5 декабря 1991 г. было совершено малое освящение храма прп. Иоанна Лествичника, а 18 февраля 1994 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение храма прп. Иоанна Лествичника. В 2013 г. проектно-реставрационной компанией ООО «РДС» была разработана научно-проектная документация на реставрацию церкви свв. вмцц. Варвары, Анастасии и св. мц. Акилины. В результате проведенных исследований удалось воссоздать историю церкви и надежно установить место ее расположения в Новом семинарском корпусе. В 2015-2017 г.г. были проведены работы по воссозданию церкви. Реставрационные работы выполнялись ООО «АРМ Акада-НТ». Образы для иконостаса были написаны учащимися иконописной школы под руководством архимандрита Луки (Головкова). Информация с сайтов Московской духовной академии и Сергиево-Троицкой Лавры; http://pravoslavie.ru/109342.html Святыни семинарского храма преподобного Иоанна Лествичника Церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, находится в прежнем здании Лаврской больницы-богадельни, ныне именуемом Семинарским корпусом. Семинарский храм преподобного Иоанна Лествичника в настоящее время является одним из двух домовых храмов Московской духовной академии – здесь несут пономарское и певческое послушание учащиеся МДА. Храм является основным храмом Регентской школы, так как здесь под руководством опытных регентов проходят свое певческое служение три хора, составленные из девушек и юношей – учащихся Регентской школы, а также студентов академии и семинарии. Ризничим храма является заведующий Регентской школой архимандрит Михаил (Борей). В храме находятся несколько святынь для поклонения и молитвы. Конечно, главной святыней любого храма является святой престол. В престоле храма находятся частицы мощей святых мучеников Прова, Тараха и Андроника. В алтаре, над царскими вратами, висит икона Софии – Премудрости Божией в серебряном окладе, подаренная храму Патриархом Алексием II по случаю совершения Великого освящения храма 18 февраля 1994 г., а горнее место украшает икона " Спас в силах " , выполненная сотрудником МДА, реставратором Церковно-археологического кабинета Н.А. Воскресенской.

http://sobory.ru/article/?object=04149

6. Архиерей, в соответствии со св. канонами, осуществляет духовный надзор над св. обителями своей епархии, наблюдая за каноническим поминовением своего имени на службах, поставляет игумена, утверждает монашеские постриги, судит канонические проступки монахов, заботится о соответствии монастырской жизни св. канонам и контролирует законность экономической деятельности обители. 7. Подворья монастырей Восточной Православной Церкви, если они принадлежат Элладской Церкви, учреждаются с разрешения местного архиерея и функционируют под духовным наблюдением своего митрополита, если же принадлежат другой Православной Церкви, то учреждаются по разрешению государства, предоставляемому посредством совместного решения министров Внешних Связей и Народного Образования и Религии и выдаваемому с согласия местного архиерея и при одобрении Постоянной комиссии Св. Синода, под наблюдением которого в лице местного архиерея они и находятся. В их отношении также имеют силу и применение действующие в отношении св. обителей Элладской Церкви распоряжения. 8. Из надзора местного архиерея исключаются патриаршие и ставропигиальные монастыри Влатадон в Фессалониках и св. Анастасии Узорешительницы на Халкидиках, которые принадлежат Константинопольскому патриарху со всем своим движимым и недвижимым имуществом и находятся в его непосредственной духовной власти и распоряжении. Эти обители подчиняются действующему на данный момент Патриаршему Уставу, и в них, согласно каноническому порядку, поминается имя Константинопольского патриарха. Также исключениями являются монастыри Святого Гроба и Горы Синай. 9. Храмы, с монашеской общиной или без нее, находящиеся на территории Элладской Церкви и не относящиеся к ее церковной юрисдикции, могут стать, посредством составления дарственного акта их хозяев, подворьями древних патриарших престолов и Синайского монастыря после получения согласия принимающего дар монастыря, одобрения местного епископа и Постоянной комиссии Св. Синода, с исключением любого вида проживания в них епископов. Посредством такого рода дарственного акта определяются условия и границы, как и способ управления и функционирования таких подворий.

http://bogoslov.ru/article/4173663

Краткое синаксарное Житие И. Б. неоднократно переводилось на слав. язык: в XII в. в К-поле, на Афоне или в Киеве в составе нестишного Пролога, в 1-й пол.- сер. XIV в. трижды (дважды болгарами и один раз сербами) в составе стишного. Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Явление ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию Ростовскому. Икона. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Из др. сочинений, посвященных И. Б. в средневек. слав. письменности, известны 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (1-я гомилия на Евангелие от Иоанна и слова с нач.: «Иоанн во Ефесе Асийском, Иоанн Асийская похвала» и «Пакы нам от небес прииде един и великий Богослов Иоанн»), Похвала, написанная Иоанном Экзархом , и «Воспоминание на память Иоанна Богослова» прп. Симеона Метафраста ( Иванова. С. 226-229). Помимо этого в Пролог на Руси под 26 сент. было включено «Слово Анастасия игумена горы Синайския о покаянье и о разбойнице, его же спасе Иоанн Феолог», представляющее перевод текста, изданного в: PG. 89. Col. 1105-1109. Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Явление ап. Иоанна Богослова гусарю. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Посвящения монастырей И. Б. в южнославянских землях в средние века представляют исключительную редкость (см.: В. Православно монаштво и манастири у cpeдhьobekobhoj Cpбuju. Сремски Карловци, 1920. Милановац, 2002р; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683 г. Београд, 1984). Из наиболее значительных можно указать Погановский мон-рь , основанный в посл. трети XIV в. деспотом Константином Деяновичем. Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У. Ершова) Ап. Иоанн Богослов обучает гусаря иконописанию. Клеймо иконы «Ап. Иоанн Богослов, с житием и чудом о гусаре». Сер. XVII в. (собрание Г. У.

http://pravenc.ru/text/469832.html

Еще одним важным монашеским автором был преподобный Анастасий II Синаит, второй носитель этого имени, живший в VIII веке. Его главная работа «Путеводитель» (Odegos) представляет серию вопросов и ответов на различные вопросы духовной жизни. Правда, несколько популярный тон изложения не позволяет сравнивать это произведение с неповторимым шедевром – «Лествицей». Современный вид Синайского монастыря В IX веке, вероятно, во времена патриарха Фотия, кафедра епископа Фаранского была объединена с кафедрой игумена Синайского. Настоятель монастыря получил сан епископа, а затем архиепископа Синайского, Фаранского и Раифского. Примерно в то же время, возможно, немного раньше, произошло еще одно событие, которое коренным образом изменило место Синайского монастыря в христианском мире. Широко стали почитаться обретенные мощи святой Екатерины, до сего времени не упоминавшиеся, перенесенные ангелами из Александрии на вершину горы Синай. Великий византийский агиограф X века святой Симеон Метафраст познакомил византийцев с житием и мученичеством святой Екатерины и с историей переноса ее мощей. Это было время, когда возник горячий интерес ко всему, что связано со святыми и святостью. Промыслительно, что в том веке, когда произошел раскол между Восточной и Западной Церквами, другой Симеон – монах Симеон Синаит родом из Сицилии – сыграл важную роль в распространении почитания святой Екатерины в Италии и на Западе в целом. Именно с того момента Синайской монастырь ассоциируется прежде всего со святой Екатериной. В результате к нему возник большой интерес и ему была оказана значительная поддержка со стороны папы и римских правителей, а также со стороны крестоносцев Западной Европы. Несмотря на постоянные потрясения и довольно радикальные изменения политической географии в восточной части Средиземноморья, синайская духовность нисколько не уменьшалась. И папы, и патриархи, и христианские императоры, и просвещенные мусульманские лидеры – все покровительствовали монастырю и защищали его. И он с того времени начал приобретать значительную недвижимость в Египте (в частности, в Каире), Палестине, Сирии, Константинополе, на Крите, Кипре, Хиосе, Ионических островах (уже под венецианским господством), в дунайских княжествах, России и Грузии.

http://pravoslavie.ru/41647.html

Как невозможно свершаться крещению без слов: крещается раб Божий имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа и без воды, так же не возможно совершиться и рукоположению без молитвы: «Божественная благодать» и без возложения рук Епископских. Наставник сказал: А почему же в старопечатных книгах показано, что рукоположение совершалось и без возложения рук Епископа и без чтения этой молитвы? И если прежде рукоположение без всего этого могло совершаться, то почему не может совершаться ныне у нас? Я ответил: нигде в старопечатных книгах не писано, что бы без Епископа и без молитвы: «Божественная благодать», совершалась хиротония. Наставник сказал: есть писано в старообрядческих книгах. Я просил показать, где именно о том писано? Наставник взглянул на меня и спросил с удивлением: неужто вы не знаете, где о том писано? Я ответил: действительно не знаю, и уверен, что того нигде не писано, потому что это противно бы было преданному самих Апостолов уставу о таинстве хиротонии. Наставник сказал: пожалуйте мне книгу Соборник. Я подал ему книгу. Наставник, быстро ворочая листы, нашёл и, к моему удивлению, показал мне место, где говорится о поставлении разбойниками одного юношу в старейшину разбойничьей шайки, и где это поставление названо рукоположением. Место это находится именно в слове Анастасия Синайского в четверток сырной недели, и взято им из жития Иоанна Богослова, которым упомянутый юноша обращён был в христианство . Оно читается так: «якоже крещением того (юношу Епископ) оградив и утвердив не к тому яже к нему предняя творяще наказания: убо ослабу приемшу отроку, призываху того мужие неции, и юнейшии тлители, ему отчуждении. И первее убо на вечере многоценны и пива, и на некие блудокорчемницы и обнощевания, так же и на крадьбы некия и татьбы его растливше, Конечне же на горы того восприемше, яко превелика суща телом и силою, разбойником начальника того рукоположивше, разбойничества составляют, всего немилостивна и безчеловечна, всего зла и безбожна» 3 . По прочтении этого места из сборника беспоповский наставник сказал мне: Вот видите, в старопечатной книге показано, что рукоположение совершалось и без Епископа, и без возложения рук, и без молитвы: «Божественная благодать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Наконец, пришло время исполниться проречениям отшельников Анастасия и Иоанна Савваита, о которых мы упомянули выше. «Так как блаженный Иоанн, – говорит его жизнеописатель Даниил, – обладал всеми добродетелями преимущественно пред прочими братиями и заслужил всеобщее почитание, то его, как нового Моисея, братия единодушно избрали своим руководителем в жизни духовной. Несмотря на все его отговорки и сопротивление, они поставили его на должность начальника Синайского и, извлекши этот светильник из-под спуда, под которым он скрывался, поставили его на свещнике, да светит всем, находящимся в этом доме» 21 . Со времени смерти блаженного старца Мартирия, под начальством которого в продолжение девятнадцати лет упражнялся св. Иоанн в подвигах смиренного послушания, до времени его избрания игуменом прошло уже сорок лет. Если прибавим к этому шестнадцать лет, проведенные св. Иоанном до жизни иноческой, то увидим, что ему было семьдесят пять лет, когда поручили ему управление пустынниками синайскими. В таких преклонных летах новая должность могла быть для него тяжким бременем, но Бог , явивший благодать Своего призвания в день пострижения преподобного Иоанна, благоволил утвердить и избрание его в должности игумена новым знамением, показавшим, как это избрание было Ему угодно. Другой жизнеописатель св. Иоанна, синайский инок, бывший очевидцем этого происшествия, рассказывает следующее: «Как только св. Иоанн Лествичник сделался нашим начальником и игуменом, собралось в монастырь множество гостей. Когда они сели за стол, то все видели, как неизвестный распорядитель, одетый по древнееврейскому обычаю, входил и выходил из трапезы и отдавал нужные приказания всем бывшим на кухне и в других местах для того, чтобы угостить надлежащим образом посетителей. С удалением последних, когда служившие им сели за стол, везде искали этого распорядителя, так много трудившегося для приведения всего в порядок, чтобы пригласить его разделить братскую трапезу. Но сколько они ни искали, не нашли нигде. Тогда слуга Божий, наш почтенный отец Иоанн, сказал нам: «Перестаньте искать. Нет ничего странного и удивительного, если Господь и Владыка Моисея Сам благоволил устроить все нужное для того, чтобы явить гостеприимство в том месте, которое принадлежит Ему и посвящено Ему преимущественно» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Пр. Симеона босого, игумена монастыря Филофея. Афон. патер. IV. Муч. Лонсина исаврянина. Нан. 2. Евл. Антон. Пр. матери Мавры , сестры ап. Тимофея? Св. 382. Афродисия . Нан. 2. Екл. Антон. (может быть он же 4 мая; впрочем в Р. М. есть Афродисий в Тарсе киликийском 28 апреля, а 30 апр. другой в Александрии). Муч. Христофора . Син. 1. (сн. 14 апр.). V. Пафнутия преподобномуч. Маз. Тур. Ап. 346 и др. (25 сент.). Феодора, Филиппы, Сократа, Дионисия в Пергии. Иер. Кал. Нан. 2. МКр. М. 11 и 12 в. (21 апр.). Иакова и Азы . Вен. (10 апреля). Св. Зосимы . УКр. (4 апр.). Евфимия чудотворца. Сирм. (1 апр.). Агапита папы. Сирм. (17 апр.). Иоанна , уч. Григория декаполита . Клар. (18 апр.). Ардалиона муч. Сирм. (14 апр.). Пр. Харитона , игумена обители Воскресения Христова. Белоз. 493 (28 сент. ныне ради Иоанна палеолаврита). Феодора Трихины. Петр. 2. Пар. 1. (20 апр.). Максимилиана , патриарха Константиноп. Ап. 346 (21 апр.). Муч. Леонида и дружины. Екл. Феоктистова М. с каноном Иосифа (16 апр.). Обретение мощей Иоакима в Опоцком монастыре. 1621. (9 сент.). Пр. Александра ошевенского. 1621 (20 апр.). 20 I. Преп. Феодора Трихины (4–9 в.). Вас. Кал. Акад. 1. 43. Мст. и др. М. Р. МКр. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. В греч. М. 1870 г. канон другой неизвестного (Пар 1. апр. 19. Иер. Акад. Вен. 21 апр.). Пр. Анастасия , игумена синайского, † ок. 685 г. Вас. Акад. Мак. (Сирл. Клар. М. Гр. и др. 21 апр.). Блажен. Григория († 593) и Анастасия († 599), патриархов антиохийских. Ч. М. (М. Р. Анастасия 21 апр. †. Это Анастасий I). II. Кесария муч. из дружины Виктора, Зотика и прочих (у нас 18 апр.). Сирл. 1370. Священномуч. Анастасия , патр. антиохийского мечем. 1370. Шиф. (М. Р. 21 дек. Это Анастасий II, † 610. См. заметку об Анастасии I). Афанасия , основателя метеорского монастыря. Родился в 1310 г. Иоасафа , сподвижника его. (Сказ. у Никодима). III. Преставление пр. Александра ошевенского (сын земледельца Никифора Ошевена, основавший монастырь на р. Чуруге в 44 верстах от Каргополя), † 1479 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

л. 44 об. Поучение в неделю разслабленнаго, Еуаигелие от Иоанна, Слово 16. Нач. Многым и великым злым ходатай бывает грехь. л. 61. Похвалное бесплотным Михаилу и Гаврилу, створено Климентом епископом. Нач. Наста, празднолюбци, пресветлое торждьство бесплотных Сил. л. 70 об. Иже в святыхь отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златаустаго от слова: внегда вне церкви обретеся Еутропий отторжен бысть, и о еже предста Царица одесную тебе в ризахь позлащеннах. См. 754 л. 411. л. 84. Того же Слово о лечащих болезни влхвованиемь и наузы. См. 202 л. 11. л. 88. Того жс Слово: егоже, рече, любит Господь, того и казнить. Там же л. 17. л. 91 об. Того же Слово о зависти. Там же л. 20. л. 94. Слово св. Анастасиа, игумена синайскаго, о еже не имети гнева. Там же л. 21. л. 96 об. Слово св. Анастасиа, еже не осужати. Там же л. 23. л. 99 об. Слово Иоанна Златоустаг о о творящих много зла, а не приемлющих зде беды. Там же л. 32. л. 102. Слово св. отца Нифонта о русалиахь. Там же л. 44. л. 105. Слово св. Великаго Василиа 202 л. 49 приб: о том, како дается ангел человеку на соблюдение). л. 107 об. Слово Иоанна Златаустаго о твари Божии, и о кончине смертьней, и о покаянии. Там же л. 102. л. 110. Того же Слово: почто Бог оставил напасти и скрби и болезни Святым приимати. Там же л. 109. л. 112 об. Того же Слово о впадающих в печали и в беды. Там же л. 110. л. 115. Того же Слово, еже не отчаятися в беде. Нач. Яко аще кто, добро творя, в беду впадаеть, или в болезнь люту, или в грабление имениа. л. 117. Слово св. Отець о сблазне бесовьстемь. Там же л. 126. л. 119 об. Слово Иоанна Златоустаг о о казнехь Божиихь на ны. Там же л. 137. л. 125 об. Ангелову повесть сказуеть св. Василие. Нач. Се да слышите от Господа слово: ангел сказуеть верным, иже страха Божиа не имуть. Срав. там же л. 144. л. 128. Поучение Иоанна Златоустаг о впадающихь в беды. Там же л. 154. л. 129 об. Слово божествено образом покаяния. Нач. Яко подобаеть нам, братие и отци, блюсти себе хытре, да не погибнем. л. 135. Слово о глаголющихь, яко зле умирающе не Божиим повелением. Нач. Убо нелепо несмысленых послушати, глаголюще, яко в рекахь или в мори погибающих... не повелениемь Божиимь умирають.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

V. Иоанна в Руфинианех. Шиф. (16 мар. МГр.). Муч. Романа . Шиф. (16 мар. МГр.). Александра папы. Шиф. LXI (МГр. 16 мар.). Георгия игумена синайской горы. 1621. 51. (11 марта). Мучч. в Финикии . Шиф. (16 марта). Пр. Феостирикта в 8 в. Шиф. Сирл. (29 фев.). Преп. Адриана пошехонского. Филим. (5 мар.). 18 I. Св. Кирилла , архиеп. иерусалимского, † 386. Все почти. М.Р. МКр. М. 451. М. 1369. Канон Феофана. Служба. (240 втор. 11 мар. 245. МГр. Мак. 246 мар. 12). Св. Анина монаха чудотворца около Евфрата. Петр. Супр. 245. ДоМак. †. (Мак. 1429. МГр. 16 мар. Пролог втор. 13 мар. Мед. Тур. 19 мар. Мед. Петр. втор. 20 фев.). Свв. мучч. Трофима и Евкарпия . Пострадали по Супрасл. минее в Никомидии, ок. 300 года. 1370. Сирл. Мак. М. Р. (Супр. 22 мар. ЧГр. XI в. 23 мар. ДоМак. 22 мая). II. Мучеников 10,000 усеченных (в Никомидии после пожара во дворце). 1370. Сирм. М. Р. Помазание Господа Мариею, сестрою Лазаря. 1370. Шиф. См. заметку 22 июля. IV. Даниила оболганного блудом. 1621. В Египте в VI в. См. Луг I. Мосха 11З. Св. 10 марта об Анастасии патрикии. V. Александры, Клавдии и Евфрасии и дружины. Вас. Клар. и др. (20 марта). Пр. Павла простого. ЧГр. XI в. (4 окт.). Св. отца Афанасия . Типогр. святцы (с Кириллом, 2 мая). 19 I. Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии и иже с ними в Риме , † 283 г. Из дружины известны Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор и Мариан. Неап. Син. 1. Иер. Кал. Флор. 1. Екл. 240 . МКр. М. 451. М. 1369. Канон по М. 1369 Иосифа, что и у нас. Служба. (Вас. 239. 1295 окт. 17. Екл. одного Хрисанфа 16 окт. Неап. одного Хрисанфа 21 авг. Неап Р. В. Н. М. Р. обоих 25 окт. Иерон. 29 нояб. вторично 13 авг. В. втор. 13 окт. Бандин. 28 нояб. М. Р. А. У. 1 дек. Клавдий, Илария, Иасон, Мавр, Диодор и Мариан в У. 3 дек. МГр. 17 окт.). Св. муч. Панхария , † ок. 302 г. в Никомидии. Сирл. М. Р. † (Вас. 245 мая 25. 240 июня 8). II. Муч. Димитрия Торнары, обезглавленного турками в 1564 году. Солов. III. Преставление Иннокентия , основателя монастыря на р. Еде в 70 верстах от Вологды, скончавшегося 19 марта в 1521 г. (ныне Благовещенская церковь ). 209. (Словарь св. 1 марта). Мощи под спудом в сей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Крестящиеся вторично распинают Христа – с.2857, 2858. О вечности святого причащения – с.871, 2957. И диавол научает сохранять посты – с.1867. Еретики постоянно изменяют своё учение – с.2613. Учение еретиков смеху достойно – с.1473. Верующий во Христа должен верить и словам Его – с.2054. О пророках Илии и Енохе – с.2272, 2343, 2989. Антихрист придёт к жидам – с.2341 и далее. Антихрист будет не сатана, но человек – с.2333. Антихристу будут кланяться как Богу – с.2312. Об имени «Иисус» – с.256, 483, 891, 1374, 1375, 2153, 2269, 2819, 2820, 3041, 3042, 3043, 3154. В Киеве молились троеперстно: в предисловии на с.6 изображение руки с троеперстным сложением. О четвероконечном кресте – с.1638. О слове «отчаянныя» – с.98, 1946, 2151, 3045. О слове «во веки веков» – с.1346. О воздеянии рук во время молитвы – с.2429–2430. О совокупном ядении с неверными – с.830, 955, 3002. Христос Спаситель родился в 5508 году – на 1-м заглавном листе и на с.3003 об. 4) « Маргарит » – собрание избранных слов Иоанна Златоуста , в конце которых помещено и житие его, – напечатанный в Москве в 1641 году. Указатель нужных мест Вне церкви нет спасения – листы 519, 525. Вне церкви нет даров Святого Духа – листы 67, 69. О вечности церкви – лист 193. Без епископа церковь быти не может – лист 154 об. Благодать Божия действует и через недостойных священников – лист 198. О вечности Евангельских обетований – лист 115. О совокупном ядении с неверными – лист 20. По чему познавать еретиков – лист 485 об. Еретики, яко мыши, огрызуют Писания – лист 428 об. О преследовании еретиков – лист 585 и по 2-му счёту – листы 54, 68 и 168. 5) « Златоустник », иначе – поучения святителя Иоанна Златоуста ; напечатан в Почаеве в 1795 году. В нём, кроме бесед Иоанна Златоуста , имеются поучения и других отцов церкви, например: Ефрема Сирина , Василия Великого , Анастасия, игумена Синайского, Евсевия Кесарийского и даже Кирилла Туровского . Указатель Боящиеся Господа никогда не лишатся причащения – лист 3. Без причащения душа испытывает глад – лист 58 об., и мертва есть – лист 94.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010