устав (типик) мон-ря Симеона Чудотворца и возведен храм во имя Пресв. Богородицы. Памятная запись рукописи, содержащей типик мон-ря Шиомгвиме, называет А. И. «светочем Грузинской Церкви». По преданию, А. И. основал Икалтойскую ДА при мон-ре Спаса Нерукотворного в Икалто, где, должно быть, и скончался.

http://pravenc.ru/text/76286.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Греч. Παλος Μλανος, Παλος τν Μελανν; сир.      ] († 581), патриарх Сирийской яковитской Церкви (564-575). Род. в Александрии, до возведения на Антиохийский Патриарший престол вел монашескую жизнь в Сирии. В 1-й пол. VI в. сирийские и египетские сторонники монофизитства по-прежнему активно боролись с распространением в Византии халкидонского Православия, однако в результате низложения патриарха Севира (512-518) они на неск. десятилетий потеряли контроль над Антиохийской кафедрой: имп. власти стали последовательно назначать на нее сторонников Вселенского IV Собора . При этом неформальным лидером антихалкидонитов являлся Севир, а после смерти последнего (538) - Феодосий I , бывш. патриарх Александрийский (535-537), к-рого противоречия в антихалкидонитской среде вынудили оставить Патриарший престол и поселиться в К-поле. Здесь Феодосию покровительствовали имп. св. Феодора и, по всей видимости, имп. св. Юстиниан I (527-565). Вскоре в столицу переехал и П. Ч., к-рый начал исполнять обязанности помощника Феодосия. В период 1-го пребывания на Антиохийской кафедре свт. Анастасия I Синаита (559-570) сир. антихалкидонитам удалось положить начало созданию параллельной линии патриархов: ок. 557 г. в К-поле Иаков Барадей († 578) и его сторонники рукоположили Сергия Телльского , к-рый, однако, не имел возможности прибыть в Сирию. После смерти Сергия (560) Антиохийская кафедра оставалась вакантной в течение неск. лет. Затем Феодосий инициировал избрание на Патриарший престол П. Ч., хиротония последнего также была совершена Иаковом Барадеем. П. Ч. претендовал на то, чтобы стать лидером как сирийских, так и египетских антихалкидонитов, однако значительная часть епископов отказалась признать его избрание, к-рое, по их словам, было совершено без ведома клира и мирян. После кончины патриарха Феодосия (566) противников Халкидонского Собора фактически возглавил Иаков Барадей. В 571 г. патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (565-577) инициировал очередное преследование антихалкидонитов, в результате к-рого П. Ч. был арестован. Находясь в заточении, он признал правосл. вероучение, после чего вышел на свободу, однако не был утвержден на кафедре. Вскоре П. Ч. раскаялся в содеянном и был принят в общение Иаковом Барадеем, причем условием этого принятия было выполнение П. Ч. 3-летней епитимии. В 575 г. Иаков организовал в Антиохии Собор, вновь признавший П. Ч. патриархом. В том же году П. Ч. содействовал избранию на Александрийскую кафедру сир. монаха Феодора, ранее жившего в Ските . Тем не менее большинство александрийских антихалкидонитов отвергли кандидатуру Феодора и поставили патриархом Петра IV (575-577). Обвинив П. Ч. в том, что он незаконно вмешался в патриаршие выборы, Петр инициировал его низложение.

http://pravenc.ru/text/2578585.html

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Воля Отца - это Крест " , посвященная Неделе 3-й Великого поста - Крестопоклонной. Раздел " Подробно " посвящен 10-летию образования Санкт-Петербургской митрополии в составе четырех епархий - Санкт-Петербургской , Выборгской , Гатчинской и Тихвинской . С митрополитом Варсонофием и епископом Гатчинским и Лужским Митрофаном беседует протоиерей Александр Сорокин , с епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом - Татьяна Кириллина, в материале Евгения Перевалова " Выборгская епархия: Возрождение и новации " приведены высказывания епископа Выборгского и Приозерского Игнатия . Раздел " Образы и смыслы " посвящен трудам подвижника VII века преподобного Анастасия Синаита - об этом материал Тимура Щукина " Анастасий Синаит и " свои чужие " арабы " . Раздел " Люди в Церкви " открывает беседа Елизаветы Кричфалуший с протоиереем Михаилом Погибловым - материал озаглавлен " Из Сибири с любовью " . Очерк Евгения Перевалова " Автобус милосердия с врачами на борту " рассказывает о деятельности автобуса милосердия, который стал мобильной клиникой для бездомных: в этом начинании молодежного клуба " Кинония " при Благовещенском храме на Пискаревском проспекте участвуют не только прихожане, но и другие неравнодушные люди. Староладожский Успенский девичий монастырь понес тяжелую утрату: 31января на 78м году жизни после сердечного приступа скончалась настоятельница игумения Ангелина (Васильева) : воспоминания о матушке - в материале Татьяны Кириллиной " Не просто настоятельница, а созидательница " . Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Высокое ремесло " об альбоме художника Льва Солодкова, вышедшем под эгидой проекта Вячеслава Заренкова " Созидающий мир " . Материал Владимира Иванова " Простота и ученость " - беседа с магистром лингвистики Дарьей Васильевой, переведшей с латинского языка толкования блаженного Иеронима Стридонского на Псалмы (книга вышла в конце прошлого года в петербургском издательстве " Скрижаль " ). ИА " Вода живая " , 28.02.23 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 марта 2024 15 марта 2024 5 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 марта 2024 4 марта 2024 29 февраля 2024 31 января 2024 31 декабря 2023 17 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 11 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Разделы портала «Азбука веры» «…разбойник получил окропление отпущения грехов через таинство воды и Крови, истекших из бока Христа» (преп. Ефрем Сирин , Творения, т. 4, с. 434). «…в чем же заключалось оправдание разбойника? Он вошел в рай за то, что с верою коснулся креста. Что же последовало дальше? Разбойнику было обещано Спасителем спасение; между тем ему времени не было и не удалось осуществить свою веру и просветиться (крещением), а ведь было сказано: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), Не было ни случая, ни возможности, не было для разбойника и времени креститься, потому что он висел тогда на кресте. Спаситель однако нашел выход из этого безвыходного положения. Так как уверовал в Спасителя человек, оскверненный грехами, и нужно было ему очиститься, то Христос устроил так, что после страданий один из воинов копьем пронзил ребро Господа и из него истекла кровь и вода; из ребра Его, говорит евангелист, «тотчас истекла кровь и вода» ( Ин. 19:34 ), в подтверждение истинности Его смерти и в прообразование таинств. И вышла кровь и вода – не просто вытекла, но с шумом, так что брызнула на тело разбойника; ведь, когда вода выходит с шумом, она производит брызги, а когда вытекает медленно, то идет тихо и спокойно. Но из ребра кровь и вода вышли с шумом, так что брызнули на разбойника и этим окроплением он был крещен, как говорит и апостол: мы приступили к «к горе Сиону и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:22,24 )» (свт. Иоанн Златоуст , Полное собрание творений в 12-ти тт., т. 8, с.694–695). «Послушаем святого Анастасия Синаита , который о благоразумном разбойнике, для коего вода, истекшая из ребер Христовых стала водою крещения, говорит: «К оным птицам (то есть к небесным духам) отлетел из животворной воды, истекшей из всех птиц, святой разбойник, воспаряя по воздуху в рое птиц вместе с царем – Христом» (свт. Димитрий Ростовский , Жития святых, том январь, кн.1я, Память 6 января, Слово на Богоявление Господне, с.224). «Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь  ли  ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп  крестил  во время пути, Павел – в узах; Христос  крестил   разбойника  на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (свт. Иоанн Златоуст . Т. 3, Кн. 2. 4. Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь). Источник: Благоразумный разбойник Другие истории Полезные ссылки Самое популярное Сейчас в разделе 33  чел. Всего просмотров 1 млн. Всего записей 625 ©2024 Мой путь к Богу к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/way/o-kreshhenii-blagor...

1 Из 5-ти следующих отрывков два напечатаны у Гретцера (Gretser. De sancta cruce, T. II. Indolst. 1600 и 2 изд. Ratisb. 1734. p. 401—403), третий у Л. Алляция (Diatri. de Method. Script. p. 349), под разными заглавиями и без означения, к какому сочинению Св. Мефодия они относятся; последние два взяты издателями из творений Св. Иоанна Дамаскина (Oper. Tom. II, Parall. p. 778 и др.). Ян основательно относит все эти отрывки к одному сочинению против Порфирия, в ук. соч. p. 102—104. 2 Тифон, по сказанию древних Греков, был свирепый и чудовищный гигант, имевший сто страшных голов и враждовавший против Зевса и других Олимпийских богов. 3 Замечание о знаменах в виде креста, вероятно, составляет позднейшую вставку, так как о подобных знаменах могло быть сказано не ранее времен св. Константина Великого. 4 Этот отрывок у Гретцера озаглавлен так: «Мефодия Епископа к тем, которые говорят: какую пользу доставил нам Сын Божий, воплотившись на земле и сделавшись человеком? И почему Он благоволил пострадать на крестном знамении, а не другою какою-нибудь казнью? И какая польза от креста?» 5 Этот отрывок у Гретцера озаглавлен так: «того же Мефодия к тем, которые стыдятся креста Христова». 6 У Л. Алляция этот отрывок озаглавливая так: «каким образом Сын Божий Христос на краткое определенное время вместился в теле, и как Он, будучи бесстрастным, подвергся страданию?» 7 Отрывок сохранился у блаж. Феодорита (Oper. T. IV. p. 37. Dial. 1), с заглавием: «святого Мефодия из слова о мученикахъ». 8 Из следующих отрывков первые шесть сохранились в сборнике (catena) Никиты, Митроп. Гераклийского, на книгу Иова, Londin. 1637; следующие три у св. Иоанна Дамаскина, в Parall. Oper. T. II, десятый у Анастасия Синаита в сочинении об образе Божием. Edit. Mai. Nov. Coll. T. IX, p. 612, остальные взяты издателями из известных им рукописей. См. Migne, ук. изд. p. 404—408. Iahn. ук. соч. p. 117—119. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3657...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПАТР [греч. Αντπατρος], свт. (пам. греч. и пам. зап. 13 июня). Стал епископом Бостры Аравийской вскоре после Всел. IV Собора (451). Был близко знаком с прп. Евфимием Великим († 473). Визант. имп. Лев I попросил А. в числе др. выдающихся клириков высказать мнение об этом Соборе, но его ответ императору не сохранился. А. является автором «Опровержения» (греч. Αντρρησις), где подвергнута критике апология учения Оригена , присущая воззрениям Евсевия Кесарийского (начало сочинения сохранилось в Актах Всел. VII Собора (787), отрывки - в трудах прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского ). Им написаны гомилии, из к-рых сохранились полностью «На Богоявление» и «На начало Великого поста» (не опубликованы), нек-рые во фрагментах (в Актах VII Всел. Собора и у Анастасия Синаита ), «На Успение Пресвятой Богородицы» в лат., «На Рождество Христово» в арм. переводах. На слав. языке гомилии «На Богоявление» и «На Рождество Иоанна Предтечи» переведены во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в окружении тырновского Патриарха св. Евфимия в составе т. н. студийской коллекции («студийского торжественника»); сохранились во многих южнослав. списках кон. XIV-XVII в. Соч.: CPG, N 6680-6698; Mansi. T. 13. Col. 14; PG. 85. Col. 1763 sq., 1792-1796; 86/2. Col. 2045, 2053, 2077; 96. Col. 468, 488-505 [фрагменты]. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 685; idem. T. 3. P. 179. Лит.: Laurès B. Antipater de Bosra//DHGE. T. 3. Col. 713-714; Hannick Ch. Maximos Helobolas in der kirchenslavische homiletischen literatur. W., 1981. S. 174, 223, 260; De Nicola A. Antipater of Bostra//EEC. Vol. 1. P. 52. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/115802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III (приблизительно 40-60-е гг. VIII в.), католикос Картли (Мцхетский). Согласно сведениям прп. Ефрема Мцире , И.- последний Предстоятель Грузинской Церкви, утвержденный Антиохийским патриархом. Прп. Ефрем пишет, что после кончины католикоса Картли Мамая (720-744) в Антиохию во время Патриаршества Феофилакта бар Канбара (744-750) прибыла груз. церковная делегация, в числе священнослужителей был и И. Они сообщили патриарху и Синоду, что со времен предстоятельства Антиохийского патриарха сщмч. Анастасия II Синаита (нач. 599 - сент. 609) избранные в Мцхете католикосы из-за трудности и дальности пути, а также из-за того, что дороги заняты агарянами (арабами), не имеют возможности посещать Антиохию. Груз. делегация обратилась с просьбой разрешить грузинам возводить на престол избранных ими католикосов без утверждения их в Антиохии. Синод Антиохийской Церкви дал груз. священникам протрептикон (разрешительную грамоту) и посвятил И. в католикоса Картли. Интронизация следующего после И. католикоса Картли Григория II состоялась уже в столице Грузии Мцхете. Об И. также известно, что ок. 758 г. он хиротонисал свт. Иоанна , еп. Готского: поскольку в Византии в этот период была распространена ересь иконоборчества , готы отказались посылать своего епископа для хиротонии к К-польскому патриарху и направили его в единственную страну, где не было иконоборческой ереси,- Грузию (Житие. 1883. С. 26-27; ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Джавахишвили. 1983. Т. 2. С. 121, 185; ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54). Имя И. также упоминается в списке католикосов в грузинской хронике «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли, V-VII вв.) (Мокцеваи Картлисай. 1979. С. 327). Ист.: Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готфии/Пер.: А. Никитский//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 26-27; Ефрем Мцире. Повествование об обращении грузин - о том, в каких книгах об этом упоминается/Ред.: Т. Брегадзе. Тбилиси, 1959. С. 38 (на груз. яз.); То же//ПДГАЛ. 1964. Т. 2. С. 54; Мокцеваи Картлисай//Шатбердский сб. X в./Ред.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 327 (на груз. яз.). Лит.: Джавахишвили И. Сочинения. Тбилиси, 1983. Т. 2: История груз. народа. С. 121, 185 (на груз. яз.); Абашидзе З. Иоане III//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 34 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в.

http://pravenc.ru/text/469652.html

Содержание Предисловие Глава I. Старчество в древних восточных монастырях Глава II. Исповедь и покаяние в древних монастырях Востока Глава III. Исповедь мирян пред старцами и покаянная дисциплина в Церкви до IX в. Приложения Приложение I (к с. 160). Свидетельство о тайне исповеди Приложение II (к с. 201 и след.). Свидетельства об исповеди Анастасия Синаита и Петра Хартофилакса. С. И. Смирнов(8 сентября 1870 г., – 4 июля 1916 г.) Список печатных трудов профессора С. И. Смирнова (1892–1916) I. Cmamьu, исследования и издания, речи и доклады II. Omзыbы о книгах и обзоры журналов     ПРЕДИСЛОВИЕ По первоначальному плану предлагаемое исследование должно было выйти в одной книге. Но по мере хода работы увеличивался материал, намечались новые вопросы и открывались новые стороны вопросов, поставленных ранее. Все это намного расширило исследование и заставило разделить его на части. Автор считает нужным сказать об этом читателю, чтобы оградить себя до некоторой степени от упреков. Так, в иных местах он делал ссылки на дальнейшие рассуждения в предлагаемой книге (см. с. 130, 208, примеч.; 259), между тем как с разделением исследования на две части эти отделы не вошли в первую книгу, а найдут себе место во второй. Следовательно, в данном случае автор не нарушил своего слова, а только отсрочил его исполнение. Постепенное расширение плана в деталях по мере его выполнения заметно в книге и также может сбивать читателя. Так, например, вторая половина главы III по оглавлению в тексте (с. 229) значительно короче, чем она вышла в результате. Полное и совершенно точное ее содержание читатель найдет в общем оглавлении книги. Обширность и дробность материала, которым располагал автор, вызвали пропуски и недомолвки, думаем, до некоторой степени извинительные в сложной работе, тем более что они не колеблют выводов исследования, ни общих, ни частных. Поэтому, отлагая ряд добавлений и разъяснений до части II, в конце настоящей книги автор делает лишь поправки некоторых неточностей, вкравшихся по недосмотру или забвению. С. С. 18 мая 1906 г. Читать далее Источник: Духовный отец в Древней Восточной Церкви : История духовничества на Востоке./С.И. Смирнов. - М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, (ОАО Можайский полигр. комб.), 2003. – 528 с. ISBN 5-7429-0117-8 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В.Н. Мочульский «Вопросы и ответы Св. Афанасия к кн. Антиоху» являются весьма распространённым памятником не только в древнерусской письменности, но и в письменности южнославянской, а также греческой. Хотя в мою задачу и не входит рассмотрение памятника в целом его виде, да и к тому же я не занимался данным памятником специально, тем не менее считаю не бесполезным сообщить здесь сведения о том материале, который имеется по данному вопросу у меня под руками. Прежде всего укажу на известные мне греческие списки «Вопросов и Св. Афанасия к кн. Антиоху» 1 . 1) В Синодальной библиотеке, в пергаменной рукописи XII в. под 431 (t. II, III qv.), на ЛЛ. 2–82. Всех вопросов 134. После В. 19 пропущено три вопроса. Оканчивается 134=137 у Миня . 2) В той же Московской Синодальной библиотеке, в рукописи XV в. на бомбицине, под 221 (t. II, II fol.), на ЛЛ. 218–261. Всех вопросов 136. Последний=137 у Миня . Итак, сравнительно с текстом у Миня здесь недостаёт лишь одного вопроса. 3) В Библиотеке Св. Марка в Венеции в сборнике XIV в., под DI, на ЛЛ. 179–232. Всех вопросов 136, причём список начинается В. 2, а оканчивается 137. 4) В Императорской Публ. библиотеке в собрании преосв. Порфирия, в сборнике XVI в. под CCXLVIII на ЛЛ. 11–50 об. Всех вопросов 103. До В. 82 вопросы идут в правильном порядке; с В. 82 пропуски; причём 83=88 (у Миня); 84=91; 85=103; 86=104; 87=105. Предпоследний В. 10=136; а 103=137 (у Миня). 5) В Венской библиотеке, в Cod. Theol. Chartacaceus Antiquus CCLIX (L. VIII), на Л. 1–40. Всех вопросов 131. После В. 129 идут два вопроса из Анастасия Синаита : 1) Τ στι τ σημεον (το τελεου) το ληϑος Χριστιανο. 2) Τνες εσν ο ληϑινο προσκυνητα, ο ν πνεματι κα ληϑε προσκυνοννες τ πατρ; 6) В Парижской Национальной библиотеке, в сборнике XV–XVI вв. под 702 (Suppl.), на ЛЛ. 389–395. Список не полный. С Л. 395 по 397 идут вопросы Анастасия Синаита , начинающиеся: T στι σημεον το τελεου Χριστιανο. Перейдём к славянским спискам. 1) В Национальном Музее в Праге, в собрании рукописей Шафарика, под V (Gregorii M. Dialogus), в сборнике XV в. на ЛЛ. 148=173 об. Всех вопросов 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень ее разработанности, формулируются цели, задачи и методы исследования, указывается его научная новизна, значимость и положения, выносимые на защиту. Глава 1 «Жизнь и труды преп. Анастасия Синаита » состоит из четырех параграфов. В параграфе 1.1 суммируются из различных источников весьма скудные сведения о жизни преп. Анастасия. По происхождению он был, предположительно, киприотом, родом из Амафунта. Вероятно на Кипре же он и начал иноческий путь. Преподобный отец получил достаточно основательное школьно-богословское образование. Затем он был насельником монастыря вмч. Екатерины на Синае, где одно время находился под духовным руководством преп. Иоанна Лествичника , бывшего в то время настоятелем этой обители. После преп. Иоанна и брата его Георгия преп. Анастасий предположительно сам был игуменом Синайской горы. Последние исследования говорят, что дата смерти святого отца произошла не ранее 701 г. Память преп. Анастасия Синаита празднуется Русской Церковью 20 апреля, Греческими Церквами – 21 апреля. В параграфе 1.2 описываются творения преп. Анастасия. Вопрос о выявлении подлинных творений святого отца долгое время осложнялся из-за ошибки Константинопольского патриарха Никифора Каллиста Ксанфопула (1350–1353, 1355– 1364), который отождествил преп. Анастасия Синаита с Анастасием I патриархом Антиохийским (559–598) и его преемником на антиохийской кафедре – сщмч. Анастасием II (599–609). Только в последние годы, благодаря публикации различными исследователями критических изданий, вопрос об идентификации трудов преп. Анастасия Синаита близок к окончательному разрешению. Самыми значительными творениями преп. Анастасия Синаита , кроме «Путеводителя», являются «Вопросы и ответы на разные темы» 7 , «Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию», в которых святой отец ярко и четко излагает свои антропологические воззрения, неразрывно связанные с христологией и сотериологией, «Флорилегий против монофелитов» и «Главы против монофелитов» 8 . Исследованию антропологических воззрений преп. Анастасия Синаита посвящены наша дипломная работа 9 . Из остальных догматических произведений Синаита до сих пор неопубликованными остаются «Главы против монофизитов».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010