Память преподобного Никифора Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора — были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествия ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам: — Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон. С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его. Память 20 апреля Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы Святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: — Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на нас с небес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В той же местности Арселайя, о которой речь шла выше, 28 был авва Георгий, прозванный Арселаитом, прославившийся в нашей пустыне, о многих и великих чудесах которого рассказывали нам многие [мужи]. 29 Из этих чудес я попытаюсь кратко остановиться лишь на немногих. Когда путь из Палестины был захвачен варварами, то на Святой Горе возникла большая нехватка масла. Тогда игумен спустился в Арселайю и призвал человека Божия Георгия взойти на Святую Гору. Не имея возможности ослушаться игумена, Георгий поднялся вместе с ним [на Гору], и игумен ввел его в хранилище масла, попросив сотворить молитву над пифосами, 30 бывшими совсем пустыми. Авва же мягко сказал игумену: «Отец, сотворим молитву над одним только пифосом, ибо если сотворим молитву над всеми, то погрузимся в масло, [как в море]». Они сотворили молитву над одним пифосом и тут же масло забило, словно из источника. Старец тогда сказал прислуживающим [новоначальным инокам]: «Начерпайте и перелейте в остальные пифосы». Когда все [сосуды] наполнились, то [первый] пифос перестал изливать из себя [масло], как это некогда случилось с Елисеем (см. 4Цар. 4:2–6 ). Игумен после этого возжелал назвать пифос именем аввы Георгия, однако тот сказал ему: «Если ты когда-ни будь сделаешь это, то масло иссякнет, а поэтому назови пифос именем Святой Владычицы нашей Богородицы». Так и случилось. И доныне сохраняется этот пифос, а над ним весит прикрепленная [к стене] неугасимая лампада во имя Святой Богородицы. 31 I, 18 Однажды к этому же праведному Георгию пришли восемь голодных сарацин, а у него не было ничего из [вещей] мира сего, чтобы он мог нечто дать им, ибо из съедобного имел только плоды диких каперсов, своей горечью могущие уморить и верблюда. Видя сарацин, ужасно страдающих от голода, старец сказал одному из них: «Возьми лук свой, перейди через этот холм, и найдешь стадо диких козлов. Застрели одного, которого пожелаешь, но не пытайся застрелить другого». Сарацин пошел, как сказал ему старец, застрелил одного козла, схватил и заколол его. Когда же он попытался застрелить другого, то лук его сломался. Придя и принеся мясо, он рассказал товарищам о том, что случилось с ним. 32 I, 19

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

6. Архиерей, в соответствии со св. канонами, осуществляет духовный надзор над св. обителями своей епархии, наблюдая за каноническим поминовением своего имени на службах, поставляет игумена, утверждает монашеские постриги, судит канонические проступки монахов, заботится о соответствии монастырской жизни св. канонам и контролирует законность экономической деятельности обители. 7. Подворья монастырей Восточной Православной Церкви, если они принадлежат Элладской Церкви, учреждаются с разрешения местного архиерея и функционируют под духовным наблюдением своего митрополита, если же принадлежат другой Православной Церкви, то учреждаются по разрешению государства, предоставляемому посредством совместного решения министров Внешних Связей и Народного Образования и Религии и выдаваемому с согласия местного архиерея и при одобрении Постоянной комиссии Св. Синода, под наблюдением которого в лице местного архиерея они и находятся. В их отношении также имеют силу и применение действующие в отношении св. обителей Элладской Церкви распоряжения. 8. Из надзора местного архиерея исключаются патриаршие и ставропигиальные монастыри Влатадон в Фессалониках и св. Анастасии Узорешительницы на Халкидиках, которые принадлежат Константинопольскому патриарху со всем своим движимым и недвижимым имуществом и находятся в его непосредственной духовной власти и распоряжении. Эти обители подчиняются действующему на данный момент Патриаршему Уставу, и в них, согласно каноническому порядку, поминается имя Константинопольского патриарха. Также исключениями являются монастыри Святого Гроба и Горы Синай. 9. Храмы, с монашеской общиной или без нее, находящиеся на территории Элладской Церкви и не относящиеся к ее церковной юрисдикции, могут стать, посредством составления дарственного акта их хозяев, подворьями древних патриарших престолов и Синайского монастыря после получения согласия принимающего дар монастыря, одобрения местного епископа и Постоянной комиссии Св. Синода, с исключением любого вида проживания в них епископов. Посредством такого рода дарственного акта определяются условия и границы, как и способ управления и функционирования таких подворий.

http://bogoslov.ru/article/4173663

Краткое синаксарное Житие И. Б. неоднократно переводилось на слав. язык: в XII в. в К-поле, на Афоне или в Киеве в составе нестишного Пролога, в 1-й пол.- сер. XIV в. трижды (дважды болгарами и один раз сербами) в составе стишного. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Из др. сочинений, посвященных И. Б. в средневек. слав. письменности, известны 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (1-я гомилия на Евангелие от Иоанна и слова с нач.: «Иоанн во Ефесе Асийском, Иоанн Асийская похвала» и «Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн»), Похвала, написанная Иоанном Экзархом , и «Воспоминание на память Иоанна Богослова» прп. Симеона Метафраста ( Иванова. С. 226-229). Помимо этого в Пролог на Руси под 26 сент. было включено «Слово Анастасия игумена горы Синайския о покаянье и о разбойнице, его же спасе Иоанн Феолог», представляющее перевод текста, изданного в: PG. 89. Col. 1105-1109. Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Посвящения монастырей И. Б. в южнославянских землях в средние века представляют исключительную редкость (см.: В. Православно монаштво и манастири у cpeдhьobekobhoj Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683 г. Београд, 1984). Из наиболее значительных можно указать Погановский мон-рь , основанный в посл. трети XIV в. деспотом Константином Деяновичем. Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Еще одним важным монашеским автором был преподобный Анастасий II Синаит, второй носитель этого имени, живший в VIII веке. Его главная работа «Путеводитель» (Odegos) представляет серию вопросов и ответов на различные вопросы духовной жизни. Правда, несколько популярный тон изложения не позволяет сравнивать это произведение с неповторимым шедевром – «Лествицей». Современный вид Синайского монастыря В IX веке, вероятно, во времена патриарха Фотия, кафедра епископа Фаранского была объединена с кафедрой игумена Синайского. Настоятель монастыря получил сан епископа, а затем архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Примерно в то же время, возможно, немного раньше, произошло еще одно событие, которое коренным образом изменило место Синайского монастыря в христианском мире. Широко стали почитаться обретенные мощи святой Екатерины, до сего времени не упоминавшиеся, перенесенные ангелами из Александрии на вершину горы Синай. Великий византийский агиограф X века святой Симеон Метафраст познакомил византийцев с житием и мученичеством святой Екатерины и с историей переноса ее мощей. Это было время, когда возник горячий интерес ко всему, что связано со святыми и святостью. Промыслительно, что в том веке, когда произошел раскол между Восточной и Западной Церквами, другой Симеон – монах Симеон Синаит родом из Сицилии – сыграл важную роль в распространении почитания святой Екатерины в Италии и на Западе в целом. Именно с того момента Синайской монастырь ассоциируется прежде всего со святой Екатериной. В результате к нему возник большой интерес и ему была оказана значительная поддержка со стороны папы и римских правителей, а также со стороны крестоносцев Западной Европы. Несмотря на постоянные потрясения и довольно радикальные изменения политической географии в восточной части Средиземноморья, синайская духовность нисколько не уменьшалась. И папы, и патриархи, и христианские императоры, и просвещенные мусульманские лидеры – все покровительствовали монастырю и защищали его. И он с того времени начал приобретать значительную недвижимость в Египте (в частности, в Каире), Палестине, Сирии, Константинополе, на Крите, Кипре, Хиосе, Ионических островах (уже под венецианским господством), в дунайских княжествах, России и Грузии.

http://pravoslavie.ru/41647.html

Как невозможно свершаться крещению без слов: крещается раб Божий имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа и без воды, так же не возможно совершиться и рукоположению без молитвы: «Божественная благодать» и без возложения рук Епископских. Наставник сказал: А почему же в старопечатных книгах показано, что рукоположение совершалось и без возложения рук Епископа и без чтения этой молитвы? И если прежде рукоположение без всего этого могло совершаться, то почему не может совершаться ныне у нас? Я ответил: нигде в старопечатных книгах не писано, что бы без Епископа и без молитвы: «Божественная благодать», совершалась хиротония. Наставник сказал: есть писано в старообрядческих книгах. Я просил показать, где именно о том писано? Наставник взглянул на меня и спросил с удивлением: неужто вы не знаете, где о том писано? Я ответил: действительно не знаю, и уверен, что того нигде не писано, потому что это противно бы было преданному самих Апостолов уставу о таинстве хиротонии. Наставник сказал: пожалуйте мне книгу Соборник. Я подал ему книгу. Наставник, быстро ворочая листы, нашёл и, к моему удивлению, показал мне место, где говорится о поставлении разбойниками одного юношу в старейшину разбойничьей шайки, и где это поставление названо рукоположением. Место это находится именно в слове Анастасия Синайского в четверток сырной недели, и взято им из жития Иоанна Богослова, которым упомянутый юноша обращён был в христианство . Оно читается так: «якоже крещением того (юношу Епископ) оградив и утвердив не к тому яже к нему предняя творяще наказания: убо ослабу приемшу отроку, призываху того мужие неции, и юнейшии тлители, ему отчуждении. И первее убо на вечере многоценны и пива, и на некие блудокорчемницы и обнощевания, так же и на крадьбы некия и татьбы его растливше, Конечне же на горы того восприемше, яко превелика суща телом и силою, разбойником начальника того рукоположивше, разбойничества составляют, всего немилостивна и безчеловечна, всего зла и безбожна» 3 . По прочтении этого места из сборника беспоповский наставник сказал мне: Вот видите, в старопечатной книге показано, что рукоположение совершалось и без Епископа, и без возложения рук, и без молитвы: «Божественная благодать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

V. Иоанна в Руфинианех. Шиф. (16 мар. МГр.). Муч. Романа . Шиф. (16 мар. МГр.). Александра папы. Шиф. LXI (МГр. 16 мар.). Георгия игумена синайской горы. 1621. 51. (11 марта). Мучч. в Финикии . Шиф. (16 марта). Пр. Феостирикта в 8 в. Шиф. Сирл. (29 фев.). Преп. Адриана пошехонского. Филим. (5 мар.). 18 I. Св. Кирилла , архиеп. иерусалимского, † 386. Все почти. М.Р. МКр. М. 451. М. 1369. Канон Феофана. Служба. (240 втор. 11 мар. 245. МГр. Мак. 246 мар. 12). Св. Анина монаха чудотворца около Евфрата. Петр. Супр. 245. ДоМак. †. (Мак. 1429. МГр. 16 мар. Пролог втор. 13 мар. Мед. Тур. 19 мар. Мед. Петр. втор. 20 фев.). Свв. мучч. Трофима и Евкарпия . Пострадали по Супрасл. минее в Никомидии, ок. 300 года. 1370. Сирл. Мак. М. Р. (Супр. 22 мар. ЧГр. XI в. 23 мар. ДоМак. 22 мая). II. Мучеников 10,000 усеченных (в Никомидии после пожара во дворце). 1370. Сирм. М. Р. Помазание Господа Мариею, сестрою Лазаря. 1370. Шиф. См. заметку 22 июля. IV. Даниила оболганного блудом. 1621. В Египте в VI в. См. Луг I. Мосха 11З. Св. 10 марта об Анастасии патрикии. V. Александры, Клавдии и Евфрасии и дружины. Вас. Клар. и др. (20 марта). Пр. Павла простого. ЧГр. XI в. (4 окт.). Св. отца Афанасия . Типогр. святцы (с Кириллом, 2 мая). 19 I. Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии и иже с ними в Риме , † 283 г. Из дружины известны Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор и Мариан. Неап. Син. 1. Иер. Кал. Флор. 1. Екл. 240 . МКр. М. 451. М. 1369. Канон по М. 1369 Иосифа, что и у нас. Служба. (Вас. 239. 1295 окт. 17. Екл. одного Хрисанфа 16 окт. Неап. одного Хрисанфа 21 авг. Неап Р. В. Н. М. Р. обоих 25 окт. Иерон. 29 нояб. вторично 13 авг. В. втор. 13 окт. Бандин. 28 нояб. М. Р. А. У. 1 дек. Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор и Мариан в У. 3 дек. МГр. 17 окт.). Св. муч. Панхария , † ок. 302 г. в Никомидии. Сирл. М. Р. † (Вас. 245 мая 25. 240 июня 8). II. Муч. Димитрия Торнары, обезглавленного турками в 1564 году. Солов. III. Преставление Иннокентия , основателя монастыря на р. Еде в 70 верстах от Вологды, скончавшегося 19 марта в 1521 г. (ныне Благовещенская церковь ). 209. (Словарь св. 1 марта). Мощи под спудом в сей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

л. 104 об. Слово Иоанна Златаустаго о казнях Божиих и о ротех. Нач. Слышасте ли, братие, самого Господа нашего Ис. Христа, глаголюща в Евангелии. Серапиона епископа владимирского. См. 11 л. 78. л. 107. Того же Слово о богатых и немилостивых. См. 202 гл. 109. л. 108. Того же Нач. Милостыню дал еси убогому, о богатый, и добре сотвори. л. 109. Слово Генадия патриарха о чтущих книгы. Там же под гл. 165. л. 111 об. Слово Иоанна Златаустаго о чистоте душевней. Там же гл. 88. л. 114 об. Слово иже в святых отца нашего Василия о наказании. Нач. Человече, вся всприял еси от Бога: разум и смысл, и хитрость и ум. л. 116. Поучение Иоанна Златоустаг о о молитве. Нач. Да послушают сих вси приходящии истинне, да егда ти реку, моли Бога. л. 119 об. Того же Слово о мятежи жизни человеческыя. Нач. Велика польза есть от почитания книжнаго и великаго приобретенье. л. 125 об. Того же Слово, како подобает в нощь вставати молитися. Нач. Где убо жены, яже всю нощь спят? л. 129 об. Слово св. Афанасиа о различных образех спасения и о покоянии. См. 202 гл. 43. л. 134. Слово св. отца нашего Анастасея, игумена Синайскыя горы, о том еже не дрьжати гнева. Там же гл. 17. л. 137. Тогоже Слово еже не осужайте, да не осужени будете. Там же гл. 18. л. 140. Слово св. отца Иякова о дни Святыя недели. Там же гл. 139. л. 146. Слово св. отца нашего Нифонта. Там жс гл. 23. л. 148. Слово св. Иоанна Златаустаго. Нач. Церкви небеснаго жилища место есть. л. 150. Слово Иоанна Златаустаго и Менандра Мудраго о женах о добрах и о злых и скотливых. Там же гл. 50. л. 154 об. Слово о Иродиаде, о злых жонах. Нач. Никый же убо зверь подобен жене злей язычне. л. 158. Тогоже Менандра Мудраго. Нач. Се же слышавше жены постыдитеся, похуляемы от св. книг. л. 158 об. Слово о премудрости и о наказании чад. Нач. Внемлете известно о глаголемых, кажите дети своя измлада. л. 160 об. Слово св. Отець о волхвовании. Нач. Боле Иозея царь и, оставив Божию помощь, посла к волхвом. л. 161 об. Слово св. отца Моисея о ротах и о клятвах. Нач. Пророк глаголет: яко того ради затворися небо, не попусти дожда на землю, зане кленутся человецы именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Скачать epub pdf Четверг [зри] В среду сырную вечер. Повечерие поем малое. И поем канон, иже в минеи на ряду, в субботу хотящаго прилучитися святаго. В четверток на утрени. По 1-м стихословии седальны осмогласника, апостольския. По 2-м стихословии седален триоди, глас 5. Подобен: Собезначальное слово: Четыредесятницу, и предочистительницу, апостоли вси днесь венчают, и постное время освящают у Христа Избавителя, и воскресение Его предвозвещают всем, и молятся Господеви, помиловатися душам нашим. Слава, тойже. И ныне, богородичен, подобен: В Тебе надежды Дево чистая, несумненно имущим, покров сущи от различных искушений, и обстояний, и бед лютых свободи я, молящи Сына Твоего со апостолы его, и спаси вся воспевающия Тя. Таже чтем слово святаго Анастасия, игумена Синайския горы, и псалом 50. Каноны же поем осмогласника, и минеи. А в нихже песнех поем трипеснцы, оставляем таковыя песни осмогласника. Трипеснец. Творение господина Иосифа, глас 4. Песнь 4: Ирмос: Услыша пророк: Просияша в мире зарю богоразумия ученицы Твои Господи, и прелесть помрачиша прельщения, разорше омрачение. Тех молитвами Щедре, спаси поющия Тя. Преддверия поста, подвигов благоплодии венчанная приемлют притекающих трезвенно песньми и пении таинственными, тщательно вернии вси стецемся. Умерщвления ризы прием, в дерзость невоздержания облекохся окаянный: но Ты мя облецы Сыне Божий, одеждею светлою отрождения. Житие мое лукавством, и всякою нечистотою скончася: но к Тебе всещедрому прибегаю, предварив убо спаси мя Христе Боже, Твоею благодатию. Богородичен: Зачала еси паче слова, и родила еси паче естества Богородительнице, владычествующаго тварию. Егоже непрестанно моли, избавитися нам от всякаго гнева, Тебе ублажающим. Иный. Глас 2: Пришел еси от Девы: Расточивше невоздержания мглу апостоли, учений ваших сияньми, просветите воздержанием вся грешныя и праведныя, яко всехвальнии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 244. Слово св. В. Василиа, како причащатися иноком в пустынях живущим, не сущу иерею. Потом под особыми главами (XVII в.): Шестаго Сбора правило о преч. Тайнах. Григориа Нискаго правило. Вспрос св. Анастасиа синайскаго. Вспрос св. Тимофеа александрьскаго. л. 245 об. От Феодорита. Нач. Сице благословити рукою и креститися: три прсти равны имети вкупь по образу Троичьску. " л. 245 об. Слово о крестящихся. Нач. Мнози неразумнии человеци махающе рукою по лицю своему творять крещеся. л. 240. Генадиа, патриарха Цариграда, глава о вере. Нач. Верую в Отца и Сына и Св. Духа, Троицю неразделную, нислиянну. Глав 100. л. 250. Тропаре похвалны к пресвятей Владычице нашей Богородици, творение святейшаго и премудрейшаго патриарха Костяньтинаграда кур Филофеа, исповедание и молбу имущи, имже краегранес сие: аз веде, подобно честнейшу Херувим. Нач. Услыши Дево ныне мой глас приносимый от сердца болезньна. л. 250 об. Тогоже к прЕсв. Владычице нашей Богородици. Нач. Странное таиньство еже на тебе Бога зачинаеши по существу. л. 251. Друзии тропари подобни тогоже, имуще краегранес сие: аз, веди; взвратне суть же сии: беседованиа Богородична к Владыце Христу, молениа ея преимуща и ходатайство ради предпреченныих предстояща и молящася ей, егоже имя есть в конци краегранес сие, глас 6, подоб. Честнейшу Херувим. Нач. О Владыко и Сыне Слове и премудрости и сияние Отчее, о Создателю и Спасе всех Исусе мой. л. 252. Ино беседование, Владычица и раб. Нач. Гласа услышал еси веде моего, познай словеса и благодать божественую. л. 252 об. Ины тропаре тогоже патр. Филофиа, молебны к Господу нашему Ис. Христу, ирмос. Нач. Да не поставиши мя в час, Владыко, суда с осужденными суща осужденна, по малое вздыхание приемь, спаси мя молитвами твоеа Матере, щедре. л. 253 об. Фа(ла)сиа игумена разумы (числом 11). Нач. Желание к Богу всячьски имей протяжено, и к всемь друг другу весть связовати желающих. л. 254. Евагриа философа разумы (числом 42). Нач. Начяло спасениа есть еже себе разумети. л. 254 об. Главы препод. отца нашего Фаласиа к Павлу презвитеру; имать же каажда сотница краегранесие: любовному брату и любовному курь Павлу Фаласие мнениемь убо млчя, истинною же купець тщеславиа, о любви и о вздержании и вере и по уму жителства сотница. Нач. Любовь к Богу отнюдь протяженна, Богу и друг другу связуеть любление.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010