34. Когда авва Анастасий, игумен, увидел [молодого] авву Иоанна, спускающегося из святой обители вместе с аввой Мартирием, он пригласил авву Мартирия и юношу и спросил старца: «Скажи мне, авва Мартирий, откуда этот юноша и кто постриг его [в монашество]?» Авва Мартирий сказал ему: «Отче, это твой слуга и мой ученик, а постриг его я». Он сказал ему: «Воистину, авва Мартирий, кто бы мог подумать, что ты пострижешь игумена горы Синай!» И это пророчество отцов о преподобном отце нашем Иоанне было подобающим и верным, ибо он был украшен всякой добродетелью и сиял подобно второму Моисею, как называли его отцы [сего] места. 35. Авва Мартирий, который постриг нашего преподобного игумена, несколько лет пребывал в низине аввы Антония напротив Красного моря. Когда он жил в этом месте, случилось нападение некоторых диких варваров, которые жили в тех горах. Они убили шестерых отцов, среди которых был авва Конон Киликийский, прозорливый муж, исполненный пророческими дарами. Взяв их тела, авва Мартирий похоронил их в пещере, полностью закрыв вход плоскими камнями и замазав [глиной], и написал их святые имена. Он ушел, а позднее посетил могилу еще раз, [опасаясь], как бы гиены или другие звери не разрушили ее. Когда он прибыл, то нашел надпись нетронутой и могилу в полной сохранности. Открыв пещеру и войдя внутрь, он обнаружил, что два тела: аввы Конона и другого великого старца – были перемещены с их мест Богом Вседержителем. 36. Некто еще сообщил мне следующее: «Три года назад я поднялся из пустыни на святую гору за три дня до [престольного] праздника святой обители. Я увидел себя в восхищении во дворце и некто спросил меня: “Почему ты пришел сюда, авва?” Когда я ответил, что пришел сюда, поскольку от всего сердца желал почтить Царя, он сказал мне: “Хорошо. Если ты желаешь, пойди прежде, чем Он примет толпу, чтобы попросить о том, что ты хочешь, и это исполнится”». 37. Другим из братьев стал диакон святой обители пять лет назад. Его звали Елисей, по национальности он был армянин. Не однажды или дважды, но почти каждую ночь, поскольку он был чист и достоин, он видел огонь, обитающий во святом храме божественного законодавца [Моисея].

http://pravoslavie.ru/33728.html

Надежда есть упокоение в трудах, она - дверь любви, она убивает отчаяние, она - залог будущих благ. 30] Об авве Иоанне, игумене горы Синайской, то есть Лествичнике, VI век Повествует монах Синайский, который был современником преподобному Иоанну Некогда авва Мартирий пришел с преподобным Иоанном к Анастасию Великому, и сей, взглянув на них, говорит авве Мартирию: «Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок и кто постриг его?» Он отвечал: «Он раб твой, отче, и я постриг его». Анастасий говорит ему: «О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского?» И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет Иоанн был нашим игуменом. В другое время авва Мартирий, так же взяв с собою Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыни Гуддийской. Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги авве Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». В день пострижения аввы Иоанна (а он постригся на двадцатом году своей жизни) авва Стратегий предсказал о нем, что он будет некогда великою звездою. В тот самый день, когда поставили авву Иоанна нашим игуменом и когда сошлись к нам около шестисот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу, Иоанн видел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям. Когда те люди разошлись и служители сели за трапезу, искали сего повсюду ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий, преподобный отец наш Иоанн, говорит нам: «Оставьте его, господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте». Некогда в Палестинских странах было бездождие; авва Иоанн, по прошению тамошних жителей, помолился, и сошел обильный дождь. И нет ничего тут невероятного, ибо волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит (Пс. 144:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Другие, напротив, подстрекаемые завистию, называли его (преподобного Иоанна) излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самих делом и показал всем, что вся может о укрепляющем всех Христе (Фил. 4, 12); ибо молчал в течении целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы, ко вреду общего всех спасения. Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни. Потом, все, удивляясь преуспеянию его во всех добродетелях, как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии и, возвысивши сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили; ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, вшедши во мрак, куда не входят непосвященные; и возводимый по духовных степенях, принял богоначертанное законоположение и видение. Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, отрыгнул слово, и из благого сокровища сердца своего изнес слова благие. Он достиг конца видимого жития в наставлении новых Израильтян, т.е. иноков, тем одним отличаясь от Моисея, что вошел в горный Иерусалим, а Моисей, не знаю как, не достиг земного. Дух святой говорил его устами; свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и до ныне спасаются через него. Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасения был новый оный Давид Свидетелем того же был и добрый Иоанн, преподобный наш пастырь (Раифский игумен). Он и убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали, в которых наружно содержится руководство деятельное, а внутренно - созерцательное Таким описанием покусился я в немногих словах заключить многое; ибо краткость слова имеет красоту и в искусстве витийства О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике. (Повествует один монах Синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну) Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: " Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его? " Тот отвечал: " он раб твой, отче, и я постриг его " . Анастасий говорит ему: " О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского? " И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделал был нашим игуменом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

От Мосха и Анастасия (жившего несколько позже), а также из целого ряда иных источников мы знаем о том, что среди синайских иноков были византийцы, каппадокийцы, исаврийцы, киликийцы, армяне и иверийцы (грузины). Идиотская (Aeliotes) лавра, в которой Мосх провел десять лет (58494?), возможно, являлась иерусалимской (Aelia) монашеской колонией на Синае. 1148 В своем послании, 1149 датированном 1 сентября 600 года и адресованном Иоанну, игумену Синайскому, святой Григорий Римский поздравляет Иоанна с мирным правлением и сообщает, что «сын наш Симплиций» известил его о недостатке необходимых вещей в больнице для престарелых, основанной на Синае неким исаврийцем, вследствие чего Григорий находит нужным отправить туда пятнадцать накидок, тридцать " rachanaé (ρχνη, ρκανα прим. пер.) и пятнадцать коек. Конечно, нам хотелось бы отождествить названного игумена Иоанна с великим аскетическим писателем Иоанном Лествичником , который также являлся игуменом Синайской горы. Однако, как мы увидим впоследствии, подобное отождествление, скорее всего, было бы ошибочным. В отличие от подобных Иоанну Мосху паломников, писания которых, в целом, можно считать исторически достоверными, сам Синай в шестом столетии был верен духу времени. Два главных его вклада в сокровищницу агиографической литературы повествование «Аммония» о преподобных отцах, в Синае и Раифе избиенных, 1150 и сказания Нила 1151 в течение длительного времени искажали общую картину, поскольку представленные в них описания воспринимались как строго исторические. Первый памятник, называемый греческим переводом коптского документа, обнаруженного в египетской монашеской келии, тут же вызывает определенные сомнения. Его атмосфера несомненно соответствует шестому столетию – монахи Синая скрываются за крепостными стенами и в башне, имя игумена Дула также совпадает с именем настоятеля, в правление которого, по всей видимости, и были выстроены крепостные стены (5567). Эпизод же о времени патриаршества Петра Александрийского , вынужденного скрываться от гонений мы предполагаем, что речь здесь идет о Петре II (37380), явный анахронизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

л. 85. Анастасиа смиренаго мниха св. горы Синайскыя Слово на св. Христа Бога нашего Преображение, реченное на тойжде святей горе Фаворьсте, в праздник. Нач. Яко страшно место се, удивляем и аз с патриархом Ияковом. Там же. л. 98. Мес. октоврия в 22, св. седми отрок иже в Ефесе. Нач. Когда вцарися Декый царь и прииде в Ефес от Карфагеньска града. В конце киноварью: и августа 4-го сие чтеться. л. 116. Блаженаго Афанасия, архиеп. александрьскаго, к Онтиоху князю, о многих и нужных взисканиихь иже в священных писаниих, недоуменых и должных всеми хрестьяны ведомым быти. Нач. Первое убо веровавше и крестившеся в Троицю единосущную. л. 158. Слово второе стихове. Нач. Многа убо имамы вкупе лета и времен, отнелиже спряжены быхом от Зижителя всех. Из Диоптры. л. 170. Главы (числом 18) божественаго и духовнаго закона. Нач. Храм Бога живаго, по гласу великаго Павла, есмы. л. 173. Препод. отца нашего Стефана фиве йскаго заповеди к хотящим спастися. Нач. Преже всего требуем целомудрие. л. 182. От слова св. Василья, епископа амасийска. Нач. Рече Бог: створим человека по образу нашему и по подобию. В заключение приложен из службы сыропустной недели икос по 6 песни с двумя стихами. На нижней доске скорописью XVII века: Книга глаголемая Соборник Троицкой Сергиева монастыря, казенная. 751. (1883.) Сборник, полууст., XV века, в четверть, 386 листов, заставка из перевитых кругов. л. 1. Оглавление. л. 2. Мес. септемврия 26, Прохора в потребах самого 7-го поставленаго, нетии же Стефану првомученику, списание о житии и деании единаго апостола Иоанна Богословца и евангелиста. Нач. Бысть по вшествии Господа нашего Ис. Христа на небеса. л. 88 об. В святых отца нашего Иполита, епископа римьскаго и мученика, разрешение неизреченнаго откровения Иоанна Богословца сказающь о скончании. См. 119 л. 152. л. 90. Мес. ноября 23 день, Леонтия презвутера черноризца игумена монастыря св. Савы римскаго града повесть житиа и чюдес препод. и блаженаго отца нашего Григориа, епископа бывша акраганстей церкви, иже сикельскиа области. Нач. Страшно и невнятно и вселенней успешно.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 256. Мес. иануария в 27, Козмы Веститора о пренесении мощий иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константиняграда, Златаустаго. Нач. Слышася всяко вам, о христолюбивое торжьство и святолюбное сбрание. л. 270. Св. и препод. отца нашего Ефрема Сирианина о Отцех скончавшиихся, в суботу сырную. См. 746 л. 313. л. 274. Августа 29, Григориа смиреннаго мниха и презвитера, игумена обители Пандократоровы, Слово на Усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечя и Крестителя Иоанна. Нач. Пакы Иудеа жадаеть пророчьскыя крове, пакы пророку убийством дышеть. л. 284 об. Св. отца нашего Анастасиа, презвитера горы Синайскыа, в суботу сыропустную, похвала о отшедших Отцех. См. 751 л. 299. л. 302. Сказание о Феофиле патриарсе александрьстем и о смерти его, и како кончина бываеть уповающим на тленное богатство, и како Кирил философ проклят Иоанна Златаустаго и книгы сжже, и пакы Пречистая смири их по смерти Иоанна Златаустаго. Там же л. 268. л. 305. Св. Антиоха о том, еже не любити мира. Нач. Мужи, иже Христовы ради любве, оставивше родители и чада и братию. л. 308. От слова похвалнаго препод. Отцем. Нач. Онем бо сподобишася жребием, ихже Бог в лепоту любящиим его уготова, ихже око не виде. л. 310. Житие и подвизи препод. и богон. отца нашего Андониа Великааго. Списано Афанасием архиеп. александрьскым. Нач. Благу ревность показасте к египетскым черноризцемь, рекше сравнитися. л. 369. Слово св. Ефрема о вторем пришествии. Нач. Ничтоже почтем, любимая братие, паче нелицемерныя любве. л. 377 об. Отрывки: Слово св. Варсануфиа то же, что выше л. 199. Иоанна Златаустаго от Маргарита. Сумеона Богослова. Макариево. От Старечьства. Св. Нила. Григориа Синаита и других. После л. 384, по счету тетрадей, недостает 10 листов. С л. 385 Слово св. В. Илариона, без начала. л. 392 об. Тогоже св. Илариона поучение. Нач. Потщимся, братие, паче всего без молвы работати Богу. л. 394 об. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфриа пустыннаго. Написано от Пафнутиа мниха и ошелника. См. 747 л. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

6 То есть около трех часов пополудни. 7 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 8 Адана — город и средиземноморский порт на юге Турции. 9 Ататюрк Мустафа Кемаль (1881-1938) — вождь турецкой (так называемой кемалистской) революции 1918-1923 гг., первый пре­зидент (1923-1938) Турецкой Республики. 10 Война в октябре-ноябре 1940 г. между Грецией и фашистской Италией. 11 Старец говорил, что хотя при Крещении его матери было дано имя Евлогия (с этим именем она записана и в помяннике Старца), в Конице все ее звали Евлампия. 12 Восприемницей при Крещении была супруга певчего препо­добного Арсения Продромоса Корциноглу — Анастасия. По греческой традиции имя крещаемого произносит его восприемник. 13 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский. 14 Остров в Ионическом море, итальянцы называют Корфу. 15 Город в Эпире. 16 Город в Эпире. 17 То есть, работая до вечера, они по постным дням ничего не ели и не пили, а в конце рабочего дня вкушали антидор. 18 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. 19 По десятибальной системе оценок. 20 Кира — уважительная приставка к женскому имени 21 Ин. 11,25. 22 Город в Эпире, в 70 км от Коницы. 23 Старший священник в епархии, ближайший помощник правя­щего архиерея. Приблизительно, эта должность соответствует сек­ретарю епархии в Русской Православной Церкви. 24 Оккупация Греции в 1941-44 гг. Германией, Италией и Болга­рией. В 1944—48 гг. в Греции шла Гражданская война между прави­тельственной армией и коммунистами. 25 Наполеон Зервас (1891-1957) — лидер антифашистского дви­жения «Национальный Греческий Демократический Союз», дейст­вовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. 26 Ср.: Пс. 115, 5; 9. 27 Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, недале­ко от Коницы. 28 Город на Пелопоннесе. 29 Город в Центральной Греции. 30 Ср.: Быт. 39,2. 31 Город на Пелопоннесе. 32 Большие пальцы на руках Старца действительно были не сов­сем обычные: их крайние фаланги были маленькими, а ногти — поч­ти вполовину меньше обычных.

http://pravmir.ru/249925/

Глаголют убо, яко иже плоть повинув духови и совесть обличителя стяжав, судию си послушателя Божиих Заповедей, бысть прежде шествования послушания к невидимому и разумному преспеванию потребен. Имаши бо Великаго Антония и иже о нем просветившихся, иже невидимаго производят разума многа; а иже не стяжавшим, но и еще от страстей смущаеми, без сего успети не могут. Добре убо рече: «яко без него ни един же может видети Господа». Душевныя убо страсти наричет: тщеславие, гнев, печаль, величание, уныние и яже убо о них бывают. Плотския же: объядение, упивание, сребролюбие, блужение. Глаголют убо: иже душевными страстми смущаемии человека требуют престояща мудра и попущающа мало на плотския, да не яко воздержницы и тщии боле возносятся. А плотскими страстми боримии трябуют наставника мужа мала, а не яко ангелское житие имуща и безплотное, токмо воздержалина яве и безстрастна, яко да постом движения плотская умертвити. И вменишася таковии иже от Содома избежавше и ангельским наставляеми житием. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. 16. Слово Анастасия, игумена горы Синайския, о исповедании грехов к духовным отцем и прозорливым, а не к невежам (20 апр.) Добро есть отнюд и полезно исповедати грехи ко искусным духовным отцем, а не к невежам и неискусным и ни еже о сих не разсмотряющым, да не неполезною их любовию и строением неисцелным и нехитрым повелением епитимия преобидится и неполеза и ленива соделает кающагося. Аще убо обрящеши мужа духовна, могущаго тя уврачевати, не стыдися, исповеждся ему аки Богу, а не к человеку. Рече бо некто от святых: мудрый о души своей не стыдится падением своим и не срамляется своих грехов исповедати и не зазорится. Глаголет бо Иоанн Богослов: аще бо исповемы грехи своя, верен есть Господь и праведен, отпустит нам грехи и очистит ны от всякия неправды ( 1Ин. 1:9 ). Но мнози от грубости лицемернии понове, студная деюще дела, не токмо сами ходяще в тимении (тине) злых дел, но и учители бывают на зло, да ни сами приходят к свету, ни хотящим приити попущают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

34 Так мы позволили себе перевести эту фразу: μετστασις δι θαντου πρς ζων ανιον. Термин μετστασις (перемещение, переселение) для обозначения смерти использует, помимо прочих церковных писателей, и Златоустый отец, который, толкуя слова Господа («Куда Я иду, туда вы не можете придти»( Ин. 8:21 )), говорит: Господь ими «показывает, что Его смерть есть преставление и переход ( μετστασις στι και μετθεσις) к месту, куда не допускаются тела, подверженные тлению» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72, 4//Св. Иоанн Златоуст . Творения. T. VIII М., 2012. С. 483). 35 Город на Синайском полуострове, наряду с Фараном и Клисмой являющийся здесь центром городской жизни. 36 Здесь, как и повсюду у преп. Анастасия, подразумеваются, скорее всего, римские мили (1,48 км). 37 Так, думается, можно перевести фразу ποισον λαμπρν (светильник). Чуть ниже этот источник света назван τ θυμιατριον (кадило, курильница). 38 Понятие πισττης в византийский период часто обозначало управляющего монастырем (игумена). См.: Sophokles Е. А. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Hiidesheim; Zürich; N. Y., 1992. P. 551. Но в данном случае речь идет явно об отшельниках, учителе и ученике. 39 Эта зелень (или маленькие растения, трава) называется в тексте μκρα κοδιμντα; что она из себя представляла, сказать трудно. 41 О нем см. выше. Преп. Иоанн Лествичник посвящает этому подвижнику достаточно обширный экскурс, подчеркивая его необычайное терпение и послушание. Он сначала подвизался в Азии, затем шестнадцать лет проходил послушание в одной понтийской обители, где над ним всячески издевались, как над чужестранцем, а после этого ушел в монастырь св. Саввы Освященного, после чего уже пришел на Синай. См.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 110//Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. С. 122 и далее. 42 Вероятно, так можно перевести этот термин – το βασιλικο ρχατρο. Димитрий до своего отречения от мира занимал, скорее всего, очень престижную должность старшего придворного медика.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Память преподобного Никифора Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора — были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон [ 1 ]. Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествия ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам: — Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон. С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его. Память 20 апреля Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы Святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: — Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на нас с небес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010