1 См. напр. Уманца, поездка на Синай. Ч. I, стр. 151– 158. С.-Петерб. 1850 г. Архим. Порфирия первое путешествие на Синай, стр. 80–81. 5 Вот какия известны творения преподобнаго Нила (перечисляем их, как оне помещены в русском переводе в творениях св. отцев за 1858 и 1859 гг.): 1. Перистерия, или об упражнении в добродетели и избежании пороков к монаху Агафию. 2. Слово о молитве, разделенное на 153 главы. 3. О осьми лукавых духах (т. е. о восьми главных пороках: чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, унынии, лености, тщеславии и гордости). 4. К Евлогию монаху слово 1 и слово 2 о пороках противоположных добродетелям. 5. О различных лукавых помыслах 27 глав. 6. Слово на изречение евангельское: иже имать влагалище, да возметь, такожде и мех, а иже не имать, да продасть ризу свою и купить меч ( Лк.22:36 ). 7. Краткия изречения: изречения, отводящия человека от тленнаго и приводящия к нетленному. 8. Письма догматическия, истолковательныя, нравственныя. Творения преподобнаго Нила, относящияся в частности к иноческой жизни. 9. Слово подвижническое. 10. Слово о нестяжательности. 11. К Евлогию монаху. Сказания о избиении монахов на горе Синайской, и о пленении Феодула, сына Нилова. Слово на Алвиана, монаха Натрийскаго. О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противнаго сему мнения. Разныя главы или мысли. Мысли, которыя могут человека отводить от тленнаго и прилепляют к нетленному. Письма. 9 Вот какия известны напечатанныя творения св. Анастасия: 1. Путеводитель. 2. Таинственныя созерцания о шести днях творения (12 книг). 3. 154 вопроса и ответа о разных предметах – догматических, а более нравственных. 4. Беседа на 6-й псалом. 5. На пятую неделю Четыредесятницы. 10 Вот какия известны творения препод. Филофея: 1. О бодрствовании и молитве 40 глав. 2. О бодрствовании и хранении сердца. 3. О тречастности души, бодрствовании и молитве. 4. О хранении ума и смиренномудрии. 5. О том, что хранением сердца соблюдаются и Христовы заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Ставятся здесь и конкретные вопросы, касающиеся повседневной жизни христианина, например: можно ли стяжать богатство, чтобы использовать его на благие цели (помощь бедным и т. д.)? Идет речь здесь и о церковных Таинствах: Крещении, Евхаристии, Браке. Важное место занимают эсхатологические проблемы: проблема смерти, загробной жизни, участи праведников и грешников 1405 . В общем, «Вопросы и ответы» можно считать одним из главных произведений преп. Анастасия, отражающим многие важнейшие грани его миросозерцания. По внутреннему настрою с «Вопросами и ответами» тесно сближается и «Беседа (проповедь) на шестой псалом» – одно из немногих произведений преп. Анастасия, переведенных до революции на русский язык 1406 . Она дошла до нас в двух редакциях, отличающихся друг от друга лишь рядом деталей; обе они изданы в «Патрологии» Миня (PG. Т. 89. Col. 1077–1144). Эта Беседа, являющаяся своего рода «гимном покаянию», может считаться одной из наиболее ценных жемчужин в сокровищнице святоотеческой аскетики 1407 . К аскетическим творениям (хотя несколько иного плана) преп. Анастасия следует причислить и «Душеполезные повествования», которые, за исключением небольших отрывков, остаются пока неизданными. В рукописях имеются три сборника этих «Повествований» 1408 , и, судя по опубликованным отрывкам, здесь преп. Анастасий суммирует богатый духовный опыт синайских, египетских и прочих подвижников, используя легкодоступную для любого читателя форму «монашеских историй» (опираясь, вероятно, на такие лучшие образцы этого вида монашеской письменности, как «Лавсаик», «Луг духовный» и др.). В данных «Повествованиях» содержится ряд автобиографических материалов: в частности, преп. Анастасий описывает здесь скорбную участь многих тысяч своих земляков-киприотов, плененных «сарацинами» в 649–650 годах, которым он оказывал посильную помощь 1409 . К сфере нравственного богословия, непосредственно смыкающейся с областью аскетического богословия, можно отнести несколько проповедей (Бесед) преп. Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Не смотри на новую землю, но смотри на ней древние цветы. Юно мое лицо по возрасту, но закон сделал мое сердце старым. Ты думаешь склонить меня и обещаниями. Но что ты можешь обещать мне такого, чтобы равнялось благопристойному целомудрию? Какое царство может сравняться с ним? Или ты не знаешь, что святое целомудрие есть небесное дело, ангельский жребий, Божий дар? Храни сама свои обещания и соблюдай свои клятвы. Нечисты твои почести, какие ты обещаешь мне; они начатки бесчестия. Твое золото рождает земля и служит добычей ржавчины... Ты думаешь утаить это преступление. Но неужели не знаешь, что Бог всегда ясно видит то, что совершается во тьме? Вспомни, жена, о муже своем, о братьях, о соседях, родственниках, и будущих детях, и постыдись их. Какими же глазами ты посмотришь на мужа своего, которого хочешь обмануть? Как протянешь руки к тому, которого ложе хочешь осквернить? Вспомни, жена, как ты обещалась ему свято хранить целомудрие! Подражай, жена, голубице; ибо она выбирает одного, и если ему случится быть схвачену орлом, который часто ловит живых птиц и съедает, или пойману от птицелова, то она не пристает к другому, но умирает от постоянной скорби и печали. Пусть научит тебя или Божий страх, или закон евреев, или чистая жизнь бессловесных птиц»! Сказав это и видя, что она без стыда держится за его одежды и распаляется, – ибо еще более распаляются страсти, если не находят удовлетворения, – Иосиф, как крепкий подвижник, снявши одежды свои, оставил ее с одеждами, а сам убежал нагим от срама и похоти, неся победный знак целомудрия. Радовались ангелы и плакали демоны; Иосиф увенчевался, а Египтянка посрамлялась. И Египтянка носила листвия бесстыдства, а Иосиф носил плод правды. Радость была на небесах о победе Иосифа. Победа воспламенила Египтянку, и она оклеветала Иосифа перед мужем своим, обвиняя его в бесстыдстве. «Зачем, – сказала она, ты ввел к нам еврейского отрока, чтобы он смеялся над нами»? – Разгневался муж и заключил его в темницу. Ибо нужен был светильник для находящихся там во тьме, врач для больных и питатель алчущих.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

И поскольку таким образом уснула на древе Жизнь всех, и недоумение было о снятии; то, поспешив, явился Иосиф от Аримафея, презрев ярость беззаконников, который был, вместе с Никодимом, тайным учеником Господним. Увидев сего, оплакивающего таковые страдания и смерть, Дева говорит к нему: «гряди, Иосиф, дабы, как пречистому рождению Господа моего свидетелем был Иосиф обручник, так и ты сделался ныне свидетелем Его погребения. Ныне покажи любовь к Учителю, исполни ныне долг всех знакомых и сродников и ученнков. Ты будь, наконец, не тайным учеником, но явным погребателем и, приняв смелость, пойди к Пилату, ибо я знаю, что он послушает тебя, если ты обратишься к нему с печальною и смиренною просьбой». «Дай мне, игемон, – говорил он, – Иисуса, умершего на кресте, странного, неимеющего дома, не имеющего ничего земного, имеющего Отца на небеси и матерь Деву на земле. Окажи мне эту милость; ибо я не живого прошу, но умершего человека, человека, говорившего истину и чудесами наполнившего иудею; дай мне мертвое тело Иисуса, в котором кроется сила божества, пострадавшего от зависти, распятого, но не распятого по божественному естеству»! И поскольку Иосиф получил просимое, то снял вместе с Никодимом, благосердный плачь восприимъ, и, объемля пречистые ноги и прилагая лицо, говорил к Нему так: «иди, Владыко, иди, сойди с душею во ад, как Бог, даруя освобождение ожидавшим Тебя там; просвети землю тмы вечныя, как сказал Иов ( Иов.10:22 ); изведи из тмы и сени смертныя и растерзай узы ( Пс.106:14 ) проповедавших Тебя, Избавитель. Воздвигни падшего, да видит он Тебя нового Адама, во всем неизменно носящего его образ; да коснутся к его рукам прободенные Твои длани, как первоначально при создании; да услышит Ева радостный глас вместо первого осуждения, которым она осуждена была в болезнех раждати чада ( Быт.3:16 ). Да видит Авраам день Твой и да возрадуется ( Ин.8:56 ); ибо Ты – семя его по плоти, о котором благословятся вся колена земные ( Быт.22:18 ). Да увидит Исаия Тебя незлобивого агнца закланного и принесшегося в жертву не за него только, но и за всю вселенную; да увидит Иаков Того, Кого он видел на верху лествицы, и Кто боролся с ним, показывая общение божества с человечеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

А эта перемена бывает, когда полости мозга, вследствие скорби наполненные испарениями, через глазные скважины, как бы через водопровод какой, извергают из себя влажное бремя. От сего, при неожиданном прискорбном известии, происходит какой-то шум, трясение и туман, вследствие потрясения, произведенного в голове испарениями, какие поднимает сосредоточение теплоты во внутренности. Потом, думаю, как облако в капли, так и густота испарений разрешается в слезы. От этого огорченные находят некоторое удовольствие в пролитии слез; п. ч. слезами неприметно истощается отягощавшее их. Истину сего подтверждает и опыт; ибо знаем, что многие в безотрадных бедствиях не могли проливать слез, а после сего одних постигали неизлечимые болезни, неистовство, или исступление ума, а другие даже и умирали; п. ч. сила их, как слабая подпора, сокрушалась под тяжестью скорби. Это можно видеть на пламени, когда оно гаснет от собственного дыма, если дым не выходит, но кружится около пламени. Тоже, говорят, бывает и с жизненною силою: она истаевает и угасает от огорчений, когда нет им выхода наружу. Поэтому слезливые не должны представлять в оправдание своей слабости слезы Христовы. Как пища, которую вкушал Господь, должна служить для нас не поводом к сластолюбию, а правилом воздержания и умеренности: так и слезы предложены нам не в закон для плача, но в самую пристойную меру и в точное правило, по которому мы должны, оставаясь в пределах естества, переносить скорби честно и благопристойно. Посему ни женщннам, ни мужчинам не позволяется много сетовать и плакать, но можно опечалиться несколько во время скорби и пролить немного слез, притом безмолвно, без вопля и рыдания, не раздирая на себе одежды, не посыпая себя пеплом, без всяких других подобных неблагопристойностей, допускаемых людьми, несведущими в небесном. Ибо тому, кто очищен божественным учением, должно оградиться правым словом, как твердою стеною, и мужественно и терпеливо отражать от себя нападения таковых страстей, а не с малодушием и уступчивостью принимать в душу бесовский поток, как бы вливающийся в какое-нибудь низменное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Посему везде евангелисты говорят истину. Итак, возмутился, видя безумие ученика, а нас научая плакать более о творящих зло, а не о терпящих зло. Ибо терпящие зло скорее достойны ублажения, и об этом прямо сказал Христос: блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное ( Мф.5:10 ). Видишь ли, какую мзду имеют страждущие. Посмотри опять в другом месте, какие жестокие мучения для делающих зло. Итак послушай божественного Павла, который говорит: вы же подобницы бысте, братие, церквам Божиим, сущим во Иудеи о Христе Иисусе, зане таяжде и вы пострадасте от своих сплеменник, якоже и тии от Иудей, убивших Господа Иисуса и Его пророки, и нас изгнавших, и Богу не угодивших, и возбраняющих нам глаголати языком, да спасутся, во еже исполнити им грехи своя: постиже же на них гнев до конца ( 1Сол.2:14–16 ). Видишь ли, что нужно рыдать и плакать о творящих зло, а терпящих зло ублажать? Посему и человеколюбец Бог, видя дерзость ученика, возмутился, обнаруживая любовь, которую имел к нему, и, чтобы показать величие Своего человеколюбия, до самого предания делал для него все полезное. Итак, не будь печален, брат, слышавши, что Иисус предан был, но, если угодно, горько оплакивай не преданного Иисуса, но предавшего Иуду. Ибо преданный Иисус спас всю вселенную, а предавший Иуда погубил свою душу. Преданный сидит одесную Отца на небесах, а предатель Иуда ныне находится в аду, ожидая нестерпимых мук. Сего ради воздохни, сего ради прослезися, так как и сам Господь возмутися и рече: един от вас предаст Мя. О сколь велико милосердие, сколь велика благодать! Преданный не о Себе скорбит, но о предателе. Увидев его, пребывающего в злобе, возмутися и рече: един от вас предаст Мя. Смотри, какое незлобие, какое терпение, как Он щадит еще несмысленного! Он не хочет, чтобы он оставался безстудным, ни обнаруживает его, но всем ученикам печаль творит, никому не указал на него лично, давая ему случай для покаяния, дабы он отстал от своего безумия. Но, когда душа ожесточится, то она не послушает никакого учения, ни наставления, но, будучи омрачена грехом, впадает в пропасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ибо, так как змей соблазнил Еву, Ева же склонила ко греху Адама, а приговор был произнесен над обоими, и царствова смерть от Адама даже и до Моисея и над несогрешившими ( Рим.5:14 ); то поэтому и прободено ребро, чтобы мы знали, что страдание Христово даровало спасение не только мужам, но и женам. Адам бо прежде создан бысть, потом же Ева: и Адам не прельстися: жена же прельстившися в преступлении бысть. Спасется же чадородия ради ( 1Тим.2:13–15 ). Какое же это чадородие, как не рождение Марии? ибо она родила Христа, не зная мужа, как Исаия свидетельствует ( Ис.7:14 ), но по наитию св. Духа, как благовествовал архангел Гавриил. Итак, для этого и прободается ребро Христово, чтобы исполнилось и предреченное, и предвозвещено было таинство крещения, и воссияла грядущая благодать. Ибо из ребра Спасителя истекли кровь и вода, чтобы уничтожилось греховное рукописание на нас, и чтобы мы очистились кровью Его и получили рай. О великое таинство! Покаялся разбойник, нужна была вода для его крещения; он висел на кресте, не было другого места для крещения, ни источника, ни озера, ни дождя, ни того, кто бы совершил над ним таинство; ибо все ученики разбежались из боязни иудеев; однако тут были ребра Иисуса, и, вися на самом кресте, Он соделался источником вод. Ибо, поскольку не возможно было разбойнику без крещения войти в рай, и принесшего покаяние не следовало лишать крещения; то посему Спаситель испустил из прободенного ребра своего воду и кровь, чтобы и разбойника освободить от предстоящих ему бедствий, и чтобы показать, что Он кровь свою сделал искуплением за всех верующих в Него. Аще бо кровь козлия и тельчая и пепел юнчий, кропящий оскверненыя, освящает в плотстей чистоте ( Евр.9:13 ): то кольми паче кровь Христа Спасителя нашего имеет силу очистить всех вообще христиан? Итак, если кто из неверных спросит тебя, – для чего был распят Христос, – то ты скажи ему: для того, чтобы диавола пригвоздить. Если спросит тебя, – для чего Он повешен на древе, – скажи ему: для того, чтобы загладить грех , происшедший в раю чрез древо.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Сего же никтоже разуме от возлежащих, – продолжает евангелист, – к чесому рече ему. Нецый же мняху, яко глаголет ему Иисус: купи, еже требуем на праздник, или нищим да нечто даст ( Ин.13:28–29 ). Слышите ли вы, презирающие нищих и собирающие серебро, как Владыка, по безмерному милосердию, обнищавший даже до подобия раба, не имевший где главы приклонить, дает милостыню? А ты, имея дома четырех-кровные и трех-кровные, не пускаешь нищего даже на двор? Он, не имея доходов, предлагает дневную, убогую пищу не себе только, но и такому лику учеников, даже и нищим еще: а ты, владеющий селами, стяжаниями и доходами, не вспомнишь об убогих? Какой ты думаешь иметь ответ, презирая учение Владыки, которое внушал Он и делом, и словом, когда Сам подавал милостыню и когда заповедывал: будите милосерды, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть ( Лк.6:36 ), и еще чрез пророка сказал: расточи и даждь убогим: правда его пребывает в век века ( Пс.111:9 ). А ты, делая противное Ему, собираешь сокровища, и чем больше собираешь, тем более стараешься преумнижить собранное. Таков лютый мучитель сребролюбия: чем более поедает, тем более становится ненасытным, доколе не приведет в последнее осмеяние окаянного рачителя сребра, когда сбудется на нем пророческое слово: се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего и возможе суетою своею ( Пс.51:9 ). Земля дает сребро, по Владычнему повелению, на потребу тем, которые в пользу его принимают. А ты, наоборот, скрываешь сребро в недрах земли, воспаляя им геенну, угрожающую немилостивым, и становясь по страсти ненасытимости бесчувственнее земли, негодуя подобно окаянному Иуде. Что, предал ли бы он Господа и Господь был ли бы предан, если бы Иуда не хотел опутать душу свою мрежами сребролюбия? Размышляя о великости предательства, уподобляю ему немилосердие к братии Христовой. Ибо Господь сказал: не к тому вас нареку рабы, но братию ( Ин.15:15 ). И еще: понеже сотвористе единому от сих меньших братий Моих, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Кто из числа благоразумных рабов Христовых и радуется чести Владыки, тот пусть послушает нынешнего евангелия, – и нынешнее евангелие, возлюбленные, читаемое с ясным пониманием, показывает о нашем Владыке, – что Ему уготовали сестры Лазаревы, когда одна из них Мария, глубоко почитая Его, умыла ноги Его миром драгоценным, и каким ответом Он заграждает уста Иуде, порицавшему эту жену за боголюбивое дело; какой Он удостоен был торжественной встречи, когда народ приносил Ему в дар ветви финиковые и громким голосом восклицал осанна; как и Христос, исполняя предреченное о Нем, и Сам таинственно предзнаменуя нечто, то есть покорение неразумных язычников, сев на осла, приходит таким образом в Иерусалим. И не только это, возлюбленные, показывает нам нынешнее евангелие, но между прочим оно показывает и совет, который совещали на Лазаря старейшины священников. Совещаша же, – сказано, – архиерее, да и Лазаря убиют ( Ин.12:10 ). Но пора уже послушать и самых слов евангелия, чтобы с точностью уразуметь все выражения. Поскольку иудеи имели обычай, прежде чем праздновать пасху в двадцатый день месяца, начинать ее и соблюдать с 14-го числа, а в 19-й день того же месяца употребляли нечто более обыкновенный пищи, тогда как доселе неважное было праздненство ( Исх.12:18 ): то посему и Господь, следуя этим обычаям празднования, так как ни в чем не хотел нарушить закона, вечерял сам со своими друзьями, предваряя две пасхи. Ибо прежде шести дний пасхи прииде Иисус в Вифанию. Какой пасхи? Очевидно, законной; ибо не была еще преподана истинная пасха, которой был сам Христос, за нас приносимый в жертву. Пасха бо наша, – сказано, – за ны заклан бысть Христос ( 1Кор.5:7 ). И откуда Он пришел? Из пустыни. Воскресив из мертвых Лазаря, – так как Его искали побить камнями, – Он удалился в пустыню, не желая их погибели. Потом евангелист, показывая нам, что Вифания была отечеством Лазаря, прибавил: идеже бе Лазарь умерый ( Ин.12:1 ). Затем он, как бы мимоходом, упоминает о чуде с Лазарем: его же, – сказал он, – воскреси от мертвых ( Ин.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010