Справедливо божественный Павел говорил, что корень всем злым сребролюбие есть ( 1Тим.6:10 ). Что ми хощете, – сказал он, – дати, и аз вам предам Его? Велика дерзость, велико безумие! Можешь ли ты, скажи мне, предать Того, Кто держит все, владычествует над всем, повелевает морем, Владыку всякой твари, творящего все словом и повелением? Но дабы укротить его безумие и показать, что Он по воле своей предан был, послушай, что делает Господь. В самое время предательства, когда вышли на Него с оружием и дрекольми, со светилы и свещами, Господь говорит: кого ищете ( Ин.18:4 )? Они не знали того, кого намеревались взять. Так далек был Иуда от возможности предать Его, если бы Сам Он не восхотел. Он не мог даже видеть того, Кого хотел предать, несмотря на то, что были светильники и столько света. Ибо это выразил евангелист, сказав, что они имели светилы и свещи, и при всем том не находили его. Сказано: Иуда же стояше с ними, т. е. тот, который сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Ибо Он ослепил их ум, желая показать свою силу и расположить их к тому, чтобы они отстали от злобы своей и чтобы узнали, что они предпринимают невозможное для них. И потом, дабы ты знал неисчетную Его силу, послушай, что говорит евангелист: услышавши голос, – сказано, – отступили назад и пали на землю. Видишь ли, как они, не в состоянии будучи слышать и голоса, падением показали свое бессилие и силу испустившего глас? Но наблюдай человеколюбие Господне! Так как ни Иуда не оставил сего бесстыдства, ни иудеи своего безумия, то Он Сам себя предает. «Когда Я, – как бы так сказал Он, – сделал все с своей стороны, явил силу Свою и показал, что они предпринимают невозможное дело, хотел обуздать злобу их, а они не хотят этого и остаются при своем безумии: то вот Я сам себя предаю». Это я говорю теперь для того, чтобы кто-нибудь не стал осуждать Христа, говоря: почему Он не отвратил Иуду от этой злобы? почему не сделал его лучшим? – Скажи мне, как следовало сделать его лучшим, по принуждению, или по воле? Если по принуждению, то таким образом он не мог сделаться лучшим; ибо никто не может быть добрым по принуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Так и следует с каждым обращаться иначе, как кому полезно, то есть: этот да проводит жизнь в радости добродетелей; а другой, часто вразумляемый, в горечи богооставленности проливая слезы, этим привлекается к спасению. Один – увеселяется всегдашним успехом в достижении согласного с его желаниями и намерением, беспрепятственно совершая путь временной жизни, а другой, при тысяче преткновений, скорбей и печалей, воспримет освобождение, как избавление от зол. Ибо и я, как обращающий внимание на сокровенное, знаю, что каждому дано будет сообразное с пользой души. 109. Никандру, столпнику Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь ( 2Кор. 10:18 ) и: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет ( Лк. 14:11 ). Но ты, не преуспев ни в одном похвальном деле и вознёсши себя на высокий столп, хочешь достигнуть величайших похвал. Будь внимателен к себе, чтобы тебе, которого здесь без меры хвалят тленные люди, к сожалению, вопреки упованиям не назвал окаянным нетленный Бог, из-за того, что здесь ты упивался человеческим восхищением. 110. Ему же Ни с чем несообразно – телом находиться на высоком столпе у всех на виду и в славе, а помыслами увлекаться долу, не желая и подумать о чем-либо достойном небесного, и во все дни с удовольствием беседовать с женщинами. Прежде ты обращал свою речь лишь к мужам, а теперь по большей части принимаешь женщин. И как вынесен приговор змею: ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей ( Быт. 3:14 ), так, смотри, чтобы и на тебе не исполнился этот приговор, поскольку ты пресмыкаешься по земле мыслью и питаешься земными речами. Ничто так не пригибает к земле, как пресмыкающееся по земле тщеславие. 111. Монахине Феодосии Хочешь или не хочешь, но по телу ты женщина. Поэтому перестань учить в церкви: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор. 14:35 ). Хотя бы ты тысячекратно утверждаешь, что стала далека от свойственного женам состояния, утвердившись в девстве, стала тверже мужей. 112. Монаху Феофилу Не будем переходить с места на место без разбора, как случилось, но с терпением стоять на молитве, как сказал святой Моисей израильтянам: Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне ( Исх. 14:13 ). 113. Деве Анастасии

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Ты несправедлив, когда с дурными мыслями и злобой рассказываешь о грехе ближнего. Тебе придется отвечать за неправду. Потому что справедливость требует не разглашать, но скрыть насколько возможно, исправив падшего состраданием и добрым советом. 99. Трибуну Иродоту Неоднократно побеждаемый и попираемый грехом, ты состарился во грехе и суете по неразумию. Отрезвись, осознав это, укрепись, призывая имя Спасителя нашего Иисуса Христа. Порадей о себе, прежде чем умрёшь, сокруши сокрушившего и победившего тебя дьявола. Ибо у Исаака сперва родился осуетившийся Исав, а потом победивший страсти Иаков 128 . Добрым состоянием ума да будет побеждён предварявший его лукавый помысел. 100. Пресвитеру Анастасию Настоятели, не давшие наставления требовавшим слова, будут наказаны за погибель подчинённых им. Посмотри, что говорит об этом Господь: Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих ( Иез. 3:17–18 ). 101. Монаху Иннокентию Неосторожно и неосмотрительно участвуя в различных компаниях и увлекаясь временными удовольствиями, мы впадаем в помыслы раздражительности, неудовольствия и похоти. 102. Петронию Никто не отрицает, что покаяние – Божий дар. Мы стыдимся грехопадений, признавая гнусным всякий наш бесстыдный поступок. Поэтому Бог и говорит в пророчестве: Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши ( Иез. 36:31 ). 103. Самарянину Иссахару Как Авраам за добродетель наименован царём, ибо говорят ему иноплеменники: царь ты еси в нас ( Быт. 23:6 ), так сыны Израилевы за богочестие названы у Моисея Ангелами Божиими: Когда Всевышний... рассеял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих ( Втор. 32:8 ). Поскольку сынов Иаковлевых оказалось семьдесят ( Быт. 46:27 ), то и говорится, что по их числу распределены народы всей земли. Ибо некоторые утверждают, что во всём мире находится семьдесят народов. 104. Пресвитеру Феликсу

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Хоть некоторые и утверждают, что проводить время на зрелищах и посещать конские ристалища приносит отраду душе, но это погибель и страшный вред душе. Если же ты хочешь действительно найти успокоение душе, то спеши в церковь , иди туда, где подвизаются монахи, там ты найдёшь утешение и великое исцеление для страждущих. Затем испытай себя, каков ты бываешь, выходя из церкви или монастыря, и каков, выходя со зрелища или ристалища. Сравнив то и другое, не будешь иметь нужды во вразумлении другого, потому что сравнения будет достаточно, чтобы показать тебе великую пользу, приобретённую в церкви и монастыре, так и вред, получаемый в цирке и на ристалище. 279. Ритору Леониду Желательно мне, чтобы ты соблюдал правила в нравах и поступках, как не погрешаешь ты против правил в сочинениях и речах, потому что правильно выражаться могут и люди безнравственные. Поэтому перестань гоняться за чистотой языка, если только ты христианин – Царствие Небесное не приобретается красотой выражений, но добрым нравом, благими делами и твердой верой. 280. Анфипату Исихию Воскресивший Лазаря и спросивший о нём был Один и Тот же. Господь по человечеству спрашивает: где вы положили его? ( Ин. 11:34 ), а по Божеству воскрешает его: Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком ( Ин. 11:43–44 ). Один и Тот же, как человек: Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения ( Ин. 9:6 ), и по Божеству отверзает очи слепому. И как говорит Петр: Итак, как Христос пострадал за нас плотию ( 1Пет. 4:1 ), по человечеству, а по Божеству отверзает гробы и воскрешает мертвых. 281. Жезлоносцу Ксинодору Ты с любовью читаешь слова епископа Константинопольского Иоанна. Из них составлю тебе ответ на вопрос твой. Итак: И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него ( Мф. 3:16 ). И если в нас вследствие крещения обитает начало и залог Божества, во Христе же вся полнота Божества. Но не подумай, что Христос, не имея Духа, принял Его, Он Сам, как Бог, послал Его свыше, и Сам, как человек, принял Его на Себя. Поэтому Дух, исходящий от Божества, снисшёл на Его человечество. 282. Епископу Анастасию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Цифры указаны в соответствии с принятой нумерацией глав приводимых произведений. 51 Древний патерик, изложенный по главам. Изд. Русского Афонского Пантелеимонова монастыря, 1899. 71 Святой Анастасий Синайский говорит: «Слёзы бывают естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слёзы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или ради какого-либо вожделения бесовского. Бывают слёзы от пьянства и многосочной пищи. Но бывают слёзы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. В сих последних слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слёзы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе» (Беседа на 6-й псалом). 73 Невоздержанием в пище и питии иссушаются слёзы, а мнением о своем плаче и о своих слезах зарождаются в них мутная тина тщеславия и уродливые гады возношения и гордости. 74 ANTIOXOY TOY ЕК ГAЛATIAΣ MONAXOY THΣ ЛАУРАΣ TOY AГIOY ΣABBA ПАΝДЕКТНΣ TΩN ΘЕОППЕУΣТΩП ГРАФΩП. ΘEΣΣAЛONIKH, 1991. Σ.218–219/Пер. П.К. Доброцветова. 81 Блажен человек, который обрел у Тебя защиту; восхождение к Богу замыслил он в сердце своем, в долине плача [покаянного], в месте предназначенном, ибо его благословит Творец закона. Возрастать будут в силе [праведники]; явится им Бог богов на Сионе ( Пс.83:6–8 ). 83 Это мнение читаем в диалогах Севера Сулпиция, помещенных в библиотеке Галланда и в полном курсе патрологии. 92 Сердце мое поражено и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле... Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:5–8, 10 ). 103 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне. Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения ( Пс.114:6–8 ). 116 Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль: ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его ( Иер.46:27 ). Читать далее Источник: Путь слёз : По творениям святого Симеона Нового Богослова : Святые отцы о плаче и сокрушении/Архим. Епифаний (Евфивулос) ; [ред.-сост. П. Доброцветов ; пер. с греч. А. Никифоровой]. - Москва : Паломник, 2012. - 220, с., л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Это означает, что мы сохраним черты нашей телесности. В том числе так называемые гендерные: мужчины будут с бородами, а женщины — с длинными волосами. Сохранятся и половые различия. Ведь и воскресший Христос есть Богомуж, как называл Его преподобный Анастасий, игумен Синайский. Воскресшие тела будут мужчинами и женщинами. Другое дело, что Христос в Евангелии однозначно говорит: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25); «… а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» (Лк.20,35) Значит, воскресшее человечество уже не будет иметь той части личной жизни, которая сегодня является для людей очень важной, то есть супружеской. Несомненно, что телесность сохранит черты нашей жизни. Но как – этого мы не знаем. Но наша телесность будет представлять собою и некий портрет нашей духовной и личной жизни, принятых решений, нашей нравственности. Это может быть выражение лица, выражение тела. Но как это будет – тайна. Она приоткрывается духовной иконописью. Есть иконы, которые выражают некоторую духовную сущность святых в их уже посмертном образе. У преподобных, например, выделяются глубокие морщины от слез. Чей-то образ исполнен милосердия и любви. Важно подчеркнуть, что вера в догмат о воскресении из мертвых трудна была всегда. Во все века встречались христиане, которые готовы были поверить в Нагорную проповедь, то есть в нравственную суть миссии Христа, но не готовы – в телесное воскресение. Характерные страницы о трудностях этой веры есть в романе Достоевского «Идиот», где умирающий от туберкулеза Илларион спрашивал каждого приходящего: «Верите ли вы в Кану Галилейскую?» То есть для него сложным был именно момент чуда. Чудеса сложны были для веры, в том числе – чудо воскресения. Да, люди умирают в разном возрасте. Кто-то в девяносто лет, а кто-то – через несколько недель после зачатия. Но мы все воскреснем в совершенном образе. Что это за совершенный образ – точного учения не существует.

http://pravmir.ru/telesnoe-voskresenie-k...

Святейшему Патриарху Иоакиму великого града Антиохия, пастырю и учителю православных. Слышали есмя от иноков Синайские горы бываемыя тебе скорби и тесноты от насилования турского и жалея вашея скорби, послали есми х тебе с архидьяконом софеиским з Геннадием шубу бархат на соболех да рухляди на двесте золотых угорских. И ты б молил господа Бога и пречистую его Матерь, и всех святых о мне и о моей царице Анастасие, и о наших детех, царевичех Иоанне и Феодоре, и о всем православном христьянстве, и чтоб господь Бог царство наше сохранил от враг непоколебимо. А отшедших к Богу отца нашего, великого государя Василия, и матерь нашу, великую княгиню Елену, написал их во вседневный синодик и поминати их велел во вседневных службах, и к нам бы еси отписал свое благословение с нашим архидияконом Геннадием. Писана в государства нашего дворе града Москвы, лета 7067-го, сентебря месяца». Отдельно посылается «милостыня» и Синайскому архиепископу Макарию с приложением особой грамоты (л. 144–145 об.). 850 «А се грамота к архиепископу Макарию Синайские Горы с архидияконом з Генадием. Божиею милостию царь и великии князь Иван Васильевич всея Русии, Владимерскии, Московский, Ноугородскии, царь Казанский и царь Астороханскии, государь Псковский, великии князь Смоленский, великии князь Тверскии, Югорскии, Пермскии, Вяцкии, Болгарский и обладатель Ливонские земли града Юрьева, и иных, государь и великии князь Новагорода Низовские земли, Черниговскии, Рязанский, Волоцкии, Ржевскии, Белскии, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорскии, Обдорскии, Кондинскии, и иных и Сибирские земли, и Северные страны повелитель. Архиепископу Макарию Синайские горы. Писал еси к нам с Иакимом, Папою и Патриархом Александрийским, вместе, что святую богоследимую Гору Синайскую обдержит велия скорбь от зловерных аравлян, и нам бы вам на препитанье и на устроенье монастырю вашему прислати вам своя милостыня. И мы прошеньем Иоакима патриарха, и ваших для скорбей и трудов на строенье монастырское и на препитанье вам послали к вам свою милостыню с софиским архидияконом з Геннадием, рухляди на восьмсот золотых угорских, а сверх того послали есми тебе шубу соболью под бархатом. И вы б наше посланное к вам приняли любезнее и молили Господа Бога и Пречистую Его Матерь, и всех святых о нашем здравье и о моей царице Анастасие, и о наших детех, царевичех Иоанне и Феодоре, и о всем православном христьянстве, и чтоб господь Бог царство наше сохранил от враг непоколебимо. А во блаженную жизнь отшедших отца нашего, блаженные памяти великого государя Василия, и матерь нашу, великую княгиню Елену, велел написати в синодик и велел их поминати во вседневных службах. И к нам бы еси благословение свое отписал с нашим архидияконом Геннадием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таково свидетельство об истории монофелитских споров Псевдо-Анастасия. Даже при самом беглом сравнении с предыдущим сообщением создается впечатление, что мы имеем дело с более информированным автором, чем преп. Анастасий Синаит . Сразу же бросается в глаза, что Псевдо-Анастасий весьма хорошо осведомлен о том, как развивались события в палестинском и египетском регионах. Поэтому, думается, не лишено оснований предположение, что автор был синайским монахом (хотя, возможно, впоследствии и эмигрировавшим), ибо само географическое положение Синая способствовало его теснейшей церковной связи и с Палестиной, и с Египтом 901 . Свое повествование Псевдо-Анастасий начинает с прибытия Кира в Египет (631 г.). Личность сама по себе примечательная, Кир, еще будучи епископом Фасидским, завоевал расположение Ираклия. Вследствие этого он прибыл в Египет не просто как церковный иерарх, но был вдобавок наделен широкими гражданскими и военными полномочиями. Позднее он впал в немилость, был отозван, предан суду и подвергнут публичному телесному наказанию. После смерти Ираклия, однако, он вновь вернул расположение константинопольских властей, возвратился в Египет и вскоре сдал его арабам 902 . Став Александрийским патриархом (монофизитский патриарх, копт Вениамин, сразу же бежал из города), Кир немедленно приступил к осуществлению унии, проводя политику византийского правительства. Здесь следует скорректировать описание Псевдо-Анастасия, представляющего Сергия игрушкой в руках Кира; соотношение было скорее обратное. Однако дело продвигалось достаточно медленно, и лишь в 633 году оно увенчалось некоторым успехом: 3 сентября униональный документ был публично зачитан с амвона патриаршей церкви в Александрии, после чего свершилась общая с монофизитами литургия 903 . Поэтому, естественно, о «тайном прочтении» этого документа не могло быть речи. Псевдо- Анастасий, передавая достаточно точно факты, дает им, конечно, свою интерпретацию. Правда, иногда он допускает и некоторую перестановку фактов: Софроний прибыл в Александрию уже после того, как Кир заключил унию с частью египетских монофизитов 904 . Несомненно, что другая часть их стояла в оппозиции к этому ставленнику Константинополя, и особенно сильна была она со стороны коптов, прозвавших Кира «кавказцем» 905 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

παραχρησις , попущение Божие. Под παραχρησις церковные писатели разумеют действование промысла Божия (Палладий, Еленопольский, Historia Lausiaca, с. 85 Μ. XXXIV, 1201 С.: Гордые и делающие зло люди γκαταλειφϑντες π τς Προνοας μππτουσιν ες ασχρουργαν... И. Златоуст, Ad Stagir. lib. II, с. I. Μ. XLVII, 447), проявляющееся в том, что благодать Божия предоставляет подвижника (ради исправления его) злобе демонов, не оставляя однако же его ума непросвещённым, но только скрывая от него своё присутствие, или же она, видя его удаление от Бога, отступает от него и предаёт демонам душу его как бы связанной (Диадох, гл. 86 и 87). Это действование промышления Божия у церковных писателей называется – συγχρησις ( Палладий Еленопольский , 1. с. р. 1201 А.), γκατλειψις (Палладий, 1. с.; Пресвитер Исихий, Περ νψεως. Cent. I, с. 7. Μ. XCIII, 1484 Α. Анастасий Синайский, Quaest. IX. Μ. LXXXIX, 409 С. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Μϑοδος, с 85. М. CXLVII, 781), παραχρησις (Бл. Диадох, 1. с. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, 1 с.). Бл. Диадох, как уже замечено было выше (Исследования. К сноске абзац начало: «В сокровенном действовании благодати»), различает два вида попущения Божия; одно из них названо им παιδευτικ παραχρησες, а другое – κατ ποστροφν το Θεο παραχρησις. В основу этого различения двух родов попущения Божия положено различие целей, достигаемых попущением. Воспитательное попущение имеет своей целью вразумление и исправление грешника, а целью попущения по отвращению служит наказание. Об этих двух видах попущения Божия говорят многие церковные писатели; например, пресвитер Исихий, (М. 1. с. р. 1484 А.: α π Θεο γκαταλεψεις κα α παιδευτικα τν πειρασμν συμβσεις) И. Златоустый, (Μ. 1. с. р. 447: Τατα μν μν πρ τς το Θεο προνοας ερσϑω, κα τι οκ ποστρεφμενος οδ μισν (имеется в виду παραχρησις: κατ ποστροφν), λλ κα λαν γαπν (разумеется παιδευτικ παραχρησις). τοτ γυμνζει τ τρπω); Анастасий Синаит , (Μ. 1. с. Quaest IX: Κατ δο δ σκοπος το Θεο πσαι α γκαταλεψεις γνονται πρς πιστροφν κα σωφρονισμν, ς πατρ πρς υν, κατ ποστροφν, ς βασιλες πρς χϑρν); Каллист и Игнатий Ксанфопулы, усвоившие терминологию и учение бл. Диадоха о попущении Божием (Μϑοδος Μ. 1. с.). Но в отношении к различным причинам оставления подвижника благодатью Божией (Палладий, 1. с. р. 1202 С.: Τν ον γκαταλεψεων διφορο εσιν α αται) усматриваются многие способы попущения Божия (Анастасий Синайский, 1. с. р. 409 С.: Πολλο μν κα διφορο εσιν γκαταλεψεως τρποι). Глава 88. Κεφ. πη´

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

46 Уже с самого возникновения монашества отцы-пустынники разводили небольшие садики и огороды, ибо овощи и фрукты (естественно, в небольших количествах) составляли, вместе с хлебом, их основную еду. См.: Репьё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М., 2008. С. 81–82. См.: «...иные старцы имели огороды, где разводили овощи, садили деревья» ( Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках// Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998. С. 448). 47 Ср. одно место в «Истории египетских монахов», где повествуется, как преп. Макарий Египетский молился в своей пещере. «Недалеко находилась еще одна пещера, где жила гиена. Она, когда Макарий молился, подошла к нему и стала дотрагиваться до его ног, затем она схватила его за край одежды и потянула к своей пещере. Он последовал за ней со словам: “Что хочет сделать это животное?” Подведя его к пещере, гиена вошла и вынесла к нему своих детенышей, которые родились слепыми. Макарий помолился о них, и они увидели свет. Тогда гиена в благодарность принесла ему огромную шкуру барана и положила к его ногам. Он посмеялся ее благоразумию и чувствительности, взял шкуру и сделал из нее ковер. Эта шкура до сих пор хранится у одного брата» (История египетских монахов/Перевод H. A. Кульковой. М., 2001. С. 77). 49 Как показывает зачин главы, в ней речь идет о грехе злословия ( καταλαλα). На него обращалось внимание уже в первохристианской письменности (например, в одной из частей «Пастыря Ермы», носящей название «Заповеди» (III, 2), данный грех категорически осуждается). Сам преп. Анастасий в одной из своих проповедей на сей счет говорит: «Но мы почти ничего не знаем о себе и обольщаемся. И если бы только одно это, меньшим было бы зло: но и друг с другом мы враждуем, бранимся, друг другу строим козни и завидуем, клевещем и насмехаемся, и никто из нас не задумывается о своих грехах, никто не заботится о своем бремени, но прегрешения ближнего нашего мы рассматриваем со всей тщательностью; до шеи мы полны грязи, и никак об этом мы не печемся. Вплоть до старости мы радеем о других, но свое собственное зло даже в самой старости не исследуем. Мельчайшие недостатки братьев наших мы видим, а бревна в своем глазу не замечаем. Мы сгибаемся до конца под бременем своих грехов, а занимаемся недостатками других и никого не стыдимся, никого не щадим, никого не боимся, но всех угрызаем, всех пожираем: малых и великих, виновных и невиновных, священников и учителей наших, наставников, увещателей и назидателей. А потому гнев Божий приходит на нас, потому мы подвергаемся наказанию и предаемся всяким скорбям и обстояниям из-за одержащего нас окаменения» (Преп. Анастасий Синаит . Слово о Святом Собрании//Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. С. 301 305).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010