Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вспомните слова Его, которые Он говорил вам, что в третий день воскресну. Теперь же ступайте к ученикам его и скажите им: Христос воскресе ( Лк.24:1–7 ). Ибо о вас еще прежде написал Исаия пророк: приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте: приими от нас радость благовещения. Идите к апостолам и скажите: не скрывайтесь более! ибо сбылось слово, сказанное вам Иисусом: вмале, ктому не видите Мене: и паки вмале узрите Мя и возрадуетеся ( Ин.16:16 ). Вспомните пророка, написавшего о Христе и о вас: поражу пастыря, и разыдутся овцы, но немного спустя, простерши руку, соберу и дам им пастыря ( Зах.13:7 ). Идите и скажите ученикам, дабы уразумели время сие, предвозвещенное пророком Осиею: от беззаконников побиен был Спаситель, и в два дня исцелил мир, и в третий день воскреснет, и живы будем пред ним ( Ос.6:3 ); а также пророком Софониею, изрекшим: потерпи Мене, глаголет Господь, в день воскресения Моего, во свидетельство Мое, ибо милость Моя уже снизошла над народами ( Соф.3:8 ). Идите и скажите апостолам: сей есть день, о котором сказал Давид: ты, Господи, воскрес, помилуеши Сиона, яко прииде время ( Пс.101:14 ). Я говорю не о том Сионе, который попираем воинами, но о Церкви из язычников, искупленной честною Его кровию. И не думайте, что вы можете обольститься подобно Еве: она приняла совет от змия, вы же слышите речь ангельскую. Итак, мы возвещаем вам радость, вы же проповедуйте миру спасение». Тогда жены возвратились от гроба и возвестили обо всем 11-ти апостолам; но они не поверили им, ибо не приняли еще Духа Святого, и потому были непостоянны, и боязливы, и недоверчивы. Но Петр и Иоанн, встав, побежали ко гробу. Иоанн же скорее Петра пришел, но не входил во гроб до прихода Петра, который первым вошел во гроб и увидел там только одни ризы лежащие. Иоанн, первым пришедший ко гробу, не вследствие страха не вошел в него, но повинуясь Божию изволению и божественному писанию. Ибо сии два апостола прообразовали собою ветхий и новый завет: Иоанн образовал собою ветхий закон, а Петр новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

И беседуя, они приблизились к тому селению, в которое шли. И просили они Иисуса поесть с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил и дал им. Тогда открылись у них очи, и они увидели язвы от гвоздей на руках Его и познали, что это – сам Христос. И внезапно он стал невидим для них. Они же возвратились в Иерусалим и рассказали обо всем апостолам, (утверждая) что воистину воскрес Христос и явился им, и они узнали Его по язвам от гвоздей. Всем нам сегодня благовременно воскликнуть сказанное блаженным Давидом: кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Вот наступил у нас вожделенный и спасительный праздник, день воскресения Господа нашего И. Христа, основание мира, начало примирения, прекращение вражды, разрушение смерти, поражение диавола. Сегодня люди соединились с ангелами, и облеченные телом вместе с безплотными силами возносят песнопения. Сегодня ниспровергнута власть диавола. Сегодня разрушены узы смерти, уничтожена победа ада. Сегодня благовременно сказать также следующее пророческое изречение: где ти, смерте, жало? где, ти, аде победа (Oc.13:14; 1Кор.15:55 )? Сегодня наш Владыка Христос сокруши врата медныя ( Ис.45:2 ) и изменил само лицо смерти. Что я говорю: лицо? Само имя ее Он изменил; ибо смерть уже не называется смертью, но успением и сном. Ибо прежде пришествия Христова и сошествия Спасителя и само название смерти было страшно. Так, первый человек за великое наказание услышал следующий приговор: в онь же аще день снесте, смертию умрете ( Быт.2:17 ). И блаженный Иов назвал ее тем же именем, говоря: смерть мужу покой ( Иов.3:23 ). И пророк Давид сказал: смерть грешников люта ( Пс.33:21 ). И не только смертью называлось разлучение души с телом, но и ад. Послушай, что говорит праотец Иаков: сведете старость мою с печалью во ад ( Быт.42:38 ). Послушай опять другого пророка: разверзе ад уста своя ( Ис.5:14 ). И еще другой пророк говорит: избавил еси мя от ада преисподнейшаго ( Пс.85:13 ). И во многих местах ветхого завета найдешь, что переселение отсюда называется смертью и адом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ибо внезапно Господь явился нам, не растворив дверей хижины, а мы, изумленные Его необыкновенным появлением, удивлялись этому столь новому способу вхождения. Мы видели Его руки, которыми Он сокрушил смерть, в которые Он приял острия гвоздей и изгладил человеческие грехи. Видели мы и святое Его ребро, прободенное нас ради и источившее кровь и воду, два источника нашего спасения». Фома, подумав, сказал им: «вы Бога видели, и ужели я один недостоин видеть Его? или я не был призван так же, как и вы? не так ли и я был почтен, как и вы? не так же ли я видел Его распятым, как и вы? И как вместе с вами я видел скорби, так хочу видеть и радость. И как я видел смерть Христову, так хочу видеть и воскресение Его. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Ин.20:25 )»! Упорствуй, Фома, в этом добром неверии, усердно упорствуй, пока не получишь якоря веры; настойчиво упорствуй в этом желании своем, пока не увидишь желанного. Люблю я сомнение мыслей твоих, отсекающее всякое сомнение; хвалю твой спорливый и христолюбивый нрав, как отсекающий всякий спор. Не веруй, не веруй и еще и более, дабы и я твердо уверовал! Ищи Бога и зови Его придти, дабы, когда ты ищешь и зовешь Его, и я обнял своего Избавителя. Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя.., не иму веры. Пускай я увижу своими глазами то, о чем вы поведали мне, – ибо глаза достовернее слуха, – и тогда поверю и вашему слову; вложу перст свой в гвоздиные язвы, и тогда вполне уверую в чудо; осяжу этою рукою ребро, прободенное ради меня, и тогда поклонюсь возвратившемуся к нам от смерти. Ибо я люблю осязательность и не верю одним словам… Когда Фома говорил это апостолам, прииде к ним Иисус, дверем затворенным ( Ин.20:26 ). Вошла дверь жизни чрез затворенные двери, вошел Он, как знает Сам один. Ибо как родился, не повредив дверей девства, так и внутри дома оказался, не тронув замка. И как Он вышел из гроба, когда этот был закрыт, так же вошел плотью туда, где находился Божеством, и не растворил дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Но и потом еще не пришло на вас последнее откровение Божие, поскольку еще неисполнена была вами мера злодеяний. Когда же вы и ее исполнили, распявши Господа, тогда оскудело все, что было святого в законе: ни пророков оттоле у вас не было, ни града, ни храма, ни жертвенника, ни архиереев, ни иереев, ни других святынь, по которым Израиль признавался народом святым. Если же и теперь мечтаете иметь что-либо такое, то обольщаетесь, как бы с тенями играя, удалились от истины, рассеявшись по всей земле. И после этого не приходишь ты, христоубийца иудей, в чувство, но безумствуешь, говоря, что «Бог поял жену и родил сына». Справедливо пророк Михей говорил, обличая ваше бесстыдство: лице блудниче ти бысть, обезсрамствовася ко всем ( Иер.3:3 ). Ибо что, – скажи мне, бесстыднее тебя, чтобы так упорно препираться о столь очевидных предметах, яснейших солнца? Смотри, что у вас, не принявших Сына, и что у нас с того времени, как мы прияли Его и Он воцарился над нами! Об этом пророчествовал древле и Давид, сладостно воспевая: воцарися Господь во языцех ( Пс.95:10 ). Хочешь ли, я приведу тебе пророка, ясно пророчествовавшего об отвержении тебя и законных жертв и о нашем призвании и небывалых жертвах? Малахия так говорит от лица Божия: жертвы не прииму от рук ваших, глаголет Господь Вседержитель. Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославится во языцех, и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель. Вы же скверните е ( Мал.1:10–12 ). Когда это исполнилось на деле, иудей? Когда на всяком месте фимиам принесе Богу? когда жертва чиста? Ты не можешь указать на иное время, как только на время после Христова пришествия, так что, если не укажете на это время и на нашу жертву, но на иудейскую, то беззаконно будет пророчество. Ибо, если Моисей повелевает не в ином месте приносить жертвы, как только на месте, которое изберет Господь Бог, и пророк говорит о сосредоточении этих жертв в одном месте: то этому (проречению), что на всяком месте фимиам будет приноситься и жертва чиста ( Мал.1:11 ), противоречит и сопротивляется Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Предлогом же к своему лихоимству он делает нищих; ибо не потому он это говорил, что заботился о нищих, но потому, что, имея ковчежец и влагаемое нося, надбирал оттуда. Под ковчежцем же разумей некоторый влагалищный сосуд, в который влагают то, что дает кто-либо. Что же Иисус? Он не обличает его, желая посрамить его долготерпенем и призвать со многим смирением, но указывает на усердие жены и вместе с тем намекает и на его образ; ибо евангелист присовокупил: рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е ( Ин.12:7 ). Итак здесь Он не только отвечает за жену, но и напоминает Иуде о замышляемом им предании и о том, что Он идет туда на страдание. Для чего ты так ослабляешь веру жены? Не беспокой ее! Ибо, когда Я захочу умерть, то вы не сможете этого сделать, потому что не будете иметь времени: пусть это делает она невозбранно. – Потом, дабы он не думал, что он предпочитает Ему нищих, Спаситель привел и некоторую причину своего ответа и сказал: Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате ( Ин.12:8 ). То, что Он говорит, означает следующее: когда Я – в мире, то не подобает Меня оставлять и заботиться о подаянии; но когда Я взят буду от вас, тогда все остающееся свободно отдавайте нищим. Разуме же народ мног от иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых ( Ин.12:9 ). Пожелали видеть Лазаря, надеясь услышать от него что-либо новое и недоведомое, и это привлекало многих к Иисусу. Посему и это произошло по смотрению, чтобы таким образом многих привлечь к себе. Но злоба никогда не знает покоя. Совещашя же архиерее, да и Лазаря убиют: яко мнози его ради идяху от иудей и вероваху во Иисуса ( Ин.12:10–11 ). О убйиственное и неблаговидное их намерение! Видя, – сказано, – старейшины священников, что из желания видеть Лазаря многие приходили к Иисусу, и не остановились на этом, но приходили к Нему верой, совещались и Лазаря убить вместе с Иисусом. Однако смотри, как Иисус, яко Бог , направляет это намерение, не только убийц удерживает от их стремлений, но и заставляет народ приносить Ему похвалы, как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Рече же: молю тя убо, Аврааме отче, да послеши его в дом отца моего: имам бо пять братий, яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения ( Лк.16:27–28 ). Так как он не успел в просьбе за себя, то просит за других. Глагола ему Авраам: имут Моисея и пророки, многих учителей. Богач же сказал: ни, отче! потому что сам, слушая писание, не веровал и слова его считал за басни, и как сам не слушал писания, то по собственному опыту судил и о братьях, говоря: но аще кто от мертвых идет к ним покаются. Таковы ныне суть те, которые говорят: кто сказал о том, что во ад? кто оттуда пришел и сказал нам? Но послушаем слов Авраама: аще Моисея и пророков не послушают, и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры ( Лк.16:31 ). Истину этого доказали иудеи: так как они не послушали писаний, то не уверовали и тогда, когда видели мертвых воскресшими, но искали убить и Лазаря, которого Христос воскресил из мертвых. И во время распятия, когда многие восстали из мертвых, они поступали еще лютее, потому что нападали на апостолов, проповедающих Христа. Ибо, если бы отсюда была польза для веры, то Господь творил бы часто; но теперь полезнее всего узнавать истину из писания. И если бы мертвые восставали, то диавол многих бы обольстил своими призраками. А нам Господь дал для уверения писание, как свет, просвещающий всякого. Диавол ничего такого не может вымыслить: писание обнаружит все сети врага, и слушая писания, мы получим спасение, не домогаясь воскрешения мертвых. Лоно же Авраама означает царствие небесное, в котором праведники водворяются в свете вечном, постоянной радости; жилища же грешных находятся в далеком расстоянии. Иоанна Златоустого слово о страхе Божии и о покаянии и о посте и о среде и о пятце 206 Братия, слушая сладкое учение Павла, раскройте сердца и уши и, восприняв на нивы души благоплодное духовное семя, насытимся духовной сладости, как он учит нас, говоря: Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. И кто эту веру соблюдет, на таковых несть закона; ибо они Христу распяли плоть свою ( Гал.5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Справедливо божественный Павел говорил, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим.6:10 ). Что ми хощете, – сказал он, – дати, и аз вам предам Его? Велика дерзость, велико безумие! Можешь ли ты, скажи мне, предать Того, Кто держит все, владычествует над всем, повелевает морем, Владыку всякой твари, творящего все словом и повелением? Но дабы укротить его безумие и показать, что Он по воле своей предан был, послушай, что делает Господь. В самое время предательства, когда вышли на Него с оружием и дрекольми, со светилы и свещами, Господь говорит: кого ищете ( Ин.18:4 )? Они не знали того, кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, если бы Сам Он не восхотел. Он не мог даже видеть того, Кого хотел предать, несмотря на то, что были светильники и столько света. Ибо это выразил евангелист, сказав, что они имели светилы и свещи, и при всем том не находили его. Сказано: Иуда же стояше с ними, т. е. тот, который сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Ибо Он ослепил их ум, желая показать свою силу и расположить их к тому, чтобы они отстали от злобы своей и чтобы узнали, что они предпринимают невозможное для них. И потом, дабы ты знал неисчетную Его силу, послушай, что говорит евангелист: услышавши голос, – сказано, – отступили назад и пали на землю. Видишь ли, как они, не в состоянии будучи слышать и голоса, падением показали свое бессилие и силу испустившего глас? Но наблюдай человеколюбие Господне! Так как ни Иуда не оставил сего бесстыдства, ни иудеи своего безумия, то Он Сам себя предает. «Когда Я, – как бы так сказал Он, – сделал все с своей стороны, явил силу Свою и показал, что они предпринимают невозможное дело, хотел обуздать злобу их, а они не хотят этого и остаются при своем безумии: то вот Я сам себя предаю». Это я говорю теперь для того, чтобы кто-нибудь не стал осуждать Христа, говоря: почему Он не отвратил Иуду от этой злобы? почему не сделал его лучшим? – Скажи мне, как следовало сделать его лучшим, по принуждению, или по воле? Если по принуждению, то таким образом он не мог сделаться лучшим; ибо никто не может быть добрым по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Так и следует с каждым обращаться иначе, как кому полезно, то есть: этот да проводит жизнь в радости добродетелей; а другой, часто вразумляемый, в горечи богооставленности проливая слезы, этим привлекается к спасению. Один – увеселяется всегдашним успехом в достижении согласного с его желаниями и намерением, беспрепятственно совершая путь временной жизни, а другой, при тысяче преткновений, скорбей и печалей, воспримет освобождение, как избавление от зол. Ибо и я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому дано будет сообразное с пользой души. 109. Никандру, столпнику Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ) и: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Но ты, не преуспев ни в одном похвальном деле и вознёсши себя на высокий столп, хочешь достигнуть величайших похвал. Будь внимателен к себе, чтобы тебе, которого здесь без меры хвалят тленные люди, к сожалению, вопреки упованиям не назвал окаянным нетленный Бог, из-за того, что здесь ты упивался человеческим восхищением. 110. Ему же Ни с чем несообразно – телом находиться на высоком столпе у всех на виду и в славе, а помыслами увлекаться долу, не желая и подумать о чем-либо достойном небесного, и во все дни с удовольствием беседовать с женщинами. Прежде ты обращал свою речь лишь к мужам, а теперь по большей части принимаешь женщин. И как вынесен приговор змею: ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ( Быт. 3:14 ), так, смотри, чтобы и на тебе не исполнился этот приговор, поскольку ты пресмыкаешься по земле мыслью и питаешься земными речами. Ничто так не пригибает к земле, как пресмыкающееся по земле тщеславие. 111. Монахине Феодосии Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор. 14:35 ). Хотя бы ты тысячекратно утверждаешь, что стала далека от свойственного женам состояния, утвердившись в девстве, стала тверже мужей. 112. Монаху Феофилу Не будем переходить с места на место без разбора, как случилось, но с терпением стоять на молитве, как сказал святой Моисей израильтянам: Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне ( Исх. 14:13 ). 113. Деве Анастасии

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Ты несправедлив, когда с дурными мыслями и злобой рассказываешь о грехе ближнего. Тебе придется отвечать за неправду. Потому что справедливость требует не разглашать, но скрыть насколько возможно, исправив падшего состраданием и добрым советом. 99. Трибуну Иродоту Неоднократно побеждаемый и попираемый грехом, ты состарился во грехе и суете по неразумию. Отрезвись, осознав это, укрепись, призывая имя Спасителя нашего Иисуса Христа. Порадей о себе, прежде чем умрёшь, сокруши сокрушившего и победившего тебя дьявола. Ибо у Исаака сперва родился осуетившийся Исав, а потом победивший страсти Иаков 128 . Добрым состоянием ума да будет побеждён предварявший его лукавый помысел. 100. Пресвитеру Анастасию Настоятели, не давшие наставления требовавшим слова, будут наказаны за погибель подчинённых им. Посмотри, что говорит об этом Господь: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих ( Иез. 3:17–18 ). 101. Монаху Иннокентию Неосторожно и неосмотрительно участвуя в различных компаниях и увлекаясь временными удовольствиями, мы впадаем в помыслы раздражительности, неудовольствия и похоти. 102. Петронию Никто не отрицает, что покаяние – Божий дар. Мы стыдимся грехопадений, признавая гнусным всякий наш бесстыдный поступок. Поэтому Бог и говорит в пророчестве: Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши ( Иез. 36:31 ). 103. Самарянину Иссахару Как Авраам за добродетель наименован царём, ибо говорят ему иноплеменники: царь ты еси в нас ( Быт. 23:6 ), так сыны Израилевы за богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: Когда Всевышний... рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих ( Втор. 32:8 ). Поскольку сынов Иаковлевых оказалось семьдесят ( Быт. 46:27 ), то и говорится, что по их числу распределены народы всей земли. Ибо некоторые утверждают, что во всём мире находится семьдесят народов. 104. Пресвитеру Феликсу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010