Хоть некоторые и утверждают, что проводить время на зрелищах и посещать конские ристалища приносит отраду душе, но это погибель и страшный вред душе. Если же ты хочешь действительно найти успокоение душе, то спеши в церковь , иди туда, где подвизаются монахи, там ты найдёшь утешение и великое исцеление для страждущих. Затем испытай себя, каков ты бываешь, выходя из церкви или монастыря, и каков, выходя со зрелища или ристалища. Сравнив то и другое, не будешь иметь нужды во вразумлении другого, потому что сравнения будет достаточно, чтобы показать тебе великую пользу, приобретённую в церкви и монастыре, так и вред, получаемый в цирке и на ристалище. 279. Ритору Леониду Желательно мне, чтобы ты соблюдал правила в нравах и поступках, как не погрешаешь ты против правил в сочинениях и речах, потому что правильно выражаться могут и люди безнравственные. Поэтому перестань гоняться за чистотой языка, если только ты христианин – Царствие Небесное не приобретается красотой выражений, но добрым нравом, благими делами и твердой верой. 280. Анфипату Исихию Воскресивший Лазаря и спросивший о нём был Один и Тот же. Господь по человечеству спрашивает: где вы положили его? ( Ин. 11:34 ), а по Божеству воскрешает его: Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком ( Ин. 11:43–44 ). Один и Тот же, как человек: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения ( Ин. 9:6 ), и по Божеству отверзает очи слепому. И как говорит Петр: Итак, как Христос пострадал за нас плотию ( 1Пет. 4:1 ), по человечеству, а по Божеству отверзает гробы и воскрешает мертвых. 281. Жезлоносцу Ксинодору Ты с любовью читаешь слова епископа Константинопольского Иоанна. Из них составлю тебе ответ на вопрос твой. Итак: И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него ( Мф. 3:16 ). И если в нас вследствие крещения обитает начало и залог Божества, во Христе же вся полнота Божества. Но не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его, Он Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как человек, принял Его на Себя. Поэтому Дух, исходящий от Божества, снисшёл на Его человечество. 282. Епископу Анастасию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Цифры указаны в соответствии с принятой нумерацией глав приводимых произведений. 51 Древний патерик, изложенный по главам. Изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, 1899. 71 Святой Анастасий Синайский говорит: «Слёзы бывают естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слёзы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или ради какого-либо вожделения бесовского. Бывают слёзы от пьянства и многосочной пищи. Но бывают слёзы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. В сих последних слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слёзы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе» (Беседа на 6-й псалом). 73 Невоздержанием в пище и питии иссушаются слёзы, а мнением о своем плаче и о своих слезах зарождаются в них мутная тина тщеславия и уродливые гады возношения и гордости. 74 ANTIOXOY TOY ЕК ГAЛATIAΣ MONAXOY THΣ ЛАУРАΣ TOY AГIOY ΣABBA ПАΝДЕКТНΣ TΩN ΘЕОППЕУΣТΩП ГРАФΩП. ΘEΣΣAЛONIKH, 1991. Σ.218–219/Пер. П.К. Доброцветова. 81 Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача [покаянного], в месте предназначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе [праведники]; явится им Бог богов на Сионе ( Пс.83:6–8 ). 83 Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе патрологии. 92 Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле... Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:5–8, 10 ). 103 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения ( Пс.114:6–8 ). 116 Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его ( Иер.46:27 ). Читать далее Источник: Путь слёз : По творениям святого Симеона Нового Богослова : Святые отцы о плаче и сокрушении/Архим. Епифаний (Евфивулос) ; [ред.-сост. П. Доброцветов ; пер. с греч. А. Никифоровой]. - Москва : Паломник, 2012. - 220, с., л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины — с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский. Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35) Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской. Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви. Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение. Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда. Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения. Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

http://pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-k...

Святейшему Патриарху Иоакиму великого града Антиохия, пастырю и учителю православных. Слышали есмя от иноков Синайские горы бываемыя тебе скорби и тесноты от насилования турского и жалея вашея скорби, послали есми х тебе с архидьяконом софеиским з Геннадием шубу бархат на соболех да рухляди на двесте золотых угорских. И ты б молил господа Бога и пречистую его Матерь, и всех святых о мне и о моей царице Анастасие, и о наших детех, царевичех Иоанне и Феодоре, и о всем православном христьянстве, и чтоб господь Бог царство наше сохранил от враг непоколебимо. А отшедших к Богу отца нашего, великого государя Василия, и матерь нашу, великую княгиню Елену, написал их во вседневный синодик и поминати их велел во вседневных службах, и к нам бы еси отписал свое благословение с нашим архидияконом Геннадием. Писана в государства нашего дворе града Москвы, лета 7067-го, сентебря месяца». Отдельно посылается «милостыня» и Синайскому архиепископу Макарию с приложением особой грамоты (л. 144–145 об.). 850 «А се грамота к архиепископу Макарию Синайские Горы с архидияконом з Генадием. Божиею милостию царь и великии князь Иван Васильевич всея Русии, Владимерскии, Московский, Ноугородскии, царь Казанский и царь Астороханскии, государь Псковский, великии князь Смоленский, великии князь Тверскии, Югорскии, Пермскии, Вяцкии, Болгарский и обладатель Ливонские земли града Юрьева, и иных, государь и великии князь Новагорода Низовские земли, Черниговскии, Рязанский, Волоцкии, Ржевскии, Белскии, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорскии, Обдорскии, Кондинскии, и иных и Сибирские земли, и Северные страны повелитель. Архиепископу Макарию Синайские горы. Писал еси к нам с Иакимом, Папою и Патриархом Александрийским, вместе, что святую богоследимую Гору Синайскую обдержит велия скорбь от зловерных аравлян, и нам бы вам на препитанье и на устроенье монастырю вашему прислати вам своя милостыня. И мы прошеньем Иоакима патриарха, и ваших для скорбей и трудов на строенье монастырское и на препитанье вам послали к вам свою милостыню с софиским архидияконом з Геннадием, рухляди на восьмсот золотых угорских, а сверх того послали есми тебе шубу соболью под бархатом. И вы б наше посланное к вам приняли любезнее и молили Господа Бога и Пречистую Его Матерь, и всех святых о нашем здравье и о моей царице Анастасие, и о наших детех, царевичех Иоанне и Феодоре, и о всем православном христьянстве, и чтоб господь Бог царство наше сохранил от враг непоколебимо. А во блаженную жизнь отшедших отца нашего, блаженные памяти великого государя Василия, и матерь нашу, великую княгиню Елену, велел написати в синодик и велел их поминати во вседневных службах. И к нам бы еси благословение свое отписал с нашим архидияконом Геннадием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таково свидетельство об истории монофелитских споров Псевдо-Анастасия. Даже при самом беглом сравнении с предыдущим сообщением создается впечатление, что мы имеем дело с более информированным автором, чем преп. Анастасий Синаит . Сразу же бросается в глаза, что Псевдо-Анастасий весьма хорошо осведомлен о том, как развивались события в палестинском и египетском регионах. Поэтому, думается, не лишено оснований предположение, что автор был синайским монахом (хотя, возможно, впоследствии и эмигрировавшим), ибо само географическое положение Синая способствовало его теснейшей церковной связи и с Палестиной, и с Египтом 901 . Свое повествование Псевдо-Анастасий начинает с прибытия Кира в Египет (631 г.). Личность сама по себе примечательная, Кир, еще будучи епископом Фасидским, завоевал расположение Ираклия. Вследствие этого он прибыл в Египет не просто как церковный иерарх, но был вдобавок наделен широкими гражданскими и военными полномочиями. Позднее он впал в немилость, был отозван, предан суду и подвергнут публичному телесному наказанию. После смерти Ираклия, однако, он вновь вернул расположение константинопольских властей, возвратился в Египет и вскоре сдал его арабам 902 . Став Александрийским патриархом (монофизитский патриарх, копт Вениамин, сразу же бежал из города), Кир немедленно приступил к осуществлению унии, проводя политику византийского правительства. Здесь следует скорректировать описание Псевдо-Анастасия, представляющего Сергия игрушкой в руках Кира; соотношение было скорее обратное. Однако дело продвигалось достаточно медленно, и лишь в 633 году оно увенчалось некоторым успехом: 3 сентября униональный документ был публично зачитан с амвона патриаршей церкви в Александрии, после чего свершилась общая с монофизитами литургия 903 . Поэтому, естественно, о «тайном прочтении» этого документа не могло быть речи. Псевдо- Анастасий, передавая достаточно точно факты, дает им, конечно, свою интерпретацию. Правда, иногда он допускает и некоторую перестановку фактов: Софроний прибыл в Александрию уже после того, как Кир заключил унию с частью египетских монофизитов 904 . Несомненно, что другая часть их стояла в оппозиции к этому ставленнику Константинополя, и особенно сильна была она со стороны коптов, прозвавших Кира «кавказцем» 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

παραχρησις , попущение Божие. Под παραχρησις церковные писатели разумеют действование промысла Божия (Палладий, Еленопольский, Historia Lausiaca, с. 85 Μ. XXXIV, 1201 С.: Гордые и делающие зло люди γκαταλειφϑντες π τς Προνοας μππτουσιν ες ασχρουργαν... И. Златоуст, Ad Stagir. lib. II, с. I. Μ. XLVII, 447), проявляющееся в том, что благодать Божия предоставляет подвижника (ради исправления его) злобе демонов, не оставляя однако же его ума непросвещённым, но только скрывая от него своё присутствие, или же она, видя его удаление от Бога, отступает от него и предаёт демонам душу его как бы связанной (Диадох, гл. 86 и 87). Это действование промышления Божия у церковных писателей называется – συγχρησις ( Палладий Еленопольский , 1. с. р. 1201 А.), γκατλειψις (Палладий, 1. с.; Пресвитер Исихий, Περ νψεως. Cent. I, с. 7. Μ. XCIII, 1484 Α. Анастасий Синайский, Quaest. IX. Μ. LXXXIX, 409 С. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Μϑοδος, с 85. М. CXLVII, 781), παραχρησις (Бл. Диадох, 1. с. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, 1 с.). Бл. Диадох, как уже замечено было выше (Исследования. К сноске абзац начало: «В сокровенном действовании благодати»), различает два вида попущения Божия; одно из них названо им παιδευτικ παραχρησες, а другое – κατ ποστροφν το Θεο παραχρησις. В основу этого различения двух родов попущения Божия положено различие целей, достигаемых попущением. Воспитательное попущение имеет своей целью вразумление и исправление грешника, а целью попущения по отвращению служит наказание. Об этих двух видах попущения Божия говорят многие церковные писатели; например, пресвитер Исихий, (М. 1. с. р. 1484 А.: α π Θεο γκαταλεψεις κα α παιδευτικα τν πειρασμν συμβσεις) И. Златоустый, (Μ. 1. с. р. 447: Τατα μν μν πρ τς το Θεο προνοας ερσϑω, κα τι οκ ποστρεφμενος οδ μισν (имеется в виду παραχρησις: κατ ποστροφν), λλ κα λαν γαπν (разумеется παιδευτικ παραχρησις). τοτ γυμνζει τ τρπω); Анастасий Синаит , (Μ. 1. с. Quaest IX: Κατ δο δ σκοπος το Θεο πσαι α γκαταλεψεις γνονται πρς πιστροφν κα σωφρονισμν, ς πατρ πρς υν, κατ ποστροφν, ς βασιλες πρς χϑρν); Каллист и Игнатий Ксанфопулы, усвоившие терминологию и учение бл. Диадоха о попущении Божием (Μϑοδος Μ. 1. с.). Но в отношении к различным причинам оставления подвижника благодатью Божией (Палладий, 1. с. р. 1202 С.: Τν ον γκαταλεψεων διφορο εσιν α αται) усматриваются многие способы попущения Божия (Анастасий Синайский, 1. с. р. 409 С.: Πολλο μν κα διφορο εσιν γκαταλεψεως τρποι). Глава 88. Κεφ. πη´

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

46 Уже с самого возникновения монашества отцы-пустынники разводили небольшие садики и огороды, ибо овощи и фрукты (естественно, в небольших количествах) составляли, вместе с хлебом, их основную еду. См.: Репьё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М., 2008. С. 81–82. См.: «...иные старцы имели огороды, где разводили овощи, садили деревья» ( Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках// Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 448). 47 Ср. одно место в «Истории египетских монахов», где повествуется, как преп. Макарий Египетский молился в своей пещере. «Недалеко находилась еще одна пещера, где жила гиена. Она, когда Макарий молился, подошла к нему и стала дотрагиваться до его ног, затем она схватила его за край одежды и потянула к своей пещере. Он последовал за ней со словам: “Что хочет сделать это животное?” Подведя его к пещере, гиена вошла и вынесла к нему своих детенышей, которые родились слепыми. Макарий помолился о них, и они увидели свет. Тогда гиена в благодарность принесла ему огромную шкуру барана и положила к его ногам. Он посмеялся ее благоразумию и чувствительности, взял шкуру и сделал из нее ковер. Эта шкура до сих пор хранится у одного брата» (История египетских монахов/Перевод H. A. Кульковой. М., 2001. С. 77). 49 Как показывает зачин главы, в ней речь идет о грехе злословия ( καταλαλα). На него обращалось внимание уже в первохристианской письменности (например, в одной из частей «Пастыря Ермы», носящей название «Заповеди» (III, 2), данный грех категорически осуждается). Сам преп. Анастасий в одной из своих проповедей на сей счет говорит: «Но мы почти ничего не знаем о себе и обольщаемся. И если бы только одно это, меньшим было бы зло: но и друг с другом мы враждуем, бранимся, друг другу строим козни и завидуем, клевещем и насмехаемся, и никто из нас не задумывается о своих грехах, никто не заботится о своем бремени, но прегрешения ближнего нашего мы рассматриваем со всей тщательностью; до шеи мы полны грязи, и никак об этом мы не печемся. Вплоть до старости мы радеем о других, но свое собственное зло даже в самой старости не исследуем. Мельчайшие недостатки братьев наших мы видим, а бревна в своем глазу не замечаем. Мы сгибаемся до конца под бременем своих грехов, а занимаемся недостатками других и никого не стыдимся, никого не щадим, никого не боимся, но всех угрызаем, всех пожираем: малых и великих, виновных и невиновных, священников и учителей наших, наставников, увещателей и назидателей. А потому гнев Божий приходит на нас, потому мы подвергаемся наказанию и предаемся всяким скорбям и обстояниям из-за одержащего нас окаменения» (Преп. Анастасий Синаит . Слово о Святом Собрании//Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 301 305).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

818 Совершенно тождественен с Афанасием взгляд на рассматриваемый предмет и Анастасия Синайского, тождественный иногда в некоторых местах до буквального сходства. 819 Как на несколько выдающуюся мысль Анастасия можно только указать на следующие его слова: «многажды и от Божия совета неции горкою смертию умирають к спасению их» – мысль ясная у Анастасия и довольно темная у Афанасия Александрийского . Замечательно нравственное наставление, хотя находящееся в наказании четырнадцатого слова Данииловского соборника, но по своему содержанию относящееся к слову о судьбах Божиих и прекрасно резюмирующее и обобщающее все отдельные мысли слова. Вот оно: «Возлюбленнии будем тиси, смиренно-мудри и не пытаем, ни ищем, ни мудрствуем, яже нам не подобает, яко аще кыя вещи на время и время бывают владыкою Христом, аще и с противны нам неразумеющим видятся, но не судим, ни ропщем, любимици; но покаряемся и последуим Божиим судьбам: овогда убо немощнии възмогают, силнии же побеждени бывают, и безроднии велию честь и славу приемлют, и от нищих на престолех славных посажаются, и овии от престолов не волею сводими в благороднии бесчестие приемлют, и овии в младенчесте умирают, овии же мало поживши праведни и добродетельни смерть приемлют, друзии же лукави и беззаконии многолетны пребывают и сия убо вся Божии судьбы суть. Ового смиряет и спасает, ового же наказует и обращает, и овому сокращает урок живота, да не на зло обратится, овому же продолжает да обратився спасется, овому же смерть страшна, овому же тихо разлучение души от тела и прочая многа такова, и сих не может человек ведети, но Богу Единому, ведущему вся» 820 . Историческая важность слова митрополита Даниила о Божиих судьбах стоит выше всяких доказательств. Из него мы, между прочим, узнаем о тех последствиях, какими сопровождался для русской мысли страшный предрассудок ожидания кончины мира и какое он производил в умах современников Даниила сильное брожение – настолько сильное, что от пастырей церкви потребовалось не одно слово поучения и разъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Оставляя в стороне вопрос о том, кем был Досифей Топорков – переписчиком, редактором или переводчиком Хронографа и Синайского патерика, констатируем факт влияния его работы над этими памятниками на Волоколамский патерик. Этим объясняется, с одной стороны, наличие в Патерике двух вводов, агиографического и летописного, хронологический принцип организации материала в сборнике, стремление автора вписать монастырскую историю в контекст общерусской и мировой, включение ряда сведений из Хронографа (например, об убийстве Батыя «угорским» королем Владиславом, о мнимой смерти царя Анастасия) 657 ; с другой стороны, большее, чем в Киево-Печерском патерике, равнение на переводную патериковую традицию, прежде всего, традицию Синайского и Римского патериковых сводов. И.М. Смирнов считал, что как самостоятельный агиограф, автор Надгробного слова Иосифу Волоцкому , Топорков выступил после 1546 г., поскольку Савва Крутицкий в проложной части Жития Иосифа Волоцкого сетовал: «Велие ми желание бываше в много время о сем преподобнем, иже бы кто предал на память последнему роду, и о сем ми пытающу, еже бы от сродник или от ученик его; и никто же изъяви о нем, и 30 лет по преставлении его. Аз же о сем скрбях зело и дивихся» (стлб. 453). Убедительнее, на наш взгляд, точка зрения К.И. Невоструева : Надгробное слово было создано вскоре после кончины Иосифа, то есть спустя несколько лет после 1515 г.: «Савва не считал это житием в виду краткости и жанра, но использовал как источник» 658 . Надгробное слово Иосифу Волоцкому оригинально по своей жанровой природе: высокий риторический стиль похвалы святому переплетается здесь с документальным стилем биографической справки о герое. По нашему мнению, это произведение показательно для переходного периода в творчестве Досифея, когда он, наряду с перепиской и редактированием книг, обращается к сочинительству, когда вместе с документальными формами повествования он осваивает агиографические, интересуется и начинает изображать не только прошлое, но и современное.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1557 г. октября 20-го). В ответ на эту совместную просьбу о милостыне Синаю от Александрийского патриарха и синайского архиепископа Грозный послал вместе с милостынею грамоты и к патриарху, и к архиепископу. В грамоте к Иоакиму, восхваляя и ублажая его, он изъявлял желание сподобиться видеть честное и многолюбезное лицо его и, как некий дар, с усердием целовать его руки и насладиться паче меда и сота словесами уст его, ибо жаждал, подобно еленю, слышать глас его. Извещал затем патриарха о посланной милостыне ему и, по его ходатайству, Синайской обители. Синайскому же архиепископу Грозный послал особую грамоту, в которой писал: «Писал еси нам с Иоакимом, папою и патриархом Александрейским вместе, что святую богоследимую гору Синайскую обдержит велия скорбь от зловерных аравлян, и нам бы вам на пропитанье и на устроенье монастырю вашему прислать вам своя милостыня; и мы прошеньем Иоакима-патриарха и ваших для скорбей и трудов на строенье монастырское и на пропитанье вам послали к вам свою милостыню с софейским архидиаконом с Геннадием рухляди на восемь сот золотых угорских, а сверх того послал есми тебе шубу соболью под бархатом, и вы б наше послание к вам приняли любезне, и молили б Господа Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравье и о наших детех, царевичех Иоанне и Феодоре, и о всем православном христианстве, и чтоб Господь Бог сохранил царство наше от враг непоколебимо, а во блаженную жизнь отшедших отца нашего блаженныя памяти великаго государя Василия и матерь нашу великую княгиню Елену, вели написать в синодик и вели их поминать во всядневных службах, и к нам бы еси благословение свое отписал с нашим архидьяконом Геннадьем» (7067 г. сентября). Но синайского архиепископа, к которому обращался Грозный, более уже не существовало, и вместо него за синаитов отвечал Александрийский патриарх Иоаким: «В богонаследимой горе обретаеми священноиноки и иноки со игуменом едино вси вкупе, молят царствию твоему, просят милости у Бога о здравии твоем, восприяли ж они и мы милостыню твою целою, как пишет и глаголет Божественная твоя Писания, пели есмя литургию все, и тут есмя молили Бога о царствии твоем, и написали есмя в животный памянник тебя царя и со царицею Анастасиею и со благородными чады с Иваном и Феодором; Варлаама-инока и Елену родивша тя, поминают убо всегда, яко новых соорудителей и ктиторов во дни и в нощи, и всех окрест тебя князей и крестиан и о всем твоем царствии всегда поминаем велегласно и тайно имяна» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010