6 То есть около трех часов пополудни. 7 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 8 Адана — город и средиземноморский порт на юге Турции. 9 Ататюрк Мустафа Кемаль (1881-1938) — вождь турецкой (так называемой кемалистской) революции 1918-1923 гг., первый пре­зидент (1923-1938) Турецкой Республики. 10 Война в октябре-ноябре 1940 г. между Грецией и фашистской Италией. 11 Старец говорил, что хотя при Крещении его матери было дано имя Евлогия (с этим именем она записана и в помяннике Старца), в Конице все ее звали Евлампия. 12 Восприемницей при Крещении была супруга певчего препо­добного Арсения Продромоса Корциноглу — Анастасия. По греческой традиции имя крещаемого произносит его восприемник. 13 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский. 14 Остров в Ионическом море, итальянцы называют Корфу. 15 Город в Эпире. 16 Город в Эпире. 17 То есть, работая до вечера, они по постным дням ничего не ели и не пили, а в конце рабочего дня вкушали антидор. 18 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. 19 По десятибальной системе оценок. 20 Кира — уважительная приставка к женскому имени 21 Ин. 11,25. 22 Город в Эпире, в 70 км от Коницы. 23 Старший священник в епархии, ближайший помощник правя­щего архиерея. Приблизительно, эта должность соответствует сек­ретарю епархии в Русской Православной Церкви. 24 Оккупация Греции в 1941-44 гг. Германией, Италией и Болга­рией. В 1944—48 гг. в Греции шла Гражданская война между прави­тельственной армией и коммунистами. 25 Наполеон Зервас (1891-1957) — лидер антифашистского дви­жения «Национальный Греческий Демократический Союз», дейст­вовавшего против нацистов в Эпире и некоторых других областях Греции. 26 Ср.: Пс. 115, 5; 9. 27 Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, недале­ко от Коницы. 28 Город на Пелопоннесе. 29 Город в Центральной Греции. 30 Ср.: Быт. 39,2. 31 Город на Пелопоннесе. 32 Большие пальцы на руках Старца действительно были не сов­сем обычные: их крайние фаланги были маленькими, а ногти — поч­ти вполовину меньше обычных.

http://pravmir.ru/249925/

Глаголют убо, яко иже плоть повинув духови и совесть обличителя стяжав, судию си послушателя Божиих Заповедей, бысть прежде шествования послушания к невидимому и разумному преспеванию потребен. Имаши бо Великаго Антония и иже о нем просветившихся, иже невидимаго производят разума многа; а иже не стяжавшим, но и еще от страстей смущаеми, без сего успети не могут. Добре убо рече: «яко без него ни един же может видети Господа». Душевныя убо страсти наричет: тщеславие, гнев, печаль, величание, уныние и яже убо о них бывают. Плотския же: объядение, упивание, сребролюбие, блужение. Глаголют убо: иже душевными страстми смущаемии человека требуют престояща мудра и попущающа мало на плотския, да не яко воздержницы и тщии боле возносятся. А плотскими страстми боримии трябуют наставника мужа мала, а не яко ангелское житие имуща и безплотное, токмо воздержалина яве и безстрастна, яко да постом движения плотская умертвити. И вменишася таковии иже от Содома избежавше и ангельским наставляеми житием. Богу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. 16. Слово Анастасия, игумена горы Синайския, о исповедании грехов к духовным отцем и прозорливым, а не к невежам (20 апр.) Добро есть отнюд и полезно исповедати грехи ко искусным духовным отцем, а не к невежам и неискусным и ни еже о сих не разсмотряющым, да не неполезною их любовию и строением неисцелным и нехитрым повелением епитимия преобидится и неполеза и ленива соделает кающагося. Аще убо обрящеши мужа духовна, могущаго тя уврачевати, не стыдися, исповеждся ему аки Богу, а не к человеку. Рече бо некто от святых: мудрый о души своей не стыдится падением своим и не срамляется своих грехов исповедати и не зазорится. Глаголет бо Иоанн Богослов: аще бо исповемы грехи своя, верен есть Господь и праведен, отпустит нам грехи и очистит ны от всякия неправды ( 1Ин. 1:9 ). Но мнози от грубости лицемернии понове, студная деюще дела, не токмо сами ходяще в тимении (тине) злых дел, но и учители бывают на зло, да ни сами приходят к свету, ни хотящим приити попущают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Свв. мучч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана. Проповедники, посланные на благовестие св. Фронтоном, первым еп. Петрогорийским (Perigord). Усекнуты от игемона Сквиридона в 1 веке. Чет. Минея от Мартиролога. (Act SS. 2 ian. р. 71). Св . муч . Конкордия. Римлянин, страдал при Марке Аврелии, около 175 г., в Сполете. Чет. Минея от Мартиролога. (Act. SS. ian. I. р. 9). Март. P. 1 янв. Преп . Зосимы Кил и киани н а, еп. Вавилона Египетского. Инок обители Синайской. Быв послан настоятелем в Александрию по делам монастырским, получил святительство от Александрийского патриарха Аполлинария (553–560). Под старость возвратился на Синай, и там скончался. Чет. Минея от Лимонаря, гл. 123–125. (Or. Chr. II col. 355. Act SS. iann. II. р. 607). Преп. Мефодия, игумена Песношского. Ученик преп. Сергия Радонежского. Преставился в 1392 г. Месяц. всех свв. 5 Св. священномуч. Дорофея, еп. Тирского. Страдал при Диоклетиане и Ликинии, мученически скончался при Иулиане в Одиссополе Фракийском, куда удалился, избегая гонения, 107 лет. Чет. Минея. (Act. SS. iun. I. р. 434. Or. Chr. II col. 803). Мес. В. 9 окт. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона. Воины, за Христа уморенные голодом в Египте, при Максимиане. Пролог. (Act. SS. iun. I. р. 419–421. Mabillonii Musaeum Itallicum. I. partis sec. p. 247. Mazoch. Kal. neapol. III. 651. Assem. Kal. VI. 416). Мес. B. 7 июня. Март. P. Преп. Анувия , исповедника и пустынника Египетского. Преставился, исповедав свои подвиги трем инокам из Нижнего Египта, коих Промысл привел в его келлию за три дня до его кончины. Чет. Минея из Руфина (II. 10), Палладия к Лавсу (58) и Никифора (IX. 14). (Act SS. iun. I. р. 641–643). Преп. Феодора чудотворца. Инок пустыни Иорданской. Во время плавании в Константинополь, молитвой претворил морскую воду в годную для питья. Чет. Минеи от Пролога и Лимонаря, гл. 173. Преп. Дорофея. Инок Палестинской обители аввы Серида; при жизни наставник преп. Досифея (19 февр.), по смерти – руководитель иноков оставленными по себе творениями. Жил в царствование Анастасия, Юстина и Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

34 Так мы позволили себе перевести эту фразу: μετστασις δι θαντου πρς ζων ανιον. Термин μετστασις (перемещение, переселение) для обозначения смерти использует, помимо прочих церковных писателей, и Златоустый отец, который, толкуя слова Господа («Куда Я иду, туда вы не можете придти»( Ин. 8:21 )), говорит: Господь ими «показывает, что Его смерть есть преставление и переход ( μετστασις στι και μετθεσις) к месту, куда не допускаются тела, подверженные тлению» (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72, 4//Св. Иоанн Златоуст . Творения. T. VIII М., 2012. С. 483). 35 Город на Синайском полуострове, наряду с Фараном и Клисмой являющийся здесь центром городской жизни. 36 Здесь, как и повсюду у преп. Анастасия, подразумеваются, скорее всего, римские мили (1,48 км). 37 Так, думается, можно перевести фразу ποισον λαμπρν (светильник). Чуть ниже этот источник света назван τ θυμιατριον (кадило, курильница). 38 Понятие πισττης в византийский период часто обозначало управляющего монастырем (игумена). См.: Sophokles Е. А. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Hiidesheim; Zürich; N. Y., 1992. P. 551. Но в данном случае речь идет явно об отшельниках, учителе и ученике. 39 Эта зелень (или маленькие растения, трава) называется в тексте μκρα κοδιμντα; что она из себя представляла, сказать трудно. 41 О нем см. выше. Преп. Иоанн Лествичник посвящает этому подвижнику достаточно обширный экскурс, подчеркивая его необычайное терпение и послушание. Он сначала подвизался в Азии, затем шестнадцать лет проходил послушание в одной понтийской обители, где над ним всячески издевались, как над чужестранцем, а после этого ушел в монастырь св. Саввы Освященного, после чего уже пришел на Синай. См.: Преп. Иоанн Лествичник . Райская лествица. 4, 110//Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. С. 122 и далее. 42 Вероятно, так можно перевести этот термин – το βασιλικο ρχατρο. Димитрий до своего отречения от мира занимал, скорее всего, очень престижную должность старшего придворного медика.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

36 «Лествица» Иоанна Синайского и служба Иверской иконе Божией Матери, с приложением сказания о самой иконе и др. 39 Историческое описание Глинской пустыни, представлен. игуменом Филаретом в Консисторию в 1837 г., дело Архива 44 Там же находится место погребения Глинского игумена Авксентия, († 1857 г.), настоятельствовавшего после Евстратия два года. 45 Сказание о жизни и подвигах его отпечатано было в Москве в 1887 году, а краткий очерк о нем помещен в описании Спасо-Илиодоровского скита. Одесса, 1899 года. 46 Он сначала имел руководителем братского духовника иеромонаха Анастасия, умершего в глубокой старости в 1873 г., а после него о. Илиодора. 50 В преднесении выносного креста и монаграммы имени «Мария», в золоченном круглом сиянии. При соборном шествии, кроме скитской колокольни, трезвонят еще на соборной колокольне. 51 Впоследствии, за неудобством и теснотой места, монастырь перенесли немного далее на северо-запад. 52 В 1848 г. здесь, вместо деревянной, построена была большая каменная часовня. Пристройкою алтаря ее обратили в храм. 53 К чести Глинских настоятелей и благодетелей надобно отнести то, что они ради любви к Богу и Царице Небесной, при видимой бедности обители, благоукрашали храмы и тем придавали должное великолепие дому Царя Славы. 54 Жизнь о. Макария отпечатана в приложении к «Курским Епарх. Ведом.» за 1893 год, 6, 8, 11, 12, 16. 55 Одно из них помещено было в конце жизнеописания старца, другое в 30 «Курских Епархиальных Ведомостей» за 1893 год; в монастыре записано не мало таких исцелений. Теперь берут дождевую воду с могильной плиты о. Макария, или землю у его могилы. 57 Очерк жизни его отпечатан в «Курских Епархиальных Ведомостях» за 1893 год, 39–41; 1894 г. 5, 6, 7. 58 Во время молитвы о. Феодота от распятия Спасителя происходило яркое сияние. Однажды благочинный о. Макарий (впоследствии известный старец) вышел во время утрени из храма и увидел над кухней столб света. Сквозь дырочку в кухонных дверях, он увидел Феодота на коленях с воздетыми руками, из уст его исходило пламя и освещало икону Спасителя. Некоторые видели отца Феодота во время молитвы приподнятым от земли на воздух («Жизнь о. Феодота». Курск 1894 г., стр. 23 и 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог приходит только в сердце, очищенное страхом Божиим. Любовь меняет человека, дает радость, просвещает, искореняет страсти. Просвещение сердца приводит к просвещению тела. Тогда человеку уже почти не нужна пища, тело не так подвержено болезням. Тот, кто любит Господа, любит и ближних. Любовь к ближним служит доказательством любви к Богу. Преподобный Иоанн называет любовь подательницей пророчества, виновницей чудотворений, источником огня в сердце. Сила любви — в надежде. Надежда — владение сокровищем еще прежде его получения, упокоение в трудах, дверь любви. Она убивает отчаяние, это залог будущих благ. Без надежды невозможны труды и подвиги. Надежда — это дар Божий. Ее оскудение приводит к умалению любви и сомнениям. Надежду разрушает гнев. Несколько слов об авторе Колокольня Ивана Великого (церковь Иоанна Лествичника). Москва. Начало XVI в. Иоанн Лествичник вырос в обеспеченной семье и получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Синайский монастырь Неопалимой Купины, позднее монастырь Святой Екатерины, где стал учеником аввы Мартирия и через три года принял монашеский постриг. Анастасий Великий и Иоанн Савваит предсказали, что Иоанн станет игуменом горы Синай. Через несколько лет, после смерти аввы Мартирия, преподобный Иоанн поселился в нескольких километрах от монастыря в пещере у подножия горы Синай, много времени посвящал молитве, днем работал в огороде, а вечером и ночью писал книги. После сорока лет уединения Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. За мудрость, духовные дарования и любовь к Богу его называли новым Моисеем. В этот период он и написал «Лествицу» по просьбе другого подвижника, святого Иоанна, игумена соседнего Раифского монастыря. Незадолго до смерти преподобный оставил управлять монастырем своего родного брата Георгия, а сам вернулся к уединенной жизни в безмолвии на прежнем месте, где прожил до конца жизни. Уже в X веке Иоанн Лествичник почитался как святой. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание».

http://blog.predanie.ru/article/lestvits...

1155 Oriens Christianus, II (1902), pp. 5889; второе приписываемое Анастасию Синаиту собрание О. С. III (1903), pp. 5690 не имеет непосредственного отношения к Синаю и может иметь другого автора, хотя оно также датируется серединой седьмого века. 1156 В с. II говорится о Пике Илии «прежде чем он был осквернен нынешним народом». В с. XX описывается кончина Стефана Византийца, который был «хартуларием» у полководца Мавриана (653) – см. Theophanes, P. G. 108. 70 Α. Μ. 6145). «Авва» автора, умерший за два года до написания этого труда, был знаком со Стефаном (с. XXI). Один из старых отцов вспоминает о появлении (620?) предполагаемого сына императора Маврикия (с. XXIX). 1161 с. XXXIV. Если мы отождествим этого Анастасия с тем, который в 559 году стал патриархом Антиохийским, и будем исходить из того, что время его игуменства предшествовало названной интронизации, а не приходилось на период изгнания из Антиохии (57093), то Лествичника можно было бы отождествить с корреспондентом святого Григория. Однако других явных свидетельств в пользу названного предположения в наших Recits, похоже, нет. 1162 с. VI. При любом счете времени вряд ли возможно отождествить на хронологической основе ученика (Стефана Каппадокийца) с носившим то же самое имя монахом, о котором мы читаем в «Луге» (Meadow, сс. 122:127) и который, будучи уже пресвитером, был послан представлять игумена в Иерусалиме (5512). 1163 с. XXXII. Здесь же (если только мы можем доверять этим рукописям) он назван савваитом, вследствие чего мы можем придти к заключению, что речь идет вовсе не о Лествичнике. Скорее всего, здесь говорится и не об Иоанне Саввваите, фигурирующем в других историях, если только истории эти не были написаны в разное время. Видимо, это и не Иоанн, который в 649 году был игуменом МарСабы и поставил свою подпись под посланием Латеранскому собору 649 г. 1164 сс. V, VII, XXXIX (история, в которой вспоминается об интересе святого Григория к Горе: Иоанн, игумен Синайского монастыря, рассказывает писателю, как за несколько лет до этого папа римский, узнав о том, что в обители нет больницы, отправил туда деньги и послания и построил больницу, послушание в которой нес либо Иоанн, либо писатель; у нас не возникает ощущения того, что это происходило в то время, когда Иоанн, о котором здесь идет речь, стал уже игуменом).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ († 925), прп. из Траянова мон-ря, чудотворец (пам. греч. 3 июня). Род. в небогатой семье в феме Кивирриотов (М. Азия). Достигнув совершеннолетия, А. ушел из дома, взяв с собой, по слову Спасителя, только один хитон. Странствуя по разным мон-рям, он получал наставления у духовных мужей и старцев. Однажды он встретился с игум. Космой, бывш. синклитиком (членом имп. совета), к-рый основал мон-рь на р. Сангарис (Вифиния), названный Траяновым (греч. το Τραανο). Однако жестокосердная братия вынудила его покинуть мон-рь. Увидев в А. посланца Божия, Косма вместе с ним вернулся в свой мон-рь. Исполненный добродетелей, А. своим примером обратил иноков ко страху Божию, а сам вскоре принял великую схиму и стал священником, занимаясь также переписыванием книг. А. строго постился, до вечера не вкушая пищи, претерпел много искушений от демонов, но благодаря своему смирению избавился от страстей. Он ни на кого не смотрел и ни с кем не разговаривал, общаясь с братией только в субботу и в воскресенье. Впосл., переписав для игумена много книг, А. потерял зрение. Он обратился к Богу с горячей молитвой: «Господи, если я достоин, даруй мне свет, как он был изначально, и все, что я буду по силе, данной Тобой, писать, пойдет на пропитание бедным и нищим». Удостоившись исцеления, А. за 28 лет раздал бедным 900 номисм золотом, заработанных своим трудом. В глубокой старости он отошел ко Господу, ведомый апостолами Андреем и Иоанном, что открылось в видении игум. Косме. При жизни А. делал различные предсказания, к-рые всегда сбывались, и сотворил множество чудес после смерти. Житие А. находится в греч. Синаксарях (древнейший список: Paris. Coisl. 223, 1301 г.), видение игум. Космы включено под 5 окт. в состав слав. Прологов. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναον. Ιονιος. Σ. 22). Ист.: BHG, N 2047n; ActaSS. Iun. T. 1. P. 319-320, 327; SynCP. Col. 725-728. Лит.: Janin. Grands centres. P. 102-103; Janin R. Athanase le Thaumaturge (83)//DHGE. T. 4. Col. 1398; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508-509; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 14. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/76838.html

574 165 глав, нач. XVII в. Постатейное описание: Опис. слав. Рук. Ч. I # 202? 216–326 (=226 правильной нумерации), о слове Симеона Месопотамского на с. 322 (=222). Аналогичный состав Измарагда в рукописи 241 (332) Виленской публичной библиотеки (сохранилось только 155 из 165 глав, конец утрачен, см.: Добрянский 1882, 387). 576 Это начало относится к Ангеловой повести: в рукописи произошла «сбивка» оглавлений относительно текстов на один пункт. Нужный нам incipit находится в гл. 96 Слова о разлучении души от тела: «Послушайте, братие, како страхь и бду имать душа в часъ исхода еже оть сего Слово о погребаемых в церкви – гл. 98. 577 2-я ред. Измарагда с л. 727 и далее, текст на л. 774774 об., не издан. В Софийской рукописи ВМЧ текста нет (см. опис. Абрамович 1907). Опис. рукописи: Протасьева 1970, 794, с. 185–186. Опис. содержания: Иосиф 1892, стлб. 356. 579 Сборник слов и поучений XVI в. библиотеки Болгарской Академии наук (смешанная русско-болгарская редакция, водяные знаки 1556 г.). Л. 76–77 об., гл. 49. Описание: Кодов 1969, 203 (по описи 84). 583 Из Супрасльского монастыря, 690 л. Описание: Добрянский 1882, 240 (207), с. 341–386 (по Пудалову 1990, этот Измарагд принадлежит к особому юго-западному типу). Слово Симеона является 36 главой из числа Истолкования главам св. Анастасия игумена Синайского (361 гл.), л. 298 (с. 357 Описания). 584 У нас не было возможности уточнить по каталогам, к какому веку относится рукопись Vat. 1997, по которой издал текст Маи. 585 В этому же времени относятся и самые ранние среднеболгарские и сербские рукописи со словом Симеона Месопотамского, СМ. Reinhart 2001, 167. 587 Тем самым предположение Жгуйара (невероятное по многим соображениям, в том числе из-за параллелей в СМ) на основании датировки рукописей не позднее XIII в., что слово было написано в монастыре, основанном при образовании Эпирского царства, не выдерживает критики и из-за наличия его в более раннем поучении Изосимы (если признать гипотезу А. И. Соболевского, изложенную ниже, правильной).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Последующие аскетические проповедники, руководясь указанными выше поучениями, раскрыли подробно духовную жизнь в своих беседах; но они не отличаются единством в изложении своего учения, и потому имеют второстепенное значение в области аскетического проповедничества. Поэтому достаточно поименовать главнейших из них. Диадох написал 100 глав или слов подвижнических. Авва Дорофей написал 30 слов или глав о подвижничестве. За ним следуют подобные проповедники: Максим Исповедник , Анастасий Синаит , Феодор Студит , написавший 389 оглашений, Феодор Эдесский , Филофей Синайский, и в особенности Симеон Новый Богослов (XI в.). Последний всех более писал о духовной жизни, и, проходя звание игумена около 48 лет, весьма ревностно поучал братию и мирян. Он написал 363 «главы деятельные» т. е. наставления о духовной жизни, 25 глав созерцательных, 35 сокровищ или оглашений, 32 беседы (с мирянами и иноками) о вере и нравственности, 25 слов к инокам, 22 подвижнических увещаний, и много подобного. В этих поучениях Симеон главным образом излагает внутреннюю брань со страстями и греховными помыслами. Обилие поучений и общность заглавий их свидетельствуют об отсутствии единства в предметах. Это – сокровищница назидательных мыслей. Учение Симеона, как плод высокой жизни, строго, и не раз вооружало против него учеников его, между прочим и самою плодовитостью своею; но, с другой стороны, оно создало многих подвижников благочестия. «Некоторые говорят; быть не может, чтобы человек чист был от страстей и пороков и принял в себя Утешителя! Так говорят против собственного спасения, заключают двери царствия дли себя и других... Которые решились нести крест, идти тесным путем, готовы погубить душу свою для жизни вечной, те и очень многие видели Бога... Прежде скорби и слез не будем обманывать себя в успехе благочестия. Без слез не смягчится жестокое сердце, и мы не в силах сделаться смиренными; а кто не устроил себя так, тот не может соединиться со Св. духом.» – Назван Симеон «новым богословом» за глубокие подвижнические наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010