Кроме того представляется странным и то, что во время Юстиниана и в ближайшее к нему время мы встречаем только игумена пресвитера на Синае, и первые указании на игуменов-епископов встречаются лишь в позднейшие века. Вместе с тем рассказ Нектария, или новелла императора Юстиниана, о праве независимости монастыря заключает множество исторических и хронологических неточностей, обличающих ее позднейшее происхождение. 1) В 6042 т. е. в 534 году от Р. Хр. престол антиохийский занимал патриарх Ефрем, а не Анастасий Синаит , который вступил в этот сан чрез 27 лет, в 561 году. 2) В мнимой новелле говорится, что учреждено епископство на Синае и дарованы все прочие привилегии монастырю и епископу уже по окончании постройки монастыря; но в 534 году еще не был построен синайский монастырь; постройка его была окончена уже по смерти супруги императора Юстиниана императрицы Феодоры, как видно из приведенной у Нектария надписи в соборном храме монастыря: «о памяти, упокоении бывшей царицы нашей Феодоры» 17 . 3) Иерусалимский епископ получил патриаршество не при Юстиниане, а во время четвертого вселенского собора (451 г.), на котором утверждено было соглашение между антиохийским патриархом Максимом и иерусалимским Ювеналием, по которому первому предоставлялись две Финикия и Аравия, а последнему первая, вторая в третья Палестины, из коих к последней принадлежал и Синай. Эти и другие исторические и хронологические погрешности ясно показывают, что синайские записи о праве независимости синайского монастыря и учреждении в ней епископа были произведениями позднейшими и составлены вероятно в видах установления на Синае древних порядков (подчинения иерусалимскому патриарху) в то время, когда шли споры из за Синая между александрийским а иерусалимским патриархами (в XVI в.). Что же касается другого документа, которым игумену-епископу синайскому дается титул всечестного, то документ этот – действительно императорская новелла, но так как этот титул, в качестве почетного отличия, стал даваться не раньше XII века, то ату новеллу приписывают императорам из фамилии Комнинов или даже Палеологов 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопроша бо некие человеки, иже древле приписаны и в сей грех нечестия, Бога нашего благодать прелегающе в скверну, и единого Владыки и Бога нашего Иисуса Христа отметающеся». И паки: «елика убо не ведят, хулят; елика же по естеству, яко бессловесные животные, ведят, сими сквернятся. Якоже Содома и Гомора и окрестные сих грады, подобным сим образом соблудивша и вшедшая в след плоти иные, предлежат в показание огню вечному, суд подъемше: такоже убо и сии, сония видяще, плоть убо сквернят, господства же отметаются». Паки глаголет: «вы же овех убо милуйте рассуждающе, овех же страхом спасайте, от огня восхищающе, и обличайте с боязнью, ненавидящие яже от плоти оскверненную ризу». Подобает же и некие свидетельства сему еще приложить от божественных писаний . От жития святого Симеона, иже на дивной горе: «Великого Симеона, иже на дивной горе чудотворца, пресвитер некий, завистью побежден быв, проклят, и абие видев множество бесов, пришедших к нему, и связавше его опаки руками, яко не мощи ему оттоле и святого Евангелия прочитать». Вижь, яко аще недостойне прокленет или свяжет, себе прокленет или свяжет, яко пресвитер». Святого Дионисия Ареопагита :«яко аще святитель паче воля Божья отлучит, не последует ему божественный суд». Великого Василия : «аще кто творит кого без благословения быть безвременно, сам да будет без благословения». Иоанна Златоустам : «аще повеление развращенно имать святитель, аще и ангел будет, не покаряйся ему». Святого Афанасия александрийского : «шествующе еже не прелестный, живоносный путь, око убо да извержем не чувственное, но умное, сиречь, аще епископ или пресвитер, сущие очи церковные, неподобно живут и соблажняют людей, подобает изврещи их. Уне есть им без тех собираться в храм молитвенный, неже с ними воврещися, якоже с Анной и Каиафой, в геену огненную». Святого Анастасия синайского: «егда входите в дом, глаголите: мир дому сему. И аще будет ту сын 3082 мира, мир ваш почиет на нем; аще ли же не будет достоин, мир ваш вам возвратится. 3083 Аще убо мир, паки ко онем возвращается, занеже не обрести достойна себе, множае паче неблагословение и клятва возвратится на главу неправедно ту посылающего, яко неповинну сущу оному приятию, к немуже послана бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1303 л. 284. У Крамера в соответствующем месте нет точно также указания имени автора толкования, и самое толкование, находящееся у него, мало имеет общего с процитованным здесь Даниилом толкованием. Cramer, catenae graecorum patrum in novum testamentum tom VIII pag 31. 1305 л. 283–284. Цитата взята из слова, находящегося в учительском евангелии о Мытаре и Фарисее. Учительное Евангелие 1650 г. б. 1307 л. 291. Подлинник цитаты см. Migne, Patrolog, Curs. Complet. ser. graec. tom. LXXXIX, pag. 845–848 Цитата взята из сочинения св. Анастасия: Λογος περ τς γας συνξεως κα περ το μ κρvειν κα μvηστικακεν . Цитата взята из 40 слова Никона черногорца; половина II, л. 301–302. 1309 л. 319. 322. 324. 325. Митрополит здесь привел четыре свидетельства св. Иоанна Лествичника из разных его слов. См. преп. отца нашего Иоанна, игумена Синайского, лествица и слово к пастырю. М. 1851. 146–150; 124–126; 74. 308–309. Подлинник Migne, Palrol. Curs. complet. ser. graec. tom LXXXVIII. pag. 843–850. 811–814. 677–728. 1013–1036. Некоторые цитатывзятые из И. Лествичника, помещены Даниилом в связи с толкованиями их. 1310 328–330. Снес. Преп. отца нашего аввы Дорофея душеполезныя поучения и послания. М. 1856. Поучение IV, 63–65. Подлинник, Migne, Patrol. curs. complet. ser. graec. tom. LXXXVIII, pag. 1665–1668. Цитата из соч. Дорофея взята Даниилом из 10 слова Никона Черногорца. половина 1. 71–72. 1311 л. 302–303. Снес, Преп. отцев Варсаеуфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М. 1855 552–554. Цитата взята Даниилом от 39 слова Никона Черногорца. половина II, 290–291. 1313 л. 325–326. Цитата взятая из 52 слова Никона. Снес. книга препод. Никона, половина II, л. 426. 1314 Так, напр. здесь (Рук. 197 л. 295–300) in texto приведен рассказ «о великом старце Виталии», заимствованный из Скитского Патерика, Скитский Патерик Супральского издания ч. 1, 108–111. 1315 Рукоп. М. Д. А. 197, л. 301–305. 306–319. 330. Все помещенные здесь рассказы из старчества заимствованы Даниилом in texto из сочинений Никона Черногорца. см. половина II, слово 39, 291–292–298. Некоторая часть помеченных в девятом слове Даниила рассказов и изречений подвижников находился в издании «сказания о подвижничестве св. отцов.» ср. рук. 197 л. 304. 305. 310. Сказания о подвижничестве св. отец, 191. 192. 231. 232. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Память преподобного Никифора Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора — были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон [ 1 ]. Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествия ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам: — Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон. С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его. Память 20 апреля Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы Святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: — Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на нас с небес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память преподобного Никифора Великий отец наш блаженный Никифор был родом из города Константинополя. Родители его, Андрей и Феодора — были люди знатные и весьма богатые. Они научили своего сына страху Божию. После их кончины Никифор, познав суету мира, почувствовал в себе желание посвятить себя на служение Богу. Посему, раздав всё свое наследство бедным, он удалился из Константинополя в Халкидон Тут он зашел в монастырь святого Андрея и, увидев совершенную жизнь подвижников, решился остаться на жительство с ними. Вскоре после сего игумен монастыря послал его на Финикийский остров, где находился монастырь пресвятой Богородицы, с тем, чтобы он был там игуменом и пас стадо Христово. Прибывши на остров, преподобный множеством чудес обратил к вере во Христа живших там язычников, разрушил их капища и построил вместо них церкви. Своею постническою жизнью он превзошел всех. Прожив в монастыре тридцать три года и почувствовав близость своего отшествия ко Господу, он сообщил об этом братии и поставил вместо себя игуменом благочестивого инока Иосифа, а сам поспешил отправиться в Халкидон. Севши на корабль, он занемог и сказал корабельщикам: — Будьте мужественны и спокойны, ибо я отхожу ко Господу. Довезите тело мое в Халкидон. С этими словами, святой скончался. При попутном ветре корабль скоро приплыл в Халкидон, и корабельщики положили тело преподобного во гроб и с честью похоронили его. Память 20 апреля Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы Святой Анастасий был воспитан еще с самой юности своей в великом благочестии, что видно из следующих им самим сказанных слов: — Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; но мы, хотя и не видали Его телесными очами, тем не менее с ранних лет, будучи еще младенцами и отроками, всегда признавали Его за Бога, всесильного Владыку, Создателя веков и научились исповедывать Его, как сияние славы Отчей. Святое же Его Евангелие мы выслушиваем с такою любовью, как будто видим пред собою Самого, обращающегося к нам, Христа; принимая же непорочную жемчужину пречистого Тела Его, веруем, что принимаем Самого Христа. А когда видим на иконе только лишь изображение Его, то поклоняемся, припадаем и почитаем Его, как бы видя Его Самого, взирающего на нас с небес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Златоуста, на апостольские послания, напечатанный в Почаеве в 1784 г.; 5) Благовестник, т. е. толкование бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, на 4 евангелия, изданный в Москве в 1649 г.; 7) Маргарит – собрание избранных слов И. Златоуста, в конце которых помещено и житие его, – напечатанный в Москве в 1641 г.; 37 8) Соборник Великий – сборник поучений преимущественно учительно-догматического характера, напечат. в Москве в 1647 г.; в состав его входят избранные сочинения св. И. Златоуста, Василия Великого , Кирилла Александрийского , Иоанна Дамаскина , Григория Богослова , Германа, патр. константинопольского, Ипполита, папы римского и других отцов и учителей Церкви, при чем слова св. Григория Богослова и следующие за ними сопровождаются толкованием; 9) И. Златоуста поучения, или, иначе, Златоустник, напечат. в Почаеве в 1795 г. и Вильне в 1798 г.; кроме слов и бесед И. Златоуста, здесь есть слова и других отцов и учителей Церкви, напр., Ефрема Сирина , Василия Великого , Анастасия, игумена Синайского, Евсевия Кесарийского и даже Кирилла Туровского , и 10) Книга Ефрема Сирина , напечат. в Москве в 1652 г. (2-жды), в состав которой входят: житие св. Ефрема Сирина , 112 слов его, житие св. аввы Дорофея и ученика его, 22 слова аввы Дорофея и слово Исаака Сирина «о чину новоначальных и уставе». 38 В настоящее время апологеты раскола старопечатными книгами и рукописями не удовлетворяются, а «рыщут, как говорит преп. Викентий Лиринский , по всем книгам божественного закона» и полною рукою черпают доказательства из святоотеческих творений в русском переводе. Поэтому и православному полемисту с расколом необходимо приводить доказательства из тех же творений. Особенно полезны в данном случае творения свв. И. Златоуста, Симеона Солунского и др., изд. Спб. дух. акад., Василия Вел., Афанасия Александрийского , Григория Богослова , пр. Ефрема Сирина , св. Кирилла Александрийского и некоторые др., изд. Москов. дух. акад., бл. Августина, бл. Иеронима Стридонского , священномуч. Киприана Карфагенского и др., изданные Киевск.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Сии ми поведа игумен Сергий Островского монастыря от св. Николы, отец Залкхиев, нынешнего игумена Хатынского. И яко совершиша немцы ропату свою, и паяша иконников новгородских, и повелеша им написать образ Спасов – на ропатном углу, на полуденной стране в верху, на прелесть христианам и на соблазн, – и якоже написаша иконописцы образ Спасов на ропате, а архиепископа не доложа, и открыта покров, и абие вскоре том часе прииде туча с дождем и с градом, и выбило градом и место, то иде же был написан образ Спасов, и левкас (краска) смыло дождем, яко же не явившись ни знамению (ни знаку не осталось). 213 Вот эти браки: 1. Мария (Добронева), дочь Владимира Св., вышла за Казимира польского, около 1043 г. 2. Ярослав I был женат на Индигерде (Ирине), принцессе норвежской, около 1040 г. 3. Изяслав, сын Ярослава I, женился на дочери Казимира польского в 1043 г. 4.      В 1050 г. Игорь, сын Ярослава I, женился на Канигунде, графине Орламандской, дочери Оттона германского. 5.      Вячеслав, сын Ярослава I, около 1050 г. женился на Оде, графине Штадской. 6. Елизавета, дочь Ярослава I, была замужем за Геральдом, королем норвежским (1045 г.). 7. Анна, дочь Ярослава I, вышла за Генриха, короля французского, около 1051 г. 8. Дочь того же Ярослава Мудрого, Анастасия, около 1051 г. вышла за Андрея венгерского. 9. Дочь Изяслава I, Евпраксия, была за сыном Болеслава II, около 1060 г. 10. Дочь Святополка Изяславича, Сбыслава, была за Болеславом Кривоустым, королем польским (1102 г.). 11. Передслава, дочь Святополка Изяславича, была за сыном Коломана венгерского, около 1104 г. 12. Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, была за Генрихом II (немецким) (1109 г.). 13. Евфимия, дочь Владимира Мономаха , была за венгерским королем Коломаном (1112 г.). 14. Дочь Мстислава Владимировича была за норвежским королем Сигурдом (впоследствии датским Ериком) 1113 г. 15.       Владимир Мономах был женат на Гиде, дочери английского короля Гаральда (1125 г.) 16.      Другая дочь Мстислава Владимировича (Ingibiona?) – за Канутом, королем Оботридским, (Мекленбургским?), 1140 г. 17.      Евфросиния, дочь Мстислава Владимировича, была за королем венгерским Гейзою (1149 г).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Иоанна Златаустаго : «Аще повеление развращенно имать святитель, аще и аггел будет, не покаряйся ему». Святаго Афонасиа Александрийскаго: «Шествующе еже не прелестный, живоносный путь, око убо да извержем нечювьственое, но умное, сиречь, аще епископ или презвитер, сущей очи церковныя, неподобно живут и соблажняют люди, подобает изврещи их. Уне есть им без них събиратися в храм молитвеный, неже с ними въврещися, якоже со Анною и Кайафою, в геону огненую». Святаго Анастасиа Синайскаго: «Егда входите в дом, глаголите: мир дому сему. И аще буде ту спас мира, мир вашь почиет в нем; аще ли же не будет достоин, мир вашь к вам возвратится. Аще убо мир паки ко онем възвращаеться, занеже не обрести достойна себе, множае паче неблагословение и клятва возвратиться на главу неправедно ту посылающаго, яко неповинно сущу оному приятию, к нему же послана бысть. Всяк убо всуе не благословляя и проклинаяй, себе не благословляеть и проклинаеть. Глаголеть бо Соломон: якоже летающеи птенци, суетная клятва не вселится ни вь единаго же. Попущающу убо, якоже рехом, богу, настають безумныа на мудрыа, и нечестии на благочестивы, и неправеднии на праведныа, уничижевающе и обидяще». От святых правил: «Иже убо ереси ради некиа приобщения себе отлу чивше епископства, таковии не точию правильному запрещению подлежат, но и подобающая чести православным сподоблени будут. Не епискупом бо, но лжеепископом и ложным учителем зазреша и церковное съединение не раздраша, но раздрания церковная и разделениа подщашася избавити». Се убо божествении апостоли и священнии учителие, патриарси и святии и седмь святых вселеньскых соборов, в них же бяше две тысущи святых отець, и мнози беша святии поместнии собори, вси еретиков проклятию предаша, и нам такоже повелеша проклинати их и отвращатися от них и бегати. Явьственно показаша нам, яко аще прокленут нас, ничтрже нас вредит, но паче себе проклинают: то какову прииметь милость от бога пияй и ядый с ними и глаголяй, яко последуеть еретическому проклятию божественный суд? Во святых правилех писано: «Аще еретик внидеть в церковь, божественая служба да не поеться, дондеже изыидет».

http://sedmitza.ru/lib/text/433607/

Другие, напротив, подстрекаемые завистию, называли его (преподобного Иоанна) излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самих делом и показал всем, что вся может о укрепляющем всех Христе (Фил. 4, 12); ибо молчал в течении целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы, ко вреду общего всех спасения. Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни. Потом, все, удивляясь преуспеянию его во всех добродетелях, как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии и, возвысивши сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили; ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, вшедши во мрак, куда не входят непосвященные; и возводимый по духовных степенях, принял богоначертанное законоположение и видение. Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, отрыгнул слово, и из благого сокровища сердца своего изнес слова благие. Он достиг конца видимого жития в наставлении новых Израильтян, т.е. иноков, тем одним отличаясь от Моисея, что вошел в горный Иерусалим, а Моисей, не знаю как, не достиг земного. Дух святой говорил его устами; свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и до ныне спасаются через него. Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасения был новый оный Давид Свидетелем того же был и добрый Иоанн, преподобный наш пастырь (Раифский игумен). Он и убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами, для пользы братий сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои богописанные скрижали, в которых наружно содержится руководство деятельное, а внутренно - созерцательное Таким описанием покусился я в немногих словах заключить многое; ибо краткость слова имеет красоту и в искусстве витийства О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике. (Повествует один монах Синайский, который был, как и Даниил Раифский, современником преподобному Иоанну) Некогда авва Мартирий пришел с аввою Иоанном к Анастасию великому; и сей взглянув на них, говорит авве Мартирию: " Скажи, авва Мартирий, откуда этот отрок, и кто постриг его? " Тот отвечал: " он раб твой, отче, и я постриг его " . Анастасий говорит ему: " О, авва Мартирий, кто бы подумал, что ты постриг игумена Синайского? " И святой муж не погрешил: по прошествии сорока лет, Иоанн сделал был нашим игуменом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/937/...

В той же местности Арселайя, о которой речь шла выше, 28 был авва Георгий, прозванный Арселаитом, прославившийся в нашей пустыне, о многих и великих чудесах которого рассказывали нам многие [мужи]. 29 Из этих чудес я попытаюсь кратко остановиться лишь на немногих. Когда путь из Палестины был захвачен варварами, то на Святой Горе возникла большая нехватка масла. Тогда игумен спустился в Арселайю и призвал человека Божия Георгия взойти на Святую Гору. Не имея возможности ослушаться игумена, Георгий поднялся вместе с ним [на Гору], и игумен ввел его в хранилище масла, попросив сотворить молитву над пифосами, 30 бывшими совсем пустыми. Авва же мягко сказал игумену: «Отец, сотворим молитву над одним только пифосом, ибо если сотворим молитву над всеми, то погрузимся в масло, [как в море]». Они сотворили молитву над одним пифосом и тут же масло забило, словно из источника. Старец тогда сказал прислуживающим [новоначальным инокам]: «Начерпайте и перелейте в остальные пифосы». Когда все [сосуды] наполнились, то [первый] пифос перестал изливать из себя [масло], как это некогда случилось с Елисеем (см. 4Цар. 4:2–6 ). Игумен после этого возжелал назвать пифос именем аввы Георгия, однако тот сказал ему: «Если ты когда-ни будь сделаешь это, то масло иссякнет, а поэтому назови пифос именем Святой Владычицы нашей Богородицы». Так и случилось. И доныне сохраняется этот пифос, а над ним весит прикрепленная [к стене] неугасимая лампада во имя Святой Богородицы. 31 I, 18 Однажды к этому же праведному Георгию пришли восемь голодных сарацин, а у него не было ничего из [вещей] мира сего, чтобы он мог нечто дать им, ибо из съедобного имел только плоды диких каперсов, своей горечью могущие уморить и верблюда. Видя сарацин, ужасно страдающих от голода, старец сказал одному из них: «Возьми лук свой, перейди через этот холм, и найдешь стадо диких козлов. Застрели одного, которого пожелаешь, но не пытайся застрелить другого». Сарацин пошел, как сказал ему старец, застрелил одного козла, схватил и заколол его. Когда же он попытался застрелить другого, то лук его сломался. Придя и принеся мясо, он рассказал товарищам о том, что случилось с ним. 32 I, 19

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010