За свою жизнь святой Иоанн Лествичник имел опыт всех трех форм монашеской жизни. Сначала, по всей видимости, он предпочел промежуточную форму монашества, избрав своим духовным наставником некоего авву Мартирия. Через три года, когда Иоанну было девятнадцать или двадцать лет, авва Мартирий отвел его в часовню у подножия Моисеевой горы и там, по обычаю того времени, постриг его в монахи. Спускаясь с горы, они встретили Анастасия, настоятеля главного монастыря, который никогда прежде не видел Иоанна. «Откуда этот юноша? – спросил Анастасий, – и кто постриг его?» «Я», – ответил Мартирий. «Удивительно! – воскликнул настоятель, – кто бы мог подумать, что ты постриг в монахи игумена Синайской горы!». Иоанн Лествичник и авва Мартирий продолжили свой путь и навестили известного отшельника Иоанна Савваита, который омыл ноги Иоанна Лествичника и поцеловал ему руку, а на авву Мартирия и внимания не обратил. Ученик Иоанна Савваита был возмущен, но когда посетители ушли, старец объяснил ему: «Поверь мне, я не знаю, кто этот юноша, я приветствовал игумена Синайской горы и омыл его ноги». Через сорок лет эти предсказания сбылись. Авва Мартирий, по всей вероятности, умер вскоре после того, как Иоанн стал монахом 4 . После этого юноша стал отшельником и удалился в пустыню Фола, в которой был монастырь, и поселился в восьми километрах от крепости. Но он жил не в полном уединении, так как в непосредственной близости жили и другие монахи. Даниил Раифский, биограф Лествичника, пишет, что в продолжение нескольких лет, которые Иоанн прожил в отшельничестве, он получил дар слез и непрестанной молитвы. Он спал очень мало и проявлял разумную умеренность в посте, потому что взял в привычку есть все, что позволял монашеский устав, но в очень малых количествах. Со временем о нем узнали и стали почитать как духовного наставника, к нему стали часто заходить братья-монахи, и до такой даже степени часто, что порицатели стали называть его болтуном и сплетником. Поэтому Иоанн целый год хранил молчание и только единожды согласился заговорить с посетителями, так как те сильно приступали к нему, и как раз с теми самыми монахами, которые его осуждали.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Зато, когда после четырехлетнего искуса св. Иоанн принял невозвратно обет иноческий, прозорливые святые мужи предрекли, что ему суждено стать не только великим подвижником, но и руководителем подвижников. Один весьма благочестивый игумен по имени Стратегий, присутствовавший при самом обряде пострижения преподобного Иоанна, по внушению свыше предсказал, что новопостриженный будет одним из великих светил в мире. Святой Иоанн продолжал оставаться в послушании у своего руководителя, и тот, видя его необычайное преуспеяние в добродетелях и духовном разуме, решился сводить его к одному из величайших отшельников этой пустыни по имени Анастасию. Увидев св. Иоанна Лествичника , Анастасий спросил у Мартирия, кто постригал его, т.е. кто принимал от него обеты иноческие. Когда Мартирий ответил, что он сам постригал своего послушника, Анастасий возразил с удивлением: «Кто подумал бы, отец мой, что ты посвятил Богу будущего игумена Синайской горы?» После этих двух предсказаний, последовавших одно за другим, Мартирий, желая, без сомнения, испытать, не откроется ли Дух Божий устами еще одного знаменитого отшельника, Иоанна, прозванного Савваитом 9 , повел св. Иоанна в пустыню Гудде, где пребывал Савваит. Этот великий отшельник умыл Лествичнику ноги прежде, чем его духовному отцу, и даже поцеловал ему руку. Стефан, ученик Иоанна Савваита, удивленный таким предпочтением, попросил у своего старца объяснения. Отшельник ответил, что он принял в этом молодом иноке будущего игумена Синайского. Девятнадцать лет упражнялся св. Иоанн с удивительным смирением в подвиге послушания, когда Бог призвал к Себе его духовного отца. Тогда он возымел намерение посвятить себя жизни отшельнической (уединенной), к которой приготовил себя долгим трудом преуспеяния в молитве. Но, не доверяя еще своим собственным познаниям, хотя и имел их так много, что мог наставлять других, он предварительно хотел посоветоваться с одним святым старцем, Георгием Арселаитом 10 , который и одобрил его намерение. Тогда святой Иоанн оставил гору и удалился в пустыню, которая находилась в углублении долины и называлась Фола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Когда он так в слезах рассуждал с самим собой, ночью перед ним предстали два экскувита и сказали: «Поверь, человек, старец не был еретиком и не имел никакой вины, но [подлинно] есть раб Христов. Но ты, – как ты не понимаешь, что мы родились вместе, вместе служили земному царю как воины, вместе отреклись [от мира], вместе были погребены и вместе предстаем Христу. А ты разделил нас и положил между нами другого». Видя и слыша это, брат был убежден и прославил Бога. I, 10 Авва Мартирий, постригший святого отца нашего игумена, некоторое время обитал в заливе святого Антония на той стороне Красного моря. И когда он там пребывал, случился набег неких диких варваров на обитателей тамошних гор: варвары опустошили место и убили шесть отцов. 19 Среди них был и авва Коном, муж прозорливый и облеченный даром пророчества. Авва Мартирий, взяв тела убиенных, положил их в одной пещере, вход в которую завалил большой плитой и замазал известью; [на плите] начертал имена святых. Спустя некоторое время он пришел посмотреть, не подкопали ли [вход] в гроб гиена или какой-либо другой дикий зверь. Придя, он нашел, что и надписи, и защита гроба находятся в сохранности, но, отвалив [плиту] и войдя внутрь, обнаружил, что два тела – аввы Конона и еще одного великого старца – куда-то перемещены Богом, а куда – знает только Он один. I, 11 Тот же самый авва Мартирий, когда он постригал святого отца нашего игумена Иоанна, достигшего двадцатилетия, взял его и пошел к столпу нашей пустыни Иоанну Сав[в]аиту, проживающему в пустыне Гудда и имеющему жившего с ним ученика – авву Стефана Каппадокийца. 20 Когда старец Сав[в]аит увидел их, то он, встав, налил воды в небольшой таз, омыл ноги ученика и поцеловал ему руку, а авве Мартирию, его [духовному] руководителю, ног не омыл. Это ввело в соблазн авву Стефана. Когда авва Мартирий и его ученик удалились, то Иоанн, прозорливым оком видя соблазн своего ученика, сказал ему: “Почему ты соблазнился? Поверь, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синая и игумену омыл ноги”».

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Цареградец, сперва инок обители св. Андрея в Халкидоне, потом игумен в некоем богородичном монастыре. Преставился на возвратном пути в Халкидон, после 33-летнего управления обителью. Пролог. Преп. Трифона, патриарха Цареградского. Возведен был на патриарший престол в 928 г., низведен – в 931 г., и через два года и два месяца скончался. Чет. Минея. (Or. Chr. 1. р. 253. Act. SS. apr. II. р. 627). 20 Преп. Феодора Трихины. Цареградец; проименован Трихиной от власяницы, которой изнурял плоть свою. Пролог. (Act SS. apr. II. р. 736.) Мес. В. Март. Р. Имеет службу. Преп. Анастасия, игумена горы Синайской. Был иноком обители Синайской во время игуменства преп. Иоанна Лествичника (31 марта), и по брате его Георгии настоятельствовал в оной. В творениях своих восставал особенно против акефалов, противников Хадкидонского собора. Преставился в царствование Ираклия (610–640). Чет. Минея. (Act SS. apr. II. р. 850 sqq. Fabr. X. 571). Мес. В. 21 Св. священномуч. Ианнуария епископа, и с ним Прокла, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона мирян. При Диоклетиане и Максимиане, от Тимофея, князя Кампанийского, посечены мечом в Путеолах, около 305 г. Чет. Минея. (Acta, ab lohanne diacono descripta, exstant apud Surium t. V. Eadem recenset Mozochius in App. ad t. I. Comm. in Kalend. neapol. et t. III. p. 963 et 1002). Мес. B. и Март. Р. 19 сент. Пролог вторично 19 сент. Есть служба. Св. муч. Феодора, в Пергии Памфлийской, и иже с ним. Св. Феодор скончался на кресте после трехдневного томления. С ним пострадали Диоскор, бывший жрец идольский, Сократ и Дионисий воины и Филиппия, мать св. Феодора, при Антонине, от игемона Феодота, во 2 веке. Чет. Минея. (Assem. Kal. un. eccl.VI. р. 273). Мес. В. 21 сент. Март. Р. 20 сент. Имеет службу. (В ней именуется священномучеником). Св. Максимиана, патриарха Константинопольского. Преемник Нестория, возведенный на патриарший престол 431 г. 25 окт. Скончался 12 апр. 434 г. Пролог. (Or. Chr. I. р. 216. Act. SS. apr. II. р. 847. Morcelli Kalend. CPlit. II. 20 nov.). Мес. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

8 старой коллекции (1-я часть) и Sinait. iber. 4 новой коллекции (2-я часть, обнаружена недавно). В груз. коллекции собрания Иверского монастыря на Афоне сохранился 3-й из известных груз. алфавитно-анонимных Патериков (Ath. iver. georg. 12, X-XI вв.; начало отсутствует). Это один из наиболее полных Патериков, отличающийся большим числом повествований на каждого подвижника. Патерики 2-й группы - систематические - на груз. язык были переведены дважды: прп. Евфимием Святогорцем и учеником прп. Георгия Святогорца иером. Феофилом Хуцесмоназони. Их исследовали и издали М. Двали и Д. Читунашвили (Древнегруз. переводы. 2014. Т. 3). Греч. первоисточник перевода прп. Евфимия, по классификации Ж. К. Ги, относится к 3-му (С) этапу развития систематических сборников. Сохранилась неполная рукопись « » (Учения святых отцов - НЦРГ. А 35, X в. Л. 186-331 об.), в ней из 21 главы представлены 13. Они посвящены темам покаяния, поста, противодействия блудным помыслам, алчности, смирения, терпения, осуждения, усердия в делах, осторожности, усердия в молитве, послушания. Сборник апофтегм, переведенный иером. Феофилом, представлен автографом переводчика (НЦРГ. А 1105, XI в.) и неск. рукописями XII-XVII вв. (НЦРГ. А 528 и А 1339, обе XII в.; НЦРГ. H 1342, XII-XIII вв.; Кут. 40, XIII-XIV вв.; НЦРГ. A 169, 1745 г.) (Древнегруз. переводы. 2014. Т. 3). Греч. первоисточник относится, по классификации Ги, к отдельной группе, к-рую он называл «идущей от обыкновенных алфавитно-анонимных сборников». Для этой редакции характерны сравнительно расширенная житийная часть о каждом подвижнике и наличие дополнительных глав (по отношению к стандартному составу в 21 главу) ( Guy. 1962. P. 171-188). В конце 1-й главы, после анонимных повествований, помещены учения старца Зосимы. Также сборник содержит материал из «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха и повествования прп. Даниила , игумена Скитского, к-рые не входят в обычные систематические сборники апофтегм. Помимо традиционных Патериков в груз. рукописях сохранились не имеющие аналогов сборники. Примечателен сб. « » (Наставления и чудеса синайских отцов; Sinait. iber. 67, новая коллекция, до 974 г.- Читунашвили. 2012. С. 302-323), представляющий собой компиляцию разных текстов и сборников. Большую часть рукописи (2-12-я тетради, Л. 8-60 об.) занимает груз. перевод «Патерика синайских отцов», составленного в 1-й пол. VII в. неизвестным синайским деятелем (известен в виде переработанной мон. Анастасием редакции, в к-рой к синайским повествованиям добавлены истории, происшедшие в др. местах). Вторую часть сборника (Л. 60 об.- 100 об.) занимает отрывок из алфавитно-анонимного П. (прямые аналоги не обнаружены; сказания св. отцов переписчик выбрал по своему усмотрению). Существование в рукописи варианта «Historia monachorum in Aegypto» с Житием прп. Павла Честного (Црпели) наводит на мысль, что переписчик рукописи использовал груз. перевод неизвестного до наст. времени греч. П.

http://pravenc.ru/text/2579738.html

Синкелл пошел и поведал это старцу. Георгий отвечал: да будет воля Божия! Когда кончилось Причащение, старец поклонился святому храму и опять явился в своей келье. И вот ученик его стучит в дверь и говорит: отче, иди причащаться. Старец пошел причащаться в церковь с учеником своим. Архиепископ же Петр, оскорбившись ослушанием его, после праздника послал к Фаранскому епископу авве Фотию и к отцам Синайским, чтобы они прислали к нему Георгия. Когда посол прибыл и вручил письма, сей старец отправил от себя патриарху трех пресвитеров, авву Стефана Каппадокиянина, авву Зосима и авву Дуклития Римлянина с письмом, в котором извинялся и говорил: «Святейший Владыка! Да не будет того, чтобы я стал презирать святаго вестника вашего. И еще: да ведает ваше святейшество, что чрез шесть месяцев мы оба предстанем Владыке Христу Богу нашему, и там я поклонюсь вам». Пресвитеры отправились, и, вручив письмо патриарху, говорили, что старец уже несколько лет не ходил в Палестину. Они также показали и письма епископа Фаранскаго, свидетельствующия о том, что Георгий около 70-ти лет не сходил с св. горы Синайской. Святый Петр представил во свидетели епископов и клириков, которые тут находились и говорили: все мы видели старца и приветствовали его святым лобзанием. По прошествии шести месяцев патриарх Петр и авва Георгий скончались, как предсказал этот старец». Отшельник Анастасий В первой половине шестаго века между Синайскими подвижниками славился необыкновенным подвижничеством отшельник Анастасий, подвизавший в одной безмолвной пустыне. Он имел необыкновенную прозорливость. Когда руководитель преподобнаго Иоанна Лествичника , авва Мартирий, видя необычайное преуспеяние своего ученика в добродетели, желал узнать судьбы Божии о нем, то привел его к преподобному Анастасию. Сей знаменитый старец, увидев св. Иоанна, спросил Мартирия: кто постригал его? т. е., кто принимал от него обеты иноческие? Когда Мартирий отвечал, что сам он и постригал Иоанна, Анастасий возразил с удивлением: «Кто подумал бы, отец мой, что ты посвятил Богу будущаго игумена Синайской горы?» Это предсказание Анастасия, как известно, исполнилось в свое время во всей точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из всего преподобным Нилом Постником " написанного видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле " Глубина мысли этого дивного святого Отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних Пророков и мудрецов, святых Отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости – словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно – в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника. Пустыннический подвиг святого Нила находится в ряду постнических, молитвенных и всех иных трудов преподобных Отцов горы Синайской. В нашем православном российском месяцеслове (см. " Православный церковный календарь " издания Московской Патриархии) содержатся не только имена преподобного Нила Постника и " преподобных Отцов, в Синае и Раифе избиенных " , но также имена еще семи (и это далеко не все!) синайских подвижников: преподобного Акакия Синайского (VI век; память 7 (20) июля и 29 ноября декабря]); святителей Григория (†593) и Анастасия Синаита (†599), Патриархов Антиохийских, и преподобного Анастасия, игумена Синайской горы (†685) (их память – 20 апреля мая]); преподобного Григория Синаита (XIV век; память 8 (21) августа); преподобного Мины Синайского (VI век; память 5 (18) января); преподобного Иоанна Лествичника (†649) (память 30 марта (12 апреля) и в Неделю 4-ю Великого поста). Имя преподобного Нила Постника – в ряду достославных и святых имен Отцов и учителей Церкви как " золотой эпохи " Вселенских Соборов (IV–VIII векА), так и всех времен. Духовно-нравственные писания преподобного Нила входят в православное священное предание – в великую сокровищницу богомудрых отеческих творений нашей Святой Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

— Сей блаженный Иоанн, когда ему минуло 16 лет возраста телесного, — совершенством же ума он и тогда уже уподоблялся тысячелетнему, — предал себя Великому Архиерею-Богу, как непорочную и добровольную жертву. Тело свое вознес он на Синайскую гору, а душу — на гору небесную; видимо восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого. Устранившись мира, он с самого начала возлюбил украшенную смирением кротость, как начальницу «мысленных отроковицы» [ 3 ], как учительницу добродетелей. Он отсек вольность и гордыню и, восприяв на себя благолепное смиренномудрие, при самом вступлении в иноческую жизнь внимательным рассмотрением отгнал от себя сего обманщика — самоугодие и самоуверенность. Подклонив свою выю, он вверился искусному духовному наставнику [ 4 ], желая под его руководством безбедно прейти опасную пучину страстей. Отрешившись от мирского жития, Иоанн стал вести себя между иноками, как малолетний, не умеющий говорить, отрок, как будто душа его не имела ни своего разума, ни своей воли, но совершенно лишена была естественных ей свойств. А что всего удивительнее — при обширной своей учености Иоанн оставался смиренным иноком, возлюбив небесную простоту и не превозносился своим любомудрием, смиряя себя для Бога. Наставником и руководителем преподобного Иоанна — как говорит о том Синхрон [ 5 ] — был авва Мартирий. Когда на 20-м году его жизни Мартирий постриг Иоанна в иноческий образ, то авва Стратигий [ 6 ] в этот день предсказал о нем, что он будет великим светилом вселенной — что потом и сбылось. Однажды авва Мартирий, с учеником своим Иоанном, пришел к великому Анастасию Синаиту [ 7 ]; увидев их, Анастасий сказал авве Мартирию: — Скажи мне, Мартирий, откуда у тебя ученик сей, и кто постриг его в иночество? — Раб он твой, отче, и я постриг его, — отвечал Мартирий. И сказал Анастасий с удивлением: — О авва Мартирий! Ты постриг игумена Синайской горы. В другое время, также взяв с собою сего Иоанна, наставник его авва Мартирий пошел к великому старцу Иоанну Савваиту [ 8 ], который жил тогда в пустыне Гуддийской. Как скоро увидел их старец, встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал руку его; авве же Мартирию не умыл ног. Когда после этого ученик старца Савваита Стефан спросил старца:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

18: 24). Но Ты, по человеколюбию Своему, вовсе простил ему (хотя он и не сумел воспользоваться Твоим прощением, не простив злобно брату своему его долга). Обратился к Тебе, стыдясь, блудный, [желая] стать одним из наемников Твоих, а Ты сделал его сыном и наследником (см.: Лк. 15: 19). Попросил Тебя разбойник только помянуть его во Царствии Твоем, и Ты весь рай ему даровал (см.: Лк. 23: 42). Приступила к Тебе блудница с одним лишь плачем, ничего не прося, и получила несравненно более того, на что [тайно] надеялась и чего искала (см.: Лк. 7: 48). Петр некогда заплакал, прося прощения, – Ты же сделал его хранителем Своей Церкви и Царствия Небесного. Ибо таково у Тебя свойство: в предельно отчаявшихся, в не имеющих надежды на спасение, в тех, которые достигли самого дна ада во грехе, – в них являть величие Своего человеколюбия» (288). Поэтому нужно не отчаиваться, а каяться в грехах, молиться и надеяться на спасение своей души. Преподобный Анастасий Синаит подробно рассказал о сути греха памятозлобия, его последствиях, а также о тяжести и трудности от него избавиться. Причем он сделал это безо всякого давления, нажима на человека, даже напротив, очень мягко, спокойно, на равных беседуя с читателем, постепенно донося до него Божественную истину. И от этого его слова имеют огромную силу воздействия на человека и действительно заставляют не только задуматься о жизни, душе, истинном пути, но и подвигают на исправление и покаяние. «Сие написал я вам не для того, чтобы внести в ваши души расслабление, но чтобы еще более пробудить вас [к покаянию], – и не для того, чтобы сделать вас беззаботными, но ревностнейшими, дабы, усердно подвизаясь на поприще постов и получив победные венцы, мы сподобились отпущения грехов и Царствия Небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым и животворящим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» (299–300). Здесь и далее цит. по: Анастасий Синаит, преподобный. Избранные творения (М., 2003) с указанием в скобках страниц текста. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. СПб., 1996. С. 104–106. Там же. С. 107. Там же. С. 108. Там же. С. 107. 8 мая 2008 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 82 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/41561.html

Св. исповедника, епископа Антиохии Писидийской. Он жил при Льве Армянине (813–820 г.) и мужественно стоял за почитание св. икон. Святитель обличил самого императора в отступлении от церковного предания, за что и был послан в заточение, где он и скончался. Св. Трфна, патриарха Константинопольского. Имп. Роман, желавший вручить управление Церковью своему сыну Феофилакту, низвергнул в 931 году св. Трифона, и старец с незлобным сердцем удалился в монастырь, где подвизался раньше. Он мирно скончался в 933 году. Святые мощи его были положены в Великой церкви с патриархами. Мучч. ены и Воины и копьеносцы императора Диоклетиана, видя твердость св. великомученика Георгия (см. 23 апр.), они уверовали во Христа, и после жестоких истязаний были преданы огню, в 303 году. Пр. игумена монастыря, называемая Катавада. Родом из Константинополя, раздавши по смерти своих родителей имущество бедным, он прибыл в Халкидон и здесь подвизался иноком в обители св. Андрея. Посланный игуменом в один монастырь в Финикии, он обратил ко Христу многих неверных и прославился чудесами. Скончался он после 33 лет управления обителью, на пути в Халкидон. 20 . В. Пр. отца нашего еодра трихины (т.е., власяничника). Сын богатых родителей, из Константинополя, он рано удалился во Фракию и предался подвигам отшельничества. Он шел «к широте вышняго Сиона» «жестоким и скорбным путем», был «воздержник и смиренномудр, и долготерпелив, и милостив воистину». Преподобный носил одну только власяницу и строгим постоянным постом изнурял свою плоть. При жизни и по смерти он сотворил много чудес. Время жизни пр. Феодора полагают между IV и IX в., но точно неизвестно. Кондак, гл. 4. Явился еси предивен житием, Феодоре мудре отче, власяными рубы изменив, паче царских сокровищ яже на земли: сего ради небесную одежду восприял еси, присно моли о нас преподобне. Пр. Синаита, игумена Синайской горы. После высокого христианского образования, он, желая иночества, прибыл на гору Синай к пр. Иоанну Лествичнику (см. 30 мар.). По смерти последнего он был избран настоятелем. Св. Анастасий не постоянно пребывал в обители: пламенная любовь к чистой вере и спасению ближних побудила его путешествовать по Египту, Аравии и Сирии, с тем, чтобы обличать и обращать к истине волновавших тогда Церковь еретиков (акефалитов и других евтихиан). Скончался он в глубокой старости, ок. 685 г. (по другим – при Ираклии, 610–611 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010